Лемба

редактировать

Лемба
Общая численность населения
50 000+ (оценка)
Регионы со значительной численностью населения
Зимбабве, Южная Африка (особенно Провинция Лимпопо ), Малави, Мозамбик
Языки
Ранее Каланга ; в настоящее время Венда и Шона
Религия
Синкретика : Иудаизм, Христианство, Ислам

40>Лемба, ва-Ремба или Мвенье - это банту этническая группа, коренная в Зимбабве и Южная Африка с небольшими, малоизвестными филиалами в Мозамбике и Малави. По данным Тюдора Парфита, профессора восточных и африканских исследований в Лондонском университете, в 2002 году их насчитывалось около 50 000 человек. Они говорят на языках банту, на которых говорят их географические соседи, и похожи на них физически, но у них есть некоторые религиозные обычаи и верования, аналогичные тем, что используются в иудаизме и исламе, которые они говорят, что были переданы устной традицией.

Название «Лемба» может происходить от чилемба, суахили слово для тюрбанов, которые носят некоторые народы банту, или оно может происходить от лемби, термин банту для «неафриканца» или «уважаемого иностранца». Магдель ле Ру говорит, что имя Ва Ремба можно перевести как «люди, которые отказываются» - вероятно, в контексте «не есть с другими» (по словам одного из ее собеседников). В Зимбабве и Южной Африке люди предпочитают имя Мвенье.

С конца двадцатого века в средствах массовой информации и в научных кругах наблюдается повышенное внимание к заявлению лемба о общем происхождении от Еврейский народ. Генетический анализ Y-ДНК в 2000-х годах установил частично ближневосточное происхождение части мужской популяции лемба. Более поздние исследования утверждают, что исследования ДНК не подтверждают заявления Лемба о том, что у них есть специфически еврейское генетическое наследие.

Содержание

  • 1 Религия
  • 2 Еврейские или арабские связи
  • 3 Традиции и культура лемба
    • 3.1 Священная нгома
  • 4 Тестирование ДНК
  • 5 Галахический статус евреев
  • 6 Синагога
  • 7 Представление в других СМИ
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Религия

Большинство лемба являются членами христианских церквей, некоторые мусульмане в Зимбабве. Эдит Брудер писала, что «с теологической точки зрения обычаи и ритуалы Лембы раскрывают религиозный плюрализм и взаимозависимость этих различных практик» и рассматривают принадлежность к этим религиям »в культурном, а не в религиозном плане. идентичность не мешает им объявлять себя евреями посредством религиозной практики и этнической идентификации ». Парфитт писал: «Те Лемба, которые считают себя этническими евреями, не находят противоречия в регулярном посещении христианской церкви. По большому счету, лемба, которые являются наиболее категоричными «евреями», часто имеют самые близкие христианские привязанности ».

Еврейские или арабские связи

Многие до-современные верования и обычаи лемба могут быть связаны с Иудаизм, а некоторые из них также являются общими для ислама. Эбрахим Муса писал, что «историки религии обнаружили у лемба определенные религиозные и культурные обычаи, которые безошибочно напоминают исламские ритуалы, и в их языке есть отражение арабского ". В период, когда евреи поселились в южной Аравии, они обращались в свою веру и привлекали новообращенных со всей и Северной Африки.

По словам Рудо Матхивы, лембы из Южной Африки, практики и верования, которые связаны с иудаизмом, включают следующее:

  • Они соблюдают Шаббат.
  • Они хвалят Нвали (божество) за то, что он заботится о лембе., и они идентифицируют себя как часть избранного народа.
  • Они учат своих детей уважать их матери и папы. (Это характерно для многих национальностей и религий.)
  • Они воздерживаются от употребления в пищу свиней и других животных, запрещенных Торой, и запрещают определенные сочетания разрешенных продуктов.
  • Они практикуют ритуальный убой животных и ритуальную подготовку мяса к употреблению, это скорее ближневосточная практика, чем обычная для африканских народов.
  • Они практикуют мужское обрезание ; согласно работе Юнода в 1927 году, окружающие племена считали лемба мастерами и создателями этого искусства.
  • С конца 20 века и из-за повышенного внимания к их возможному еврейскому происхождению они поместили Звезда Давида на своих надгробиях.
  • Лемба не приветствует женитьбу на не-Лембе.

Согласно Магдель ле Ру, у лемба есть обряд жертвоприношения, называемый «Песах», который кажется похожим на еврейский Песах или Песах.

Некоторые из этих обычаев и традиций не являются исключительно еврейскими; они характерны для мусульман Ближнего Востока и Африки, а также для других африканских племен и других неафриканских народов. В конце 1930-х годов У. Д. Хаммонд-Тук написал книгу, в которой выявляет практики лемба, сходные с мусульманскими: например, их эндогамные брачные практики также распространены среди мусульман (и многих других культур и этнических групп)., как и определенные диетические ограничения. Вместе с тем, сходство между многими названиями кланов Лемба и известными арабскими и семитскими словами; Например, Садики, Хасане, Хамиси, Хаджи, Бакери, Шарифо и Саиди, Хаммонд-Тук пришел к выводу, что лемба произошли, по крайней мере частично, от мусульманских арабов.

В конце 20 века британский ученый Тюдор Парфит, эксперт по маргинальным еврейским группам, стал участвовать в исследовании утверждений Лембы. Он помог проследить происхождение их предков до Сенны, древнего города, который, по их мнению, находился на Аравийском полуострове в современном Йемене. В интервью, которое было показано на NOVA в 2000 году, Парфитт сказал, что он был поражен тем, что лемба поддерживает ритуалы, которые казались еврейскими и / или семитскими :

Другим моментом было чрезвычайное значение, которое они придали при ритуальном заклании животных, что совсем не в Африке. Конечно, это ислам, а также иудаизм, но он определенно с Ближнего Востока, а не африканский. И то, что каждому парню был дан нож, которым он всю жизнь совершал свой ритуал и уносил в могилу. Мне это показалось удивительно, ощутимо семитским Ближним Востоком.

Традиции и культура лемба

Их мифы о происхождении обычно говорят о переселении с севера. Согласно традиции Лемба, их предками мужского пола были евреи, которые покинули Иудею около 2500 лет назад и поселились в месте под названием Сенна, которое находилось на Аравийский полуостров (современный Йемен). Много позже, согласно Рудо Матхиве, их устная история рассказывает, что они мигрировали в Северо-Восточную Африку (Эфиопия). После того, как эти предки вступили в брак с местными женщинами и обосновались в Африке, в какой-то момент племя разделилось на две группы: одна осталась в Эфиопии, а другая двинулась дальше на юг, вдоль восточного побережья.

Согласно Парфиту, опубликовавшему в 1993 году книгу о своих открытиях, Сенна, скорее всего, находился в Йемене, а именно в деревне Санав, которая расположена в самой восточной части. из Хадрамаут. Город был домом для еврейского населения с древних времен. С 1948 года и с момента основания Государства Израиль, а также после последующих войн количество евреев сократилось до нескольких сотен. В традиции Лемба Сена имеет полумифический статус священного города происхождения, и в результате он также является объектом надежд на их возможное возвращение.

Согласно устной традиции Лемба, их предки мужского пола мигрировали в Юго-Восточную Африку, чтобы получить золото.

. Лемба утверждает, что эта вторая группа обосновалась в Танзании и Кении, построив то, что назывался другой Сена, или «Сена II». Другие предположительно поселились в Малави, где их потомки проживают сегодня. Некоторые поселились в Мозамбике, в конце концов перебравшись в Зимбабве и Южную Африку. Они утверждают, что построили Великий Зимбабве, ныне сохранившийся как памятник. Кен Муфука, зимбабвийский археолог, считает, что Лемба или Венда могли внести свой вклад в этот архитектурный проект, но не считает, что они несут единоличную ответственность. Писатели Тюдор Парфит и Магдель ле Ру считают, что они, по крайней мере, помогли построить огромный город. (увидеть ниже). Но большинство ученых в этой области согласны с тем, что строительство вольера в Великом Зимбабве в значительной степени связано с предками шона, которые первыми вытеснили коренной народ сан из область. Такие работы были типичными для их исконных цивилизаций.

У лемба эндогамный образ брака, препятствующий браку с не-лемба. Эндогамия характерна для многих групп. Нормативный Ортодоксальный иудаизм сегодня признает только материнское происхождение как определяющее иудаизм от рождения. Родство по отцовской линии когда-то было нормой среди израильтян, и люди считались потомками одного из двенадцати сыновей Израиля.

Ограничения на смешанные браки с не-лемба делают почти невозможным для мужчины, не являющегося лемба, стать членом лемба. Мужчины-лемба, вступающие в брак с женщинами не-лемба, изгоняются из общества, если женщины не соглашаются жить в соответствии с традициями лемба. Женщина, выходящая замуж за мужчину-лемба, должна изучать и практиковать религию лемба, соблюдать диетические правила лемба и соблюдать другие обычаи лемба. Женщина не может приносить кухонное оборудование из своего предыдущего дома в дом мужчины Лемба. Вначале женщине, возможно, придется побрить голову. Их детей нужно воспитывать как Лемба. Если бы у лемба были еврейские предки, требование обривать голову могло восходить к ритуалам, которые были связаны с обращением первых женщин-лемба в иудаизм, что было бы способом, которым еврейские мужчины приобретали женщин для создания семей. Генетические данные мтДНК лемба (см. Ниже) не показали никакого происхождения от еврейских предков женского пола.

Согласно Туку, в XIX и начале XX веков лемба высоко ценились за их горные и металлообрабатывающие навыки окружающие племена, которые жили в регионе Зутпансберг в Южной Африке. В своей книге 1937 года он написал, что другие племена считают лемба чужаками. Согласно статьям, написанным в начале 1930-х годов, в 1920-х годах медицинские знания лембасов снискали им уважение среди племен в Южной Африке. Парфитт утверждает, что у колониальных европейцев были свои причины отличать одни племена от других как коренные для Африки, потому что это давало британцам право находиться на континенте, как и другим мигрантам. Современные данные по Y-ДНК подтверждают внеафриканское происхождение некоторых предков лемба по мужскому типу. В отличие от этого ведущий антрополог Зимбабве твердо относит их к африканским народам, игнорируя доказательства ДНК.

Священная нгома

Маленький барабан из Конго в Королевском музее Центральной Африки, Тервурен, Бельгия

Традиция Лембы повествует о священном предмете, нгома лунгунду или «гремящий барабан», который они принесли из места под названием Сена. Их устная история утверждает, что нгома была библейским Ковчегом Завета, созданным Моисеем. Парфитт, профессор SOAS Лондонского университета, в 2008 году написал книгу «Утраченный ковчег завета» о повторном открытии этого объекта. Его книга была адаптирована как телевизионный документальный фильм, который транслировался на History Channel, в котором прослеживается утверждение Лембы о том, что нгома лунунда был легендарным Ковчегом Завета. Следуя рассказам восьмого века о Ковчеге в Аравии, Парфитт обнаружил город-призрак под названием Сена в Хадрамаут, районе, населенном людьми, генетически связанными с Лемба.

Парфит предположил, что нгома была связана с Ковчегом Завета, утерянным из Иерусалима после разрушения города вавилонским царем Навуходоносором II в 587 г. до н. Э. Он говорит, что нгома является потомком Библейского Ковчега, предполагая, что Ковчег был отремонтирован, добавив в него больше материала, поскольку артефакт начал изнашиваться или что он был разрушен. Он говорит, что ковчег был перенесен в Африку его священниками-хранителями. В устной истории Лембы утверждалось, что Ковчег взорвался 700 лет назад, и что они восстановили Ковчег на его останках.

Парфитт обнаружил нгому в Хараре, Зимбабве музее в 2007 году. Последний раз его выставляли в 1949 году колониальные власти в Булавайо. Они отвезли его в Хараре для защиты во время борьбы за независимость, и позже он был потерян внутри музея. Радиоуглеродное датирование части артефакта показало, что ему 700 лет. Парфитт сказал, что, по его мнению, нгома был самым старым деревянным артефактом в Зимбабве. В феврале 2010 года «Лемба нгома лунгунду» была выставлена ​​в музее, наряду с празднованием как его истории, так и истории Лембы.

Парфитт говорит, что нгома / ковчег использовался в сражениях. Если он развалится, его отстроят заново. По его словам, нгома, возможно, была построена из остатков оригинального Ковчега. «Так что это ближайший потомок Ковчега, о котором мы знаем», - говорит Парфитт. «Многие люди говорят, что эта история надумана, но устные традиции Лембы подтверждены наукой», - сказал он. Нгома выставлялась в Зимбабвийском музее гуманитарных наук, но в 2008 году она исчезла и, как многие полагают, была украдена президентом Зимбабве Робертом Мугабе, потому что он хотел добавить ее в свою личную коллекцию. История Парфита и нгомы была обновлена ​​в 2014 году в документальном фильме ZDF «Тюдор Парфитт и затерянное племя Израиля»

Лемба считал нгому чрезвычайно священным и поэтому слишком священным, чтобы к нему прикасаться. Его переносили шесты, которые вставляли в кольца, прикрепленные к каждой стороне нгомы. Единственными членами племени, которым было разрешено приближаться к нему, были мужчины, принадлежавшие к его наследственному жрецу, потому что их обязанность была охранять его. Другой Лемба боялся, что если они когда-нибудь прикоснутся к нему, их «поразит огонь Божий», который вырвется из объекта. Лемба продолжают считать нгому священным Ковчегом.

Тестирование ДНК

Ранние генетические тесты подтвердили некоторые устные традиции лемба, которые утверждают, что их предки мужского пола произошли с Ближнего Востока. Генетическое исследование Y-ДНК, проведенное в 1996 году с участием 49 мужчин лемба, показало, что более 50% Y-хромосом лембы имеют семитское происхождение и не могут быть использованы для определения их родства с арабами или евреями.

Чтобы более конкретно определить происхождение народа лемба, Парфитт и другие разработали более крупное исследование, чтобы сравнить дополнительных субъектов лемба (для которых были зарегистрированы кланы) с мужчинами из Южной Аравии и Африка, а также ашкенази и евреи-сефарды. Они обнаружили значительное сходство между маркерами лемба и маркерами людей Ḥaramawt в Йемене. Они также узнали, что население Йемена появилось относительно недавно, поэтому у него не было общих предков с предками лемба.

Последующее исследование в 2000 году показало, что значительное число мужчин лемба несут определенный гаплотип Y-хромосома, известная как модальный гаплотип Коэна (CMH), а также гаплогруппа Y-ДНК гаплогруппа J, которая встречается среди некоторых Евреи, а также другие народы, проживающие на Ближнем Востоке и в Аравии. Генетические исследования не выявили вклада семитских женщин в генофонд лемба.

Среди евреев маркер CMH наиболее распространен среди коаним, или потомственных священников. Как говорится в устной традиции лемба, члены клана Буба «сыграли ведущую роль в выводе лемба из Израиля». Генетическое исследование показало, что 50% мужчин в клане Буба имели маркер Коэна, доля, которая выше, чем у общего еврейского населения. Совсем недавно Mendez et al. (2011) заметили, что умеренно высокая частота изученных образцов Lemba несут Y-ДНК гаплогруппы T, которая также считается имеющей ближневосточное происхождение. Носители Lemba T принадлежали исключительно к T1b, который встречается редко и не был обнаружен у коренных евреев ни Ближнего Востока, ни Северной Африки. Низкая частота T1b наблюдалась у евреев-ашкенази, а также в нескольких группах левантина.

Исследование, опубликованное в 2013 году в Южноафриканском медицинском журнале, изучало Вариации Y-хромосомы у двух групп лемба, южноафриканской и зимбабвийской (ремба). В нем сделан вывод: «Хотя невозможно однозначно проследить происхождение неафриканских Y-хромосом у Лемба и Ремба, это исследование не поддерживает более ранние утверждения об их еврейском генетическом наследии». Исследователь предположил существование «более сильной связи с населением Ближнего Востока, вероятно, в результате торговой деятельности в Индийском океане."

. В статье 2014 года, в которой анализировались более ранние исследования, в которых пытались проследить еврейское происхождение (не только лемба).) утверждает:

В заключение, в то время как наблюдаемое распределение подклассов гаплотипов в митохондриальных и нерекомбинантных геномах Y-хромосомы может быть сопоставимо с недавними событиями-основателями еврейских групп, таких как когенит, левит, ашкеназит, общий существенный полифилетизм, а также их систематическое появление в нееврейских группах подчеркивает отсутствие поддержки их использования в качестве маркеров еврейского происхождения или библейских сказок.

В публикации 2016 года Himla Soodyall и Дженнифер Г. Р. Кромберг заявляет, что:

Когда использовались группы крови и маркеры белка схватки, Lemba были неотличимы от соседей, среди которых они жили; то же самое верно и для митохондриальной ДНК. которые представляли вклад самок в их генофонд. Однако Y-хромосомы, представившие свою историю благодаря мужскому вкладу, показали связь с неафриканскими предками. При попытке выяснить наиболее вероятный географический регион происхождения неафриканских Y-хромосом в лембе лучшее, что можно было сделать, - это сузить его до ближневосточного региона. Хотя никаких доказательств расширенного CMH 11 не было обнаружено в исследовании с более высоким разрешением, CMH, однако, присутствовала в размере 8,8%, что на один мутационный шаг от расширенной формы.

Галахический статус евреев

В ортодоксальном иудаизме галахический еврейский статус определяется путем документирования непрерывной материнской линии происхождения, а когда такой линии происхождения не существует, она определяется обращением в иудаизм. Евреи, которые придерживаются ортодоксального или консервативного раввинства, считают, что «еврейский статус по рождению» передается только от еврейской женщины ее детям (если она сама еврейка по рождению или еврейка). путем обращения в иудаизм) независимо от еврейского статуса отца. Из-за отсутствия у лемба еврейского происхождения по материнской линии, ортодоксальный или консервативный иудаизм не признал бы их «галахически евреями». Лемба должен был завершить формальный процесс обращения, чтобы быть принятыми в качестве евреев.

Конфессии реформистов и реконструкционистов, караимы, и евреи хайманот все признают патрилинейность. По мере того, как все больше узнается о широко распространенной истории еврейского народа, реформистская ветвь иудаизма признала существование необычной линии происхождения за пределами европейских и коренных ближневосточных еврейских сфер. Особенно после публикации генетических результатов Лембы, американские еврейские общины обратились к людям, предлагая помощь, рассылая книги по иудаизму и связанные с ними учебные материалы, и устанавливая связи, чтобы научить Лемба раввинистическому иудаизму. Пока что мало кто из Лемба обратился в раввинистический иудаизм.

Южноафриканские евреи европейского происхождения давно знали о лемба, но никогда не принимали их как евреев и не считали их чем-то большим, чем «интригующим любопытством». Как правило, лемба не были приняты в качестве евреев из-за отсутствия у них материнской линии. Несколько раввинов и еврейских ассоциаций поддерживают их признание в качестве потомков «Затерянных колен Израиля ». В 2000-х годах Культурная ассоциация лемба обратилась к Совету депутатов евреев ЮАР с просьбой признать лемба евреями еврейской общиной. Ассоциация Лемба жаловалась, что «мы, как и многие неевропейские евреи, просто жертвы расизма со стороны европейского еврейского истеблишмента во всем мире». Они пригрозили начать кампанию «протеста и в конечном итоге уничтожить еврейский апартеид ».

В апартеиде Южной Африке лемба не была признана этнической группой, которая отличался от других чернокожих южноафриканцев. Культурная ассоциация лемба сталкивается с неправильными представлениями о своих целях, таких как идея о том, что лемба больше идентифицируют себя с европейским иудаизмом, стремятся только присоединиться к европейскому еврейству, а не к другим черным евреям, и дистанцируются от политики Южной Африки. Однако, хотя лемба отождествляет себя со своим религиозным иудаизмом, многие также практикуют христианство.

Согласно Гидеону Шимони в его книге «Сообщество и совесть: евреи в апартеиде в Южной Африке» (2003): «С точки зрения халаха, лемба, совершенно не сравнимы с фалашей [Эфиопии]. Как группа они не имеют никакого мыслимого статуса в иудаизме ».

Раввин Бернхард из Южной Африки заявил, что единственный Способ для члена племени лемба быть признанным евреем - это пройти формальный процесс галахического обращения. После этого человека «приветствовали бы с распростертыми объятиями».

Синагога

В 2015 году лемба строили свою первую синагогу в Мапакомхере, в Округ Масвинго.

Представление в других СМИ

  • Документальный фильм Четвертого канала, основанный на «Путешествии Парфита в исчезнувший город» (первое издание 1992 года).
  • Документальный фильм PBS Nova: Затерянные племена Израиля, включает материалы о Лембе. Веб-сайт включает стенограмму интервью с Тюдором Парфитом, основанное на его работе с ними.
  • Уильям Расделл, исследователь, фотограф и визуальный художник, разработал полевое фотографическое исследование JAD, которое дает людям лемба в Зимбабве возможность получить точную и полезную информацию. - снимать на камеру, чтобы запечатлеть аспекты их повседневной жизни.

См. также

Примечания

Дополнительная литература

  • Юнод, HA «Лемба». Фольклор. XIX (3): 1908.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-26 05:58:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте