Гаваеводата

редактировать
Первобытный бык зороастрийской космогонии и космологии

Гаваеводата (гав-ав -.дата) - это авестийский язык имя первобытного быка зороастрийской космогонии и космологии, одного из шести первобытных материальных творений Ахура Мазды и мифологического прародителя всей благотворной животной жизни.

Первобытный зверь убит в мифе о сотворении мира, но его костный мозг, органы и цитра вновь заселены животными. Душа первобытного крупного рогатого скота - геуш урван - вернулась в мир как душа домашнего скота. Хотя геуш урван является аспектом первобытного крупного рогатого скота в зороастрийской традиции, а также может быть таковым в Младшей Авесте, отношения между ними неясны в самых старых текстах.

Содержание

  • 1 В Священном Писании
  • 2 В традиции
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография

В Священном Писании

Хотя Авестийский gav- «корова» грамматически женского рода, это слово также используется как единственное число для собирательного «рогатый скот». В переводах на английский язык Гаваеводата часто упоминается в гендерно-нейтральных терминах как «изначальный бык». В других переводах Гаваеводата именуется быком. -Aevo.data в имени буквально означает «создано как одно целое», или «создано исключительно», или «создано уникальным образом».

Гаваэводата упоминается только в сохранившихся текстах Авесты, названной по имени только в двух гимнах. В других случаях, например в Яшт 13.85, первобытный зверь упоминается среди шести материальных творений, но не по имени. В других местах, например, в Гатическом авестийском Ясна Хаптангаити, возносятся молитвы от имени души коровы (геуш урван) или поклоняются «душе коровы и ее сотворенному телу», но ни в одном случае Гаваэводата не упоминается по имени, и не ясно (в отличие от зороастрийской традиции), является ли душа коровы душой Гаваэводаты.

Это также относится к «Плачу коровы». В этом аллегорическом тексте душа коровы (геуш урван) отчаялась из-за того жалкого состояния, в которое силы обмана (друдж ) подвергли ее (см. Миф, ниже), и из-за отсутствия у нее защиты со стороны адекватного пастуха. Божества держат совет и решают, что Зороастр - единственный, кто может облегчить ее состояние. Сначала она еще больше сетует, считая Зороастра некомпетентным, но в конце концов принимает его помощь.

По крайней мере, два уровня значения были выведены из этого текста (Маландра 2001, стр. 577 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFMalandra2001 (help )): Существо, с которым плохо обращались, символизирует бедственное положение сообщества Зороастра, а душа первобытного зверя является метафорой сообщения, которое Зороастр получил от Мазды. В стихе 3 литании, посвященной луне, Гаваэводата упоминается как (или вместе с) «бык многих видов», заботящийся о луне Мах, особенно måŋha-gaociθra - «луна, которая хранит в нем читра крупного рогатого скота, "который является стандартным эпитетом Мах.

. В 30 гимнах божествам месяца зороастрийского календаря месяц Гаваэводата снова упоминается в стихах, номинально посвященных Луна. Мах снова упоминается как «Луна, содержащая цитру крупного рогатого скота», а Гаваеводата снова упоминается (или в компании) «Бык многих видов».

В традиции

Мифология «уникально созданного крупного рогатого скота», которая упоминается только в дошедшей до нас Авесте, оказывается полностью развитой в среднеперсидских текстах зороастрийской традиции IX – XI веков. В этих текстах авестийский гаваеводата появляется как среднеперсидский gaw i ew-dad или ewazdad или ewagdad, и сохраняет то же буквальное значение, что и форма авестийского языка.

Как и для всех других зороастрийских космологических верований, первичным источником информации о первобытном быке является Бундахишн, текст IX века. В этом тексте первобытный бык - это гермафродит, имеющий и молоко, и сперму. Он «белый, яркий, как луна, и имеет три мерных полюса в высоту». Уникально созданный бык жил на реке Вех. Даити, а на противоположном берегу жил Гайомарт / д (авестийский Гайо Маретан), мифический первый человек.

Роль Гави Эвада в мифе о творении заключается в следующем: В течение первых трех тысяч лет Ахура Мазда (Ормузд) придал корову форму четвертой или пятой из шести изначальных материальные творения. В начале второго трехтысячелетнего периода Ангра-Майнью (Ариман) напал на мир, и Творец ответил, поместив первобытные растения, быков и людей в соответствующие небесные сферы звезд, луна и солнце. Но Ариман атаковал небо, и Ормузд накормил бычьего «лечебного манга» (mang bēšaz), чтобы уменьшить его страдания. Корова тут же ослабла и умерла.

Но когда она лежала умирая, ее чир был спасен и доставлен на «лунную станцию». Заботясь о луне, чир зверя очистился и стал парой самца и самки животных «многих видов». После смерти крупного рогатого скота из его костного мозга выросло пятьдесят пять видов зерна и двенадцать видов лекарственных растений. В другом отрывке Бундахишн говорит о кунжуте, чечевице, луке-порее, винограде, горчице и майоране, исходящих из различных других частей его тела. Например, чечевица из печени и горчица из легких...

Гошорун (от авестийского geush urvan ), душа первобытного крупного рогатого скота, убежала на звезду, луну и солнечные станции, где она оплакивала разрушение мира. Она не успокаивалась, пока Ормузд не показал ей фраваши еще не родившегося Зороастра (чью защиту она получит). Удовлетворенный обещанием защиты, Гошорун затем согласился быть «сотворенным обратно в мир как домашний скот».

См. Также

Примечания

Ссылки

Библиография

  • Маландра, Уильям (2001), «Gāwī ēwdād», Encyclopaedia Iranica, 10, Коста-Меса, Калифорния: Mazda, стр. 340.
  • Маландра, Уильям (2001), "Gə̄uš Uruuan", Encyclopaedia Iranica, 10, Коста-Меса, Калифорния: Mazda, стр. 577.
  • Бойс, Мэри (1975), История зороастризма, 1, Лейден: Брилл, стр. 138–139.
Последняя правка сделана 2021-05-21 13:14:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте