Крымские караимы

редактировать
Этническая группа

Крымские караимы. къарайлар, караджлар
Qaraylar.jpg Караимы в традиционной одежде, Крым, 19 век.
Общая численность населения
≈2,500
Украина (включая Крым)1,196
Крым 715
Израиль ~ 500
Польша 346
Литва 241
Россия 205
Языки
Караим, литовский, польский, русский, румын
религия
караимский иудаизм, христианство
родственные этнические группы
караимские евреи, самаритяне, евреи-ашкенази, евреи-сефарды, евреи-мизрахи, тюркские народы

крымские караимы или Крымкарайлар (крымский караим : Кърымкъарайлар, Qrımqaraylar, единственное число къарай, карай; Тракайский диалект: караджлар, единственное число карадж; иврит : רי רי крымскотатарский : гарайлар), также известные как караимы и гараи, происхождение происходит от тюркских -говорящих приверженцев караимского иудаизма в Центральной и Восточной Европе, особенно на территории бывшей Российская Империя. «Караим» - это русское, украинское, белорусское, польское и литовское название общины.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 История
    • 2.1 Великое княжество Литовское и Речь Посполитая
    • 2.2 Российская Империя
    • 2.3 Во время Холокоста
    • 2.4 Послевоенное время
  • 3 Географическое распространение
    • 3.1 Литва
  • 4 Религия
    • 4.1 Эволюция названий праздников крымских караимов в ХХ веке
  • 5 Генетика
  • 6 Культура
    • 6.1 Язык
    • 6.2 Кухня
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Происхождение
Кладбище около Феодосия (Крым) Бывшие караимские кенесы в Киеве

тюркские говорящие караимыкрымскотатарском, гарайларском) жил в Крыму веками. Их происхождение вызывает большие споры. Большинство современных ученых считают их потомками евреев-караимов, поселившихся в Крыму и принявших форму кыпчакского языка (см. караимский язык ). Другие считают их потомками хазар или куманов, кипчаков, обратившихся в караимский иудаизм. Сегодня многие крымские караимы отвергают теории этнического семитского происхождения и считают себя потомками хазар. Некоторые специалисты по истории хазар ставят под сомнение хазарскую теорию происхождения караимов, отмечая следующее:

  • караимский язык принадлежит к кипчакской лингвистической группе, а хазарский язык - к булгарская группа; между этими двумя тюркскими языками нет тесной связи;
  • Согласно Хазарской переписке, хазарский иудаизм, скорее всего, был талмудическим. Традиция караимского иудаизма причисляет только Танах к священной книге и не признает Талмуд ;
  • хазар, исчезнувших в XI веке. Но первое письменное упоминание о крымских караимах относится к XIV веку;
  • антропологические исследования показывают сходство крымских караимов Литвы и египетских караимских евреев;

В Крыму XIX века караимы начали отличать себя от другие еврейские группы, отправляющие послов к царям с просьбой об освобождении от жесткого антиеврейского законодательства. Эти мольбы увенчались успехом, во многом из-за осторожного отношения царей к Талмуду, и в 1863 году караимы получили те же права, что и их христианские и татарские соседи. Освобожденные от черты оседлости, позже нацисты считали их неевреями. Это оставило общину нетронутой Холокостом, в отличие от других тюркоязычных евреев, таких как крымчакские евреи, которые были почти истреблены.

Миллер говорит, что крымские караимы этого не сделали. начали отстаивать свою идентичность, отличную от еврейского народа до 19 века, и что такие лидеры, как Авраам Фиркович и Сима Бабович, поощряли эту позицию, чтобы избежать сильного антисемитизма того периода.

Со времен Золотой Орды караимы проживали во многих городах и селах по всему Крыму и в районе Черного моря. В период Крымского ханства у них были крупные общины в городах Шуфут Кале, Судак, Кефе и Бахчисарай.

История

Великое княжество Литовское и Речь Посполитая

Пример традиционного образа жизни крымских караимов Тракай, Литва

Согласно караимской традиции, Великий Князь Витаутас из Великого княжества Литовского переместил одну ветвь крымских караимов в Литву, приказав построить им город, который сегодня называется Тракай. Там они продолжали говорить на своем языке. Эта легенда, первоначально относящаяся к 1218 году как дате переселения, противоречит тому факту, что литовский диалект караимского языка существенно отличается от крымского. Литовские караимы поселились в основном в Вильнюсе и Тракае, а также в Биржае, Пасвалисе, Науямиестис и Упите - более мелкие поселения на всей территории собственно Литвы.

Литовские караимы также селились на землях современной Белоруссии и Украины, которые входили в состав Великой Литовское княжество. Караимские общины возникли в Галиче и Кукезове (около Львова ) в Галиции, а также в Луцке и Деражном в Волыни. Евреям (раввиниты и караимы ) на территории Литвы была предоставлена ​​определенная автономия под руководством Мишеля Эзофовича Старшего. Тракай караим отказался подчиниться, сославшись на разногласия в вере. Позже все евреи, включая караимов, были подчинены раввинитам «Совет четырех земель » (Ваад) и «Совет Литовской земли» (1580–1646). Говорящие на идише раввиниты считали тюркоговорящих караимов отступниками и держали их в подчиненном и подавленном положении. Караимов такое обращение возмутило. В 1646 г. караимы добились изгнания раввинитов из Тракая. Несмотря на такую ​​напряженность, в 1680 году лидеры раввинской общины защищали караимов Шаты (около Тракай ) от кровного обвинения. Представители обеих групп подписали в 1714 году соглашение об уважении взаимных привилегий и разрешении споров без участия языческой администрации.

Согласно крымским караимским традициям, сложившимся в 20-м веке межвоенный Польша, их предки были в основном фермерами и членами общины, служившими в вооруженных силах. из Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также в Крымском ханстве. Но согласно историческим документам Великого княжества Литовского, основным занятием у крымских караимов было ростовщичество. Им были предоставлены особые льготы, в том числе освобождение от военной службы. В Крымском ханстве караимов репрессировали, как и других евреев, с запретом поведения, распространяющимся на верховых лошадей.

Среди известных караимских ученых Литвы Исаак б. Авраам Трокийский (1543–1598), (умер в 1666 году) и (умер после 1658 года). Некоторые из караимов стали довольно богатыми.

Во времена Речи Посполитой караимы сильно пострадали во время Хмельницкого восстания 1648 года и войн между Россией и Речью Посполитой в годы 1654–1667. Многие города были разграблены и сожжены, в том числе Деражное и Тракай, где в 1680 году осталось всего 30 семей. Разрушение караимской общины в Деражне в 1649 году описано в стихотворении (оба в Иврит и караимский язык ) лидером конгрегации Хаззаном Иосифом бен Йешуах Ха-Машбир. Католические миссионеры пытались обратить местных караимов в христианство, но безуспешно.

Российская Империя

Караим кенеса в Тракай (современная Литва).

лидеры караимов XIX века, такие как Сима Бабович и Авраам Фиркович, были движущими силами согласованных усилий по изменению статуса караимской общины в глазах российской правовой системы. Фиркович, в частности, был непреклонен в своих попытках связать караимов с хазарами, и был обвинен в подделке документов и надписей, подтверждающих его утверждения.

В конечном итоге царское правительство официально признало караимы невиновны в смерти Иисуса. Таким образом, они были освобождены от многих жестких ограничений, наложенных на других евреев. По сути, они были поставлены в равное положение с крымскими татарами. Родственная крымчакская община, имевшая сходное этнолингвистическое происхождение, но исповедовавшая раввинский иудаизм, продолжала страдать от царских антиеврейских законов.

Соломон Крым (1864–1936), крымский агроном-караим, был избран в 1906 году в Первую Думу (1906–1907) как кадет (Национально-демократическая партия ). 16 ноября 1918 г. он стал премьер-министром недолговечного крымско-российского либерального, антисепаратистского и антисоветского правительства, также поддерживаемого немецкой армией.

С момента присоединения Крыма к Российская Империя главный центр Караев - город Евпатория. Их статус под российским имперским правлением принес караимам благотворные плоды десятилетия спустя.

Во время Холокоста

В 1934 году главы караимской общины в Берлине обратились к нацистским властям с просьбой освободить караимов от антисемитских постановлений на основании их правового статуса. как русские в России. Они определили, что с точки зрения немецкого права караимы не должны считаться евреями. Письмо из Reichsstelle für Sippenforschung (de )официально постановило:

Секта караимов не должна считаться еврейской религиозной общиной по смыслу параграфа 2, пункта 2 Первого постановления Закона о гражданстве Рейха. Однако нельзя установить, что караимы в целом принадлежат к крови, поскольку расовая категоризация человека не может быть определена без... его личного происхождения и расовых биологических характеристик

Это постановление задает тон тому, как поступали нацисты с караимской общиной Восточной Европы. В то же время у нацистов были серьезные опасения по поводу караимов. СС обергруппенфюрер Готтлоб Бергер 24 ноября 1944 года писал:

«Их мозаичная религия нежелательна. Однако по признаку расы, языка и религиозных догм... Дискриминация против Караимы недопустимы с учетом их расовых родственников [Бергер имел в виду крымских татар]. Однако, чтобы не нарушать единую антиеврейскую ориентацию народов, возглавляемых Германией, предлагается, чтобы эта небольшая группа была предоставлена возможность отдельного существования (например, в качестве закрытого сооружения или трудового батальона )... "

Несмотря на статус освобождения, группы караимов были убиты на ранних этапах войны. Немецкие солдаты, которые натолкнулись на караимов в России во время вторжения в рамках операции «Барбаросса», не подозревая о своем правовом статусе по немецким законам, напали на них; 200 человек погибли только в Бабьем Яре. Немецкие союзники, такие как Виши Франция, начали требовать от караимов регистрироваться как евреи, но в конечном итоге предоставили им статус неевреев после получения приказа от Берлина.

При допросе ашкенази раввины в Крыму сказали немцам, что караимы не евреи, чтобы избавить караимскую общину от участи их раббанитских соседей. Многие караимы рисковали своей жизнью, чтобы спрятать евреев, а в некоторых случаях заявляли, что евреи являются членами их общины. Нацисты внушили многим караимам трудовые батальоны.

Согласно некоторым источникам, нацистская расовая теория утверждала, что караимы Крыма на самом деле были крымскими готами, принявшими крымскотатарский язык и их собственный язык. форма иудаизма.

Караимское кладбище в Варшаве, основано в 1890 году. Караимское кладбище в Тракай. Караимское кладбище в Бахчисарае Крым.

В Вильнюсе и Тракай нацисты заставили караима Хахама Сераю Шапшал составить список членов общины. Хотя он старался изо всех сил, не всех караимов спас список Шапшала.

Послевоенное

После того, как Советский Союз отбил Крым у нацистских войск в 1944 году, советские власти насчитали 6 357 оставшихся караимов. Караимы не подлежали массовой депортации, в отличие от крымских татар, греков, армян и других, которые, по утверждениям советских властей, сотрудничали во время немецко-нацистской оккупации. Некоторые отдельные караимы были депортированы.

Ассимиляция и эмиграция сильно снизили ряды караимской общины. Несколько тысяч караимов остаются в Литве, Беларуси, Украине, России и Польше. Другие второстепенные общины существуют в Израиле, Турции, США и Великобритании.

. В 1990-х годах около 500 крымских караимов, в основном из Украины, эмигрировал в Израиль в соответствии с Законом о возвращении. Главный раввинат Израиля постановил, что караимы являются евреями по еврейскому закону.

Географическое распространение

Название «крымские караимы» часто считалось некорректным, поскольку многие ветви этой общины попали в места по всей Европе.

Со временем некоторые из этих сообществ распространились по всему региону, в том числе в Крым. Согласно караимской традиции, все восточноевропейские караимские общины произошли от общин Крыма, но некоторые современные историки сомневаются в крымском происхождении литовских караимов. Тем не менее, это название, «крымские караимы», используется для обозначения общины тюркоязычных караимов, предположительно происходящей из Крыма, что отличает его от исторически арамейского, иврита и Арабоязычные караимы Ближнего Востока. Для целей данной статьи термины «крымские караимы», «караим» и «караимы» используются как синонимы, в то время как «караимы» сами по себе относятся к общей караимской ветви иудаизма.

Литва

Кенеса. в Вильнюсе

Местные караимские общины все еще существуют в Литве (где они проживают в основном в Паневежском и Тракайском регионах) и Польше. Перепись 1979 года в СССР показала 3300 караимов. Литовское культурное сообщество караимов было основано в 1988 году.

Согласно сайту караимов Литвы, Департамент статистики Литвы провел в 1997 году этностатистическое исследование под названием «Караим в Литве». Было решено опросить всех взрослых караимов. и смешанные семьи, в которых один из членов - караим. В ходе опроса на начало 1997 г. было 257 человек караимской национальности, 32 из которых были детьми до 16 лет.

Религия

До ХХ века караимский иудаизм была единственной религией караимов. Во время Гражданской войны в России значительное количество караимов эмигрировало в Югославию, Чехословакию, Польшу и Венгрия, а затем Франция и Германия. Большинство из них обратилось в христианство. Филантроп современного национального движения караимов М.С. Сарах был одним из них.

эмансипация крымских караимов в Российской империи вызвала культурную ассимиляцию с последующей секуляризацией. Этот процесс продолжился и в СССР, когда большинство кенес было закрыто.

В 1932 году Звезда Давида была снята с тракайского Кенеса купола Приказ Шапшала. Спустя несколько лет его тоже сняли с железных ворот.

В 1928 светский караим филолог Серая Шапшал был избран Хахамом польских и литовских караимов. Будучи решительным приверженцем теории русского востоковеда В. Григорьева о хазарском происхождении крымских караимов, Шапшал разработал религию караимов и доктрину "исторической дегудаизации".

В середине 1930-х гг. начал создавать теорию, описывающую алтайское - тюркское происхождение караимов и языческие корни караимского религиозного учения (поклонение священным дубам, политеизм во главе с богом Тенгри, Жертвоприношение). Доктрина Шапшала до сих пор остается предметом критических исследований и общественных дискуссий.

Он внес ряд других изменений, направленных на тюркизацию караимов и на стирание караимских еврейских элементов их культуры и языка. Он издал приказ об отмене преподавания иврита в караимских школах и заменил названия еврейских праздников и месяцев тюркскими эквивалентами (см. Таблицу ниже).

Согласно Шапшалу, крымские караимы были язычниками, принявшими закон Моисея, но продолжавшими придерживаться своих древних тюркских верований. Кроме того, он утверждал, что караимы веками почитали Иисуса и Мухаммеда как пророков. В постсоветский период теория Шапшала получила дальнейшее развитие в современных карайларских публикациях (например, «Крымские караимские легенды ») и была официально принята Крымским караимским объединением «Крымкарайлар» (Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар») как единственно верный взгляд на прошлое караимов в 2000 году.

Эволюция крымских караимских названий праздников в ХХ веке

Традиционное еврейское название (1915)Второстепенное названиеСовременное тюркское названиетюркское название в переводе на английский.
Песах Хаг ха- Мачот (Праздник пресного хлеба)Тымбыл ЧыджиПраздник пресного хлеба («Тымбыл»)
Омер Сефира (Счет Омера )
Сан БашиНачало отсчета
Джарти СанОтсчет середины
Шавуот Хаг Шавуот (Праздник недель)Афталар ЧыджиПраздник недель
9-е число Таммуза ПостЧом Гаревийи (пост 4-го месяца)Бурунху ОручПервый Пост
7-е число Ав ПостЧом Хахамиши (5-й месяц поста)Ортанчский ОручСредний пост
10-е число Ав ПостНедава (жертвоприношение )Курбан Жертвоприношение
Рош аШана Йом Теруа (Труб рогов день)Бирхи КиуниуДень рогов
Йом Киппур буквально «День искупления»Бошатлыч КиуниуДень Искупления
Пост Гедалии Чом Хашвийи (7-й месяц поста)Опущено
Суккот буквально «Кущей». Другое название: «Хаг Ха Асиф» («Праздник урожая»)Алачич Чиджи или Орак ТойюПраздник кущей или Праздник урожая
Десятый Тевет постЧом Хаасири (10-й месяц поста)ОручПост
Пурим «Много».КынышТреугольное сладкое печенье с начинкой.
Праздником не считалосьЖыл БашыНачало года
Генетика

Леон Кулл и Кевин Алан Брук возглавили первое научное исследование крымских караимов с использованием генетического тестирования ДНК Y-хромосомы и митохондриальной ДНК, и их результаты показали, что, крымские караимы действительно частично ближневосточного происхождения и тесно связаны с другими еврейскими общинами (ашкенази, сефарды и евреи-мизрахи ), при этом обнаружив, что крымские Караимы генетически не связаны с нееврейскими тюркоязычными народами региона.

Культура

Язык

караим - кыпчак тюркский язык тесно связан с крымскотатарским, армено-кипчакским и т. Д. Среди множества различных влияний, оказанных на караимов, арабский, иврит и персидский язык первыми изменили мировоззрение караимской лексики.. Позже, благодаря значительному влиянию Польши, России и Украины, многие славянские и балтийские слова вошли в язык польских, литовских, украинских и русских караимов. Иврит оставался в употреблении в литургических целях. После османской оккупации Крыма турецкий использовался в коммерческих и государственных целях караимами, проживающими на Крымском полуострове. Возникли три разных диалекта: тракайский диалект, используемый в Тракай и Вильнюс (Литва ), луцкий или галицкий диалект, на котором говорят в Луцке (до Великой Отечественной войны ), и Галицкого, и крымского диалекта. Последние образуют восточную группу, а тракайские и галицкие караимы относятся к западной группе. В настоящее время только небольшое меньшинство караимов может говорить на караимском языке (72 носителей крымского диалекта, 118 говорящих на тракайском диалекте и около 20 говорящих на галицком диалекте).

Кухня

Кыбын

Самая известная крымская караимская еда - Кыбын (рус. : Кибина пл. Кибины, караим: кыбын пл. Кыбынлар, Литовский : Кибинай). Кыбынлар - это пироги из дрожжевого теста в форме полумесяца с начинкой из рубленой говядины или баранины, запеченные в голландской печи или противне. Другие общие для крымских караимов и татар блюда - чибурекки, пельмени, шишлык (чаще всего их готовят из баранины)

К церемониальным блюдам, приготовленным к религиозным праздникам и свадьбам, относятся:

  • Тымбыл - Песах круглые лепешки из пресного теста, замешанные со сливками и маслом или маслом с яйцом, что отражено в современном названии этот праздник (Tymbyl Chydžy),
  • Qatlama - это Shavuot (Aftalar Chydžy) творожный пирог, семь слоев которого символизируют семь недель после Песаха, четыре слоя дрожжевого теста, тройка сыра,
  • Свадебные пироги - Киевлюк (со стороны жениха) и Келин'лик (со стороны невесты).
См. также
Ссылки
Библиография
  • Бен-Цви, Ицхак. Изгнанные и искупленные. Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1957.
  • Блейди, Кен. Еврейские общины в экзотических местах. Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон Inc., 2000. pp. 115–130.
  • . Евреи Хазарии. 2-е изд. Rowman Littlefield Publishers, Inc., 2006.
  • Фридман, Филип. «Караимы под властью нацистов». По следам тирании. Лондон, 1960.
  • Грин, W.P. «Расовая политика нацистов по отношению к караимам», Советские еврейские дела 8,2 (1978) стр. 36–44
  • Голден, Питер Б. (2007a). «Хазаристика: достижения и перспективы». В Голден, Питер Б. ; Бен-Шаммай, Аггей; Рона-Тас, Андраш (ред.). Мир хазар: новые перспективы. Справочник востоковедения. 17 . БРИЛЛ. С. 7–57. ISBN 978-9-004-16042-2. Получено 13 февраля 2013 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Караитский иудаизм: Введение в караимские исследования. Под редакцией М. Поллиака. Лейден: Brill Publishers, 2004, 657–708.
  • Кизилов М. Караимы глазами путешественников: этническая история, традиционная культура и повседневная жизнь крымских караимов по описаниям путешественников // Кыркисанский центр, 2003.
  • Кизилов Михаил. «Верные до смерти: язык, традиции и исчезновение восточноевропейских караимских общин», Восточноевропейские еврейские дела, 36: 1 (2006): 73–93.
  • Крымские караимы: историческая территория: этнокультура Под ред. В. С. Кропотова, В. Ю. Ормели, А. Ю. Полканова. Симферполь: Доля, 2005
  • Миллер, Филипп. Караимский сепаратизм в России XIX века. HUC Press, 1993.
  • Семи, Эмануэла Т. «Образ караимов в документах нацистской и вишистской Франции», Еврейский социологический журнал 33: 2 (декабрь 1990 г.). Стр. 81–94.
  • Шапира, Дан ». Замечания об Аврааме Фирковиче и еврейском «Документе» Меджелиса ». Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae 59: 2 (2006): 131–180.
  • Шапира, Дан. «Еврейский пантюркист: Серая Сапшал (apşalolu) и его работа« Qırım Qaray Türkleri »», Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae 58: 4 (2005): 349–380.
  • Шапира, Дан. Авраам Фиркович в Стамбуле (1830–1832 гг.). Прокладывая путь тюркскому национализму. Анкара: КараМ, 2003.
  • Шапшал, С. М.: Караимы СССР в этническом отношении: караимы на службу у крымских чанов. Симферополь, 2004
  • Виксман, Рональд. «Народы СССР: этнографический справочник». Routledge, 1984.
  • Zajączkowski, Ananiasz. Караимы в Польше: история, язык, фольклор, наука. Panistwowe Wydawn, 1961.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-16 08:45:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте