Хроники Набонида

редактировать
Хроники Набонида

Хроники Набонида - это древний вавилонский текст, часть большой серии Вавилонских хроник, начертанная клинописью на глиняных табличках. В первую очередь это касается правления Набонида, последнего царя Нововавилонской империи, охватывает завоевание Вавилона персидским царем Киром. Великий, и заканчивается с началом правления сына Кира Камбиза, охватывающего период с 556 г. до н.э. до некоторого времени после 539 г. до н.э. Он представляет собой редкий современный отчет о приходе Кира к власти и является основным источником информации об этом периоде; Амели Кухрт описывает его как «наиболее надежное и трезвое [древнее] описание падения Вавилона».

Считается, что летопись была скопирована писцом в период Селевкидов (4-1 вв. До н.э.), но исходный текст, вероятно, был написан в конце 6 или начале 5 века до н.. Сходство с Набонассаром и Хрониками Шамаш-шум-укин, еще одним из Вавилонских Хроник, предполагает, что один и тот же писец мог составить обе хроники. Если это так, то это может быть время правления Дария I Персидского (ок. 549 г. до н.э. - 486 г. до н.э.).

Содержание

  • 1 Описание таблички
  • 2 Текст
  • 3 Анализ
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Описание таблички

Хроники Набонида сохранились на единственной глиняной табличке, которая сейчас хранится в Британский музей в Лондоне. Как и другие вавилонские хроники, в нем в анналистической форме (год за годом) перечислены ключевые события каждого года, такие как приход на престол и смерть королей, крупные военные события и известные религиозные события. Он следует стандартной схеме сообщения только о событиях, имеющих непосредственное отношение к Вавилонии, что делает его несколько ограниченной полезностью в качестве источника для более широкой истории региона. Сам планшет довольно большой: 140 мм в ширину и 140 мм в длину, но он сильно поврежден: его нижняя часть и большая часть левой стороны отсутствует. Текст состоял из двух столбцов с каждой стороны, изначально состоявших примерно из 300-400 строк. Остается крайне фрагментарно; по-прежнему читаемы чуть более 75 строк текста. Недостающие части состоят из большей части первого и четвертого столбцов, а также из нижней части второй и верхней части третьей. Похоже, что внизу таблички был колофон, но он тоже в значительной степени отсутствует.

Несмотря на то, что письмо находится на хорошем уровне, копирование было явно несовершенным и писец допустил ряд ошибок, которые видны в тексте.

Табличка была приобретена Британским музеем в 1879 году у торговцев древностями Spartali Co. Его первоначальное место открытия неизвестно, хотя предполагалось, что он произошел из руин Вавилона. Возможно, он представляет собой часть официального сборника летописей, находящегося во владении Ахеменидов правителей Вавилона. Текст, известный в то время как «Анналы Набонида», впервые был обсужден в печати сэром Генри Роулинсоном в журнале Athenaeum от 14 февраля 1880 года с первой английской транслитерацией. и перевод, изданный двумя годами позже профессором Т. Г. Пинчесом в «Трудах Общества библейской археологии» (1882 г.). С тех пор он был переведен рядом ученых, в частности Сидни Смитом, А. Лео Оппенгейм, Жан-Жак Гласснер и Амели Кюрт.

Текст

Текст хроники начинается предположительно с приходом на престол Набонида в 556 г. до н.э., хотя начало текста сохранилось настолько плохо, что ни одна из его частей не читается. В нем упоминаются кампании Набонида против места под названием Хьюм и неназванных мест на «Западе» (Аравия ?). Разграбление Киром Экбатаны, столицы Астиага, зарегистрировано на шестом году правления Набонида. Далее в хронике описывается в нескольких записях добровольное изгнание Набонида в арабский оазис Тема (упоминается как Тейман на иврите в Свитках Мертвого моря, известном как Свидетельство Небонида датируется 150 г. до н.э.) и сбои, которые это вызвало акиту (Новый год) в течение десяти лет. Царь провел десять лет в Аравии и покинул Вавилонию, управляемую его сыном Бел-шар-узуром (Валтасар из Книги Даниила в Ветхом Завете ). Восьмой год намеренно оставлен пустым; по всей видимости, у писца не было никаких значительных событий за этот год. Другая кампания Кира описана в девятом году, возможно, представляя его нападение на Лидию и захват Сард.

Большая часть остального текста фрагментарна. Возможная ссылка на войну и Персию появляется в записи, предположительно шестнадцатого года. В давно сохранившемся разделе описываются события семнадцатого и последнего года правления Набонида как царя, когда Кир вторгся и завоевал Вавилонию. Записано празднование праздника Акиту, что указывает на возвращение Набонида в Вавилон. Хроника не содержит информации о том, почему Кир решил вторгнуться в Вавилон в то время, но записывает, что боги разных городов «вошли в Вавилон», очевидно, имея в виду собрание культовых статуй перед персидским вторжением - возможно, мера, принятая Набонид, чтобы помешать персам захватить божественных идолов. В нем дается краткое описание битвы при Описе, в которой персы окончательно разбили армию Набонида, вырезали отступающих вавилонян и взяли большой улов добычи. Персидская армия продолжила без дальнейшего конфликта захватить города Сиппар и сам Вавилон. Сообщается, что Кира с радостью приняли жители города и назначили местными губернаторами. Боги, которые ранее были доставлены в Вавилон, были возвращены в свои родные города по приказу Кира. Разборчивая часть текста заканчивается длительным трауром по недавно умершей жене царя (предположительно имеется в виду жена Кира, поскольку Набонид к тому времени уже не был царем) и упоминанием Камбиза, сына Кира. В оставшейся части таблички можно разобрать лишь несколько разрозненных слов.

Анализ

Хроники Набонида, по всей видимости, были составлены (вавилонскими) жрецами Мардука, главный бог Вавилона. Это было охарактеризовано как «пропаганда на службе Кира» и, возможно, «результат пропаганды духовенства Мардука с целью очернить Набонида». Джулия Бидмид приписывает враждебность священников безуспешным попыткам Набонида ввести поклонение лунному богу Син. В частности, в летописи неоднократно утверждается, что праздник Акиту не состоялся из-за отсутствия Набонида. Это сомнительно, так как другие могли принять участие в праздновании вместо Набонида. Хроника рассматривается как часть серии про-персидских документов, в том числе цилиндр Кира и Стихотворный рассказ Набонида, которые нападают на Набонида за предполагаемую религиозную неверность и противопоставляют его действия этим Кира и Камбиза. Однако Амели Кухрт описывает его как «самый надежный и трезвый древний рассказ о падении Вавилона».

См. также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 08:02:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте