Дарданеллы | |
---|---|
Крупный план топографической карты Дарданелл | |
Дарданеллы Показать карта Турции Дарданеллы Показать карту Европы | |
Координаты | 40 ° 12'N 26 ° 24'E / 40,2 ° N 26,4 ° E / 40,2; 26,4 Координаты : 40 ° 12'N 26 ° 24'E / 40,2 ° N 26,4 ° E / 40,2; 26,4 |
Тип | пролив |
Бассейн страны | Турция |
Макс. длина | 61 км (38 миль) |
Мин. ширина | 1,2 км (0,75 мили) |
Дарданеллы (; турецкий : anakkale Boazı, lit. 'пролив Çanakkale ', греческий : Δαρδανέλλια, романизированный : Дарданеллия), также известный из классической античности как Геллеспонт (; Классический греческий : Ἑλλήσποντος, романизированный: Hellēspontos, lit. 'Море Helle '), это узкий естественный пролив и имеющий международное значение водный путь на северо-западе Турции, который является частью континентальной границы между Европой и Азией, и отделяет Азиатская Турция от Европейская Турция. Один из самых узких проливов в мире, используемых для международного судоходства, Дарданеллы соединяют Мраморное море с Эгейским и, одновременно позволяя проход в Черное море с расширением через пролив Босфор. Дарданеллы составляют 61 км (38 миль) в длину и от 1,2 до 6 км (от 0,75 до 3,73 миль) в ширину, в среднем 55 метров (180 футов) в глубину с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте рядом с городом. of Чанаккале.
Большинство северных берегов пролива вдоль Галлипольского полуострова (Турецкий : Гелиболу) малонаселены, а южные берега вдоль На полуострове Троад (турецкий : Biga) проживает город Чанаккале с населением 110 000 человек.
Вместе с Босфором, Дарданеллы образуют Турецкие проливы.
Современное турецкое название anakkale Boazı, означающее «пролив Чанаккале», происходит от одноименный город среднего размера, примыкающий к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» - от چاناق (çanak, «керамика») + قلعه (kale, «крепость») - упоминание о знаменитых гончарных изделиях и изделиях из керамики, а также знаменитой османской крепости Султание.
Английское название Дарданеллы - это аббревиатура от Дарданелльского пролива. Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллами, вероятно, в честь Дардана, древнего города на азиатском берегу пролива, который, в свою очередь, получил свое название от Дардануса, мифического сына Зевса и Электры.
Древнее греческое имя Ἑλλήσποντος (Hellēspontos) означает «Море Хелле» и было древним названием узкого пролива. В классической литературе он назывался по-разному: Hellespontium Pelagus, Rectum Hellesponticum и Fretum Hellesponticum. Он был назван так от Хеллы, дочери Афама, которая утонула здесь в мифологии Золотого руна.
Как морской водный путь, Дарданеллы соединяют различные моря вдоль, Балканы, Ближний Восток и Западную Евразию и, в частности, соединяют Эгейское море до Мраморного моря. Мраморное море далее соединяется с Черным морем через Босфор, а Эгейское море далее соединяется с рекой. Таким образом, Дарданеллы обеспечивают морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийский океан через Суэцкий канал, что делает его важным международным водным путем, в частности для проход товаров, поступающих из России.
Пролив расположен примерно на 40 ° 13'N 26 ° 26'E / 40,217 ° N 26,433 ° E / 40,217; 26,433.
Длина пролива 61 километр (38 миль), ширина от 1,2 до 6 километров (0,7-3,7 мили), средняя глубина 55 метров (180 футов) с максимальной глубиной 103 метров (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну, рядом Чанаккале. Через пролив проходят два основных течения: поверхностное течение течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, а более соленое подводное течение течет в противоположном направлении.
Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на форму реки. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий перед входом в Дарданеллы.
Как часть единственного прохода между Черным морем и Средиземным морем, Дарданеллы всегда имели большое значение с коммерческой и военной точки зрения, и сегодня остаются стратегически важными. Это основной морской путь для выхода во многие страны, включая Россию и Украину. Контроль над ним был целью ряда боевых действий в современной истории, особенно нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы при Галлиполи 1915 года в течение Первая мировая война.
Древний город Троя находился недалеко от западного входа в пролив, а азиатский берег пролива был в центре Троянской войны. Трой был в состоянии контролировать морской транспорт, входящий в этот жизненно важный водный путь. Персидская армия Ксеркса I из Персии, а затем македонская армия Александра Великого пересекли Дарданеллы в противоположных направлениях, чтобы вторгнуться на земли друг друга в 480 г. до н. и 334 г. до н.э. соответственно.
Геродот говорит, что примерно в 482 г. до н.э. Ксеркс I (сын Дария ) построил два понтонных моста через Геллеспонт в Абидосе., чтобы его огромная армия могла перейти из Персии в Грецию. Этот переход был назван Эсхилом в своей трагедии Персы как причина божественного вмешательства против Ксеркса.
Согласно Геродоту (стих 34), оба моста были разрушен штормом, и Ксеркс приказал обезглавить тех, кто строил мосты, а сам пролив высечь. Истории Геродота vii.33–37 и vii.54–58 содержат подробности строительства и перехода понтонных мостов Ксеркса. Затем Ксеркс, как говорят, бросил оковы в пролив, нанес ему триста ударов плетью и заклеймил его раскаленным железом, когда солдаты кричали на воду.
Геродот заметил, что это было «весьма самонадеянный способ обратиться к Геллеспонту», но никоим образом не нетипичный для Ксеркса. (vii.35)
Инженер Гарпал в конце концов помог вторгшимся армиям перейти через границу, связав корабли вместе носами, обращенными к течению, и, как говорят, двумя дополнительными якорями.
С точки зрения древнегреческой мифологии в легенде было сказано, что Хелле, дочь Афамаса, утонула в Дарданеллах. Золотое руно. Точно так же пролив был местом действия легенды о Хиро и Леандере, где влюбленный Леандер каждую ночь плавал в проливе, чтобы встретиться со своей возлюбленной, жрицей Герой, и был утонул в шторме.
Дарданеллы были жизненно важны для защиты Константинополя в византийский период.
Кроме того, Дарданеллы были важным источником дохода для правителя региона. В Стамбульском Археологическом музее на мраморной плите находится закон византийского императора Анастасия I (491–518 гг. Н.э.), который регулировал плату за проезд через таможню Дарданеллов. Перевод:
... Тот, кто осмелится нарушить эти правила, больше не будет считаться другом, и он будет наказан. Кроме того, управляющий Дарданеллами должен иметь право на получение 50 золотых литронов, чтобы эти правила, которые мы устанавливаем из благочестия, никогда не были нарушены...... Уважаемый губернатор и майор столицы, который Обе руки уже заняты делами, обратился к нашему высокому благочестию, чтобы реорганизовать заход и выход всех кораблей через Дарданеллы...... Начиная с наших дней, а также в будущем, любой, кто захочет переход через Дарданеллы должен заплатить следующее:.
- Все торговцы вином, которые привозят вино в столицу (Константинополь), за исключением киликийцев, должны платить чиновникам Дарданелл 6 фоллис и 2 секстарий вина.. - Таким же образом все торговцы оливковым маслом, овощами и салом должны заплатить чиновникам Дарданелл 6 фоллисов. Киликийские морские торговцы должны заплатить 3 фоллиса и в дополнение к этому 1 кераон (12 фоллисов) для входа и 2 кераона для выхода..
- Все торговцы пшеницей должны заплатить чиновникам 3 фоллиса за модиус и еще один сумма 3 фоллиса при выезде.
С 14 века Дарданеллы почти постоянно находились под контролем турок.
Дарданеллы продолжали оставаться важным водным путем в период Османской империи, завоевавшей Галлиполи в 1354 году.
Османский контроль над проливом продолжался в основном без перерывов и проблем до 19 века, когда Империя начала свой упадок.
Получение контроля над или гарантированное доступ к проливу стал ключевой целью внешней политики Российской империи в 19 веке. Во время наполеоновских войн Россия при поддержке Великобритании в Дарданелльской операции - блокировала проливы в 1807 году. После Поражение Османской империи в русско-турецкой войне 1828–1829 гг., в 1833 году Россия вынудила османов подписать Хункиарский искелесский договор, что потребовало закрытия проливов на боевые корабли нечерноморских держав по запросу России. Это фактически дало бы России развязку действий в Черном море.
Этот договор встревожил проигравших, которые были обеспокоены тем, что последствия потенциального российского экспансионизма в регионах Черного и Средиземного морей могут вступить в конфликт с их собственными владениями и экономическими интересами в регионе. На Конвенции о Лондонском проливе в июле 1841 года Соединенное Королевство, Франция, Австрия и Пруссия оказали давление Россия согласилась с тем, что только турецкие военные корабли могли пересекать Дарданеллы в мирное время. Соединенное Королевство и Франция впоследствии направили свои флоты через проливы для защиты Дунайского фронта и для атаки на Крымский полуостров во время Крымской войны 1853–1856 годов, но они сделали это как союзники. Османской империи. После поражения России в Крымской войне Парижский конгресс в 1856 году официально подтвердил Конвенцию о Лондонском проливе. Технически он оставался в силе в 20 и 21 веках.
В 1915 г. союзники послали значительные силы британского вторжения. Войска Индии, Австралии, Новой Зеландии, Франции и Ньюфаундленда попытались открыть проливы. В кампании Галлиполи турецкие войска заманили союзников в ловушку на побережьях полуострова Галлиполи. Кампания нанесла ущерб карьере Уинстона Черчилля, затем Первого лорда Адмиралтейства (в должности 1911–1915 гг.), Который горячо продвигал безуспешное использование Royal ВМС морские силы открывают проливы. Мустафа Кемаль Ататюрк, позже основавший Турецкую Республику, служил в качестве командира османов во время сухопутной кампании.
Турки заминировали проливы, чтобы не дать союзным кораблям проникнуть в них, но в результате незначительных действий двум подводным лодкам, одной британской и одной австралийской, все же удалось прорваться через минные поля. Британская подводная лодка потопила устаревший турецкий линкор до дредноута у берега Золотого Рога Стамбула. сэру Яну Гамильтону не удалось захватить полуостров Галлиполи, и британский кабинет приказал отвести его в декабре 1915 года после восьми месяцев боев. Всего погибло 43000 британцев, 15000 французов, 8700 австралийцев, 2700 новозеландцев, 1370 индейцев и 49 жителей Ньюфаундленда. Всего в Турции погибло около 60 000 человек.
После войны, Севрский договор 1920 демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций. Неэтнически турецкие территории Османской империи были разбиты и разделены между союзными державами, а турецкая юрисдикция над проливами была ограничена.
После распада Османской империи после длительной кампании турок в рамках турецкой войны Независимости как от союзных держав, так и от османского двора, Турецкая Республика была создана в 1923 году Лозаннским договором, который установил большую часть современной суверенной территории Турция и восстановила проливы на турецкой территории с условием, что Турция сохранит их демилитаризованными и позволит всем иностранным военным кораблям и торговым судам беспрепятственно пересекать проливы.
В рамках своей стратегии национальной безопасности Турция в конечном итоге отвергла условия договора и впоследствии ремилитаризовала район пролива в течение следующего десятилетия. После длительных дипломатических переговоров возврат был оформлен в соответствии с Конвенцией Монтрё о режиме Турецких проливов 20 июля 1936 года. Эта конвенция, которая действует до сих пор, рассматривает проливы как международный морской путь. при этом позволяя Турции сохранить за собой право ограничивать военно-морские перевозки не черноморских государств.
Во время Второй мировой войны, до февраля 1945 года, когда Турция оставалась нейтральной на протяжении большей части конфликта, Дарданеллы были закрыты для кораблей воюющих стран. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но во время войны не использовала никаких наступательных сил.
В июле 1946 года Советский Союз направил в Турцию ноту с предложением нового режима для Дарданелл, который исключил бы все страны, кроме черноморских держав. Второе предложение заключалось в том, что проливы должны быть поставлены под совместную турецко-советскую оборону. Это означало, что Турция, Советский Союз, Болгария и Румыния будут единственными государствами, имеющими выход к Черному морю через Дарданеллы. Однако турецкое правительство под давлением США отклонило эти предложения.
Турция вступила в НАТО в 1952 году, тем самым придав своим проливам еще большее стратегическое значение как торговый и военный водный путь.
В последние годы Турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть из таких портов, как Новороссийск, танкерами экспортируется в основном в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы.
Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих обоим государственные и частные предприятия.
Через пролив также проходят значительные международные коммерческие перевозки грузовых судов и танкеров.
В настоящее время через пролив не проходят автомобильные переходы. пролив. Однако в рамках запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог правительство Турции рассматривает возможность строительства подвесного моста между (район провинции Чанаккале ) на азиатской стороне, в Килитбахир на европейской стороне, в самой узкой части пролива. В марте 2017 года началось строительство моста Чанаккале 1915 года между городами Гелиболу и Лапсеки.
2 подводные кабельные системы, передающие электроэнергию напряжением 400 кВ по мосту через Дарданеллы для питания к западу и востоку от Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первый, расположенный в северо-восточной части пролива, был подан в апреле 2015 года и ведет 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока на расстоянии 3,9 км от моря. Второй, находящийся где-то посередине пролива, еще строился в июне 2016 года и имеет очень похожие данные.
Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus, и выходящие на берег в Афинах, Сицилии и в других местах.
Мраморная плита с 6 век нашей эры Византийский закон, регулирующий уплату таможенных пошлин в Дарданеллах.
Историческая карта Дарданелл. Автор Пири Рейс.
Карта Дарданелл, нарисованная Г.Ф. Моррелл, 1915, показывая полуостров Галлиполи и западное побережье Турции, а также расположение передовых войск и высадки во время Галлиполийской кампании.
Вид на Дарданеллы с Галлиполи полуостров.
Вид на Чанаккале с Дарданелл.
Вид с воздуха на город Чанаккале.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Дарданеллами. |