Καραΐτες Κωνσταντινουπόλεως | |
---|---|
Регионы со значительным населением | |
Турция | 80 |
Израиль | неизвестно |
Языки | |
Каро-греческий, иврит, турецкий язык | |
Религия | |
караимский иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Караимы, романиоты, евреи |
Константинопольские караимы или греко-караимы - это караимская община с особым историческим развитием и особым культурным, лингвистическим и литературным наследием происходящие из-за их проживания в столице Восточной Римской империи. Между общиной и раввинистами евреями-романиотами существует множество общих черт.
Взгляд на караимскую синагогу в СтамбулеКараимы жили в Константинополь (современный Стамбул ) более тысячи лет назад. В окрестностях Константинополя существовали и более мелкие поселения, такие как караимы Адрианополя, которые сами происходят из константинопольской общины. Имея близкие отношения и повседневные контакты с грекоязычными византийскими христианами и евреями-романиотами, они, тем не менее, разработали свой собственный уникальный караео-греческий диалект иванского языка ; этот диалект до недавнего времени использовался старшими членами общины. Караимы составили глоссарий по еврейской Библии с еврейскими словами, переведенными на греческий язык. Известны и другие произведения греко-караимской литературы.
До недавнего времени константинопольские караимы говорили на караево-греческом. В их иврите есть некоторые особенности, которые связывают их с тиверийским ивритом тиберийских масоретов.
Несмотря на небольшой размер этого сообщества, Константинопольские караимы оказали большое влияние на караимский иудаизм своей литературой. Общины Константинополя и Адрианополя произвели выдающихся личностей караимского движения, таких как Калеб Афендополо, Илия Башиази, Аарон бен Иосиф из Константинополя, Аарон бен Илия, Иуда Хадасси, Моисей Беги, пайтан XV / XVI веков, Иуда Гиббор пайтан и автор нескольких произведений, Иуда Поки бен Элиэзер (племянник Илии Башиази) ученый, Илия Йерушалми также ученый и другие. Эти авторы создали выдающиеся теологические, литургические и философские труды, которые сыграли важную роль в развитии караимского иудаизма в целом. Это был труд "Седер тфиллот" (Книга молитв и гимнов) Аарона бен Иосифа из Константинополя, который был принят большинством караимских общин в качестве стандартного молитвенника и, вероятно, снискал ему прозвище "ха-Кадош" (Святой). Чтобы уладить религиозные законы, Элайджа Башязи составил кодекс под названием «Адерет Элиягу» (Мантия Илии). Этот кодекс, содержащий как обязательные, так и запрещающие предписания, караимы справедливо считают самым авторитетным авторитетом в этих вопросах.
Между раббанитами и караимскими «романиотами» Константинополя были близкие отношения (хотя и не всегда позитивные), как видно из обмена пийютим для их литургий, которые шли в обе стороны, но в основном состояли из караимских заимствований из раббанитского литургического репертуара.
Возможно, крымские караимы являются потомками караимских купцов, переселившихся в Крым из Византийской империи. В одном конкретном случае миграция караимов из Константинополя в Крым задокументирована после пожара в еврейском квартале Константинополя в 1203 году.
На Караео-Греческом