Zam

редактировать

Zam (Zām) - это термин на авестийском языке для зороастрийской концепции «земли», как в смысле земли и почвы, так и в смысле мира. Земля прототипируется как изначальный элемент в зороастрийской традиции и представлена ​​второстепенным божеством Зам, которое является ипостасью «земли». Само слово, замененное на «Замин» в современном персидском, родственно балтийскому «земес», славянскому «зем», греко-фракийскому Семела, что означает не только почву, но и планету Земля.

Элемент зам существует с тем же значением в Среднеперсидском, языке текстов зороастрийской традиции. Однако божество Зам появляется на более позднем языке как Замьяд, что является сокращением от «Зам Язад», то есть язата Зам.

Зам земли не имеет отношения к Заму Шахнаме. Этот Зам - Заххак-э-Маар-Душ (Ази-Дахака на авестийском, Аждшак на среднеперсидском) - царь драконов, убивших Джамшида.

Содержание
  • 1 В Священном Писании
  • 2 По традиции
  • 3 Ссылки и библиография
  • 4 Полный текст
В Священном Писании

Элемент zam является областью Armaiti, Amesha Спента земли и одна из изначальных «божественных искр» Ахура Мазды, из которых происходит все остальное творение. Армаити присутствует в земле. Это близкое отождествление элемента зам с Армаити также приводит к тому, что божество Зам соединяется с Армаити до такой степени, что в некоторых стихах Армаити появляется там, где ожидается «земля». Редкое выражение двандвах Зам-Армаити встречается в Яшт 1.16, 16.6 и 42.3.

Замьяд Яшт, гимн Авесты, номинально посвященный Заму, не имеет ничего общего с «землей»: первые восемь глав этого гимна просто перечисляют географические ориентиры, в то время как остальная часть гимна прославляет тех, кто обладает каваем харено "королевской славой". Эти оставшиеся стихи начинаются с сотворения земли, то есть стихом из Ахура Мазды (глава 10), и заканчиваются стихом из Саошьянта (89). Между ними содержатся стихи, призывающие Амеша Спента (15), Митра (35). В число призванных смертных входят Йима (31), Траэтаона (36), Каянские династы (66-72), Заратуштра (79) и Виштаспа (84). Согласно Дарместетеру, «этот Яшт послужит краткой историей иранской монархии, сокращенным [Шахнаме]».

Замьяд Яшт считался примером простого понятие возведено в ранг ангела. Для Zam это, вероятно, произошло как лингвистическое примирение между Zam и Armaiti. Но несмотря на посвящение 28-го дня месяца и проявление как одного из изначальных элементов, Зам не является особо значимым божеством. Дхалла доходит до того, что говорит: «ее личность очень безвкусна по сравнению с Армаити, который, как мы видели, заботится о земле и является более активным гением-хранителем».

В традиции

Основным источником информации о зороастрийских представлениях о земле (и, соответственно, о ее божественности) является Бундахишн, повествование о космогонии религии и космология завершилась примерно в 12 веке. Согласно этому тексту, Земля была третьим из изначальных творений после неба и вод и до растений и огня. Сотворение Земли описывается в три этапа: Сначала поверхность земли представляла собой круглый плоский диск, плавающий в центре воды, заполнявшей нижнюю половину «неба». Затем на его поверхности выросли горы, самым высоким из которых был Хара Березайти, чьи отдаленные хребты окружали землю, а за ними лежала мировая река Аредви Сура. Наконец, во время четвертого творения (растений) изначальное дерево выросло и было прообразом всех растений (это дерево уже упоминается в Священных Писаниях как дерево Саена; в Яште 12.17 оно далее описывается как " Дерево всех лекарств », потому что оно несет семена всех целебных трав). Пятое творение - это первобытный бык Гаваеводата, из семени, костного мозга, органов и души которого земля населена животными и прародителями человеческого рода.

В Shayest na-Shayest («[что] правильное и неправильное») перечисление качеств, которые воплощает каждое божество, связывает Zam с «убедительностью». Напротив, Армаити отождествляется с «плодовитостью».

В Советах Адарбад Махраспандан автор советует своим читателям не принимать лекарства в день месяца. посвящен Зам.

В Пазенд Африн-и Хафт Амшеспанд («Благословения семи Амеша Спента») к Заму присоединяются Амардад, Рашн и Аштад (Амеретат, Рашну и Арштат ) в противостоянии демонам голода и жажды.

Последний гимн, произнесенный в процедуре установления Огня храм - Замьяд Яшт. Это сделано потому, что требуемый 91 концерт в честь язат в принципе потребовал бы, чтобы каждый из 30 гимнов, связанных с божествами 30 дней, читался трижды с одним дополнительным. Однако первые три произнесенных посвящены Ахура Мазде, оставляя 88, а 88 по модулю 30 составляет 28, посвящение числа дня Зам.

Из числа цветов, связанных с язатас, Зам - это Василий (Бундахишн 27).

Согласно Ксенофонту (Киропедия, 8.24), Кир принес в жертву земле животных по указанию Магов.

Ссылки и библиография
Полный текст
Последняя правка сделана 2021-06-23 06:27:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте