Сраоша

редактировать
Картина Ангела Суруша в Шахнаме Шаха Тахмаспа

Сраоша (IPA: ) - это авестийское имя зороастрийца ясата из «Совести» и «Соблюдения», которое также является буквальное значение его имени.

В Среднеперсидских комментариях IX-XII веков божество появляется как S (a) rosh. Эта форма встречается во многих вариантах и ​​в новоперсидском, например, سروش, Соруш. В отличие от многих других Язата (концепций, которые «достойны обожания»), Сраошу также часто называют «Ангелом совести» или «Голосом совести», что совпадает с обеими его ролью. как «Учитель Даэны », Даэна является ипостасью как «Совести», так и «Религии» и Хранителем / Спутником над мостом Чинват.

Содержание
  • 1 В Священном Писании
    • 1.1 В откровении Зороастра
    • 1.2 В младшей Авесте
  • 2 В зороастрийской традиции
  • 3 Ссылки
В Священном Писании

В откровении Зороастра

Сраоша уже засвидетельствован в Гатах, древнейших текстах зороастризма и, как полагают, был составлен Зороастром самим. В этих самых ранних текстах Сраоша обычно ассоциируется с Амеша Спента, шестью «Щедрыми Бессмертными», через которые Ахура Мазда реализовал («созданный Его / Её мыслью») творение.

В Гатах основная функция Сраоши заключается в пропаганде совести и красоты жизни, а во-вторых, религии Ахура Мазды для человечества, как сам Сраоша научился этому от Ахура Мазды. Это лишь косвенно упоминается в этих старых аятах, но должным образом развито только в более поздних текстах (Ясна 57.24, Яшт 11.14 и т. Д.). В Гатах прямо видно описание как самого сильного, стойкого, самого активного, самого быстрого и внушающего трепет юношу (Ясна 57.13) и как человека, на которого бедные ищут поддержки (57.10).

В этических целях зороастризма («добрые мысли, добрые слова, добрые дела»), выраженных в Ясне 33.14, Сраоша отождествляется с добрыми делами. Это меняет зороастрийскую традицию (Денкард 3.13-14), где Сраоша отождествляется с хорошими словами. В Ясне 33.5 поэт говорит о Сраоше как о величайшем из всех (лиц, принимающих решения) при окончательном обновлении мира.

В 50.4-5 поэт видит путь Сраоши (намек на мост Чинват), поскольку в 43.46 Зороастру напоминают о том, что нужно торопиться с распространением послания Мазды перед смертью пророка (до того, как он встретит Сраошу. и Аши ). В 44.16 говорится, что Сраоша и Воху Манах («Сознание» и «Хорошая мысль») переданы всему человечеству.

В младшей Авесте

Сраоша имеет две посвященные ему яхты. Одна из них - Ясна 56-57, которая является частью первичного зороастрийского акта обожания. Ясна 56-57 - это «скрытый» яст в том смысле, что эти стихи описывают отношения преданного со Шраошей, но не обращаются к нему напрямую. Другой гимн божеству - Яшт 11, который является прямым обращением к Шраоши и носит его имя в названии. Яшт 11, как и другие прямые Яшты, не является частью литургии собственно Авесты. Яшт 11 сохранился во фрагменте Хадхохт Наск, который сегодня является частью Хорде Авесты, «маленькой Авесты».

В Ясне 56-57 Шраоша по-разному описывается как могущественный, воплощенное слово разума, чьим телом является священное заклинание (57.1). Сраоша «обладает Истиной» (ашаванем ) и «величавым» (57,2, 57,5, 57,7, 57,9, 57,11, 57,15 и т. Д.). Говорят, что он был первым во всем творении, кто обожал Ахура Мазду и Амеша Спента. (57,2 и 57,6). Он произнес пять священных стихов, чтобы отдать предпочтение великому секстету (57.8), а заклинание Ахуна Вайрья и другие священные формулы являются оружием Шраоши (57.22). Он вернулся победителем из битвы со злом (57.12), что позволило различным аспектам творения заселить мир (57.23). Сраоша бродит по миру, проповедуя религию Мазды (57.24). Сраоша часто описывается как «владыка ритуалов» (57.2, 57.5, 57.7, 57.9, 57.11 и т. Д.), И он умилостивляет хаому жертвоприношением (57.19).

В Яште 11 человечество живет под постоянной опекой Сраоши (11.7). Его не прерывает сон в его постоянном бдении (11.14), во время которого он использует свое оружие против друджа (11.0). Шраоша учит человечество слову Ахура Мазды (11.14). Бедные обращаются к нему за поддержкой (11.3), и его ждут во всех домах, которые он защищает (11.20).

В других текстах Сраоша снова является защитником ритуала, но здесь священнослужитель получает эпитет Сраошаварез (Яшт 24.15; Вендидад 5.25, 7.17 и др.). В Вендидад 18.22, Сраоша вызывается на помощь против демона-змея Ази Дахака, который угрожает потушить огонь в очаге (ср. Атар ).

Сраоша - главный противник Эшмы, даэва гнева, поскольку Эшма отвлекает от надлежащего поклонения, искажая «намерение и смысл жертвоприношения посредством жестокости по отношению к скоту. и насилие на войне и пьянство ». В то время как стандартный эпитет Эшмы - xrvi.dru- «окровавленной булавы», стандартный эпитет Сраоши - дарши.dru- «сильной (Ахурик ) булавы». Сраоша свергнет Эшму при обновлении мира (Яшт 19.95).

В зороастрийской традиции

В зороастрийской традиции Сраоша является одним из трех хранителей моста Чинват, «моста суда», который должны быть соблюдены всеми душами умерших. пересекать. Хотя Шраоша - только одно из трех божеств, выносящих приговор (два других - Рашну и Митра ), только Шраоша сопровождает душу в их путешествии по мосту.

Как и два других хранителя моста, Сраоша тесно отождествляется с Аши, «Возмещение». В Яшт 17.15 и 17.17 Сраоша назван «братом» Аши. Один из основных эпитетов Сраоши - ашья, что может означать либо «компаньон вознаграждения», либо просто «спутник Аши».

В посвящениях имени дня зороастрийского календаря семнадцатый день месяца посвящен Сраше.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 04:23:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте