Хуруфизм

редактировать

Хуруфизм ( арабский : حروفية ḥurūfiyyah) был суфий доктрина, основанная на мистике букв ( ḥurūf), которая возникла в Астрабада и распространилась на районы западного Ирана ( Персии ) и Анатолии в конце 14 и начале 15 вв.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 фундамент
  • 2 Ключевые элементы
  • 3 Удар
    • 3.1 Хуруфитские рукописи
  • 4 В современной культуре
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение

Фонд

Основателем и духовным руководителем движения хуруфи был Фазлаллах Астарабади (1340–1394 гг.). Он родился в Астрабаде (ныне Горган, Иран) и в раннем возрасте сильно увлекся суфизмом и учениями Мансура Аль-Халладжа и Руми. В середине 1370-х годов Фазлаллах начал распространять свое учение по всему Ирану и Азербайджану. Живя в Тебризе, Фазлаллах приобрел элитных последователей при дворе султаната Джалаиридов. В то время Фазлаллах все еще был в русле суфийской традиции. Позже он действительно перешел к более эзотерической духовности и, не сумев обратить Тимура, был казнен в 1394 году возле башни Алинджа в Нахчыване сыном правителя, Миран Шахом. Большое восстание хуруфитов было подавлено, но народное движение просуществовало еще около десяти лет в различных обличьях.

Самым большим произведением Фазлаллаха была « Джавданнам-йе кабир», или «Великая книга вечности», написанная, вероятно, в Баку до его ареста, которая сохранилась благодаря своим копиям, сделанным его дочерью Махдумзаде. Он в значительной степени сохранился в популярной культуре благодаря использованию дервишей ордена Бекташи.

Ключевые элементы

Согласно Фазлаллаху, ключом к открытию седьмой запечатанной книги, Корана, является каббалистическая система букв, изложенная более поздними хуруфитами в Хидаят Намах, Джавидане и Махрам Намахе. Вселенная вечна и перемещается вращением. Божественный лик нетлен и проявляется в человеке, лучшей из форм, зухур кибрия. Бог воплощен в каждом атоме. Хуруфиты считали Фазлаллаха Астарабади проявлением силы Бога после Адама, Моисея и Мухаммеда. Бог также воплощен в словах и 28 буквах арабского алфавита, а 32 буквы персидского алфавита являются основой любви и красоты в этом мире. Семь - ключевое число, соответствующее благородным частям лица, стихам Аль-Фатиха и устному исповеданию веры. Человек - высшая копия божественного и ключ к хакике ''.

Согласно «Кембриджской истории Ирана» Р. Н. Фрая, хуруфизм был выражением исмаилизма в его мистическом отождествлении с человеческой фигурой, но отличался признанием хакики в содержании букв, а не в личности имама.

Влияние

После его смерти идеи Фазлаллаха были развиты и распространены Имададдином Насими и « некоторыми проклятыми, не имеющими значения » в Азербайджане и Сейидом Ишагом в Турции. Поэт Имададдин Насими (? –1417) и другие хуруфиты подчиняют каббалистические тенденции мистическим концепциям суфизма, особенно Мансура аль-Халладжа, который оказал еще одно большое влияние на Имададдина Насими.

Через поэзию Насими идеи хуруфи в разной степени повлияли на таких людей, как Нияз-и Мисри, Фузули, Хабиби, Исмаил I и Рушани. Орден Бекташи, который до сих пор действует в Анатолии и на Балканах, был хранилищем учений и писаний хуруфи. Один из личных учеников Фазлаллаха, Рафи'и, эмигрировал на Балканы. Он передал центральный тезис хуруфизма о том, что мощности арабского и персидского алфавита соответственно перечисляют все типы формы и звука по осям симметрии. Восстание хуруфитов в Кореземе было подавлено монголами, что послужило причиной исхода хуруфитов на Балканы. Рукописи бекташи показывают почти 500 лет хуруфизма на Балканах, пик которого пришелся на 1700-е годы. Другие суфийские ордена, такие как Кадирийа и Накшбанди, внесли свой вклад в сбор, поиск и перевод рукописей хуруфи.

Рукописи хуруфи

На Балканах большое количество записей было записано на территории современной Албании, но связь между бекташизмом и хуруфизмом подтверждается греческими транскрипциями. В целом, многие из рукописей хуруфи, которые существуют сегодня, хранились в библиотеках лож бекташи, в том числе Кавидан-нама Фадл'Аллаха Яздани, Хакикат-нама шейха Сафи, Махашар Али''л- А'ла «Истива-наме» Гиясад-Дина, «Ахират-нама» Фриште Оглу и некоторые другие книги, написанные по «теологии хуруфи», такие как Ашик-нама, Хидаят-нама, Мукаддама'т-ал-Хакайик, Нахарам-икайик Нихаят-Нама, Тураб-Нама, Мифтах'ул-Гайб, Тухфат'ул-Ушак, Рисала-и Нокта, Рисале-и Хурф, Рисала-и Фазл'ул-Лах и Рисала-и Виран Абдал. Термины и концепции хуруфи пронизывают поэзию бекташи. Гюль Баба предоставил обширный сборник идей хуруфи в «Ключе к невидимому».

Shattari тарик представляет собой современный репозиторий Hurf-е-Muqattiyat (секреты алфавитов).

В современной культуре

  • Сцены казни Фадлуллы и зверского избиения Насими в Алеппо появляются в азербайджанском фильме « Насими» (1973).
  • Хуруфизм играет роль в романе турецкого писателя Орхана Памука « Черная книга».
  • Хуруфизм также играет роль в футуристическом романе Яна Макдональда « Дом дервишей».
  • Смотрите также

    использованная литература

    внешние ссылки

    дальнейшее чтение

    • Абдулбаки Гёльпынарлы (ред.), Hurûfilik Metinleri Katalou, XII. Dizi- Sa. 6а ТТК, 1989.
    • Фазлуллах Эстерабади, Кавиданнаме; Dürr-i Yetim İsimli Tercümesi, haz. Фатих Услуер, Стамбул, Кабалджи Яйневи, 2012.
    • Х.Т. Норрис «Наследие хуруфистов Фадлуллы из Астарабада», в « Наследии суфизма», 2003 г. Оксфорд, One World
    • Шахзад Башир Фазлаллах Астарабади и хуруфиты, Oneworld Publications (25 мая 2005 г.)
    • Фатих Услуер, "Le Houroufisme. Доктрина и влияние на персидскую литературу и оттоманку", EPHE-Paris, Phd Thesis, 2007.
    • Фатих Услуер, "Hurufilik", Kabalcı Yayınevi, 2009 г.
    • Фатих Услуер, "Мисалинин Мифтаху'л Гайби Метин ве Ачыклама", тюркские исследования, Международное периодическое издание по языкам, литературе и истории тюркского или тюркского языков, Том 2/2, Весна, С. 2, www.turkishstudies. net, (Под ред. проф. д-ра Гурера ГУЛЬСЕВИНа - д-ра Мехмета Дурсун ЭРДЕМ), стр. 697–722.
    • Фатих Услуер, «Hurûfî Metinleri ile İlgili Bazı Notlar», Ege Üniversitesi Türk Dili ve Edebiyatı Araştırmaları Dergisi, S. 13, Ocak / Jan 2007.
    • Фатих Услуер, "Несими Ширлеринин Шерхлеринде Япилан Янлышлыклар", Тюркология, Международное периодическое издание по языкам, литературе и истории тюркского или тюркского языков, Том 4/2, Зима, 2009 г., [1], сс. 1072–1091.
    • Фатих Услуер, "Мир Фазилинин Таксим-и Салат у Евкатынин Шерхи", Хаджи Бекташ Вели Дергиси, Том 50, сс. 145–222. https://web.archive.org/web/20120303004806/http://www.hbektasveli.gazi.edu.tr/dergi_dosyalar/50-145-222.pdf
    • Рифки Мелул Мерич, HURUFİLİK, Dil Tarih Coğrafya Fakültesi Basılmamış Mezuniyet Tezi, Анкара, 1935.
    • Фатих Услуер, "Hurûfî Şifreleri", журнал турецких исследований, том 33 / II, сс. 201–219.
    • Фатих Услуер, "Hurufilikte On İki İmam", тюркские исследования, международное периодическое издание по языкам, литературе и истории тюркского или тюркского языков, том 5/1, Winter, ss. 1361–1389. http://turkishstudies.net/Makaleler/1853461331_62usluerfatih.pdf
    • Фатих Услуер, «Хуруфизм среди албанских бекташи», Журнал международных социальных исследований, том III / 15, сс. 268–280.
    • Фатих Услуер, "Feyznâme-i Misâlî Neşirleri", Hacı Bektaş Veli Dergisi, Volume 56, ss. 299–323.
    • Фатих Услуер, "Hurufilikte Rüya Tabirleri", Milli Folklor, Vol. 90, сс. 134–146.
    • Фатих Услуер, "Les Themes Bibliques chez les Houroufis", Ishraq, Vol. II, сс. 426–443.
    Последняя правка сделана 2023-04-13 12:50:55
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте