Йездигерд I

редактировать

Царь царей иранцев и неиранцев
Йездигерд I. 𐭩𐭦𐭣𐭪𐭥𐭲𐭩
Царь царей иранцев и неиранцы
Табличка, король Яздгард I, убивающий оленя. jpg 5 век пластина Йездигерда I, убивающего оленя.
Шаханшаха из Сасанидской империи
Правление399 –420
ПредшественникБахрам IV
ПреемникШапур IV
Умер420. Гурган или Тус
КонсортШушандухт
Выпуск
Дом Дом Сасана
ОтецШапур III

Яздегерд I, также пишется Язджерд I и Яздгирд I (среднеперсидский : 𐭩𐭦𐭣𐭪𐭥𐭲𐭩), был сасанидским царем царей из Ирана с 399 по 420. Сын Шапура III (r. 383–388), он наследовал своему брату Бахрам IV (r. 388–399) после убийства последнего.

Правление Йездигерда I, в значительной степени не сопровождавшееся событиями, рассматривается в истории Сасанидов как период обновления. Хотя в местных источниках его периодически называли «грешником», Йездигерд был более компетентным, чем его недавние предшественники. Он имел теплые отношения с Восточной Римской империей, и Аркадий доверил ему опеку над сыном последнего Феодосием. Йездигерд I известен своими дружескими отношениями с евреями и христианами из Церкви Востока, что он признал в 410 году. Из-за этого он был воспеваемый евреями и христианами как новый Кир Великий (r. 550 - 530 гг. До н.э., царь иранской империи Ахеменидов, освободивший евреев из плена Вавилон ).

Религиозная и миролюбивая политика царя не нравилась знати и зороастрийскому духовенству, власть и влияние которого он стремился обуздать. В конечном итоге это имело неприятные последствия, и Йездигерд I встретил свою смерть от рук знати на далеком северо-востоке. Затем дворяне пытались помешать сыновьям Йездигерда взойти на трон; его старший сын, Шапур IV, был быстро убит после вступления на престол и заменен на Хосров. Другой сын, Бахрам V, поспешил в сасанидскую столицу Ктесифон с арабской армией и заставил дворянство признать его шахом.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Предпосылки
  • 3 Отношения с Восточной Римской империей
  • 4 Отношения с христианами
    • 4.1 Предпосылки
    • 4.2 Создание иранской церкви
    • 4.3 Гонения
  • 5 Отношения с евреями
  • 6 Личность и отношения с дворянством и духовенством
  • 7 Монеты и имперская идеология
  • 8 Смерть и наследование
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники

Этимология

Имя Яздегерд представляет собой комбинацию древнеиранского yazad yazata (божественное существо) и -karta (сделано) - «созданный Богом», что сопоставимо с иранским Bagkart и Греческий Феоктист. В других языках он известен как Яздекерт (пехлевий ); Йезд [э] герд (новоперсидский ); Йездигерд, Издегерд и Йездигер (сирийский ); Яздкерт (армянин ); Издегер и Азгер (в Талмуде ); Яздейерд (арабский ) и Исдигердес (греческий).

Справочная информация

Лицевая и обратная стороны монеты Бахрама IV Монета Бахрама IV (r. 388–399)

Йездигерд I был сыном Шапура III (r. 383–388). Когда брат Йездигерда I Бахрам IV (r. 388–399) был убит в 399 г., он сменил его. Йездигерд I унаследовал империю, пережившую неспокойные времена; три его предыдущих предшественника, Бахрам IV, Шапур III и Ардашир II, были убиты знати. Большая часть знати принадлежала к могущественным парфянским дворянским семействам (известным как вузурган ), которые проживали на Иранском нагорье. Основа сасанидской феодальной армии, они были в значительной степени автономными.

Сасанидские шахи слабо контролировали вузурган, и попытки их ограничения обычно обходились дорого. шах (о чем свидетельствует судьба трех предыдущих шахов). Парфянская знать работала на сасанидского шаха ради личной выгоды, из лояльности и (возможно) осознания арийского (иранского) родства, которое они разделяли со своими персидскими властителями. В конце правления Йездигерда могущественный парфянский Дом Сурен стал влиятельным соратником шаха и сыграл ключевую роль в делах империи. Авторитет семьи Сурен процветал до конца правления внука Йездигерда, Йездигерда II (r. 438–457).

Отношения с Восточной Римской империей

Аверс и обратная сторона монеты Аркадия Монета Аркадия (r. 383–408)

Во время правления Йездигерда I его западные соседи в Восточной Римской империи были в смятении; остготы совершали набеги на Балканы, франки подняли восстание, бушевала гражданская война, а в восточных провинциях бунтовали. Вместо того, чтобы эксплуатировать ослабленное государство империи, Йездигерд I держал в плену римских христиан, которые были спасены после победы Ирана над гуннами, возвращенными на римскую территорию. Римский император Аркадий (r. 383–408) просил Йездигерда о помощи, чтобы гарантировать преемственность его маленького сына, Феодосия, в результате щедрости шаха.

Этот счет упоминается только в римском тексте VI века. историк Прокопий и был допрошен своим товарищем по римскому историку Агафием, который писал, что отчет был «на устах» «римских простолюдинов и аристократов в одинаковой степени», но отсутствовал в современных источниках. Йездигерд I согласился выступить в роли защитника Феодосия и пригрозил начать войну против любого, кто попытается подвергнуть его опасности. Согласно Прокопию, «Верно соблюдая заветы Аркадия, [Йездигерд] без перерыва принял и продолжал политику глубокого мира с римлянами и таким образом сохранил империю для Феодосия». Шах послал Антиоха, «выдающегося и высокообразованного советника и наставника», чтобы обучить Феодосия.

Отношения с христианами

История вопроса

Лицевая и обратная стороны монеты Шапура II Монета Шапура II (r. 309–379)

Йездигерд I, как и все другие сасанидские правители, был приверженцем зороастризма. Один из его предшественников, могущественный сасанидский шах Шапур II (r. 309–379), как полагали, жестоко преследовали христиан Ирана с 340 по 379 годы во время «Великого преследования». Хотя более поздние шахи - Яздегерд I, Бахрам V (r. 420–438), Йездигерд II (r. 438–457), Пероз I (r. 459–484), Хосров I (r. 531–579) и Хосров II (r. 591–628) - также говорили, что преследовали Церковь Востока, церковь быстро разрасталась. Согласно агиографическим источникам, это произошло из-за «непоколебимой враждебности зороастрийских религиозных властей к христианам».

Однако преследования христиан ограничивались их религиозными лидерами, которые не смогли выполнить обязательство, требуемое от них судом. Хотя Шапур II наказывал ведущих священнослужителей за неподчинение, ни он, ни его двор не преследовали христианское население в целом; «Великое преследование» было вымышленным. По словам современного историка Эберхарда Зауэра, сасанидские шахи преследовали другие религии только тогда, когда это было в их насущных политических интересах. Убийство христиан Шапуром II произошло из-за отказа священнических лидеров более полно участвовать в управлении империей. В конечном итоге это было достигнуто во время правления Йездигерда, когда лидеры священников согласились сотрудничать с судом.

Основание иранской церкви

Персидская миниатюра Йездигерда I и его сына Бахрама (позже известного как Бахрам V) 16 век Шахнаме иллюстрация Яздегерда I и его сына, будущее Бахрам V

Правление Йездигерда I было важной вехой для христиан Ирана. По совету римского епископа Марута он признал Церковь Востока в 410 г.; это привело к созданию иранской церкви, которая провозгласила свою независимость от римской церкви в 424 году. Указ Йездигерда был назван сасанидской версией Миланского эдикта 313 римского императора Константина Великого. Отлично (r. 306–337). Церкви, святыни мучеников и монастыри вскоре были основаны иранской бюрократией. Они находились около двора в столице Сасанидов Ктесифоне, что свидетельствует о согласии Йездигерда (который финансировал церкви с восточно-сирийскими или римскими дипломатами в качестве их основных покровителей). Одним из его жестов щедрости было разрешение христианам хоронить своих мертвецов, что, по мнению зороастрийцев, испортило землю.

Число христианских элит в бюрократии увеличивалось, и этот поток продолжался до падения империи в 651 году..Хотя лидеры священников, такие как Шемон Бар Сабба и его коллеги, рьяно возражали против просьбы Шапура II участвовать в имперской бюрократии, епископы начали действовать как агенты Ирана (отмежевываясь от зороастризма) в пятом веке. Йездигерд использовал священников, послав Патриарха Католикоса Ктесифона для посредничества между собой и своим братом (наместником Парса на юге Ирана). Другой патриарх был послом Йездигерда к Феодосию. Шах, похоже, не очень разбирался в христианстве и был (как и Шапур II) больше заинтересован в улучшении политических и экономических возможностей своей империи. Из-за его терпимого отношения к христианам он описывается в их хрониках как «благородная душа» и второй Кир Великий (r. 550 - 530 гг. До н.э.), основатель иранской империи Ахеменидов.

Гонения

В конце правления Йездигерда его терпимость к христианам была испытана их безрассудством. Абда, епископ Ормазд-Ардашир в Хузестане, и группа христианских священников и мирян сровняли с землей зороастрийский огненный храм в ок. 419–420; суд вызвал их к ответственности за свои действия. Йездигерд, как говорили, спросил Абду: «Поскольку ты - вождь и лидер этих людей, почему ты позволяешь им презирать наше королевство, нарушать наши приказы и действовать в соответствии с их собственной волей? наши молитвенные дома и основания наших храмов огня, которые мы получили от отцов наших в честь? " Хотя Абда не решался ответить, священник из его окружения ответил: «Я разрушил фундамент и потушил огонь, потому что это не дом Божий, а огонь - не дочь Бога». По сообщениям, снос храма огня был способом транслировать «победу христианства».

Абда отказался восстановить храм огня, и он и его окружение были казнены. В другом месте священник потушил священный огонь и отслужил там мессу. Йездигерд I, вынужденный уступить давлению зороастрийского духовенства, изменил свою политику по отношению к христианам и приказал их преследовать. Вероятно, в связи с изменением политики Йездигерд назначил Михра Нарсе из семьи Сурен своим министром (wuzurg framadar ). Это краткое преследование не омрачило изображения Йездигерда I в христианских источниках, некоторые из которых оправдывали его действия.

Отношения с евреями

Большое кирпичное здание с округлой колонной Могила Эстер и Мордехая, которая может быть гробница Шушандухта (еврейская жена Йездигерда)

евреев Ирана так великодушно и уважительно относился к Йездигерд I, что их изгнанник назвал его новым Киром Великий, освободивший евреев из плена в Вавилоне. Хотя Йездигерд, как сообщается, приветливо приветствовал раввинов и процитировал им отрывки из Священных Писаний, этот отчет может быть продуктом предвзятой еврейской историографии. У него была жена-еврейка Шушандухт, дочь эксиларха. Личность ее отца неясна; он мог быть Мар Кахана I, Мар Йемар или Мар Зутра. Среднеперсидский текст по географии Шахрестаниха и Шраншахр (Столицы провинций Ирана) сообщает, что Йездигерд поселила евреев в Спахане по просьбе Шушандухта, и она была матерью его сына Бахрам V. Согласно иранологу Эрнсту Герцфельду, Гробница Эстер и Мордехая в Хамадане не была местом захоронения Эстер и Мордехай, но Шушандухт.

Личность и отношения с дворянством и духовенством

Римские источники описывают Йездигерда I как проницательного, доброжелательного и дружелюбного правителя. Считается, что он начитанный, «с самого начала» он был известен «благородством характера» и как защитник «бедных и нищих». Персидские и арабские источники однако называют его «грешником» (базэкар или безэхгар) и «изгоем» (дабхр). Они описывают его как монарха, который злоупотребил своей властью, запугивая и подавляя дворянство и зороастрийское духовенство. Этот враждебный взгляд на Йездигерда объясняется его мирным отношением к римлянам и его религиозной терпимостью к незороастрийцам страны (христианам и евреям).

Враждебность духовенства к Йездигерду была вызвана его казнью несколько зороастрийских священников, которые не одобряли его дружеское отношение к религиозным меньшинствам. Хорошо зная о судьбе своего предшественника, Йездигерд I, я не мог довериться знати и не позволил им приобрести чрезмерное влияние за счет королевской власти; поэтому он был в разладе с дворянством и духовенством. Однако Йездигерд был более компетентным, чем его недавние предшественники, и его правление рассматривается в истории Сасанидов как период обновления.

Монеты и имперская идеология

Лицевая и обратная стороны монеты Йездигерда I Монета Яздегерда I

Монеты Йездигерда I изображают его носить комбинацию куполообразной короны, которую использовал Ардашир II, и двух зубцов и полумесяца на вершине. Его правление знаменует собой сдвиг в политической перспективе Сасанидской империи, которая (изначально располагавшаяся к Западу) переместилась на Восток. Этот сдвиг мог быть спровоцирован враждебными племенами в восточном Иране. Война с иранскими гуннами, возможно, пробудила мифологическое соперничество между мифологическими иранскими каянскими правителями и их туранскими врагами, что проиллюстрировано Младшим авестийским тексты. Титул Рамшехра (миротворец в [его] владениях) был добавлен к традиционному «Царь царей иранцев и неиранцев» на монетах Йездигерда. В среднеперсидской героической поэме Аядгар-и Зариран (Завещание Зарера) титул использовался последним каянским монархом (Виштаспа ) и встречается в зороастрийцы 10 века Денкард. Сасанидский интерес к каянской идеологии и истории продолжался до конца империи.

Смерть и наследование

Персидская миниатюра Йездигерда I, убитого белым конем Иллюстрация Шахнаме 14-го века, изображающая Йездигерда I, забитого до смерти белым конем

Яздегерд I умер в 420. По словам армянского историка 5 века Мовсеса Хоренаци, причиной его смерти стала болезнь. Согласно старой, популярной легенде, упомянутой Фирдоуси в Шахнаме, однако, он был забит до смерти белым конем, который внезапно поднялся из Чишми-и Су или Чишми-и. Сабз (зеленый источник), прилегающий к городу Тус в восточной провинции Абаршахр. Говорят, что лошадь после этого внезапно исчезла. Немецкий востоковед Теодор Нёльдеке предположил, что «Фирдоуси безуспешно перенес эту традицию в традиции своего родного города Туса», и убийство могло иметь место в Гургане ; легенда предшествовала работе Фирдоуси. Вне зависимости от того, произошла ли смерть Йездигерда в Тусе или Гургане, легенда, вероятно, была сфабрикована парфянской знатью, убившей Йездигерда I на далеком северо-востоке (традиционная родина парфян и часть вотчины трех сильных парфянских семей, включая Канарангиян, проживавшие в регионе Тус).

Дворянство и духовенство, презиравшие Йездигерда I, теперь стремились лишить его сыновей царской власти. Известны три: Шапур, Бахрам и Нарсе. Шапур (правитель-царь Армении ) бросился к Ктесифону и принял корону как Шапур IV, но был предан своими придворными и убит. Затем дворяне поместили на трон сына Бахрама IV, Хосрова. Бахрам, выросший при Лахмидском дворе аль-Хира, прибыл в Ктесифон с арабской армией и потребовал от знати признать его шахом Бахрам V. Его брат, Нарсе, был назначен губернатором Абаршахра.

Примечания

Ссылки

Источники

Йездигерд I Сасанидская династия
Предшественник. Бахрам IV Король царей Ирана и Анирана. 399–420Преемник. Шапур IV
Последняя правка сделана 2021-06-22 11:25:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте