Старый ишув

редактировать

Старый ишув (иврит : היישוב הישן, haYishuv haYashan) были Еврейские общины южных сирийских провинций в Османский период, до начала сионистской алии и консолидации Нового ишува к концу Первой мировой войны. В отличие от более поздней сионистской алии и Нового ишува, который начался с Первой алии (1882 г.) и был больше основан на социалистической и / или светская идеология, делающая упор на труд и самодостаточность, многие евреи Старого ишува, члены которого постоянно проживали или приехали в Эрец-Исраэль в предыдущие века, были в основном религиозными евреями, которые зависели от внешних пожертвования (Halukka ) на финансовую поддержку.

Старый ишув возник после периода резкого упадка еврейских общин Южного Леванта в течение раннего средневековья и состоял из трех кластеров. Самая старая группа состояла из ладино -говорящих сефардских еврейских общин в Галилее, которые поселились в Османской Палестине в конце мамлюкского и раннего османского периодов и Арабоязычные общины, которые жили здесь еще до прихода ислама и были арабизированы в культурно-лингвистическом отношении. Вторая группа состояла из евреев-ашкенази-хасидов, эмигрировавших из Европы в 18 - начале 19 веков. Третья волна состояла из членов ишува, прибывших в конце 19 века. Таким образом, Старый ишув был разделен на две независимые общины - сефарды (включая Мустаарабим), в основном состоящие из остатков еврейских общин Галилеи и четырех еврейских священных городов, которые процветали в XVI и XVII веках; и ашкенази, иммиграция которых из Европы происходила в основном с 18 века.

Термин «старый ишув» был придуман членами «нового ишува » в конце 19 века, чтобы различать сами из экономически зависимых и в целом более ранних еврейских общин, которые в основном проживали в четырех священных городах иудаизма и, в отличие от Нового ишува, не поддерживали землевладение и сельское хозяйство. Помимо центров Старого ишува в четырех священных городах иудаизма, а именно Иерусалим, Хеврон, Тверия и Цфат, также более мелкие общины существовали в Яффо, Хайфе, Пекиине, Акко, Наблусе и Шфараме. Петах-Тиква, хотя и была основана в 1878 году Старым ишувом, тем не менее была поддержана прибывшими сионистами. Ришон ле-Цион, первое поселение, основанное Ховевей Цион в 1882 году, можно считать истинным началом Нового ишува.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 История
    • 2.1 Возрождение
    • 2.2 Рабби Иегуда хе-Хасид
    • 2.3 Хасиды и Перушим
    • 2.4 Правление Ибрагима-паши
    • 2.5 Восстановление османского правления
  • 3 Экономика
    • 3.1 Халукка
    • 3.2 Экспорт этрога
    • 3.3 Сельскохозяйственное поселение
    • 3.4 Продукты питания
  • 4 См. Также
  • 5 Список литературы
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
История вопроса

Хотя после иудео-римских войн в Галилее продолжал существовать оживленный еврейский центр, его значение уменьшилось с усилением византийских преследований и отменой синедриона в начале 5 века. Еврейские общины южного Леванта под византийским правлением пришли в окончательный упадок в начале 7 века. и с восстанием евреев против Ираклия и завоеванием мусульманами Сирии численность еврейского населения сильно уменьшилась. В раннем средневековье еврейские общины южного Билад аш-Шама (Южная Сирия), жившие под защитой мусульман, были рассредоточены по ключевым городам военных округов Джунд Филастин и Джунд аль-Урдунн, с несколькими бедными еврейскими деревнями, существующими в Галилее и Иудее. Несмотря на временное возрождение, гражданские войны между арабами и мусульманами в 8-м и 9-м веках изгнали многих немусульман из страны без каких-либо свидетельств массовых обращений, за исключением самаритян.

периода крестоносцев ознаменовался самым серьезным упадком, продолжавшимся до 12 века. Маймонид путешествовал из Испании в Марокко и Египет и останавливался на Святой Земле, вероятно, где-то между 1165 и 1167 годами, прежде чем поселиться в Египет. Затем он стал личным врачом Саладина, сопровождая его во время его военных кампаний против Иерусалимского королевства. После поражения крестоносцев и завоевания Иерусалима он призвал Саладина разрешить переселение евреев в город, и несколько сотен представителей давно существующей еврейской общины Ашкелона были переселены. Иерусалим. Небольшие еврейские общины в то время существовали также в Газе и в заброшенных деревнях по всей верхней и нижней Галилее.

иммиграция группы из 300 евреев, возглавляемых тосафистами из Англии и Франции в 1211 году очень тяжело боролись по прибытии в Эрец-Исраэль, поскольку у них не было финансовой поддержки и никаких перспектив зарабатывать на жизнь. Подавляющее большинство поселенцев было уничтожено крестоносцами, прибывшими в 1219 году, а немногим оставшимся в живых было разрешено жить только в Акко. Их потомки смешались с исконными еврейскими жителями, которых называли Мустарабимами или Магрибимами, но точнее Машриками (Муришкесы).

период мамлюков ( 1260-1517) увидел рост еврейского населения, особенно в Галилее, но эпидемия черной смерти сократила демографию страны как минимум на треть. В 1260 году раввин Йехиэль из Парижа прибыл в Эрец-Исраэль, в то время входившую в империю мамлюков, вместе со своим сыном и большой группой последователей, поселившись в Акко. Там он основал Талмудическую академию Мидраш гаГадол д'Парис. Считается, что он умер там между 1265 и 1268 годами и похоронен недалеко от Хайфы, на горе Кармель. Нахманид прибыл в 1267 году и также поселился в Акко.

В 1488 году, когда раввин Овадия из Бертиноро прибыл в сирийские владения мамлюков. и регулярно отправлял письма своему отцу в Италию, многие в диаспоре пришли к выводу, что жить в сирийских мамлюках возможно.

История

Возрождение

В 1492 году и снова в 1498 году, когда сефардские евреи были изгнаны из Испании и Португалия соответственно, некоторые восприняли это как призыв с небес мигрировать в Эрец-Исраэль, который позже перешел из рук в руки мамлюков и османов. Дон Джозеф Наси при финансовой поддержке и влияние его тети, Доньи Грасия Мендес, преуспело в заселении Тверии и Цфата в 1561 году сефардскими евреями, многие из которых были бывшими Анусим. К концу 16 века Цфат стал центром каббалы, населенным важными раввинами и учеными. Среди них были раввины Яков би Рав, Моисей бен Иаков Кордоверо, Йосеф Каро, Авраам бен Элиэзер Галеви и Исаак Лурия.. В то время в Иерусалиме существовала небольшая община, которую возглавлял раввин Леви ибн Хавив, также известный как Махралбах. В 1620 году из Праги прибыл раввин Иешай Горовиц, Шела Хакадош.

Галилея, ставшая важнейшим еврейским центром, просуществовала недолго. К началу 17 века друзы Маан инициировали борьбу за власть, которая привела к серьезной нестабильности в Горном Ливане и Галилее, разрушив еврейские общины. Экономические сдвиги также привели к негативному демографическому движению, и еврейское население Галилеи сильно сократилось. Наконец, в 1660 году друзы-военачальники положили в руины города Тверия и Цфат, а оставшиеся евреи бежали до Иерусалима. Хотя евреи вернулись в Цфат в 1662 году, он стал центром османского Санджака Цфата, где большинство населения составляют мусульмане.

раввин Иегуда хе-хасид

В 1700 году группа из более чем 1500 ашкенази евреев совершила алию и поселилась в Иерусалиме. В то время еврейское население Старого города составляло преимущественно сефарды : 200 евреев-ашкенази по сравнению с сефардской общиной в 1000 человек. Эти иммигранты-ашкенази прислушались к призыву раввина Иегуды хе-Хасида, Маггида из Шедлица, Польши, который ходил из города в город, защищая возвращение в Эрец-Исраэль, чтобы выкупить свою землю.

Почти треть группы умерла от лишений и болезней во время долгого путешествия. По прибытии в Святую Землю они немедленно отправились в Иерусалим. Через несколько дней умер их лидер, раввин Иегуда хе-Хасид. Они заняли деньги у местных арабов на строительство синагоги, но вскоре у них закончились средства, и они заняли больше денег под очень высокие проценты (оспаривается). В 1720 году, когда они не смогли выплатить свои долги, арабские кредиторы ворвались в синагогу, подожгли ее и разрушили их дома. Евреи бежали из города, и в течение следующего столетия любой еврей, одетый в ашкеназскую одежду, становился целью нападения. Некоторые из оставшихся евреев-ашкенази стали одеваться как евреи-сефарды. Одним из известных примеров является раввин Авраам Гершон из Китова.

хасидов и перушим

В 18 веке группы хасидов и перушим поселились в Эрец-Исраэль., Османская Южная Сирия в то время. В 1764 году рабби Нахман из Городенка, ученик и мечутан из Баал Шем Тов поселился в Тверии. Согласно «Алиосу в Эрец Исраэль», он уже находился в Южной Сирии в 1750 году.

В 1777 году хасидские лидеры раввин Менахем Мендель из Витебска и раввин Авраам из Калиски, ученики Маггида Межеричского поселились в этой местности. Митнагдим начали прибывать в 1780 году. Большинство из них поселились в Цфате или Тверии, но некоторые основали еврейскую общину ашкенази в Иерусалиме, восстанавливая руины Хурват Иегуда Хе-Хасид ( разрушенная синагога Иудеи Хе-Хасид).

Начиная с 1830 года, около двадцати учеников Хасама Софера (Моисея Шрайбера) поселились в Южной Сирии, почти все они в Иерусалиме.

Правление Ибрагима-паши

Еврейские рабочие в Керем Авраам районе Иерусалима в середине XIX века

С 1831 по 1840 год Сирия находилась под властью египетского наместника Египта Мухаммеда Али и его сына Ибрагима Паши, которые фактически распространил египетское господство на Дамаск, вытеснив османов на север. На протяжении этого периода ряд событий сильно нарушил демографический состав страны, став ареной для сирийских крестьянских восстаний 1834 года и восстания друзов 1838 года, которые оказали большое влияние на Старый ишув. Самый большой ущерб, нанесенный жизнями и имуществом, был нанесен еврейским общинам Цфата и Хеврона. Кроме того, Галилейское землетрясение 1837 года разрушило Цфат, убило тысячи его жителей и способствовало восстановлению Иерусалима как главного центра Старого Ишува.

В целом терпимый по отношению к меньшинствам, Ибрагим-паша продвигал еврейские и христианские общины Южной Сирии, но в целом его бурный период правления считается, вероятно, худшим этапом для развития Старого ишува..

Восстановленное османское правление

Похороны раввина, Иерусалим, 1903 г.

С восстановлением османского правления в 1840 году при вмешательстве Великобритании и Франции, в регионе начался серьезный рост населения. увеличившись с 250 000 в 1840 году до 600 000 к концу 19 века. Хотя большая часть прироста была мусульманской, еврейская община постепенно росла.

В конце 19 века был основан ряд новых еврейских общин, в том числе Мишкенот Шаананим, построенный британским еврейским банкиром и филантропом сэром Мозесом Монтефиоре в 1860 г. в качестве богадельни, оплаченной имением американского еврейского бизнесмена из Нового Орлеана, Иуды Туро ; и Петах-Тиква, основанная в 1878 году.

Экономика

Халукка

Многие религиозные евреи, иммигрировавшие в Старый Ишув в то время, были пожилыми людьми и иммигрировали, чтобы умереть в Святая земля, тогда как большинство ортодоксальных евреев Старого ишува веками жили в четырех священных городах - Цфате, Хевроне, Иерусалиме и Тверии. Эти искренне религиозные евреи были преданы молитвам и изучению Торы, Талмуда или Каббалы и, соответственно, не имели независимого источника существования. Поскольку эти евреи выполнили талмудическую заповедь Бога о том, что еврейский народ должен жить в земле Эрец-Исраэль, чтобы спровоцировать приход Мессии, и, частично, как они молились за благополучие еврейской диаспоры (евреев, которые живут за пределами Эрец-Исраэль)) в результате была создана всемирная система поддержки общин; или система еврейской благотворительности, называемая Халукка (букв. «раздача»). Благодаря живому еврейскому населению в Эрец-Исраэль, религиозные евреи Старого ишува помогли диаспоре поддерживать более сильную и глубокую связь со своими корнями и укрепили общую диаспору, а также еврейскую идентичность. Взамен диаспора оказывала общинам финансовую поддержку, которая была экономической поддержкой жителей Старого Ишува. Евреи в диаспоре соблюдали еврейские религиозные традиции мицв (добрые дела) и цдака («благотворительность» или «справедливость»).

Многие из прибывших были известными учеными Торы, чьи общины считали за честь быть представленными в Эрец-Исраэль и регулярно присылали им маамодос (стипендии). Сеть kollel, которая была создана много лет назад в еврейских общинах по всему миру, чтобы оказывать финансовую и благотворительную помощь друг другу, находясь под гражданской властью и опекой иностранных правительств стран, в которых жили евреи, также способствовал использованию благотворительности халукка и позволял религиозным евреям изучать Тору, не зарабатывая себе на жизнь трудом. Деньги для этой цели собирались в еврейских общинах по всему миру для распределения между различными коллелимами, которые были основаны (по странам или общинам происхождения) в Старом ишуве, особенно в Иерусалиме. С тринадцатого до начала XX века еврейские общины, жившие в Старом ишуве, отправляли странствующих эмиссаров (шлихим или мешуллахим), чтобы собрать деньги в диаспоре для пропитания. Собранные ими средства были известны как халуках, также пишется халукка, и были собраны по всему миру этими посланниками религиозной общины, которые впоследствии помогли в переводе средств диаспоры в Эрец-Исраэль под более широким зонтиком социальная и финансовая помощь.

Система халукка, которая пропагандировала зависимость от благотворительности, в последующие годы подверглась резкой критике как неэффективная. Особенно в то время, когда в Европе зародился сионизм (1830–1880-е годы) и усилились еврейские идеалы, направленные на повышение производительности среди существующей еврейской общины Старого ишува, а также для самих себя. В этот период произошел сдвиг от традиционных форм благотворительности к усилиям «самопомощи» и продуктивности.

Экспорт этрогов

Экспорт этрогов, выращиваемых в Эрец-Исраэль, был также источник дохода для старого ишува. Это предшествовало идее Ховевей Цион о возвращении к земле и еврейскому земледелию, до которой цитроны для использования в праздник Суккот выращивались исключительно арабскими крестьянами, а затем продавались евреями.. Согласно Джейкобу Сапфиру, производство этрогов было монополизировано сефардскими коллелами еще до 1835 года. Они заключили контракт с арабскими производителями Умм аль-Фахм на все свое потомство Балады цитрон. В 1840-х годах они также сыграли важную роль в внедрении греческого цитрона, который уже выращивался на еврейских фермах. В 1870-х годах сефарды перешли на греческую разновидность, и партнеры Salant ашкенази переняли бизнес Балади. Через некоторое время разгорелся спор относительно его статуса Кашрут. Раввин Хаим Элозор Вакс, президент Купат Раввин Меир Баал Ханес Коллель Полен из Варшавы, сыграл важную роль в том, чтобы выращенные в Израиле этрогимы продавались в еврейских общинах ашкенази Европы. Он посадил тысячи деревьев в подаренном саду недалеко от Тверии, а вырученные средства передал Варшавскому Коллелю.

Сельскохозяйственное поселение

Как правило, Старый ишув не участвовал в создании сельскохозяйственных сообществ, которые всерьез начали иммигранты, прибывшие из Восточной Европы в 1870-х и 1880-х годах, в основном связанные с Hovevei Zion. С этой целью члены Ховевей Цион, в том числе филантроп Исаак Лейб Голдберг, купили землю у правительства Османской империи и местных жителей. Хотя раньше была некоторая поддержка религиозных евреев в Европе, таких как раввин Цви Хирш Калишер из Торн, который опубликовал свои взгляды в Дришат Цион, Ховевей Цион столкнулся с серьезным сопротивлением со стороны религиозного сообщества. которые, например, настаивали на принятии древних и неэффективных библейских правил ведения сельского хозяйства.

Еда

В еврейских общинах Старого Ишува хлеб пекли дома. Люди покупали муку оптом или брали собственную пшеницу, чтобы превратить ее в муку для выпечки хлеба в кирпичных или глиняных печах. В середине 19 века были открыты небольшие коммерческие пекарни. Пшеничная мука использовалась для изготовления халы и печенья, обычного хлеба и кулинарии. Из-за его редкости из высушенного хлеба делали пудинг, известный как бойос-де-пан.

Молоко обычно предназначались для беременных или больных. Миндальное молоко часто использовалось как заменитель. Лабне или простокваша иногда покупалась у арабских крестьян. Сефарды хранили мягкий сыр в банках с соленой водой, чтобы сохранить его.

В 1870-х годах мясо было редкостью и его ели на субботу и праздники, но оно стало более доступным для конец 19 века; однако курица оставалась предметом роскоши. Мясо было в основном говядиной, но ели коз и ягненка, особенно весной. Использовались почти все части животного.

Свежая рыба была редкой и дорогой пищей в Иерусалиме, особенно зимой. Соленую треску вымачивали, а затем готовили как в будние дни, так и в субботу. Сефарды также предпочитали рыбу под названием гратто и сардины. Еще одна рыба, которая была доступна, была бури (серая кефаль.

. Даже до конца XIX века и ашкенази, и сефарды в Иерусалиме хранили большие количества продуктов на зиму. В сефардских семьях это были рис, мука и т. чечевица, фасоль, оливки и сыр. Ашкенази хранили вино, спиртные напитки, оливки, кунжутное масло и пшеницу. В конце лета большие количества яиц были упакованы в гашеную известь на зиму. Большинство сефардских и Семьи ашкенази также покупали большое количество винограда для производства вина. Оливки также мариновались, и сефарды тоже мариновали баклажаны.

См. Также
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 10:06:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте