Дегелленизация

редактировать
Папа Бенедикт XVI

Дегелленизация означает разочарование в формах греческой философии, возникших в эллинистический период и, в частности, отказ от использования разума. Этот термин впервые был использован в 2006 г. Папой Бенедиктом XVI в речи «Вера, разум и университет: воспоминания и размышления» для обозначения попыток отделить христианство от греческой философской мысли. Впоследствии этот термин занял видное место в книге Роберта Р. Рейли Закрытие мусульманского разума : как интеллектуальное самоубийство создало современный исламистский кризис, чтобы обозначить то, что Рейли охарактеризовал как « религия ислама, отделенная от разума и рациональности ». Степень и значение дегелленизации как в христианских, так и в исламских религиозных традициях продолжают широко обсуждаться.

Содержание

  • 1 Эллинизация
    • 1.1 Христианство
    • 1.2 Ислам
  • 2 Причины дегелленизации
    • 2.1 В Исламе
    • 2.2 В христианстве
  • 3 Источника
  • 4 Ссылки

Эллинизация

Эллинистический период начинается со смерти Александра Великого в 323 г. до н.э. и заканчивается возникновением Римской империи. Для определения дегелленизации, эллинистический период известен появлением ряда философских теорий, включая перипатетизм, эпикуреизм, пирронизм, Академический скептицизм, цинизм и стоицизм и другие. Основополагающим элементом, общим для всех этих школ мысли, является упор на человеческую рациональность и способность рассуждать.

Христианства

Папа Бенедикт XVI утверждает, что несколько ключевых идей христианской мысли раскрывают эллинизация христианства:

  1. По Папе, св. Видение Павла македонянина, умоляющего его отправиться в Македонию, чтобы помочь своему народу, в частности, предвещает необходимый брак библейской и греческой мысли.
  2. Чтобы продемонстрировать слияние идей В греческой и библейской мысли Папа ссылается на первый стих Евангелия от Иоанна : «В начале было слово». Здесь «Слово» переводится с греческого слова «логос» (λόγο), означающего не только «слово», но и «разум», поэтому этот стих можно перефразировать как «в начале был разум».
  3. Папа также указывает на концепцию волюнтаризма, предложенную францисканцем блаженным Иоанном Дунсом Скотом и развитую более поздними учеными в предположении, что мы можем познать Бога только через добровольное решение сделать это.

Последователи не хотели поддаваться попыткам эллинистических правителей принудить их к греческому идолопоклонству и обычаям, Папа утверждает, что они, тем не менее, смогли извлечь наиболее обогащающий элемент эллинистической мысли, а именно, что человек имеет не только способности, но и обязанность мыслить рационально.

Об исламе

Завоевание Персии и некоторых частей Средней Азии Александром Великим, начатое в 330 г. до н.э., сопровождалось широким распространением греческой культуры и мысли за пределы Средиземноморья. Хотя Персия в конечном итоге была отвоевана персами, эллинистическое влияние в этой области продолжалось.

Согласно Рейли, большая часть слияния исламской и греческой философии произошла между 660 и 750 годами нашей эры, когда династия Омейядов захватила Сасанидов ( Персидский) и византийские территории, которые были густо заселены греко-христианами и содержали множество эллинистических центров обучения. Первоначально привлеченные к греческой мысли в медицинских и математических целях, многие мусульмане начали исследовать другие аспекты эллинизма, в частности философию.

Причины дегелленизации

В исламе

Согласно Рейли, основной причиной дегелленизации ислама был рост секты ашаритов и упадок секты мутазила в девятом и десятом веках. Мутазалиты приняли веру в то, что человек должен быть свободным, потому что без свободы он не смог бы познать справедливость Бога. Следовательно, человек был свободен и был обязан интерпретировать священные тексты в контексте своего времени. Предположение мутазалитов о том, что Коран был создан, подразумевает, что он подчиняется разуму, что противоречит ортодоксальному убеждению, что Коран вечен.

Мутазалиты создали первую вдохновленную греками исламскую школу мысли, отстаивающую идеи разума и рациональной морали. Ашариты возникли как группа, прямо противоположная мутазалитам. Аш'ариты выступали против мутазалитов на нескольких уровнях. Они утверждали, что Коран был вечным с Аллахом, что сделало его неизменным и непреодолимым для человека. В то время как му'тазалиты считали, что Бог должен был разумно вознаграждать и наказывать, как он обещал, ашариты утверждали, что от Бога не требуется что-либо делать, поскольку такие требования обязательно должны ограничивать его. Ашариты настаивали на том, что нельзя подвергать сомнению любые очевидные несоответствия в Коране. Напротив, мутазалиты считали, что анализ этих несоответствий соответствует потребности человека в рассуждении: поскольку Бог не является интуитивным или физическим, мы должны обосновывать его существование.

При правлении халифа Джафара аль-Мутаваккиль (847–861), принятие доктрины мутазалитов стало преступлением, караемым смертью. Большинство произведений мутазалита было уничтожено, а книжным магазинам было приказано не продавать их работы. К 12 веку влияние мутазалитов было почти полностью искоренено в исламском обществе. Это подавление рационалистического мышления и возвышение ортодоксии ознаменовало общую дегелленизацию исламского общества.

В христианстве

Папа Бенедикт XVI предполагает, что дегелленизация христианства произошла из трех разные источники. Первый этап христианской дегелленизации можно отнести к Реформации шестнадцатого века. Реформаторы считали, что вера превратилась в простой элемент абстрактной философии и что религии необходимо вернуться к идее sola scriptura (только Священное Писание).

Второй этап произошел в девятнадцатого и двадцатого веков благодаря теологии Адольфа фон Гарнака. Гарнак выступал за то, чтобы сосредоточить внимание на простой жизни Иисуса Христа и, в частности, на его гуманитарном послании. По словам Гарнака, богословие и вера в божественное существо были историей науки, совершенно отдельной от современной причины гуманитарной помощи.

Последний этап, происходящий в настоящее время в двадцать первом веке, является продуктом современного культурного плюрализма. Культурный плюрализм побуждает другие культуры просто вернуться к простоте Нового Завета и отказаться от нее своей собственной культурой. Папа утверждает, что такой метод не может работать, потому что Новый Завет «был написан по-гречески и несет на себе отпечаток греческого духа».

Источники

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 11:40:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте