Луций Цецилий Фирмиан Лактанций (ок. 250 - ок. 325) был раннехристианским писателем, который стал советником первого христианского римского императора, Константина I, руководя его религиозной политикой по мере ее развития, и наставником его сын Крисп. Его самая важная работа - Institutiones Divinae («Божественные институты»), апологетический трактат, призванный установить разумность и истинность христианства для языческих критиков.
Он наиболее известен своими апологетическими работами, широко читаемыми в Ренессанс гуманистами, которые называли Лактанция «христианским Цицероном». Лактантию также приписывают стихотворение Феникс, основанное на мифе о фениксе из. Хотя стихотворение не является явно христианским по своим мотивам, современные ученые обнаружили в тексте некоторые литературные свидетельства, позволяющие предположить, что автор христианской интерпретации восточного мифа как символа воскресения.
Лактанций, a Латинское говорящее из Северной Африки берберское происхождение, не родился в христианской семье. Он был учеником Арнобия, который преподавал в Sicca Veneria, важном городе в Нумидии. В молодости он преподавал риторику в своем родном городе, которым, возможно, была Цирта в Нумидии, где в надписи упоминается некий «Л. Цецилий Фирмиан».
Лактанций добился успеха публичная карьера на первых порах. По просьбе римского императора Диоклетиана он стал официальным профессором риторики в Никомедии ; путешествие из Африки описано в его стихотворении Hodoeporicum (ныне утрачено). Там он общался в имперском кругу с администратором и полемистом Соссианом Гиероклом и языческим философом Порфирием ; он впервые встретился с Константином и Галерием, которых он назвал злодеем в преследованиях. Обратившись в христианство, он ушел со своего поста до того, как Диоклетиан очистил свой штат от христиан и до публикации первого «Эдикта против христиан» Диоклетиана (24 февраля 303 г.).
Как латинский ритор в В греческом городе он впоследствии жил в бедности, согласно святому Иерониму, и зарабатывал себе на жизнь писательской деятельностью, пока Константин I не стал его покровителем. Преследования вынудили его покинуть Никомедию, возможно, переехать в Северную Африку. Император Константин назначил пожилого Лактанция наставником латинского языка своему сыну Криспу в 309-310 годах, которому в то время было, вероятно, 10-15 лет. Лактантий последовал за Криспом в Трир в 317 г., когда Крисп был сделан Цезарем (меньшим соправителем) и отправлен в город. Крисп был казнен по приказу своего отца Константина I в 326 году, но когда умер Лактанций и при каких обстоятельствах неизвестно.
Как и многие ранние христианские авторы, Лактанций опирался на классические модели. Ранние гуманисты называли его «христианином Цицероном » (Cicero Christianus). Переводчик Божественных институтов писал: «Лактантий всегда занимал очень высокое место среди христианских отцов не только по предмету его сочинений, но и по причине разнообразной эрудиции, сладость выражения, а также изящество и элегантность стиля, которыми они характеризуются ».
Он написал апологетические работы, объясняющие христианство в терминах, которые были бы приемлемы образованным людям, которые все еще исповедовали традиционные религии Империи. Он защищал христианские верования от критики эллинистических философов. Его Divinae Institutiones («Божественные институты») были ранним примером систематического представления христианской мысли.
После смерти его считали в некотором роде еретиком, но Возрождение гуманисты вновь проявили к нему интерес, в большей степени из-за его тщательно продуманного риторического латинского стиля. чем за его теологию. Его произведения несколько раз копировались в рукописи в 15 веке и впервые были напечатаны в 1465 году немцами Арнольдом Паннарцем и Конрадом Свейнхеймом в аббатстве Субиако. Это издание было первой книгой, напечатанной в Италии, на которой была указана дата печати, а также впервые где-либо использовался греческий алфавит шрифт, который, по-видимому, был произведен в процессе печати., так как на первых страницах греческий текст остается пустым. Вероятно, это была четвертая книга, когда-либо напечатанная в Италии. Копия этого издания была продана на аукционе в 2000 году более чем за 1 миллион долларов.
Как и многие писатели первых веков ранней церкви, Лактантий придерживался премилленаристской точки зрения, считая, что второе пришествие Христа будет предшествовать тысячелетию или тысячелетнему царствованию Христа на земле. Согласно Чарльзу Э. Хиллу, «у Лактанция в начале четвертого века мы видим решительную попытку возродить более« настоящую »форму хилиазма». Лактанций много цитировал сивиллов (хотя сивиллинские оракулы теперь считаются псевдоэпиграфами ). Книга VII «Божественных институтов» указывает на знакомство с еврейскими, христианскими, египетскими и иранскими апокалиптическими материалами.
Ни один из отцов до сих пор не был более многословен в отношении тысячелетнего царства, чем Лактанций, или более подробно описывал время и события до и после. Он придерживался буквального толкования тысячелетия, согласно которому тысячелетие берет свое начало со Вторым пришествием Христа и знаменует уничтожение нечестивых, связывание дьявола и воскрешение мертвых праведников.
Он изобразил Иисуса царствования с воскресшими праведниками на этой земле в течение седьмой тысячи лет до всеобщего суда. В конце концов, дьявол, скованный тысячелетиями, освобожден; порабощенные народы восстают против праведников, которые прячутся под землей до тех пор, пока воинства, атакующие Святой город, не будут поражены огнем, серой и взаимной резней и полностью погребены землетрясением: казалось бы, без надобности, потому что нечестивые снова воскреснут быть отправленным в вечное наказание. Затем Бог обновляет землю после наказания нечестивых, и с тех пор только Господу поклоняются на обновленной земле.
Лактанций уверенно заявил, что началом конца будет падение или распад Римская империя. Однако эта точка зрения потеряла популярность с обращением Константина и улучшением положения христиан: «Многие христиане чувствовали, что любое ожидание падения империи было столь же неверным Богу, как и Риму».
Попытки определить время Конца рассматривались как противоречащие Деяниям 1: 7: «Не вам знать времена или сезоны, которые Отец установил Своей властью» и Марка 13:32: « Но о том дне или часе никто не знает, ни ангелы на небесах, ни Сын, а только Отец ».
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Лактантиусом |
Викискладе есть медиафайлы на Луций Цецилий Фирмиан Лактанций. |