Диспут

редактировать
Формализованный метод обсуждения, предназначенный для раскрытия и установления истин в теологии и науке Диспут между еврейскими и христианскими учеными (1483)

В схоластической системе образования Средневековья, disputation (на латыни : disputationes, единственное число: disputatio) формализованный метод обсуждения, предназначенный для раскрытия и установления истин в теологии и науках. Фиксированные правила управляли процессом: они требовали зависимости от традиционных письменных авторитетов и тщательного понимания каждого аргумента с каждой стороны.

Содержание

  • 1 Средневековые диспуты
    • 1.1 Межконфессиональные диспуты
  • 2 Возникновение протестантизма (1518–1550)
    • 2.1 Гейдельбергский диспут (1518)
    • 2.2 Лейпцигский диспут (1519)
    • 2.3 Регенсбургский сейм (1541 г.)
    • 2.4 Беседа в Пуасси (1561 г.)
  • 3 Спор в Библии
  • 4 Споры Акбара Великого
  • 5 В художественной литературе
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Средневековые диспуты

c. 1208. На этой картине 15 века Педро Берругете изображена легенда о святом Доминике и его альбигойце, бросивших свои книги в огонь. Книги святого Доминика чудесным образом выпрыгнули из огня.

Межконфессиональные диспуты

Значительная категория диспутов произошла между христианами и иудеями теологами как форма теологических и философских дебатов и прозелитизма. Часто христианская сторона была представлена ​​недавно обращенным из иудаизма. Единственный способ для еврейской стороны «победить» - это форсировать ничью, втягивая христианскую сторону в положение, в котором для победы необходимо отрицать Ветхий Завет, совершая ересь. По словам Майкла Дж. Кука, «поскольку« победа »в дебатах вполне может поставить под угрозу безопасность еврейской общины в целом, то, что еврейские участники спора публично заявили или воздержались от высказывания, безусловно, учитывались политические соображения... Официальные стенограммы этих слушаний, более того, они не могут дублировать то, что на самом деле произошло; в некоторых местах то, что они записывают, было не живым действием, как это было, а христианской полемической переработкой, составленной постфактум ".

Возникновение протестантизма (1518–1550)

Мартин Лютер открыл Протестантская Реформация, потребовав диспута по его 95 тезисам, 31 октября 1517 года. Хотя представленный как призыв к обычному схоластическому диспуту, устные дебаты так и не состоялись.

Гейдельбергский диспут (1518)

Во время съезда, состоявшегося в Гейдельберге в апреле 1518 года, Лютер организовал диспут по 28 теологическим и 12 философским тезисам. Ему удалось победить Иоганна Бренца и доминиканца Мартина Бусера.

Лейпцигский диспут (1519)

Иоганн Эк участвовал в литературном конкурсе с Андреасом Карлштадтом и вызвал своего противника на общественное обсуждение. В Лейпциге, хотя преподаватели университета заявили протест, а епископы Мерзебургского и Бранденбургского объявили запреты и отлучили от церкви, диспут проходил под эгидой герцога Саксонского Георгия. Эк приехал в Лейпциг с одним сопровождающим; Лютер и Карлштадт вошли в город в сопровождении армии сторонников, в основном студентов. С 27 июня по 4 июля (1519 г.) Эк и Карлштадт обсуждали тему свободы воли и нашей способности сотрудничать с изяществом. Эк вынудил своего антагониста сделать признание, которое поставило в тупик новую лютеранскую доктрину, после чего сам Лютер выступил с критикой догмы божественного права. За спорами о первенстве папы последовали дискуссии о чистилище, индульгенциях, покаянии и т. Д. 14 и 15 июля Карлштадт возобновил свою работу. обсуждение свободы воли и добрых дел. Наконец, герцог Джордж объявил диспут закрытым, и каждый из соперников, как обычно, ушел, заявляя о своей победе.

Из двух университетов, за которыми было закреплено окончательное решение, Эрфуртский университет отказался вмешиваться и вернул документы; Парижский университет судил сочинения Лютера, прилагая к каждому его мнению богословское порицание. Лютер получил поддержку Меланхтона.

Лейпцигский диспут был последним случаем, когда древний обычай присягать не продвигать никаких догматов, противоречащих католической доктрине, соблюдался. Во всех последующих спорах между католиками и протестантами чистый текст Священного Писания считался авторитетным. Это поставило католиков в невыгодное положение. Это особенно имело место в Швейцарии, где Цвингли и его помощники организовали ряд односторонних дебатов под председательством городских советов, уже перешедших на сторону протестантизма. Таковы были диспуты в Цюрихе 1523 г., Швейцарском Бадене 1526 г. и Берне 1528 г. Результатом всех этих споров стала отмена католического богослужения и, по их мнению, осквернение церквей и религиозных учреждений.

Регенсбургский сейм (1541 г.)

Император Карл V попытался «скорейшим и мирным прекращением» религиозных проблем Германии посредством конференций между католическими и протестантскими богословами. Протестанты заявили о своей решимости придерживаться условий Аугсбургского исповедания и, кроме того, формально отвергли авторитет римского понтифика и «не допустили бы другого судьи спора, кроме Иисуса Христа»; Папа Павел III и Лютер предсказывали неудачу. Однако, поскольку император и его брат, король Фердинанд, настаивали на судебном разбирательстве, папа уполномочил своего нунция Джованни Мороне перейти к Шпейеру, где собрание было созвано на июнь 1540 года. Поскольку в этом городе свирепствовала чума, конференция состоялась в Хагенау. Ни курфюрста Саксонии, ни ландграфа Гессенского нельзя было убедить присутствовать. Меланхтон отсутствовал из-за болезни. Ведущими протестантскими теологами на конференции были Буцер, Бренц, Освальд Миконий, Амброзиус Бларер и Урбанус Регий. Наиболее известными католиками были Иоганн Фабер, епископ Вены и Экк. Присутствовал Жан Кальвин, затем изгнанный из Женевы ; он выступал в качестве доверенного лица короля Франции. Через месяц король Фердинанд прервал конференцию, чтобы собраться в Вормсе 28 октября.

Не обеспокоенный провалом конференции в Хагенау, император приложил еще больше усилий для успеха предстоящего разговора в Вормсе. Он отправил своего министра Гранвелла и Ортиса, своего посланника, к папскому двору. Последний привез с собой иезуита Петра Фабера. Папа послал епископа Фельтре, брата кардинала, и приказал Морону присутствовать. Они не должны были участвовать в дебатах, но должны были внимательно следить за событиями и докладывать Риму. Гранвелла открыла слушания в Вормсе 25 ноября красноречивым и примирительным обращением. Он изобразил зло, постигшее Германию, «некогда первую из всех наций в верности, религии, благочестии и богослужении», и предупредил своих слушателей, что «все беды, которые постигнут вас и ваш народ, если, цепляясь за упорно предубеждений, предотвратить возобновление согласия, будет приписан к вам как авторы них «. От имени протестантов Меланхтон дал «бесстрашный ответ»; он возложил всю вину на католиков, которые отказались принять новое Евангелие.

Много времени было потрачено на споры по порядку ведения заседания; в конце концов было решено, что Экк должен быть представителем католиков и Меланхтона для протестантов. Дебаты начались 14 января 1541 года. Аугсбургская исповедь как основа конференции; Аугсбургское Исповедание 1540 г. отличалось от Исповедания 1530 г. и было изменено Меланхтоном в соответствии с его сакраментарским взглядом на Евхаристию. Эк и Меланхтон четыре дня боролись по теме первородного греха и его последствий, и была составлена ​​формула, с которой согласились обе стороны, протестанты с оговоркой.

На этом этапе Гранвелла приостановил конференцию, которая должна была возобновиться в Регенсбурге, где император созвал сейм, на котором он обещал присутствовать лично. Этот сейм, от которого император ожидал блестящих результатов, был созван 5 апреля 1541 года. В качестве легата папы явился кардинал Контарини, которому ассистировал нунций Мороне. Кальвин присутствовал якобы для того, чтобы представлять Люнебург, а на самом деле способствовать разногласиям в интересах Франции. В качестве собеседников на религиозной конференции, которая проходила одновременно, Чарльз назначил Экка, Пфлуга и Гроппера с католической стороны, а Меланхтона, Бусера и Писториуса - со стороны католиков. Протестанты. Документ загадочного происхождения, Регенсбургская книга, был представлен Иоахимом Бранденбургским в качестве основы для соглашения. Эта компиляция, разработанная позже, была результатом секретных конференций, состоявшихся во время встречи в Вормсе, между протестантами, Бусером и Вольфгангом Капито, с одной стороны, и лютеранскими гропперами и секретарем императора. назван с другой. Он состоял из двадцати трех глав, в которых была сделана попытка сформулировать противоречивые доктрины, чтобы каждая сторона могла найти в них свои собственные взгляды. Сколько должны были сделать Чарльз и Гранвелла в сделке, неизвестно; они, конечно, знали и одобряли это. «Книга» была представлена ​​курфюрстом Бранденбурга на суд Лютера и Меланхтона; и их пренебрежительное отношение к нему не предвещало успеха.

Когда его показали легату и Морону, последний был за то, что отклонил его сразу; Контарини, сделав множество поправок, особенно подчеркнув в статье 14 догму пресуществления, заявил, что теперь «как частное лицо» он может принять это; но как легат он должен посоветоваться с католическими теологами. Экк обеспечил замену более лаконичным изложением доктрины оправдания. Таким образом, "Книга" была представлена ​​собеседникам на рассмотрение Гранвеллой. Были приняты первые четыре статьи, касающиеся человека до грехопадения, свободы воли, происхождения греха и первородного греха. Битва началась всерьез, когда вышла пятая статья об оправдании. После долгих и ожесточенных дебатов Бусер представил формулу, которая была принята большинством, с такой формулировкой, которая допускала католическую и лютеранскую интерпретацию. Естественно, это не удовлетворило обе стороны. Святейший Престол осудил его и резко упрекнул Контарини за то, что он не протестовал против него. В отношении других важных статей не было достигнуто большего успеха.

22 мая конференция закончилась, и император был проинформирован о согласованных статьях и тех, по которым соглашение было невозможно. Чарльз был очень разочарован, но был бессилен что-либо сделать. Указ, известный как Regensburg Interim, опубликованный 28 июля 1541 года, предписывающий обеим сторонам соблюдать статьи, согласованные богословами, был проигнорирован обеими сторонами.

Столь же безрезультатно было последнее совещание, созванное Карлом в Регенсбурге в 1546 году, незадолго до начала Смолкальдийской войны.

Беседа в Пуасси (1561)

Спор в Библии

Слово «спор» встречается дважды в версии Библии короля Иакова.

  • «Когда, таким образом, у Павла и Варнавы не было мелких разногласий и споров с ними, они решили, что Павел и Варнава, а также некоторые другие из них, должны пойти в Иерусалим к апостолам и старейшинам по этому вопросу ». (Книга Деяний 15: 2)
  • «Немощного в вере принимайте вы, но не на споры сомнительные». (Послание к римлянам 14: 1)

Споры Акбара Великого

Акбара Великого, третьего из мусульман императоров Великих Моголов в Индии (1542–1605), проявил нетерпимое отношение к индуистам и другим религиям в первые годы своего правления, но позже проявил терпимость к неисламским религиям, отменив некоторые из строгих законов шариата. Затем он начал серию религиозных дебатов, в которых мусульманские ученые обсуждали религиозные вопросы с индуистами, джайнами, зороастрийцами и португальцами. Римско-католический иезуиты. Он относился к этим религиозным лидерам с большим уважением, независимо от их веры, и уважал их.

В художественной литературе

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Бергер, Дэвид. Еврейско-христианские дебаты в средние века (Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1979)
  • Хазан, Роберт Кинжалы веры: христианское миссионерство тринадцатого века и реакция евреев (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1989).
  • Коэн, Джереми Братья и евреи (Итака, Нью-Йорк: Cornell University Press, 1982).
  • Коэн, Мартин А. "Размышления о тексте и контексте Диспут в Барселоне », Ежегодник Еврейского унион-колледжа 35 (1964): стр. 157–92.
  • Донавин, Джорджиана; Кэрол Постер и Ричард Утц, ред. Средневековые формы аргументации: диспут и дебаты (Evanston, IL: Northwestern University Press, 2002)
  • Ласкер, Дэниел Дж. Еврейская философская полемика против христианства в средние века (Нью-Йорк: Ktav, 1977).
  • Маккоби, Хайам, изд. и пер., Иудаизм на испытании: еврейско-христианские споры в средние века (Восточный Брансуик, Нью-Джерси: Associated University Press, 1982)
  • Рэнкин, Оливер С., изд., Еврейская религиозная полемика (Эдинбург: Университет Press, 1956)
  • Талмейдж, Фрэнк Э., ред., Диспут и диалог: Чтения в еврейско-христианской встрече (Нью-Йорк: Ктав, 1975)

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 09:06:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте