Ликийцы - это название разных народов, которые в разное время жили в Ликии, геополитической области в Анатолии (также известной как Малая Азия ).
Самыми ранними известными обитателями этого района были солымы (или солими ), также известные как солимицы, которые, возможно, говорили на семитском языке. Позже, в доисторические времена, другой народ, известный как Миляи (или Миляны), мигрировал в ту же область; они говорили на анатолийском (индоевропейском) языке, известном как Милян, а местность была известна как Миляс.
Согласно Геродоту, Мильяс был впоследствии заселен людьми, происходящими с Крита, эндоним которых был trm̃mili - эллинизированная форма этого имени была Termilae (Τερμίλαι). Под предводительством Сарпедона термилы были изгнаны с Крита (согласно Геродоту) Миносом и поселились на большей части Мильяса. Впоследствии миляи все больше концентрировались в прилегающих горах, тогда как термилы оставались морским народом. Территория, занятая термилами, постепенно стала известна им как trm̃mis.
В греческих источниках trm̃mis упоминается как Ликия (лат. Lycia). Причина этого, согласно греческой мифологии, заключалась в том, что афинский аристократ по имени Ликос (Lycus) и его последователи поселились в Тримисе после изгнания из Афин. Эта земля была известна грекам как Лукия (позже Ликия ; латинская Ликия ), а ее жители назывались Лукиями (позже Ликия ; латинские Lyciani ). Тем не менее, trm̃mili остался их эндонимом.
С 5-го или 4-го веков до нашей эры Ликия находилась под возрастающим социальным и политическим влиянием Греции. Ликийский язык вымер и был заменен древнегреческим примерно в 200 г. до н. Э.
Фотий I Константинопольский писал, что Феопомп в одной из своих книг упоминает, как ликийцы под командованием своего царя Перикла сражались против Телмесса, и им удалось загнать их в угол в своих стенах и заставить их вести переговоры.
В период Александра Великого, Неарх был назначен наместником Ликии и земли, прилегающей к нему, насколько горы Тавра.
Более поздние классические ученые предлагают различные, а иногда и явно ошибочные описания ликийцев. Страбон отличал « троянских ликийцев» от упомянутых Геродотом Термил. Цицерон, который, возможно, не знал о предыдущей истории региона (и последующей эллинизации), категорически заявил, что ликийцы были греческим племенем.
Согласно Геродоту, культура и обычаи ликийцев напоминали гибрид критской культуры (например, термилцев) и соседних карийцев ( карийцы говорили на анатолийском языке, и из этого можно сделать вывод, что они были тесно связаны культурно с Миляе). Например, Геродот упомянул об уникальном обычае, согласно которому ликийские мужчины называли себя «в честь своей матери» и подчеркивали «материнское потомство по материнской линии ». Этот отрывок обычно понимается как означающий, что ликийцы были матрилинейным обществом.
В греческой культуре Ликия (как Делос и Дельфы ) была священной для Аполлона, который также был известен как Ликийский, Делианский и Пифийский (Дельфы). В Гомеровских гимнах Аполлон упоминается как владыка Ликии: «О Господь, Ликия твоя и прекрасная Меония и Милет, очаровательный город у моря, но над опоясывающим волны Делосом ты царствуешь сам». Bacchylides в его Epinician оды, называемый Аполлон «повелитель Ликии. Пиндара в его Пифийские оды, называемый Аполлон„повелитель Ликии и Делос, ты, кто любит Кастальский родник Парнаса “. В то Аристофан работают Рыцари, в некоторых точка Клеон называется Аполлоном бог Ликии Semos Делосского писал:. «Некоторые говорят, что рождение Аполлона состоялось в Ликии, другими Делоса, другой лишай в Аттике, другой Тегир в Беотии. »
Географ II века н.э. Павсаний писал, что ликийцы в Патаре показали бронзовую чашу в своем храме Аполлона, говоря, что Телефон посвятил ее, а Гефест изготовил. Кроме того, Павсаний писал, что ликийский поэт Олен сочинил одни из старейших греческих гимнов. Климент Александрийский писал, что статуи Зевса и Аполлона, а также посвященные им львы были созданы Фидием. Солин писал, что ликийцы посвятили Гефесту город и назвали его Гефестией.
На протяжении 1950-х годов П. Демарнь и Х. Мецгер тщательно исследовали Ксантос в Ликии, в том числе акрополь. Мецгер сообщил об открытии геометрической керамики, датирующей оккупацию цитадели 8 веком до нашей эры. Дж. М. Кук пришел к выводу, что эти открытия составляли самую раннюю форму материальной культуры в Ликии, поскольку этот регион мог быть необитаемым в доисторические времена. В конечном итоге ликийцы, возможно, были кочевыми поселенцами, спустившимися в юго-западные районы Малой Азии только в 8 веке до нашей эры.