Виштаспа

редактировать

Виштаспа (Древнеперсидский : 𐎻𐏁𐎫𐎠𐎿𐎱 "Виштаспа", откуда Древнегреческий Ὑστάσπης «Гистасп») - это на авестийском языке имя персонажа зороастрийских писаний и традиций, изображаемого как ранний последователь Зороастра, и его покровитель, и способствующий распространению послания пророка. Хотя Виштаспа не засвидетельствована эпиграфами, он, как и Зороастр, традиционно считается исторической фигурой, и - опять же, как и Зороастр - эта фигура затенена наслоениями из легенд и мифов.

В зороастрийской традиции, основанной на намёках из Авесты, Виштаспа - праведный царь, который помогал распространять и защищать веру. В текстах незороастрийского цикла Систан Виштаспа - отвратительный правитель династии Каянов, который намеренно отправляет своего старшего сына на верную смерть. В греко-римской литературе покровитель Зороастра был псевдоанонимным автором ряда пророчеств, написанных под его именем.

Содержание
  • 1 В Священном Писании
  • 2 В традициях и фольклоре
    • 2.1 В зороастрийской традиции
    • 2.2 В героическом цикле Систана
  • 3 В греческой и римской мысли
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
В Священном Писании

Виштаспа упоминается в Гатах, древнейших текстах зороастризма, которые, как считается, были составлены самим Зороастром. В этих гимнах поэт говорит о Виштаспе как о своем союзнике (Ясна 46,14), последователе пути Воху Манаха (Й. 51,16) и приверженном распространению послание пророка (Як 51, 16, 46, 15, 53, 2). В Ясной 28. 1–28. 7, Зороастр обращается к Мазде за несколькими дарами, включая способность победить своих врагов для Виштаспы и себя. Все вместе гаты прославляют Виштаспу как «покровителя Зороастра и основателя первой зороастрийской общины».

Гатические намеки повторяются в Яштах Младшей Авесты. Обращение к Мазде о дарах вновь появляется в Яште 5. 98, где дары испрашиваются для семей Хаугванов и Наотара, и в котором Виштаспа считается членом последних. Позже в том же гимне Зороастр описывается как призыв к Мазде «заставить Виштаспу, сына Аурватаспы, думать согласно Даэне (Религия), говорить согласно Религии, действовать согласно Религии.. " (Yt. 5. 104–105). В Яште 9. 25–26, последняя часть которого представляет собой адаптацию Гатической Ясны 49. 7, пророк обращается с тем же призывом в отношении Хутаосы, жены Виштаспы.

В Яште 9. 130 Сам Виштаспа апеллирует к способности отражать атаки поклоняющегося даэва Ареджат.аспы и других членов семьи друджвант Хьяона. Точно так же в Яште 5. 109 Виштаспа умоляет о силе, чтобы он мог «сокрушить Татриаванта, исповедующего дурную религию, поклоняющегося даэва Пешану, и злого Ареджат-аспу». В другом месте (Yt. 5. 112–113) Виштаспа также призывает к силе от имени Заиривайри (Пал. Зарэр), который в более поздней традиции считается младшим братом Виштаспы. Намек на конфликты (возможно, битвы, см. ниже) снова косвенно упоминается в Яште 13. 99–100, в котором фраваши Зороастра и Виштаспы описываются как победившие воюющие стороны для Аша, спасители и покровители религии. Это описание повторяется в Яште 19. 84–87, где дополнительно сказано, что предки Зороастра, Виштаспы и Виштаспы обладали хвареной. В то время как главным героем конфликтов считается сын Виштаспы Спентодхата (Yt. 13.103) в Яште 13.100, Виштаспа провозглашает, что принятая им вера «заняла почетное место» среди народов.

Отрывки во Фравардин Яшт (Yt. 13. 99–103) и в других местах позволили комментаторам сделать вывод о семейных связях между Виштаспой и несколькими другими фигурами, упомянутыми в Авесте. Краткое содержание нескольких утерянных авестийских текстов (Виштасп шаст-наск, Спанд-наск, Чихрдад-наск и Варштмансар-наск), как сообщается в Денкард (соответственно 8. 11, 8. 13, 8. 14 и 9) 33. 5), предполагают, что когда-то существовала подробная «история» Виштаспы и его предков в писаниях. В Yasht 13 упоминаются Zairiuuairi, Piší šiiaoθna (эсхатологический сын Виштаспы, Pišišōtan), Spəṇtōδāta (Spandyād), Bastauuairi (Bastwar), Kauuarazman, Frašaoštra и Jāmāspa (братья Гахатгуа), о которых рассказывается в повествовании Пахутаспа (братья Гахатгуа) война между Виштаспой и Арзаспом (Арджас, царь Сияон ). В Яште 9.31 Виштаспа молится Друуаспе, чтобы он мог успешно сражаться и убивать различных противников и, по-видимому, отвратить Хумаи и Варридакану от земель Шияон.

В Ясне 12 Заратустра, Виштаспа, Фрашаоштра и Ямаспа и три Саошиявта, эсхатологических сыновей Заратустры, и в Ясне 23.2 и 26.5, фраваши Гайи Марритана, Заратустры, Виштаспы и Исатвастры (еще один из эсхатологических сыновей Заратустры 117) перечислены как главные борцы за Аша.>

Значение имени Виштаспы неясно. Толкования включают «тот, чьи лошади (или лошадь) пришли готовыми (для верховой езды и т. Д.)»; «'тот, кто дрессировал лошадей'»; и «'чьи лошади выпущены (на скачки)» ». Это согласуется с описанием из Яшта 5.132, в котором был прототипом победителя гонки на колесницах.

В традициях и фольклоре

В зороастрийской традиции

В Гатах Виштаспа является неоднократно (Y. 46. 14, 51. 16, 53. 2) упоминается как кави, что этимологически является термином для мантического провидца или поэта-жреца, а в Ясне 28. 11 также используется для обозначения врагов Зороастра. В Младшей Авесте этот термин также применяется к мудрецам в целом, включая Виштаспу и его предков. Однако по традиции кави - это короли, «очевидно потому, что Виштаспа и его предки, по преимуществу кави, были княжескими правителями. Предположительно дар пророчества, мантической поэзии был наследственным в их семье». предкам Виштаспы, но не упоминайте преемников Виштаспы; Виштаспа, очевидно, был последним представителем его линии и последним кави. В зороастрийской апокалиптической хронологии династии мира делятся на семь эпох, каждая из которых названа в честь металла. Согласно этой хронологии (Занд-и Вахман ясн 2. 16, Дабистан 140), восхождением на престол Виштаспы (в зороастрийском среднеперсидском Виштаспе) закончилось правление серебра, и его Царствование закончилось золотым веком. По традиции, работы Зороастра хранились в королевской библиотеке, которую затем уничтожил Александр Македонский. В Денкарде 3. 420 говорится, что именно Виштаспа был королем, создавшим эти тексты и помещенным в королевскую библиотеку.

Ссылки Яшта на конфликты усиливаются в книгах 9–11 веков зороастрийской традиции, где конфликты изображаются как откровенные битвы веры. Так, например, сохранились фрагменты отрывочного текста, в котором прославляются подвиги Зайриваири, брата Виштаспы и капитана его войск против Ареджат.аспы, вождя хионов. Согласно этому тексту (Ayadgar i Zareran, 10–11), узнав об обращении Виштаспы, Arejat.aspa отправил посланников с требованием, чтобы Виштаспа «отказался» от чистой религии поклонения Мазде, которую он получил от Ормазда, и должен стать когда-то больше «той же религии», что и он сам. Битва, которая последовала за отказом Виштаспы, оставила Виштаспу победителем.

Обращение Виштаспы также является темой книг 9–11 веков, и эти легенды остаются «самыми известными и наиболее актуальными» среди зороастрийцев сегодня. Согласно этой традиции, когда Зороастр прибыл ко двору Виштаспы, пророка «враждебно встретили каяги и карабы (кави и карапаны), с которыми он спорил на большом собрании - традиция, которая вполне может быть основана на реальности, ибо [Виштаспа], должно быть, имел своих священников и провидцев, которые вряд ли приветствовали бы нового пророка, претендующего на божественную власть ». Традиция продолжает рассказывать, что Зороастр победил после трех дней дебатов, но враги его оклеветали Виштаспу. который затем заключил пророка в тюрьму. Но из тюрьмы Зороастр вылечил одну из любимых лошадей Виштаспы (которая внезапно стала парализованной), чем пророк затем получил поддержку и восхищение Виштаспы. Сказка косвенно упоминается в Антологии Задспрама (24. 6), которая, кажется, предполагает, что читатель уже знает ее, и она резюмируется в Денкарде (7. 4. 64–86), и - как «действия. народной фантазии »- подробно описано в более поздней Книге Зороастра (942–1094). В мифе Зороастр лечит каждую из четырех ног лошади в обмен на четыре уступки: во-первых, чтобы сам Виштаспа принял послание Зороастра; во-вторых, сын Виштаспы Спентодата (МП: Эсфандиар) поступает так же; в-третьих, жена Виштаспы Хутаоса (МП: Хутос) также обратилась; и, наконец, предать смерти людей, оклеветавших Зороастра. Когда эти четыре желания исполняются, лошадь встает помолодевшей. Виштаспа, приняв веру от Зороастра, затем просит взамен четыре милости: во-первых, он, Виштаспа, должен знать свое место в следующем мире; во-вторых, чтобы он стал неуязвимым; в-третьих, чтобы он знал будущее; и в-четвертых, что его тело не должно покидать его душу до воскресения. Зороастр отвечает, что они слишком велики, чтобы их можно было отдать одному человеку, и что он должен выбрать одного. Виштаспа соглашается и выбирает первое. Затем Зороастр дает ему выпить освященного вина, которое вводит Виштаспу в транс, в котором он получает прозрение; он видит, как его дух возносится на небеса, где он созерцает славу Бога. Традиционно считается, что обращение Виштаспы произошло в течение сорока второго года правления Зороастра, «эта цифра, несомненно, достигнута более поздними вычислениями».

В средневековой зороастрийской хронологии Виштаспа идентифицируется как дедушка «Ардашира», т. Е. V век до н. Э. Артаксеркс I (или II ). Этот миф связан с утверждением Сасанидов (начало III – начала VII веков) о происхождении от Артаксеркса и утверждением о родстве с Каянидами, то есть с Виштаспой и его предками. Полное заимствование каянидских имен, титулов и мифов из Авесты Сасанидами было «основным компонентом [сасанидской] идеологии». Связь Артаксеркса с Каянидами произошла через идентификацию титула Артаксеркса II («Мнемон» по-гречески) с именем легендарного внука и преемника Виштаспы, Вахман : оба являются теофориками авестийского Воху Манаха «Добрый ум (ред)»; Среднеперсидское «Вахман» - сокращение от авестийского имени, а греческое «Мнемон» - его калька. Ассоциация Сасанидов их династии с Виштаспой - это развитие, датируемое концом 4-го века, и которое «возникло в некоторой степени потому, что это было, когда сасаниды завоевали Балх, место рождения Виштаспа и святого земля 'зороастризма ".

Как и в случае с римским отождествлением покровителя Зороастра в четвертом веке с отцом Дария I конца VI века до н.э. (см. ниже) - идентификация Виштаспы как деда «Ардашира» (Артаксеркса I / II) когда-то считалась подтверждением «традиционной даты» Зороастра, согласно которой пророк относился к VI веку до нашей эры. Традиционные описания предков Виштаспы как имеющих колесницы (описание, которое полностью помещает их в бронзовый век) также вносят свой вклад в академические дебаты о датировке Зороастра; краткое изложение роли предков Виштаспы в этом выпуске см. Boyce 1984, p. 62, п. 38.

В героическом цикле Систана

Гуштасп в разделе 402-го листа Шахнамы Шаха Тахмаспа. Иллюстрация, датированная ок. 1520 г. и сейчас находится в Музее Ага-Хана в Торонто (инвентарный номер AKM 00163). Это одна из шести миниатюр в рукописи Хоутона, приписываемых Мирзе Али, придворному художнику начала XVI века <82.>Моголы.

Незороастрийская литература на новоперсидском и арабском одинаково отражает регулярное развитие среднеперсидского языка в-гу-, при этом среднеперсидский виштасп становится гоштаспом в Систане. истории (Тарих-э Систан), Гоштасп в Книге царей Фирдоуси (Шахнаме ), Гоштасф в Моймал ат-таварих, Бешташб Ат-Табари.

В некоторых отношениях, например в Мифологическая генеалогия Гоштасба / Гоштасфа (др.), Тексты Систанского цикла продолжают зороастрийскую традицию. Так, например, Гоштасп идентифицирован как член каянской династии, является сыном Лораспа / Лохрасба (и т. Д.), Является братом Заре / Зарер (и т. Д.), Является отцом Эсфандиара / Исфандиара (т. Д.) И Башутана / Бешотана (т. Д.) И т. Д. Однако в легендах о Систане Гоштасб / Гоштасф (и т. Д.) - отвратительная фигура, совершенно непохожая на героя зороастрийской традиции. Причина такого расхождения неизвестна. Согласно традиции Систана, Гоштасб требует престола у своего отца Лорасп, но уходит в Индию («Хинд»), когда король отказывается. Брата Гоштасба Заре (Заре / Зарер и т. Д., Авестанский Заиривари) посылают за ним, но Гоштасб бежит в «Рим », где он женится Катаюн (Катаюн / Катаюн и др.), Дочь «кайсаров ». Впоследствии Гоштасб становится военачальником римского императора и призывает императора требовать от Ирана дань. Снова Заре отправляют за Гоштасбом, которому затем обещают трон, и его убеждают вернуться.

Вернувшись в Систан, Гоштасб заключает в тюрьму своего собственного сына Эсфандиара (Эсфандиара / Исфандиара и т. Д., Авестийца Спентодата), но затем ему приходится искать помощи Эсфандиара в победе над Арджаспом (авестийский Аурватаспа), который угрожает Балх. Гоштасб обещает Эсфандиару трон в обмен на его помощь, но когда Эсфандиар добивается успеха, его отец останавливается и вместо этого отправляет его на другую миссию по подавлению восстания в Туране. Эсфандиар снова добивается успеха, и по его возвращению Гоштасб снова преграждает путь и - зная о предсказании, предсказывающем смерть Эсфандиара от руки Ростама, - отправляет его на миссию, в которой Эсфандиару суждено умереть. В Шахнаме дворяне упрекали Гоштасба в позоре престола; его дочери называют его отвратительным преступником; и его младший сын Башутан (авестийский Пешотану ) осуждает его как бессмысленного разрушителя Ирана.

Как и в зороастрийской традиции, в текстах цикла Систана Гоштаспу наследовал сын Эсфандиара, Бахман (< MP Вахман). Отождествление Бахмана с «Ардаширом» (см. выше) также снова появляется в текстах цикла Систана.

В греческой и римской мысли

Имя «Виштаспа» - «Гистаспа » в греческих и латинских текстах эллинистической эпохи. Помимо ссылки на исторически засвидетельствованных лиц по имени Виштаспа, оно также относилось к покровителю Зороастра, которого греки и римляне считали мудрецом великой древности, и предполагаемым автором ряда пророчеств, написанных под его именем.. Хотя работы, приписываемые Псевдогистаспу, основаны на реальных зороастрийских источниках, греческие и римские портреты его личности столь же причудливы, как и портреты двух других les Mages hellénisés, Псевдо-Зороастр и Псевдо -Останес. В то время как Псевдо-Зороастр был идентифицирован как «изобретатель» астрологии, а Псевдо-Остан считался мастером-колдуном, Псевдо-Гистаспа, похоже, стереотипно воспринимали как апокалиптического пророка.

Ни одна из работ, приписываемых ему, до сих пор не сохранилась, но цитаты и ссылки сохранились в произведениях других, особенно двух ранних христианских писателей - Иустина Мученика (ок. 100 Н.э.) в Самарии и в середине III века Лактанций в Северной Африке - которые опирались на них в качестве подтверждения того, что то, что они сами считали истиной, уже было произнесено. Только одно из этих псевдоэпиграфических произведений, именуемых Книгой Гистаспа или Оракулами Гистаспа или просто Гистаспом, известно по имени. Об этом произведении (или ряде работ) I века до н. Э. Упоминают Лактанций, Иустин Мученик, Климент Александрийский, Лид и Аристокрит, и все они описывают его как предсказание падение Римской империи, возвращение правления на восток и приход Спасителя.

Лактанций дает подробное изложение Оракулов Гистаспа в его Divinae Institutiones ( Книга VII, с конца главы 15 до главы 19). Все начинается с того, что Гистасп просыпается от сна, и ему нужно, чтобы его истолковали. Это должным образом совершается маленьким мальчиком, «здесь представляющим, согласно условию, открытость юности и невинности для божественных посещений». В интерпретации мальчика сон «предсказывает» беззакония последнего века и неминуемое разрушение. нечестивых огнем. Божественный огонь сожжет и праведных, и нечестивых, но только нечестивые пострадают, и ни один из них не будет уничтожен. Во время эсхатологического ада «последователи истины» отделятся от нечестивых и взойдут на гору. Злой король, который правит миром, будет рассержен, услышав это, и решит окружить гору своей армией. Праведная мольба к «Юпитеру», который посылает им спасителя, который сойдет с небес в сопровождении ангелов и перед ним пылающий меч. Гистасп «пророчествует», что злой царь (то есть римский император) выживет после уничтожения своих армий, но потеряет власть. Это было «предположительно» пророчество об уничтожении победоносной державы (то есть Римской империи), которое заставило Рим запретить эту работу; согласно Юстину Мученику (Апология, I. 44. 12), чтение произведения каралось смертью.

В отличие от работ, приписываемых двум другим les Mages hellénisés, «Оракулы Гистаспа», очевидно, основывались на подлинных Зороастрийские мифы, и «аргумент в пользу окончательной магической композиции является сильным. [...] Как пророчества, они имеют политический контекст, функцию и фокус, которые радикально отличают их от философской и энциклопедической мудрости других псевдоэпиграфов. «Хотя« горести и беззакония в последнюю эпоху чужды ортодоксальному зороастризму », в конце четвертого - начале третьего веков, вероятно, наблюдался рост зороастрийской литературы, осуждающей зло эллинистической эпохи и предлагающей надежду на спасение. грядущее царство Ахура Мазды.

Греко-римская одержимость Зороастром как «изобретателем» астрологии также повлияла на образ Гистаспа. Так, например, в Лиде «О месяцах» (де Менсибус II. 4), в котором упоминаются «халдеи из круга Зороастра, Гистаспа и египтян» за создание семидневная неделя после числа планет.

Четвертый век Аммиан Марцеллин (xxiii. 6. 32) отождествляет покровителя Зороастра с другим Виштаспой, более известным как Гистасп на английском языке, (конец VI века до н.э.) отец Дария I. В шестом веке Агафий был более амбивалентен, заметив, что ему не было ясно, относится ли имя покровителя Зороастра к отцу Дария или к другому Гистаспу (II, 24). Как и в средневековой зороастрийской хронологии, которая отождествляет Виштаспу с «Ардаширом» (см. выше), отождествление Аммиана когда-то считалось обоснованием «традиционной даты» Зороастра.

Примечания
Ссылки
Источники
, предшествующие. Кей Лорасп Легендарные короли Шахнамы. 120 лет (2871-2991 после Keyumars )Преемник. Кей Бахман
Последняя правка сделана 2021-06-18 03:52:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте