История евреев в Зимбабве

редактировать
Местоположение Зимбабве в Африке
Зимбабвийские евреи
Общая численность населения
120
Языки
английский, иврит, идиш
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
южноафриканские евреи

История евреев в Зимбабве насчитывает более одного столетия. Современный Зимбабве раньше назывался Южная Родезия, а позже - Родезия.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Лемба
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
История

В 19 веке евреи-ашкенази из России и Литвы поселился в Родезии после того, как этот район был колонизирован британцами, и стал активным в торговой индустрии. В 1894 г. в шатре Булавайо была основана первая синагога. Вторая община возникла в Солсбери (позже переименована в Хараре ) в 1895 году. Третья община была основана в Гвело в 1901 году. К 1900 году в Родезии проживало около 400 евреев.

В 1930-е годы несколько евреев-сефардов прибыли в Родезию с Родоса и в основном поселились в Солсбери. За этим последовала еще одна волна в 1960-х, когда евреи бежали из Бельгийского Конго. Синагога сефардской еврейской общины была основана в Солсбери в 1950-х.

В конце 1930-х немецкие евреи, спасаясь от нацистских преследований, поселились в колонии. В 1943 году были созданы Родезийский сионистский совет и Родезийский еврейский совет депутатов, которые позже были переименованы в Центральноафриканский сионистский совет и Центральноафриканский совет еврейских депутатов в 1946 году. После Второй мировой войны еврейские иммигранты прибыли из Южная Африка и Соединенное Королевство. К 1961 году еврейское население достигло пика в 7060 человек.

В первой половине 20-го века родезийские евреи быстро ассимилировались с родезийским обществом, а процент смешанных браков был высоким. Рой Веленский, второй и последний премьер-министр Федерации Родезии и Ньясаленда, был сыном литовского еврея отца и африканера мать. К 1957 году каждый седьмой брак в Родезии заключался между евреем и неевреем.

Помимо Родезийского сионистского совета и Родезийского еврейского совета депутатов, еврейская община создала институты, призванные служить и укреплять общину. в том числе две еврейские дневные школы (одна в Хараре под названием школа Шарон и одна в Булавайо под названием школа Кармель), общинные центры, еврейские кладбища, сионистские молодежные движения, принадлежащие евреям спортивные клубы, дом престарелых Савьон в Булавайо и несколько женских организаций. Ряд евреев из сионистских молодежных движений эмигрировали в Израиль.

В 1965 году правительство белого меньшинства Южной Родезии во главе с премьер-министром Яном Смитом, в одностороннем порядке провозгласил независимость как Родезия в ответ на британские требования передать колонию правилу черного большинства. Затем Родезия подверглась международным санкциям, и организации черных националистов начали восстание, известное как Родезийская война Буша, которая длилась до 1979 года, когда правительство Родезии согласилось уладить отношения с черными националистами. К тому времени, когда в 1979 году закончилась Родезийская война Буша, большая часть еврейского населения страны эмигрировала вместе со многими другими белыми.

Некоторые евреи предпочли остаться, когда страна была переведена под власть черного большинства и переименована в Зимбабве в 1980 году. Однако эмиграция продолжалась, и к 1987 году осталось только 1200 евреев из первоначального населения, составлявшего около 7000 человек. Большинство родезийских евреев эмигрировали в Израиль или Южную Африку в поисках лучших экономических условий и перспектив еврейского брака. До конца 1990-х раввины проживали в Хараре и Булавайо, но уехали, поскольку экономика и община начали приходить в упадок. Сегодня здесь нет постоянного раввина.

В 1992 году президент Роберт Мугабе вызвал недовольство еврейской общины Зимбабве, заметив, что «[белые] коммерческие фермеры являются жестокосердные люди, можно подумать, что они евреи ".

В 2002 году, когда выживанию еврейской общины угрожали нехватка продовольствия и бедность в стране, мэр Ашкелона, город на юге Израиля, пригласил зимбабвийских евреев иммигрировать в Израиль и предложил помощь в поселении в Ашкелоне. Несколько зимбабвийских евреев приняли его предложение.

В 2003 г. сгорела синагога Булавайо, и небольшая община не восстановила здание. Молитвы обычно проводятся в Синайском зале или в Савьонской лодже в Булавайо. В Хараре у сефардской общины есть собственная синагога, а у ашкеназской общины есть отдельная синагога. Сегодня из-за небольшого числа прихожан молитвы чередуются в двух синагогах.

Сегодня около 120 евреев живут в Зимбабве, в основном в Хараре и Булавайо. В Квекве, Гверу и Кадома не осталось евреев. Две трети евреев Зимбабве старше 65 лет, и очень немногие из них - дети. Последняя бар-мицва состоялась в 2006 году.

Лемба

Лемба говорят на языках банту, на которых говорят их географические соседи и внешне похожи на них, но у них есть некоторые религиозные обычаи и верования, похожие на те, что в иудаизме и исламе, которые, как они утверждают, были переданы устной традицией. У них есть традиция древнего еврейского или южноаравийского происхождения по мужской линии. Генетический анализ Y-ДНК в 2000-х годах установил частично ближневосточное происхождение части мужского населения лемба. Более поздние исследования утверждают, что исследования ДНК не подтверждают утверждения об особом еврейском генетическом наследии.

См. Также
  • Портал иудаизма
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:02:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте