История евреев в Сербии

редактировать

Местоположение Сербии (темно-светло-зеленый) в Европе
Сербские евреи
Sinagoga u Subotici, Srbija, 008.JPG Мемориальная доска, посвященная 4 000 евреев Суботицы, убитых во время Холокоста. На надгробии написано: «В память о 4000 евреев, с которыми мы жили и вместе строили Суботицу, погибших в фашистских лагерях смерти во Второй мировой войне».
Общая численность населения
787 (перепись 2011 года)
Языки
сербский, иврит, ладино и идиш
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
евреи-сефарды, евреи-ашкенази, черногорские евреи, сербы

История евреев в Сербии возрастом около двух тысяч лет и предшествует прибытию сербов. Евреи впервые прибыли в регион в римские времена. Еврейские общины Балкан оставались небольшими до конца 15 века, когда евреи, бежавшие от испанских и португальских инквизиций, нашли убежище в Османской - Управляемые территории, включая Сербию.

Сообщество процветало и достигло пика в 33 000 человек перед Второй мировой войной (из которых почти 90% проживали в Белграде и Воеводине). Около двух третей сербских евреев погибли во время Холокоста, особенно когда Гитлер стремился наказать как этнических сербов, так и евреев за поражение Германии в Первой мировой войне. После войны большая часть оставшихся Еврейское сербское население эмигрировало, в основном, в Израиль. По переписи 2011 года только 787 человек объявили себя евреями. Сегодня Белградская синагога и Синагога Суботица, когда-то четвертое по величине здание синагоги в Европе, являются двумя действующими синагогами, а синагога Нови-Сада был преобразован в пространство культурного искусства.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Древние времена
    • 1.2 Османское владычество
    • 1.3 Независимая Сербия и Габсбургское Воеводина
    • 1.4 Дом Обреновичей
    • 1.5 Королевство Югославия
    • 1.6 Мировая война II
      • 1.6.1 Холокост
    • 1.7 Социалистическая Югославия
    • 1.8 Югославские войны
    • 1.9 Современная Сербия
  • 2 Демография
  • 3 Известные люди
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Древние времена

Евреи впервые прибыли на территорию современной Сербии в римские времена, хотя документов до этого мало. до 10 века.

Османское владычество

Еврейские общины на Балканах усилились в 15 и 16 веках благодаря прибытию еврейских беженцев, спасающихся от испанцев и португальцев Инквизиции. Султан Баязид II из Османской империи приветствовал еврейских беженцев в своей Империи. Евреи стали участвовать в торговле между различными провинциями Османской империи, что стало особенно важным в торговле солью. В 1663 году еврейское население Белграда составляло 800 человек.

В то время как остальная часть современной Сербии все еще находилась под властью Османской империи, территория современной Воеводины входил в состав Габсбургской монархии. В 1782 году император Иосиф II издал Эдикт толерантности, предоставив евреям некоторую свободу вероисповедания. Эдикт привлек евреев во многие части монархии. Еврейские общины Воеводины процветали, и к концу XIX века в регионе было около 40 еврейских общин.

Независимая Сербия и Габсбургское Воеводина

Многие евреи были вовлечены в борьбу. сербов за независимость от Османской империи, поставляя оружие местным сербам, и еврейские общины столкнулись с жестокой репрессалией со стороны турок-османов. В 1804 году, когда войска Караджорже вторглись в крепость Смедерево от османов, евреи были изгнаны из Шабаца и Пожареваца, хотя они и жили там в течение веков. Борьба за независимость продолжалась до 1830 года, когда Сербия получила независимость.

Новое сербское правительство недружелюбно относилось к еврейской общине, и к 1831 году евреям были запрещены занятия некоторыми профессиями. Ситуация для евреев ненадолго улучшилась при правлении князя Михаила Обреновича III (1839–1842), но антиеврейские положения были восстановлены при князе Александре Караджорджевиче (1842–1858). После освобождения Белграда евреи стали жертвами десятилетий дискриминационных налогов и ограничений на выбор места жительства.

Дом Обреновичей

С возвращением сербского престола королевской властью. Дом Обреновича под Милошем Обреновичем в 1858 году ограничения для еврейских купцов были снова ослаблены на некоторое время, но только три года спустя они столкнулись с изоляцией и унижением. В 1861 году Михайло III унаследовал трон и восстановил антиеврейские ограничения. В 1839 году евреям было запрещено открывать магазины по воскресеньям и во время сербских праздников, что нанесло им большой ущерб, поскольку их магазины были закрыты по субботам и во все еврейские праздники. В 1877 еврейский кандидат был впервые избран в Национальное собрание, получив поддержку всех партий.

В 1860-1970-х годах часть сербской газеты начали публиковать антиеврейские статьи, в результате чего начались угрозы в адрес евреев. В 1862 году между австрийцами и сербами вспыхнула драка, и евреи в Белграде лишились своих прав, подобно местным восстаниям 1840-х годов.

В 1879 году в Белграде было основано «Общество сербско-еврейских певцов». как часть сербско-еврейской дружбы. Во время Первой и Второй мировых войн хору не разрешалось выступать. В 1950 году он был переименован в "" и является одним из старейших еврейских хоров в мире, которые все еще существуют. Хор остается символом объединения общины, хотя на самом деле только 20% членов хора являются евреями из-за сокращения еврейского населения в стране (во время Второй мировой войны половина еврейского населения Сербии была убита). К 1912 году еврейская община Королевства Сербия насчитывала 5000 человек. Сербско-еврейские отношения достигли высокой степени сотрудничества во время Первой мировой войны, когда евреи и сербы бок о бок сражались против Центральных держав.

Рост и убыль еврейской общины, согласно правителю, продолжались до конца 19 века, когда сербский парламент снял все антиеврейские ограничения в 1889 году.

Королевство Югославия

После Первой мировой войны Черногория, Банат, Бачка, Сирмия и Баранья присоединились к Сербии путем народного голосования в этих регионах, и эта Великая Сербия затем объединились с Государством Словенцы, хорваты и сербы (от которых Сирмия отделилась и присоединилась к Сербии), чтобы сформировать Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое вскоре было переименовано в Королевство Югославия. Относительно небольшая еврейская община Сербии в 13 000 человек (в том числе 500 в Косово ), объединенная с большими еврейскими общинами других югославских территорий, насчитывающими около 51 700 человек. В межвоенные годы (1919–1939) еврейские общины Королевства Югославия процветали.

До Второй мировой войны в Воеводине проживало около 31 000 евреев. В Белграде еврейская община насчитывала 10 000 человек, из которых 80% составляли ладино говорящие сефардские евреи, а 20% - идиш говорящие евреи ашкенази.

Вторая мировая война

Памятник в Нови-Саде, посвященный погибшим еврейским и сербским гражданам в ходе рейда 1942 года

Королевство Югославия пыталось сохранить нейтралитет в период, предшествующий Второй мировой войне. Милан Стоядинович, премьер-министр, активно пытался добиться Адольфа Гитлера, сохраняя при этом союз с бывшими державами Антанты, Великобританией и Францией. Несмотря на предложения Германии, югославская политика не была антисемитской: например, Югославия открыла свои границы для австрийских евреев после аншлюса. Под возрастающим давлением, чтобы уступить требованиям Германии о безопасном проходе своих войск в Грецию, Югославия подписала Тройственный пакт с Германией и Италией, как Болгария и Венгрия. Однако, в отличие от двух других, подписавшее правительство Мачека и Цветковича было свергнуто три дня спустя в результате государственного переворота патриотических, антинемецких генералов, поддержанного Великобританией. Новое правительство немедленно отменило югославскую подпись под Пактом и призвало к строгому нейтралитету. Немецкий ответ был быстрым и жестоким: Белград был подвергнут бомбардировке без объявления войны 6 апреля 1941 года и немцам, итальянцам, венгерским и Болгарские войска вторглись в Югославию.

Холокост

Концентрационные лагеря в Югославии во время Второй мировой войны

В Сербии немецкие оккупанты основали концентрационные лагеря и политику истребления с помощью марионеточного правительства Милана Недича.

Нацистский геноцид против югославских евреев начался в апреле 1941 года. Государство Сербия было полностью оккупировано нацистами. 30 апреля 1941 года были приняты основные расовые законы в государстве Сербия: Закон о расовом происхождении (Zakonska odredba o rasnoj pripadnosti). Евреи из Срема были отправлены в хорватские лагеря, как и многие евреи из других частей Сербии. В крупной Сербии немцы продолжили облавы на евреев Баната и Белграда, устроив концентрационный лагерь через реку Сава в Сирмской части Белграда, затем переданной Независимому Государству Хорватия. концлагерь Саймиште был создан для обработки и уничтожения захваченных евреев и сербов. В результате Эмануэль Шефер, начальник полиции безопасности и гестапо в Сербии, телеграфировал в Берлин после того, как в мае 1942 года были убиты последние евреи:

«Serbien ist judenfrei."

Аналогично. Харальд Тернер из СС заявил в 1942 году, что:

«Сербия - единственная страна, в которой еврейский вопрос и цыганский вопрос были решены».

К тому времени Сербия и Югославия была освобождена в 1944 году, большая часть сербского еврейства была убита. Из 82 500 евреев Югославии, живших в 1941 году, только 14 000 (17%) пережили Холокост. Из 16 000 еврейского населения на территории, контролируемой нацистами марионеточное правительство Милана Недича, полиция и спецслужбы убили примерно 14 500 человек.

Аналогичное преследование евреев происходило на территории современной Воеводины, которая была аннексирована Венгрией. Рейд 1942 года в Нови-Саде, венгерские войска убили много евреев и нееврейских сербов в Бачке.

История ian Кристофер Браунинг, присутствовавший на конференции по теме Холокоста и причастности Сербии, заявил:

Сербия была единственной страной за пределами Польши и Советского Союза, где все еврейские жертвы были убиты на месте без депортации, и была первой страной после Эстонии, которая была объявлена ​​"Judenfrei" - этим термином нацисты во время Холокоста обозначили территорию, свободную от всех евреев.

Сербские гражданские лица участвовали в спасении тысяч югославских евреев в этот период. Мириам Штайнер-Авиезер, исследователь югославского еврейства и член комитета праведников Яд Вашем, заявляет: «Сербы спасли многих евреев». В настоящее время Яд Вашем признает 131 серба Праведниками народов мира, это самый высокий показатель среди балканских стран.

Социалистическая Югославия

Белградская синагога Нови-Садская синагога

Была образована после мировой войны II для координации еврейских общин послевоенной Югославии и лоббирования права евреев на иммиграцию в Израиль. Более половины выживших югославов решили иммигрировать в Израиль после Второй мировой войны.

Еврейская община Сербии, да и всех составляющих республик Югославии, поддерживалась объединяющей силой Федерации еврейских общин Югославии. Однако эта власть закончилась распадом Югославии в 1990-х годах.

Югославские войны

До югославских войн в 1990-х годах около 2500 евреев жили в Сербии, в основном в Белграде.

Евреи Сербии относительно мирно жили в Югославии между Второй мировой войной и 1990-ми годами. Однако окончание холодной войны ознаменовалось распадом Югославии и последующими гражданскими войнами.

Во время югославских войн и международных санкций многие евреи решили иммигрировать в Израиль и Соединенные Штаты. Во время бомбардировки НАТО в 1999 году Федерация еврейских общин Югославии в целях их безопасности переселила многих пожилых евреев, женщин и детей из Белграда в Будапешт, Венгрия; многие из них эмигрировали навсегда.

Дэвид Брюс Макдональд заявляет, что сербские националисты использовали еврейские образы, такие как Легенда о Масаде, чтобы оправдать притязания Косово, сравнивая антисемитизм и сербофобию. Эту теорию поддерживает Йован Байфорд, который пишет, что сербские националисты использовали еврейский вопрос для мифа о мученичестве, характерного для сербского националистического дискурса в 1980-х.

Современная Сербия

Проявления антисемитизма в Сербии относительно относительно редкие и изолированные. Согласно Отчету Госдепартамента США о соблюдении прав человека в Сербии за 2006 год: «Еврейские лидеры в Сербии сообщали о редких случаях антисемитизма, включая антисемитские граффити, вандализм, малотиражные антисемитские книги, и публикации в Интернете », инциденты, которые следует рассматривать в контексте небольшого, но растущего антисемитизма в Сербии. В 2013 году центр Белграда был покрыт плакатами, которые, по сообщениям, распространялись сербским отделением Blood Honor, обвинявшими евреев в ответственности за бомбардировки бывшей Югославии в 1999 году.

Правительство Сербии признает Иудаизм как одна из семи «традиционных» религиозных общин Сербии. Единственные оставшиеся действующие синагоги в Сербии - это Белградская синагога и синагога Суботица.

Демография

Дети еврейской общины Рума в 1920 году Кладовский транспорт памятник

Переписи:

  • 1953: 1 504
  • 1961: 1250
  • 1971: 1 128
  • 1981: 683
  • 1991: 1107
  • 2002: 1185 (исключая Косово)
  • 2011: 787 (исключая Косово )

По данным переписи 2011 года 787 человек заявили себя евреями, а 578 заявили о своей религии как иудаизм. Примерно половина из них проживает только в Белграде, а почти все остальные - в Воеводине (особенно в трех ее крупнейших городах: Нови-Сад, Суботица и Панчево). Результаты переписи населения 2002 года на основе этнической принадлежности и переписи населения 2011 года по религии показаны ниже:

Город / РегионЕвреи. популяцияВсего. популяция
Белград4151,576,124
Нови-Сад400299,294
Суботица89148401
Панчево421 27 162
Остальная часть Сербии2395,646,314
Всего1,1857,498,001
Город / регионИудаизмВсего. население
Белград2861,659,440
Нови-Сад84341,625
Суботица75141,554
Панчево31123,414
Остальная Сербия1024,920,829
Всего5787,186,862

Известные люди

Томми Лапид сообщает из Суд над Адольфом Эйхманом, Иерусалим 1961 Хальброхр Тамаш

См. также

Ссылки

  • «Евреи Югославии 1941–1945 гг. - жертвы геноцида и борцы за свободу», автор Яша Романо, из Резюме на английском языке в книге Jevreji Jugoslavije 1941–1945. Žrtve Genocida i učesnici Narodnooslobodilačkog Rata, Белград: Федерация еврейских общин Югославии, 1980; стр. 573–590.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте