Мезуза

редактировать
Мезуза
Музей истории польских евреев Мезуза в Варшаве.JPG Историческая мезуза ашкенази у входа в монументальный музей истории польских евреев ПОЛИН (2014 г.) в Варшаве, где хранится еврейский пергамент мезузы.
Галахические тексты, относящиеся к этой статье
Тора : Второзаконие 6: 9 и Второзаконие 11:20
Мишна : Менахот 3: 7
Вавилонский Талмуд : Шаббат 32а, Йома 11а, Менахот 33а,
Мишне Тора : Тфилин, Мезуза, веСефер Тора, гл. 5–6
Шулхан Арух : Йоре Деа 285–291
Ашкеназская мезуза, как принято в раввинском иудаизме ; корпус наклонен и украшен еврейской буквой ש (Шин), как это принято в подобных случаях. Sephardic Македонский мезузы, как принято в раввинского иудаизма; футляр мезузы вертикальный и имеет еврейскую букву ש (шин)

Мезуза ( иврит : מְזוּזָה «косяк», множественное число: מְזוּזוֹת mezuzot) представляет собой кусок пергамента называется klaf, содержащимся в декоративном корпусе и с надписью конкретных еврейских стихами из Торы ( Второзаконие 6: 4-9 и 11:13 –21 ). Эти стихи состоят из еврейской молитвы Шема Исраэль, начинающейся фразой: «Слушай, Израиль, Господь (есть) Бог наш, Господь един». В основной раввинский иудаизм, мезузу прикрепляют к дверному косяку еврейских домов, чтобы исполнить мицву (Библейская заповедь), чтобы «написать слова Бога на воротах и косяках дома твоего» ( Второзаконие 6: 9 ). Некоторые истолковывают еврейский закон как требующий наличия мезузы в каждом дверном проеме дома, кроме ванных комнат (которые не являются жилым помещением), прачечных и туалетов, если они слишком малы для того, чтобы их можно было квалифицировать как комнаты. Пергамент клаф готовит квалифицированный писец (« софер стам »), который прошел обучение как в изучении соответствующих религиозных законов, так и в более практических частях, например, вырезании пера и практике письма. Стихи написаны черными несмываемыми чернилами с помощью специального гусиного пера, сделанного либо из пера, либо, что сейчас редко, тростника. Затем пергамент сворачивается и помещается в ящик.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология
  • 2 Амулетическое использование мезузы
  • 3 Прикрепление мезузы
    • 3.1 Положение и целостность
    • 3.2 Угол
    • 3.3 Время
    • 3.4 Благословение
  • 4 Касание мезузы
  • 5 Проверка пергамента
  • 6 ящиков мезузы
  • 7 Дополнительные надписи
  • 8 караимов и самаритян мезуза
  • 9 Юридические баталии в США
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки

Этимология

В Библии слово мезузу относится только к двум « косяки » или «doorjambs» двери, на вертикальных стоек, по обе стороны от него, которые поддерживают на перемычке, и появляется в различных контекстах, не имеющих отношения к какой - либо религиозной заповеди или пергамента. Позднее это слово приобрело современное значение «кусок пергамента» на постбиблейском иврите из-за вышеизложенной заповеди Второзакония, требующей писать стихи на косяках дверей.

Президент Израиля Реувен Ривлин устанавливает мезузу в Бейт-ха-Наси, 2017 г.

Происхождение слова оспаривается:

  • один принимается понимание вытекает мезузу от корня Zuz ( ז-ו-ז), что означает «движение» или «сдвиг» (глагол ZAZ ( זָז) «двигаться, отклониться, сдвиг»), описывающий дверной косяк, как устройство, позволяющее дверь, которую нужно переместить или сдвинуть. Этот корень не используется в Библии, но широко используется в постбиблейском иврите и арамейском языке, и считается, что он существовал в этом языке тогда.
  • в другом общепринятом понимании мезуза происходит от аккадского слова mazzazu «стоять» (например, цоколь или стойка колонны или стелы), от аккадского глагола izuzzu «стоять», описывающего дверной косяк как цоколь или стойку входа, в отличие от к движущейся части, двери, которая вращается - описание аналогично соответствующему греческому переводу σταθμός в Септуагинте, что в дополнение к «дверному косяку» обычно означает «что-то неподвижное, что-то стоящее» от ἵστημι «стоять». Тем не менее, не существует примера аккадского mazzazu, конкретно означающего дверной косяк, и некоторые исследователи сомневаются, что еврейское слово мезуза заимствовано из этого аккадского слова.

Амулетическое использование мезузы

Культурно-сравнительный анализ показывает, что предметы, помещенные на пороги дома, часто несут функцию амулета, отражающего широко понимаемое зло. Фактически, ранние раввинистические источники явно свидетельствуют о вере в антидемоническую функцию мезузота. Так обстоит дело, например, в JT Megillah 4:12; BT Bava Metziya 102a; BT Pesahim 113b. Дальнейший анализ библейских и раввинских текстов ( среди прочего, Второзаконие 6, 11, Исход 12, Mekhilta de-rabbi Ishmael 7,12 и BT Menahot 33b, 43b) показывает, что мезуза рассматривается как средство защиты от божественного гнева.

Вера в защитную силу мезузы широко распространена и в наше время. В 1970-х годах после серии террористических атак в Маалоте представители Хабад-Любавич начали кампанию по систематической проверке мезузы. Основное предположение, лежащее в основе действия, заключалось в том, что соблюдение мицвот гарантирует личную безопасность.

Наконец, согласно различным социологическим исследованиям, примерно три четверти взрослых в Израиле считают, что мезуза буквально охраняет их дома.

Крепление мезузы

Положение и порядочность

Согласно галахе, мезузу следует помещать с правой стороны двери или дверного косяка, в верхней трети дверного косяка (то есть примерно на высоте плеча), в пределах примерно 3 дюймов (8 см) от дверного проема. Следует проявлять осторожность, чтобы не порвать и не повредить пергамент или текст на нем, так как это аннулирует мезузу, которая считается Торой.

Угол

Мезуза прикреплена к дверному косяку на Саут-стрит в Филадельфии.

Там, где дверной проем достаточно широк, многие евреи-ашкенази наклоняют мезузу так, что верхняя часть наклоняется в сторону комнаты, в которую открывается дверь. Это сделано для того, чтобы учесть различные мнения Раши (1040–1105 гг.) И его внука, Рабейну Там, относительно того, следует ли ставить его вертикально (Раши) или горизонтально (Рабейну Там), а также для того, чтобы подразумевать, что Бог и Тора (что символизирует мезуза) входят в комнату. Компромиссное решение было предложено раввином Якобом бен Ашером (ок. 1269 - ок. 1343).

Большинство сефардов, мизрахи и других евреев, не являющихся ашкеназами, прикрепляют мезузу вертикально, хотя испанские и португальские евреи, живущие в странах, где большинство евреев - ашкенази, обычно размещают ее наклонно.

Время

Как правило, галаха требует, чтобы евреи, проживающие в диаспоре (то есть за пределами Земли Израиля ), прикрепили мезузу в течение 30 дней после переезда в арендованный дом или квартиру. Для купленного дома или квартиры в диаспоре или резиденции в Израиле (находящейся в собственности или в аренде) мезуза прикрепляется сразу после въезда. Причина этой разницы в том, что существует предположение, что когда еврей живет в Израиле, Израиль остается его / ее постоянным местом жительства, тогда как жилище в диаспоре является временным.

Благословение

Процедура заключается в том, чтобы поднести мезузу к месту, на котором она будет прикреплена, затем произнести благословение:

בָּרוּךְ אַתָּה יי אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, אֲשֶׁר קִדְּשַׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לִקְבּוֹעַ מְזוּזָה
Барух атах Адонай Элохейну мелех ха'олам, ашер кидешану бемитзвотав ветзивану ликбоа 'мезуза.
Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, Который освятил нас Своими мицвот и повелел нам прикрепить мезузу.

Произнести благословение может любой еврей, если он достаточно взрослый, чтобы понять значение мицвы. После благословения прикрепляется мезуза.

При прикреплении нескольких мезузот достаточно один раз произнести благословение, прежде чем прикреплять первое.

Касаясь мезузы

Каждый раз, проходя через дверной проем, многие люди касаются пальцем мезузы в знак уважения к Богу. Многие люди также целуют свой палец после прикосновения к мезузе.

Проверка пергамента

У многих соблюдающих евреев всех еврейских конфессий есть квалифицированный писец, который проверяет пергаменты мезузот на предмет дефектов (таких как небольшие разрывы или выцветшие буквы) не реже двух раз каждые семь лет. Эту работу может выполнять софтер (писец) или любой человек с аналогичной подготовкой. Смягчитель также может изготавливать новые пергаменты мезузот, соответствующие еврейскому закону.

Ящики для мезузы

Заповедь прикрепить мезузу широко соблюдается в еврейском мире даже евреями, которые не соблюдают религиозные нормы. Хотя важной частью мезузы является клаф, или пергамент, а не сам футляр, проектирование и изготовление футляров для мезузы на протяжении веков было возведено в разряд искусства. Ящики для мезузы производятся из самых разных материалов, от серебра и драгоценных металлов до дерева, камня, керамики, олова и даже полимерной глины. Некоторые продавцы ящиков для мезузы предоставят или предложат на продажу копию текста, который был скопирован на бумагу; это не кошерная (действительная) мезуза, которая должна быть написана от руки квалифицированным писцом на листе пергамента.

Дополнительные надписи

На оборотной стороне пергамента очень принято писать две надписи:

  • Еврейское слово שדי ( Шаддай)
  • фраза " כוזו במוכסז כוזו "
Раскрытие дела о мезузе в Иерусалиме, Израиль

Шаддай, [«Всемогущий»] одно из библейских имен Бога, также служит здесь аббревиатурой от Шомер Далтот Исраэль, «Страж дверей Израиля». Многие футляры мезузы также отмечены еврейской буквой ש (Шин), что означает Шаддай.

« כוזו במוכסז כוזו » является шифр Цезаря -a одной буквы сдвига третьего, четвертого и пятого слова Шма, «Адонаи, Элохейну, Адонай», «Господь, Бог наш, Господь»; он написан на обратной стороне корпуса напротив соответствующих слов на лицевой стороне. Эта надпись датируется XI веком и встречается у хасидов ашкеназов (средневековых немецких еврейских мистиков).

В Sephardic обычай ( minhag ) уходит из фразы « כוזו במוכסז כוזו », и только еврейское слово שדי ( Шаддай) написано на обратной стороне мезузы. Это следует за Шулхан Арух и писаниями Рамбама. Однако обычай ашкенази писать обе фразы был поддержан в трудах Ремо. (Йоре Деа 288: 15)

В этой связи стоит сослаться на часто цитируемый отрывок из Мишне Торы Рамбама, в котором говорится:

Это распространенный обычай писать [имя Бога,] Шаддай, на внешней стороне мезузы напротив пустого пространства, оставшегося между двумя проходами. В этом нет трудностей, так как [добавление производится] снаружи. Однако те, кто пишут имена ангелов, другие священные имена, стихи или формы на внутренней стороне [мезузы], относятся к числу тех, кому нет участи в мире грядущем. Эти глупцы не только отменяют мицву, но, кроме того, они делают из великой мицвы [которая отражает] единство имени Святого, благословен Он, любовь к Нему и служение Ему, талисман для их собственная выгода. Они по своей глупой концепции думают, что это поможет им в отношении суеты этого мира.

Караимская и самаритянская мезуза

В этой статье в основном рассматривается мезуза в том виде, в котором она используется в раввинистическом иудаизме, но караимский иудаизм и самаританство имеют свои собственные традиции.

В караимском иудаизме второзаконный стих «И напиши их на косяках домов и ворот ваших» ( Второзаконие 6: 9; 11:20 ) интерпретируется как метафора, а не как относящаяся к раббанитской мезузе. Таким образом, караимы традиционно не используют мезузот, а развешивают небольшую дощечку в форме двух Скрижалей Закона с Десятью Заповедями. В Израиле, где они могут стараться не доставлять неудобства другим евреям, многие караимы делают исключение и также кладут мезузу на косяк двери. Караимская версия мезузы крепится к дверным проемам общественных зданий, а иногда и частных зданий.

Самаритянин Мезуза в Израиле, разоблаченное письмо на самаритянском иврите. Здесь написано: «Блажен Тот, Кто сказал: Я буду смотреть на тебя с благосклонностью, и сделаю тебя плодородным и размножу тебя; и сохраню завет Мой с тобой» ( Левит 26: 9 ). Господь откроет для тебя Свой завет. небеса, щедрый запас, чтобы обеспечить дождем вашу землю в сезон и благословить все ваши начинания ( Второзаконие 28:12 ) ».

В самаритяне интерпретировать Deuteronomic заповедь означает отображение любого выбора текста из версии самарянин из пяти книг Моисея. Это может быть благословение, особенно святое или возвышающее послание. В прошлом они помещали каменную доску с надписью «Десять заповедей» над дверью дома. Некоторые образцы, относящиеся к византийскому (4–7 века) и раннему мусульманскому (7–11 века) периодам, сейчас демонстрируются в Музее Израиля в Иерусалиме.. В настоящее время самаритянская мезуза обычно изготавливается либо из мрамора, либо из деревянной тарелки, либо из листа пергамента или высококачественной бумаги, на которой они пишут избранные стихи из самаритянской Торы. Их размещают либо над дверью дома, либо внутри дома, в прихожей или на видном месте на большой стене. Эти мезузы можно найти в каждом доме самаритянина, а также в синагоге. Сегодня некоторые самаритяне также используют футляр для мезузы в еврейском стиле и помещают в него небольшой письменный самаритянский свиток, то есть текст из самаритянской Торы, написанный самаритянским алфавитом. Чем больше таких мезузотов в доме, тем он считается лучше.

Юридические баталии в США

Еврейская практика прикрепления мезузы к входу в жилой дом редко оспаривалась в Соединенных Штатах или Канаде. Однако в 2001 году в Чикаго ассоциация кондоминиумов в Shoreline Towers запретила «циновки, ботинки, туфли, тележки и другие предметы. вроде… входные двери в блоки », что решением совета директоров в 2004 году было истолковано как абсолютное. Руководство Shoreline Towers убрало мезузот в коридоре арендаторов кондоминиума. Впоследствии были поданы жалобы в Чикагскую комиссию по связям с общественностью, Генеральному прокурору Иллинойса и Департаменту жилищного строительства и городского развития США, в которых утверждалось, что жилищная дискриминация на основе религии Shoreline Towers не была единственной ассоциацией кондоминиумов в Чикаго с таким ограничением, хотя и одной из них согласились изменить свое правило.

Прочитав новостной репортаж о споре о мезузах, олдермен из Чикаго Бертон Натарус разработал поправку к муниципальному кодексу города, согласно которой арендатору или владельцу квартиры, дома или кондоминиума запрещалось «размещать или прикреплять религиозные объекты. знак, символ или реликвия на двери, дверном косяке или входе ". Несмотря на сопротивление, в декабре того же года это стало законом в Чикаго. Это первый такой закон в Северной Америке, предусматривавший штраф в размере до 500 долларов за его нарушение.

Несмотря на это законодательство, в 2006 году судья федерального суда постановил, что это правило не нарушает Федеральный закон о справедливом жилищном обеспечении ; районный суд оставил без изменения решение апелляционной инстанции в 2008 году; в 2009 году Апелляционный суд 7-го округа в Чикаго отменил решение 2008 года, и дело было продолжено. Между тем, отчеты Chicago Jewish Star были безуспешно вызваны в суд, и было применено законодательство Иллинойса против SLAPP. В 2011 году было достигнуто конфиденциальное урегулирование споров в отношении Shoreline Towers.

В 2006 году сенатор от Иллинойса Айра Сильверстайн внес более узкую поправку в Закон штата о собственности кондоминиумов, став первым таким законом штата.

В 2006 году женщине в многоквартирном доме в Форт-Лодердейле, Флорида, было приказано убрать мезузу из своего дома в коридоре, и ей пригрозили штрафом. После длительной судебной тяжбы кондоминиум был признан виновным в дискриминации. В 2008 году Закон о домах № 995, поправка к Закону о кондоминиумах Флориды, созданный по образцу законодательства штата Иллинойс, стал законом.

В 2007 году в Техасе супружеской паре, живущей в Хьюстоне, было приказано «снять предмет, прикрепленный к дверному косяку», чтобы не нарушать правила ассоциации. Завязалась судебная тяжба, в ходе которой судья окружного суда США вынес решение в 2008 году от имени ассоциации кондоминиумов. Впоследствии пара обратилась к депутату Палаты представителей Техаса Гарнету Ф. Коулману. Его законопроект о защите таких религиозных представлений, представленный в 2009 году, не был принят, но в июне 2011 года губернатор Техаса Рик Перри подписал слегка измененную версию (HB1278).

Законопроект, направленный на предотвращение общенационального запрета мезузы, был предложен в 2008 году (HR 6932) конгрессменом США Джерролдом Надлером. Это никогда не стало законом.

использованная литература

Библиография

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 09:34:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте