Агафирси (греч : Ἀγάθυρσοι) были народом скифов или смешанным дак - скифского происхождения, который во времена Геродота занимал равнину Мариса (Муреш ), в горной части древней Дакии теперь известна как Трансильвания в современной Румынии. Их правящий класс, по-видимому, был скифского происхождения.
Приход скифов в Карпаты датируется 700 годом до нашей эры. Существование агафирсов подтверждается археологическими находками Ciumbrud типа ингумации в верхней Муреш области Трансильванского плато. В отличие от окружающих народов, практиковавших сжигание, люди Чумбруда хоронили своих мертвецов. Эти гробницы, содержащие скифскую художественную и оружейную металлургию (например, акинаки ), к тому же датируются 550-450 гг. До н.э. - примерно временными рамками писаний Геродота. Археологи используют термин «» для обозначения этих характеристик из-за очевидных фракийских (или, более строго говоря, дакийских) элементов. Во времена Геродота они уже были поглощены коренными даками.
Геродот, написанное после 450 г. до н.э., определяет местонахождение агафирсов (Ἀγάθυρσοι) в Трансильвании и во внешних частях Скифии, в непосредственной близости от Невров.
Более поздние отрывки Геродота Текст, относящийся к походу Дария против скифов, снова указывает на то, что агафирсы жили рядом с неврами, то есть даже к востоку от Карпат, где-то в западной части сегодняшней Украины.
Геродот Сам отличает агафирцев от скифов, но подразумевает, что они тесно связаны между собой. Он записал понтийский греческий миф о том, что агафирсы были названы в честь легендарного предка Агафирса , старшего сына Геракла и чудовища Ехидны.
Геродот также упоминает, что в других отношениях их обычаи близки к традициям фракийцев. Это означает, что скифы-агафирсы в то время были полностью денационализированы. 190>«Агафирсы - самые роскошные из мужчин и по большей части носят золотые украшения; также они имеют беспорядочные половые связи со своими женщинами, чтобы они могли быть братьями друг другу, и, будучи почти родственниками, могут не чувствовать зависти или злобы. один против другого. В других своих обычаях они стали походить на фракийцев ».
Описание пышности и великолепия агафирсов в Трансильвании наиболее ярко подтверждается открытиями, сделанными в Туфалау (Румыния) - хотя эта пышность сама по себе действительно предшествовала Скифский (местная знать бронзового века) по характеру.
Агафирсы также появляются в описании Геродотом экспедиции (516–513 до н.э.) Дария I Персидского (522–486 до н.э.) против скифов на Северном Причерноморье.
Агафирси, Нейри, Андроф аги, Меланхлайни и Таури отказались участвовать в войне против персов, заявив, что «персы выступили не против нас, а против тех, кто был виновником зла».
Во второй части его кампании, Дарий повернул на запад и преследовал две скифские отряды на расстоянии дня, сначала через скифские земли, затем в земли тех людей, которые отказались от союза - Меланхлайнов, Андрофагов, Невров - и, наконец, до границы стоявших агафирсов. и заставил скифские отряды вернуться в Скифию, а Дарий их преследовал.
Далее Геродот записывает имя Спаргапейф (иранское имя), царь агафирсов, убивший скифского царя Ариапейта вследствие, без сомнения, какой-то пограничной ссоры или политического соперничества на землях, лежащих между Карпатами и Тиры.
Аристотель упоминает об их практике торжественного декламирования своих законов в своего рода песнопении, чтобы их не забыли, практика, существовавшая в его дни, также обнаруженная у галльских друидов. Они татуировали свои тела, степени ранга указывались способом, которым это было сделано, и окрашивали их волосы в темно-синий цвет. Аристотель был последним автором, который упомянул их как настоящих людей. О. Менхен-Хельфен в своем «Мире гуннов» (2004) утверждает, что с тех пор они вели чисто литературный образ жизни.
Римский географ Помпоний Мела (2, i) и историк Плиний Старший, написанные в I веке нашей эры, также причисляют агафирсов к степным племенам. Плиний намекает на их «голубые волосы».
«Покинув Тафры [город недалеко от Крыма] и пройдя по материку, мы обнаружим во внутренних районах Аучеты, в стране которых Гипанис [река Буг] имеет его возвышение, как и Neuroe, в районе которого берут начало Борисфен [река Днепр], Гелони, Фиссагеты, Будины, Базилиды и Агафирсы с их лазурными волосами. Над ними - Номады, а затем народ антропофагов или каннибалов. Покидая озеро Бугес [залив в конце Азовского моря], над озером Мотис мы подходим к савроматам и эсседонам ".
Эта ссылка указывает на то, что в I веке нашей эры агафирсы жили где-то в западной части сегодняшней Украины. Географ II века Клавдий Птолемей перечисляет агафирсов среди племен в «Европейской Сарматии», между Вислой и Черным морем.
В 380-х годах Н.э., агафирсы все еще упоминаются Аммианом Марцеллином в его Res Gestae Ch. 22.
Сервий на Энеиде 4.v.146 (конец 4 века) также сообщает, что агафирсы Скифии были известны тем, что окрашивали свои волосы в синий цвет. Немного позже расширенный текст, известный как «Сервий Даниэлис» далее отличало их от пиктов из Шотландии, которые, по его словам, окрашивали свою кожу в синий цвет; но некоторые более поздние средневековые традиции, перечисленные Беде и Холиншедом, сомнительно предполагали, что они связывают агафирсов. Скифии непосредственно с пиктами Шотландии.
Глянец, сохраненный Стефаном Византийским, объясняет, что греки называли Траузи Агафирси и мы знаем, что траузи жили в горах Родопы.
В 19 веке Нибур считает агафирсов Геродота, или, по крайней мере, людей, которые занимали пос. Ион, присвоенный им Геродотом, как тот же народ, что и геты или даки (северные фракийцы).
Старая теория Писатели 19 века (Латам, В. Сен-Мартен, Рамбо, Ньюман), которая, согласно Британской энциклопедии 1911 года, основана на «менее убедительных доказательствах», предлагали отождествлять агафирси с более поздними Агацири или Акацирои впервые упоминается Приском в томе XI, 823, «Византийская история», который описал их кочевой образ жизни на Нижней Волге и сообщил, что они были гуннами субъектов до Аттилы. Эта старая теория вообще не упоминается современными учеными Хельфеном или Голденом. По мнению Э.А. Томпсона, гипотеза, которая связывает агафирсов с Акацири, должна быть полностью отвергнута.
Акациры были главной силой армии Аттилы в 448 году. Аттила назначил Карадаха или акацирами. вождь. (Томпсон, стр.107).
Иордан, цитирующий Приска в Гетике, расположил Акацири к югу от Эсти (балтов ) - примерно в том же регионе, что и агафирси из Трансильвании - и он описал их как «очень храброе племя, не знающее земледелия, живущее за счет стада и охоты».
В Encyclopædia Britannica 1897 и 1911 изданий акацири рассматриваются как предшественники Хазары поздней античности, хотя современные ученые, такие как профессор Питер Голден, EA Томпсон и Менхен-Хельфен считают эту теорию не чем иным, как предположением, и Томпсон категорически отверг ее. Кажется, что нет ни одного современного уважаемого ученого, который считал бы такую теорию фактической, хотя не было приведено никаких причин.