Часть серии об исламе шиитском исламе |
---|
Верования и обычаи |
Святые дни |
История |
Филиалы и секты |
Ахль аль-Киса |
Святые женщины |
Шиитский исламский портал |
|
Часть серии об исламском суфизме |
---|
Могила Абдула Кадира Гилани, Багдад, Ирак |
Идеи |
Практики |
Суфийские приказы Сунниты
Шииты Неконфессиональный |
Список суфиев |
Темы в суфизме |
Исламский портал |
|
Хуруфизм ( арабский : حروفية ḥurūfiyyah) был суфий доктрина, основанная на мистике букв ( ḥurūf), которая возникла в Астрабада и распространилась на районы западного Ирана ( Персии ) и Анатолии в конце 14 и начале 15 вв.
Основателем и духовным руководителем движения хуруфи был Фазлаллах Астарабади (1340–1394 гг.). Он родился в Астрабаде (ныне Горган, Иран) и в раннем возрасте сильно увлекся суфизмом и учениями Мансура Аль-Халладжа и Руми. В середине 1370-х годов Фазлаллах начал распространять свое учение по всему Ирану и Азербайджану. Живя в Тебризе, Фазлаллах приобрел элитных последователей при дворе султаната Джалаиридов. В то время Фазлаллах все еще был в русле суфийской традиции. Позже он действительно перешел к более эзотерической духовности и, не сумев обратить Тимура, был казнен в 1394 году возле башни Алинджа в Нахчыване сыном правителя, Миран Шахом. Большое восстание хуруфитов было подавлено, но народное движение просуществовало еще около десяти лет в различных обличьях.
Самым большим произведением Фазлаллаха была « Джавданнам-йе кабир», или «Великая книга вечности», написанная, вероятно, в Баку до его ареста, которая сохранилась благодаря своим копиям, сделанным его дочерью Махдумзаде. Он в значительной степени сохранился в популярной культуре благодаря использованию дервишей ордена Бекташи.
Согласно Фазлаллаху, ключом к открытию седьмой запечатанной книги, Корана, является каббалистическая система букв, изложенная более поздними хуруфитами в Хидаят Намах, Джавидане и Махрам Намахе. Вселенная вечна и перемещается вращением. Божественный лик нетлен и проявляется в человеке, лучшей из форм, зухур кибрия. Бог воплощен в каждом атоме. Хуруфиты считали Фазлаллаха Астарабади проявлением силы Бога после Адама, Моисея и Мухаммеда. Бог также воплощен в словах и 28 буквах арабского алфавита, а 32 буквы персидского алфавита являются основой любви и красоты в этом мире. Семь - ключевое число, соответствующее благородным частям лица, стихам Аль-Фатиха и устному исповеданию веры. Человек - высшая копия божественного и ключ к хакике ''.
Согласно «Кембриджской истории Ирана» Р. Н. Фрая, хуруфизм был выражением исмаилизма в его мистическом отождествлении с человеческой фигурой, но отличался признанием хакики в содержании букв, а не в личности имама.
Часть серии о шиитском исламе |
Двенадцать |
---|
Четырнадцать непогрешимых |
Принципы |
Другие верования |
Практики |
Другие практики |
Святые города |
Группы |
Другие родственные секты и группы |
Стипендия |
Сборники хадисов |
Источники из иджтихада или источники правоведения |
похожие темы |
Шиитский исламский портал |
|
После его смерти идеи Фазлаллаха были развиты и распространены Имададдином Насими и « некоторыми проклятыми, не имеющими значения » в Азербайджане и Сейидом Ишагом в Турции. Поэт Имададдин Насими (? –1417) и другие хуруфиты подчиняют каббалистические тенденции мистическим концепциям суфизма, особенно Мансура аль-Халладжа, который оказал еще одно большое влияние на Имададдина Насими.
Через поэзию Насими идеи хуруфи в разной степени повлияли на таких людей, как Нияз-и Мисри, Фузули, Хабиби, Исмаил I и Рушани. Орден Бекташи, который до сих пор действует в Анатолии и на Балканах, был хранилищем учений и писаний хуруфи. Один из личных учеников Фазлаллаха, Рафи'и, эмигрировал на Балканы. Он передал центральный тезис хуруфизма о том, что мощности арабского и персидского алфавита соответственно перечисляют все типы формы и звука по осям симметрии. Восстание хуруфитов в Кореземе было подавлено монголами, что послужило причиной исхода хуруфитов на Балканы. Рукописи бекташи показывают почти 500 лет хуруфизма на Балканах, пик которого пришелся на 1700-е годы. Другие суфийские ордена, такие как Кадирийа и Накшбанди, внесли свой вклад в сбор, поиск и перевод рукописей хуруфи.
На Балканах большое количество записей было записано на территории современной Албании, но связь между бекташизмом и хуруфизмом подтверждается греческими транскрипциями. В целом, многие из рукописей хуруфи, которые существуют сегодня, хранились в библиотеках лож бекташи, в том числе Кавидан-нама Фадл'Аллаха Яздани, Хакикат-нама шейха Сафи, Махашар Али''л- А'ла «Истива-наме» Гиясад-Дина, «Ахират-нама» Фриште Оглу и некоторые другие книги, написанные по «теологии хуруфи», такие как Ашик-нама, Хидаят-нама, Мукаддама'т-ал-Хакайик, Нахарам-икайик Нихаят-Нама, Тураб-Нама, Мифтах'ул-Гайб, Тухфат'ул-Ушак, Рисала-и Нокта, Рисале-и Хурф, Рисала-и Фазл'ул-Лах и Рисала-и Виран Абдал. Термины и концепции хуруфи пронизывают поэзию бекташи. Гюль Баба предоставил обширный сборник идей хуруфи в «Ключе к невидимому».
Shattari тарик представляет собой современный репозиторий Hurf-е-Muqattiyat (секреты алфавитов).
Часть серии о |
ислам |
---|
Верования |
Практики |
История |
Культура и общество |
похожие темы |
|
|