Йехиэль Парижский | |
---|---|
Личный | |
Родился | Париж, Франция |
Умер | c.1268. Акко, Иерусалимское королевство |
Религия | Иудаизм |
Йехиэль бен Иосиф из Парижа или Иехиль из Парижа, по-французски Сир Вивес (иудео-французский : שיר ויויש) и Vivus Meldensis («Vives of Meaux ») на латыни, был крупным талмудистом и Тосафист из северной Франции, тесть Исаака бен Иосифа Корбейского. Он был учеником раввина Иуды Мессера Леона и сменил его в 1225 году на должности главы ешивы в Париже, которая тогда хвасталась около 300 студентов; его самым известным учеником был Меир из Ротенбурга. Он является автором многих Тосафот.
Йехиэль из Парижа наиболее известен как главный защитник иудаизма в 1240 Парижском диспуте, состоявшемся при дворе Людовика IX, где он выступал против новообращенного Николая Донина. Это было первое официальное мероприятие в средневековом христианском мире. В защиту обвинений в клеветнических цитатах в Талмуде против основателя христианства, Йехиэль утверждал, что ссылки на Йешу на самом деле относятся к разным людям. Йехиэль описывает их как сам Иисус, казненный за колдовство (р. Сота 47а), еще один «Йешу ха-Ноцри», также из Назарета (р. Санхедрин 107б), и третий «Йешу» из кипящих экскрементов в б. Гиттин 47а. Бергер (1998) пишет: «Что бы ни думали об искренности теории множественного Иисуса, Р. Йехиэль нашел способ нейтрализовать некоторые опасные раввинские утверждения, и все же основная ашкеназская оценка Иисуса остается даже в тексте этого спора». За аргументом Йехиэля последовал Нахманид на диспуте в Барселоне в 1263 году, но не Профиат Дуран на диспутации при Тортосе в 1413 году. –14.
Хотя по крайней мере некоторые полагали, что спорщики успешно защитили иудаизм, был принят указ о публичном сожжении всех доступных рукописей Талмуда - и в пятницу, 17 июня 1244 года было подожжено 24 вагона письменных работ.
Согласно некоторым источникам, Йехиэль прибыл в Аутремер около 1258 года и поселился в Акко, где тогда правил крестоносец Иерусалимское королевство вместе со своим сыном, мессиром Делисьё (מישירא דילשיש) и большой группой последователей. Вскоре он восстановил Великую Парижскую академию (Мидраш ха-Гадол д'Парис) и, как полагают, умер там между 1265 и 1268 годами. Он был похоронен недалеко от Хайфы, на горе Кармель.
Согласно Симха Эмануэль [он], однако, он никогда не эмигрировал и умер во Франции, где был обнаружен фрагмент погребального камня с надписью:
מורנו
י) יחיאל)
לגן עד
(перевод: наш господин Йехиэль в рай), что может быть от рабби Йехиэля.
Он был тосафистом. Его тосафот цитируется как авторитетный Перец бен Элайджа в «Кол Бо» и в «Мордехай». Его часто цитируют также в отредактированном tosafot.
Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Иехиэль Бен Иосиф из Парижа». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.