История евреев в Латвии

редактировать

Местоположение Латвии (темно-зеленый) в Европе
Латвийский Евреи
Регионы со значительным населением
Латвия 4800
Языки
Иврит, русский, латышский, немецкий (исторически) и идиш
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
евреи, евреи ашкенази, белорусские евреи, русские евреи, литовские евреи, эстонские евреи, польские евреи

История евреев в Латвия восходит к первой еврейской колонии, основанной в Пилтене в 1571 году. Евреи внесли свой вклад в развитие Латвии до Северной войны (1700–1721 гг.), В результате чего население Латвии сократилось. Еврейская община восстановилась в 18 веке, в основном за счет притока из Пруссии, и стала играть главную роль в экономической жизни Латвии.

В независимой Латвии сформировались. политические партии и участвовали в качестве члена парламента. Еврейская община процветала. Родители-евреи имели право посылать своих детей в школы, где преподавался иврит, как часть школ школ для меньшинств.

Вторая мировая война положила конец выдающемуся положению еврейской общины. При Сталине евреи, составляющие лишь 5% населения, составляющие 12% депортированных. Для сравнения, в результате Холокоста погибло 90% еврейского населения Латвии.

Сегодняшняя еврейская община уходит своими корнями в переживших Холокостов, евреев, которые бежали в СССР, чтобы избежать нацистского вторжения, а вернулись, и в основном евреи недавно иммигрировал в Латвию из Советского Союза. Латвийская еврейская община сегодня небольшая, но активная.

Содержание

  • 1 Всеобщая история
  • 2 Еврейское население в Латвии
    • 2.1 Экономическая жизнь
    • 2.2 Общественная и политическая жизнь
    • 2.3 Культура и образование
  • 3 Вторая мировая война
    • 3.1 Советская оккупация, 1940–1941 годы
    • 3.2 Немецкая оккупация Латвии, 1941–1944 годы
    • 3.3 Немецкая оккупация Германии и повторная оккупация СССР, 1944 год
  • 4 Судебные процессы по делам военных преступлений
  • 5 События 1970 года –1991 годов
  • 6 В независимой Латвии
  • 7 Историческая демография
  • 8 Библиография
  • 9 Примечания и ссылки
  • 10 См. Также
  • 11 Внешние ссылки

Общая история

Бывшая синагога в Кулдиге

Ядро латышского еврейства сформировали евреи Ливонии и Курляндии, двух княжеств на побережье Балтийского моря были включены в состав Российской империи в течение 18 века. Россия завоевала Ливонию с городом Ригой из Швеции в 1721 году. Курляндия, бывшая автономная княжество под польским сюзеренитетом было присоединено к России как провинция в 1795 году. Обе эти провинции находились за пределами черты оседлости, и поэтому они проживали в этой области. Тем не, еврейское население Балтийского региона постепенно увеличивалось, как менее время от времени новые евреи, пользовавшиеся особыми «привилегиями», выпускники университетов,, имели «полезные» профессии и т. Д., Получали разрешение на поселение там. В середине 19 века в провинции Ливония проживало около 9000 евреев.

К 1897 году еврейское население уже увеличилось до 26 793 (3,5% населения), около трех четвертей из проживали в Риге. В Курляндии в середине XIX века проживало 22 734 еврея, а по данным Российской Имперской переписи 1897 года, там проживало около 51 072 еврея (7,6% населения). Евреи Курляндии составляли особую группу внутри русского еврейства. С одной стороны, преобладают местные жители , преобладают местные жители литовских культур. Гаскала рано проникла в общины Ливонии и Курляндии, но ассимиляция не достигла там такого же прогресса, как в Западной Европе.

Курляндское еврейство развило специфический характер, сочетающий в себе черты обоих восточноевропейских и немецкое еврейство. Во время Первой мировой войны, когда русские войска отступили из Курляндии (апрель 1915 г.), российские военные власти изгнали тысячи евреев во внутренней провинции. Значительное число позже вернулось в Латвию в качестве репатриантов после независимой республики.

Три района провинции Витебск, в которой большая часть населения составляли латыши, Латгалия (латыш : Латгалия), включая большую община Даугавпилс (Двинск), была присоединена к Курляндии (Курземе), Земгалии (Земгале) и Ливонии (Видземе), а независимая Латвийская Республика была установлена ​​(ноябрь 1918 г.). Сначала в молодом государстве преобладал либеральный и прогрессивный дух, но демократический режим просуществовал недолго. 15 мая 1934 года премьер-министр Карлис Улманис распустил парламент в результате государственного переворота, и Латвия стала самодержавием.. Улманис был провозглашен президентом нации. Его правительство склонялось к нейтральному.

Первой мировой войной на территории Латвии проживало около 190 000 евреев (7,4% от всего населения). В годы войны многие из них были изгнаны в глубь России, и другие бежали из зоны боевых действий. В 1920 г. евреи Латвии составляли 79 644 человека (5% населения). После подписания 11 августа 1920 года мирного договора между Латвийской Республикой возвращкой и Советским Союзом репатрианты начали из России; среди них было большое число еврейских индикаторов. В то время только в Риге было 40 000 евреев. К 1925 году еврейское население увеличилось до 95 675 человек, наибольшее число людей за период существования Латвии как независимого государства.

После этого года количество евреев постепенно уменьшилось и в 1935 году уменьшилось до 93 479 (4,8% от суммы). Причина снижения одной из причин ограничения семьи или двумя детьми естественного происхождения. Между 1925 и 1935 годами Латвию покинуло более 6000 евреев (подавляющее большинство из них отправились в Подмандатную Палестину, которая вскоре должна была быть объявлена ​​Государством Израиль ), а естественный прирост лишь частично заменил эти вылеты. Самыми крупными общинами были: Рига с 43 672 евреями (11,3% от общего числа) в 1935 г., Даугавпилс с 11 106 (25%) и Лиепая с 7 379 (13%).

Экономическая жизнь

евреев уже играет роль в промышленности, торговле и банковском деле до Первой мировой войны. После образования республики молодое государство охватил тяжелый кризис. Правительство еще не консолидировалось, и страна обнищала в результате Первой мировой войны и борьбы за независимость, которую Латвия вела в течение нескольких лет (1918–2020 гг.) Как против Германии, так и против Советского Союза. С прекращением боевых действий Латвия оказалась отсталой как в административной, так и в экономической сферах. Среди других трудностей была запущенная инфляция. Евреи внесли большой вклад в восстановление государства из руин войны и ее последствий. Имея большой опыт экспорта сырья древесины и льна до Первой мировой войны, по возвращении из России они возобновили экспорт этих товаров на своих собственных инициатива. У них также была развита разноплановая промышленность, значительная часть импортной торговли, например бензином, углем и текстилем, была сосредоточена в их руках.. Однако, как только евреи внесли свой вклад, начали вытеснять их с их экономического положения и лишить их источников средств к существованию.

Хотя теоретически дискриминационных преступлений против евреев не существовало. в демократической Латвии и пользовались равенством прав, на практике экономическая политика правительства была направлена ​​на ограничение их деятельности. Это также отразилось на площади. Евреи Латвии создали разветвленную сеть ссудных банков для предоставления кредитов при поддержке Американского еврейского объединенного распределительного комитета и Еврейской ассоциации колонизации (JCA). Кооперативные кредитные общества для ремесленников, мелких торговцев и т. Д. Были созданы и организованы в рамках центрального органа -. Однако еврейские банки и кооперативы подвергались дискриминации в сфере государственного кредита. Тем не менее, эти общества функционируют на прочной основе. Их первоначальный капитал был относительно большим, чем у нееврейских кооперативных обществ. В 1931 г. в еврейских обществах было организовано более 15 000 членов. Евреи были особенно активны в следующих отраслях промышленности: деревообработка, спички, пиво, табак, шкуры, текстиль., консервы (особенно рыба ) и мука помол. Около половины евреев Латвии занимались торговлей, подавляющее большинство из них - средней и мелкой торговлей. Около 29% еврейского населения было занято в промышленности и около 7% - в свободных профессиях. В правительстве не было евреев. Экономическое положение евреев Латвии стало тяжелым. Многие из них были вынуждены заниматься мелкой торговлей, торговать вразнос и торговать различными товарами на рынках подержанной одежды в окраины Риги и уездные города. Падение их статуса было вызвано старыми причинами: правительство взяло на себя монополию на торговлю зерном, тем самым исключив большое количество евреев из этой отрасли торговли, не их как наемных работников или предоставления им какой-либо другой работы; латвийские кооперативы пользовались широким общественным сообществом и работали в общественных условиях по сравнению с еврейскими предприятиями; и евреям было трудно получить. В дополнение к вышесказанному, еврейское население подверглось тяжелому бремени налогов.

Общественная и политическая жизнь

Латвийское еврейство продолжало общинные и народные традиции российского еврейства, из которых оно сформировано часть до 1918. С другой стороны, он. также находился под региональной культурой западноевропейского еврейства, находясь в непосредственном контакте от него (т.е. Восточная Пруссия ). Таким образом, в его духовной жизни произошел синтез еврейской традиции и светской культуры. Социально-экономические точки зрения евреи Латвии составляют одну группу. Они занимались разными занятиями и профессиями: были крупные, средние и мелкие купцы, промышленники, а также разные категории мастеров, рабочих, продавцы, клерки, учителя и представленных профессий, таких как врачи, юристы и инженеры. Все эти факторы - экономические и духовные - найти отражение в общественной жизни: в национальной еврейской сфере и в общей политической жизни государства. Еврейское население было также представлено в латвийском парламенте. В Национальном совете, который был сформирован в первый год независимости Латвии и просуществовал до апреля 1920 года, были также представлены национальные меньшинства, в том числе семь евреев (выступали против Еврейской национальной демократической партии), которые действовали как государственные контролер (1919–21) и (Агудас Исраэль ). 1 мая 1920 г. было созвано Учредительное собрание, избранное сравнительно демократическим голосованием. Он должен действовать до 7 октября 1922 года, которые представляют все группы еврейского населения (сионисты, национал-демократы, бундовцы, Agudas Israel). Число членов четырех классов, избранных в Латвии до государственного переворота 1934 года, было следующим: шесть в первом (1922–25), пять во втором (1925–28) и третьем (1928). –31) и три в четвертом (1931–34). Среди постоянных депутатов были Мордехай Дубин (Агудас Исраэль), Мордехай Нурок (позже член Кнессета в Израиле после образования страны в 1948 году), (сионистия Партия ) и Ной Мейзел (Бунд). Последние двое не были переизбраны в четвертый парламент.

Места, выигранные еврейскими политическими партиями на выборах во время первой Латвийской Республики
ПартияУставная. Ассамблея. (1920)Первый. Сейм. 1922Второй. Сэйма. 1925Третий. Саэйма. 1928Четвертый. Саэйма. 1931
Агудас Исраэль 2212
бундовцы 111
Еврейский демократический блок0
Еврейский экономический блок0
Еврейский национальный блок Гистадрут-Хасионит520
Еврейская национально-демократическая партия0
121
Еврейская народная партия 0
Еврейская прогрессивная ассоциация0
Евреи Лудзы0
Сионистская партия 1111
Единый список евреев Земгале0
Еврейские депутаты, первая Латвийская Республика
СаэймаПредставителиФракция ("frakcija")
2-йМордухс Дубинс, Максис Лазерсонс, Маркус Нурокс, Рувинс Виттенбергсеврей
Нойс МайзельсЕврейский социал-демократический «Бунд»

Культура и образование

8 декабря 1919 года Наци ональный совет принял общий закон о школах; это совпало с законопроектом о культурной автономии меньшинств. В заведении образования существуют специальные департаменты по делам меньшинств. Инженер Яков Ландау возглавил еврейский отдел. Была создана широкая сеть и идишских школ, в которых еврейские дети появляются бесплатное образование. Помимо этого, были также русская и немецкая школы для еврейских детей, выбранные в соответствии с языком их семей и пожеланий родителей. Они были исключены из еврейского отдела, потому что они были включены в сферу еврейской автономии.

В 1933 году их было девяносто восемь еврейских начальных школ с примерно 12000 учеников и 742 учителями, восемнадцать средних школ с примерно 2000 учениками и 286 учителями и четырьмя профессиональными школами с 300 учениками и тридцатью семью учителями. Учащиеся посещали религиозные или светские школы по желанию родителей. Существовали также государственные педагогические институты для учителей иврита идиша, курсы для воспитателей детских садов, популярные университеты, популярная еврейская музыкальная академия, вечерние школы для рабочей молодежи, идиш. театр и культурные клубы. Была еврейская пресса, отражающая самые разные направления.

После переворота Улманиса 15 мая 1934 г. были наложены ограничения на автономию образования "культурных и меньшинств" меньшинств, а также на образование на родном языке. Это было частью более широкого движения по стандартизации латышского языка в школьном, профессиональном и государственном секторе. В результате еврейские школы продолжают работать, а светские школы на идиш закрыты. Это привело к тому, что произведений выдающихся еврейских авторов таких как поэт Хаим Нахман Бялик (латышский: Haims Nahmans Bjaliks) и историк Симон Дубнов (латышский: Шимонс Дубновс), были удалены из еврейского учебный план. Примечательно, что Дубнов был среди евреев, бежавших из Германии в Латвию в целях безопасности в 1938 году. (Латвия продолжала принимать до осени 1938 года.)

Все политические партии и организации также были упразднены. Из еврейских групп продолжал действовать только Агудат Исраэль. Однако еврейская общественная жизнь сохранила свою жизнеспособность. Отчасти из-за ограничений, наложенных на меньшинства, включая евреев, влияния религии и сионизма, что побудило некоторых вернуться в будущий Израиль. Это также увеличило влияние запрещенных социал-демократов, в то время как еврейская интеллигенция тяготела к сионизму.

Вторая мировая война

Советская оккупация 1940–1941 гг.

После первого извлечения латышского Соглашение под принуждением - Сталин лично угрожал министру иностранных дел Латвии в Москве во время переговоров - о размещении советских войск на территории Латвии, Советский Союз вторгся в Латвию 16 июня 1940 года. В августе начали арестовывать еврейских гражданских и политических лидеров. 1940. Первыми были арестованы сионистские лидеры Фавид Вархафтиг и Махануд Альперин. Руководство Бетара было депортировано. В 1941 году Советы арестовали М. Норука, М. Дубина и других еврейских общественных деятелей, сионистов, консерваторов и правых социалистов. Порядок их задержания был одобрен С. Шустиным. Когда Советы осуществили первый раунд массового депортации из Прибалтики в ночь с 13 на 14 июня 1941 года, тысячи латвийских евреев были депортированы вместе с латышами. Из всех депортированных таким образом этнических групп евреи пострадали пропорционально больше, чем кто-либо другой, и были депортированы в особенно суровые условия. Сохранились записи о депортации 1212 евреев-граждан Латвии (12,5% из числа депортированных в дальние пределы СССР), но фактическое число депортированных евреев, безусловно, было больше, порядка 5000-6000 во время первой советской оккупации.

Депортация еврейских гражданских лидеров и раввинов, членов парламента, а также профессионального и торгового класса всего за неделю до вторжения нацистской Германии в Прибалтику оставила еврейскую общину плохо подготовленной к организации перед лицом вторжения и немедленно последовавший Холокост. Среди депортированных были члены Конституционного съезда И. Рабинович и И. Берзс, депутаты 1-й и 3-й Сайемы и глава Бунда Н. Майзельс, а также другие депутаты-евреи. Мужчин разлучили с семьями и отправили в трудовые лагеря Соликамск (в Перми), Вятка и Воркута, а их жен и детей отправили в Новосибирск., Красноярск и др. Примерно половина погибла в результате депортации, некоторые депортировали более одного раза - М. Дубинс умер после второй депортации в 1956 году.

По оценкам, из 2100000 евреев, попавших под советский контроль в результате пакта Молотова-Риббентропа, разделившего Восточную Европу, около 1 900 000 человек. - более одного из двух - были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию.

Немецкая оккупация Латвии, 1941–1944 гг.

Латвия была оккупирована немцами в течение первых недель немецкой войны. Советская война в июле 1941 года. Он вошел в состав нового рейхскомиссариата «Остланд», официально обозначенного как «». Отто-Генрих Дрекслер был назначен его генеральным комиссаром со штаб-квартирой в Риге, резиденции рейхскомиссара Остланда, Генриха Лозе. В конце июля 1941 года немцы заменили военную администрацию гражданской. Одним из первых его действий стало издание ряда антиеврейских постановлений. Была также создана подчиненная гражданская администрация, состоящая из местных коллаборационистских элементов, в которую были назначены латвийские генеральные советники. Их номинальным главой был Оскарс Данкерс, бывший генерал латвийской армии.

В середине июня 1941 года, накануне нападения Гитлера на Советский Союз, 14000 граждан Латвии, в том числе несколько тысяч евреев, были депортированы советскими властями в Сибирь и другие части как политически нежелательные элементы. Во время нападения нацистов на Латвию значительному количеству евреев также удалось бежать во внутренние районы Советского Союза; По оценкам, около 75 000 латвийских евреев попали в руки нацистов. В рассказах выживших иногда описывается, как даже до того, как нацистская администрация начала преследовать латвийских евреев, они страдали от антисемитских эксцессов со стороны латвийских активистов, хотя среди еврейских историков есть некоторые разногласия относительно степени этот феномен. Латышско-американский историк Холокоста Эндрю (Андриевс) Эзергайлис утверждает, что на большей части Латвии вообще не было периода «междуцарствия », когда латвийские активисты могли участвовать впреследовании евреев. по собственной инициативе. Einsatzgruppen («оперативные группы») играли ведущую роль в уничтожении латвийских евреев, согласно информации, приведенной в их собственных отчетах, особенно в отчете SS -бригадефюрера (генерала) Шталекер, командир айнзатцгруппы А, подразделение которой действовало на северном российском фронте и оккупированных прибалтийских республиках. Его отчет охватывает период с конца июня по 15 октября 1941 года.

Тем не менее, латвийская Арайс Коммандо сыграла ведущую роль в зверствах, совершенных в Рижском гетто совместно с резня в Румбуле 30 ноября 1941 года. Одним из самых известных членов группы был Гербертс Цукурс. После войны оставшиеся в живых свидетели сообщили, что Цукурс присутствовал при расчистке гетто и стрелял в массы еврейских мирных жителей. По другой версии, Цукурс участвовал в сожжении рижской синагоги. Согласно Бернарду Прессу в его книге «Убийство евреев в Латвии», Цукурс сжег синагогу на улице Стабу

По наущению айнзацгруппы латвийская вспомогательная полиция осуществила погром против евреев в Риге. Все синагоги были разрушены, 400 евреев убиты. Согласно отчету Шталекера, количество евреев, убитых в результате массовых казней айнзатцгруппой к концу октября 1941 г. в Риге, Елгаве (Митау), Лиепае (Либава), Валмиера (Вольмар) и Даугавпилс (Двинск) насчитывала 30 025 человек к концу декабря 1941 года было убито 35 238 латвийских евреев; 2500 евреев остались в Рижском гетто и 950 в Даугавпилсском гетто. В конце 1941 - начале 1942 года в Латвию начали прибывать евреи, депортированные из Германии, Австрии, Чехословакии и других оккупированных немцами стран. На нескольких ликвидированного «большого Рижского гетто» поселились около 15 000 «рейхских евреев». Многие транспорты были доставлены прямо с Рижской железнодорожной станции на места казней в Румбулских и Бикерниекских лесах под Ригой и в других местах. В 1942 году около 800 евреев из Каунасского гетто (в Литве) были привезены в Ригу и некоторые из них участвовали в подпольной организации в Рижском гетто.

Немецкие оккупационные власти в Латвии также держали евреев в «казарменных лагерях», то есть рядом с местами принудительного труда. Значительное количество таких лагерей располагалось в Рижском районе и других населенных пунктах. Более крупные концентрационные лагеря были в Саласпилсе и Кайзервальде (Межапарк). В концлагере Саласпилс, созданном в конце 1941 года, находились тысячи человек, в том числе много латвийских и иностранных евреев.

Условия в этом лагере, одном из худших в Латвии, приводят к тяжелым человеческим жертвам среди заключенных. Концентрационный лагерь Кайзервальд, основанный летом 1943 года, содержал оставшихся в живых евреев из гетто Риги, Даугавпилса, Лиепаи и других мест, а также неевреев. В конце сентября 1943 года евреи из ликвидированного Виленского гетто (в Литве) также были вывезены в Кайзервальд. Когда советские победы летом 1944 года вынудили немцев отступить из стран Балтии, выжившие обитатели лагеря Кайзервальд были депортированы немцами в концлагерь Штуттгоф недалеко от Данцига, и оттуда были отправлены в другие лагеря.

Отступление немцев и повторная оккупация СССР, 1944

Около 1000 латвийских евреев пережили интернирование в концентрационных лагерях; Большинство из них отказались репатриироваться и остались в лагерях для перемещенных лиц в Германии, Австрии и Италии. Вместе с остальными выжившими они поселились в новых домах, в основном в Израиле. В самой Латвии удалось выжить нескольким сотням евреев. Через несколько дней после освобождения Риге прошла публичная демонстрация, в рамках которой участвовали шестьдесят или шестьдесят выживших евреев. Постепенно некоторые евреи, нашиедшие убежище в Советском Союзе, вернулись. Несколько тысяч латвийских евреев сражались в составе латышской дивизии Советской армии, 201-й (43-й гвардейской) и 304-й дивизии, и многие были убиты или ранены в боях.

Согласно переписи населения, проведенной в Советском Союзе в 1959 году, в Латвийской ССР было 36 592 еврея (17096 мужчин и 19 496 женщин; 1,75 процента от общей численности населения). Можно предположить, что около 10 000 из них были коренными жителями, в том числе другими беженцами, вернувшимися в свои бывшие дома из внутренней России, а остальные прибыли из других частей Советского Союза. Около 48 процентов евреев объявили идиш своим родным языком. Остальные в основном назвали русский своим языком, и лишь несколько сотен назвали себя другими по-латышски. Из общего числа 30 267 евреев (5/6) проживали в Риге. Остальные жили в Даугавпилсе и других городах. По частным подсчетам евреев Латвии в 1970 году было около 50 000 человек. Подавляющее большинство из них проживало в Риге, столице, которая стала одним из ведущих центров национальной агитации среди евреев Советского Союза. Подпольная религиозная и сионистская деятельность вызвала усиление подозрений со стороны властей.

Судебные процессы по военным преступлениям

7 апреля 1945 года советская пресса опубликовала Декларацию специальной правительственной комиссии, которая поручено расследование. В этом документе глава посвящена преследованию и убийству евреев. В этом документе ответственность за преступления, совершенные в Латвии в период немецкой оккупации, входят в число преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации Латвийской Социалистической Советской Республики., рейхскомиссар Остланда; Фридрих Йеккельн, начальник полиции (HSSPF ) Остланда; Дрекслер, генеральный комиссар по Латвии; Рудольф Ланге, начальник полиции безопасности ; Курт Краузе, начальник Рижского гетто и комендант концлагеря Саласпилс;, его помощник; Зауэр, комендант концлагеря Кайзервальд; и несколько десятков других нацистских преступников, участвовавших в уничтожении латвийского еврейства. 1946 года военный трибунал Прибалтийского военного округа начал судебный процесс над группой нацистских среди военных преступников, среди Екельн, один из людей, ответственные за резню в Румбуле в конце 1941 года. Он и шестеро других были приговорены к смертной казни через повешение; приговор был приведен в исполнение в Риге 3 февраля 1946 года. Другие судебные процессы проходили в послевоенной Латвийской ССР, но в целом лишь небольшое количество немцев и латышей, принимавших участие в убийствах латвийских евреев, были привлечены к ответственности.

Латыши разного происхождения также принимали участие в преследованиях и убийствах евреев за пределами Латвии. Во время отступления немцев летом 1944 года многие из этих коллаборационистов бежали в Германию. После войны, как предполагалось перемещенными лицами, они предоставили помощь от ЮНРРА, от Использования организации организации (IRO) и других организаций по оказанию помощи жертвам нацизма, а некоторые из них иммигрировали в США и другие страны за границу. С другой стороны, были и латыши, которые рисковали своей жизнью, чтобы спасти евреев. Один из них, Янис Липке, помог спасти несколько десятков евреев Рижского гетто, предоставив им убежища.

События 1970–1991 гг.

Еврейское население Латвии сократилось с 28 300 в 1979 году до 22 900 в 1989 году, когда 18 800 евреев проживали в столице Риге. Частично это было связано с высоким уровнем эмиграции в Израиль; Советский Союз разрешал ограниченному количеству еврейских ежегодно выезжать из страны в Израиль. Между 1968 и 1980 годами 13 153 еврея, или 35,8% еврейского населения Латвии, эмигрировали в Израиль или другие западные страны. Другим важным фактором был высокий уровень ассимиляции и смешанных браков, а также высокий уровень смертности, чем рождаемость. В 1988–89 гг. Рождаемость среди евреев составляла 7,0 на 1 000, а среди евреев - 18,3 на 1 000 человек. В 1987 году 39,7% детей, рожденных от еврейских матерей, имели отцов-неевреев. Еще одним важным фактором была иммиграция в Израиль, которую Советский Союз разрешал в ограниченном количестве каждый год.

В 1989 году в Латвии было 22 900 евреев, что составляло около 0,9% населения. В том же году Советский Союз неограниченную иммиграцию евреев, и 1588 евреев эмигрировали из Латвии (1536 из них из Риги). В 1990 году 3 388 латвийских евреев иммигрировали в Израиль (2837 из них из Риги). В 1991 году число иммигрантов в Израиль из Риги составляло 1087 человек. В том же году Советский Союз распался, и Латвия восстановила свою независимость. Иммиграция продолжалась на протяжении 1990-х годов, что привело к сокращению еврейского населения. По данным Еврейского агентства, 12 624 еврея и нееврейские члены семей евреев иммигали из Латвии в Израиль в период с 1989 по 2000 год. Некоторые латвийские евреи также эмигрировали в другие западные страны. Многие из этих эмигрантов сохранили свое латвийское гражданство.

После распада Советского Союза и независимости Латвии в 1991 году многим евреям, приехавшим из Советского Союза, был отказано в латвийском гражданстве автоматически, как и любому человеку любой национальности, не был не был гражданином Латвии (или потомком) до 1941 года. Согласно латвийскому законодательству, согласно латвийскому законодательству, гражданство не по месту рождения, а по наличию предка, который является гражданином или гражданином штатного штата, входит входили дети и внуки, которые родились в Латвии. В государственной школе обязательное использование латышского языка коснулось многих учащихся. По мере того как Латвия стремилась стать членом Союза Европейского, требования к ее гражданству постепенно смягчены, что разрешено послевоенным жителям подавать документы на получение латвийского гражданства.

Стремясь к независимости, латышское национальное движение стремилось к общему делу с евреями республики. 4 июля было установлено в Латвии как день памяти жертв Холокоста.

В стране действует множество еврейских организаций.

В независимой Латвии

11–17 июня 1993 года в Риге прошло Первое. В нем приняли участие делегаты из Израиля, США, Швеции, Швейцарии, Германии, Великобритании, Южной Африки и . Австралия.

Два осквернения мемориалов Холокоста, в Елгаве и в Бикерниекском лесу, произошли в 1993 году. Делегаты Всемирного конгресса латвийских евреев приехали в Бикерниеку, чтобы почтить память убитых там 46 500 латвийских евреев, были потрясены видом свастики и надписью Judenfrei, нанесенной на памятник. В латвийской националистической прессе появились статьи антисемитского содержания. Основными темами этих статей были сотрудничество евреев с коммунистами в советский период, евреи, порочащие доброе имя Латвии на Западе, и еврейские бизнесмены, стремящиеся контролировать латвийскую экономику.

В начале 2000-х (десятилетие), после десятилетия массовой эмиграции, около 9000 евреев остались в Латвии, в основном в Риге, где действовала школа Ор Авнер Хабад. действовала также дневная школа, детский сад и действующая синагога в районе Старого города Риги. В городе также есть мемориал Холокоста на месте гетто военного времени. Главное еврейское кладбище находится на восточной окраине города.

Историческая демография

Историческое еврейское население Латвии
ГодНаселение±%
192595,675
193995,600−0,1%
194170,000-26,8%
195950,000-28,6%
197043,000-14,0%
197928,338-34,1%
198922,925−19,1%
20029600−58,1%
20116,454−32,8%
Источник:.

Перед Второй мировой войной в Латвии было почти 100 000 евреев. Большинство латвийских евреев были убиты во время Холокоста. Еврейское население Латвии после Второй мировой войны достигло пика почти в 37 000 человек в 1970 году, а затем начало неуклонно сокращаться. Еврейское население Латвии значительно сократилось в 1990-х годах после падения коммунизма, когда многие латвийские евреи покинули и переехали в другие страны, особенно они совершили алию в Израиль и США (в частности, в штаты США Калифорния и Нью-Йорк ).

Библиография

Примечания и ссылки

  • Были воспроизведены важные части этой статьи, с разрешения издателя, из готовящейся к выпуску Encyclopaedia Judaica, Second Edition.

См. также

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте