В Ислам, 'Ирфан (арабский / персидский / урду : عرفان; Турецкий : Ирфан), буквально «знание, осознание, мудрость», есть гнозис. Исламский мистицизм можно рассматривать как обширную область, которая охватывает теоретический, практический и общепринятый мистицизм и переплетается с суфизмом, а в некоторых случаях они считаются идентичными. Однако исламский мистицизм считается одной из исламских наук наряду с теологией и философией.
в одной из своих книг определяет мистику как: тот, кто не позволяет себе физических удовольствий и не обращает внимания на удовольствия этого плотского мира, называется " аскет ». Тот, кто наблюдает за чтением молитв и постом и т.д., называется «молящимся». Тот, кто мешает своему сознанию обращать внимание на других, кроме Бога, и направляет его в трансцендентный мир, чтобы его просвещал свет Бога, известен как «мистик». Однако иногда два или все эти обозначения могут применяться к одному человеку.
в шиизме двунадесятников, с другой стороны, термин Ирфан относится конкретно к гнозису. Среди самых известных современных шиитских сторонников Ирфана были Усули теологи Аллама Табатабай, Рухолла Хомейни, Мохаммад-Таки Бахджат и Алламах Кадхи Табатабай. Ученые учили, как можно достичь гнозиса, придерживаясь исламского учения с любовью к Богу. 17 век Мулла Садра из Ирана обычно рассматривается как исторический идеолог Ирфана в шиизме.