Средневековая философия - это философия, существовавшая в средние века, период, примерно простирающийся от падения Западной Римской империи в 5 веке до Возрождения в 15 веке. Средневековая философия, понимаемая как проект независимого философского исследования, зародилась в Багдаде в середине 8-го века и во Франции, в странствующем дворе Карла Великого, в последней четверти 8-го века. Это частично определяется процессом переоткрытия древней культуры, развитой в Греции и Риме в классический период, а частично - необходимостью решать теологические проблемы и интегрировать священное учение с светским образованием.
История средневековой философии традиционно делится на два основных периода: период на Латинском Западе после раннего средневековья до XII века, когда работы Аристотеля и Платона были заново открыты, переведены и изучены, и «золотой век». "XII, XIII и XIV веков на Латинском Западе, который стал свидетелем кульминации восстановления античной философии, наряду с приемом ее арабских комментаторов, а также значительными достижениями в области философии религии, логики и метафизики.
Средневековая эра была пренебрежительно оценена гуманистами эпохи Возрождения, которые видели в ней варварский «средний период» между классической эпохой греческой и римской культуры и возрождением или возрождением классической культуры. Современные историки считают средневековую эпоху эпохой философского развития, находящейся под сильным влиянием христианского богословия. Один из самых известных мыслителей того времени, Фома Аквинский, никогда не считал себя философом и критиковал философов за то, что они всегда «не соответствовали истинной и правильной мудрости».
В течение этого периода обсуждались следующие проблемы: отношение веры к разуму, существование и простота Бога, цель теологии и метафизики, а также проблемы знания, универсалий и индивидуации.
История западной философии |
---|
Афинская школа фрески на Рафаэле |
Западная философия |
|
|
Смотрите также |
|
Средневековая философия уделяет большое внимание богословию. За возможным исключением Авиценны и Аверроэса, средневековые мыслители вообще не считали себя философами: для них философами были древние языческие писатели, такие как Платон и Аристотель. Однако их богословие использовало методы и логические приемы древних философов для решения сложных богословских вопросов и пунктов доктрины. Фома Аквинский, вслед за Петром Дамианом, утверждал, что философия - служанка богословия ( ancilla theologiae). Несмотря на такой взгляд на философию как на слугу богословия, это не помешало средневековью разрабатывать оригинальные и новаторские философии на фоне своих теологических проектов. Например, такие мыслители, как Августин Гиппопотам и Фома Аквинский, сделали монументальные прорывы в философии темпоральности и метафизике соответственно.
Принципы, лежащие в основе всех работ средневековых философов:
Одной из самых обсуждаемых тем того периода была вера против разума. Авиценна и Аверроэс больше склонялись к разуму. Августин заявил, что он никогда не позволит своим философским исследованиям выйти за рамки авторитета Бога. Ансельм пытался защитить себя от того, что он считал отчасти посягательством на веру, используя подход, учитывающий как веру, так и разум. Августиновское решение проблемы веры / разума состоит в том, чтобы (1) верить, а затем (2) стремиться понять ( fides quaerens intellectum).
Границы раннего средневековья вызывают споры. Принято считать, что он начинается с Августина (354–430 гг.), Который строго принадлежит классическому периоду, и заканчивается устойчивым возрождением обучения в конце XI века, в начале периода высокого средневековья.
После распада Римской империи Западная Европа погрузилась в так называемые темные века. Монастыри были среди ограниченного числа центров формального академического обучения, что можно было предположить, что это результат правления святого Бенедикта в 525 году, который требовал от монахов читать Библию ежедневно, и его предложения, чтобы в начале Великий пост каждому монаху дать по книге. В более поздние периоды монахи использовались для обучения администраторов и церковников.
Раннехристианская мысль, особенно в святоотеческий период, имеет тенденцию быть интуитивной и мистической и меньше полагается на разум и логические аргументы. Он также уделяет больше внимания иногда мистическим доктринам Платона и меньше систематическому мышлению Аристотеля. Многие работы Аристотеля в этот период были неизвестны на Западе. Ученые опирались на переводы по Боэции на латынь Аристотель Категории, логическую работу по интерпретации, и его латинскому перевод Порфирия Исагогика, комментарий Аристотеля Категории.
Два римских философа оказали большое влияние на развитие средневековой философии: Августин и Боэций. Августин считается величайшим из отцов церкви. Он прежде всего теолог и религиозный писатель, но большая часть его сочинений носит философский характер. Его темы - истина, Бог, человеческая душа, смысл истории, состояние, грех и спасение. На протяжении более тысячи лет едва ли существовало латинское богословское или философское сочинение, которое не цитировало бы его сочинения или не ссылалось бы на его авторитет. Некоторые из его произведений оказали влияние на развитие философии раннего Нового времени, такой как философия Декарта. Аниций Манлий Северин Боэций (480–524 гг.) Был христианским философом, родившимся в Риме в древней и влиятельной семье. Он стал консулом в 510 году в королевстве остготов. Также было заметно его влияние на раннесредневековый период (настолько сильный, что его иногда называют боэтийским периодом). Он намеревался перевести все работы Аристотеля и Платона с греческого оригинала на латынь, а также перевел многие логические работы Аристотеля, такие как « Об интерпретации» и « Категории». Он писал комментарии на этих работах, а также на Исагогика по Порфирия (комментарий к категории). Это поставило проблему универсалий в средневековый мир.
Первое значительное обновление образования на Западе произошло, когда Карл Великий по совету Кандидуса, Петра Пизанского и Алкуина Йоркского привлек ученых Англии и Ирландии и по императорскому указу в 787 году нашей эры основал школы в каждом аббатстве своей империи. Эти школы, от которых произошло название схоластики, стали центрами средневековой науки.
Аббо ФлериИоганн Скот Эриугена (ок. 815 - 877), преемник Алкуина Йоркского на посту главы Дворцовой школы, был ирландским теологом и философом- неоплатоником. Он примечателен тем, что переводил и комментировал работы Псевдо-Дионисия, которые, как первоначально думали, принадлежат к апостольской эпохе. Примерно в этот период возникло несколько доктринальных споров, таких как вопрос о том, предопределил ли Бог одних для спасения, а некоторых - для проклятия. Эриугена была вызвана, чтобы разрешить этот спор. В то же время, Пасхазий Радберт поднял важный вопрос о реальном присутствии в Христа в Евхаристии. Является ли хозяин тем же самым, что и историческое тело Христа? Как он может присутствовать во многих местах и много раз? Радбертус утверждал, что настоящее тело Христа присутствует, скрытое видом хлеба и вина, и присутствует повсюду и во все времена посредством непостижимой силы Бога.
В этот период также произошло возрождение науки. В Флери, Theodulphus, епископ Орлеанский, создана школа для молодых дворян рекомендуется там Карле. К середине девятого века его библиотека была одной из самых обширных из когда-либо существовавших на Западе, и такие ученые, как Люпус Феррьерский (ум. 862), приезжали туда, чтобы ознакомиться с ее текстами. Позже, при св. Аббоне Флери (аббат 988–1004), главе реформированной школы аббатства, Флери пережил второй золотой век.
Ремигиус Осерский в начале X века написал глоссы или комментарии к классическим текстам Доната, Присциана, Боэция и Мартиана Капеллы. За каролингским периодом последовал небольшой темный век, за которым последовало устойчивое возрождение образования в одиннадцатом веке, которое во многом было связано с переоткрытием греческой мысли из арабских переводов и мусульманскими вкладами, такими как « О душе» Авиценны.
Период с середины XI до середины XIV века известен как «высокий средневековье» или «схоластический» период. Принято считать, что начать с святого Ансельма Кентерберийского (1033–1109), итальянского философа, теолога и церковного чиновника, известного как создатель онтологического аргумента в пользу существования Бога.
Платон, Сенека и Аристотель из религиозных и философских сочинений, ок. 133013 - начало 14 вв. Принято считать периодом пика схоластики. Начало 13 века стало апогеем возрождения греческой философии. Школы перевода выросли в Италии и Сицилии, а затем и в остальной Европе. Такие ученые, как Аделард из Бата, путешествовали по Сицилии и арабскому миру, переводя работы по астрономии и математике, включая первый полный перевод «Элементов» Евклида. Могущественные норманнские короли собирали в свои дворы знатных людей из Италии и других областей в знак своего престижа. Переводы и издания греческих философских текстов, выполненные Вильгельмом Мербеке в середине XIII века, помогли сформировать более ясную картину греческой философии, и в частности Аристотеля, по сравнению с арабскими версиями, на которые они опирались ранее. исказил или затемнил отношения между платоновскими и аристотелевскими системами философии. Его работа легла в основу последующих комментариев.
В университетах разработаны в крупных городах Европа в этот период, и соперник конторские заказы внутри церкви начали битву за политический и интеллектуальный контроль над этими центрами образовательной жизни. Двумя основными орденами, основанными в этот период, были францисканцы и доминиканцы. Францисканцы были основаны Франциском Ассизским в 1209 году. Их лидером в середине века был Бонавентура, традиционалист, защищавший теологию Августина и философию Платона, соединив лишь небольшую часть Аристотеля с элементами неоплатонизма. Вслед за Ансельмом Бонавентура предположил, что разум может открывать истину только тогда, когда философия освещается религиозной верой. Другими важными францисканскими писателями были Дунс Скот, Питер Ориоль и Уильям Оккам.
Фома АквинскийНапротив, доминиканский орден, основанный святым Домиником в 1215 году, уделял больше внимания использованию разума и широко использовал новые аристотелевские источники, пришедшие с Востока и мавританской Испании. Величайшими представителями доминиканского мышления в этот период были Альберт Великий и (особенно) Фома Аквинский, чей искусный синтез греческого рационализма и христианской доктрины в конечном итоге стал определяющим для католической философии. Аквинский уделял больше внимания разуму и аргументации и был одним из первых, кто использовал новый перевод метафизических и эпистемологических сочинений Аристотеля. Это было значительным отходом от неоплатонического и августинистского мышления, которое доминировало в большей части ранней схоластики. Фома Аквинский показал, как можно было включить большую часть философии Аристотеля, не впадая в «ошибки» комментатора Аверроэса.
В начале 20 века историк и философ Мартин Грабманн был первым ученым, который разработал контуры продолжающегося развития мысли в схоластике и увидел в Фоме Аквинском ответ и развитие мысли, а не единое, связное и возникшее. органическое целое. Хотя работы Грабмана на немецком языке многочисленны, только Фома Аквинский (1928) доступен на английском языке. Однако мысль Грабмана сыграла важную роль во всем современном понимании схоластики и ключевой роли Аквинского.
Все основные отрасли философии сегодня были частью средневековой философии. Средневековая философия также включала большинство областей, первоначально установленных языческими философами древности, в частности Аристотелем. Тем не менее, дисциплина, которая сейчас называется философией религии, была, как предполагается, уникальным развитием средневековой эпохи, и многие из проблем, которые определяют этот предмет, впервые оформились в средние века в формах, которые все еще узнаваемы сегодня.
Средневековая философия характерна для богословия. В этот период обсуждались следующие темы:
После «повторного открытия» метафизики Аристотеля в середине XII века многие схоласты написали комментарии к этой работе (в частности, Аквинский и Скот ). Универсалия была одной из главных проблем, занятых в течение этого периода. Другие предметы включали:
В натурфилософии и философии науки на средневековых философов в основном повлиял Аристотель. Однако, начиная с четырнадцатого века, все более широкое использование математических рассуждений в натурфилософии подготовило почву для подъема науки в период раннего Нового времени. Более математические методы рассуждения Уильяма Хейтсбери и Уильяма Оккама указывают на эту тенденцию. Другими авторами натурфилософии являются Альберт Саксонский, Джон Буридан и Николай Отрекурский. См. Также статью о тезисе о непрерывности, гипотезе об отсутствии радикального разрыва между интеллектуальным развитием Средневековья и развитием эпохи Возрождения и раннего Нового времени.
Великий историк логики И. М. Боченский считал Средние века одним из трех великих периодов в истории логики. Со времен Абеляра до середины четырнадцатого века схоластические писатели в значительной степени усовершенствовали и развили аристотелевскую логику. В более ранний период, такие писатели, как Питер Абеляр написал комментарии к произведениям старой логики (Аристотеля Категории, на интерпретации, и Исагогика из Порфирия ). Позже возникли новые отделы логического исследования, были разработаны новые логические и семантические понятия. О логическом развитии Средневековья см. Статьи о insolubilia, обязательствах, свойствах терминов, силлогизме и софизмах. Среди других великих авторов средневековой логики - Альберт Саксонский, Джон Буридан, Джон Виклиф, Павел Венецианский, Петр Испанский, Ричард Килвингтон, Уолтер Берли, Уильям Хейтсбери и Уильям Оккам.
Средневековая философия разума основана на « Де Анима» Аристотеля, другом произведении, обнаруженном на латинском Западе в двенадцатом веке. Это считалось отраслью философии природы. Некоторые из тем, обсуждаемых в этой области, включают:
Писатели в этой области включают святого Августина, Дунса Скота, Николая Отрекура, Фому Аквинского и Вильгельма Оккама.
Писатели в этой области включают Ансельма, Августина, Петра Абеляра, Скота, Петра Испанского, Фомы Аквинского и Оккама. К авторам политической теории относятся Данте, Джон Виклиф и Уильям Оккам.