Вера и рациональность существуют в разной степени конфликта или совместимость. Рациональность основана на причине или фактах. Вера - это вера в вдохновение, откровение или авторитет. Слово вера иногда относится к убеждению, которого придерживаются без оснований или доказательств, убеждению, которое придерживается вопреки или против причины или свидетельств, или может относиться к убеждению. на основании степени доказательного ордера.
Хотя слова вера и вера иногда ошибочно объединяют и используют как синонимы, вера правильно относится к определенному типу (или подмножеству) убеждений, как определено выше.
Вообще говоря, есть две категории взглядов на отношения между верой и рациональностью:
Католическая церковь также учила, что истинная вера и правильный разум могут и должны работать вместе, и, если смотреть правильно, никогда не могут быть в конфликте друг с другом, поскольку оба имеют свое происхождение от Бога, как указано в Папской энциклике письме Папы Иоанна Павла II, Fides et ratio («[О] Вере и разуме»).
По крайней мере, со времен греческих философов эта взаимосвязь между верой и разумом ведутся горячие споры. Платон утверждал, что знание - это просто память о вечном. Аристотель установил правила, по которым знание могло быть обнаружено разумом.
Рационалисты отмечают, что многие люди придерживаются иррациональных убеждений по многим причинам. У иррациональных убеждений могут быть эволюционные причины - иррациональные убеждения могут увеличить нашу способность выживать и воспроизводиться. Или, согласно пари Паскаля, нам может быть выгодно иметь веру, потому что вера может сулить бесконечные награды, в то время как награды разума многие считают конечными. Еще одну причину иррациональных убеждений, возможно, можно объяснить оперантной обусловленностью. Например, в одном исследовании Б. Ф. Скиннер в 1948 г. голуби получали зерно через определенные промежутки времени независимо от их поведения. В результате у каждого из голубей выработалась собственная идиосинкразическая реакция, которая стала ассоциироваться с последствиями получения зерна.
Верующие в веру - например, те, кто верит, что спасение возможно только через веру - часто предполагают, что каждый придерживается убеждений, достигнутых верой, а не разумом. Вера в то, что Вселенная является разумным местом и что наш разум позволяет нам делать правильные выводы о ней, - это вера, которой мы придерживаемся через веру. Рационалисты утверждают, что это произошло потому, что они наблюдали, как мир является последовательным и разумным, а не потому, что они верят в него.
Убеждения, проводимые «верой», могут рассматриваться как существующие в ряде отношений к рациональности:
Св. Фома Аквинский, самый важный доктор католической церкви, был первым, кто написал полное исследование отношений, различий и сходств между верой - интеллектуальным согласием - и разумом, преимущественно в его Summa Theologica и Summa contra Gentiles.
Катехизис Трентского Собора - Римский катехизис, письменный во время Контрреформации католической церкви по борьбе с протестантизмом и антиметафизическими тенденциями Мартина Лютера.
Dei Filius был догматиком конституция Первого Ватиканского Собора о римско-католической вере. Он был единогласно принят 24 апреля 1870 года и находился под влиянием философских концепций Иоганна Баптиста Франзелина, который много написал на тему веры и рациональности.
Потому что католик Церковь не умаляет разума, но, скорее, утверждает его правдивость и полезность: на протяжении веков было много католических ученых.
ХХ века Томист философ Этьен Жильсон писал о вере и разуме в своей книге «Le Thomisme» 1922 года. Его современник Жак Маритен написал об этом в своей книге «Степени познания».
Fides et Ratio - энциклика, опубликованная Папой Иоанном Павлом II 14 сентября 1998 года. В ней говорится о взаимоотношениях между верой. и разум.
Папа Бенедикт XVI 12 сентября 2006 г. Регенсбургская лекция была о вере и разуме.
Богословие Креста Мартина Лютера было критическим анализом использования разума в теологии, которое используется некоторыми членами католической церкви. Некоторые утверждали, что Мартин Лютер учил, что вера и разум противоположны в том смысле, что вопросы веры не могут быть освещены разумом. Однако современная лютеранская наука нашла в Лютере иную реальность. Лютер скорее стремится разделить веру и разум, чтобы уважать отдельные области знания, которые каждая понимает. Бернхард Лозе, например, продемонстрировал в своей классической работе «Fides Und Ratio», что Лютер в конечном итоге стремился соединить их вместе. Совсем недавно было продемонстрировано, что работа Лютера по библейской критике подчеркивает необходимость внешней согласованности в правильном экзегетическом методе. Это означает, что для Лютера более важно, чтобы Библия была разумной в соответствии с реальностью за пределами Священных Писаний, чем чтобы Библия имела смысл для себя, чтобы она имела внутреннюю последовательность. Правильный инструмент для понимания мира за пределами Библии для Лютера - это не что иное, как Разум, который для Лютера обозначал науку, философию, историю и эмпирические наблюдения. Здесь представлена иная картина Лютера, который глубоко ценил веру и разум и поддерживал их диалектическое партнерство. Таким образом, стремление Лютера разделить их состоит в уважении их различных эпистемологических сфер.
Точка зрения, согласно которой вера лежит в основе всей рациональности, гласит, что рациональность зависит от веры в плане ее согласованности. С этой точки зрения невозможно полностью доказать, что мы действительно видим то, что мы видим, что то, что мы помним, действительно произошло или что законы логики и математики действительно реальны. Напротив, связность всех убеждений зависит от веры в наши чувства, память и разум, потому что основы рационализма не могут быть доказаны доказательствами или разумом. С рациональной точки зрения вы не можете доказать, что все, что вы видите, реально, но вы можете доказать, что вы сами реальны, и рационалистическая вера будет заключаться в том, что вы можете верить в то, что мир непротиворечив, пока что-то не продемонстрирует несоответствие. Это отличается от веры, основанной на вере, когда вы считаете, что ваше мировоззрение непротиворечиво, независимо от того, какие несоответствия мир имеет вашим убеждениям.
Согласно этой точке зрения, существует много убеждений, которые основываются только на вере, и что рациональное мышление заставит разум отвергнуть. Например, многие люди верят в библейскую историю о потопе Ноя: вся Земля была покрыта водой в течение сорока дней. Но возражал, что большинство растений не могут выжить, будучи покрытыми водой в течение такого периода времени, лодку такой величины нельзя было построить из дерева, и не было бы возможности для двух животных выжить на этом корабле и мигрировать обратно. место их происхождения. (например, пингвины).Хотя христианские апологеты предлагают ответы на те или иные вопросы, исходя из того, что таких ответов недостаточно, нужно выбирать между принятием истории на веру и отрицанием разума или отклонением истории по разуму и, таким образом, отказом от веры..
С рационалистической точки зрения остается возможность множественных рациональных объяснений. Например, рассматривая библейскую историю о потопе Ноя, человек, делающий рациональные определения вероятности событий, делает это путем интерпретации современных свидетельств. Два наблюдателя за этой историей могут дать разные правдоподобные объяснения жизни растений, конструкции лодки, видам, живущим в то время, и миграции после наводнения. Некоторые считают, что это означает, что человек не обязан выбирать между верой и разумом.
Американский библеист Арчибальд Томас Робертсон заявил, что греческое слово «пистис» используется для обозначения веры в Новом Завете (более двухсот сорока раз) и переводится как " уверенность »в Деяниях 17:31 (KJV) - это« старый глагол предоставлять, регулярно используемый Демосфеном для представления доказательств ». Точно так же Том Прайс (Оксфордский центр христианской апологетики) утверждает, что, когда Новый Завет говорит о вере положительно, он использует только слова, происходящие от греческого корня [histis], что означает «быть убежденным».
В отличие от веры. имея в виду слепое доверие, в отсутствие доказательств, даже в отсутствие доказательств, Алистер МакГрат цитирует оксфордского англиканского теолога Г.Х. Гриффит-Томаса (1861-1924), который утверждает, что вера «не слепа, но разумна. «и» начинается с убеждения разума, основанного на адекватных доказательствах... », что Макграт считает« хорошим и надежным определением, синтезирующим основные элементы характерного христианского понимания веры ».
Элвин Плантинга утверждает, что вера может быть результатом свидетельств, свидетельствующих о надежности источника утверждений истины, но, хотя это может включать и это, он считает веру результатом слышания истины Евангелия с внутренним убеждением Святого Духа двигаясь и позволяя ему быть верь. «Христианская вера производится в верующем под влиянием внутреннего побуждения Святого Духа, одобрения учения Писания, которое само по себе божественно вдохновлено Святым Духом. Результатом работы Святого Духа является вера».
Еврейский философ XIV века Леви бен Герсон пытался примирить веру и разум. Он писал: «Тора не может помешать нам считать истиной то, во что наш разум побуждает нас верить». Его современник Хасдай бен Авраам Крескас утверждал противоположное мнение, что разум слаб, а вера сильна, и что только через веру мы можем открыть основную истину о том, что Бог есть любовь, что только через веру мы можем вынести страдания. это общая участь избранного Божьего народа.
запутанность породила спекулятивное размышление о существовании нелокальной формы причинности, которая может связывать живые существа, независимо от их расстояние в пространстве.
Общая теория относительности Эйнштейна и преобразование Лоренца продемонстрировали, что время является зависимой переменной скорости. В частности, время идет со скоростью света. Существование состояния, в котором темп существует вне времени, породило серию метафизических речей о возможности жить вечно, вне времени и его временных границ.