Зороастрийский календарь

редактировать

Приверженцы зороастризма используют три различных версии традиционных календарей для литургических целей, все происходит из средневековых иранских календарей, в конечном итоге основанных на вавилонском календаре, который использовался в империи Ахеменидов. «Кадими» («древний») - это традиционная система исчисления, введенная в 1006. «Шаханшахи» («имперский») - календарь, реконструированный по тексту 10-го века Денкард. «Фасли» - это термин для адаптации 1906 года календаря Джалали 11-го века по предложению Харшеджи Рустомджи Камы, сделанного в 1860-х годах.

Используется ряд календарных эпох :

  • Традиция отсчета лет от рождения Зороастра была известна в Индии в 19 веке. Между фракциями возник спор, по-разному предпочитавший эпоху 389 г. до н. Э., 538 г. до н. Э. Или 637 г. до н. (16 июня 632 г. н.э.). Это соглашение было предложено Камой в 1860-х годах, но с тех пор оно также используется в сочетании с расчетами «Кадими» или «Шаханшахи». Альтернативная «магическая эра» (эпоха Магорум или Тарих аль-Маджус) была установлена ​​на дату смерти Йездигерда в 652 году.
  • «З.Е.Р.» или «Заратуштрийская религиозная эра» - это конвенция, введенная в 1990 году «Заратуштрийской ассамблеей Калифорнии», установленная в день весеннего равноденствия (Навруз ) 1738 г. до н.э. (-1737 в астрономическом году с нумерацией ).

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ахеменидский период
    • 1.2 Эллинистический период
    • 1.3 Парфянско-сасанидский период
    • 1.4 Средневековый период
  • 2 календарные эпохи
  • 3 календарь кадими
  • 4 Шаханшахи календарь
  • 5 Календарь Фасли
    • 5.1 Фестивали в високосные годы
    • 5.2 Связь с григорианским календарем
    • 5.3 Связь с иранским календарем
  • 6 Астрономические и мистические аспекты
  • 7 Будущее развитие
  • 8 Названия месяцев и дней
    • 8.1 Названия дней
    • 8.2 Названия месяцев
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
    • 11.1 Календарные таблицы
    • 11.2 Календарные калькуляторы

История

период Ахеменидов

Вавилонский календарь использовался в империи Ахеменидов в IV веке до нашей эры в гражданских целях. Ороастрийский календарь (также ошибочно названный «авестийским календарем») следует за вавилонским в связи седьмого и других дней месяца с Ахура Мазда.

Как и все древние календари, вавилонский календарь был луно-солнечный. В нем использовался вставочный месяц примерно раз в шесть лет.

В гражданском календаре вставки не всегда следовали регулярной схеме, но во время правления Артаксеркса II (около 380 г. до н.э.) астрономы использовали 19-летний цикл, который требовал добавления месяца Аддару II в годы 3, 6, 8, 11, 14 и 19, а также месяца Улулу II в год 17 цикла. Первое известное интеркалирование зарегистрировано в 309 г. до н. Э. Первый месяц года назывался Фравардин, а первый день Фравардина был «Днем Нового года» или Навруз, от которого отсчитывались все другие религиозные обряды - этот день теоретически считался днем северного весеннего равноденствия.

365-дневный календарь с месяцами, в значительной степени идентичный египетскому календарю, был введен вскоре после завоевания Египта правителем Ахеменидов Камбисом (ок. 525 г. до н. э.). Ученые расходятся во мнениях относительно того, действительно ли этому 365-дневному календарю предшествовал 360-дневный календарь зороастрийских обрядов.

Эллинистический период

После завоевания Александром Персии в 330 г. до н.э., Селевкиды (312–248 до н.э.) установили эллинскую практику отсчета лет от начала фиксированной эры, в отличие от использования царственных лет. Эпоха царствования Александра теперь называется эпохой Селевкидов. Парфяне (150–224 гг. Н. Э.), Пришедшие на смену Селевкидам, продолжили традицию Селевкидов / эллинистов.

Период от Парфян до Сасанидов

В 224 г. н. Э., Когда вавилоняне календарь был заменен зороастрийским, 1 фрауордин, а празднование Нового года Навруз перенесено на 1 октября. Был восстановлен старый обычай отсчета лет царствования от коронации монарха. На этом этапе календарь был перестроен по временам года путем отсрочки на восемь месяцев (так что теперь они предшествовали началу девятого месяца) и соответствующей корректировки дат гаханбара (сельскохозяйственных праздников).

Это вызвало путаницу, поскольку новый год теперь выпадал на пять дней раньше, чем раньше, и некоторые люди продолжали соблюдать старую дату. Спустя 46 лет (226–272 гг. Н. Э.), Когда 19 сентября состоялся 1 фравардин, внук Ардашира Хормазд I (272–273 гг. Н. Э.) Провел еще одну календарную реформу. В первые годы после введения новых дней Гаты население не повсеместно принимало новые даты религиозных праздников, в результате чего «официальные» празднования проводились на пять дней раньше, чем народные. В последующие годы население соблюдало дни Гаты, но первоначальное пятидневное несоответствие сохранялось. Реформа Хормазда заключалась в том, чтобы связать популярные и официальные даты празднования, чтобы сформировать непрерывные шестидневные праздники. Навруз был исключением: первый и шестой дни месяца отмечались как разные праздники. Малый Навруз наблюдался на 1 Фравардине. 6 Frawardin стал Большим Наврузом, днем ​​особого праздника. Примерно в 10 веке нашей эры Великий Навруз был связан с возвращением легендарного царя Джамседа; в современной практике он сохраняется как символическое празднование дня рождения Зороастра, или Хордад Сал.

Мэри Бойс утверждала, что где-то между 399 г. и 518 г. н.э. шестидневные праздники были сокращены до пяти дней. Основные праздники, или гахамбары, в современной зороастрийской практике до сих пор сохраняются как пятидневные обряды.

Средневековый период

Бундахишн псевдоавестийский трактат, написанный в ранний исламский период (8-й или 9-й век), заменяет «Век Александра» на «Агео Зороастра», помещенный «на 258 лет раньше Александра» (что соответствует дате, указанной в Аммиан Марцеллин ).

Во время правления Йездигирда III (632–651 гг. Н. Э.) Религиозные праздники снова были несколько дрейфующими по отношению к своим временам. Календарь продолжал отклоняться от юлианского календаря с тех пор, как предыдущая реформа из расчета один день каждые четыре года. Таким образом, в 632 году новый год отмечался 16 июня. К IX веку зороастрийский богослов Задспрам отмечал, что положение дел было менее оптимальным, и оценил, что во время Страшного Суда две системы рассинхронизируются на четыре года.

Календарные эры

Нынешнее мейнстримное зороастрийское исчисление лет датируется 16 июня 632 г. н.э. Йездигирд III был последним монархом из Сасанидской династии, и поскольку в то время существовал обычай считать годы царствования с момента вступления монарха на трон, отсчет лет продолжался в отсутствие зороастрийского монарха., по исламскому правлению.

Зороастрийские даты выделяются суффиксом YZ для "Эры Яздегирди". Также встречается использование «AY».

Изолированные участки Малой Азии используют альтернативный отсчет лет, который предшествует эре Йездегирди, основанный на предполагаемой дате рождения Зороастра на 3 марта 389 г. до н. Э. В этом календаре 22 июля 2000 г. н.э. был первым днем ​​зороастрийского 2390 года.

Еще одна форма исчисления - это Заратуштрийская (зороастрийская) религиозная эра (ZER / ZRE), принятая в 1990 г. н.э. Заратуштрийской ассамблеей. Калифорнии. Это основано на предполагаемой ассоциации миссии Зороастра с началом астрологической Эры Овна, рассчитанной для этой цели как северное весеннее равноденствие 1738 г. до н.э. Таким образом, 3738 ZRE началось в 2000 году нашей эры. Зороастрийское сообщество, как в Иране, так и в диаспоре, также, как утверждается, приняло его, причем первое сделало это в 1993 году нашей эры. В справочном документе Зороастрийских трастовых фондов Европы указывается, что они признают, что это использование было прагматично принято зороастрийцами в Иране, в то время как диаспора продолжает использовать систему YZ.

Календарь Кадими

Кадими (также Кадми, Кадими, Кудми) или «древний» календарь - это традиционный календарь, используемый с 1006 г. н.э.

В 1006 г. н.э. месяц Фравардин вернулся в правильное положение так что 1 Frawardin совпал с северным весенним равноденствием. Таким образом, религиозные праздники вернулись к своим традиционным месяцам, и Навруз снова отмечается 1 Фравардина.

Число юлианского дня, соответствующее 16 июня 632 г. н.э., - 1952063.

Таким образом, число дней Навруза по юлианскому календарю, первого дня Y года эры Йездегирди, равно 1952063 + (Y - 1) × 365.

22 июля 2000 г. был Навруз и первым днем ​​1370 г. YZ (или 3738 ZRE) по исчислению Кадими.

В 1300 г. н.э. по юлианскому календарю, 669 г. началось 1 января, и 670 Ю.З. 31 декабря того же года.

Календарь Шаханшахи

Календарь Шаханшахи (также Шахеншахи, Шахеншай) или «имперский» календарь - это система, описанная в Денкард, Зороастрийский текст IX века. В нем явно признаются несколько методов интеркаляции:

  • високосный день каждые 4 года;
  • добавление десяти дней каждые 40 лет;
  • високосный месяц из 30 дней один раз в 120 лет;
  • 5 месяцев один раз в 600 лет;

1461 зороастрийский год равен 1460 юлианским годам.

Затем Денкард заявляет:

Шесть часов следует отделять (т.е. не прибавлять) к последним дням года в течение многих лет, пока (часы) не составят ( определенный период времени)... И это добросовестное увещевание о том, что исправление (календаря) не должно производиться до завершения месяца (т.е. до тех пор, пока дополнительные шесть часов каждый год не составят месяц в конец ста двадцати лет). И не следует позволять (накапливать) более пяти месяцев. [Круглые скобки выглядят как в оригинале.]

Денкард, который был не зороастрийским писанием, а религиозным руководством, поэтому одобрил решение о високосном месяце один раз в 120 лет, с добавлением 5 месяцев после 600 лет, если это было пропущено. Однако эта практика не была принята зороастрийцами, живущими в Исламской Персии.

Парсы знали о предложении Денкарда: в какой-то момент между 1125 и 1129 годами парсы-зороастрийцы Индийского субконтинента вставили такой знак месяц эмболии, названный Аспандармад вахизак (месяц Аспандармад, но с суффиксом вахизак). Этот месяц также будет последним вставленным месяцем: последующие поколения парсов пренебрегли вставкой тринадцатого месяца.

Примерно в 1720 году иранский зороастрийский священник по имени Джамасп Пешотан Велати отправился из Ирана в Индию. По прибытии он обнаружил, что существует разница в месяц между календарем парсов и его собственным календарем. Велати обратил на это несоответствие внимание жрецов Сурата, но единого мнения относительно того, какой календарь был правильным, достичь не удалось. Примерно в 1740 году некоторые влиятельные священники утверждали, что, поскольку их посетитель был с древней «родины», его версия календаря должна быть правильной, а их собственная - неправильной. 6 июня 1745 г. (по юлианскому календарю) ряд парсов в Сурате и около него приняли календарь, который продолжал использоваться в Иране и теперь называется счислением Кадими. Другие парсы продолжали использовать систему исчисления, которая стала традиционной в Индии, и называли свой календарь Шаханшахи.

Арзан Лали, автор веб-сайта службы зороастрийского календаря (ZCS) (zcserv.com), комментирует, что «... приверженцы других вариантов зороастрийского календаря очерняют Шеншай или Шахеншахи как «роялистов» ».

21 августа 2000 г. был Навруз, а в первый день 1370 г. (или 3738 ZRE) по исчислению Шаханшахи.

Поскольку единовременная интеркаляция 30 дней произошла незадолго до Навруза 1129 г. н.э., мы можем быть уверены, что в том юлианском году 498 г.р. начался 12 февраля по исчислению Кадими, но 14 марта по недавно представил Шаханшахи.

Число юлианских дней Навруза, первого дня, всех последующих лет Шаханшахи Y эры Яздегирди, следовательно, 1952093 + (Y - 1) × 365.

Фасли calendar

В начале 20 века Хуршеджи Кама, уроженец Бомбея парси, основал «Зартости Фасили Сал Мандал», или зороастрийское общество сезонных лет. В 1906 году общество опубликовало предложение по зороастрийскому календарю, который был синхронизирован с временами года. Этот календарь Фасли, как он стал известен, был основан на календаре Джалали, введенном в 1079 году во время правления Селджука Малик-шаха и получившего высокую оценку в аграрных сообществах.

Предложение Фасли имело две полезные особенности: високосный день один раз в четыре года и гармонию с тропическим годом. Високосный день, называемый авардад-сал-га (или на пехлеви: рузевахизак), при необходимости вставлялся после пяти существующих дней гаты в конце года. Новый год будет отмечаться в день весеннего равноденствия на север, и, если високосный день был применен правильно, он не смещался бы с весны. Общество Фасли также утверждало, что их календарь был точным религиозным календарем, в отличие от двух других календарей, которые, как они утверждали, были только политическими.

Новый календарь получил небольшую поддержку со стороны индийского зороастрийского сообщества, поскольку он был считается противоречащим судебным запретам, изложенным в Денкарде. В Иране, однако, календарь Фасли получил распространение после кампании 1930 года, призванной убедить иранских зороастрийцев принять его под названием бастани (традиционный) календарь. В 1925 г. н.э. иранский парламент ввел новый иранский календарь, который (независимо от движения Фасли) включал оба пункта, предложенные Обществом Фасили, и, поскольку иранский национальный календарь также сохранил зороастрийские названия Через несколько месяцев это не было большим шагом к интеграции этих двух. Бастанский календарь был должным образом принят многими зороастрийцами. Однако многие ортодоксальные иранские зороастрийцы, особенно шарифабади из Йезда, продолжали использовать кадими.

В 1906 г., Навруз 1276 г. выпал на 15 августа для последователей календаря Кадими и 14 сентября для соблюдающих Шаханшахи. Таким образом, между празднованием Нового года в Фасли и Кадими имелся шестимесячный перерыв, а до Шаханшахи - семимесячный перерыв.

Поскольку на каждый григорианский год приходится ровно один год Фасли, то первым днем ​​пролептического календаря Фасли будет 21 марта (григорианский) 631 г. н.э., а 2-й год начнется 21 марта 632 г. Но Йездигирд III взошел на трон только 19 июня 632 г. н.э. (по григорианскому календарю), что привело к любопытной причуде, заключающейся в том, что базовая дата для исчисления лет попадает во второй год календаря Фасли.

Фестивали в прыжке. лет

Зороастрийский год в соблюдении Кадими и Шаханшахи завершается десятью днями в память об ушедших душах: пять дней Мухтад в последние 5 дней 12-го месяца и еще пять дней Мухтад, которые также являются пятидневный фестиваль Хамаспатмаидием, в пять дней Гаты. Предпоследний день двенадцатого месяца - Марешпанд Джашан.

В обычный год (невисокосный) празднования Фасли Мухтад отмечается 11–20 марта, а дни Хамаспатмайдим и Гата - 16–20 марта.. Марешпанд Джашан - 14 марта.

В високосный год праздника Фасли Мухтад отмечается 10–19 марта, а дни Хамаспатмайдим и Гата - 15–19 марта. Марешпанд Джашан - 13 марта. Високосный день, 20 марта, называемый Авардад-сал-Га, считается дублированием Вахиштоишта, пятого дня Гаты, но не считается Мухтадом или Хамаспатмаидием.

Связь с григорианским календарем

21 марта 2000 г. был Навруз и первый день 1370 г. (или 3738 ZRE) по исчислению Фасли.

Доктор Али Джафарей описывает календарь Фасли как

... почти тропический календарь. Это исправляется путем наблюдения за високосным годом.

Интернет-словарь Вебстера и различные источники, на которые нет ссылок, утверждают, что календарь Фасли следует за григорианским, и он показан строго по григорианскому календарю в период 2009–2031 годов нашей эры в таблицах, опубликованных RE Кадва. Однако в самом григорианском календаре 21 марта не будет вечно оставаться датой северного весеннего равноденствия - он имеет отклонение на один день каждые 5025 лет.

Связь с иранским календарем

гражданский календарь в Иране с 31 марта 1925 г. н.э. был солнечным календарем Хеджри. Это строго связано с фактическим северным равноденствием, а не с математическим приближением к нему. Считается, что иранский день начинается в полночь. Иранское время на 3,5 часа опережает GMT. Новый год определяется как день по иранскому времени, когда северное равноденствие (точный момент времени, когда северное и южное полушария Земли проходят через точку земной орбиты, когда они одинаково освещены солнцем.) происходит в полдень этого дня или ранее, или в течение 12 часов после полудня предыдущего дня. Это означает, что структура високосных лет в иранском календаре сложна - обычно после 33-летнего цикла, когда високосный день вставляется каждый четвертый год, но в 33-й год вместо 32-го года, но с редкими 29-летними циклами.

С 1960 по 1995 год северное равноденствие всегда приходилось на такое время, что Новый год в Иране приходился на день, который по западному календарю называется 21 марта. Но это совпадение не всегда было верным до марта 1960 года, и точное соответствие снова нарушилось в 1996 году. В 1959 году, а с интервалом в четыре года, начиная с 1927 года, иранский Новый год приходился на 22 марта по григорианскому календарю. В 1996 году и в последующие високосные годы по григорианскому календарю иранский Новый год выпадает на 20 марта. Схема вернется к соответствующему набору високосных лет в 2096 году нашей эры.

В цитированных выше источниках говорится, что календарь Фасли следует григорианскому календарю и был таким, что день Нового года совпадал с весенним равноденствием. Эти два утверждения несовместимы. Календарь Фасли не может отслеживать одновременно григорианские високосные годы и строгое начало весеннего равноденствия; кроме того, любой календарь, строго привязанный к «дню равноденствия», должен определять, когда день начинается и заканчивается, что зависит от долготы-

Информационный документ от зороастрийских трастовых фондов Европы указывает, что

... иранский зороастрийский календарь не меняется и начинается 21 марта. Но важно отметить, что все иранцы, включая зороастрийцев, празднуют НоРуз (Навруз) в фактический день северного равноденствия, поэтому в некоторые годы это может быть 20/22 марта.

Астрономические и мистические аспекты

три различные зороастрийские календарные традиции схожи в отношении принципа начала месяцев. Они структурно аналогичны армянскому календарю и календарю майя хааб, но отличаются от иранского (джалаали) календаря, юлианского календаря и Французский революционный календарь, в котором эпохи месяцев привязаны к равноденствиям / солнцестоянию, как и знаки западной астрологии. В зороастрийском календаре Кадими и Шаханшахи используется всего пять эпагоменальных дней, аналогично французскому революционному и коптскому календарю (хотя последние два имеют шестой эпагемональный день каждый високосный год), поэтому их годовой счет медленно меняется. через тропический год.

Название месяцев напоминает время возникновения зороастрийского календаря. Согласно Мэри Бойс,

Кажется разумным предположение, что Навруз, самый священный из всех, имеющий глубокое доктринальное значение, был основан самим Зороастром.

Будущее развитие

Календарь Фасли имеет стали очень популярными за пределами Индии, особенно на Западе, но многие парсы считают, что добавление високосного дня противоречит правилам, и в основном продолжают использовать календарь Шаханшахи. Есть предложение исправить ситуацию, восстановив високосный месяц, но, если этого не произойдет, годы Шаханшахи и Кадими будут продолжать начинаться все раньше и раньше... неотредактированный календарь Кадими в конечном итоге совпадет с календарем Фасли в 2508 году по григорианскому календарю, т.е. Новый год в Шаханшахи наступит 21 марта 2632 года.

В 1992 году во всех трех календарях первый день месяца приходился на один и тот же день. Многие зороастрийцы предлагали объединить календари: консенсуса достичь не удалось, хотя некоторые воспользовались этой возможностью, чтобы переключиться на соблюдение Фасли. Некоторые священники возражали на том основании, что, если бы они поменяли местами, используемые ими религиозные орудия потребовали бы повторного освящения за немалые деньги.

Также было предложено вернуть календарь Шаханшахи в гармонию. через вставку целых месяцев.

В Великобритании большинство зороастрийцев - индийцы, которые следуют календарю Шаханшахи. Тем не менее, отмечая, что иранские зороастрийцы в основном следуют календарю Фасли, Зороастрийские трастовые фонды Европы отмечают соблюдение обоих календарей.

Названия месяцев и дней

В зороастрийской практике время делится на годы (сал или соль), месяцы (mah), недели, дни (ruz, roz или roj) и часы (gah или geh). Считается, что день начинается с рассветом, как засвидетельствовано в главе 25 работы 9-го века, Бундахишн ; утренние часы до рассвета относятся к предыдущему календарному дню. Каждый день делится на пять часов:

  • Hawan (от восхода до полудня)
  • или Second Hawan (с полудня до 15:00)
  • (с 15:00 до заката)
  • (от заката до полуночи)
  • (от полуночи до восхода)

В средние века, согласно Бундахишну, зимой было всего четыре периода, причем хаван длился от рассвета до Узирана, с пропуском Рапитвана.

Месяцы и дни месяца в зороастрийском календаре посвящены и названы в честь божественности или божественной концепции. Религиозное значение календарных посвящений очень велико. Календарь не только устанавливает иерархию основных божеств, но и обеспечивает частое обращение к их именам, поскольку божества дня и месяца упоминаются в каждом зороастрийском акте поклонения.

Названия дней

Традиция называть дни и месяцы после божеств была основана на аналогичном египетском обычае и датируется тем временем, когда был установлен календарь. «Последнее свидетельство использования... древнеперсидских названий месяцев... датируется 458 г. до н.э.,... после чего эламские таблички исчезают». Датированные западно-иранские документы этого периода не сохранились, но тот факт, что зороастрийский календарь был создан в это время, можно сделать вывод по его использованию в ряде отдаленных земель, которые ранее были частью империи Ахеменидов.

Самое древнее (хотя и не датируемое) свидетельство о существовании дневных посвящений исходит из Ясны 16, части литургии Ясны, которая - по большей части - почитание 30 божеств с именными посвящениями. Сироза - двухчастный текст Авесты с отдельными посвящениями 30 календарным божествам - имеет ту же последовательность.

1.Дадвах Ахура Мазда, 2. Воху Манах, 3. Аша Вахишта, 4. Кхшатра Вайрия, 5. Спента Армаити, 6. Хаурватат, 7. Амеретат
8.Дадвах Ахура Мазда, 9. Атар, 10. Апу, 11. Хвар, 12. Мах, 13. Тиштрия, 14. Геуш Урван
15.Дадва Ахура Мазда, 16. Митра, 17. Сраоша, 18. Рашну, 19. Фравашай, 20. Веретрагна, 21. Раман, 22. Вата
23.Дадва Ахура Мазда, 24. Даена, 25. Аши, 26. Арштат, 27. Асман, 28. Зам, 29. Мантра Спента, 30. Анагра Раоча.

Четвертичное посвящение Ахура Мазде, возможно, было компромиссом между ортодоксальными и неортодоксальными фракциями, при этом 8-й, 15-й и 23-й дни календаря, возможно, изначально были посвящены Апам Напат, Хаома и Дахман Африн. Посвящение аурик Апам Напат почти наверняка было проблемой для приверженцев Аредви Сура Анахита, чей культ святыни был чрезвычайно популярен между 4-м веком до н.э. и 3-м веком нашей эры, и кто является (включая наслоения) Функционально эквивалент Apam Napat. По сей день эти три божества считаются божествами «вне календаря», поскольку они вызываются вместе с другими 27, таким образом составляя список из 30 отдельных сущностей.

Фаравахар, считается изображением Фраваши (духа-хранителя), которому посвящены месяц и день Фарвардин

2-7 дни посвящены Амеша Спентас, шесть «божественных искр», через которые было совершено все последующее творение, и которые - в современном зороастризме - являются архангелами.

Дни с 9 по 13 посвящены пяти язатам литаний (Нияешей): Огню (Атар ), Воде (Апо ), Солнце (Хвар ), Луна (Ма ), звезда Сириус (Тиштрия ), которая здесь, возможно, представляет небосвод во всей его полноте. День 14 посвящен душе Быка (Геуш Урван ), связанной со всем животным творением и представляющей его.

День 16, предшествующий второй половине дней месяца, посвящен божеству клятвы, Митре (как Апам Напат из аурической триады). За ним следуют самые близкие ему люди, Сраоша и Рашну, также судьи души; представители которого, Фраваши (ы), идут следующими. Веретрагна, Раман, Вата - соответственно ипостаси победы, дыхание жизни и (другая) божественность ветра и «космоса».

Последняя группа представляет собой более «абстрактные» эманации: Религия (Даэна ), Возмещение (Аши ) и Справедливость (Арштат ) ; Небо (Асман ) и Земля (Зам ); Священное Призывание (Мантра Спента) и Бесконечный Свет (Анагра Раоча).

В настоящее время названия дня и месяца являются среднеперсидскими эквивалентами божественных имен или концепций, но в некоторых случаях отражают семитские влияния (например, Тиштрия появляется как Тир, который, как утверждает Бойс (1982: 31–33), происходит от Набу- * Тири). Названия 8-го, 15-го и 23-го числа месяца - отражающие вавилонскую практику деления месяца на четыре периода - сегодня можно отличить друг от друга: эти три дня называются Дэ-па Адар, Дэ-па Мехр и Дэпа Дин, среднеперсидские выражения, означающие «Создатель» (соответственно) Атара, Митры и Даэны.

То, что можно условно назвать неделями, - это деления на дни 1–7, 8–14, 15–22 и 23–30 каждого месяца - две недели по семь дней, за которыми следуют две недели по восемь. Дни Гаты в конце года не принадлежат ни к одной такой неделе.

Названия месяцев

Двенадцать божеств, которым посвящены дни месяца, также имеют месяцы, посвященные им. Месяц, посвященный Ахура Мазде, является особым случаем - этот месяц назван в честь стандартного эпитета Мазды, «Творец» (авестийский дадва, отсюда зороастрийский среднеперсидский Да), а не в честь Его собственного имени.

Семь из двенадцати названий месяцев встречаются в различных местах в сохранившихся текстах Авесты, но нумерация, аналогичная перечислению названий дней, не существует в Священных Писаниях. Однако списки названий месяцев известны из комментариев к текстам Авесты, из различных региональных зороастрийских календарей 3-7 веков и из современного употребления. То, что эти имена имеют древнеиранское происхождение, а не являются среднеиранскими нововведениями, можно заключить из того факта, что несколько региональных вариантов отражают древнеиранские формы родительного падежа единственного числа, то есть сохраняют имплицитное "(месяц)".

Имена месяцев (с названиями на авестийском языке в скобках) в порядковой последовательности, используемой сегодня, следующие:

1. Фарвардин (фраууашинэм )
2. Ардибехешт (Ашахе Вахиштахе )
3. Хордад (Хаурватату )
) 4. Тир (Тиштрыхе )
5. Амардад () Амрритато )
6. Шехревар (Шааграхе Вайриехе )
7. Мехр (Миаграхе )
8. Ава (Апэм )
) 9. Адар (Тёрё )
10. Dae (Daθušō [Ахурахе Мазда])
11. Bahman (Vaŋhə̄uš Manaŋhō )
12. Asphandiar ()

Дни, в которые пересекаются посвящения имени дня и месяца, являются праздниками. дни (праздники именин ) особого поклонения. Поскольку у Ахура Мазды есть четыре посвящения имени дня, у месяца, посвященного Ему, есть четыре пересечения (первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать третий день месяца). У остальных есть одно пересечение, например, девятнадцатый день первого месяца - это день особого поклонения Фраваши.

. Есть некоторые свидетельства, которые предполагают, что в древней практике Дэвис был первым месяц года и Фравард в последнем. В тексте 9-го века возраст Зороастра во время утверждается, что его смерть была 77 лет и 40 дней (Задспрам 23.9), но «40 дней» не соответствуют разнице между традиционным «днем смерти» (11-е число Даэ) и «днем рождения» (6-е число Фравардина) если только Дэ однажды не был первым месяцем года, а Фравард - последним. Фестиваль Frawardigan проводится в последние дни года, а не после именинного праздника Fravashis (девятнадцатый день месяца Frawardin, также называемый Frawardigan).

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Календарь таблицы

Календарные калькуляторы

Последняя правка сделана 2021-06-23 11:31:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте