Караимский иудаизм

редактировать
Еврейское религиозное религиозное, для которогоно признание только письменной Торы в качестве ее высшего авторитета в еврейском религиозном законе и теологии.
Евреи-караимы
יהדות קראית
Общая численность населения
ок. 35 000–50 000
Регионы со численностью населения
Израиль прибл. 40,000
Украина 1,196. (535 в Крыму )
США ок. 1000

караимский иудаизм () или караизм (; иврит : יהדות קראית, Современный : Яхадут Кара'ит из, Тиберий : Каратим, что означает «Читатели»; также пишется Караитский Иудаизм или Караизм ) является Еврейское религиозное движение, характеризующееся признанием только письменной Торы в качестве его высшего авторитета в галахе (еврейский религиозный закон ) и богословие. Караимы утверждают, что все божественные заповеди, переданные Моисею Богом, были записаны в письменной Торе без дополнительных Устных Законов или объяснений. 201>раввинистического иудаизма, считает Устную Тору, кодифицированную в Талмуде и работы, как авторитетную интерпр етацию Тора. В результате караимский еврей не принимают как обязательные письменные сборники устной традиции в Мидраше или Талмуде.

. толкуя, караимы стремятся придерживаться простого или наиболее очевидного значения (пешат ); это не обязательно буквальное значение, а скорее значение, которое было бы естественно понято древними израильтянами, когда были впервые написаны книги Торы. Напротив, раввинистический иудаизм полагается на правовые постановления синедриона, поскольку они коданы в Мидраше, Талмуде и других источниках, чтобы указать на подлинный смысл Торы. Караимский иудаизм рассматривает все толкования Торы с одинаковой тщательностью независимо от их источника, и учитывает, что каждый отдельный еврей несет личную ответственность за изучение Торы и, в конечном итоге, личное определение ее правильного значения. Караимы могут принимать во внимание аргументы Талмуда и других трудов, не превознося их над другими точками зрения.

Согласно Мардохею бен Ниссану, предками караимов была группа под названием Бенеи Шедек в период Второго Храма. Историки спорят о том, имеет ли караизм прямую связь с саддукеями, восходящими к концу периода Второго Храма (70 г. н.э.), или караизм представляет собой новое появление подобных просмотров. Караимы всегда утверждали, что, несмотря на некоторые мнения, сходство с саддуками из-за неприятия раввинской власти и между ними есть существенные различия.

Согласно раввину Аврааму ибн Дауду в его «Сефер ха-Каббала», караимское движение кристаллизовалось в Багдаде в гаонический период (примерно с 7 по н. 9 век) под Аббасидским халифатом на территории современного Ирака. Это мнение, общепринятое среди евреев-раввинов. Однако некоторые арабские ученые утверждают, что караимская община в Египте в первой половине VII века, на основании юридического документа, которому принадлежит караимская община в Египте владела до конца XIX века, в котором первые исламские Губернатор приказал лидерам раввинской общины не вмешиваться в караимские обычаи и, как они отмечают свои праздники. Говорят, что на нем была печать на ладони 'Амра ибн аль-'Аса, первого исламского правителя Египта, и, как сообщается, он был датирован 20 хиджры (641 г. н. э.). 71>

Караимы когда-то составляли значительную часть еврейского населения. Оценить численность караимского населения сложно, потому что они верят на основании 32-й главы Бытия, что считать евреев запрещено. Считается, что в 21 веке около 30 000–50 000 человек будут проживать в Израиле, меньшие по размеру общины - в Турции, Европе и США. По другой оценке из 50 000 во всем мире более 40 000 происходило от тех, кто совершил алию из Египта и Ирака в Израиль. Самая большая община караимов сегодня проживает в израильском городе Ашдод.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Девятый век
    • 1.3 Золотой век
    • 1.4 Анекдот о караимах в Египте в XIII века
    • 1.5 Караимы в Российской Империи
    • 1.6 Шестидневная война
  • 2 Верования
    • 2.1 Караимские толкования Торы
    • 2.2 Шаббат
    • 2.3 Законы ритуальной чистоты
    • 2.4 Сефират ха-Омер и Шаву ' от
    • 2,5 Цицит (Ṣiṣiyot)
    • 2,6 Тфилин
    • 2,7 Мезузот
    • 2,8 Мамзерим
    • 2.9 Четыре вида
    • 2.10 Кто такой еврей?
    • 2.11 Произношение Тетраграмматона
  • 3 Писания
  • 4 Караимы, Аарон Бен Моше Бен Ашер и масоретский текст
  • 5 Караимы сегодня
  • 6 Караизм в раввинистическом еврейском мнении
    • 6.1 Раввинская классификация еврейского
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
История

Истоки

Караимская синагога в Старый город (Иерусалим)

Споры среди еврейских сект относительно g действие Устного закона восходит к эллинистическому периоду, II и I вв. до н. э. Соответственно, некоторые ученые прослеживают происхождение караизма от тех, кто отверг талмудическую традицию как нововведение. Иуда Галеви, еврейский философ XI века и раввин, написал защиту иудаизма под названием Кузари, поместив истоки караизма в I и II века до н.э., во время правления Александра Яннея («Царь Джаннай»), царя Иудеи с 103 по 76 г. до н.э.:

после него пришел Иуда б. Таббай и Симон б. Шетау с друзьями обоих. В этом периоде возникло учение караимов в результате инцидента между мудрецами и царем Джаннаи, который был священником. Его мать подозревалась в том, что она «профанная женщина». Один из мудрецов сослался на это, сказав ему: «Наслаждайся, о царь Джаннай, царской короной, но оставь священническую корону семени Аарона». Его друзья настроили его против Мудрецов, посоветовав запугать, изгнать и рассеять или убить их. Он ответил: «Если я уничтожу мудрецов, что будет с нашим Законом?» «Есть желающий законный закон», - ответили они, - любой желающий может завершить закон и сделать это; не обращайте внимания на устный закон ». Он последовал их совету и изгнал мудрецов и среди них Симона б. Шетан, его зять. Раввинизм на некоторое время был подавлен. Другая сторона пыталась установить закон, основанный на собственной концепции, но потерпела неудачу, пока Саймон б. Шетан вернулся со своими учениками из Александрии и вернул традиции в прежнее состояние. Однако караизм пустил корни среди людей, которые отвергали устный закон и, как мы видим сегодня, прибегали к помощи всякого рода доказательств. Что касается садиков и ботосов, это являются сектантами, преданными анафеме в молитве нашей.

Авраам Гейгер, немецкий ученый 19-го века, основавший реформистский иудаизм, постулировал связь между караимами. и остаток саддуев, еврейской секты I века, которая буквально еврейской Библии и отвергала фарисеи понятие Устной Торы еще до того, как она была написана. Точка зрения Гейгера основана на сравнении караимов и саддукеев галаха : например, меньшинство в караимском иудаизме не верит в воскресение мертвых или загробную жизнь, положение также занимали саддукеи. Британский теолог Джон Гилл (1767) отмечал:

Во времена Иоанна Гиркана и Александра Яннея, его сын, возникла секта караимов, противостоящая Фарисеи, которые ввели традиции и установили устный закон, который эти люди отвергли. Во времена упомянутых князей жили Симеон бен Шетах и ​​Иуда бен Таббай, которые процветали в 3621 году AM, эти двое отделились, последний от первого, потому что он не мог принять свои изобретения, которые он создал из своего собственного мозга; и от него произошли караимов, которые сначала были названы обществом или конгрегацией Иуды бен Таббаи, которое было изменено на имя караимов.

Гилл также прослеживает секту караимов до раскола между школами Гилеля. Старший и Шаммай в 30 г. до н.э.

Американский ученый Бернард Ревель отвергает многие доказательства Гейгера в его опубликованной в 1913 году диссертации Караимская Галаха. Ревель также указывает на множество корреляций между караимской галахой и теологией и на интерпретации Филона из Александрии, философа I века и еврейского ученого. Он также отмечает писания караима 10-го века, который используется на работе Филона, что караимы использовали сочинения Филона в развитии своего движения. Более поздние средневековые комментаторы караимов не рассматривали Филона в благоприятном свете. Эти отношения демонстрируют трение между ними караимским богословием и возможными связями с философией Филона, что может служить либо отрицанием их происхождения, либо отказом от теологических позиций, которые больше не принимаются, либо тем, что философия Филона не была полностью использована при создании караимов (хотя некоторые влияния возможными).

Ученые начала 20 века Остерли и Бокс предположили, что караизм сформировался как реакция на подъем ислама. Новая религия признавала иудаизм единомышленником монотеистической веры, но утверждала, что она умаляет ее веру, подчиняясь авторитету раввинов.

9 век

Анан бен Давид (иврит : ענן בן דוד, ок. 715 - 795 или 811?) Широко считается основным основателем Караимское движение. Его последователей называли ананитами; они не верили, что устный раввинский закон был вдохновлен Богом.

Согласно отчету раббанитов XII века, примерно в 760 году умер Шеломох бен Хисдай II, экзиларх в Вавилоне, и два брата из числа его ближайших родственников, Анан бен Давид (чье имя, согласно рассказам раббанитов, было Анан бен Шафах, но называлось «бен Давид» из-за своего давидского происхождения) и Хананья были следующими в порядке преемственности. В конце концов Хананья был избранным раввинами вавилонских еврейских коллег (геонимов ) и знатными людьми главных еврейских общин, и этот выбор был подтвержден халифом Багдада.

Возможно, произошел раскол, когда его последователи провозгласили Анана бен Давида эксрхом. Однако не все ученые согласны с тем, что это событие произошло. Леон Немой отмечает: «Натронай, спустя почти девяносто лет после отделения Анана, ничего не говорит нам о своем аристократическом (давидическом) происхождении или борьбе за пост эксиларха, которая якобы послужила непосредственной причиной его отступничества». Немой позже отмечает, что Натронай - набожный раббанит - жил там, где происходила деятельность Анана, и что караимский мудрец Якоб Киркисани никогда не упоминает предполагаемую родословную или кандидатуру Анана на эксиларха.

Разрешение Анана своим последователям. провозглашение его эксилархом считалось мусульманским правительством государственной изменой. Он был приговорен к смертной казни, но его жизнь спас его товарищ по заключению, Абу Ханифа, основатель мазхаба школы или фикха известный как Ханафит. В конце концов ему и его последователям было разрешено мигрировать в Палестину. Они построили синагогу в Иерусалиме, которая сохранялась до времени крестовых походов. Из этого центра секта распространилась по Египту, распространилась в Египте и достигла конечной достижимости Юго-Восточной Европы.

. Бен Давид бросил раббанскому истеблишменту. Некоторые ученые полагают, что его последователи, возможно, поглотили иудейские вавилонские секты, такие как исунцы (последователи Абу Исы ), юдганиты и остатки доталмудических саддукеев и Боэтузианцы. Позже такие секты, как укбариты, возникли отдельно от ананитов.

Однако исунцы, юдганиты, укабариты и мишавиты придерживались взглядов, не совпадающих сдами взглядов ананитов или караимов. Абу Иса аль-Исфахани, который был неграмотным портным, утвержден, что он пророк, запрещал развод, утверждал, что во всех месяцах должно быть тридцать дней, верил в Иисуса и Мухаммеда как в пророков, и сказал своим последователям, что они должны изучать Новый Завет и Коран. Юдган был последователем Исы аль-Исфахани и называл себя пророком и Мессией, говоря, что соблюдение Шаббата и Святых дней является не обязательным. Исмаил аль-Укбари считал себя пророком Илией и ненавидел Анана. Мишавай аль-Укбари, Исмаила аль-Укбари и основатель Мишавитов, учил месяцев своих последователей использовать чисто солнечным календарем из 364 дней и 30-дневных, настаивая на том, что все священные дни и дни Поста всегда должны происходить в подходе дни недели, а не в край дни месяца. Далее он сказал, что Шаббат следует соблюдать от восхода солнца в субботу до восхода солнца в воскресенье. Большинство ананитов и караимов отвергли такие верования.

Анан развил основные принципы своего движения. Его Сефер ХаМивот («Книга заповедей») была опубликована около 770 года. Он принял многие принципы и других мнений антираввинских форм иудаизма, которые существовали ранее. Он многое позаимствовал у старых саддукеев и ессеев, остатки которых все еще сохранились и чьи труды - или по крайней мере, им приписываемые - все еще находились в обращении. Так, например, эти древние секты запрещают сжигать любые огни и покидать жилище в субботу. В отличие от саддукеев, Анан и кумранские сектанты разрешали людям выходить из дома, но запрещали покидать свой город или лагерь. Анан сказал, что нельзя выходить из дома из-за несерьезных поступков, а только для того, чтобы пойти на молитву или изучить Священные Писания. Саддукеи требовали наблюдения новолуния, чтобы установить дату праздников, и всегда проводил праздник Шавуот в воскресенье.

Золотой век

В «Золотой век караизма» (900–1100 гг.) Большое количество караимских произведений создавалось во всех частях мусульманского мира, наиболее заметным из которых были написаны Якобом Киркисани, озаглавленный «Китаб аль-Анвар валь-Маракиб», который содержит ценную информацию о развитии караизма и проливает свет на многие вопросы раввинистического иудаизма. Евреи-кара смогли получить автономию от раббанитов иудаизма в мусульманском мире и создать свои собственные институты. Караимы в мусульманском мире также получили высокие социальные должности, такие как сборщики налогов, врачи и клерки, и даже получили особые должности в египетских судах. Ученые-карамы были одними из самых заметных практиков философской школы, известной как еврейский калам.

. По словам историка Сало Виттмайера, барона, в свое время евреев, присоединившихся к караизму, достиг 40 процентов мирового еврейства, и дебаты между раввинистами и караимскими лидерами были обычным делом.

Среди самых стойких критиков караимской мысли и практики в то время был раввин Саадия Гаон, чьи труды вызвали постоянный раскол между некоторыми караимскими и раббанитскими общинами.

Анекдот о караимах в Египте в 13 веке

Египет долгое время был бастионом караимов и их учений. Согласно рабби Давиду ибн Зимре, за один день в Египте большое собрание караимов вернулось к принципам ортодоксального еврейства, учили равваны во времена Нагид, раввин Авраам бен Маймонид, который, по его словам, «не отказался их принять».

караимы в Российской империи

караим кенеса в Тракай.

В XIX веке российские власти начали различать евреев-караимов от евреев-раббанитов, освобождая их от различных репрессивных птиц, которые касались евреев-раввинов. В 1830-х годах царский наместник Таврической губернии Михаил Семенович Воронцов сказал, что караимским вождям, хотя Российской Империи нравилась идея, что караимы не приняли Талмуд, они несут ответственность за распятие Иисуса и, следовательно, подчиняются законам. Услышав это, лидеры придумали уловку, с помощью которой они могли быть установлены от деспотических, и сказали ему, что караимы уже поселились в Крыму еще до смерти Иисуса. Они смогли доказать, что они смогут это доказать.

Руководители общины обвинили Авраама Фирковича (1786-1874) в сборе всего, что может Помогите показать, что караимов не было в Иерусалиме во время Иисуса и, следовательно, они не были ответственны за распятие. Своей работой Фиркович помог утвердить российскую властную идею о том, что караимы, как потомки изгнанного северного царства Израиля, уже ушли в изгнание за столетия до смерти и, следовательно, несут за это ответственности. Фиркович сослался на надгробные плиты в Крыму (изменив дату) и собрал тысячи караимских, раввинских и самаритянских рукописей, включая один раввинский документ из Закавказья. северного Израильского царства.

приказ премьер-министра России о различиях в правах караимов и евреев.

Эти действия убедили царя что предки караимов не могли убить Иисуса и, таким образом, их потомки были свободны от семейной вины.

Несмотря на это, внутри общины хахамим все еще учили, что караимы были и всегда были часть еврейского народа; молитва была на иврите, происхождение коэнов, левитов и семьи Давидского происхождения тщательно сохранялись, а книги, напечатанные на иврите, категорически идентифицировали караимов как евреев.

В 1897 году российская перепись насчитала 12 894 караима в Российской империи.

К началу 20 века большинство европейских караимов уже не очень хорошо знали религию и Серая Шапшал, караимский солдат удачи, который был наставником последнего Каджара Персидского шаха Мохаммеда Али Шаха Каджара и русского шпиона, сумел примерно в 1911 году избрать себя вождем Хахама. караимов в Российской империи (к тому времени, в силу русского устава, положение стало больше политическим, чем духовным). Под влиянием пантюркского движения в Турции Шапшал превратился в священника-императора. Он изменил титул Хахам на «Хахан» (смесь тюркских титулов хаган и хан ), запретил использование иврита, а в 1930-х годах ввел языческие элементы (такие как почитание священных дубов на кладбище). Он признал и Иисуса, и Мухаммеда пророками (таким образом умиротворяя как русское православное царское правительство, так и мусульманские тюркские народы).

После большевистской революции 1917 года атеизм стал официальной государственной политикой Советского Союза. территории, караимские религиозные школы и культовые сооружения были самыми первыми религиозными учреждениями, закрытыми советским правительством. Власти разрешали только преподавание шапшалинских доктрин о караимах, а официальная позиция в соответствии с советским законом (перенесенная из российского имперского закона) ошибочно считала караимов тюркскими потомками хазар, а не евреями.

Не все европейские караимы приняли шапшалинское учение. Некоторые хахамим и небольшая часть общего караимского населения все еще сохраняли свое еврейское наследие, но большинство не осмеливались открыто выступать против Шапшала из-за его официального положения в отношении Советского Союза.

Шестидневной войны

Все мужчины-евреи в Египте были помещены в лагеря во время Шестидневной войны и содержались там до двух лет; Караимы ушли одними из последних; большинство египетских караимских евреев поселились в Израиле.

Верования

Караимские толкования Торы

Караимские евреи не возражают против идеи совокупности толкований Торы, наряду с расширением и развитием не-раввинского галахи (еврейского закона), который стремится придерживаться прямогозначения Танаха. Несколько сотен таких книг былианы различными караимами Хахамим (мудрецами) на протяжении всей истории движения, большинство из них сегодня потеряно. Разногласия возникает из-за того, что раввинская традиция ставит Талмуд и другие сочинения раввинов выше Торы. Караимы считают, что это привело к тому, что традиции и обычаи соблюдаются раввинским законом. У караимов также есть свои традиции и обычаи, переданные от их предков и религиозных авторитетов. Они известны как Севел ха-Йеруша, что означает «ярмо [или бремя] наследства». Большинство этих практикуются в основном традиционными караимами; теоретически считается, что любая его традиция отвергается, если она противоречит простому смыслу текста Танаха. Подавляющее большинство этих традиций не навязываются ни одному еврею-караиму или обращаются через движение караимов, за исключением очень немногих, таких как надевание головного убора в караимских синагогах.

Те караимы, которые плохо знакомы с караимским образом жизни, не имеют такого наследия или традиций в соответствии с указанными в нем практиками, а также адаптировать библейские практики к своему культурному контексту. Общины караимов настолько малы и в целом изолированы, что их члены обычно перенимают обычаи принимающей страны. В Израиле традиционные караимы, как правило, культурно ассимилируются в основном обществе (как светское, так и православное ).

Многие современные евреи-караимы вышли из караимского возрождения конца 20 века; Был основан Нехемией Гордон и Сакхамом Меиром Рекхави в начале 1990-х годов. Караимский еврейский университет (KJU), одобренный Mo‘eḤet HaḤakhamim (Совет мудрецов) в Израиле, основан для преподавания вводного курса караимского иудаизма. Это могло привести к обращению студента в веру Бейт-Дином (религиозным еврейским судом), санкционированным Мо'ит Хакахамим. KJU преподает различные формы караимского иудаизма и включает Севель ха-Йеруша в свои учебные материалы. Таким образом, новообращенные в караимский иудаизм могут принять или отвергнуть Севел ха-Йеруша.

Шаббат

Как и другие евреи, во время Шаббата караимы посещают синагоги для поклонения и молитв. Большинство караимов воздерживаются от половых отношений в этот день, как они утверждают, что участие в них может вызвать усталость и совокупность, в частности, приводит к ритуальной нечистоте в этот священный день, опасения, раввиный иудаизм прекратил; Кроме того, оплодотворение запрещены мелакой (ной работой). Их молитвенники почти полностью состоят из библейских отрывков. Евреи-караимы практикуют полный земной поклон во время молитв, тогда как большинство других евреев больше не молятся таким образом.

В отличие от евреев-раввинов кара не практикуют ритуал зажигания субботних свечей. У них другое толкование стиха Торы: «Не [сожги] (иврит : bi'er pi'el форма ba'ar) огня ни в одном из ваших жилища в день Шаббата». В раввинистической иудаизме глагольной форме qal ba'ar понимается как «сжигать», тогда как форма pi'el (присутствует здесь) понимается как не интенсивная, как обычно, но причинная, причем правило гласит, что pi'el of глагол состояния будет причинным, вместо обычного hif'il. Следовательно, биэр означает «зажигать», поэтому раввинистический иудаизм запрещает разжигать огонь в Шаббат. Подавляющее большинство «мусульман-караимов» считают, что на всем протяжении языка «сжигать», в то время как еврейское слово, означающее «зажигать» или «зажигать», является хидлик. Соответственно, мейнстрим караимского иудаизма считает, что этот отрывок означает, что нельзя оставлять огонь в еврейском в Шаббат независимо от того, был ли он зажжен до или во время Шаббата. Однако меньшинство караимов, считающих запрет на разжигание костра, допускается, чтобы огонь продолжал гореть до субботы.

Исторически кара воздерживались от использования огня или извлечения выгоды из него до окончания субботы, и соответственно ночь их дома не освещались в субботы. Многие современные караимы которая сегодня используют люминесцентную или светодиодную лампу с питанием от батареек, включается перед Шаббатом. Многие наблюдательные караимы либо отключают свои холодильники в Шаббат, либо выключают автоматические выключатели. Караимы считают электричество нарушением Шаббата независимо от того, кто его производит. Кроме того, некоторые караимы рассматривают приобретение электроэнергии, применяемой на поэтапной основе во время Шаббата, как коммерческую сделку, которую Танах запрещает независимо от того, когда производится оплата; регистрация обзорчика ими как коммерческая электросчетка.

Законы ритуальной чистоты

караимы утверждают, что в отсутствие Храма обычное омовение проточной водой (описанное в Торе как «живая» - проточная - вода) следует заменить очистку водой, которая включает золу, полученную в ходе ритуала сжигания красной телицы. Караимы считают, что так было до Скинии, построенной на Синайском полуострове после Исхода. Они следуют определенным законам Торы, чтобы избежать Ṭum'at Met (ритуальная нечистота, вызванная контактом с мертвым телом, человеческими костями, могилами или присутствием в пространстве под любым потолком, где умер человек), которые не имеют значения актуальным в раввинистическом иудаизме, за исключением Коханим (членов еврейского священнического класса).

Сефират Ха'Омер и Шавуаот

Караимский метод подсчета дней от принесения Омера отличается от раввинского метода. Караимы понимают термин «завтра после субботы» в Левите 23: 15–16 как обозначение еженедельной субботы, тогда как раввинистический иудаизм интерпретирует его как относящийся к дню отдыха в первый день хаг ха-Махот. Таким образом, в то время как раввинистический иудаизм начинает отсчет 16 числа нисана и празднует Шавуот 6 числа сивана, евреи-караимы ведут отсчет со дня, следующего за еженедельной субботой (т.е.), который происходит в течение семи дней месяца хаг ха-манот до дня после седьмой еженедельной субботы. Они празднуют Шавуот в это воскресенье независимо от календарной даты воскресенья, на которое он выпадает.

Цицит (Ṣiṣiyot)

Караимский Ṣiṣit с синими нитями

A Tzitzit (альтернативно пишется iṣit, множественное число: Tzitziyot или iṣiyot) - это связанная или плетеная кисточка, которую носят соблюдающие евреи (оба караимы) и раввин) на каждом из четырех углов того, что часто является верхней одеждой, или их таллит. Тора повелевает Израилю делать кисточки на углах своей четырехугольной одеждой из нити Техелет (Числа 15:38 ) и повторяет эту заповедь, используя слово для обозначения "витых шнуров" ("гедилим") вместо "кисточки" в Второзаконие 22:12. Назначение кисточек указано в Книге Чисел как наглядное напоминание израильтянам о том, что они должны помнить заповеди, данные Богом.

Нить Техелет представляет собой сине-фиолетовую или синюю нить, которую, согласно традициям раввинистического иудаизма, окрашивают особым красителем, полученным из моллюска (особенно Hexaplex trunculus морская улитка). Из-за ряда факторов, в том числе из-за того, что запретил использование Техелет простолюдинами, источник и методы использования Техелета в Циците были потеряны для вирусов-евреев-раввинов. Их цициет обычно все белые. Евреи-караимы считают, что значение содержится в том, что цвет нити сине-фиолетовый и может быть получен из источника, включая синтетические промышленные красители, кроме нечистых (состояние в основном перекрывается некошерным ) морских существ, вместо того, чтобы настаивать на конкретном красителе. Поэтому они считают, что раввинская традиция полагается на краситель из моллюска неверна. Они предполагают, что такое красителя было индиго или Isatis tinctoria.

евреев Уев-раввинов есть особые традиции завязывания кисточек. В свою очередь, традиции плетения кистей имеют силу, хотя они и не являются обязательными. Следовательно, способ изготовления цициёт обычно отличает караимский цициёт от раввинского цициёт.

Тфилин

евреи-караимы не носят тфилин ни в каком виде. Согласно караимам, библейские отрывки, процитированные для практики, носят метафорический характер и означают «всегда помнить Тору и дорожить ею». Это потому, что заповедь в Священном Писании гласит: «И слова сии, которые я заповедую тебе сегодня, будут в сердце твоем»... «И свяжи их в знамение на руку твою, и они будут для украшения чела между глазами твои». (Второзаконие 6: 5,9). «И свяжи в знамение на руку твою». в Исходе 13:16 в отношении ритуала искупления первенцев, во Второзаконии 6: 8 в отношении Асерет аДеварим (Десять высказываний, обычно неправильно) используются в Исходе 13: 9 по отношению к заповедям Хаг ха-Манот. В отношении всех слов Торы, на то, что с караимской точки зрения они должны быть метафорическими по природе (потому что нельзя ритуально «писать точки» и «связывать» их сердце сами).

Мезузот

Подобно Тфилину, кара интерпретиру предписывает написать священное писание, предписывает написать Закон на косяках дверей и городских воротах, как метафорическое увещевание, в соответствии, соблюдать Закон дома и вдали. Это потому, что предыдущая заповедь в том же отрывке является источником тфилин для раввинистического иудаизма и понимается метафорически благодаря языку. В результате весь отрывок воспринимается как метафора. Поэтому они не ставят мезузот, хотя у многих евреев-караимов есть небольшая табличка с Десятью заповедями на косяках дверей.

Однако христианское свидетельство XIX века повествует о караимской синагоге в Константинополе, в которой, как сообщается, была мезуза. В Израиле, стремясь сделать евреев-раввинов комфортными, многие евреи-караимы действительно ставят мезузот, но не из-за веры в то, что это повелевается.

Мамзерим

Как во Второзаконии 23: 3, так и в Захарии 9: 6, еврейское слово мамзер упоминается вместе с народами Аммона и Моава (во Второзаконии 23: 3) и филистимлян. города Ашкелон, Газа, Экрон и Ашдод (в Зах. 9: 5–6). Отсюда караимы пришли к выводу, что наиболее логичное понимание еврейского слова мамзер, которое современные евреи-раввины понимают как относящееся к детям, рожденным в результате супружеской неверности или инцеста (Талмуд Бавли, Масехет Йевамот), фактически означает нацию или народ.. Караимы считают, что такое понимание полностью вписывается в контекст как Второзакония 23, так и Захарии 9 (и это было также пониманием раввинского комментатора Иегуды бен Шемуэль ибн Билама). Несколько средневековых еврейских мудрецов-раввинов считали необходимым обсудить эту тему со средневековыми еврейскими мудрецами-караимами.

Четыре вида

Караимский иудаизм определяет Четыре вида (Arbaʻat haMinim) несколько иначе, чем евреи-раввины, т.е. (1) плод великолепного дерева (Peri ʻEṣ Хадар), который не обязательно должен быть этрог (желтый цитрусовый плод), требуемый раввинским законом, но может быть либо любым сезонным фруктовым деревом, которое отдельный еврей считает великолепным, либо ветвями оливковых деревьев с оливками, которые считались великолепными иудейскими израильтянами в поколении Неемии, как видно в Neḥemyah 8; (2) листья финиковой пальмы (Kappoth Temarim) вместо закрытых пальмовых листьев, используемых евреями-раввинами; (3) ветви деревьев с толстыми листьями (‘Eṣ‘ Avoth), которые могут быть из инжира, лавра и эвкалипта, а не только из ветвей мирта; и (4) ивовые ветви (‘Aravoth Naal), например клен, дуб, тис и орех, в отличие от ветвей ивы, диктуемой раввином. Евреи-караимы всегда понимали, что арбаат ха-миним используется для сооружения крыши сукки (мн. Суккот); они не превращены в лулав и не сотрясаются в шести направлениях, как это принято в раввинской практике. В Книге Неемии (8:15) израильтянам велено построить свой Суккот из четырех видов: оливковых ветвей и масличных ветвей (плод великолепного дерева), а также листьев финиковой пальмы, миртовых ветвей и ветвей деревья с толстыми листьями упоминаются в том же отрывке, что и материалы для строительства сукки.

וַיִּמְצְאוּ, תוּב בַּתּוֹרָה: אֲשֶׁר צִוָּה יהוה בְּיַד-מֹשֶׁה, ר יֵשְׁבוּ בְנֵי-יִשְׂרָאֵל בַּסֻּכּוֹת בֶּחָג יעִי. וַאֲשֶׁר יַשְׁמִיעוּ, וְיַעֲבִירוּ קוֹל בְּכָל-עָרֵיהֶם וּבִירוּשָׁלִַם לֵאמֹר — צְאוּ הָהָר וְהָבִיאוּ עֲלֵי-זַיִת וַעֲלֵי-, וַעֲלֵי הֲדַס וַעֲלֵי תי י.

И они нашли написанное в Торе, как ЯХВЕ повелел через Моисея, чтобы сыны Израилевы жили в Суккот в праздник седьмого месяца; и что они должны возвещать и провозглашать во всех своих городах и в Иерусалиме, говоря: «Иди в горы и принеси оливковые ветви и ветви масличных деревьев, и миртовые ветви, и пальмовые ветви, и ветви деревьев с толстыми листьями, сделать Суккот, как написано.

— Неемия 8: 14–15

Кто такой еврей?

караимский иудаизм следует по отцовской линии, что означает, что еврей - это либо тот, чей отец еврей (поскольку почти все еврейские корни в Танахе прослеживаются по патрилинейной линии), либо оба чьи родители - евреи, или тот, кто прошел формальное обращение, которое влечет за собой обрезание для необрезанных мужчин и формальное принятие Бога Израиля как своего собственного Бога и народ Израиля как свой собственный народ.

Караимы считают, что обращение в евреев после проживания среди евреев (желательно караимов) утверждает, что эта клятва должна быть дана перед караимским бейт-дином, члены которого должны быть совершены в клятвы (доминирующее положение среди современных караимов) встав от имени Совета мудрецов Израиля); см. Исход 12: 43–49, Руфь 1:16, Есфирь 8:17 и Исайя 56: 6–7 и изучение Танаха. Также Иезекииль пророк заявляет, что пришельцы («пришельцы-резиденты»), присоединившиеся к Детям Израиля, получат в наследство землю среди колен Израиля, среди которых они живут во время окончательного Искупления.

Произношение Тетраграмматона

Некоторые, например, евреи-караимы в Хорасане (Персия), в Средние века считали его мицвой, как это имя встречается примерно 6800 раз Танах (еврейская Библия). Сегодня публичное произнесение Тетраграмматона (четырехбуквенное имя) Бога на иврите является спорным вопросом среди караимов, да и вообще среди евреев. Практически все традиционные караимы говорят произношение Бога кощунственным и придерживаются раввинской традиции заменять «Адонай », когда сталкиваются при чтении с ЯХВЕ. Другие караимы и некоторые из тех, кто происходит из раввинов, таких как Нехемия Гордон и Хахам Меир Рекхави, а также некоторые сторонники Израиля через караимский иудаизм, такие как Джеймс Уокер и Даниэль бен Иммануил, не считают произношение тетраграмматона быть объявленным. Однако среди ученых существует разногласия относительно правильного произношения Тетраграмматона.

Писания

Караизм произвелную библиотеку комментариев и полемики, особенно во время своего «Золотого века». Эти писания побудили к новой и полной защите Мишны и Талмуда, кульминацией которых стали труды Саадиа Гаона и его критика караизма. Хотя он был против караизма, раввинский комментатор Авраам ибн Эзра регулярно цитировал караимских комментаторов, в частности Йефета бен Али, до такой степени, что некоторые караимов существуют легенда о том, что Ибн Эзра был учеником бен Али..

Самая известная караимская полемика - это Йикак бен Авраам из Троки «Укрепление веры» (חזוק אמונה), всеобъемлющая миссионерская полемика против христиан., который позже был переведен на латынь Иоганном Кристофом Вагенсейлом как часть более крупного собрания еврейских антихристианских полемик под названием Tela Ignea Satanæ, sive Arcani et Horribiles Judæorum Adversus Christum, Deum, et al. Christianam Religionem Libri (Альтдорф, 1681: «Огненные стрелы сатаны, или Тайные и ужасные книги евреев против Христа, Бога и христианской религии»). Многие выпускаемые сегодня контр-миссионерские материалы основаны на тех же темах, что и эта книга, охватывают их.

Научные исследования караимской письменности находятся в зачаточном состоянии и во многом обязаны коллекциям караимских рукописей Фирковича в Российской национальной библиотеке, которые стали доступны после распада Советского Союза.. Каталогизирующие ученые ученые из Национальной библиотеки Франции, а также в Штатах и ​​Англии продолжают приносить новое понимание караимской литературы и мысли.

караимы, Аарон бен Моше бен Ашер и масоретский текст

Аарон бен Моше бен Ашер был еврейским ученым из Тверии, известный как самый авторитетный тиберийский ученый. Масоретес и член семьи, который участвовал в создании и поддержании Масоретского текста (авторитетного текста еврейского Священного Писания) на протяжении как минимум пяти поколений. Его тиберийское озвучивание Библии до сих пор, во всех смыслах и целях, который используется текстом, продолжают использовать все евреи, и он был первым систематическим грамматистом иврита.

Его Сефер Дикдукей ХаТеамим («Грамматика грамматика знаков препинания / вокализации») был оригинальным сборником правил и масоретской информации. Грамматические принципы в то время не считанными самостоятельным изучением. Ценность этой работы в том, что грамматические правила, представленные Беном Ашером, впервые раскрывают лингвистическую основу вокализации. Он оказал огромное влияние на мир библейской критики.

В девятнадцатом веке некоторые ученые предположили, что Аарон Бен Ашер мог быть караимом, а не евреем-раввином. Аарон Дотан изучил этот вопрос со многих сторон и пришел к выводу, что Бен Ашер был евреем-раввином, но Рафаэль Зер снова поднял этот вопрос и представил новые доказательства.

В 989 году неизвестный писец бывшего Невиим рукопись поручилась за тщательность, с которой была написана его копия, что он озвучил и добавил масоретский текст «из книг, которые были озвучены Аароном бен Моисеем Бен-Ашером ». Маймонид, приняв взгляды бен Ашера на открытые и закрытые разделы, помог установить и распространить его авторитет. "Книга, на которую мы опирались в этих вопросах, - это книга, хорошо известная в Египте, которая включает двадцать четыре книги, которая много лет хранилась в Иерусалиме с целью вычитать книги из нее. С тех пор все полагались на нее. Бен-Ашер вычитывал его и внимательно изучал в течение многих лет, и много раз корректировал его, когда он его копировал. Я полагался на него, когда правильно писал Сефер Тора ».

Караимы сегодня
Караимская синагога в Ашдоде

По оценкам размеров современного караимского движения, их число составляло 1500 караимов в Соединенных Штатах, около 80 константинопольских караимов в Турция, 30 000 в Израиле, самые большие общины находятся в Рамле, Ашдоде и Беэр-Шева, 1196 в УкраинеКрым ), 300 в Литве и 205 в России. По данным польской переписи населения 2002 года, только 45 человек объявили себя караимами, в том числе 43 гражданина Польши.

В начале 1920-х годов чиновник под британским мандатом в Иерусалиме отмечает посещение караимской синагоги, которая он описывает как «маленький, средневековый, полуподземный», обслуживающий «крошечную колонию караимов Иерусалима».

В начале 1950-х годов Главный раввинат Израиля первоначально возражал против иммиграции Евреи-караимы прибыли в Израиль и безуспешно пытались воспрепятствовать этому. Однако в 2007 году раввин Давид Чайим Челуш, главный раввин Нетаяны, был процитирован в The Jerusalem Post, сказав: «Караим - еврей. Мы принимаем их как евреев, и каждого из них, кто хочет вернуться [к господствующему течению иудаизма] мы принимаем назад. Когда-то был вопрос о том, нужно ли караимам пройти символическое обрезание, чтобы перейти к раввинскому иудаизму, но раввинат соглашается, что сегодня в этом нет необходимости ».

Моше Марзук, один из египетских евреев, казненный в 1954 году за закладку бомб в Каире на службе израильской военной разведки (Дело Лавона ), был караимом. Марзук считался в Израиле героем; однако его караимская идентичность преуменьшалась в газетах, которые обычно описывали его как египетского еврея. Однако в 2001 году правительство Израиля через Почтовую администрацию Израиля выпустило специальный мемориальный лист в честь него и многих других караимских евреев, которые отдали свои жизни за Израиль.

В Израиле лидерами караимских евреев руководит группа под названием Универсальный караимский иудаизм. Большинство членов Совета Хахамима имеют еврейское происхождение из Египта. Самая большая община караимов сегодня проживает в Ашдоде

Конгрегация караимской синагоги Бнай Исраэль (Дейли-Сити, Калифорния)

В Соединенных Штатах проживает около 4000 караимов. Конгрегация Бнай Исраэль расположена в Дейли-Сити, Калифорния, пригород Сан-Франциско. Это единственная караимская синагога в США, имеющая постоянно действующее специальное здание. Лидеры общины - караимского происхождения из Египта. Один известный прихожанин, Марк Хедер, казначей синагоги, описал свое интернирование в египетском лагере для военнопленных во время Шестидневной войны 1967 года. Исполняющий обязанности Рав (Хакхам) Джо Песса также был среди тех, кто был арестован египетским правительством. Другая, гораздо меньшая община, караимская еврейская община Oraḥ addiqim, существует в Олбани, штат Нью-Йорк, но они еще не нашли постоянного специализированного помещения и, тем временем, продолжают использовать комнату в доме своего Хахама, Авраама Бен-Рахамиэля. Канаи, как их временная синагога.

1 августа 2007 года некоторые члены первого выпускного класса Караимского еврейского университета были обращены, что представляло собой первых официально зарегистрированных членов караимского иудаизма за 542 года. На церемонии в синагоге Северной Калифорнии десять взрослых и четыре несовершеннолетних присоединились к еврейскому народу, приняв ту же клятву, что и Руфь. Курс обучения в группе длился более года. Это обращение произошло через 15 лет после того, как караимский совет мудрецов отменил свой многовековой запрет на прием новообращенных. 17 февраля 2009 года принял присягу второй выпускной класс новообращенных. Это включало 11 взрослых и 8 несовершеннолетних.

Около 80 караимов проживают в Стамбуле, Турции, где находится единственная караимская синагога в Турции, Кахал а-Кадош Бене Микра. все еще функционирует (в Шаббат и святые дни) в районе Хаскёй в европейской части города.

В Польше караимы - признанное меньшинство, представленное Ассоциацией польских караимов (польский : Związek Karaimów Polskich) и Караимским религиозным объединением в Польской Республике (польский : Karaimski Związek Religijny w Rzeczypospolitej Polskiej). Караимы живут в основном в Варшаве, Вроцлаве и Труймясте ; они лингвистически ассимилированы.

В 2016 году Религиозный совет караимских евреев единогласно переизбрал их главного раввина, раввина Моше Пироза, еще на четырехлетний срок. Пироз является главным раввином с 2011 года.

Караизм в раввинистическом еврейском мнении

Ученые раввинистического иудаизма, такие как Маймонид, пишут, что люди, отрицающие божественный авторитет Устной Торы считаются еретиками. Однако в то же время Маймонид считает (Хилхот Мамрим 3: 3 ), что большинство караимов и других, которые заявляют, что отрицают «устные учения», не должны нести ответственности за свои ошибки в законе. потому что они введены в заблуждение своими родителями и похожи на тинок шенишба (плененный ребенок) или на того, кого принуждали.

Ученые-раввины традиционно считали это, потому что Караимы не соблюдают раввинский закон о разводе, существует сильное предположение, что они мамзерим (прелюбодейные ублюдки), так что брак с ними запрещен, даже если они вернутся в раввинистический иудаизм. Некоторые недавние ученые ашкенази-кареди считали караимов язычниками во всех отношениях, хотя это не является общепринятым. Они спешат добавить, что это мнение направлено не на оскорбление караимов, а только для того, чтобы дать отдельным караимам возможность интегрироваться в основной иудаизм посредством обращения. Напротив, в 1971 году Овадия Йосеф, который в то время был главным раввином сефарадим и Эдот ха-Мизра Израиля, провозгласил, что египетские караимы являются евреями и что это разрешено для раввинов. Евреи жениться на них.

В ответ на позицию караимов в отношении авторитета Талмуда, ортодоксальный иудаизм прежде всего возражает, что большинство Устного Закона кодифицировано в Мишна и Талмуд - это постановления последнего синедриона, совета из 71 старейшины, составлявшего высшую судебную инстанцию ​​в древнем Израиле, и что не все Устные законы буквально являются «законами, данными Моисею» на горе Синай ". Решения, принятые этим Высоким судом, должны быть поддержаны, по сути, Законом Моисея (Второзаконие 17), это придает их юридическим решениям божественную силу. Караимы отвергают авторитет синедриона, который возник в период Второго Храма, отчасти потому, что он был смесью разных людей, а не только священников и левитов, как предписано Торой. Синедрион также лишил законных полномочий потомков Садока, которые служили священниками в Храме в Иерусалиме. По сути, этого же мнения придерживались саддукеи и боэтузианцы в период Второго Храма. Во-вторых, раввинистический иудаизм указывает на бесчисленные примеры библейских заповедей, которые либо слишком двусмысленны, либо задокументированы в такой сжатой форме, что надлежащее соблюдение не может быть обеспечено в национальном масштабе без дополнительного законодательства, предусмотренного Талмудом. Караимы отвечают, что сама Тора гласит: «Этот закон, который я вам повелеваю, не слишком сложен для вас и не за горами. Не на небесах говорить, кто взойдет на небеса и принесет его нам, и заставить нас понять это, что мы делаем? " указание на Тору мог легко понять средний израильтянин. Примеры, приведенные в раввинистическом иудаизме как законы, требующие раввинского объяснения, включают:

  • Тфилин : Как указано во Второзаконии 6: 8, среди прочего, тфилин следует помещать на руку и на голову между глазами. Однако подробностей относительно того, что такое тфилин и как их строить, не приводится. Караимы, однако, утверждают, что, поскольку другие отрывки Танаха, написанные на подобном языке, читаются метафорически, стихи, из которых раввины выводят закон тфилин, также следует читать метафорически.
  • Кашрут законы: как указано в Исходе 23 : 19 Кроме всего прочего, нельзя варить ребенка в молоке матери. Помимо множества других проблем с пониманием двусмысленной природы этого закона, в Торе нет гласных символов; они предоставлены масоретской традицией. Это особенно актуально для этой заповеди, поскольку слово на иврите, обозначающее молоко, идентично слову жир, когда гласные отсутствуют. Без устной традиции неизвестно, происходит ли нарушение в смешивании мяса с молоком или с жиром. Караимы утверждают, что гласные в тексте были сохранены масоретами, которые сами были караимами.
  • Законы Шаббата : учитывая серьезность нарушения субботы, а именно смертную казнь, можно предположить, что это направление будет указано, как именно следует соблюдать такую ​​серьезную и основную заповедь. Однако информации о том, что можно, а что нельзя делать в субботу, практически нет. Тем не менее караимы соблюдают шаббат в соответствии со своими традициями и толкованиями, как описано в разделе выше.
  • Мезуза : Второзаконие 6: 9 иногда интерпретируется как указание на то, что мезуза должна быть помещена на косяки дверей. дома. Однако нет никаких подробностей относительно того, где именно на косяке, все ли это косяки или только один, какие слова вписываются в него, как должны быть написаны слова или как должна быть построена мезуза. Как и отрывок, из которого раввины заимствуют традицию тефилинов, караимы заявляют, что этот отрывок также предназначен для метафорического, а не буквально.

Ортодоксальный иудаизм также отмечает, что Тора никогда не предназначалась для соблюдения как личного завета между людьми. отдельный еврей и Бог, но национальный завет, в котором Тора действует как конституция Израиля в целом. Ортодоксальные евреи указывают на то, что Тора никогда не могла быть применена как национальный закон, как это было во времена Иисуса Навина, царя Давида и Ездры, если бы у каждого отдельного еврея было свое мнение о том, как соблюдать ее заповеди. Для того, чтобы Тора правильно управляла еврейским народом и чтобы ее законы применялись по закону с применением наказаний и наказаний, предусмотренных в Торе, эти законы должны быть законодательно закреплены и четко определены правящим синедрионом. Караимы возражают, что соблюдение Торы в национальном масштабе может быть узаконено только потомками Садока в Храме в Иерусалиме согласно Торе (Второзаконие 17) и пророками (Иезекииль 44), а не собранием мнений различных раввинов.

В целом, для караимов приведенные выше раввинские толкования, кодифицированные в устном законе, являются лишь одной формой толкования. Они не установлены Богом и не являются обязательными для исполнения галахой или практическим религиозным законом.

Раввинская классификация евреев

Человек, мать которого была караимской еврейкой, считается галахическим евреем ортодоксальным раввинатом. Напротив, кто-то, кто является евреем по отцовской линии (тот, чей отец - еврей), считается евреем Мо'эшет ха-Ахамим (караимский совет мудрецов) при условии, что они были воспитаны евреями в детстве. Хотя широко признано, что караимские евреи являются галахическими евреями (очевидно, за исключением тех, кто присоединяется к еврейскому народу через караимское движение), все еще остается вопрос, разрешены ли браки между караимскими и раввинитскими общинами. Два главных раввина сефардов, Элияху Бакши-Дорон и Овадия Йосеф, поощряли такие браки, надеясь, что это поможет караимам ассимилироваться в господствующий иудаизм. Маймонид постановил, что евреи, выросшие в караимском доме, считаются тинок ше'Нишба, как младенцы, взятые в плен неевреями; они не могут быть наказаны за их якобы своенравное поведение, потому что это результат влияния их родителей.

С начала 2010-х годов главный раввинат Израиля возродил вопрос о еврейской идентичности караимов.. По словам представителя раввината, «Израиль - еврейское государство, и евреи имеют высшие права. Но караимы не евреи». Это вызвало протесты Р. Моше Фирруза, главы Совета мудрецов караимов, о том, что «раввинат лишает нас нашей религиозной свободы».

См. Также
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Астрен, Фред (2004). Караимский иудаизм и историческое понимание ISBN 1-57003-518-0
  • Баер, Ицхак (1993). История евреев в христианской Испании: Университет Северной Каролины Press (том 1)
  • Эль-Кодси, Мурад (2002). Просто для записи в истории караимских евреев Египта в наше время
  • Франк, Даниил, «Караимский ритуал», в Лоуренс Файн, изд. Практический иудаизм: от средневековья до современного периода., Принстонские чтения по религиям, Vol. 2, Princeton University Press, Princeton, NJ, 2001, pp. 248–264. ISBN 0-691-05786-9
  • Гербер, Джейн С. (1994). Евреи Испании, история сефардского опыта
  • Кизилов, Михаил (2003). Караимы глазами путешественников: этническая история, традиционная культура и повседневная жизнь крымских караимов по описаниям путешественников (Нью-Йорк, аль-Киркисани, 2003).
  • Кизилов, Михаил (2006). «Верный до смерти: язык, традиции и исчезновение восточноевропейских караимских общин», в: East European Jewish Affairs, 36: 1 (2006), 73–93.
  • Ласкер, Дэниел Дж. ( 2002), "Свитки Мертвого моря в историографии и самооценке современных караимов", в: Открытия Мертвого моря, т. 9 Выпуск 3, стр. 281, 14–294; doi : 10.1163 / 156851702320917832 ; (AN 8688101)
  • Ласкер, Дэниел Дж. (2008), От Иуды Хадасси до Элайджи Башячи: Исследования позднесредневековой караимской философии (Лейден, Брилл) (Дополнения к Журналу еврейской мысли и философии, 4), pp. xvi, 296
  • McGinley, John W. (2006). «Письменность» как призвание к еврейскому зачатию (ISBN 0-595-40488-X )
  • Миллер, Филипп. Караимский сепаратизм в России XIX века
  • Немой, Леон, изд. (1939–43). Китаб аль-анвар валь-маракиб, Свод караимских законов Якуба аль-Киркисани. 1–5 . Нью-Йорк: Мемориальный фонд Александра Кохута. OCLC. 614641958. CS1 maint: формат даты (ссылка )
  • Немой, Леон (1969). Karaite Anthology, Yale Univ. Press. ISBN 0-300-03929-8 (первое издание 1963 г.)
  • Поллиак, Мейра (ред.) (2004 г.) Караимский иудаизм: Введение в караимоведение (Лейден, Брилл).
  • Ревель, Бернар (1913). Караимская Галаха. Филадельфия: Cahan Printing Co. Inc. [1]
  • Рустов, Марина (2008). Ересь и политика сообщества: евреи Халифата Фатимидов (Cornell University Press).
  • Шапира, Дан (2003). Авраам Фиркович в Стамбуле (1830–1832 гг.): прокладывая путь тюркскому национализму (Анкара, Карам).
  • Шапира, Дэн (2006). "Рем Ковчеги об Аврааме Фирковиче и еврейском документе Меджелиса », Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae, 59: 2, стр. 131–180.
  • Шульвас, Моисей А. (1983) История еврейского народа: Том II, Раннее средневековье (ISBN 0895266571 )
  • Ярон и др. Введение в караимский иудаизм ISBN 0-9700775-4-8
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:02:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте