Виктор Васнецов

редактировать
Русский художник (1848-1926)
Виктор Васнецов
Wiktor Michajlowitsch Wassnezow 003.jpg Автопортрет 1873 года
РодилсяВиктор Михайлович Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов. 15 мая 1848 года. Вятская губерния, Российская Империя
Умер23 июля 1926 (1926-07-23) (78 лет). Москва, Российская СФСР, Советский Союз
НациональностьРусский
ОбразованиеИмператорская Академия Художеств
ИзвестнаЖивопись
Известные работыВитязь на распутье, Богатыри
ДвижениеСимволизм ; Историческая живопись, Передвижники
ПокровительПавел Третьяков, Савва Мамонтов
Подпись Виктора Васнецова. 1886

Виктор Михайлович Васнецов (русский : Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в; 15 мая (NS ) 1848-23 июля 1926) был русским художник, специализирующийся на мифологической и исторической тематике. Он считается соучредителем русского фольклориста и романтической националистической живописи (см. Также неоромантизм ), а также ключевой фигурой в русском возрожденческое движение.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство (1848–1858)
    • 1.2 Вятка (1858–1867)
    • 1.3 Санкт-Петербург (1867–1876)
    • 1.4 Париж (1876–1877)
    • 1,5 Москва (1877–1884)
    • 1,6 Киев (1884–1889)
    • 1,7 Поздние годы (1890–1926)
  • 2 Наследие
  • 3 Сочинения
  • 4 Список литературы
  • 5 Внешние ссылки

Биография

Детство (1848–1858)

Виктор Васнецов родился в глухом селе Лопьял Вятской губернии в 1848 г. шестеро детей. Его отец Михаил Васильевич Васнецов, известный своей философской склонностью, был священником и ученым в естествознании и астрономии. Его дед был иконописцем . Двое из трех сыновей Михаила Васнецова, Виктор и Аполлинарий, стали замечательными живописцами, третий - школьным учителем. Именно в Лопьяле Виктор начал писать, в основном, пейзажи и сцены из деревенской жизни. Вспоминая свое детство в письме к Владимиру Стасову, Васнецов отмечал, что он «жил с крестьянскими детьми и любил их не как народник, а как друг»

Вятка (1858–1867)

С десяти лет Виктор учился в семинарии в Вятке, каждое лето переезжая с семьей в богатую купеческую деревню Рябово. Во время учебы в семинарии он работал у местного icon лавочника. Он также помогал ссыльному польскому художнику Михалу Эльвиро Андриолли в выполнении фресок для вятского Александра Невского собора.

Окончив семинарию, Виктор решил переехать в Санкт-Петербург изучать искусство. Он выставил на аукцион свои картины «Женщина-жнец и доярка» (обе 1867 г.), чтобы собрать деньги, необходимые для поездки в российскую столицу.

Санкт-Петербург (1867–1876)

В августе 1867 года Виктор поступил в Императорскую Академию художеств. Три года спустя движение художников-реалистов Передвижники восстало против академизма.

Васнецов подружился с их лидером Иваном Крамским, называя его своим учителем. Также он очень сблизился со своим однокурсником Илья Ефимович Репин.

Как ни странно, но Виктор, имя которого связано с историческими и мифологическими картинами, изначально избегал этих сюжетов любой ценой. За графическое сочинение Христа и Понтия Пилата Перед народом Академия наградила его небольшой серебряной медалью.

В начале 1870-х он выполнил множество гравюр, изображающих современную жизнь. Два из них (провинциальный книготорговец из 1870 года и «Мальчик с бутылкой водки» из 1872 года) принесли ему бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне (1874).

В этот период он также начал создавать жанровые картины маслом. Такие произведения, как «Крестьянские певцы» (1873 г.) и «Переезды» (1876 г.) были тепло встречены демократическими кругами российского общества.

Акробаты. Фестиваль в пригороде Парижа

Париж (1876–1877)

В 1876 году Репин пригласил Васнецова присоединиться к передвижной колонии в Париже. Живя во Франции, Виктор изучал классические и современные картины, академика и импрессионистов. В то время он писал «Акробатов» (1877 г.), печатал гравюры и выставлял некоторые свои работы в Салоне. Именно в Париже он увлекся сказочными сюжетами, приступив к работе над фильмами «Иван-царевич « Верхом на сером волке »и« Жар-птицей ». Васнецов был образцом для Садко в знаменитой картине Репина Садко в подводном царстве. В 1877 году он вернулся в Москву.

Москва (1877–1884)

В конце 1870-х Васнецов сосредоточился на иллюстрировании русских сказок и эпической повествовательной поэме Былина, исполняя некоторые из его самых известных произведений: Витязь на распутье (1878), Поле битвы князя Игоря (1878), Три принцессы Подземного царства (завершено в 1884 году), Ковер-самолет (1880), Алионушка (1881).

Показан на VI выставке передвижников (1878 г.).

Эти работы не были оценены в то время, когда они появились. Многие радикальные критики отвергли их как подрывающие реалистические принципы передвижников. От покупки отказались даже такие именитые знатоки, как Павел Михайлович Третьяков. Мода на картины Васнецова распространилась в 1880-е годы, когда он обратился к религиозной тематике и выполнил серию икон для Абрамцево имения своего покровителя Саввы Мамонтова.

Киев (1884–1889)

В 1884-1889 годах Васнецову было поручено расписать фресок в Владимирском соборе в Киеве. Это была сложная работа, которая противоречила как русским, так и западным традициям религиозной живописи. Влиятельный искусствовед Владимир Стасов назвал их кощунственной игрой с религиозными чувствами русского народа. Другой популярный критик, Дмитрий Философов, назвал эти фрески «первым мостом через 200-летнюю пропасть, разделяющую разные классы российского общества».

Живя в Киеве, Васнецов подружился с Михаилом Врубелем, который также принимал участие в отделке собора. Пока они работали вместе, Васнецов многому научил молодого художника. Именно в Киеве Васнецов окончательно закончил Иван-царевич «Верхом на сером волке» и начал свою самую известную картину - Богатыри.

. В 1885 году художник отправился в Италию. В том же году он работал над декорациями и костюмами для оперы Николая Римского-Корсакова Снегурочка.

Поздние годы (1890–1926)

1899 A гербовая марка из Россия, 1914 год

Следующие два десятилетия были продуктивными для Васнецова. В этот период он все чаще обращался к другим СМИ. В 1897 году вместе со своим братом Аполлинарием он работал над оформлением еще одной премьеры Римского-Корсакова, Садко.

На рубеже веков Васнецов разработал свой фирменный «сказочный» стиль русского возрождения архитектура. Первым его известным проектом стала церковь в Абрамцево (1882 г.), выполненная совместно с Василием Поленовым. В 1894 году спроектировал собственный особняк в Москве. В 1898 году последовал российский павильон Всемирной выставки в Париже. Наконец, в 1904 году Васнецов спроектировал самое известное из своих «сказочных» зданий - фасад Третьяковской галереи.

С 1906 по 1911 год Васнецов работал над дизайном мозаик для собора Александра Невского в Варшаве ; он также участвовал в оформлении собора Александра Невского в Москве.

. В 1912 году он был удостоен дворянского титула царем Николаем II. В 1914 году он разработал доходную марку, предназначенную для добровольного сбора жертв Первой мировой войны.

Еще до русской революции Васнецов стал регентом Третьяковской галереи. Значительную часть своих доходов он направил в Государственный Исторический музей, так что большая часть коллекции музея была приобретена на деньги Васнецова. После Октябрьской революции он выступал за вывоз некоторых религиозных картин (в частности, работы Александра Иванова ) из церквей в Третьяковскую галерею.

В 1915 году Васнецов участвовал в создании военной формы для Парада Победы русской армии в Берлине и Константинополе. Васнецову приписывают создание буденовки (первоначально называвшейся богатыркой) - военного головного убора, воспроизводящего стиль древнерусских конусовидных шлемов.

Умер в Москве в 1926 году.

Наследие

A малая планета 3586 Васнецов, обнаруженная советским астрономом Людмила Журавлева в 1978 году носит имя Виктора Васнецова и Аполлинария Васнецова.

В фильме Елизавета: Золотой век изображена картина Васнецова Иван Грозный анахронично представлено так, будто оно уже существовало при жизни того царя, и послано Иваном в Англию, когда он предлагает жениться на королеве Елизавете I.

Внук Васнецова был народным художником СССР.

Работы

Список литературы

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 13:27:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте