Овадия Йосеф

редактировать
Раввин Овадья Йосеф עובדיה יוסף
Овадия Йосеф.jpg Раввин Йосеф в 2007 году
Личное
Родился Абдулла Юсеф 24 сентября 1920 г. Багдад, Ирак
Умер 7 октября 2013 г. (2013-10-07)(93 года) Иерусалим
Религия Иудаизм
Национальность Израильский
Супруг Маргалит Фаттал
Дети 11, в том числе Ицхак Йосеф, Яаков Йосеф и Адина Бар-Шалом
Родители Яаков и Джорджия Овадия
Номинал Сефардский харедим иудаизм
Альма-матер Порат Йосеф Иешива
Занятие Автор, политик, раввин, знаток Талмуда и признанный галахический авторитет.
Подпись Овадия Йосеф signature.svg
Еврейский лидер
Предшественник Ицхак Ниссим
Преемник Мордехай Элиягу
Позиция Главный раввин сефардов Израиля
Организация Главный раввинат Израиля
Началось 1973
Закончился 1983 г.
Другой Главный раввин сефардов Тель-Авива Духовный лидер политической партии Шас
Похороненный Кладбище Санедрия
Резиденция Иерусалим
Семича Раввин Бен Цион Хай Узиэль

Овадья Йосеф ( иврит : עובדיה יוסף, латинизируется : Овадья Йосеф, арабский : عبد الله يوسف, латинизируется : Абдулла Юсуф, 24 сентября 1920 - 7 октября 2013) был иракский -born талмудической ученый, posek, то сефарды Главный раввин Израиля с 1973 по 1983 год, основатель и давний духовный лидер израильской ультраортодоксальной партии Шас. Йосеф респонсы был высоко оценен в харедит, особенно среди мизрахим общин, среди которых он был расценен как «самой важными живой галахических власть». Однако он был осужден за многочисленные оскорбительные высказывания в адрес своих оппонентов, что сделало его фигурой в более поздние годы.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Проживание в Египте
    • 1.3 Возвращение в Израиль
    • 1.4 Ришон ле-Цион
    • 1.5 Вступление в политику
    • 1.6 Сюжет убийства
    • 1.7 Семья
    • 1.8 Последние годы и смерть
  • 2 Галахический подход и мировоззрение
    • 2.1 Мета-Галаха: восстановление былой славы
    • 2.2 Предпочтение снисходительности
      • 2.2.1 Примеры мягких решений
      • 2.2.2 Наименьшее из зол
      • 2.2.3 Закрывать глаза
    • 2.3 Синай Адиф
    • 2.4 Отношение к каббале
    • 2.5 Отношение к минхагу и традициям
  • 3 Отношение к Государству Израиль и его гражданам
    • 3,1 эфиопские евреи
    • 3.2 Отношение к сионизму
    • 3.3 Студенты ешивы и военная служба
    • 3.4 Светские израильтяне
    • 3.5 Израильская правовая система
    • 3.6 Политическая деятельность
      • 3.6.1 Влияние правительства
      • 3.6.2 Культурное влияние
      • 3.6.3 Позиция по израильско-палестинскому конфликту
  • 4 галахических постановления
  • 5 Спорные заявления
    • 5.1 Заявления в отношении рекомендаций Комитета Плеснера
    • 5.2 арабы и палестинцы
    • 5.3 Замечания относительно язычников
  • 6 Опубликованные работы
  • 7 Вторичные работы
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Внешние ссылки

биография

Овадия Йосеф в детстве со своей семьей. Овадия Йосеф в молодости.

Ранние годы

Йосеф родился в Багдаде, Османский Ирак, в семье Яакова Бен Овадия и его жены Грузии. В 1924 году, когда ему было четыре года, он иммигрировал в Иерусалим, Подмандатную Палестину, со своей семьей. В Палестине семья приняла фамилию «Овадия». Позже Овадия Йосеф сменил фамилию на свое второе имя, «Йосеф», чтобы избежать путаницы, когда его называли «Овадия Овадия».

Семья поселилась в районе Бейт-Исраэль в Иерусалиме, где Яаков владел продуктовым магазином. Семья была бедной, и Йозеф был вынужден работать в молодом возрасте. Он изучил Талмуд Тора Бней Цион в квартале Бухарим, где его страсть и умение изучать Тору были очевидны. Его литературная карьера началась уже в 9 лет с комментария к Решит Хохма, который он написал на полях.

В 1933 году Хахам Садка Хусейн убедил Яакова отправить своего сына в Ешиву Порат Йосеф. Вскоре он достиг высочайшего шиура, которому учил Рош-ешива, рабби Эзра Аттия.

Рассказывают историю о том, как Аттия способствовал сохранению Йосефа в мире Торы. В какой-то момент прилежный молодой ученый внезапно перестал ходить в ешиву на несколько дней. Аттия навестил его дом и был потрясен той бедностью, которую увидел там. Отец Йосефа объяснил, что ему нужно, чтобы мальчик работал на него. Аттия безуспешно пытался убедить отца в важности изучения Торы. На следующее утро, когда отец вошел в свой магазин, он обнаружил там Аттию в рабочем фартуке. Рошская ешива объяснила, что он пришел в магазин рано утром, когда Йозеф открывался. Он сказал молодому человеку, что нашел другого работника, который будет работать бесплатно, и отправил его обратно в ешиву. «Ты сказал, что тебе нужен кто-то, чтобы помочь, и ты не можешь позволить себе платить. Я - тот кто. Учеба твоего сына важнее моего времени!», - сказал он отцу, который, наконец, уступил и позволил своему сыну продолжить обучение в ешиве.. Вскоре Йосеф вместе с двумя друзьями составил свой первый сефер, названный Махберет Хаатакат Хидот.

В 1937 году раввин Яаков Dweck послал Йосеф, чтобы дать суточную Бен Иш Хай Галаха шиур вместо него на Охель Рейчел Синагога для персидской еврейской общины в районе Бейт - Исраэль. В процессе придания этих шиур, Йосеф возражал много раз с жесткими заключениями Бен Иш Хая, которые предпочитали постановления о Ари ZAL над Йосефом Каро. Это был решающий момент для Йозефа, который нашел подиум, чтобы выразить свое мнение, одновременно научившись справляться с негативными отзывами, которые он получал от многих в своей аудитории, особенно от своих собратьев- иракских евреев. Ряд известных раввинов, в том числе Ицхак Ниссим, на протяжении многих лет упрекали его за занимаемую должность, даже сожгли его первую галаху-сефер, Хазон Овадию. Но раввин Аттия призвал своего ученика продолжать править в соответствии с его собственным пониманием. Возражения Йосефа против Бен Иш Хай, в течение многих лет только в рукописной форме, были напечатаны начиная с 1998 года с появлением его « Халихот олам».

Йосеф получил раввинское посвящение в 20 лет. Он стал давним другом нескольких членов своего класса, которые заняли видные руководящие должности в сефардском мире, таких как раввин Бен Цион Абба Шауль, раввин Барух Бен Хаим, раввин Иегуда. Моаллем и раввин Сион Леви.

Проживает в Египте

В 1947 году Йосеф был приглашен в Каир раввином Аароном Чоуека, основателем ешивы «Ахава веАчва», для преподавания в его ешиве. Йосеф также служил, по просьбе раввина Бен-Цион Меир Хай Узиэля, главой Каирского бетдина (раввинского суда). Йозеф обнаружил, что в Египте не соблюдаются религиозные обряды, будь то еврейская община в целом или даже ее раввины. Одной из главных галахических проблем было отсутствие какой-либо организованной системы Кашрута, что привело к конфликту между ним и другими членами сообщества. Именно из-за этих событий Йозеф ушел в отставку со своей должности всего через два года после прибытия в Каир. Примерно через год он вернулся в то, что к тому времени стало Израилем.

Вернуться в Израиль

Вернувшись в Израиль, Йосеф начал учиться в мидраше «Бней Цион», которым тогда руководил раввин Цви Песах Франк. Он также работал в раввинском суде в Петах-Тикве. Его смелость как посека проявилась уже в его первый срок в качестве даяна, когда в возрасте 30 лет он написал галахическое постановление в пользу Йиббума над Халицей, которое противоречило религиозному постановлению, вынесенному Главным раввинатом Израиля годом ранее, которое запретил Иббум.

В 1951–1952 годах (תשי"ב по еврейскому календарю) он опубликовал свой первый галаха сефер, Хазон Овадия о законах Пасхи. Книга получила много похвал и получила одобрение двух главных раввинов Израиля того времени: Бен-Цион Меир Хай Узиэль и Ицхак Халеви Херцог. Двумя годами позже он основал иешиву «Ор Ха-Тора» для одаренных сефардских студентов иешивы. Эта ешива (которая оставалась открытой недолго) была первой из многих, которые он основал, а затем и помощь его сыновей, чтобы облегчить обучение Торе для сефардских евреев, чтобы обеспечить руководство общиной в будущих поколениях. В 1953-4 (תשי"ד) и 1955-6 (תשט"ז) он опубликовал первый два тома его крупного труда « Ябия Омер», также получившего много похвал.

С 1958 по 1965 год Йосеф служил даяном в Иерусалимском районе Бет-Дин. Затем он был назначен в Верховный раввинского Апелляционный суд в Иерусалиме, в конце концов, став Главным сефардов раввином в Тель - Авиве в 1968 году, положение, которое он занимал до его избрания на пост главного сефардского раввина Израиля в 1973 году.

Ришон ле-Цион

В 1973 году Йосеф был избран главным сефардским раввином Израиля большинством голосов 81 голосом против 68, заменив Ицхака Ниссима. Некоторые раскритиковали его кандидатуру, поскольку он впервые в истории этой должности соперничал с действующим главным раввином. Избирательный процесс характеризовался напряженностью и политическими противоречиями из-за Псак Дина брата и сестры, а также из-за напряженных отношений между Йосефом и Ниссимом. На тех же выборах раввин Шломо Горен был выбран главным раввином Израиля-ашкенази, отношения с которым оказались бы трудными. Совет главного раввината контролировался Гореном, и через некоторое время после этого Йосеф решил, что нет смысла посещать его заседания.

Вхождение в политику

Основная статья: Шас

В 1984 году Йосеф основал партию Шас в ответ на минимальное представительство сефардских евреев в Агудат Исраэль, где преобладают ашкенази. С тех пор она превратилась в грозную политическую силу, с тех пор став частью коалиции в большинстве избранных правительств. Позже он принял менее активную роль в политике, но оставался духовным лидером партии до своей смерти.

Заговор убийства

В апреле 2005 года израильские службы безопасности арестовали трех человек, которые, по утверждению «Шин Бет», были членами Народного фронта освобождения Палестины (НФОП). Их обвинили в заговоре с целью убить Йосефа. Один из этих троих, Муса Дарвиш, был осужден 15 декабря 2005 года за попытку убийства Йозефа и за бросание зажигательных бомб в автомобили на дороге Иерусалим - Маале-Адумим. Он был приговорен к двенадцати годам лишения свободы и трем годам условно. Второй человек, Салах Хамури, заявил о своей невиновности в предъявленных ему обвинениях, но в конце концов согласился на 7-летний приговор о признании вины в обмен на признание своей вины.

Семья

Когда Йосефу было 24 года, он женился на Маргалите Фаттале (1927–1994), родившейся в Сирии, дочери раввина Авраама ХаЛеви Фаттала, когда ей было 17 лет. У них было одиннадцать детей.

  1. Адина Бар-Шалом (р. 1946) - основательница первого академического колледжа для женщин харедим в Иерусалиме, она изучала дизайн в Колледже инженерии и дизайна Шенкар, оба с одобрения своего отца. Она замужем за раввином Эзрой Бар-Шаломом, бывшим Чавер Бет Дин из Верхнего Бейт Дина в Израиле.
  2. Яаков Йосеф (1947–2013) был израильским раввином и бывшим политиком, который был членом Кнессета от ШАС с 1984 по 1988 год. Он отец Йонатана Йосефа.
  3. Малка Сассон - воспитательница детского сада более тридцати лет.
  4. Авраам Йосеф (б. 1949) является главным раввином из Холона, Израиль, и это сефарды представитель на главном раввинате Совете (Moetzet Harabbanut Harashit)
  5. Яфа Коэн
  6. Ицхак Йосеф, (б. 1952) является сефардов Главный раввин из Израиля, также известный как Ришон ле - Ционе, в рош ешивы из иешивы Хазон Овадьи, и автор популярного набора книг по еврейскому закону называется Ялкут Йосеф.
  7. Ривка Чикотай, сестра-близнец Сары, замужем за Яаковом Чикотаем, одним из главных раввинов Модиин-Маккабим-Реута.
  8. Сара Толедано, сестра-близнец Ривки, художница, замужем за Мордехаем Толедано, главой Ябия Омер Бейт Мидраш, а также Ав Бейт Дин в Иерусалиме.
  9. Давид Йосеф (р. 1960) женат на Софии, является главой Йехавех Даат Коллель, главным раввином района Хар Ноф, и приписывают то, что он познакомил своего лучшего друга Арье Дери со своим отцом. Он был назначен в Моэцет Чачмей ха-Тора после смерти его отца.
  10. Лия Бутбул
  11. Моше Йосеф (р. 1966), раввин, женат на Иегудите. Оба жили и ухаживали за Йозефом в его квартире. Моше является главой агентства кашрута Бадац Бейт Йосеф и главой талмуд-торы Маор Исраэль, которая также публикует произведения его отца.

Последние годы и смерть

Йосеф проживал в иерусалимском районе Хар Ноф. Он оставался активным общественным деятелем в политической и религиозной жизни в качестве духовного лидера политической партии ШАС и проводил регулярные еженедельные проповеди. Он был передан в качестве Posek Хадора ( «Posek нынешнего поколения»), Гадол Хадора ( «большой / EST (один из) генерация»), Maor Исраэля ( «Свет Израиля»), и Маран.

13 января 2013 года Йосеф потерял сознание во время Шахарита в своей синагоге в Хар Нофе, Иерусалим, и ему было трудно использовать левую руку. После того, как его осмотрел врач в своем доме, он был госпитализирован в медицинский центр Хадасса после перенесенного, как предполагалось, легкого инсульта.

21 сентября 2013 года из-за ухудшения здоровья Йозеф был госпитализирован в больницу Хадасса Эйн Керем. Через два дня после операции по имплантации кардиостимулятора 22 сентября Йозефу дали седативное средство и поместили на респиратор. Он скончался в больнице 7 октября 2013 года после «общего системного сбоя». Его похороны в Иерусалиме были крупнейшими в истории Израиля, на них собралось 850 000 человек. Некоторые религиозные авторитеты заявили, что это было, пожалуй, самое большое собрание евреев со времен Второго Храма. Однако по другим оценкам, число присутствовавших на похоронах ниже - от 273 000 до 450 000 человек. Он был похоронен рядом с женой на кладбище Санхедрия. В течение недельного Шива период траура, семья Йосефа должны были получить тысячи соболезнований звонящих в траурной палатке на их Хар Ноф улице, что полиция закрыта для автомобильного движения. Охранники также были размещены на кладбище, где могила Йосефа быстро стала местом паломничества тысяч мужчин и женщин.

Галахический подход и мировоззрение

Мета-Галаха: восстановление былой славы

Йосеф часто использовал лозунг «Восстановить былую славу» (להחזיר עטרה ליושנה) как метафору, воплощающую как его социальную, так и галахическую повестку дня.

На социальном уровне это широко рассматривается как призыв к осуществлению политической программы, которая восстановит гордость евреев-мизрахи (евреев с Ближнего Востока) в израильском обществе, которое исторически страдало от дискриминации и, как правило, принадлежало к более низкому социальному статусу. -экономический статус по сравнению с их ашкеназскими коллегами.

С галахической точки зрения метафора более сложна. Раввины и светские исследователи широко согласны с тем, что «венец» метафоры относится к галахическому превосходству, которое Йосеф придает постановлениям раввина Йосефа Каро. В соответствии с подходом Йосефа Каро увенчан как Мара D'ATRA из Земли Израиля, и, таким образом, все евреи, живущие в царстве его полномочий должны быть связан своими решениями. Йосеф прямо и решительно говорит об этом в « Ялкут Йосеф» (обратите внимание, что «Маран» относится к раввину Йосефу Каро):

Даже если сотня ахароним не согласны с ним... ни одному учителю не разрешается править чумрой вопреки инструкциям Марана о снисходительном правлении, даже если многие не согласны с Мараном... и даже не разрешается действовать с чумрой там, где правил Маран снисходительно к этому вопросу, так как постановления Марана, который является Мара Д'Атра, и мы получили его инструкции, были определены как Галаха для Моисея на Синае, по которому нет споров, и тот, кто отклоняется вправо или влево, бесчестит своих учителей.

Тем не менее, остаются некоторые разногласия по поводу того, кого именно Йозеф считает связанным решениями Каро.

Раввин Ратзон Аруси утверждает, что Йосеф проводит различие между своим идеалом и реальностью. В идеале все евреи Земли Израиля должны подчиняться постановлениям Каро, но практичность подсказывает, что в первую очередь все евреи- сефарды и мизрахи должны объединиться под ними. Как выразился Аруси,

Единство Израиля желательно и должно быть достигнуто посредством единой системы галахического правления. Единая система галахического правления будет достигнута, по его мнению, путем консолидации вокруг традиции Земли Израиля, которая, по его мнению, является традицией правления сефардов, как это делает Каро в Шулхан Арух. Однако реальность в настоящее время иная. Каждая община сохраняет свои собственные традиции, и поэтому галаха должна управляться для каждой общины в соответствии с ее собственными традициями. Однако, поскольку он считает, что существует тенденция доминирования ашкеназского правления, он громко взывает к спасению и сохранению сефардской системы правления.

Цви Зохар утверждает, что Йозеф применяет подход « плавильного котла», поскольку он стремится объединить традиции всех евреев в Израиле, как сефардов, так и ашкеназов. Зоар утверждает, что главное различие Йосефа не между ашкеназами и сефардами, а между Землей Израиля и диаспорой. По его мнению, Йозеф стремится применить решения Каро ко всей Земле Израиля, но не обязательно за ее пределами. Согласно Зохару, это представляет собой антидиаспорский и «антиколониалистский» подход, поскольку он направлен на то, чтобы лишить различные общины иммигрантов их традиций из стран их происхождения и заменить их обычаями Земли Израиля, а не импортировать и внедрение иностранных обычаев в Израиле. Он сравнивает Йосефа с религиозными реформаторами, такими как Мартин Лютер и Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб, и утверждает, что Йозеф принял религиозное восстановительно-реформистское мировоззрение. В частности, он утверждает, что галахический подход Йозефа - это не возвращение к традиционной форме сефардского правления, как пытается изобразить его Йозеф, а, скорее, новаторская формулировка особого сефардского подхода к Галахе, который создал сам Йосеф.

Раввин Биньямин Лау не согласен с обеими предыдущими интерпретациями. По словам Лау, Йосеф утверждает, что все евреи-сефарды приняли постановления Каро как обязательные для диаспоры, но со временем отклонились от них. В настоящее время, по возвращении в Землю Израиля, где Каро является Мара Д'атра, они должны вернуться к соблюдению его правил. Таким образом, Лау считает, что Йозеф направляет свои решения только в отношении евреев-сефардов и мизрахи, поскольку евреи-ашкенази никогда не принимали на себя решения Каро. Лау считает, что Йозеф действует на два фронта: первый - против руководства ашкенази, которое стремится применить правила и обычаи ашкенази к сефардам, а второй - против самих сефардских и мизрахских общин, требуя, чтобы они объединились под властью Каро.

В любом случае, все согласны с тем, что наряду с консервативными аспектами его подхода к Галахе, есть также важные реформы: его предпочтение решениям Каро и его предпочтение снисходительности перед чумрой. Осуществление его галахического видения повлекло за собой серьезные столкновения с его ашкеназскими коллегами. О своих предшественниках на посту раввината Тель-Авив-Яффо Йозеф писал:

И я слышал, что есть те, кто заявляет, что, поскольку главные раввины Тель-Авива-Яффо, которые предшествовали мне, установили обычай управлять чумрой, этот обычай не должен изменяться. И это неправда, что мне было позволено пространство для самовыражения. И в любом случае, известно, что раввины, которые предшествовали мне подчинялись их коллеги - ашкенази, то Гаон рабби Бенцион Uziel Z «л подчинялся Гаон рабби Авраам Ицхак Кук Z» л... и Гаон рабби Яаков Моше Толедано Зил в качестве главного раввина Тель-Авива-Яффо не мог даже поднять голову в сторону своего коллеги, пусть он будет избран для хорошей жизни, раввина Гаона Иссера Иегуды Унтерман Шлит и не согласиться с ним по Галахе.... Но я, кто не подчиняется, слава Богу, буду стоять на страже, чтобы Восстановить былую славу и наставлять в соответствии с Мараном, чьи инструкции мы получили.

Предпочтение снисходительности

Йосеф принял талмудическое изречение: «Сила снисхождения больше». Следовательно, один из его фундаментальных принципов галахического правления состоит в том, что мягкие решения должны быть предпочтительнее чумры. Йозеф видел в этом одну из отличительных черт сефардского подхода к Галахе по сравнению с подходом ашкенази. В одном из своих постановлений он процитировал слова раввина Хаима Джозефа Давида Азулая :

Сефарды характеризуются добротой и поэтому снисходительны в Галахе, а ашкенази характеризуются качеством силы и поэтому правят строго.

Йозеф считал этот принцип идеальным, так что если

человеку задают (вопрос) по ритуально-галахической материи и ему удается доказать, что снисходительная позиция является правильной с галахической точки зрения, он видит в этом положительное достижение.

По мнению Йосефа, суровость поском-ашкенази проистекает из их метода обучения и незнания Мишны, Талмуда и поским. В статье 1970 года Йосеф писал о раввине Якове Сауле Эльяшаре :

Но поскольку они (ашкенази) осторожны в своем учении, они (смело) не управляют галахой льмаасех («практической галахой»), особенно в вопросах новых разработок или новых технологий, которые создают галахические проблемы. от них, чтобы интересоваться и выражать свое мнение о Даат Тора. .. Наш раввин Гаон Яков Саул Эльяшар был среди тех немногих добродетельных людей, которые взяли на себя это бремя для решения актуальных проблем своего времени, и среди них есть некоторые, которые актуально по сей день, и он не уклонился от ответа на свой вопрос...

Йозеф считал суровое правление особенно вредным для нынешнего поколения («поколения свободы и свободы»), поскольку строгое правление могло заставить людей не подчиняться Галахе. В «Ябии Омер» он говорит: «Воистину, рост чумрот приводит к снисхождению в теле Торы».

Примеры мягких решений

Следуя этому принципу снисходительности, Йосеф принял ряд галахических постановлений, которые значительно более снисходительны, чем его коллеги ашкенази-харедим. Среди них:

  • Что мальчикам и девочкам разрешено учиться вместе до 9 лет.
  • Замужняя женщина, покрывающая волосы, может обнажить несколько сантиметров волос из-под покрытия спереди.
  • Что вдове или разведенной женщине разрешено носить парик в качестве головного убора, несмотря на то, что это запрещено для замужних женщин (см. Ниже).
  • Незамужним женщинам разрешено оставлять волосы распущенными и распущенными.

Наименьшее из зол

Йосеф стремился поощрять максимальное соблюдение мицвот как можно большим числом израильтян. Для достижения этого «он готов следовать галахической политике, которая, с одной стороны, минимизирует нарушения галахи, но, с другой стороны, допускает абсолютную приверженность галахе». Это подтверждается рядом его постановлений: предоставление сертификата кашрута ресторану, где подают молоко и мясо; убой цыпленка, когда есть опасения, что это трефа; и ношение брюк женщинами.

Закрывая глаза

Йозеф применял политику, закрывающую глаза на отклонения от галахи в обстоятельствах, когда, если бы требовалось строгое соблюдение галахи, вполне вероятно, что она вообще не соблюдалась бы. Примеры этого включают в себя концерт в священническом благословении со стороны коэнов, которые не имеют религиозный образ жизни, и шалиях tzibur или человека, выполняющего чтение Торы кто бреет бритвой.

Синай Адиф

В талмудических дебатах по поводу Синая и Окера Харима Йосеф придерживался мнения, что Синай предпочтительнее. В частности, он подчеркивает, что сефардская система обучения, которая делает упор на углубленное изучение Галахи, превосходит общий подход во многих школах Ашкенази, который опирается на глубокий анализ гемары с использованием пилпула, не доходя до галахических выводов. Это предпочтение основано на его поддержке управления галахой по практическим вопросам современности, а не на том, чтобы управлять галахой как чисто теоретическим стремлением. В панегирике, который он написал для раввина Яакова Адеса, своего учителя в ешиве Порат Йосеф, он сказал:

Известный покойный, который был нашим Учителем и раввином в ешиве Порат Йосеф в Старом городе, научил нас (изучать галаху для практических целей) и не заниматься бесполезными пилпулимами, которые исчезнут и унесутся ветром. К сожалению, есть иешивы, где тот, кто учится у Йоре Деа, должен прятаться в задних комнатах, чтобы его не заметили и не назвали «бездельником» за изучение «псак» галахи, и позор вора (будет на нем), если он обнаруживается и... гнев и позор (тоже).

По словам Йосефа, озабоченность пилпул за счет глубокого изучения галахи вызывает недостаток знаний среди ашкеназских поским, что, в свою очередь, приводит к излишней строгости при вынесении галахических постановлений, поскольку посек не знает о снисходительных постановлениях и подходах к Галахе, используемых предыдущие раввины, на которых посек мог положиться в своем снисходительном правлении.

Отношение к каббале

Йозеф иногда был готов принять постановления, основанные на постановлениях Аризала, при условии, что они не противоречат постановлениям Каро. Тем не менее, во многих случаях он решительно выступал против постановлений, говоря: «Мы не имеем дела с мистицизмом», и отвергая постановления, основанные на Зохаре и Каббале в целом. Эта позиция противоречит многим (но не всем) традиционным давним сефардским постановлениям о Галахе, в том числе многим сефардским поским по сей день. В отличие от позиции раввина Хаима Джозефа Давида Азулая, который писал, что «Никто не может отвечать после Ари» (то есть никто не может оспаривать постановления Ари), Йосеф утверждает, что этим постановлениям не следует придавать особого веса. Ари, и обычные принципы галахического правления должны продолжать применяться. Он написал:

Как написано в книге Иггрот а-Танья от имени Виленского Гаона, который не верит, что Каббала Ари целиком исходит полностью из уст Илии Зил, (скорее) лишь небольшая часть исходит из устами Илии Зил, а остальное - от его великих знаний, и не требуется верить этому... и так написал рабби Хаим Воложин в предисловии к своей книге... и если да, то почему все это страх перед тем, что мы должны отложить в сторону слова всех Поским и все законы (просто) из-за мнения Ари з'ил?

Отношение Йозефа к каббале, постановлениям Ари и, следовательно, постановлениям Бен Иш Хай были причиной серьезных разногласий между ним и еврейскими иммигрантами из мусульманского мира в Израиле, особенно евреями Ирака. Постановления Бен Иш Хай лежали в основе разногласий между ним и главными раввинами Ицхаком Ниссимом и Мордехаем Элиягу.

Отношение к минхагу и традициям

Йосеф сильно отдавал предпочтение письменному слову и не придавал большого значения минхагиму и традициям, которые плохо укоренились в Галахе. Например, он выразил несогласие с двумя минхагим, наблюдаемыми в синагогах североафриканского еврейства: стоя во время чтения Десяти заповедей и участию прихожан в определенных частях молитвенного служения. Его попытки изменить популярные и глубоко укоренившиеся традиции привели к противодействию его подходу со стороны некоторых раввинов Северной Африки.

У бресловских хасидов есть обычай совершать паломничество к могиле рабби Нахмана из Бреслова в Умани на Рош ха-Шана. Йозеф резко критиковал эту практику и заявил:

Здесь (в Израиле) находятся могилы величайших мудрецов мира. Святые Таннаим, среди которых даже наименьший смог (мог совершить) воскресение мертвых. Они уезжают и стыдят этих геонимов, уезжая в Умань.

Отношение к Государству Израиль и его гражданам

Эфиопские евреи

Овадия Йосеф часто рассматривается как основная сила, стоящая за приездом эфиопских евреев в Израиль. В 1970-х Йосеф постановил, что эфиопские евреи были галахическими евреями, и выступил за эфиопскую алию в Израиль. Пнина Тамано-Шата сказала о Йосефе: «Я заплакала, вероятно, в благодарность за все, что он сделал, за гуманное обращение« наши братья ». Он также был лидером. Он призвал власти спасти евреев Эфиопии и привезти их в Израиль. Это свидетельствует о его большой любви к другим ».

Отношение к сионизму

Йозеф придерживался галахического двойственного взгляда на сионизм как на Atchalta D'Geulah (начало искупления). Многие религиозные сионисты, напротив, считают Израиль первым цветком искупления. В галахическом постановлении относительно Дня независимости Израиля Йосеф признал, что еврейский народ пережил чудо с созданием Государства Израиль; однако, поскольку чудо охватило не весь еврейский народ,

Если собрание желает произнести Халлель без благословения после молитвенного служения, им не следует препятствовать.

Позицию Йосефа можно рассматривать как золотую середину между религиозными сионистами, для которых высказывание «Халлель» является обязательным, и ашкеназскими харедимами, которые вообще не говорят «Халлель».

В интервью газете, в котором Шас был обвинен в антисионистской деятельности, Йозеф ответил:

Что такое антисионизм? Это ложь, это термин, который они сами придумали. Я десять лет служил главным раввином - ключевой государственной должностью в Государстве Израиль. В чем мы не сионисты? Мы молимся за Сион, за Иерусалим и его жителей, за Израиль и раввинов и их студентов. Что такое сионист? В нашем понимании сионист - это человек, который любит Сион и соблюдает заповедь заселения земли. Когда бы я ни был за границей, я поощряю Алию. В чем они более сионистские, чем мы?

В 2010 году Йосеф и Шас Моэцет Чахамей Ха-Тора (Совет [мудрых] мудрецов Торы) одобрили членство Шаса во Всемирной сионистской организации, сделав Шас первой официально сионистской партией харедим в Израиле.

Студенты ешивы и военная служба

Йосеф считал, что войны, ведущиеся государством Израиль, подпадают под галахическую классификацию Милкхемет-мицвы. Тем не менее, он призвал молодых студентов оставаться в ешивах, а не быть призванными в армию, потому что, «несмотря на чуткость, которую раввин Йосеф испытывает к Силам обороны Израиля, он глубоко укоренен в раввинской традиции ешив в стране. Израиля, и придерживается своей позиции, которая выступает против интеграции студентов ешивы в вооруженные силы ". Раввин Биньямин Лау осторожно проводит различие между публичной риторикой Йосефа, представляющей единый фронт с ашкеназскими харедим, и между внутренними дискуссиями, в которых Йосеф, как говорили, был более восприимчив к решению проблемы интеграции харедим в вооруженные силы.

Внук Йосефа указывает на положительное отношение своего деда к Армии обороны Израиля, поскольку всякий раз, когда открывается Ковчег Торы, Йосеф благословляет «mi sheberech» для солдат IDF. Сын Йосефа, раввин Авраам Йосеф, прослужил в Армии обороны Израиля в качестве военного раввина 13 лет.

Светские израильтяне

Йосеф часто называл нынешнюю ситуацию в израильском и еврейском обществе «поколением свободы и свободы». Этим Йозеф сослался на современную реальность еврейской общины, которая, как правило, не привержена Галахе и где авторитет раввинов утратил свое центральное значение. В этом контексте Йозеф провел различие между теми, кто исповедует светскую идеологию, и теми, кто не соблюдает их просто в смысле слабой или неполной приверженности Галахе, сопровождаемой сильной верой в Бога и Тору:

И я ясно знал, когда был в Египте, что многие из этих людей (которые работали в субботу, чтобы заработать себе на жизнь), уходя с работы, стараются не осквернять субботу и действительно не курят в субботу и все, что следует за ней. От этого. И некоторые из них молятся в субботу в первый миньян, чтобы вовремя прийти на работу, и втайне душа их плакала бы, что они вынуждены осквернять субботу, чтобы заработать себе на жизнь.

Этот последний тип несоблюдающих евреев в Израиле - это в основном евреи-мизрахи, которые исповедуют аспекты иудаизма как традиции (известные как масортийим, не путать с консервативным иудаизмом, который иногда называют иудаизмом масорти). Йозеф стремился приблизить эту демографическую группу к Торе, полагаясь при этом на традиционные еврейские источники в своих постановлениях. Например, он постановил, что тех, кто оскверняет субботу, не следует рассматривать как отказавшихся от Торы, и поэтому, если они прикоснулись к вину, оно остается кошерным. Такого рода постановления отличаются от постановлений ашкеназских харедим. Йозеф активно стремится участвовать в Кируве, но при этом строго придерживается Галахи.

Йосеф, однако, не питал симпатии к израильским евреям, исповедующим светский образ жизни, и считал их фактически неевреями. Его мнение заключалось в том, чтобы полностью исключить их из еврейской общины. По Йосефу, светская израильская общественность является светской из-за «злобности» по отношению к Торе, и он сравнил их с идолопоклонниками-отступниками.

Правовая система Израиля

Йосеф был против подачи гражданских исков в израильские суды, потому что они решают исход дела, применяя израильские законы, а не Галаху. Его оппозиция согласуется с позицией ашкеназских раввинов харедим, а также некоторых религиозных сионистских раввинов (например, Яаков Ариэль ). По этому поводу Йозеф писал:

И знайте, что даже несмотря на то, что законные полномочия, которыми наделено правительство для решения дел, принадлежит светским судам, а судьи - евреи, при всем этом ясно, что согласно закону нашей священной Торы - тот, кто подает в суд на своего друга в их суды совершают грех, слишком великий, чтобы нести его, и он, как было решено Рамбамом и Шулхан Арухом, что всякий, кто подает в суд в их суд, является злом, и это как если бы он был злобным и оскорбленным и поднял руку против Торы Моисей, наш раввин.

Однако в вопросах уголовного права Йосеф входит в число умеренных раввинов, поддерживающих применение правила dina d'malchuta dina («закон страны есть закон»), и поэтому ему запрещено заниматься преступной деятельностью. такое поведение, как налоговое мошенничество. Он запретил обращаться в израильские суды только по гражданским делам.

В феврале 1999 года Йосеф вызвал споры, резко критикуя Верховный суд Израиля :

Они называют себя Верховным судом? Они бесполезны. Их следует отправить в суд низшей инстанции. Они для них (Бог) создали все мучения в мире. Все, от чего страдает (народ) Израиля, предназначено только этим злым людям. Пусто и безрассудно... Что они знают? Один из наших детей 7–8 лет лучше их знает, как изучать Тору. Это люди, попавшие в Верховный суд. Кто их выбрал, кто сделал их судьями, но министр юстиции, преследователь и враг, ему они понравились, и он рекомендовал президенту назначить их судьями. Что, были их выборы? Кто говорит, что нации нужны такие судьи, такие злые (те)... У них нет религии и нет закона. Все они занимаются сексом с Ниддот. Все они оскверняют субботу. Это будут наши судьи? Рабы правят нами.

После этих заявлений Движение за качественное правительство в Израиле подало петицию в Верховный суд Израиля, требуя предать Йосефа суду. Верховный суд отклонил жалобу, заявив, что комментарии находятся в пределах права Йосефа на свободу слова. Тем не менее, тогдашний председатель Верховного суда Аарон Барак написал в своем решении:

Слова рабби Йосефа резки. Содержание оскорбительно. Это подрывает доверие его последователей к этому суду. Ни гадол в Торе, ни политический лидер [не должны] так говорить. Это не то сообщение, которое бывший даян - который знает и понимает всю сложность судебной работы - должен посылать сообществу...

Политическая деятельность

Влияние правительства

Овадия Йосеф в 2007 году

В 1990 году Йозеф использовал свое положение духовного лидера ШАС, чтобы заставить премьер-министра Ицхака Шамира согласиться на переговоры с арабскими странами о мирном урегулировании арабо-израильского конфликта. Шамир, член партии « Ликуд», отказался брать на себя какие-либо обязательства.

Согласно одной биографии раввина Бен Порат Йосеф, отношения между ними никогда не были комфортными из-за неисследованной личности Шамира. Чтобы проанализировать характер политиков, Йосеф пригласил Шамира и Шимона Переса изучить Талмуд вместе с ним. В то время как Перес оказался интересным и подвижным учеником, Шамир стойко относился к материалу, и эта черта заставила Йозефа вместо этого использовать одного из членов кабинета Шамира, министра жилищного строительства и строительства Дэвида Леви, в качестве своего ключевого партнера в отношениях с Ликудом. У Леви были относительно теплые отношения с раввином из-за его умеренного подхода к политике безопасности и внешней политики Израиля, его харизматической личности и его связи с сефардскими традициями (Леви, марокканец, был самым высокопоставленным сефардским политиком в 1980-х годах).

В 1990 году рав Йосеф вывел ШАС из коалиции с Ликудом и попытался наладить партнерство с левоцентристской Лейбористской партией Переса. Смелый шаг, спроектированный, но противодействующий председателю ШАС Арье Дери, имел неприятные последствия, когда уважаемый ашкенази рош ешива (декан) Поневежской ешивы в Бней-Браке, раввин Элазар Шах (который впоследствии основал партию Дегель а-Тора ) яростно приказал Йосефу вернуть Шас. в коалицию с Ликудом. В это время Йосеф подвергся резкой критике со стороны других основных членов религиозной общины харедим в Израиле, в частности евреев-ашкеназов, которые в целом встали на сторону «Ликуда» и правых в противовес предполагаемым секуляристским тенденциям лейбористов и левых.

Провал схемы, известный как вонючий трюк, стал причиной падения Переса как лидера лейбористов и его поражения на внутренних выборах бывшего министра обороны Ицхака Рабина в 1991 году. С 1980-х годов и до своей смерти Йосеф одобрял участие Шаса в большинстве израильских правительств, за исключением двух последних правительств Ариэля Шарона с января 2003 года и августа 2005 года. В том Кнессете (2003-2006) Шас был одной из немногих партий. находиться в оппозиции на протяжении всего срока полномочий Кнессета вместе с левой партией Мерец и арабскими фракциями Раам (Объединенный арабский список), Хадаш и Балад. Это было в значительной степени из-за того, что Шинуи занял влиятельную позицию третьей стороны, позицию, которую ранее занимал Шас. Шинуи требовал создания правительства без Шаса.

На президентских выборах 2007 года Йосеф поддержал своего давнего друга Шимона Переса, который в конечном итоге победил на выборах, отчасти благодаря поддержке 12 депутатов ШАСа.

Культурное влияние

В статье Maariv 2004 года Йосеф был назван одним из самых влиятельных раввинов в Израиле. Он был описан как:

Духовный лидер Шас. Человек, больше всего ассоциирующийся с почетным титулом маран. У него значительная политическая сила, в основном потому, что он контролирует членов ШАС в Кнессете... Однако ключевое влияние раввина Йосефа находится на арене иудаизма, особенно в галахе... Кроме того, он имеет большое влияние в обучении и благотворительности. его галахического пути. Еврейские молитвы, согласно приговору Йосефа, наиболее распространены в сефардских синагогах, а его галахические книги получили несравненное распространение. Практически никто не оспаривает тот факт, что он является феноменом Торы, единственным в своем роде. Несмотря на это, он является «полевым раввином» и обращается к простым людям с бесчисленными проповедями.

Позиция по израильско-палестинскому конфликту

Несмотря на свои неоднозначные публичные комментарии, Йосеф долгое время был раввинским авторитетом, выступающим за мирные переговоры в израильско-палестинском конфликте, и делал это с конца 1980-х годов. Его главным оправданием был галахический принцип Пикуах Нефеш, согласно которому все еврейские заповеди (за исключением прелюбодеяния, идолопоклонства и убийства ) откладываются, если жизнь подвергается опасности. Используя аргумент, впервые сформулированный покойным американским лидером раввинов Джозефом Соловейчиком, Йозеф заявил, что арабо-израильский конфликт ставит под угрозу человеческие жизни, тем самым отвечая вышеуказанным критериям и отменяя приоритет заповедей, касающихся заселения земли Израиля. Следовательно, Израилю разрешено - даже обязано, если спасение жизней является окончательным результатом, - предпринять серьезные усилия для достижения мирного урегулирования, а также принять меры для надлежащей защиты своих граждан. Йосеф впервые применил принцип Пикуах нефеш к конфликтам Израиля с его соседями в 1979 году, когда он постановил, что этот аргумент дает Израилю право вернуть Синайский полуостров Египту. Некоторые утверждали, однако, что решение было также мотивировано желанием Йосефа выступить против своего коллеги-ашкенази, раввина Шломо Горена.

Используя этот прецедент, Йозеф поручил Шасу присоединиться к правительственной коалиции премьер-министра Ицхака Рабина, а затем и к правительственной коалиции Эхуда Барака. Однако Шас воздержался при голосовании в Осло I и проголосовал против соглашения Осло II. Более того, когда Осло застопорился, а отношения между израильтянами и палестинцами начали ухудшаться, особенно после начала интифады Аль-Акса, Йосеф и его партия потянулись «вправо», поддерживая « Ликуд».

В 2005 году Йосеф неоднократно осуждал разъединение Газы. Он утверждал, что выступает против любых односторонних действий, происходящих вне рамок мирного соглашения. Йосеф снова процитировал принцип Пикуах Нефеш, заявив, что расширение прав и возможностей палестинцев без обязательства положить конец террору приведет к угрозе жизни евреев, особенно в районах вблизи Газы в зоне действия ракет « Кассам». В отличие от некоторых своих коллег-раввинов, таких как раввин Йосеф Шалом Элиашив, Йосеф отказался поддерживать идею проведения референдума по размежеванию и поручил своим депутатам проголосовать против этого плана, когда он будет обсужден в Кнессете.

Йосеф всегда утверждал, что Пикуах Нефеш относится к израильско-палестинскому конфликту, и поддерживал переговоры с палестинцами. Однако к концу своей жизни он больше не был полностью убежден в том, что дипломатия с руководством ПА обязательно положит конец насилию. Некоторые аналитики СМИ предположили, что тогдашний премьер-министр Эхуд Ольмерт, возможно, смог убедить раввина подписаться на дальнейшие односторонние действия правительства, если согласованные усилия по достижению переговоров не увенчались успехом.

Йозеф решительно протестовал против требований Соединенных Штатов и других зарубежных стран о том, чтобы Израиль заморозил строительство в Восточном Иерусалиме, заявив, что «это как будто мы их рабы». Однако к концу своей жизни он проявил некоторую гибкость в этом вопросе и, возможно, занял более прагматичный подход. Сообщается, что после дипломатического скандала между Израилем и США из-за еврейского жилья в Восточном Иерусалиме Йосеф сказал на частной встрече с Шимоном Пересом, что «недопустимо оспаривать народы мира или правящие круги. державы ", и что Израиль должен согласиться на частичное замораживание строительства в Восточном Иерусалиме, по крайней мере, временно.

Галахические постановления

Йосеф обычно считается одним из ведущих галахических авторитетов, особенно среди евреев-сефардов и мизрахи, которые даровали ему почетный титул «Маран».

Некоторые из его наиболее известных юридических постановлений включают:

Спорные заявления

Йозеф сделал бесчисленное количество политических замечаний, вызвавших споры. Его сторонники утверждали, что заявления, считающиеся оскорбительными в отношении различных групп и отдельных лиц, были вырваны из контекста, хотя Американский еврейский комитет и Антидиффамационная лига осудили то, что они назвали его «языком ненависти». Он утверждал, что Холокост был Божьим возмездием перевоплощенным душам еврейских грешников. Он также утверждал, что израильские солдаты были убиты в бою из-за несоблюдения закона Торы. Его критиковали за поддержку традиционной роли женщин и минимизацию их возможностей. После урагана «Катрина» в 2005 году он обвинил в трагедии поддержку США вывода войск из сектора Газа и общее отсутствие изучения Торы в районе, где произошел ураган. В 2009 году он сказал об организации « Исраэль Бейтену» и ее лидере: «Тот, кто голосует за Авигдора Либермана, дает силу сатане». В своей проповеди в 2010 году Йосеф был решительно осужден, заявив, что «единственная цель неевреев - служить евреям».

Заявления в отношении рекомендаций Комитета Плеснера

Смотрите также: Plesner комитет и комитет Tal

В 2013 году Йосеф призвал студентов ешив эмигрировать из Израиля, а не соглашаться служить в армии, заявив:

Не дай бог, мы будем вынуждены покинуть землю Израиля... чтобы освободить студентов ешивы (от призыва).

В октябре 2013 года, сразу после смерти Овадии Йосефа, его сын Давид Йосеф заявил премьер-министру, что призыв студентов-харедим в армию причинил ему больше вреда в последние месяцы его жизни, чем его физические болезни.

Арабы и палестинцы

В 2001 году Йосеф сказал об арабах:

К ним нельзя быть милосердным. Вы должны послать к ним ракеты и уничтожить их. Они злы и прокляты.

Позже Йозеф сказал, что его проповедь была неправильно процитирована, что он имел в виду уничтожение исламского терроризма, а не всех арабов. Он призвал к улучшению условий жизни арабского народа в Израиле и сказал, что глубоко уважает миролюбивых арабов.

Министр юстиции Израиля Меир Шитрит осудил проповедь, заявив: «Человек раввина Овадии Йосефа должен воздерживаться от резких высказываний, подобных этим... Я предлагаю не учиться на пути палестинцев и высказывать подобные словесные удары. "

Йозеф подвергся критике со стороны Государственного департамента США в августе 2010 года после утренней субботней проповеди, в которой он призвал

все мерзкие люди, ненавидящие Израиль, такие как Абу Мазен (Аббас), исчезают из нашего мира... Да поразит их Бог чумой вместе со всеми противными палестинцами, преследующими Израиль.

Саиб Эрекат, главный палестинский переговорщик, сказал, что заявления Йосефа равносильны призыву к геноциду против палестинцев, и потребовал твердого ответа от израильского правительства. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху дистанцировался от проповеди себя и своего правительства, заявив, что слова Йозефа «не отражают мой подход или позицию израильского правительства».

Раввин сказал, что сожалеет о своих заявлениях, и, как говорят, искал способ послать примирительный сигнал палестинцам. Три недели спустя Йозеф разослал примирительное послание, в котором подтвердил свои старые позиции в поддержку мирного процесса. Он пожелал палестинцам и их лидерам,

которые являются партнерами этого важного (мирного) процесса и хотят его успеха, долгих дней и лет ». Он продолжил:« Народ Израиля учат искать мира и трижды в день молиться за него. Мы желаем прочного мира со всеми нашими соседями ". Он благословил" всех лидеров и народы, египтян, иорданцев и палестинцев, которые являются партнерами этого важного процесса и хотят его успеха, процесса, который принесет мир в наш регион и предотвратить кровопролитие ».

Замечания относительно язычников

В 2010 году Йосеф заявил в своей проповеди:

Гои были рождены только для того, чтобы служить нам. Без этого им нет места в мире - только для того, чтобы служить народу Израиля,

В Израиле смерть не властна над ними... С язычниками это будет как с любым человеком - им нужно умереть, но [Бог] даст им долголетие. Почему? Представьте себе, что чей-то осел умрет, они потеряют свои деньги.

Это его слуга... Вот почему он получает долгую жизнь, чтобы хорошо работать на этого еврея », - сказал Йосеф.

«Зачем нужны язычники? Они будут работать, они будут пахать, они пожнут. Мы будем сидеть как эфенди и есть.

Вот почему были созданы язычники »

.

Опубликованные работы

Среди самых ранних работ Йосефа был подробный комментарий к Бен Иш Хай под названием « Халихот олам». Его попросили закончить комментарий « Каф ха- Хаим» раввина Яакова Хаима Софера после смерти автора. Были опубликованы два набора респонсов Йосефа, Ябия Омер и Йехавех Даат (оба названия являются отсылками к Псалму 19). Его респонсы известны тем, что цитируют почти все источники по определенной теме и часто упоминаются просто как указатели постановлений. Существует также еще одна серия книг под названием Хазон Овадия (не путать с оригинальными книгами, которые были респонсами на Песах), которые он написал о законах Шаббата, праздниках и других темах.

Йосеф напечатал комментарий к трактату Мишна « Пиркей авот» («Этика отцов») под названием « Анаф эц авот» и « Маор Исраэль», комментарий к различным частям Талмуда. Его сын, раввин Ицхак Йосеф, опубликовал широко читаемую кодификацию постановлений Йосефа под названием « Ялкут Йосеф». Другой сын, раввин Давид Йосеф, напечатал различные сиддури и литургии в соответствии с постановлениями своего отца, а также еще один галахический сборник под названием « Галаха Берура».

В 1970 году Йосеф был удостоен премии Израиля в области раввинской литературы.

Вторичные работы

  • Ницан Чен и Аншель Пфеффер, Маран Овадия Йосеф: Хабиография (раввин Овадия Йосеф: Биография): Иерусалим, 2004 г.
  • Р. Бенни Лау, Мимаран ад Маран: Мишнато ха-Хилкхатит шель ха-Рав Овадия Йосеф (От Р. Йосефа Каро до Р. Овадии Йосефа: Галахическое учение раввина Овадии Йосефа): Тель-Авив, 2005 г.
  • Цви Алуш и Йоси Элитув, Хайяв, Мишнато у-Махалхав ха-Политийим шель ха-Рав Овадия Йосеф (Жизнь, учение и политическая деятельность раввина Овадии Йосефа): Or Yehudah 2004
  • Ми-Йосеф ад Йосеф Ло Кам ке-Йосеф (От Йосефа до Йосефа никто не вырос, как Йосеф): обзор всех трех книг Марка Б. Шапиро
  • Рецензия на книгу Чена и Пфеффера раввина Бенджамина Лау (пятница, 1 октября 2004 г., "Гаарец")
  • Y. Choueka, Pirkei Hayim, биография раввина Aharon Choueka и его ешивы, Ahava VeAchva, в Minhat Aharon, Y. Choueka and Haym Sabato (Eds.), Иерусалим, 1980, 15–32. (Иврит)
  • Сион Зохар, Восточные евреи противостоят современности - Дело раввина Овадии Йосефа, Современный иудаизм - Том 24, номер 2, май 2004 г., стр. 120–149.
  • Статья Марка Шапиро

Смотрите также

Предшествует Ицхак Ниссим Главный раввин сефардов Израиля Овадия Йосеф 1973–1983 Преемник Мордехай Элиягу

использованная литература

внешние ссылки

Еврейские титулы
Предшествует Ицхак Ниссим Главный раввин сефардов Израиля 1973–1983 Преемник Мордехай Элиягу
Последняя правка сделана 2023-03-19 08:05:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте