Диспут в Барселоне (20–24 июля, 1263) был формально упорядоченным средневековым дебатом между представителями христианства и иудаизма относительно того, был ли Иисус Мессией. Он проводился в королевском дворце короля Якова I Арагонского в присутствии короля, его двора и многих видных церковных сановников и рыцарей между доминиканским монахом 2>Пабло Кристиани, обращенный из иудаизма в христианство, и Нахманид (Моше Бен Нахман, также называемый Рамбаном), ведущий средневековый еврейский ученый, философ, врач, каббалист и библейский комментатор.
В средние века было множество споров по порядку между христианами и евреями. Они были связаны с сожжением Талмуда на костре и насилием над евреями. В Барселоне евреям, как и христианам, была предоставлена абсолютная свобода высказывать свои аргументы так, как они хотели, что сделало этот спор уникальным.
Упорядоченный диспут был организован Раймоном де Пеньяфором, настоятелем Кристиани и духовником Якова I. Христиани проповедовал евреям из Прованс. Опираясь на сдержанность, которую его противник будет вынужден поддерживать из-за страха навлечь на себя гнев христианских сановников, Кристиани заверил короля, что сможет доказать истинность христианства из Талмуда и других раввинских писаний.. Нахманид выполнил приказ короля, но оговорил, что должна быть предоставлена полная свобода слова.
Диспут проходил перед королевским двором короля Арагона Иакова (1263 г.), который гарантировал и утверждал свободу слова для еврейского представителя Нахманида. Это привело к подлинной конфронтации между христианством и иудаизмом, в ходе которой можно было выявить истинные фундаментальные различия между двумя религиями.
Дебаты развернулись вокруг следующих вопросов:
Основываясь на нескольких агадических отрывках, Кристиани утверждал, что фарисейские мудрецы считали, что Мессия жил во времена Талмуда, и что поэтому они, должно быть, полагали, что Мессией был Иисус.
. Нахманид возразил, что интерпретация Кристиани талмудических отрывков сама по себе является искажением; раввины не намекали, что Иисус был Мессией, и в то же время открыто противостояли ему как таковому:
«Имеет ли он в виду, что мудрецы Талмуда верили в Иисуса как в мессию и верили, что он одновременно человеческое и божественное, как считают христиане? Однако хорошо известно, что инцидент с Иисусом произошел в период Второго Храма. Он родился и убит до разрушения Храма, в то время как мудрецы Талмуда Как и Р. Акиба и его соратники, последовали за этим разрушением. Те, кто составил Мишну, раввин и рабби Натан, жили много лет после разрушения. Тем более что Р. Аши, составивший Талмуд, проживший около четырехсот лет после разрушения. Если эти мудрецы верили, что Иисус был мессией и что его вера и религия были истинными, и если они написали эти вещи, из которых монах Павел намеревается это доказать, то как они остались в иудейской вере и в своей прежней практике? ? Потому что они были евреями, rema всю свою жизнь исповедовали иудейскую веру, и умерли евреи - они, их дети и их ученики, которые слышали их учение. Почему они не обратились и не обратились к вере Иисуса, как монах Павел?... Если эти мудрецы верили в Иисуса и в его веру, почему они не поступали так, как монах Павел, понимающий их учение лучше, чем они сами? »
Нахманид отметил эти пророческие обещания Мессианская эпоха, царство всеобщего мира и справедливости, еще не наступила. Нахманид также утверждал, что с момента появления Иисуса из Назарета мир все еще был наполнен насилием и несправедливостью, и среди всех религий он утверждал, что христиане были самыми воинственными. Он утверждал, что вопросы о Мессии имеют меньшее догматическое значение для евреев, чем думает большинство христиан, потому что евреи более достойны соблюдения предписаний Торы под христианским руководством. правитель, находясь в изгнании и страдая от унижений и злоупотреблений, чем под властью Мессии, когда каждый вынужден действовать в соответствии с Законом.
Нахманид продемонстрировал из многочисленных библейских и талмудические источники, что традиционная (раввинская) еврейская вера противоречила постулатам Кристиани, и показали, что библейские пророки рассматривали будущего мессию как человека, человека из плоти и крови, не приписывая ему божественных атрибутов.
«[... кажется очень странным, что...] Создатель Неба и Земли обратился к чреву некой еврейской женщины, рос там девять месяцев и родился младенцем, а затем вырос и был предан в руки его врагов, которые приговорили его к смерти и казнили, и что впоследствии... он ожил и вернулся на свое прежнее место. Ум еврея или любого другого человека просто не может терпеть эти утверждения Если вы всю свою жизнь слушали священников, которые наполнили ваш мозг и мозг ваших костей этим учением, и оно вошло в вас из-за этой привычной привычки. [Я бы сказал, что если бы вы слышали эти идеи для в первый раз, теперь, став взрослым], вы бы никогда не приняли их ».
Согласно отчету Нахманида,
монах Павел утверждал:« Вот отрывок из Исайи, глава 53, повествует о смерть мессии и как он должен был попасть в руки своих врагов и как он был помещен рядом с нечестивый, как случилось с Иисусом. Вы верите, что в этом разделе говорится о мессии?
Я сказал ему: «С точки зрения истинного значения этого раздела, он говорит только о народе Израиля, которого пророки регулярно называют« Израиль, Мой слуга »или« Иаков, Мой слуга ».
Еврейские жители Барселоны, опасаясь возмущения доминиканцев, умоляли его прекратить; но царь, которого Нахманид знал об опасениях иудеев, просил его продолжить путь. В конце диспута Иаков I наградил Нахманида премией в размере 300 золотых монет и заявил, что никогда раньше он не слышал, чтобы «несправедливое дело так благородно защищалось». В Шаббат после дебатов, король также посетил Sinagoga Major de Barcelona, возможно, одну из старейших синагог в Европе, и обратился там к еврейским прихожанам., «вещь неслыханная в средние века».
Поскольку доминиканцы заявили о своей победе, Нахманид покинул Арагон, чтобы никогда больше не возвращаться, и в 1267 году поселился в Палестине. Там он основал синагогу в Старом городе в Иерусалиме, синагогу Рамбана. Это самая старая синагога Иерусалима.
В августе 1263 года Яков I приказал удалить отрывки из Талмуда, которые считались оскорбительными. Комитет, назначенный для проведения этой цензуры, состоял из епископа Барселоны Арнау де Гурб, Раймонда де Пеньяфорта и доминиканцев Арнольдо де Легарра, Педро де Жануа и Рамона Марти (автор Pugio Fidei).
Это событие стало источником вдохновения для пьесы Хайама Маккоби «Диспут». Это было инсценировано для телевидения в 1986 году Channel 4 с Кристофером Ли, Бобом Пеком и Аланом Доби.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Зингер, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Споры». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.