Протоиндоевропейский корень

редактировать

корень реконструированного протоиндоевропейского языка (PIE) - это базовые части слов, которые несут лексическое значение, так называемые морфемы. Корни PIE обычно имеют словесное , означающее, например, «есть» или «бежать». Корни никогда не встречаются в языке по отдельности. Полные склонные глаголы, но также существительные и прилагательные образуются путем добавления дополнительных морфем к корню и изменения гласной корня в процессе, называемом ablaut.

Корень состоит из центрального гласный, которому предшествуют и за которым следует по крайней мере один согласный каждый. Был определен ряд правил, определяющих, какие согласные могут встречаться вместе и в каком порядке. По сути, согласные с самой высокой звучностью (* l, * r, * y, * n) являются ближайшими к гласным, а согласные с самой низкой звучностью, такие как взрывные, являются самый дальний, несмотря на определенные исключения, такие как кластеры шипов.

Иногда новые корни создавались в PIE или его ранних потомках различными процессами, такими как корневые расширения (добавление звука в конец существующего корня) или метатезис.

Содержание
  • 1 Формирование слова
    • 1.1 Конечные глаголы
    • 1.2 Существительные и прилагательные
    • 1.3 Инфинитивы и причастия
  • 2 Форма корня
    • 2.1 Иерархия соноризма
    • 2.2 Препятствие кластеры
    • 2.3 Дополнительные ограничения
    • 2.4 Исключения
  • 3 Лексическое значение
  • 4 Создание новых корней
    • 4.1 Расширения корня
    • 4.2 Сонорантный метатезис
    • 4.3 Обратные образования
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Формирование слова

Обычно корень плюс суффикс образует основу, а добавление окончания образует слово.

корень + суффикс ⏟ корень + окончание ⏟ слово {\ displaystyle \ underbrace {\ underbrace {\ mathrm {root + suffix}} _ {\ mathrm {stem}} + \ mathrm {окончание}} _ {\ mathrm {word} }}\ underbrace {\ underbrace {\ mathrm {корень + суффикс}} _ {\ mathrm {стержень}} + \ mathrm {окончание }} _ {\ mathrm {word}}

Например, * bʰéreti «он несет» можно разделить на корень * bʰer- «нести», суффикс * -e- «несовершенный аспект » и окончание * -ti "настоящее время, третье лицо единственное число ".

Суффикс иногда отсутствует, что было интерпретировано как нулевой суффикс. Слова с нулевым суффиксом называются корневыми глаголами и корневыми существительными. Пример: * h₁és-mi / * h₁és-∅-mi «Я есмь». Помимо этой базовой структуры, существует носовой инфикс, который функционирует как маркер настоящего времени, и редупликация, префикс с рядом грамматических и деривационных функций.

Конечные глаголы

Глагольные суффиксы, включая нулевой суффикс, передают грамматическую информацию о времени и аспекте, двух грамматических категориях, которые четко не различаются. Несовершенный (настоящий, дуративный) и совершенный аспект (аорист, пунктуальный) общепризнаны, в то время как некоторые другие аспекты остаются спорными. Два из четырех настроений, сослагательное наклонение и оптатив, также образуются с суффиксами, что иногда приводит к формам с двумя последовательными суффиксами: * bʰér- e-e-ti>* bʰérēti «он будет нести», где первый * e является маркером настоящего времени, а второй - маркером сослагательного наклонения. Повторное дублирование может обозначать настоящее, а perfect.

Словесные окончания передают информацию о грамматическом человеке, числе и голосе. Повелительное наклонение имеет свой собственный набор окончаний.

Существительные и прилагательные

Существительные обычно образуются от корней или основы глагола суффиксированием или другими способами. (См. Морфологию протоиндоевропейского существительного для некоторых примеров.) Это может иметь место даже для корней, которые часто переводятся как существительные: * ped-, например, может означают «ступать» или «ступить», в зависимости от степени ablaut и окончания. Однако корни некоторых существительных, например * h₂egʷn-o- «ягненок», не происходят от известных глагольных корней. В любом случае значение существительного определяется его основой, независимо от того, состоит оно из корня и суффикса или нет. Остается окончание, которое передает падеж и число.

Прилагательные также образуются путем суффиксации (обычно глагольных) корней. Пример: * n̥h₁-tó-s «порожденный, произведенный» из корня * ǵenh₁- «порождать, производить». Окончания такие же, как и у существительных.

Инфинитивы и причастия

Инфинитивы - это глагольные существительные, которые, как и другие существительные, образуются с суффиксами. Неясно, использовался ли какой-либо из суффиксов инфинитива, восстановленных из дочерних языков (* -dʰye-, * -tu-, * -ti- и др.), Для выражения инфинитива в PIE.

Причастия - глагольные прилагательные, образованные суффиксами * -ent- (действующее причастие несовершенного вида и аорист), * -wos- (причастие совершенного вида) и * -mh₁no- или * -m (e) no- (mediopassive причастие) и др.

Форма корня

В своей базовой форме корень PIE состоит из единственной гласной, которой предшествуют и за которой идут согласные. За исключением очень немногих случаев, корень полностью характеризуется своими согласными, в то время как гласная может изменяться в соответствии с перегибом или словообразованием. Таким образом, корень * bʰer- может также появляться как * bʰor-, с долгой гласной как * bʰēr- или * bʰōr-, или даже несложно как * bʰr- в разных грамматических контекстах. Этот процесс называется ablaut, а различные формы называются степенями ablaut. Пять степеней абляута - это e-grade, o-grade, удлиненные e- и o-оценки, а также нулевая оценка, в которой отсутствует гласная.

В лингвистических работах * e используется для обозначения различные степени аблаута, в которых может появляться гласная. Некоторые реконструкции также включают корни с * a в качестве гласной, но существование * a как отдельной гласной оспаривается; см. индоевропейский аблаут: класс. Гласный с обеих сторон окаймлен одной или несколькими согласными; предшествующие согласные - начало, последующие - код.

Начало и код должны содержать по крайней мере один согласный звук; корень не может начинаться или заканчиваться гласной аблаут. Следовательно, у простейших корней есть начало и код, состоящий из одной согласной. Такие простые корни обычны; примеры: * deh₃- "дать", * bʰer- "нести", * dʰeh₁- "положить", * dʰew- "to run ", * h₁ed- " есть ", * h₂eḱ- " sharp ", * ped-" наступать ", * sed- " сидеть ", и * wes- " одеть ". Корни также могут иметь более сложное начало и код, состоящий из группы согласных (несколько согласных). К ним относятся: * dʰwes- «дышать», * h₁rewdʰ- «красный», * h₂erh₃- «пахать», * h₃reǵ- "прямо", * leyǵ- "привязать", * prews- "заморозить", * srew- "перетечь", * swep- «спать» и * wleykʷ- «увлажнять». Максимальное количество согласных, по-видимому, равно пяти, как в * strengʰ- «сплетать».

Ранние исследователи ПИРОГ восстановили ряд корней, начинающихся или заканчивающихся гласной. Последний тип всегда имел долгую гласную (* dʰē- «ставить», * bʰwā- «расти», * dō- «отдавать»), в то время как это ограничение не действовало для корней с гласным началом (* ed- » есть », * aǵ-« водить », * od-« нюхать »). Теория гортани может объяснить это поведение, реконструируя гортань после гласной (* dʰeh₁-, * bʰweh₂-, * deh₃-, в результате получается долгая гласная) или перед ней (* h₁ed -, * h₂eǵ-, * h₃ed-, что приводит к краткой гласной). Эти реконструкции подчиняются упомянутым правилам.

Иерархия звучности

Когда начало или код корня содержит группу согласных, согласные в этой группе должны быть упорядочены в соответствии с их звучностью. Гласный составляет пик звучности, и звучность должна постепенно возрастать в начале и постепенно снижаться в коде.

В корнях PIE различают три основных класса согласных, расположенных от высокого до низкого по звучности:

  1. Не- губные соноранты * l, * r, * y, * n, обозначаемые вместе как * R.
  2. Губные соноры * w, * m, обозначаемые вместе * M.
  3. Препятствия, обозначаемые вместе * C. Сюда входят три подгруппы:
    • взрывчатые вещества (безмолвные * p * t * ḱ * k * kʷ, озвученные * b * d * ǵ * g * gʷ и придыхаемые * bʰ * dʰ * ǵʰ * gʰ * gʷʰ), обозначается вместе как * P.
    • сибилянт *s.
    • гортани * h₁ * h₂ * h₃, вместе обозначается как * H.

Применяются следующие правила:

  • Согласный, расположенный ближе к основной гласной, должен иметь более высокую звучность, чем согласный, расположенный дальше. Таким образом, согласные в начале должны следовать в порядке * CMR, а обратные * RMC в коде, давая * CMReRMC как полную форму корня. Корни с другим порядком звучности, например ** mter- или ** resl-, не допускаются.
  • Только один член каждого класса звучности может появляться в начале или коде. Таким образом, корни вроде ** wmek-, ** lekt- или ** peyl- недопустимы.

Гортань также может встречаться в коде перед сонорантом, как в * peh₂w- «маленький».

Кластеры препятствий

Блокирующий слот начала или кода может состоять из нескольких препятствий. Здесь также только один член каждой подгруппы препятствий может появиться в кластере; кластер не может содержать несколько гортанных или взрывчатых веществ.

Правила для упорядочивания внутри кластера препятствий несколько отличаются и не вписываются в общую иерархию звучности:

  • Только глухие взрывные устройства возникают, когда им предшествует * s в начале.
  • Гортань может появиться до или после любого препятствия, кроме другого гортани. Примеры: * keh₂p- "схватить", * peth₂- "летать", * h₂sews- "сушить", * sh₂ew- "заливать., rain ", * h₁ger-" просыпаться "и * th₂ews-" молчать ".

В некоторых корнях встречается явление, называемое s-mobile, где некоторые потомки включают в начало * s, в то время как в других формах он отсутствует. Похоже, что нет какой-то конкретной закономерности; иногда образуется с * s и без него даже рядом в одном языке.

Дополнительные ограничения

PIE соблюдается против одновременного появления двух одинаковых согласных в корне слова. В частности, не известны примеры корней, содержащих два простых звонких взрывных устройства (** ged-) или два скольжения (** ler-). Несколько примеров корней с двумя фрикативными или двумя назальными (* h₂eh₃- «сжигать», * nem- «давать, брать» и т. Д.) Можно реконструировать, но они тоже были редкостью. Исключением, однако, были звонкие придыхательные и глухие взрывные устройства, которые относительно часто встречались одновременно (например, * dʰegʷʰ- «сжигать», * peth₂- «летать»). В частности, корни с двухголосым придыханием встречались более чем в два раза чаще, чем можно было ожидать случайно.

Дополнительное ограничение запрещало корни, содержащие как звонкий придыхающий, так и глухой взрывной (** tebʰ-), если последнее не встречается в кластере, начинающемся со слова после * s (например, * stebʰ- «усилить»). Принимая во внимание обилие корней типа * DʰeD it, было предложено, что это распределение является результатом ограниченного процесса ассимиляции голоса в pre-PIE, где безмолвная остановка была ассимилирована с озвученным аспиратом, если другой последовал или предшествовал в пределах корень.

Исключения

Кластеры шипа представляют собой последовательности зубного (* t, * d, * dʰ) плюс велярный взрывной (* k, * g, * gʰ и т. д.). Их роль в фонотактике PIE неизвестна. Корни вроде * dʰgʷʰey- "погибнуть" явно нарушают фонотактические правила, но встречаются довольно часто.

Некоторые корни не могут быть восстановлены с помощью аблаутинга * e, например * bʰuh₂- «расти, становиться». Такие корни можно рассматривать как обобщенные нулевые степени непроверенных форм, таких как ** bʰweh₂-, и, таким образом, они следуют фонотактическим правилам.

Некоторые корни, такие как * pster- «чихать» или * pteh₂k- «пригаться», делают не соблюдают эти правила. Это может быть связано с неполным пониманием фонотактики PIE или неправильными реконструкциями. * pster-, например, могло бы вообще не существовать в PIE, если бы индоевропейские слова, обычно восходящие к нему, это звукоподражания.

Лексическое значение

Значение реконструированного корня условно глагол; термины «корень» и «глагольный корень» почти синонимичны в грамматике PIE. Это связано с тем, что, помимо ограниченного числа так называемых корневых существительных, корни PIE в подавляющем большинстве участвуют в глагольном перегибе посредством хорошо установленных морфологических и фонологических механизмов. Их значения не всегда можно реконструировать напрямую из-за семантических сдвигов, которые привели к расхождениям в значениях рефлексов в аттестованных дочерних языках. Многие существительные и прилагательные образованы от глагольных корней через суффиксы и абляут.

Тем не менее, некоторые корни действительно существовали, не имевшие первичного глагольного происхождения. Помимо вышеупомянутых корневых существительных, наиболее важными из них были так называемые корни Каланда, имевшие значение прилагательного. Такие корни обычно образуют протерокинетические прилагательные с суффиксом * -u-, тематические прилагательные в * -ró- и составные основы в * -i-. Среди них были как минимум * h₁rewdʰ- «красный», * h₂erǵ- «белый», * dʰewb- «глубокий» и * gʷreh₂- «тяжелый».

Глагольные корни по своей сути были либо несовершенными, либо совершенными. Чтобы образовать глагол из собственного аспекта корня, окончания глаголов присоединялись непосредственно к корню, с тематической гласной или без нее. «Другой» аспект, если бы он был необходим, мог бы быть так называемой «характеризуемой» основой, как подробно описано в протоиндоевропейском глаголе. Характерные несовершенные основы часто различаются у разных потомков, но без связи между определенными формами и различными ветвями индоевропейского языка, что предполагает, что ряд аспектов сошлись вместе до распада PIE.

Создание новых корни

Иногда корни создавались заново внутри PIE или его ранних потомков. Наблюдалось множество методов.

Корневые расширения

Корневые расширения - это добавление одного или двух звуков, часто взрывных, к концу корня. Эти расширения, похоже, не меняют значения корня и часто приводят к различным формам корня у разных потомков. Источник и функция этих расширений неизвестны.

Для * (s) tew- 'толкать, ударять, толкать' мы можем восстановить:

Sonorant metathesis

Когда корень содержит сонорант, ноль Оценка неоднозначна относительно того, следует ли помещать сонорант перед аблаут-гласной или после нее. Ораторы иногда анализировали такие корни «неправильным» способом, и это привело к тому, что некоторые корни были созданы из существующих путем изменения положения сонората.

Пример такой пары корней, оба значения которых означают «к увеличить, увеличить ":

  • * h₂ weg- >Готский wahsjan" расти ", древнегреческий αὔξω (aúxō)" увеличивать ".
  • * h₂ ewg- >Готический aukan" увеличивать, расти ", Латинское augeō" увеличивать ", литовское áugti" расти ".

Другой пример касается корня" небо ", которое образовало производное vṛddhi таким образом:

  • *dyew- >Древнегреческий Ζεύς (Zeús), латинское diēs «день», санскритское dyú «небо, день».
  • *deyw- >Латинское dīvus «божественное», старопрусское deiwis, санскритское devá «божество».

Back-образования

Иногда часто используемые слова становились шаблоном для нового корня, который был образован из слова, отличного от корня, из которого было первоначально образовано слово. Например, существительное * h₂óy-u ~ * h₂y-éw- «время жизни» образовалось как производное от корня * h₂ey- на основе u-основы. Альтернативный наклонный ствол * hyéw- был затем переинтерпретирован как e-степень нового корня, который образовал новый средний s-стержень * h₂yéw-os ~ * h₂yéw-es-, образование, которое только создано из корней.

См. также
  • Lexikon der indogermanischen Verben («Лексикон индоевропейских глаголов» на немецком языке), словарь глагольных корней PIE
Примечания
Ссылки
  • Бругманн, Карл ; Дельбрюк, Бертольд (1886). Grundriß der vergleichenden Grammatik der indogermanischen Sprachen.
  • Бак, Карл Дарлинг (1988). Словарь избранных синонимов основных индоевропейских языков: вклад в историю идей (Перепечатка под ред.). Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-07937-6.
  • Купер, Адам (2011). «Остановить совместное появление в протоиндоевропейских корнях: новая перспектива». Труды 39-го собрания Северо-восточного лингвистического общества. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Де Ваан, Мишель (2008). Этимологический словарь латинского и других курсивных языков. Brill. ISBN 978-9004167971. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Fortson, Benjamin W., IV (2004). Индоевропейский Язык и культура. Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-0316-7. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Jasanoff, Jay (2003). Хетт и индоевропейский глагол. Oxford University Press. ISBN 0-19-928198-X. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кёблер, Герхард (1980). Indogermanisches Wörterbuch [Индоевропейский словарь] (на немецком языке).
  • Мэллори, Джеймс Патрик ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры. Рутледж. ISBN 1-884964-98-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Майер-Брюггер, Майкл ; Фриц, Маттиас; Майрхофер, Манфред (2003). Индоевропейская лингвистика. Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-017433-2. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Pokorny, Julius (1959). Indogermanisches etymologisches Wörterbuch. Французские и европейские публикации. ISBN 0-8288-6602-3. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Ринге, Дон (2006). Лингвистическая история английского языка, часть 1: От протоиндоевропейского к протогерманскому языку. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Rix, Helmut (2001). Lexikon der indogermanischen Verben. Доктор Людвиг Райхерт Верлаг. ISBN 3-89500-219-4. CS1 maint : ref = harv (ссылка )
  • Уоткинс, Калверт (2000). Словарь индоевропейских корней американского наследия: второе издание. Houghton Mifflin. ISBN 0- 395-98610-9.
  • Wodtko, Dagmar S.; Irslinger, Britta; Schneider, Carolin (2008). Nomina im Indogermanischen Lexikon. Universitätsverlag Winter. ISBN 978 -3-8253-5359-9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки
Искать Категория: Протоиндоевропейские корни в Викисловаре, бесплатный словарь.

Последняя правка сделана 2021-06-02 08:40:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте