Еврейский калам был раннесредневековым стилем еврейской философии, который развился в ответ на Калам в исламе, что, в свою очередь, было реакцией против аристотелизма.
Термин «еврейский калам» используется современными историками, но не является термином, которым еврейские мыслители обозначали себя.. По всей видимости, они были просто известны под арабским термином Мутакаллимун «каламисты», как их называют Маймонид и другие еврейские писатели.
Самым известным практикующим еврейский калам был Саадия Гаон, и еврейский калам представлял собой философское поле битвы, на котором Саадия напал на сторонников караимского иудаизма. Маймонид в своем Путеводителе для озадаченных часто ссылается и оспаривает позиции Калама, как евреев, так и мусульман, и в целом выражает мнение о Каламе, которое весьма нелепо. Иуда Галеви также ссылается на еврейских последователей калама, но упоминает только евреев-караимов.
Ниже приведены некоторые из основных принципов еврейского калама. См. Также приведенную ниже характеристику принципов Маймонидом.
Маймонид неоднократно ссылается на Мутакаллимунов (философов калама) в «Путеводителе для недоумевших». Некоторые примеры его характеристики каламической мысли можно найти в конце Книги I (Главы 73–76).
Что касается этого скудного аргумента (калам) относительно понятия единства Бога и того, что зависит от это понятие, которое вы найдете в трудах некоторых гаонимов и в трудах караимов, предмет этого аргумента был взят ими из Мутакаллимуна ислама и того, что этот фрагмент действительно очень скуден по сравнению с тем, что Ислам собрал по этому вопросу. Также случилось так, что ислам впервые пошел по этому пути благодаря определенной секте, а именно, Мухтазила, от которой наши единоверцы переняли некоторые вещи, идущие по дороге, взятой Мухтазилами. Через некоторое время в исламе возникла другая секта, а именно Аштарийя, среди которой возникли и другие мнения. Вы не найдете ни одного из этих последних мнений среди наших единоверцев. Это произошло не потому, что они предпочли первое мнение второму, а потому, что так случилось, что они взяли на себя и приняли первое мнение и посчитали его доказанным доказательством
— Маймонид, (Пайнс 1963)В этом разделе Маймонид продолжает описывать историю каламической мысли, ее источники и последующее развитие, а затем осуждает некоторую небрежность мысли, которую можно найти в этой философской школе. В частности, Маймонид серьезно возражает против каламического доказательства существования Бога. существование и единство от Сотворения Мира во времени. Хотя сам Маймонид действительно считает мир сотворенным ex nihilo (а не существующим вечно, как Аристотель ; см. GP, Книга II Глава 25, например), Маймонид также считает это предположение далеко не очевидным и, по всей вероятности, не подлежащим доказательству. Таким образом, он считает, что каламический подход исходит из соображений удобства, а не из первых рук. Это неопровержимая посылка, а их методология полностью испорчена их стремлением добиться определенных результатов, подтверждающих их прежние убеждения.
Кроме того, он считает, что их предпосылки «противоречат природе воспринимаемого существования». Он пишет, что «каждая из их предпосылок, за немногими исключениями, противоречит тому, что мы воспринимаем о природе существующего, поэтому в отношении них возникают сомнения». Однако ниже можно отметить, что во многих случаях каламисты действительно были более дальновидными, чем сам Маймонид, в своих убеждениях относительно дискретной природы материи, существования вакуума и других физических характеристик природного мира.
В книге I, главе 73, Маймонид представляет 12 предпосылок Мутакаллимуна и оспаривает большинство из них. Вкратце посылки заключаются в следующем:
Не все эти принципы были элементами еврейского калама, как его практиковали отдельные мыслители. Например, принцип атомизма был принят ранними евреями-караимами, но не геонимами или более поздними караимами. Гарри Острин Вольфсон в своем исследовании еврейского калама считает сомнительным, принимали ли когда-либо еврейские мыслители отрицание причинности.
В книге I, главе 74, Маймонид воспроизводит семь методов, с помощью которых Мутакаллимун демонстрирует, что мир создан во времени. В главе 75 Маймонид воспроизводит пять методов, с помощью которых Мутакаллимуны демонстрируют единство Бога. В главе 76 Маймонид воспроизводит три метода, с помощью которых Мутакаллимуны демонстрируют бестелесность Бога. Излишне говорить, что Маймонид находит большинство этих методов философски неадекватными и наивными.
Среди личностей, связанных с еврейским каламом, есть следующие, многие из которых были караимами:
Поскольку состав письменных произведений еще не был обычным явлением в то время, когда еврейский калам процветал, сохранилось немного книг той эпохи. Вместо этого у нас есть избранные цитаты и пересказы, такие как у Маймонида и Саадии, но в основном у нас есть то, что Вольфсон называет «простыми именами», - люди, которые считаются выдающимися каламическими мыслителями, но не оставили никаких свидетельств своей работы или жизни. Вольфсон приводит список некоторых из этих «простых имен». Он также предполагает, что все еврейские мыслители того периода, вероятно, назывались Мутакаллимуном, о чем свидетельствуют ссылки из Моисея ибн Эзры и других.
Иудейская каламическая мысль оказала влияние на многих более поздних еврейских философов, включая Иуду Галеви, Иосифа ибн Цадика, Бахья ибн Пакуда, и Маймонид, который резко критиковал его. Многие работы еврейских каламистов не были переведены с арабского на иврит мишнайский, и поэтому их влияние значительно уменьшилось по мере того, как золотой век арабоязычной еврейской науки подошел к концу