Джейкоб Киркисани

редактировать

Джейкоб Киркисани (ок. 890 - ок. 960) (арабский : ابو یوسف یعقوب القرقسانی ʾАбу Юсуф Якуб ал-Киркисани, иврит : יעקב בן יצחק הקרקסאני Yaqov ben Yiṣḥaq haṢerqesi) был караимским догматиком и экзегетом который процветал в первой половине десятого века. Он был уроженцем Черкесии - его лакаб ал-Киркисани означает «черкес», - который в то время, вероятно, все еще находился под властью хазар. Похоже, он путешествовал по всему Ближнему Востоку, посещая центры исламского образования, в которых он был хорошо осведомлен.

В 937 году Киркисани написал арабский труд по иудейским заповедям под названием Китаб аль-Анвар валь-Маракиб (کتاب الانوار والمراقب, известный на иврите как Сефер ха-Меорот, или Сефер ха-Маор) с подзаголовком Китаб аль-Шараи (Сефер Мицвот Гадол) и комментарием под названием аль-Рияд валь-Хадаик (Сефер ха-Ганним ве-Пардесим или Сефер ха-Ниццаним), о тех частях Торы, которые не касаются законов.

Содержание
  • 1 Китаб аль-Анвар
  • 2 Взгляд на христианство
  • 3 Философия и теология
  • 4 Сохранившиеся рукописи
  • 5 Ссылки
Китаб аль-Анвар

Первый том magnum opus Киркисани является наиболее важным, который не только предоставляет ценную информацию о развитии караизма, но также проливает свет на многие вопросы в раввинистическом иудаизме. Он состоит из тринадцати трактатов, каждый из которых разделен на главы, и первые четыре трактата составляют введение ко всей работе. В первом трактате, состоящем из восемнадцати глав, Киркисани дает всесторонний обзор развития еврейских религиозных движений, материал для которого он черпал не только из работ своих предшественников, как Давид ибн Мерван аль-Мукаммаш, которого он упоминает, но также из его личного опыта в научных кругах, в которых он двигался. Перечисление сект дано в хронологическом порядке, начиная с самаритян и заканчивая сектой, основанной Даниилом аль-Кумиси. Киркисани объявляет раввинитов еврейской сектой, основанной Иеровоамом, хотя она не появилась до времен Второго Храма. В противовес им Садок, ученик Антигона Сохо и основатель своей собственной секты (либо саддукеев, либо саддокитов ) раскрыл часть правды на религиозные темы, в то время как Анан бен Давид раскрыл всю правду. Однако, несмотря на восхищение Киркисани Ананом, он часто не соглашается с ним в объяснении заповедей.

Взгляд на христианство

Киркисани включает христианство в число еврейских сект. В третьем трактате (гл. XVI) он говорит, что «религия христиан, как она практикуется в настоящее время, не имеет ничего общего с учением Иисуса ». Согласно Киркисани, христианство того времени произошло от апостола Павла, который приписал божественность Иисусу и пророческое вдохновение самому себе. Именно Павел отрицал необходимость выполнения 613 заповедей и учил, что религия заключается в смирении; и Первый Никейский собор принял предписания, которых нет в Законе, Евангелиях или Деяниях Апостолов.

Философия и теология.

Киркисани посвящает большую часть первого трактата нападкам на раббанитов, в которых он не показывает себя беспристрастным; но он не слеп к недостаткам караимов. В последней главе он рисует печальную картину духовного состояния караизма своего времени. «Вряд ли можно найти двух караимов, придерживающихся одного и того же мнения по всем вопросам; почти по любому вопросу каждый имеет мнение, отличное от всех остальных». Он сожалеет о пренебрежении караимами к изучению раввинской литературы, которая, по его словам, могла бы дать им оружие для их споров с раббанитами. Здесь Киркисани имеет в виду несоответствия, часто встречающиеся в аггадической и мистической литературе, такой как «Шиур Кома», которую он действительно часто использует в своих нападках на раббанитов.

Во втором трактате, состоящем из двадцати восьми глав, обсуждается обязанность применения критических методов к изучению религиозных вопросов. Киркисани - первый караим, который, как известно, твердо верил в изучение наук, и он критикует тех, кто, хотя и принимает фундаментальный принцип независимого исследования и исследования, выступает против демонстративных наук диалектики и философия. Разум - это основа, на которой основан каждый Символ веры и из которого проистекает все знание. Третий трактат, состоящий из двадцати трех глав, представляет собой критический обзор враждебных религиозных сект и христианства. В семнадцатой и восемнадцатой главах Киркисани опровергает учение о метемпсихозе, хотя среди его сторонников был Анан, который написал работу по этому вопросу. Для Киркисани решение вопроса, который много обсуждается в Мутазили калам, относительно наказаний, применяемых к детям, не может быть найдено в доктрине метемпсихоза, но с верой в то, что в будущем мире детям будет дана компенсация за их страдания в этом мире.

В четвертом трактате Киркисани излагает в шестидесяти восьми главах фундаментальные принципы, ведущие к пониманию конкретных религиозных предписаний. Остальные трактаты посвящены самим заповедям, которые расположены в систематическом порядке. Киркисани цитирует взгляды самых ранних караимских авторитетов (таких как Анан, Бенджамин Нахаванди, Даниэль аль-Кумиси и др.), Которые он часто опровергает. Принадлежащий к Баале ха-Риккуб, «караимским толкователям закона», он особенно суров в своих взглядах на законы инцеста и борется с мнением своего современника раббанита Якоба бен Эфраима аль-Шами, разрешившего брак дочь брата или сестры.

Сохранившиеся рукописи

Большая часть Китаб аль-Анвар и начало Аль-Рияд валь-Хадаик до сих пор сохранились в рукописи, в Собрание Авраама Фирковича в Императорской библиотеке Св. Санкт-Петербург (№№ 1142-1444). Первый трактат Китаб аль-Анвар, посвященный еврейским сектам, был опубликован Авраамом Харкави в мемуарах восточной секции Археологического общества (viii. 1849). Различные фрагменты семи трактатов (ii.-vi., viii., Ix.-xii.) Находятся в Британском музее (Oriental MSS. Nos. 2524, 2526, 2578–2582). Их проанализировал Самуил Авраам Познанский, опубликовавший текст глав xvii. и xviii. третьего трактата, посвященного доктрине метемпсихоза, и главы xxxv. пятого трактата, в котором Киркисани обсуждает вопрос, разрешено ли в Шаббат читать книги, написанные не еврейским алфавитом (Мемориальный том Кохута, стр. 435–462; Steinschneider Festschrift, pp. 195 et seq.). Текст шестнадцатой главы третьего трактата, посвященного критике христианства, был опубликован Х. Хиршфельдом в его хрестоматии. Диссертация на Десять заповедей Киркисани, которую Стейншнайдер полагает первой главой шестого трактата, начинающейся с доказательств существования Бога, находится в Bibliothèque Nationale (№ 755). И Китаб аль-Анвар, и Ар-Рияд валь-Хадаик были сокращены, первое - неким Моисеем бен Соломон ха-Леви. Харкави делает вывод из цитат, что Киркисани перевел Библию на арабский язык, написал комментарии к Книге Иова и Экклезиасту, а также написал труд о единстве Бога (Китаб аль- Таухид ).

Ссылки

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Зингер, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). "IRḲISANI, ABU YUSUF YA'ḲUB". Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.

Последняя правка сделана 2021-05-24 11:39:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте