Шахнаме Шаха Тахмаспа

редактировать
Иллюстрированная рукопись Шахнаме Суд Гаюмарса Приписывается Аке Мираку, Фаридун, замаскированный под дракона, испытывает своих сыновей

Шахнаме Шаха Тахмаспа (персидский : شاهنامه شاه‌طهماسب) или Хоутон Шахнаме один из самых известных иллюстрированных рукописей Шахнаме, национального эпоса Великого Ирана и вершины искусства персидской миниатюры. Это, вероятно, наиболее полно иллюстрированная рукопись из когда-либо созданных. При создании рукопись содержала 759 страниц, 258 из которых были миниатюрами. Эти миниатюры были вручную расписаны художниками королевской мастерской в ​​Тебризе при правителях шаха Исмаила I и шаха Тахмаспа I. После его завершения Шахнаме был подарен Османскому султану Селиму II в 1568 году. Размер страницы составляет около 48 х 32 см, а текст, написанный письмом настаглик самого высокого качества. Рукопись была разорвана в 1970-х годах, и сейчас страницы находятся в различных коллекциях по всему миру.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Миниатюры
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
История

Он был создан в Тебризе по приказу шаха Исмаила I, который недавно взял под свой контроль город. Шах Исмаил I был харизматичным и агрессивным в военном отношении лидером, что позволило ему завоевать большие территории с космополитическим населением. Благодаря этому у него был доступ к большому количеству художников со многими специальностями и обучением в разных стилях, что позволило художникам сотрудничать и привело к новому стилю освещения, позже названному стилем Тебриз. Он поручил наиболее выдающимся художникам Сефевидской Персии проиллюстрировать эту рукопись как демонстрацию сдвига в политическом ландшафте и как утверждение своего господства как шаха. Поручение Шахнаме было обычным способом утвердить легитимность правителя, потому что текст изображает шаха как сильного, стабильного человека, которого следует безоговорочно подчиняться и уважать. Такая дорогая и богато украшенная рукопись представила бы Исмаила I как успешного и могущественного лидера, связанного с силой и известностью персов. Скорее всего, рукопись предназначалась либо для подарка Сулейману Великолепному, султану Османской империи, либо, возможно, в честь возвращения его сына Тахмаспа из период в качестве губернатора Герата. Шахнаме описывается как смесь мифологии и истории иранского народа. Это делает его сопоставимым с работами на похожие темы из других регионов мира, такими как Ветхий Завет Книга Царств или Илиада.

. даты все еще обсуждаются, большинство ученых считают, что работа началась в 1520-х годах. На это потребовалось бы несколько поколений художников, и многие великие художники заняли пост директора, в том числе Султан Мохаммад, Мир Мусаввир и Ака Мирак. Шах Исмаил I умер в 1524 году, вскоре после того, как началась работа над рукописью. Тахмасп I затем унаследовал трон, но в 11 лет он определенно был недостаточно взрослым, чтобы осознавать важность продвижения великого искусства и культуры в общество. Предположительно, его советники настаивали на завершении рукописи, и она, вероятно, была близка к завершению к середине 1530-х годов во время его правления.

Шахнаме наконец был передан османскому султану Селиму II в 1568 году. Османские источники сообщают, что он прибыл в иранское посольство в феврале 1568 года в сопровождении 34 верблюдов и других щедрых подарков. предназначено для султана. И султан, и члены его дворца были впечатлены рукописью, которая на момент первой презентации насчитывала 30 000 двустиший. Он долгое время хранился в библиотеке дворца Топкапы в Стамбуле, и комментарии, добавленные на полях около 1800 года, доказывают, что замечательно украшенный манускрипт очаровал многих правителей и ученых еще долгое время после его завершения.

Когда Османская империя распалась в начале 1900-х годов, рукопись появилась в коллекции Эдмонда Джеймса де Ротшильда. Он остался в семье Ротшильдов, а затем был приобретен Артуром Хоутоном II. Рукопись когда-то содержала 258 миниатюр, но Houghton продавала их по отдельности, чтобы избежать уплаты налогов. Хоутон сохранил для себя 118 миниатюр, подарил 78 картин в Метрополитен-музей в 1972 году, а остальные продал другим частным и государственным коллекциям по всему миру. После Исламской революции 1979 года в Иране были предприняты попытки вернуть миниатюры из этой рукописи, но безуспешно. Миниатюры митрополита были предметом соглашения об обмене на 15 миллионов долларов с Национальным музеем Ирана. Разрозненные миниатюры находятся в нескольких коллекциях, в том числе в Коллекции Халила, в которой содержится 10 листов.

6 апреля 2011 г. страница этой рукописи из собрания ведущего исследователя рукописи, Стюарт Кэри Уэлч, был продан за 7,4 миллиона фунтов (12 миллионов долларов).

Миниатюры
Иранские миниатюры, ЮНЕСКО, 1957–12Rox battle

Огромный масштаб работы, Всего 759 страниц, включая 258 миниатюр, потребовало бы помощи всех ведущих художников королевской мастерской. Некоторые из идентифицированных художников: Мир Сайид Али, Мизра-Али (сын султана Мохаммада) Ака Мирак, Мир Мусаввир, Дуст Мухаммад и, вероятно, Абд аль-Самад. Ученые определили ряд художников по их стилю, но их имена не известны. Размер каждой страницы составляет около 48 x 32 см, текст написан качественным шрифтом Nastaʿlīq. Стиль миниатюр значительно разнится, но качество неизменно высокое. Хотя многие из миниатюр имеют мифические мотивы, они также изображают предметы повседневного обихода, которые были обычным явлением в период Сефевидов в Иране. Это делает миниатюры уникальными для определенного времени и места. В рукописи показано слияние стилей школ Герата, где тимуридские царские мастерские развили стиль классической сдержанности и элегантности, и художников Тебриза, стиль которых был более выразительным и образным. Тебриз был бывшей столицей туркменских правителей, последовательно Кара-Коюнлу и Ау Коюнлу, которые правили большей частью Персии до того, как Исмаил I победил их и начал династия Сефевидов в 1501 году. Даст Мухаммад написал отчет о персидской живописи, в котором упоминается рукопись. Это первый из многих отчетов, в которых выделяется двор Гуюмарса (проиллюстрированный здесь), который, по его словам, принадлежит султану Мохаммаду, которого он называет «зенитом века». Позже ученые назвали эту миниатюру «бесподобной» и «вероятно, величайшая картина в иранском искусстве». Отчет Даста Мухаммада также подчеркивает удивительные таланты художников-портретистов Аки Мирака и Мир Мусаввира, которые также иллюстрировали Хамсу Низами.

Знаменитая незаконченная миниатюра с изображением Рустама спит, пока его лошадь Рахш сражается со львом, вероятно, он был создан для рукописи, но так и не был закончен и переплетен, возможно, потому, что его энергичный Тебризский стиль не понравился Тахмаспу. Султан Мохаммад, чьи более поздние работы в рукописи демонстрируют стиль, адаптированный к придворному стилю Камала уд-Дина Бехзада. Сейчас он находится в Британском музее.

. Одна из наиболее известных миниатюр. Он убивает Белого Дива, в котором Рустам убивает Белого Див (или демона) как часть его дзё. Урни в спасении короля Кая Кавуса. Цветная листва, окружающая Рустама и Дива, призвана противостоять черной пустоте, которая символизирует обширную пещеру Дива во враждебном регионе Мазандаран, вокруг двух фигур.

Примечания
Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Шахнаме Шаха Тахмаспа.
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-08 02:56:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте