Латаиф-э-ситта (арабский : اللطائف الستة) - особые органы восприятия в суфийской духовной психологии, тонкие человеческие способности к восприятию, переживанию и действию. В зависимости от контекста, латиф также понимается как соответствующие качества восприятия, опыта или действия.
лежащее в основе арабское слово латифа (единственное число) означает «тонкость», и все латиф (множественное число) вместе понимаются как составляющие «тонкое тело » (Джисм Латиф)
Осознание (или активация, или пробуждение, или «просветление») опыта отдельного латаифа (и, следовательно, Джисма Латифа в целом) считается центральной частью всеобъемлющего духовного развития, которое порождает суфийский идеал Полного Человека. (Аль-Инсан аль-Камиль ).
Описания и интерпретации латаифа различаются в зависимости от конкретной суфийской традиции и представляющего ее представителя. Кроме того, отдельные суфийские учителя (см. Шейх (Суфизм) ) иногда интерпретируют аспекты теории и практики латаифа в соответствии с тем, как латаиф был им уникально открыт.
В общем, существуют по крайней мере, три исторических интерпретации латифа:
Согласно точке зрения ордена Кубрави, существует семь латаифов. Космологически они понимаются как «нисходящие» уровни, посредством которых создается и структурируется реальность. Считается, что в процессе духовного развития индивидуальный суфий «поднимается» на эти уровни и через них постепенно (см. Онтологические Дуги нисхождения и восхождения в суфизме). Достижение каждого уровня - это этап, связанный с активацией / реализацией соответствующего духовного органа / способности, что символически интерпретируется через исламскую космологию и пророков и посланников в исламе.
. В порядке возрастания они являются:
Исторический метод духовной практики в этой интерпретации латаифа неизвестен.
Согласно мнению ветви Муджаддидийа Накшбанди, существует пять латаифов. Принятие духовной энергии каждой латифы из соответствующего космического царства символически интерпретируется через пророков и посланников в исламе, подобно интерпретации ордена Кубрави:
Поскольку в этой интерпретации все латинские мышцы физически расположены в груди, они считаются «Сердца» (Калб, используется в другом смысле, чем латифа по имени Калб).
Латаиф открываются через духовную практику один за другим в указанном выше порядке. Каждая латифа (или прогрессивная комбинация латифа), рассматриваемая как прогрессивная активация, считается уровнем духовной реализации.
Метод открытия каждой латифы обычно начинается с прямой передачи суфийским учителем ученику, что может включать в себя физическое прикосновение (кроме женщин) и раскрытие конкретного из Имен Бога в Ислам, связанный с латифой. Затем ученик продолжает практику безмолвным зикром Божественного имени, фокусируя внимание на местонахождении латифы; иногда также добавляется визуализация Имени, соответствующего пророка или учителя.
Согласно афганской традиции внутри ордена Накшбанди существует пять латаифов:
С точки зрения автора Накшбанди Идрис Шах они понимаются как духовные органы / способности, которые также лежат в основе обычных форм человеческого сознания. Как таковые, они обычно известны только косвенно через эквиваленты (или их искажения), которые они образуют на общепринятом психологическом / эмоциональном / соматическом уровне человеческого опыта.
Духовный учитель, вдохновленный суфиями, Хамид Али (AH Almaas ) (1944-) интерпретирует некоторые из этих эквивалентов (и условных искажений) следующим образом:
С за редкими исключениями, lataif испытываются непосредственно (и безоговорочно) только у людей, которые претерпели духовную эволюцию. Духовный процесс их активации / пробуждения / просветления состоит из различных методов, по отдельности или в комбинации.
Один из таких методов, особая форма таджалли («раскрытие» или «просветление»), предполагает совместное восприятие латифы суфийским учителем и учеником вместе. Другой метод - это прямая активация, называемая таваджжух («передача») латифы, посредством намеренного взаимодействия между учителем и учеником. Еще один метод, особый вид муракаба (медитация), включает в себя концентрацию внимания ученика на той части тела, которая связана с латифой.
Общая концепция духовных «тонких центров» (обычно трех), по-видимому, возникла в персидском суфизме: Джунайд из Багдада (835-910), аль-Газали (1058-1111)), и Шахаб ад-Дин Абу Хафс Умар Сухраварди (1145-1234).
Среди самых ранних систематических формулировок латаифа конкретно считается персидский и кубравийский суфий Наджм ад-Дин Рази (1177-1256). Он предложил пять латаифов (по крайней мере, Калб, Рух, Сирр и Хафи), возможно, чтобы сопоставить пять внутренних и внешних чувств исламской версии древнегреческой медицинской теории, и попытался установить для них основу в Коране..
Затем последовала модель семи латаифов с персидским суфием и кубрави Ала уд-Даула Симнани (1261-1336), который добавил два латаифа к пятерке Рази - один вверху (Калабия) и один внизу ( Хаккия), возможно, параллельно семи онтологическим уровням суфийской космологии.
С 17 по 19 века индийские муджаддиди, начиная с Ахмада Сирхинди (1564-1624), вернулись к стандартной интерпретации пяти эмпирических латифов и связали свое местонахождение с частями физическое тело.
Афганская традиция в Накшбанди в конце 19-го и 20-го веков продолжалась с пятью латаифами, но по-разному определяла переживания их физического местоположения и рассматривала их не только как высшие центры сознания, но и как центры обычное сознание не пробуждается должным образом.
Поскольку Божественные Атрибуты, лежащие в основе латаифа, в принципе безграничны (как и номинальные 99 имен Бога в Исламе ), некоторые считают, что фактическое количество латифов и их потенциальная реализация человечеством также могут быть неограниченными.