Крез

редактировать
Лидийский царь
Крез
Croesus portrait.jpg Портрет Креза, аттическая краснофигурная амфора, нарисованная ок. 500–490 гг. До н.э.
царь Лидии
Правлениеc.560 - ок. 546 г. до н.э.

Крез (; Древнегреческий : ροῖσος, Кроисос; 595 г. до н.э. - дата смерти неизвестна) был царем из Лидии, который, согласно Геродоту, правил 14 лет: с 560 г. до н.э. до его поражения персидским царем Кир Великий в 546 г. до н.э. (иногда упоминается как 547 г. до н.э.).

Крез был известен своим богатством; Геродот и Павсаний отметили, что его дары хранились в Дельфах. Падение Креза оказало глубокое влияние на греков, обеспечив фиксированную точку в их календаре. «По крайней мере, к V веку», Дж. А.С. Эванс заметил: «Крез стал мифической фигурой, которая вышла за рамки обычных ограничений хронологии».

Имя Креза не было засвидетельствовано в современных надписях на лидийском языке. В 2019 году Д. Сассвиль и К. Эйлер опубликовали исследование лидийских монет, очевидно, отчеканенных во время его правления, где имя правителя было переведено как Qλdãns.

Содержание

  • 1 Легендарная биография
    • 1.1 Раннее правление и богатство
    • 1.2 Интервью с Солоном
    • 1.3 Вотивные подношения Креза Дельфам
    • 1.4 Смерть сына
    • 1.5 Поход против Персии и испытание оракула
    • 1.6 Спасение от смерти и советник Кира
    • 1.7 Смерть
    • 1.8 В массовой культуре
  • 2 См. Также
  • 3 Примечания
  • 4 Внешние ссылки

Легендарная биография

Помимо поэтического рассказа о Крезе на костре в Вакхилид (составленный для Иерона Сиракузского, выигравшего гонку на колесницах в Олимпии в 468 г.), есть три классических рассказа о Крезе: Геродот представляет лидийские отчеты о беседа с Солоном (Истории 1.29–33), трагедия сына Креза Атиса (Истории 1.34–45) и падение Креза (Истории 1.85–89); Ксенофонт приводит Крез в своей панегирик беллетризованной биографии Кира: Киропедия, 7.1; и Ктесий, чье повествование также является энкомией Кира. Крез - потомок Гигеса из клана Мирмнадов, который захватил власть, когда Гигес убил Кандавла после того, как жена Кандавла узнала о заговоре с целью посмотреть, как она раздевается, согласно Геродоту.

Раннее правление и богатство

Золотая монета Креза, Лидия, около 550 г. до н.э., найденная на территории современной Турции

Сообщается, что Крез после смерти своего отца Алятт столкнулся с соперник, претендующий на престол в Панталеоне, сын Алятта от другой матери. Крез победил, и ряд противостоящих фракций были казнены, а их имущество конфисковано. Как только его правление стало безопасным, Крез продолжил войны своих предков против азиатских греков, принесшие все эолийские и ионийские поселения на побережьях Малой Азии Под правлением лидийцев, с которых он взимал дань; Однако он был готов быть дружелюбным по отношению к европейским и эгейским грекам, заключив с ними различные договоры, в частности со Спартой, позднее в своей жизни.

Крезу приписывают выдачу первого истинного золотые монеты стандартной чистоты для общего обращения, Croeseid (после своего отца Аляттеса, который изобрел чеканку с электрум монеты). Действительно, изобретение чеканки монет вошло в греческое общество через Гермодика II. Хермодика II, вероятно, была одной из жен Алиетт, а также, возможно, была матерью Креза, потому что изображение быка на крезиде символизирует эллинского Зевса - см. Европу (супруга Зевса). Зевс через Геракла был божественным прародителем своей родословной.

«Говорят, что когда костер горел, облако прошло под Гераклом и с раскатом грома вознесло его к небу. После этого он получил бессмертие.... от Омфалы у него был Агелай, от которого произошла семья Креза... "

Династия, которая предшествовала династии Креза на троне Сардеса, ведет свое происхождение от Алкея, сына Геркулес от Омфалы, королевы Лидии, в год ее обязательного рабства. Как и его предок Геракл, Крез попытался сжечь себя на костре, когда персы захватили Сардес. Подражая греческому мифу, он продемонстрировал, что имел - или верил, что имеет - греческое наследие.

Более того, первые монеты были довольно грубыми и изготовлены из электрума, природного бледно-желтого сплава золота и серебра. По составу эти первые монеты были похожи на аллювиальные отложения, найденные в иле реки Пактолус (прославленные Мидасом ), который проходил через лидийскую столицу, Сард. Более поздние монеты, в том числе некоторые из Британского музея, были сделаны из золота, очищенного нагреванием с поваренной солью для удаления серебра.

В греческой и персидской культурах это название Креза стал синонимом богатого человека. Он унаследовал огромное богатство от своего отца, который стал ассоциироваться с Мидасом мифологией, потому что лидийские драгоценные металлы пришли из реки Пактол, в которой царь Мидас якобы смыл его способность обращать все, к чему он прикоснулся. в золото. Налоговые поступления Айлетта могут быть настоящим «прикосновением Мидаса» для финансирования его завоеваний и завоеваний Креза. Богатство Креза оставалось пресловутым и за пределами классической античности: в английском языке выражения, такие как «богатый как Крез» или «богаче Креза», используются для обозначения большого богатства и по сей день. Самым ранним из известных таких употреблений в английском языке был Джон Гауэр в Confessio amantis (1390):

Исходный текст:

То, что если трезор Креза. И al the gold Octovien,. Форт с богатством Yndien. Перлеса и богатых камней,. Были al togedre myn за один раз,. Я поставил его на nomore acompte. Чем плести голую соломинку amonte.

Современное написание:

Что, если сокровища Креза. И все золото Октавиана,. Далее с богатством индийского. Жемчуга и драгоценных камней,. были полностью моими немедленно,. Я установил для него не больше счета., чем чистая соломинка.

Интервью с Солоном

Эзоп перед Крезом. Крез показывает свои сокровища Солону. Франс Франкен Младший, 17 век.

Согласно Геродоту, Крез встретил греческого мудреца Солона и показал ему свое огромное богатство. Крез, уверенный в собственном богатстве и счастье, спросил Солона, кто был самым счастливым человеком в мире, и был разочарован ответом Солона, что трое были счастливее Креза: Теллус, который погиб, сражаясь за свою страну, и братья Клеобис и Битон, которые мирно умерли во сне после того, как их мать помолилась об их совершенном счастье, потому что они проявили сыновнее почтение, сами привезя ее на праздник в телеге, запряженной волами. Солон продолжает объяснять, что Крез не может быть самым счастливым человеком, потому что непостоянство судьбы означает, что счастье жизни человека нельзя судить до его смерти. Несомненно, высокомерное счастье Креза было обращено вспять трагической смертью его случайно убитого сына и, согласно Критиасом, самоубийством его жены при падении Сард, не говоря уже о его поражение от рук персов.

Интервью носит характер философского исследования на тему «Кто счастлив?» Это скорее легендарная, чем историческая. Таким образом, «счастье» Креза представлено как моралистический образец непостоянства Тихе, темы, которая набирала силу в четвертом веке, показывая свою позднюю дату. Позднее эта история была пересказана и переработана Авзонием в Маске семи мудрецов в Суде (запись «Μᾶλλον ὁ Φρύξ», которая добавляет Эзоп и Семь мудрецов Греции ), а также Толстым в его рассказе «Крез и судьба ».

Вотивные приношения Креза Дельфам

Согласно Геродоту, Крез хотел выяснить, какие из хорошо известных оракулов его времени давали достоверные предзнаменования. Он послал послов к наиболее важным оракулам, приказав, чтобы на 100-й день после их отъезда из Сарды они спросили, что царь лидийцев Крез, сын Алятта, делал в эту точную дату. Затем на 100-й день посланники вошли в оракул Дельф, чтобы спросить знамение, Пифия ответила стихами:

Я знаю число песка и меры. Я понимаю немого и слышу его, хотя он не говорит.. Я почувствовал запах черепахи с твердым панцирем., сваренной в бронзе вместе с мясом ягненка;. Под ним бронза, покрытая бронзой.

Серебряный крезид, выпущенный королем Лидии Крезом (561–545 до н.э.), аверс: протомы льва и быка.

Посланники записали ответ и вернулись в Сарды. Крез прочитал все ответы своих посланников от всех оракулов. Как только он прочитал ответ Пифии, он поклонился, потому что был убежден, что это был единственный настоящий оракул, наряду с оракулом Амфиарая. Действительно, в конкретный день Крез положил кусочки черепахи и баранины, чтобы они вместе сварили их в бронзовом котле, накрытом бронзовой крышкой. Затем Крез хотел поблагодарить и принять на свою сторону оракула Дельф. Он принес в жертву три тысячи различных жертвенных животных. Затем он зажег костер и сжег драгоценные предметы. После жертвоприношения он плавил золото и делал золотые блоки по 2,5 таланта каждый. Он приказал своим художникам сделать копию льва из чистого золота, весом десять талантов. Во времена Геродота он находился в Дельфах, но на 3,5 таланта легче, поскольку жрецы расплавили его часть. Крез также прислал два огромных кратера (чаши для смешивания вина), одну из золота, а другую из серебра, расположенных с одной стороны, а с другой - от входа в храм Аполлона. После пожара, уничтожившего храм, эти кратеры были перенесены в другое место: золотой был передан в сокровищницу клазоменов, а серебряный - снова в притворе нового храма. В этом кратере происходило смешивание воды и вина во время Феофании. В Дельфах говорили, что это сделал Теодор Самосский. Обетные подношения Креза включали также четыре серебряных питофа (сосудов для хранения), находящихся в сокровищнице коринфян, и два перирхантерия (бассейны для очищающей воды), сделанные из драгоценных металлов, и статую женщины из золота; они сказали, что на нем изображена женщина, которая месила хлеб Креза. Наконец, он посвятил подвески и пояса своей жены, а также другие более простые и меньшие литургические предметы и золотой щит, который он поднес архаичному храму Афины Пронайи, позже расплавленному фокейцами в ходе Третьего. Священная война.

Смерть сына

Согласно легенде, Крез однажды дал убежище фригийскому принцу Адрасту. Геродот рассказывает, что Адраст сослал себя в Лидию после того, как случайно убил своего брата. Позже Крез видел сон, который он принял как пророчество, в котором Атис, его сын и наследник, будет убит железным наконечником копья. Принимая меры против этого, Крез удерживал своего сына от руководства военными экспедициями и любых боевых действий. Однако, согласно Геродоту, кабан начал разорять соседнюю провинцию Мисия, которая вскоре умоляла Креза прислать военную экспедицию во главе с Атисом, чтобы убить кабана. Крез думал, что это будет безопасно для его сына, поскольку Атис не будет сражаться с врагом, который может метнуть копье. Однако он послал Адрастуса с Атисом в качестве телохранителя на случай, если бандиты задержали их в экспедиции. Во время борьбы с кабаном Адрастус случайно ударил Атиса своим копьем, убив его. Крез простил Адрасту смерть своего сына; однако Адраст позже покончил жизнь самоубийством.

Кампания против Персии и испытание оракула

Поражение Креза в Битве при Тимбре, 546 г. до н.э.

Непростые отношения Креза с Ионические греки скрывают тот более важный факт, что он был последним бастионом ионических городов против растущей персидской власти в Анатолии. Он начал подготовку кампании против Кира Великого Персидского.

Прежде чем отправиться в путь, он обратился к дельфийскому оракулу и к оракулу Амфиарая, чтобы узнать, следует ли ему продолжать эту кампанию и следует ли ему также следует искать союза. Оракулы ответили с типичной двусмысленностью, что, если Крез нападет на персов, он разрушит великую империю (ἢν στρατεύηται ἐπὶ Πέρσας, μεγάλην ἀρχὴν μιν καταλύσειν) - это станет одним из самых известных высказываний оракулов 306 Дельфира.>Оракулы также посоветовали Крезу выяснить, какое греческое государство было самым могущественным, и вступить с ним в союз. Крез, чувствуя себя в безопасности, заключил союз с Спартой в дополнение к союзам с Амасисом II из Египта и Набонидом из Вавилония и начал свою кампанию против Персидской империи в 547 г. до н. Э. (Ученый Эванс в 1978 году исследует противоречивые даты, подразумеваемые в Геродоте.) Крез был перехвачен около реки Халис в центральной Анатолии, и безрезультатная битва произошла у Птерии. В те дни армии распадались на зиму обычным делом, и Крез поступил соответственно. Однако Кир этого не сделал, и он напал на Креза и победил его в Тимбрии, а затем в Сардах, в конечном итоге захватив его. Стало ясно, что разрушенная войной мощная империя принадлежит Крезу.

Спасение от смерти и советник Кира

Крез побежден, стоя перед Киром.

К 546 г. до н.э. Крез потерпел поражение в битве при Тимбре под стеной его столица Сардис. После осады Сард он был захвачен персами. Согласно различным рассказам о жизни Креза, Кир приказал сжечь его заживо на костре, но Крез избежал смерти. Рассказы о его побеге значительно различаются:

В оде Вакхилида Крез с женой и семьей поднялся на погребальный костер, но прежде, чем огонь успел охватить царя, его схватил Аполлон и унесен к гиперборейцам.

Крез на костре, Аттика краснофигурная амфора, Лувр (G 197)

Геродот сообщает нам, что в лидийском повествовании Крез был помещен на большой костер по приказу Кира, так как Кир хотел увидеть, появится ли какая-нибудь из небесных сил, чтобы спасти его от сожжения заживо. Груду подожгли, и пока Кир Великий наблюдал, он увидел, как Крез трижды крикнул: «Солон ». Он попросил переводчиков выяснить, почему он сказал это слово с таким смирением и агонией. Переводчики ответили, что Солон предупреждал Креза о непостоянстве удачи (см. Интервью с Солоном выше). Это тронуло Кира, который понял, что он и Крез были одним и тем же человеком, и приказал слугам как можно быстрее потушить пылающий огонь. Они пытались это сделать, но с пламенем не удалось справиться. Согласно рассказу, Крез позвал Аполлона и молился ему. Небо было чистым, и днем ​​не было ни малейшего дуновения ветра, но вскоре собрались темные тучи и разразилась буря с таким сильным дождем, что пламя быстро погасло. Кир, таким образом убежденный в том, что Крез был хорошим человеком, сделал его своим советником, который «хорошо» служил Киру, а затем сыну Кира от Кассандана, Камбиз.

Кембриджская история Ирана утверждает, что нет никаких доказательств того, что Кир Великий убил Креза и, в частности, отвергает рассказ о сожжении на костре. Он интерпретирует повествование Вакхилида как попытку самоубийства Креза, а затем его спас Кир.

Недавно Стефани Уэст утверждала, что исторический Крез действительно умер на костре и что рассказы о нем как о мудром советнике о дворах Кира и Камбиза являются чисто легендарными, показывая сходство с высказываниями Ахикара.

. После победы над Крезом персы приняли золото в качестве основного металла для своих монет.

Смерть

лидийский солдат в армии Ахеменидов после поражения лидийцев против Империи Ахеменидов. Ксеркс I гробница, ок. 480 г. до н.э.

Неизвестно, когда именно умер Крез, хотя это может быть совмещено с традиционной датой завоевания Киром Лидии в 546 г. до н.э. В Хрониках Набонида говорится, что Кир «выступил против страны - убил ее царя, взял его владения, поставил там свой гарнизон ». К сожалению, от названия страны остались только следы первого клинописи. Долгое время считалось, что этот знак должен быть LU, так что упомянутой страной будет Лидия, а Крез - король, который был убит. Однако Дж. Каргилл показал, что эта реставрация была основана на принятии желаемого за действительное, а не на реальных следах знака LU. Вместо этого Дж. Ольснер и Р. Роллингер прочитали знак как Ú, что может означать ссылку на Урарту. Поскольку счет Геродота в данном случае также ненадежен хронологически, как продемонстрировал Дж. А. С. Эванс, это означает, что в настоящее время у нас нет способа датировать падение Сард ; теоретически это могло произойти даже после падения Вавилона в 539 г. до н.э. Эванс также спрашивает, что произошло после эпизода у костра, и предполагает, что «ни греки, ни вавилоняне не знали, что на самом деле случилось с Крезом».

В массовой культуре

Ссылки на легендарную силу Креза и богатство, часто как символ человеческого тщеславия, много в литературе. Следующее, написанное Исааком Уоттсом, взято из стихотворения под названием «Ложное величие»:

Таким образом, все еще смешанный с богатством и государством,. сам Крез никогда не может знать;. Его истинные размеры и его вес. намного хуже, чем на их изображении.

Другими литературными примерами являются «Крез и судьба », рассказ Льва Толстого это пересказ истории Креза, рассказанной Геродотом и Плутархом; и «Крез, король Лидии», трагедия в пяти частях, написанная Альфредом Бэйтом Ричардсом, впервые опубликована в 1845 году.

Последний король Лидии и «Король и раб», оба Тима Лича - это исторические романы, посвященные Крезу и основанные, главным образом, на описании Геродотом его жизни до и после падения Лидии.

В Симпсоны, сезон 3, серия 19, уличные знаки показывают Мистера Поместье Бернса на углу Крез и Маммона.

См. Также

Примечания

Внешний ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Крез
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Крезом.
Регламентские титулы
Предшественник. Аляттес Король Лидии. 595 – ок. 547 г. до н.э.Преемник. персидское завоевание
Последняя правка сделана 2021-05-16 09:24:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте