Виктор Васнецов | |
---|---|
Автопортрет 1873 года | |
Родился | Виктор Михайлович Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов. 15 мая 1848 года. Вятская губерния, Российская Империя |
Умер | 23 июля 1926 (1926-07-23) (78 лет). Москва, Российская СФСР, Советский Союз |
Национальность | Русский |
Образование | Императорская Академия Художеств |
Известна | Живопись |
Известные работы | Витязь на распутье, Богатыри |
Движение | Символизм ; Историческая живопись, Передвижники |
Покровитель | Павел Третьяков, Савва Мамонтов |
Виктор Михайлович Васнецов (русский : Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в; 15 мая (NS ) 1848-23 июля 1926) был русским художник, специализирующийся на мифологической и исторической тематике. Он считается соучредителем русского фольклориста и романтической националистической живописи (см. Также неоромантизм ), а также ключевой фигурой в русском возрожденческое движение.
Виктор Васнецов родился в глухом селе Лопьял Вятской губернии в 1848 г. шестеро детей. Его отец Михаил Васильевич Васнецов, известный своей философской склонностью, был священником и ученым в естествознании и астрономии. Его дед был иконописцем . Двое из трех сыновей Михаила Васнецова, Виктор и Аполлинарий, стали замечательными живописцами, третий - школьным учителем. Именно в Лопьяле Виктор начал писать, в основном, пейзажи и сцены из деревенской жизни. Вспоминая свое детство в письме к Владимиру Стасову, Васнецов отмечал, что он «жил с крестьянскими детьми и любил их не как народник, а как друг»
С десяти лет Виктор учился в семинарии в Вятке, каждое лето переезжая с семьей в богатую купеческую деревню Рябово. Во время учебы в семинарии он работал у местного icon лавочника. Он также помогал ссыльному польскому художнику Михалу Эльвиро Андриолли в выполнении фресок для вятского Александра Невского собора.
Окончив семинарию, Виктор решил переехать в Санкт-Петербург изучать искусство. Он выставил на аукцион свои картины «Женщина-жнец и доярка» (обе 1867 г.), чтобы собрать деньги, необходимые для поездки в российскую столицу.
В августе 1867 года Виктор поступил в Императорскую Академию художеств. Три года спустя движение художников-реалистов Передвижники восстало против академизма.
Васнецов подружился с их лидером Иваном Крамским, называя его своим учителем. Также он очень сблизился со своим однокурсником Илья Ефимович Репин.
Как ни странно, но Виктор, имя которого связано с историческими и мифологическими картинами, изначально избегал этих сюжетов любой ценой. За графическое сочинение Христа и Понтия Пилата Перед народом Академия наградила его небольшой серебряной медалью.
В начале 1870-х он выполнил множество гравюр, изображающих современную жизнь. Два из них (провинциальный книготорговец из 1870 года и «Мальчик с бутылкой водки» из 1872 года) принесли ему бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне (1874).
В этот период он также начал создавать жанровые картины маслом. Такие произведения, как «Крестьянские певцы» (1873 г.) и «Переезды» (1876 г.) были тепло встречены демократическими кругами российского общества.
Акробаты. Фестиваль в пригороде ПарижаВ 1876 году Репин пригласил Васнецова присоединиться к передвижной колонии в Париже. Живя во Франции, Виктор изучал классические и современные картины, академика и импрессионистов. В то время он писал «Акробатов» (1877 г.), печатал гравюры и выставлял некоторые свои работы в Салоне. Именно в Париже он увлекся сказочными сюжетами, приступив к работе над фильмами «Иван-царевич « Верхом на сером волке »и« Жар-птицей ». Васнецов был образцом для Садко в знаменитой картине Репина Садко в подводном царстве. В 1877 году он вернулся в Москву.
В конце 1870-х Васнецов сосредоточился на иллюстрировании русских сказок и эпической повествовательной поэме Былина, исполняя некоторые из его самых известных произведений: Витязь на распутье (1878), Поле битвы князя Игоря (1878), Три принцессы Подземного царства (завершено в 1884 году), Ковер-самолет (1880), Алионушка (1881).
Показан на VI выставке передвижников (1878 г.).Эти работы не были оценены в то время, когда они появились. Многие радикальные критики отвергли их как подрывающие реалистические принципы передвижников. От покупки отказались даже такие именитые знатоки, как Павел Михайлович Третьяков. Мода на картины Васнецова распространилась в 1880-е годы, когда он обратился к религиозной тематике и выполнил серию икон для Абрамцево имения своего покровителя Саввы Мамонтова.
В 1884-1889 годах Васнецову было поручено расписать фресок в Владимирском соборе в Киеве. Это была сложная работа, которая противоречила как русским, так и западным традициям религиозной живописи. Влиятельный искусствовед Владимир Стасов назвал их кощунственной игрой с религиозными чувствами русского народа. Другой популярный критик, Дмитрий Философов, назвал эти фрески «первым мостом через 200-летнюю пропасть, разделяющую разные классы российского общества».
Живя в Киеве, Васнецов подружился с Михаилом Врубелем, который также принимал участие в отделке собора. Пока они работали вместе, Васнецов многому научил молодого художника. Именно в Киеве Васнецов окончательно закончил Иван-царевич «Верхом на сером волке» и начал свою самую известную картину - Богатыри.
. В 1885 году художник отправился в Италию. В том же году он работал над декорациями и костюмами для оперы Николая Римского-Корсакова Снегурочка.
Следующие два десятилетия были продуктивными для Васнецова. В этот период он все чаще обращался к другим СМИ. В 1897 году вместе со своим братом Аполлинарием он работал над оформлением еще одной премьеры Римского-Корсакова, Садко.
На рубеже веков Васнецов разработал свой фирменный «сказочный» стиль русского возрождения архитектура. Первым его известным проектом стала церковь в Абрамцево (1882 г.), выполненная совместно с Василием Поленовым. В 1894 году спроектировал собственный особняк в Москве. В 1898 году последовал российский павильон Всемирной выставки в Париже. Наконец, в 1904 году Васнецов спроектировал самое известное из своих «сказочных» зданий - фасад Третьяковской галереи.
С 1906 по 1911 год Васнецов работал над дизайном мозаик для собора Александра Невского в Варшаве ; он также участвовал в оформлении собора Александра Невского в Москве.
. В 1912 году он был удостоен дворянского титула царем Николаем II. В 1914 году он разработал доходную марку, предназначенную для добровольного сбора жертв Первой мировой войны.
Еще до русской революции Васнецов стал регентом Третьяковской галереи. Значительную часть своих доходов он направил в Государственный Исторический музей, так что большая часть коллекции музея была приобретена на деньги Васнецова. После Октябрьской революции он выступал за вывоз некоторых религиозных картин (в частности, работы Александра Иванова ) из церквей в Третьяковскую галерею.
В 1915 году Васнецов участвовал в создании военной формы для Парада Победы русской армии в Берлине и Константинополе. Васнецову приписывают создание буденовки (первоначально называвшейся богатыркой) - военного головного убора, воспроизводящего стиль древнерусских конусовидных шлемов.
Умер в Москве в 1926 году.
A малая планета 3586 Васнецов, обнаруженная советским астрономом Людмила Журавлева в 1978 году носит имя Виктора Васнецова и Аполлинария Васнецова.
В фильме Елизавета: Золотой век изображена картина Васнецова Иван Грозный анахронично представлено так, будто оно уже существовало при жизни того царя, и послано Иваном в Англию, когда он предлагает жениться на королеве Елизавете I.
Внук Васнецова был народным художником СССР.
Передвижной дом (1876)
Ковер-самолет (1880)
Аленушка (1881)
Три царевны Подземного царства (1884)
Четыре всадника Апокалипсис (1887)
Крещение князя Владимира (1890)
Царя Ивана Грозного (1897)
Богатыри (1898)
Библиография