История евреев в Азербайджане

редактировать

Азербайджанские евреи. יהדות אזרבייג'ן. Азəрбайджан йəхудилəри
Горные евреи men.jpg
Общее население
10 000 –100,000
Языки
Иврит (в Израиле), Азербайджанский, Иудео-Тат, Русский
Религия
Иудаизм
Родственная этническая группы
горские евреи, евреи-ашкенази, грузинские евреи.

История евреев в Азербайджане насчитывает много веков.. Сегодня евреи в Азербайджане в основном состоят из трех отдельных групп: горские евреи, наиболее многочисленная и древняя группа; евреи-ашкенази, поселившиеся в этом районе в конце 19 - начале 20 веков и во время Второй мировой войны ; и грузинские евреи, которые поселились в основном в Баку в начале 20 века.

Содержание
  • 1 Распространение
  • 2 История
  • 3 Горские евреи
  • 4 Евреи ашкенази
  • 5 Другие еврейские подгруппы
  • 6 Герим и субботники
  • 7 Жизнь общины
  • 8 Историческая демография
  • 9 Известные азербайджанские евреи
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки
Распределение

Исторически евреи в Азербайджане были представлены различными подгруппами, в основном горские евреи, евреи ашкенази и грузинские евреи. В свое время в Азербайджане проживали или по-прежнему проживают более мелкие общины крымчаков, курдских евреев и бухарских евреев, а также геримов (обращенных) и нееврейские иудаистские группы вроде субботников. В те дни евреи жили в городе Шамаха и его окрестностях (в основном в селе Мюджу ), но общины не существовало с начала 1920-х годов. В 2002 году общее количество евреев, проживающих в Азербайджане, составляло 10 000 человек, из которых около 5 500 были горскими евреями. Еще несколько тысяч происходят из смешанных семей. В 2010 году общее еврейское население Азербайджана составляло 6 400 человек. Евреи в основном проживают в городах Баку, Гянджа, Сумгайыт, Губа, Огуз, Гейчай и город Кырмызы Гасабу, единственный город в мире, где горские евреи составляют большинство (и единственный полностью еврейский город за пределами Израиля ).

История

В результате археологических раскопок, проведенных в 1990 году, были обнаружены остатки еврейского поселения VII века недалеко от Баку и синагоги в 25 км к юго-востоку от Кубы. Первый религиозный молитвенный дом в Баку был построен в 1832 году, а в 1896 году преобразован в синагогу; в конце 19 века в Баку и его окрестностях были построены синагоги. Первая хоровая синагога в Баку открылась в 1910 году.

С конца 19 века Баку стал одним из центров сионистского движения в Российской Империи. Первая Hovevei Zion была основана здесь в 1891 году, за ней последовала первая сионистская организация в 1899 году. Движение оставалось сильным в недолгой Азербайджанской Демократической Республике (1918–1920). с учреждением в 1919 г. Еврейского народного университета, периодические издания, печатавшиеся на идиш, иврите, иудео-тат и русском языке, а также ряд школ и общественных клубов, благотворительные общества и культурные организации.

При строительстве стадиона в городе Губа была обнаружена братская могила. Были обнаружены два основных колодца и два канала с человеческими костями. Находки указывают на то, что 24 черепа принадлежали детям, 28 - женщинам разного возраста. Помимо этнических азербайджанцев, были также евреи и лезгины, убитые и похороненные в мартовские дни в 1918 году. Были найдены и подтверждены имена 81 убитого еврейского мирного жителя.

После Советизация, вся деятельность, связанная с сионизмом, в том числе культурного характера, которая велась на иврите, была запрещена. В начале 1920-х годов несколько сотен горских еврейских семей из Азербайджана и Дагестана уехали в Израиль и поселились в Тель-Авиве. Следующая алия произошла только в 1970-х годах, когда был снят запрет на иммиграцию евреев в Израиль (см.: Отказник (Советский Союз) ). В период с 1972 по 1978 год из Азербайджана в Израиль выехало около 3000 человек. 1970 год стал демографическим пиком для азербайджанских евреев после Второй мировой войны ; согласно переписи, в том году в Азербайджане проживало 41 288 евреев.

Многие еврейские эмигранты из Азербайджана поселились в Тель-Авиве и Хайфе. В Нью-Йорке и Торонто.

есть относительно большие общины горских евреев-эмигрантов из Азербайджана, которые открылись в Баку 9 марта 2003 года. Новая еврейская синагога, которая стала одной из крупнейших синагог в Европе. 119>Еврейская школа, действующая в Азербайджане с 2003 года. В настоящее время в Азербайджане действуют семь синагог: три в Баку, две в Губе и две в Огузе.. Некоторые из них построены при финансовой поддержке государства. В январе 2020 года Ассоциация горских евреев открыла новый общинный центр в парке «Сокольники» в Москве.

Горские евреи
Урок в еврейской школе в Губе (начало 1920-х гг.) Еврейская женщина из Губы. Автор Макс Тильке (живопись XIX века)

Были выдвинуты разные теории относительно происхождения горских евреев и точной даты их поселения на Кавказе. Общепринятая теория рассматривает горских евреев как раннесредневековых иммигрантов из Персии и, возможно, Византийской империи, вытесненных исламскими завоеваниями. Они поселились в Кавказской Албании, на левом берегу реки Куры и взаимодействовали с Кыпчакским каганатом Хазарии, который лгал север. Именно через эти ранние еврейские общины хазары обратились в иудаизм, сделав его своей государственной религией.

Считается, что в последующие века горские евреи продвинулись дальше. север уступает место массовому переселению тюрков-огузов в регион. Их рост поддерживался постоянным потоком евреев из Ирана. В конце средневековья евреи из Гиляна основали поселение в Огузе. На протяжении всей средневековой эпохи горские евреи устанавливали культурные и экономические связи с другими еврейскими общинами страны. До советизации их основным занятием было сельское хозяйство и торговля тканями. В некоторых семьях практиковалось многоженство. В 1730 году Гусейн Али, правитель Кубинского ханства (затем недавно отделившегося от Империи Сефевидов ), издал указ, согласно которому евреи могли владеть собственностью в ханстве.

Согласно советской переписи населения 1926 года, в Азербайджане проживало 7 500 горских евреев (примерно 25% всего еврейского населения страны). Точные цифры позднесоветского периода неизвестны, поскольку многие считались или предпочитали считаться татами в основном из-за антисемитской позиции советского правительства. Теория об общем происхождении татов и горских евреев (ранее называвшихся иудео-татами) была категорически отвергнута рядом исследователей.

Горские евреи в настоящее время доминируют во всей еврейской диаспоре Азербайджан. Они говорят на особом диалекте татского языка, который называется джуури или дзюдо-тат. Большинство говорит на нескольких языках, второй и / или третий чаще всего являются азербайджанским или русским.

евреи-ашкенази

1811 год - это год, когда первые евреи-ашкенази поселились в Баку, но их массовая иммиграция на территорию нынешнего Азербайджана началась только в 1870-х годах. Их иммиграция была относительно стабильной, что привело к тому, что к 1910 году их численность превысила численность местной горской еврейской общины. В основном они поселились в процветающем богатом нефтью городе Баку. Одна из ведущих нефтяных компаний в Российской империи была основана в Баку богатой семьей Ротшильдов немецкого еврейского происхождения. Евреи-ашкенази продолжали иммигрировать в Азербайджан до конца 1940-х гг., При этом некоторые из них были эвакуированными из России, Украины и Беларуси во время Второй мировой войны, которые предпочли остаться в своей стране убежища.

Ашкенази. Евреи были особенно активны в азербайджанской политике. Доктор Евсей Гиндес, уроженец Киева, занимал пост министра здравоохранения Азербайджанской Демократической Республики (1918–1920). При этом 6 из 26 бакинских комиссаров были евреями-ашкенази. В 1912 году около трети зарегистрированных бакинских юристов и врачей также были евреями-ашкенази.

алия после 1972 года алия в значительной степени затронула эту подгруппу азербайджанских евреев, поскольку среди всех они были более подвержены влиянию эмиграция. Это привело к сокращению их числа, в результате чего горские евреи к середине 1990-х годов стали крупнейшей еврейской группой Азербайджана. Сегодня в стране проживает около 500 евреев-ашкенази.

Подобно многим иммигрантским общинам царской и советской эпох в Азербайджане, евреи-ашкенази лингвистически русифицированы. Большинство евреев-ашкенази говорят на русском в качестве первого языка, а азербайджанский - вторым. Число говорящих на идиш неизвестно.

Другие еврейские подгруппы

Неясно, установили ли местные еврейские общины связи с грузинскими евреями до царской эпохи, однако к 1910-м годам грузинская еврейская диаспора в Баку уже составляла свою образовательную клуб. Сегодня в Азербайджане проживает несколько сотен грузинских евреев.

В 1827 году первые группы иудео-арамейских говорящих курдских евреев начали селиться в Азербайджане. В 1919–1939 гг. В Баку действовала синагога для курдских евреев. После советизации отношение сталинского советского правительства к ним было несколько неблагоприятным, и в 1951 году все курдские евреи были депортированы с Кавказа.

Крымчаки, которых в настоящее время насчитывается всего 2500 человек во всем мире, поэтому остались в довольно небольшом количестве в Азербайджане на протяжении ХХ века. В 1989 году в стране их было всего 41. Бухарские евреи насчитывали 88 человек.

Герим и субботники

Герим и субботники были этническими русскими Из разных уголков России, перешедших в иудаизм в основном в 1820-е гг. В 1839–1841 гг. Царское правительство изгнало эти общины на недавно завоеванный Южный Кавказ, в основном на территории нынешнего Азербайджана. Прибыв сюда, они основали несколько поселений вокруг Джалилабада (тогда называвшегося Астрахань-Базаром), самым крупным из которых было Привольное, Азербайджан. Позже он стал крупнейшим иудейским русским поселением в России. К позднесоветской эпохе общее количество геримов и субботников в Азербайджане составляло 5 000 человек. Их осталось всего около 200 человек в 1997 году (когда регион посетила исследовательская группа из Санкт-Петербурга ), многие из которых планировали переехать в Россию и практически не оставляли шансов для дальнейшего сохранения этого уникального сообщества.

Жизнь общины
Синагога евреев-ашкенази в Баку

В советское время евреи в Азербайджане имели высокий уровень браков за пределами своей общины. В 1989 году 48% евреев-ашкенази и 18% горских евреев были женаты на неевреях.

Начиная с 1960-х годов, еврейская община Азербайджана пережила культурное возрождение.. Начали печататься еврейские самиздатские издания. Многие культурные и сионистские организации были восстановлены в Баку и Сумгайыте с 1987 года, и первые в Советском Союзе юридические курсы иврита были открыты в Баку.

Обучение на еврейских языках было прекращено Кремль в 1930-х и 1940-х годах преподавание на идиш и джухури было заменено преподаванием на русском. После распада Советского Союза в 1994 г. в Баку открылась ешива, а в 1999 г. была открыта дневная школа Ор Авнер Хабад. В 1994 г. иврит изучали в одном государственном университете и предлагается на выбор в двух средних школах. 31 мая 2007 года в Баку состоялась церемония закладки фундамента для строительства Центра еврейских исследований «Ор Авнер Хабад». Предполагается, что центр будет включать дневную школу, детский сад, общежития, научный центр, библиотеку и т. Д.

Согласно отчету о глобальном антисемитизме, опубликованному США Бюро демократии, Права человека и труд от 5 января 2005 г. «Случаи предрассудков и дискриминации в отношении евреев в стране были очень ограниченными, и в нескольких случаях антисемитской деятельности правительство незамедлительно отреагировало. не потворствовать и не мириться с преследованием евреев какой-либо партией ". Евреи не страдают от дискриминации, и в стране нет антисемитизма.

В 2005 году Евда Абрамов, сам еврей, был избран в Национальное собрание Азербайджана. как депутат, представляющий сельскую губу.

По состоянию на 2017 год в Азербайджане семь синагог: три в Баку (по одной на каждую общину, ашкеназскую, горную и грузинскую; вторая самая большая на Кавказе), две в Кырмызы. Кёсабу около Кубы и два в Огузе.

В сентябре 2016 года в Азербайджане побывала делегация Всемирного еврейского конгресса, где во время переговоров с президентом Азербайджана Ильхам Алиев был сделан акцент на «Отличные отношения с еврейской общиной и Израилем».

Азербайджан также посетил Джон Шапиро, исполнительный директор Американского еврейского комитета, Январь 2017 г., вскоре после визита Биньямина Нетаньяху в Баку. В ходе интервью Шапиро сказал, что «делегация встретилась с еврейской общиной в Азербайджане и увидела, что они очень счастливы и чувствуют себя очень комфортно, живя в стране».

Историческая демография
Историческое еврейское население Азербайджана
ГодНаселение±%
188610,357
18978,430−18,6%
192659,768+ 609,0%
193941,245-31,0%
195946091+ 11,7%
197049,057+ 6,4%
197944,345-9,6%
198941072−7,4%
20027900−80,8%
20099100+ 15,2%
Источник:.

еврейское население Азербайджана значительно уменьшилось в период с 1926 по 1939 год, но затем не сильно изменилось между 1939 и 1989 годами (это немного увеличивалась до 1970 г., а затем немного уменьшалась до 1989 г.). С 1989 года и падения коммунизма еврейское население Азербайджана значительно снизился. Большинство евреев в Азербайджане уехали и переехали в другие страны в период с 1989 по 2002 год, при этом большинство из них переехали в Израиль.

Известные азербайджанские евреи
Др. Евсей Гиндес, министр здравоохранения Азербайджанской Демократической Республики
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте