Мидас

редактировать
Мифологический греческий царь, способный превращать то, к чему прикасается, в золото В версии Натаниэля Хоторна Мидаса миф, дочь Мидаса превращается в золотую статую, когда он прикасается к ней (иллюстрация Уолтера Крейна для издания 1893 года)

Мидас (; Греческий : Μίδας) - имя одного из по крайней мере трех членов царского дома Фригии.

Самый известный царь Мидас широко упоминается в греческой мифологии. за его способность превращать все, к чему он прикасается, в золото. Это стало называться золотым прикосновением или прикосновением Мидаса. Фригийский город Мидей был предположительно назван в его честь, и это, вероятно, также Мидас, который, согласно Павсаний основал Анкиру. Согласно Аристотелю, легенда гласит, что Мидас умер от голода в результате своей «тщетной молитвы» о прикосновении золота. Легенды, рассказанные об этом Мидасе и его отце Гордиас, которым приписывают основание фригийской столицы Гордиум и связывание гордиевого узла, указывают на то, что они, как полагали, имели жил где-то во 2-м тысячелетии до нашей эры, задолго до Троянской войны. Однако Гомер не упоминает Мидаса или Гордиаса, а вместо этого упоминает двух других фригийских царей, Мигдона и.

Другой царь Мидас правил Фригией в конце 8-го века до нашей эры, до разграбления Гордиума киммерийцами, когда он, как говорят, покончил жизнь самоубийством. Большинство историков полагают, что этот Мидас - это то же лицо, что и Мита, которого в ассирийских текстах называют царем мушки, который воевал с Ассирией и ее анатолийскими провинциями во время

Третий Мидас, по словам Геродота, был членом царского дома Фригии и дедом Адраста, который бежал из Фригии после случайного убил своего брата и нашел убежище в Лидии во время правления Креза. К тому времени Фригия была лидийской подданной. Геродот говорит, что Крез считал фригийский королевский дом «друзьями», но не упоминает, правил ли фригийский королевский дом как (вассальные) короли Фригии.

Содержание
  • 1 Легенды
  • 2 Мифы
    • 2.1 Золотое прикосновение
    • 2.2 Уши осла
      • 2.2.1 Подобные мифы в других культурах
  • 3 Историчность
  • 4 Возможная гробница
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Ссылки
Легенды
Памятник Мидасу, фригийская гробница, высеченная в скале, посвященная Мидасу (700 г. до н.э.).

Их много, и часто противоречивые, легенды о древнейшем царе Мидасе. В одном из них Мидас был царем Пессина, города Фригии, который в детстве был усыновлен королем Гордиасом и Кибелой, богиня, супругой которой он был, и которая (по некоторым сведениям) была богиней-матерью самого Мидаса. Некоторые источники относят юность Мидаса к македонскому Бермиону (см. Брюгес ). В фракийском Мигдония, Геродот назвал сад шиповников у подножия горы Бермион «садом Мидаса, сына Гордиаса, где розы растут сами по себе., каждая с шестьюдесятью цветками и превосходным ароматом ". Геродот говорит в другом месте, что фригийцы в древности жили в Европе, где они были известны как Брюгес, и существование сада подразумевает, что Геродот считал, что Мидас жил до переселения фригийцев в Анатолию.

Согласно некоторым источникам, у Мидаса был сын, Литирсес, демонический жнец людей, но в некоторых вариантах мифа у него вместо этого была дочь Зоэ или «жизнь». Согласно другим источникам, у него был сын по имени Анчур.

Арриан дает альтернативную историю происхождения и жизни Мидаса. По его словам, Мидас был сыном Гордиоса, бедного крестьянина, и телмиссианской девушкой из пророческой расы. Когда Мидас вырос и стал красивым и отважным человеком, фригийцев преследовали гражданские раздоры, и, посоветовавшись с оракулом, им сказали, что фургон привезет их царя, который положит конец их раздорам. Пока они размышляли, прибыл Мидас со своими отцом и матерью и остановился возле собрания, повозки и всего остального. Они, сравнив ответ пророка с этим случаем, решили, что это был человек, которого бог сказал им, что повозка привезет. Поэтому они назначили Мидаса царем, и он, положив конец их раздорам, посвятил повозку своего отца в цитадели в качестве благодарственной жертвы царю Зевсу. В дополнение к этому о повозке ходило следующее изречение: тому, кто ослабит ярмо этой повозки, суждено получить власть над Азией. Этим кем-то должен был быть Александр Македонский. В других версиях легенды отец Мидаса Гордиас смиренно прибыл на телеге и завязал гордиев узел.

Геродот сказал, что «Мидас, сын Гордиаса» сделал подношение Дельфийский оракул царского трона, «из которого он делал суждения», которые «стоило увидеть», и что этот Мидас был единственным иностранцем, сделавшим подношение Дельфам перед Гигом Лидийским. Считается, что исторические Мидас 8 века до н.э. и Гигес были современниками, поэтому наиболее вероятно, что Геродот считал, что трон был подарен более ранним легендарным царем Мидасом. Однако некоторые историки считают, что этот трон был подарен более поздним историческим королем Мидасом.

Мифы

Золотое прикосновение

Однажды, как Овидий рассказывает в Метаморфозы XI, Дионис обнаружил, что его старый школьный учитель и приемный отец, сатир Силен, пропал. Старый сатир пил вино и ушел пьяным, и его нашли фригийские крестьяне, которые отнесли его к своему царю Мидасу (в качестве альтернативы, Силен потерял сознание в розарии Мидаса). Мидас узнал его и гостеприимно отнесся к нему, развлекая его десять дней и ночей с вежливостью, в то время как Силен восхищал Мидаса и его друзей рассказами и песнями. На одиннадцатый день он отвел Силена обратно к Дионису в Лидии. Дионис предложил Мидасу на выбор любую награду, которую он пожелал. Мидас попросил, чтобы все, к чему он прикоснулся, было превращено в золото.

Мидас радовался своей новой силе, которую он поспешил испытать. Он прикоснулся к дубовой ветке и камню; оба превратились в золото. Обрадованный, как только он вернулся домой, он прикоснулся к каждой розе в розарии, и все стали золотыми. Он приказал слугам накрыть на стол пир. Обнаружив, как даже еда и питье превратились в золото в его руках, он пожалел о своем желании и проклял его. Клавдиан пишет в своем In Rufinum: «Итак, Мидас, царь Лидии, поначалу превозносился от гордости, когда обнаружил, что может превращать все, к чему прикасается, в золото; но когда он увидел, что его пища становится жесткой, а питье - твердым. в золотой лед, тогда он понял, что этот дар был проклятием, и из-за своего отвращения к золоту проклял свою молитву. "

В версии, рассказанной Натаниэлем Хоторном в Чудо- Книга для девочек и мальчиков (1852 г.), дочь Мидаса пришла к нему, расстроенная из-за роз, потерявших аромат и ставших твердыми, и когда он протянул руку, чтобы утешить ее, обнаружил, что, когда он коснулся своей дочери, она обратились к золоту. Теперь Мидас ненавидел дар, которого так желал. Он молился Дионису, умоляя спасти его от голода. Дионис услышал его молитву и согласился; велит Мидасу умыться в реке Пактолус. Тогда все, что он бросил в воду, перестало касаться.

Мидас так и сделал, и когда он коснулся вод, сила потекла в реку, и пески реки превратились в золото. Это объясняло, почему река Пактол была так богата золотом и электром, а также богатство династии Аляттов из Лидии, провозгласившей Мидаса своим праотцом, несомненно, послужило толчком для этого миф о происхождении. Возможно, золото было не единственным металлическим источником богатства Мидаса: «Царь Мидас, фригиец, сын Кибелы, первым открыл черный и белый свинец».

Уши осла

Мидас, ненавидевший теперь богатство и величие, перебрался в деревню и стал поклонником Пана, бога полей и сатиров. Римские мифографы утверждали, что его наставником по музыке был Орфей.

«Могила Мидаса» в Гордионе, датированная 740 г. до н.э. Внутри «Могилы Мидаса» в Гордионе

Однажды Пан имел наглость сравнить свою музыку с музыкой Аполлона и вызвал Аполлона на испытание навыков (см. Также Марсий ). Тмол, горный бог, был избран судьей. Пан дунул на свои дудки и своей деревенской мелодией доставил огромное удовлетворение себе и своему верному последователю Мидасу, который случайно оказался рядом. Затем Аполлон ударил по струнам своей лиры. Тмол сразу же присудил победу Аполлону, и все, кроме одного, согласились с приговором. Мидас не согласился и усомнился в справедливости награды. Аполлон больше не хотел терпеть такую ​​развратную пару ушей и сказал: «Должны быть уши ослицы!», В результате чего уши Мидаса стали такими же, как у осла . Миф иллюстрируется двумя картинами "" Пальмы иль Джоване (1544–1628), одна изображает сцену до, а другая после наказания. Мидас был огорчен этой неудачей. Он попытался скрыть свое несчастье под широким тюрбаном или головным убором, но его парикмахер, конечно, знал секрет, поэтому ему было сказано не упоминать об этом. Однако цирюльник не смог сохранить секрет. Он вышел на луг, выкопал яму в земле, прошептал ей историю, а затем прикрыл яму. Позже из закрытой дыры вырастала толстая тростниковая пластина, и она начала перешептываться, говоря: «У царя Мидаса уши осла». В некоторых источниках говорится, что Мидас покончил с собой, выпив кровь ox.

Суд над Мидасом Авраамом Янссенсом

. Сара Моррис продемонстрировала (Morris, 2004), что уши ослов были королевским атрибутом бронзового века, носителем которого являлись Царь Таркаснава (греч. Таркондемос) из Миры, на печати, начертанной как на хеттской клинописи, так и лувийскими иероглифами. В этой связи грекам показался бы миф, чтобы оправдать экзотический атрибут.

Истории о битвах с Аполлоном Паном и Марсием очень часто путали, поэтому Тициан Снятие кожи с Марсия включает в себя фигуру Мидаса (который может быть автопортрет), хотя его уши кажутся нормальными.

Подобные мифы и в других культурах

В доисламской легенде Средней Азии царь Енисея таз имел ослиные уши. Он скроет их и прикажет убить каждого из своих парикмахеров, чтобы скрыть его секрет. Последнему цирюльнику из его людей посоветовали шептать тяжелую тайну в колодец после захода солнца, но после этого он не стал закрывать колодец. Вода из колодца поднялась и затопила королевство, образуя воды озера Иссык-Куль.

Согласно ирландской легенде, у короля Лабрайда Лойнгсеха были конские уши, о чем он заботился о том, чтобы молчать. Он подстригся один раз в год, и парикмахер, которого выбрали по жребию, был немедленно казнен. Вдова, узнав, что ее единственный сын был выбран для стрижки королю, умоляла короля не убивать его, и он согласился, пока цирюльник хранил свою тайну. Бремя секрета было настолько тяжелым, что парикмахер заболел. друид посоветовал ему пойти на перекресток и рассказать свой секрет первому дереву, к которому он пришел, и он будет освобожден от своего бремени и снова выздоровеет. Он рассказал секрет большой ивы. Однако вскоре после этого арфист по имени Крейфтин сломал свой инструмент и сделал новый из той самой ивы, которой цирюльник рассказал свой секрет. Каждый раз, когда он играл на ней, арфа пела: «У Лабрейда Лорка конские уши». Лабрайд раскаялся перед казненными цирюльниками и признал свою тайну.

В Ирландии, в Лох-Ине, Западный Корк, есть похожая история, рассказанная жительнице острова с ослиными ушами. Всех, кто стриг волосы этого короля, казнили. Но трости (в форме музыкальной флейты) говорили о них, и секрет был раскрыт.

Этот миф также известен в Бретани, где, как полагают, король Марк Корнуолл правил юго-западным регионом Корнуай. Преследуя белую лань, он теряет своего лучшего коня, Морварка (Морского конька), когда лань убивает его стрелой, брошенной Марком. Пытаясь убить лань, он проклят Дахутом, волшебником, живущим под водой. Она возвращает жизнь Морварку, но меняет его уши и гриву на уши и волосы Марка. Обеспокоенный тем, что слух может выйти наружу, Марк прячется в своем замке и убивает каждого цирюльника, который приходит постричь его волосы, пока его молочный брат Юн не станет последним живым цирюльником в Корнуайе. Он обещает оставить его в живых, если Ён сохранит секрет, а Ён подстригает его волосы волшебными ножницами. Однако этот секрет слишком тяжел для Ён, и он идет на пляж, чтобы выкопать яму и рассказать в ней свой секрет. Когда он уходит, появляются три тростника. Спустя годы, когда сестра Марка выходит замуж, музыканты не могут играть на волынках, а корриганы украли бомбарды. Они находят на пляже три тростника и используют их для изготовления новых, но музыкальные инструменты вместо того, чтобы играть музыку, поют только «У короля Марка на голове уши и грива лошади Морварка», и Марк уходит. никогда больше не увидеть.

Историчность

Царь Мидас, правивший Фригией в конце 8 века до нашей эры, известен из греческих и ассирийских источников. Согласно первому, он женился на греческой принцессе, Дамодике, дочери Агамемнона из Кима, и активно торговал с греками. Дамодике приписывают изобретение монетных денег Юлиусом Поллуксом после того, как она вышла замуж за Мидаса. Некоторые историки полагают, что этот Мидас подарил трон, который Геродот говорит, был подарен Дельфскому оракулу «Мидасом, сыном Гордиаса» (см. Выше). Ассирийские таблички времен правления Саргона II описывают нападения «Миты», царя Мушки, на восточные анатолийские провинции Ассирии. Некоторые историки считают, что в ассирийских текстах Мидаса называют царем Мушки, потому что он подчинил себе жителей Восточной Анатолии с таким именем и включил их в свою армию. Греческие источники, в том числе Страбон, говорят, что Мидас покончил жизнь самоубийством, выпив бычью кровь во время нападения киммерийцев, которое Евсевий датировал примерно 695 г. до н.э. и Юлием Africanus примерно до 676 г. до н.э. Археология подтвердила, что Гордиум был разрушен и сожжен примерно в то же время.

Возможная гробница
Реконструкция захоронения Tumulus MM, Музей анатолийских цивилизаций, Анкара, Турция.

В 1957 году Родни Янг и команда из Пенсильванского университета открыли каменную гробницу в самом сердце Великого кургана (по-гречески Μεγάλη Τούμπα) - 53 метров в высоту, около 300 метров в диаметре - на месте древнего Гордиона (совр Яссихююк, Турция), где находится более 100 курганов разных размеры и из разных периодов. Они обнаружили царское захоронение, бревна которого датируется примерно 740 г. до н.э., вместе с остатками поминального пира и «лучшей коллекцией сосудов для питья железного века из когда-либо обнаруженных». Эта внутренняя камера была довольно большой: 5,15 на 6,2 метра в ширину и 3,25 метра в высоту. На остатках деревянного гроба в северо-западном углу гробницы лежал скелет человека ростом 1,59 метра и возрастом около 60 лет. В гробнице были обнаружены богато украшенный инкрустированный стол, две инкрустированные сервировочные стойки и восемь других столов, а также бронзовые и керамические сосуды и бронзовые фибулы. Хотя изначально с этим местом не было связано никаких идентифицирующих текстов, археологи назвали его Tumulus MM (от «Курган Мидаса»). Поскольку этот погребальный памятник был воздвигнут до традиционной даты смерти царя Мидаса в начале 7 века до н.э., сейчас принято считать, что на нем были захоронения его отца.

См. Также
Примечания
Дополнительная литература
  • Василева, Майя. «Царь Мидас: между Балканами и Малой Азией». В: Dialogues d'histoire ancienne, т. 23, № 2, 1997. С. 9-20. [DOI: https://doi.org/10.3406/dha.1997.2349 ]; www.persee.fr/doc/dha_0755-7256_1997_num_23_2_2349
Ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с королем Мидасом.
Последняя правка сделана 2021-05-30 10:24:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте