Еврейская история

редактировать
Еврейская история

Согласно еврейской традиции, Иаков показал борьбу с ангелом на этой картине Рембрандта был отцом колен Израиля.

Еврейская история - это история евреев и их народа религия и культура по мере ее развития и столкновения с другими народами, культурами и культурами. Хотя иудаизм как религия впервые появляется в Греции в эллинистическом периоде (323–31 до н.э.), самое раннее упоминание Израиля начертано на стеле Мернептах датируемая 1213–1203 гг. до н. э. Северная литература повествует историю израильтян, восходящая, по крайней мере, религиозная ок. 1500 г. до н.э. Иудейская диаспора началась с ассирийского плена и продолжилась в большем масштабе с вавилонским пленом. Евреи также были широко распространены на всей территории Римской империи, и это продолжалось в меньшей степени в период византийского правления в центральной и восточной частях страны. В 638 году Византийская империя потеряла контроль над Левантом. Арабская Исламская Империя при халифе Омаре завоевала Иерусалим и земли Месопотамии, Сирии и Египет. Золотой век еврейской культуры в Испании совпал с средневековьем в Европе, периодом мусульманского правления на большей части Пиренейского полуострова. В то время евреи были общепринятыми в обществе, и еврейская религиозная, культурная и экономическая жизнь процветала. Между XI и XV веками евреи-ашкенази испытали крайние преследования в Центральной Европе, что привело к их массовым эмиграции в Польше.

. В классический период Османской империи (1300–1600) евреи вместе с большинством других империй пользовались определенным уровнем процветания. В 17 веке в Европе проживало много значительных еврейских поселений. В период европейского Возрождения и Просвещения в еврейской общине произошли серьезные изменения. Евреи начали в 18 веке кампанию за освобождение евреев от ограничительных преступлений и интеграцию в более широкое европейское общество. В то время как евреям в Европе все чаще предоставляется равенство перед законом, они сталкиваются с растущими преследованиями и правовыми ограничениями в черте оседлости, включая широко распространенные погромы, которые вызвали массовый исход более чем чем два миллиона евреев перебрались в Соединенные Штаты в период с 1881 по 1924 год. В течение 1870-1880-х годов еврейское население Европы начало более активно обсуждать эмиграцию обратно в Израиль и восстановление еврейской нации на своей национальной родине. Официально сионистское движение было основано в 1897 году. Тем временем евреи Европы и Соединенных Штатов добились успехов в области науки, культуры и экономики. Среди тех, кого обычно называют самыми известными, были ученый Альберт Эйнштейн и философ Людвиг Витгенштейн. Многие лауреаты Нобелевской премии в то время были евреями, как и сейчас.

В 1933 году, с приходом к власти Адольфа Гитлера и Нацисты в Германии, положение евреев стало более тяжелым. Экономические кризисы, расовые антисемитские законы и страховые предстоящие войны заставили многих жить в Палестину, в Европе в США и в Советский Союз.. В 1939 началась Вторая мировая война, и до 1941 года Гитлер оккупировал почти всю Европу, включая Польшу, где в то время жили миллионы евреев, и Франция. В 1941 году, после вторжения в Советский Союз, Окончательное решение началось, обширная организованная операция беспрецедентного масштаба, направленная на уничтожение еврейского народа и приведшая к преследованиям и убийствам евреев в политической Европе, в том. В том числе в Европе Северной Африке (пронацистской Виши - Северной Африке и Итальянская Ливия ). Этот геноцид, в ходе которого было методично истреблено около миллионов евреев, известен как Холокост или Шоа (термин на иврите). В Польше три миллиона евреев были убиты в газовых камерах во всех концлагерях вместе взятых, и один миллион евреев были убиты только в лагерном комплексе Освенцим.

Палестина, которая находилась под британским мандатом с 1920 по 1948 год, пережила большие волны еврейской миграции до и во время Холокоста. После истечения полномочий в 1948 году Давид Бен-Гурион провозгласил 14 мая создание еврейского государства в Эрец-Исраэль, которое будет называться Государство Израиль. Сразу после этого все соседние арабские государства атаковали, но созданная Армия обороны Израиля сопротивление. В 1949 году закончилась, и государство Израиль начало строить государство и поглотить огромные волны сотен тысяч евреев со всего мира. В 2020 году Израиль является парламентской демократией с населением 9,2 миллиона человек, из 6,7 миллиона - евреи. Самые большие еврейские общины находятся в Израиле и США, с находящихся общинами во Франции, Канаде, Аргентине, России, Великобритании, Австралии и Германии. Статистические данные, относящиеся к современной еврейской демографии, см. Еврейское население.

Содержание
  • 1 Периоды времени в еврейской истории
  • 2 Древняя еврейская история (ок. 1500–63 гг. До н.э.)
    • 2.1 Древние израильтяне (до ок. 586 г. до н. Э.)
    • 2.2 Вавилонское пленение (ок. 587–538 до н. Э.)
    • 2.3 Период после изгнания (ок. 538–332 до н. Э.)
    • 2.4 Эллинистический период (ок. 332–110 до н. Э.)
    • 2.5 Царство Хасмонеев (110–63 г. до н.э.)
  • 3 Римское правление на земле Израиля (63 г. до н.э. - 324 г. н.э.)
    • 3.1 Диаспора
    • 3.2 Община диаспоры в Индии
    • 3.3 Поздний римский период в Земле Израиля
  • 4 Средневековье
    • 4.1 Евреи домусульманской Вавилонии (219–638 н. э.)
    • 4.2 Византийский период (324–638 н.э.)
    • 4.3 Исламский период (638–1099)
    • 4.4 Золотой евреев век в раннемусульманской Испании (711–1031)
    • 4.5 Период крестоносцев (1099–1260)
    • 4.6 Период мамлюков (1260–1517)
      • 4.6.1 Испания, Северная Африка, и Ближний Восток
    • 4,7 Европа
  • 5 Раннее Новое время
    • 5,1 придворный еврей
    • 5,2 Испания и Португалия
    • 5,3 портвейн
    • 5,4 Отт Оманская империя
    • 5.5 Польша-Литва
    • 5.6 Европейское Просвещение и Хаскала (18 век)
    • 5.7 Хасидский иудаизм
  • 6 XIX век
  • 7 XX век
    • 7.1 Современный сионизм
    • 7.2 Холокост
    • 7.3 Создание государства Израиль
  • 8 21 век
  • 9 История евреев по странам или регионам
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Дополнительная литература
    • 12.1 Франция
    • 12.2 Россия и Восточная Европа
    • 12.3 США
  • 13 Внешние ссылки
Временные периоды в еврейской истории

Историю евреев и иудаизма можно разделить на пять периодов: (1) древний Израиль до иудаизма, от истоков до 586 г. до н. Э.; (2) начало иудаизма в VI и V веках до нашей эры; (3) формирование раввинского иудаизма после разрушения Второго Храма в 70 г. н.э.; (4) эпоха раввинского иудаизма, от подъема ства до христианской политической власти при императоре Константине Великом в 312 г. в. н.э. до конца политической гегемонии христианства в 18-м веке. век; и (5) эпоха различных иудаизмов, от Французской и Американской революций до наших дней.

Хронология Израиля eng.png
Древняя еврейская история (ок. 1500–63 гг. До н.э.)

Древние израильтяне (до ок. 586 г. до н. Э.)

Царства Израиля и Иудеи в 926 г. до н.э.

История первых евреев и их соседей сосредоточена на Плодородном полумесяце и восточном побережье. Он начинается тех людей, которые занимают территорию, лежащую между рекой Нил и Месопотамией. Окруженные древними очагами культуры в Египте и Вавилонии, пустынями Аравии и высокогорьями Малой Азии, земля Ханаан (примерно соответствует современному Израилю, палестинским территориям, Иордании и Ливану) было местом встречи цивилизаций.

Согласно еврейской Библии, последние годы от древнего народа Израиля, который поселился в земле Ханаан между восточным побережьем Река Иордан. В еврейской Библии «Дети Израиля» называются израильтянами потомками общего предка Иаков. Это также предполагает, что кочевые путешествия евреев сосредоточились на Хевроне в первые века второго тысячелетия до нашей эры, что привело к созданию Пещеры Патриархов Как их захоронение в Хевроне. В этом рассказе «Дети Израиля» состояли из двенадцати колен, каждое из которых происходило от одного из двенадцати сыновей Иакова, Реувен, Шимон, Левий, Иегуда, Иссахар, Зевулун, Дан, Гад, Нафтали, Ашер, Йосеф и Беньямин.

Предполагаемый семитский раб. Древнеегипетская статуэтка. Музей Гехта

Книга Бытия, главы 25–50, рассказывает историю Иакова и его двенадцати сыновей, которые покинули Ханаан во время сильного голода и поселились в Гошене на севере Египта. Правительство Египта фараонов якобы по их потомков, независимых свидетельств того, что это произошло, нет. После нескольких лет рабства ЯХВЕ, Бог Израиля, послал еврейского пророка Моисея из колена Левия, чтобы освободить израильтян из рабства. Согласно Библии, евреи чудесным образом эмигрировали из Египта (событие, известное как Исход ) и вернулись на свою исконную родину в Ханаан. Согласно Библии, после своего освобождения от египетского рабства, Израиль скитался и жил в Синайской пустыне в течение сорока лет до завоевания Ханаана в 1400 г. до н.э. под командованием Иисуса Навина. Согласно библейским писаниям, живя в пустыне, народ Израиль получил Десять заповедей на горе Синай от ЯХВЕ через Моисея. После входа в Ханаан, части земли были отданы каждому из двенадцати колен Израиля.

археология раскрывает иную историю еврейского народа: они не обязательно покинули Левант. Археологические свидетельства коренного происхождения Израиля в Ханаане, а не в Египте, «ошеломляют» и не оставляют «места для Исхода из Египта или 40-летнего паломничества через пустыню Синая». Многие археологи отказались от археологических исследований Моисея и Исхода как от «бесплодных поисков». Вековые исследования археологов и египтологов, возможно, не предполагают никаких доказательств, которые могут быть связаны с сообщением об исходе египетского плена, побега и путешествий по пустыне, что привело к предположению, что железный век Израиль - царства Иудеи и Израиль - берет свое начало в Ханаане, а не в Египте: культура самых ранних израильских поселений - ханаанская, их культовые объекты. Эль, гончарные изделия остаются в местной ханаанской традиции, и алфавит - раннеханаанский. Практически единственным признаком, отличающимся «израильскими» деревнями от ханаанских поселений, остается отсутствие костей свиней, хотя можно ли это рассматривать как этнический маркер или это связано с другими факторами, остается предметом споров.

100 лет Земля Израиля была организована в конфедерацию двенадцати колен, управляемую серией Судей. После этого пришла израильская монархия, установленная в 1037 г. до н. Э. При Сауле и продолжавшаяся при царе Давиде и его сыне Соломоне. Во время правления Давида уже существующий город Иерусалим стал национальной и духовной столицей Соединенного Королевства Израиля и Иудеи. Соломон построил Первый Храм на горе Мориа в Иерусалиме.

Однако политически племена разделились. После его смерти разразилась гражданская война между десятью северными племенами израильтян и коленами Иуды (Симеон был поглощен Иудеей) и Вениамина на юге в 930 г. до н. э. Нация разделилась на Израильское царство на севере и Иудейское царство на юге. Ассирийский правитель Тиглат-Пилесар III завоевал северное царство Израиля в 720 г. до н. Э. Никакие общепринятые исторические записи не объясняют окончательную судьбу десяти северных колен, называемых десятью потерянными коленами Израиля, хотя предположений предостаточно.

Вавилонский плен (ок. 587–538 до н. Э.)

Депортация и изгнание евреев древнего Иудейского царства в Вавилон и разрушение Иерусалима и храма Соломона

После восстания против новой господствующей власти и первой осады Иудейское царство было завоевано вавилонской армией в 587 г. до н.э. и <658 г.>Первый Храм был разрушен. Элита королевства и многие из их людей были сосланы в Вавилон, где религия развивалась за пределами их традиционного храма. Остальные бежали в Египет. После падения Иерусалима Вавилония (современный Ирак) станет центром иудаизма на около четырнадцати столетий. Первые иудейские общины в Вавилонии начались с изгнания колена Иуды в Вавилон Иоахином в 597 г. до н. Э., А также после разрушения Храма в Иерусалиме в 586 г. до н. Э. Вавилония, где были основаны некоторые из наиболее известных еврейских городов и общин, стала еврейской жизни до 11 века, когда возникла волна антиеврейских настроений в Европу. высокое снижение не численности, а центральной роли. Он оставался центром еврейским до 13 века. К первому столетию в Вавилонии уже проживало быстро растущее население, составлявшее примерно 1000000 иудеев, которое увеличилось примерно до 2 миллионов 200 г. и 500 г. н.э., как за счет иммиграции большего количества евреев из Земли Израиля, составляющая шестую часть еврейского населения мира в то время. Именно там напишут вавилонский Талмуд на языках, используемых евреями древней Вавилонии - иврите и арамейском.

. Евреи основали Талмудические академии в Вавилонии, также известный как Геонические академии, который стал центром еврейской науки и развития еврейского права в Вавилонии примерно с 500 г. до 1038 г. Двумя наиболее известными академиями были Академия Сура и Сура. Крупные ешивы также располагались в Нехардее и Махузе.

Через несколько поколений и с завоеванием Вавилонии в 540 г. до н.э. Персидской империей, некоторые приверженцы во главе с пророки Ездра и Неемия вернулись на свою родину и вернулись к своим традициям. Другие иудеи не вернулись.

Период после изгнания (ок. 538–332 до н. Э.)

МодельВторого Иерусалимского храма

После их возвращения в Иерусалим после возвращения изгнания и с одобрения персов и финансирование, строительство Второго Храма было завершено в 516 г. до н.э. под руководством трех последних иудейских пророков Аггея, Захарии и Малахии.

После последнего смерти еврейского пророка и во время правления персов, руководство еврейским народом перешло в руки пяти последовательных поколений цугот («пар») лидеры. Они процветали сначала при персах, а затем при греках. В результате были сформированы фарисеи и саддукеи. При персах, то при греках, еврейские монеты чеканились в Иудее как монеты Иегуда.

эллинистический период (ок. 332–110 до н.э.)

В 332 г. до н.э. Александр Великий 120>из Македонии разгромили персов. После смерти Александра и раздела его империи между его генералами было образовано царство Селевкидов.

Александрийские завоевания распространилища греческую культуру на Левант. В этом время течения иудаизма находились под областью эллинистической философии, разработанной с III века до н.э., в частности, еврейской диаспоры в Александрии, кульминацией которой стал сборник Септуагинта. Важным сторонником симбиоза еврейского богословия и эллинистической мысли является Филон.

Хасмонейское царство (110–63 гг. До н.э.)

Ухудшение отношений между эллинизированными евреями и другими евреями привело к королю Селевкидов Антиох IV Епифан издать указы, запрещающие некоторые еврейские религиозные обряды и традиции. Вперед некоторые из негеллизованных евреев восстали под руководством семьи Хасмонеев (также известной как Маккавеев ). Это восстание в конечном итоге привело к формированию независимого еврейского царства, известного как династия Хасмонеев, которая просуществовала с 165 г. до н.э. по 63 г. до н.э. Династия Хасмонеев в конце концов распалась в результате гражданской войны между сыновьями Саломеи Александры ; Гиркан II и Аристобул II. Люди, которые хотели, чтобы ими управлял не царь, а теократическое духовенство, обращались в этом духе к римским властям. Вскоре последовала римская кампания завоевания и аннексии, управляемая Помпеем.

Римское правление на земле Израиля (63 г. до н.э. - 324 г. н.э.)
Осада и разрушение Иерусалима римляне (картина Дэвида Робертса ) , 1850 г., Иерусалимский мешок, изображенный на внутренней стене Арки Тита в Риме

Иудея была независимой Еврейское королевство под властью Хасмонеев, но было завоевано римским полководцем Помпеем в 63 г. до н.э. и преобразовано в государство-клиент Римская экспансия продолжалась в других областях. также, и будет продолжаться более ста пятидесяти лет.Позже Ирод Великий был назначен «Царем евреев» римским сенатом, вытеснив династию Хасмонеев. Некоторые из его потомков занимали различные должности после него, известные как династия Иродов. Вкратце, с 4 г. до н.э. по 6 г. н.э. Ирод Архелай правил тетрархией Иудеи как этнарх, римляне отрицают ему титул короля. После переписи населения Квириния в 6 г. н.э. римс кая провинция Иудея была образована как сателлит римской Сирии под властью префекта (как было Римский Египет ) до 41 г. н.э., затем прокураторы после 44 г. Империя часто была бессердечной и жестокой в ​​обращении со своими еврейскими подданными (см. Антииудаизм в дохристианской Римской империи ). В 30 г. н. Э. (Или 33 г. н. Э.) Иисус из Назарета, странствующий раввин из Галилеи и центральная фигура христианства, был казнен распятием в Иерусалиме при римском префекте Иудеи, Понтии Пилате. В 66 г. н. Э. Евреи начали восстание против римских правителей Иудеи. Восстание было подавлено будущими римскими императорами Веспасианом и Титом. Во время осады Иерусалима в 70 г. н.э. римляне разрушили Храм в Иерусалиме и, по некоторым сведениям, разграбили артефакты из храма, такие как Менора. Евреи продолжали жить на своей земле в значительном количестве, несмотря на Китосскую войну 115–117 гг. Н. Э., Пока Юлий Северус не опустошил Иудею, подавив восстание Бар-Кохбы 132–136 гг. н. э. Девятьсот восемьдесят пять деревень были разрушены, и большая часть еврейского населения центральной Иудеи была фактически уничтожена, убита, продана в рабство или вынуждена бежать. Изгнанные из Иерусалима, за исключением дня Тиша бе-Ав, еврейское население теперь сосредоточено в Галилее и первоначально в Явне. Иерусалим был переименован в Элия Капитолина, аи символическому, чем материальный и практический характер. Другими словами, эти правила служили для определения отношений между двумя общинами, а не для угнетения еврейского населения.

'Придворным врачом и министром Абд ар-Рахмана был Хасдай бен Исаак ибн Шапрут, покровитель Менахема бен Сарука, Дунаш бен Лабрат и другие еврейские ученые и поэты. Еврейская мысль в этот период процветала при известных деятелях, как Самуил Ха-Нагид, Моисей ибн Эзра, Сон ибн Габироль Иуда Галеви и Моисей Маймонид. Во время полномочий Абд аль-Рахмана ученый Моисей бен Енох был назначен раввином из Кордовы, и, как следствие, аль-Андалус стал центром изучение Талмуда, а Кордова местом встреч еврейских ученых.

Золотой Век закончился вторжением в Аль-Андалус Альмохадов, консервативной династии, происходящей из Северной Африки, которые были крайне нетерпимы к религиозным меньшинствам.

Период крестоносцев (1099–1260)

Захват Иерусалима, 1099

Проповеди, призванные отомстить за смерть Иисуса, побуждали христиан участвовать в крестовых походах. В еврейском повествовании XII века Р. Соломона бен Самсона говорится, что крестоносцы, направляемые в Святую Землю, решили, что прежде чем сражаться с измаилитами, они уничтожат евреев, живущих среди них, чтобы отомстить за распятие Христа. Резня началась в Руане, и еврейские общины в долине Рейна серьезно пострадали.

Нападения крестоносцев были совершены евреев на территории вокруг Гейдельберга. Произошла огромная потеря жизни евреев. Многие были насильно обращены в христианство, многие покончили жизнь самоубийством, чтобы избежать крещения. Основным движущим фактором решения покончить жизнь самоубийством было осознание евреями того, что после убийства их детей можно было бы растить христианами. Евреи жили среди христианских земель и остро чувствовали эту опасность. Эта бойня как первая в череде антисемитских событий, кульминацией которого стал Холокост. Еврейское население чувствовало, что их соседи-христиане и правители бросили их во время массовых убийств, и потеряло веру во все обещания и уставы.

Многие евреи выбрали самооборону. Но их средства самообороны были ограничены, а потери только увеличивались. Большинство принудительных преобразований оказались неэффективными. Позже многие евреи вернулись к своей первоначальной вере. Папа возразил против этого, но император Генрих IV согласился разрешить эти реверсии. Резня положила начало новой эпохи для еврейства в христианском мире. Евреи сохранили свою веру от социального давления, теперь они должны были сохранить ее на острие меча. Резня во время крестовых походов укрепила еврейство изнутри духовно. Еврейская точка зрения заключалась в том, что их борьба была борьбой Израиля за прославление имени Бога.

В 1099 году евреи помогли защитить Иерусалим от крестоносцев. Когда город пал, крестоносцы собрали множество евреев в синагоге и подожгли ее. В Хайфе евреи почти в одиночку защищали город от крестоносцев, продержавшись месяц (июнь - июль 1099 г.). В то время еврейские общины были разбросаны по всей стране, включая Иерусалим, Тверию, Рамле, Ашкелон, Кесарию и Газу. Евреям не разрешалось владеть землей в период крестоносцев, они занимались торговлей и торговлей в прибрежных городах во время спокойствия. Большинство из них были ремесленниками: стеклодувы в Сидоне, меховщики и красильщики в Иерусалиме.

В этот период масореты Тверии основали никкуд, система диакритических знаков, используемых для обозначения гласных или различных альтернативных вариантов произношения букв еврейского алфавита. В это время в Палестине были зарегистрированы многочисленные пиютим и мидраш.

Маймонид писал, что в 1165 году он посетил Иерусалим и отправился на Храмовую гору, где молился в "великий, святой дом". Маймонид установил ежегодный праздник для себя и своих сыновей, 6-го числа Хешвана, в ознаменование дня, когда он поднялся для молитвы на Храмовую гору, а другой, 9-го Хешвана, в ознаменование дня, когда он удостоился молитвы. в Пещере Патриархов в Хевроне.

В 1141 году Иегуда Галеви призвал евреев эмигрировать в землю Израиля и сам отправился в долгое путешествие. После бурного из перехода Кордовы он прибыл в египетскую Александрию, где его с энтузиазмом встретили друзья и почитатели. В Дамиетте ему пришлось бороться против своего сердца и мольбы своего друга Халфона ха-Леви, чтобы он остался в Египте, где он будет свободен от нетерпимого угнетения. Он двинулся по грубому сухопутному этому. По пути его встретили евреи в Тире и Дамаске. Еврейская легенда повествует, что, подходя к Иерусалиму, пораженный видом Священного города, он спел свою самую красивую элегантию - знаменитый «Сионид» (Сион ха-ло Тишали). В этот момент из ворот выскочил араб и сбил его вниз; он погиб в результате несчастного случая.

Мамлюкский период (1260–1517)

В 1260–1516 годах земля Израиля мамлюков, правивший сначала из Турции, из Египта. Период характеризовался войнами, восстаниями, кровопролитием и разрушениями. Евреи страдали от преследований и унижений, но сохранившиеся записи отмечают по крайней мере 30 еврейских городских поселений в начале 16 века.

Нахманид зарегистрирован как поселение в Старом городе Иерусалима в 1267 году. Он переехал в Акко, где он активно распространял еврейское учение, в то время пренебрегали на Святой Земле.. Он собрал вокруг себя кружок учеников, и люди толпами приходили, даже из области Евфрата, чтобы послушать его. карается, как сообщается, посещается его лекции, в том числе Аарон бен Иосиф Старший. Позже он стал одним из величайших караимских авторитетов. Вскоре после прибытия в Иерусалим Нахманид адресовал своему сыну Нахману письмо, в котором описал запустение Священного города. В то время в нем проживало всего два еврея - два брата, красильщики по профессии. В более позднем письме из Акко Нахманид советует своему сыну смирение, которое он считает первой добродетелью. В другом, адресованном второму сыну, который занимал официальную должность при кастильском суде, Нахманид рекомендует читать ежедневные молитвы и всего предостерегает от безнравственности. Нахманид умер, достигнув семидесяти шести лет, и его останки были захоронены в Хайфе, у могилы Йехиэля из Парижа.

Йехиэль эмигрировал в Акко в 1260 году вместе с сыном и большой последователей. Там он основал Тамудическую академию Мидраш ха-Гадол д'Пари. Считается, что он умер там между 1265 и 1268 годами. В 1488 году Авраам, комментатор Мишны, прибыл в Иерусалим; это ознаменовало новый период возвращения еврейской общины в эту страну.

Испания, Северная Африка и Ближний Восток

В средние века исламские правители обычно относились к евреям лучше, чем к христианским. Несмотря на второсортное гражданство, евреи играли заметную роль в мусульманских судах и пережили «золотой век» в мавританской Испании около 900–1100 гг. Беспорядки, приведшие к гибели евреев, действительно происходили в Северной Африке на протяжении веков, особенно в Марокко, Ливии и Алжире, где со время евреи были вынуждены жить в гетто.

В XI мусульманском веке Испании устраивали погромы против евреев; те произошли в Кордове в 1011 г. и в Гранаде в 1066. В средние века правительства Египта, Сирии, Ирака и Йемена издали указы о разрушении синагог. В некоторых случаях Йемена, Марокко и Багдада вынуждены принять ислам или столкнуться со смертью в некоторых частях. Альмохады, взявшие под свой контроль большую часть Исламской Иберии к 1172 году, превзошли Альморавидов в фундаменталистских взглядов. Они жестоко обращались с зимми. Они изгнали и евреев, и христиан из Марокко и исламской Испании. Столкнувшись с выбором смерти или обращения, многие евреи эмигрировали. Некоторые, например семья Маймонида, бежали на юг и восток в более терпимые мусульманские земли, в то время как другие отправились на север, чтобы поселиться в растущих христианских королевств.

Европа

По словам американского писателя Джеймса Кэрролла, «евреи составляли 10% от всего населения Римской империи. Если бы другие факторы не вмешались, их было бы 200 миллионов евреев в мире сегодня, а не примерно 13 миллионов ».

Еврейское население существовало в Европе, особенно на территории бывшей Римской империи, с самых ранних времен. Временные еврейские мужчины эмигрировали, некоторые иногда брали жен у местного населения, как показывают различные MtDNA, по сравнению с Y-ДНК среди еврейского населения. К этим группам присоединились торговцы, а затем члены диаспоры. История евреев в Германии датируется 4 веками записей о еврейских общинах во Франции (см. История евреев во Франции ) и Германии (см. История евреев в Германии )..

Историк Норман Кантор и другие ученые 20-го века оспаривают традицию, согласно которой Средние века были трудным временем для евреев. До того, как Церковь стала полностью организованной как институт с растущим набором правил, раннесредневековое общество было терпимым. Между 800 и 1100 годами в христианской Европе проживало 1,5 миллиона евреев. Они не были включены в раздел феодальной системы духовенства, рыцарей и крепостных. Это означает, что они не должны были быть удовлетворены требованиями рабочей и военной службы, от которых страдали христианские простолюдины. В отношениях с христианским обществом евреевзащищали короли, князья и епископы, поскольку они оказывали важнейшие услуги в трех областях: финансы, управление и медицина. Отсутствие политической силы сделало евреев уязвимыми для эксплуатации из-за чрезмерного налогообложения.

Христианские ученые, интересующиеся Библией, консультировались с талмудическими раввинами. По мере, как Римско-католическая церковь укреплялась как институт, были основаны францисканские и доминиканские проповеднические ордена, и возник рост экономики городских христиан из среднего класса. К 1300 году монахи и местные священники поставили Страстные пьесы во время Страстной недели, на которых, согласно евангельским сообщениям, евреи (в современной одежде) изображали убивающих Христа. С этого периода преследования евреев и депортации стали повсеместными. Около 1500 лет евреи стали подвергаться большей дискриминации и преследованию в христианской Европе после 1300 лет жизни евреи стали подвергаться большей дискриминации и преследованию в современной Польше.

. Европейские евреи были в основном грамотными и горожанами. Христиане были представителями своего мнения, как христианские доктрины были признаны христианскими доктринами, которые были признаны христианскими доктринами. Евреи осознал необходимость принятия христианства. Католикам было введено ссуды под проценты, некоторые евреи стали известными ростовщиками. Христианские правители постепенно увидели преимущества такого класса людей, которые могли бы предоставить им капитал, не подвергаясь отлучению от церкви. В результате денежной торговли Европы стала специальностью евреев. Но почти в каждом случае, когда евреи приобретали большие суммы через банковские операции, в течение своей жизни или после смерти, царь брал на себя это. Евреи стали имперскими "servi camer", собственностью короля, который мог подарить их и их владения князьям или городам.

Евреи часто подвергались резне и изгнанию из разных европейских стран. Преследования достигли своего пика во время крестовых походов. В ходе Народного крестового похода (1096 г.) процветающие еврейские общины на Рейне и Дунае были полностью уничтожены. Во время Второго крестового похода (1147) евреи во Франции часто подвергались резне. Они также подвергались атакам крестовых походов пастухов 1251 и 1320. За крестовыми походами последовали массовые изгнания, в том числе изгнание евреев из Англии в 1290 ; в 1396 г. 100 000 евреев были изгнаны из Франции; а в 1421 году тысячи были изгнаны из Австрии. За это время многие евреи в Европе, бежавшие или изгнанные, мигрировали в Польшу, где они процветали в другой Золотой век.

Раннее Новое время

Историки, изучающие современное еврейство, определили четыре разных пути. посредством которой европейские евреи были «модернизированы» и, таким образом, интегрированы в основное русло европейского общества. Общий подход заключался в том, чтобы рассматривать процесс через призму европейского Просвещения, когда евреи столкнулись с обещаниями и проблемами, связанными с политической эмансипацией. Ученые, использующие этот подход, сосредоточили свое внимание на двух социальных типах как парадигмах упадка еврейской традиции и как проводниках морских изменений в еврейской культуре, которые привели к краху гетто. Первым из этих двух социальных типов является придворный еврей, которого изображают как предшественника современного еврея, достигшего интеграции и участия в протокапиталистической экономике и придворном обществе центральноевропейских государств, таких как Империя Габсбургов. В отличие от космополитического придворного еврея, второй социальный тип, представленный историками современного еврейства, - это маскил (образованный человек), сторонник Хаскала (Просвещения). Это повествование рассматривает стремление маскила к светской науке и его рационалистическую критику раввинской традиции как закладку прочного интеллектуального фундамента для секуляризации еврейского общества и культуры. Установившаяся парадигма - это парадигма, в которой евреи-ашкенази вошли в современность через осознанный процесс вестернизации, возглавляемый «крайне нетипичными, германизированными еврейскими интеллектуалами». Хаскала породила реформистское и консервативное движения и посеяла семена сионизма, одновременно поощряя культурную ассимиляцию в странах, в которых проживали евреи. Примерно в то же время, когда развивался Хаскала, хасидский иудаизм распространялся как движение, проповедовавшее мировоззрение, почти противоположное Хаскале.

В 1990-е годы концепция «портного еврея » была предложена как «альтернативный путь к современности», который отличался от европейского Хаскала. В отличие от акцента на ашкеназских германизированных евреев, концепция портового еврея была сосредоточена на сефардских конверсос, которые бежали от инквизиции и переселились в европейские портовые города на побережье Средиземного моря, Атлантического океана и восточного побережья Соединенных Штатов. 362>

придворные евреи

придворные евреи были евреями банкирами или бизнесменами, которые ссужали деньги и управляли финансами некоторых из христиан Европейские дворянские дома. Соответствующие исторические термины - еврей судебный исполнитель и штадлан.

Примеры того, что позже будет называться придворными евреями, появились, когда местные правители использовали услуги еврейских банкиров для получения краткосрочных ссуд. Они ссужали деньги дворянам и в процессе получали общественное влияние. Благородные покровители придворных евреев нанимали их в качестве финансистов, поставщиков, дипломатов и. Придворные евреи могли использовать свои семейные связи и связи между собой, чтобы обеспечить своих спонсоров, среди прочего, едой, оружием, боеприпасами и драгоценными металлами. В обмен на свои услуги придворные евреи получали социальные привилегии, в том числе вплоть до благородного статуса для себя, и могли жить за пределами еврейских гетто. Некоторые дворяне хотели, чтобы их банкиры находились в собственном дворе. И поскольку они находились под благородной защитой, они были освобождены от раввинской юрисдикции.

Со времен средневековья придворные евреи могли накопить личные состояния и получить политическое и социальное влияние. Иногда они также были известными людьми в местной еврейской общине и могли использовать свое влияние для защиты и влияния на своих собратьев. Иногда они были единственными евреями, которые могли общаться с местным высшим обществом и подавать прошения евреев правителю. Однако придворный еврей имел социальные связи и влияние в христианском мире в основном через своих христианских покровителей. Из-за шаткого положения евреев некоторые дворяне могли просто игнорировать свои долги. Если благородный покровитель умер, его еврейский финансист может столкнуться с изгнанием или казнью.

Испания и Португалия

Значительные репрессии в отношении многочисленной общины Испании произошли в 14 веке, в частности крупный погром в 1391, в результате чего большинство из 300 000 евреев Испании обратились в католицизм. С завоеванием мусульманского королевства Гранада в 1492 году католические монархи издали Указ об Альгамбре, согласно которому оставшиеся 100000 евреев Испании были вынуждены выбирать между обращением и изгнанием. В результате, примерно от 50 000 до 70 000 евреев покинули Испанию, остальные присоединились к уже многочисленной испанской общине Конверсо. Таким образом, возможно, четверть миллиона Conversos были постепенно поглощены доминирующей католической культурой, хотя те из них, кто тайно исповедовал иудаизм, подвергались 40 годам жестоких репрессий со стороны испанской инквизиции. Так было до 1530 года, после чего количество судебных процессов над Conversos инквизицией упало до 3% от общего числа. Аналогичное изгнание сефардских евреев произошло в 1493 году в Сицилии (37000 евреев) и в Португалии в 1496 году. Изгнанные испанские евреи бежали в основном в Османскую империю, Северную Африку и Португалию. Небольшое количество также поселились в Голландии и Англии.

Портвейн

Портовый еврей описывает евреев, которые участвовали в мореплавании и морской экономике Европы, особенно в 17 и 18 веках. Хелен Фрай предполагает, что их можно было считать «первыми современными евреями». По словам Фрая, портовые евреи часто прибывали как «беженцы от инквизиции» и изгнания евреев из Иберии. Им было разрешено селиться в портовых городах, поскольку купцам было разрешено торговать в таких портах, как Амстердам, Лондон, Триест и Гамбург. Фрай отмечает, что их связи с еврейской диаспорой и их опыт в морской торговле сделали их особенно интересными для меркантилистских правительств Европы. Лоис Дубин описывает портовых евреев как еврейских торговцев, которых «ценили за участие в международной морской торговле, на которой процветали такие города». Соркин и другие охарактеризовали социокультурный профиль этих мужчин как отличающийся гибкостью по отношению к религии и «сопротивляющимся космополитизмом, чуждым как традиционной, так и« просвещенной »еврейской идентичности».

Османская империя

В классический период Османской империи (1300–1600) евреи, вместе с большинством других общин империи, достигли определенного уровня процветания. По сравнению с другими османскими подданными, они были доминирующей силой в коммерции и торговле, а также в дипломатии и других высоких должностях. В частности, в 16 веке евреи были наиболее заметными под просо, апогеем еврейского влияния, вероятно, могло быть назначение Иосифа Наси на Санджак-бея (губернатора, чин обычно дается только мусульманам) острова Наксос.

. Во время битвы при Ярмуке, когда Левант перешел подвласть мусульман, в Хайфа, Щхем, Хеврон, Рамле, Газа, Иерусалим и многие на севере. Цфат стал духовным центром евреев, и здесь был составлен Шулхан Арух, а также многие каббалистические тексты. Первая еврейская типография и первая печать в Западной Азии началась в 1577 году.

Евреи жили в географической области Малой Азии (современная Турция, но более географически - Анатолия или Малая Азия) более 2400 лет.. Первоначальное процветание в эллинистические времена угасло под христианским византийским правлением, но несколько восстановилось под властью различных мусульманских правительств, которые сменили Константинополь и сменили его. На протяжении большей части османского периода Турция была убежищем для евреев, спасающихся от преследований, и сегодня в ней по-прежнему проживает небольшое еврейское население. Ситуация, когда евреи время от времени пользовались культурным и экономическим процветанием, но в другое время подвергались массовым преследованиям, была резюмирована Г. Фон Грюнебаум:

Было бы нетрудно собрать воедино имена очень большого числа еврейских подданных или граждан исламского региона, которые достигли высокого положения, власти, большого финансового влияния, значительных и признанных интеллектуалов. достижение; и то же самое можно было сделать с христианами. Но снова будет нетрудно составить длинный список преследований, произвольных конфискаций, попыток насильственного обращения в другую веру или погромов.

Польша-Литва

В XVII веке на Западе проживало много значительных еврейских групп населения. Европа. Относительно толерантная Польша имела самое большое еврейское население в Европе, которое датируется 13 веком и наслаждается относительным процветанием и свободой почти четыреста лет; однако спокойная ситуация там закончилась, когда польские и литовские евреи были убиты казаками сотнями тысяч во время восстания Хмельницкого (1648) и шведских войн (1655). Под влиянием этих и других преследований евреи вернулись в Западную Европу в 17 веке. Последний запрет на проживание евреев в европейской стране был отменен в 1654 году, но периодические изгнания из отдельных городов все еще происходили, и евреям часто запрещали владеть землей или заставляли жить в гетто.

с Раздел Польши в конце 18 века, еврейское население было разделено между Российской Империей, Австро-Венгрией и Пруссией, которые разделили Польша для себя.

Европейское Просвещение и Хаскала (18 век)

В период европейского Возрождения и Просвещения в еврейской общине произошли значительные изменения. Движение Хаскала происходило параллельно с более широким Просвещением, когда евреи в 18 веке начали кампанию за освобождение от ограничительных законов и интеграцию в более широкое европейское общество. Светское и научное образование было добавлено к традиционному религиозному обучению студентов, и интерес к национальной еврейской идентичности, включая возрождение в изучении еврейской истории и иврита, начал расти. Хаскала породила реформистское и консервативное движения и посеяла семена сионизма, одновременно поощряя культурную ассимиляцию в странах, в которых проживали евреи. Примерно в то же время родилось другое движение, проповедующее почти противоположное Хаскале, хасидский иудаизм. Хасидский иудаизм зародился в 18 веке раввином Исраэлем Баал Шем Товом и быстро завоевал популярность благодаря своему более энергичному мистическому подходу к религии. Эти два движения и традиционный ортодоксальный подход к иудаизму, из которого они произошли, сформировали основу для современных разделений в рамках еврейских обычаев.

В то же время внешний мир менялся, и начались дебаты по поводу потенциального освобождения евреев (предоставления им равных прав). Первой страной, сделавшей это, была Франция во время Французской революции в 1789 году. Несмотря на это, евреи должны были ассимилироваться, а не продолжать свои традиции. Эта двойственность демонстрируется в знаменитой речи Клермон-Тоннера перед Национальным собранием в 1789 году:

Мы должны отказать во всем евреям как нации и предоставить все евреям как лиц. Мы должны отозвать признание у их судей; у них должны быть только наши судьи. Мы должны отказать в правовой защите соблюдению так называемых законов их иудейской организации; им нельзя позволять формировать в государстве ни политический орган, ни порядок. Они должны быть гражданами индивидуально. But, some will say to me, they do not want to be citizens. Ну тогда! If they do not want to be citizens, they should say so, and then, we should banish them. It is repugnant to have in the state an association of non-citizens, and a nation within the nation...

Hasidic Judaism

Hasidic Jews praying in the synagogue on Yom Kippur, by Maurycy Gottlieb

Hasidic Judaism is a branch ofОртодоксальный иудаизм, который способствует духовности и радости через популяризацию и интернализацию еврейского мистицизма как фундаментальных аспектов еврейской веры. Хасидизм составляет часть современного ультраортодоксального иудаизма, наряду с предыдущим талмудическим литовско-иешивским подходом и восточной сефардской традицией.

Он был основан в 18 веке Восточной Европой раввином Израилем Баал Шем Товом как реакция на чрезмерно законнический иудаизм. В противоположность этому, хасидские учения лелеяли искренность и скрытую святость неграмотного простого народа и их равенство с научной элитой. Акцент на Имманентном Божественном присутствии во всем придал новую ценность молитвам и добрым делам, наряду с раввинским превосходством исследования, и заменил историческое мистическим (каббалистическим) и этический (мусар) аскетизм и предостережение с оптимизмом, ободрением и ежедневным рвением. Это популистское эмоциональное возрождение сопровождало элитный идеал аннулирования до парадоксального божественного панентеизма через интеллектуальную артикуляцию внутренних измерений мистической мысли. Корректировка еврейских ценностей была направлена ​​на то, чтобы добавить к требуемым стандартам ритуала соблюдения, расслабляя другие, где преобладало вдохновение. Его общественные собрания прославляют одухотворенные песни и рассказы как формы мистической преданности.

XIX век
Французская гравюра 1806 года изображает Наполеона Бонапарта освобождение евреев.

Хотя гонения все еще существовали, эмансипация распространилась по Европе в 19 веке. Наполеон предлагал евреям покинуть еврейские гетто в Европе и искать убежища в недавно созданных толерантных политических режимах, которые предлагали равенство в соответствии с наполеоновским законом (см. Наполеон и евреи ). К 1871 году, когда Германия освободила евреев, все европейские страны, кроме России, освободили своих евреев.

Несмотря на растущую интеграцию евреев в светское общество, возникла новая форма антисемитизма, основанная на идеях расы и национальности, а не на религиозной ненависти средневековья. Эта форма антисемитизма утверждала, что евреи были отдельной и низшей расой от арийского народа Западной Европы, и привела к возникновению политических партий во Франции, Германии и Австро-Венгрии, которые проводили кампании на платформе откат эмансипации. Эта форма антисемитизма часто возникала в европейской культуре, наиболее известной из которых является процесс Дрейфуса во Франции. Эти преследования, наряду с спонсируемыми государством погромами в России в конце 19 века, заставили ряд евреев поверить в то, что они будут в безопасности только в своей стране. См. Теодор Герцль и История сионизма.

В течение этого периода еврейская миграция в Соединенные Штаты (см. Американские евреи ) создала большой новый сообщество по большей части освобождено от ограничений Европы. С 1890 по 1924 год в Соединенные Штаты прибыло более 2 миллионов евреев, большинство из них из России и Восточной Европы. Аналогичный случай произошел на южной оконечности континента, в частности в странах Аргентина и Уругвай.

20 век

Современный сионизм

Теодор Герцль, провидец еврейского государства, в 1901 году.

В течение 1870-х и 1880-х годов еврейское население Европы начало более активно обсуждать иммиграцию обратно в Израиль и восстановление еврейской нации на своей национальной родине, выполняя библейские пророчества. относящиеся к Шиват Цион. В 1882 г. первое сионистское поселение - Ришон ле-Цион - было основано иммигрантами, принадлежавшими к движению «Ховевей Цион ». Позже движение «Билу » основало множество других поселений на земле Израиля.

Сионистское движение было официально основано после (1884 г.) и Всемирного сионистского конгресса (1897 г.), и именно Теодор Герцль борьба за создание государства для евреев.

После Первой мировой войны казалось, что появились условия для создания такого государства: Соединенное Королевство захватило Палестину у Османской империи, а евреи получили обещание «Национального дома» от британцев в форме Декларации Бальфура 1917 года, данной Хаиму Вейцману.

В 1920 году британский мандат Началась Палестина, и проеврейский Герберт Самуэль был назначен Верховным комиссаром в Палестине, основан Еврейский университет Иерусалима, произошло несколько крупных волн иммиграции евреев в Палестину. Арабские жители Палестины враждебно настроены к еврейской иммиграции и начали сопротивляться еврейским поселениям и проеврейской политике британского правительства с помощью насилия.

Арабские банды начали совершать акты насилия и убийства конвоев и еврейского общества. После арабских беспорядков 1920 и 1921 беспорядков в Яффе еврейское руководство Палестины считало, что у британцев нет желания противостоять местным арабам бандам из-за их нападений на палестинских евреев. Полагая, они могут полагаться на британскую администрацию по защите от этих бандов, еврейское руководствоало устройство Хагана для защиты своих ферм и кибуцев.

Крупные беспорядки произошли во время палестинских беспорядков 1929 года и арабского восстания 1936–1939 годов в Палестине.

Из-за роста насилия Соединенное Королевство постепенно начало отходить от первоначального идея еврейского государства и размышления о двунациональном решении или арабском государстве, в котором будет еврейское меньшинство.

Между тем евреи Европы и США добились успехов в области науки, культуры и экономики. Среди тех, кого обычно называют самыми известными, были ученый Альберт Эйнштейн и философ Людвиг Витгенштейн. Непропорционально большое количество лауреатов Нобелевской программы в то время были евреями, как и сейчас. В России многие евреи участвовали в Октябрьской революции и принадлежали к Коммунистической партии.

Холокост

Мальчик поднимает руку, когда евреи покидают беры после подачи Восстание в Варшавском гетто Тела заключенных Миттельбау-Дора нацистского концлагеря, погибших во время союзных бомбардировок 3 и 4 апреля 1945 года

В 1933 году, с приходом к власти Адольфа Гитлера и нацистской партии в Германии, положение евреев плохое. Экономический кризис, расовые антиеврейские законы и страховые предстоящие войны заставили многих жить в Палестину, в Соединенных Штатах и ​​в Советском Союзе Европы.

В 1939 началась Вторая мировая война, и до 1941 Гитлер оккупировал почти всю Европу, включая Польшу, где в то время жили миллионы евреев, и Францию. В 1941 году, после вторжения в Советский Союз, началось Окончательное решение, обширная организованная операция беспрецедентного масштаба, приведенная на уничтожение еврейского народа и приведенная к европейскому преследованию политическая Европа, в том числе европейская Северная Африка (пронацистская) Виши-Северная Африка и итальянская Ливия). Этот геноцид, в ходе которого методично и с ужасающей жестокостью было убито около миллионов евреев, известен как Холокост или Шоа (термин на иврите). В Польше один миллион евреев был убит в газовых камерах только в лагерном комплексе Освенцим.

Масштаб Холокоста и ужасы, произошли во время него, сильно повлияли на еврейский народ и мировое общественное мнение, которое осознало масштабы Холокоста только после войны. Затем были усилены попытки по созданию еврейского государства в Палестине.

Создание государства Израиль

В 1945 году еврейские организации сопротивления в Палестине объединились и основали Движение еврейского сопротивления. Движение начало партизанские атаки против арабских полувоенных формирований и британских властей. После взрыва в отеле King David, Хаим Вейцман, президент WZO призвал движение прекратить все дальнейшие военные действия, пока не будет принято решение Еврейское агентство. Еврейское агентство поддержало рекомендацию Вейцмана о прекращении деятельности, которое неохотно принимает Хагана, но не Иргун и Легий. JRM была распущена, и каждая из групп-основателей продолжала действовать в соответствии со своей собственной политикой.

Еврейское руководство решило сосредоточить борьбу на нелегальной иммиграции в Палестину и начало организовывать массовое количество еврейских военных из Европы., без одобрения британских властей. Эта иммиграция внесла большой вклад в создание еврейских поселений в Израиле в мировом общественном мнении, и британские власти решили Организации Объединенных Наций решать судьбу Палестины.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных приняла Резолюцию 181 (II), в которой рекомендовалось разделить Палестину на арабское государство, еврейское государство и город Иерусалим. Еврейское руководство приняло это решение, но Лига арабских государств и руководство палестинских арабов выступили против него. После периода гражданской войны началась арабо-израильская война 1948 года.

В середине войны, после того как последние британские солдаты покинули Палестинский мандат, Давид Бен-Гурион 14 мая 1948 года провозгласил создание еврейского государства в Эрец-Исра Исэль, которое будет называться Государством Израиль. В 1949 году закончилась, и государство Израиль начало строить государство и поглотить огромные волны сотен тысяч евреев со всего мира.

С 1948 года Израиль участвовал в серию крупных военных конфликтов, включая 1956 Суэцкий кризис, 1967 Шестидневную войну, 1973 Йом Киппурская война, Ливанская война 1982 года и Ливанская война 2006 года, а также почти постоянная серия продолжающихся мелких конфликтов.

С 1977 года Израиль, палестинские организации, их соседи и другие стороны, включая Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз, начали серию непрекращенных сил и силы безуспешных дипломатических усилий, направленных на достижение мирный процессный процесс для разрешения конфликтов между Израилем и его соседями, в основном из-за судьбы палестинского народа.

21 век

Израиль - это парламентская демократия с населением более 8 миллионов человек, из которых 6 миллионов - евреи. Самые большие еврейские общины находятся в Израиле и США, с предварительными общинами во Франции, Аргентине, России, Англии и Канаде. Статистические данные, относящиеся к современной еврейской демографии, см. В разделе Еврейское население.

Еврейская автономная область, созданная в советский период, по-прежнему является автономной областью о государстве российском. Главный раввин из Биробиджана, Мордехай Шайнер говорит, что в столице проживает 4000 евреев. Губернатор Николай Михайлович Волков заявил, что он намерен поддерживать все ценные инициативы, поддерживаемые нашими местными еврейскими организациями ». Биробиджанская синагога открылась в 2004 году, к 70-летию основания региона в 1934 году.

Число людей, идентифицировавших себя как евреев в Англии и Уэльсе, немного выросло между 2001 и 2011 годами, при этом рост объясняется более высокой рождаемостью в общине харедим. Предполагаемое британское еврейское население в Англии по состоянию на 2011 год составляет 263 346 человек.

История евреев по или регионам

Историческое и современное еврейское население по странам см. Евреи по странам.

Последняя правка сделана 2021-05-24 09:20:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте