Еврейский мистицизм

редактировать
Различные формы мистицизма в еврейской истории

Академическое изучение еврейского мистицизма, тем более что Гершом Шолем в статье Основные тенденции в еврейском мистицизме (1941) проводит различие между различными формами мистицизма в разные эпохи еврейской истории. Из них каббала, которая возникла в Европе XII века, является наиболее известной, но не единственной или самой ранней из типологических форм. Среди предыдущих форм были мистицизм Меркабы (ок. 100 г. до н.э. - 1000 г. н.э.) и ашкенази-хасиды (начало 13 века н.э.) примерно во время появления каббалы.

Каббала означает «принятая традиция», термин, ранее использовавшийся в других иудейских контекстах, но который средневековые каббалисты приняли для своей собственной доктрины, чтобы выразить убеждение, что они не вводят новшества, а просто раскрывают древнюю скрытую эзотерическую традицию Торы. Этот вопрос до сих пор кристаллизован альтернативными взглядами на происхождение Зоар, основного текста Каббалы. Традиционные каббалисты считают, что оно возникло в таннаических временах, отредактировав Устную Тору, поэтому не проводят резкого различия между Каббалой и ранним раввинистическим еврейским мистицизмом. Ученые-академики рассматривают его как синтез средневековых времен, но ассимилируют и включают в себя более ранние формы еврейской мистической традиции, а также другие философские элементы.

Теософический аспект самой каббалы развился в двух исторических формах: «Средневековая / Классическая / Зогарическая Каббала » (c.1175 - 1492 - 1570 ), и лурианская каббала (1569 г. - сегодня), которая ассимилировала средневековую каббалу в ее более широкую систему и стала основой современной еврейской каббалы. После Лурии две новые мистические формы популяризировали каббалу в иудаизме: антиномианский -еретический саббатейские движения (1666-18 века нашей эры) и хасидский иудаизм (1734 г. - сегодня). В современном иудаизме единственными основными формами еврейского мистицизма являются эзотерическая лурианская каббала и ее более поздние комментарии, разнообразие школ хасидского иудаизма и неохасидизм (включая неокаббалу) в неправославную Еврейские деноминации.

Две нееврейские синкретические традиции также популяризировали иудейскую каббалу, включив ее в общую западную эзотерическую культуру, начиная с Возрождения и далее: теологическая христианская каббала (ок. 15-18 веков), адаптировавшая иудейскую каббалистическую доктрину к христианской вере, и ее расходящееся оккультистское ответвление герметическая каббала (ок. 15 век - сегодня), ставшая главный элемент эзотерических и магических обществ и учений. Как отдельные традиции развития за пределами иудаизма, основанные на синкретической адаптации и отличающиеся по своей природе и целям от иудейского мистицизма, они не перечислены на этой странице.

Содержание
  • 1 Три цели
  • 2 Исторические формы
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Три цели

Сама каббалистическая форма еврейского мистицизма делится на три основных направления: Теософическая / спекулятивная каббала (стремление понять и описать божественное царство), (стремление достичь мистического союза с Богом) и Практическая / магическая каббала (стремление теургически изменить божественные царства и мир). Эти три различных, но взаимосвязанных метода или цели мистического вовлечения также встречаются на других докаббалистических и посткаббалистических стадиях еврейского мистического развития как три общие типологии. Как и в каббале, один и тот же текст может содержать аспекты всех трех подходов, хотя эти три потока часто сводятся к трем отдельным литературам под влиянием определенных представителей или эпох.

Внутри Каббалы теософская традиция отличается от многих форм мистицизма в других религиях своей доктринальной формой как мистической «философией» гнозиса эзотерического знания. Напротив, традиция медитативной каббалы имеет сходство цели, если не формы, с обычными традициями общего мистицизма; интуитивно соединять человека с Богом. Традиция теургической практической каббалы в иудаизме, подвергшаяся цензуре и ограничению со стороны основных еврейских каббалистов, имеет сходство с нееврейской герметической каббалой магической западным эзотеризмом. Однако, как понимают еврейские каббалисты, в наше время оно подвергается цензуре и забывается, потому что без необходимой чистоты и святого мотива оно выродилось бы в нечистую и запрещенную магию. Следовательно, он сформировал второстепенную традицию в еврейской мистической истории.

Исторические формы
Хронология Израиля eng.png
Историческая фазаДатыВлиятельные события и тексты
Ранние Израильтяне традиционное происхождение2-е тысячелетие - 800 г. до н. э.Мистические элементы пророческой медитации в традиционных доисторических и ранних библейских изображениях встречи с божественным :. Пещера Патриархов, Хеврон . ивритом Патриархи и матриархи. Завет осколков. Лестница Иакова. Борьба Иакова с ангелом.. Моисей. Неопалимая купина. Богоявление на Синае. Яхвизм.. Ранний израильтянин монархические и культовые пророки:. вознесение Илии
пророческий иудаизм 800–5 век до н.э.Пророческая медитация, встреча с Богом, небесное воинство престол Божий видения, мистические элементы, в литературных пророческих книгах Библии, от царств Израиля и Иудеи до Вавилонский плен и Возвращение в Сион :. Гробница Иезекииля . Исаия. Иезекииль. Захария
Апо калиптический иудаизм Начало V века до нашей эры. 300–100 до н.э.. Продолжение до I века нашей эрыМистические и апокалиптические спекуляции, небесная ангелология и эсхатология, в Иудаизм Второго Храма в условиях иностранного правления и угнетения, после того, как социальный институт эра пророчеств закрылся:. Свиток Еноха Мертвого моря ок. 200–150 гг. До н. Э. . Даниил. 1 Енох. Библейские апокрифы - псевдоэпиграфы
Мистические элементы в период Второго Храма сектыок. 200 г. до н.э.-ок. 100 г. н. Э.Мистические и благочестивые элементы среди сект в конце периода Второго Храма в Иудее и Диаспоре:. Карта I – II вв. До н. Э. E синагоги в диаспоре . Хасиды. Ессеи. Филон Платоновская философия Влияние на раннее христианство. Еврейский христианин ранний христианский мистицизм
Ранний раввинистический мистицизм и мистические элементы в классике Раввинская литература ок. 1–200 гг. Н.э. Влияние на 5 век н.э.Ссылки в экзотерических Талмуде и Мидраше на Таннаик ранние раввинистические мистические круги, Маасех Меркаба - Работа по экзегезе Колесницы и восхождение, Маасех Берешит - Работа по толкованию Творения. Более широкие продолжающиеся мистические элементы в аггаде раввинское богословие и повествования:. Йоханан Бен Закай . Иоханан бен Закай и его ученики. раввин Акива. (Симеон бар Йохай традиционный / псевдоэпиграфическая атрибуция более позднего каббалиста Зохар ).. Мистический аггадот примеры :. Четверо, вошедшие в Пардес. Ахнайскую печь Баня ḳōl. Тора : черный огонь на белом огне, Бог смотрел в Тору, чтобы создать Мир. Шехина сопровождает Израиль в изгнании. Мессия у ворот Рима
Меркаба - Хехалот эзотерические тексты и методыок. 2 век-1000Традиционный / псевдоэпиграфический / анонимный эзотерический Мистицизм Меркабы Трон и Хехалот Литература и методы восхождения на дворцы. Главными героями текстов являются ранние таннаические раввины, хотя тексты академически датируются по-разному от талмудического 100–500 до гаонического 400–800 периодов и сектантского / раввинского обсуждается происхождение:. Древняя синагога в верхней Галилее . Ранние тексты:. 3 Енох. Хехалот Раббати (Великие дворцы). Хехалот Зутари (Малые дворцы). Меркава Рабба (Великий Колесница). Более поздние тексты:. Ши'ур Комах (Божественные измерения). Жизнь вавилонских евреев . Мистические рассуждения геонимов
Практическая каббала белая магияс. начало CE - начало современностиИспользование евреями белой магии для теургии элитными мистиками, опираясь на практики, которые развились от Талмуда до раннего современности:. Сефер Разиэль ха-Малах . Магические элементы в Меркабе мистицизм восхождения. Использование Сефер Йецира для магии. Сефер Разиэль ХаМалах. Голем. Амулеты. Джозеф делла Рейна 1400-е попытки ускорить мессия. европеец 16-19 веков Баал Шем
прото-каббалистический200–600Маасех Берешит - текст предположений о сотворении мира. Описывает 10 сфирот, но без их значения для более поздней каббалы. Получал рационалистические интерпретации, прежде чем стать исходным текстом для Каббалы:. Еврейский алфавит . Сефер Йецира (Книга формирования)
Мистические элементы в средневековой еврейской философии XI – XIII вв.Мистические элементы в мысли средневековых рационалистов и антирационалистов еврейских философских теологов:. Соломон ибн Габироль . Соломон ибн Габироль еврейский неоплатонизм. Иуда Галеви антирационализм. Моисей Маймонид Неоплатонизирующий Аристотелизм
Еврейский Суфи благочестие 11-15 векаЕврейское благочестие, включая элементы опыта:. Письмо Авраама бен Маймонида, Каир Гениза . Бахья ибн Пакуда 11 век - Човот аЛевавот (Обязанности сердца). Авраам Маймонид и «еврейские суфии » Каира XIII – XV веков
Ранняя Каббала ок. 1174–1200Возникновение каббалистической мистической теософии среди Хахмей Прованс на юге Франции. Бахир, рассматриваемый в академических кругах как первая каббалистическая работа, включает в себя более ранний исходный текст:. Сефирот Сефер ХаБахир . Сефер ха-Бахир (Книга яркости). Авраам бен Давид из Поскьера (Раавад) критик Маймонида. Исаак Слепой. мистические круги «Июн» и «Уникальный херувим» неизвестного происхождения
Хасидеи Ашкеназ ок. 1150–1250Мистическое- этическое благочестие и спекулятивная теория в Ашкеназ, Германия. Сформировано текстами Меркаба-Хехалот, Практическая Каббала магическими элементами, Рейнландом гонениями крестоносцев и немецкими монашескими ценностями:. Немецкие евреи XIII века . Самуил Шпейер. Иуда Регенсбург - Сефер Хасидим (Книга благочестивых). Елеазар Червей.
Средневековая каббала развитиеок. 1200–1492Альтернативные философские и мифологические интерпретации теософской каббалы: «неоплатоническая » квазифилософская иерархия и еврейский- «гностический » мифологический интерес к демоническому мотивы. Центром золотого века каббалы:.. Синагога в Жироне, Испания . Жирона, начало 13 века неоплатоническая школа:. Азриэль Геронский. Нахманид (Рамбан) - Тора комментарий.. Кастилия 13 века гностическая школа:. Трактат о левой эманации.. Первое издание Зохара 1558 . Зоар в Испании с 1286 года :. литература Зохар (Книга великолепия) конец 1200-х годов -1400с. Гностическая кульминация Кастилии. Последующая экзегеза Зохара доминировала в других средневековых традициях каббалы. Возможные каббалисты в кругу Зохара:. Моисей де Леон. Тодрос бен Джозеф Абулафия. и другие.. Каббалистические науки:. Джозеф Гикатилла - Шаарей Орах (Врата Света) c.1290 Испания. Сефер Хатемуна (Книга Фигуры) Влиятельная доктрина 13-14 веков в Каббале о космических циклах, позже отвергнутая Кордоверо и Лурией. Бахья бен Ашер Комментарий Торы
Средневековье Экстатика Каббала13–16 векаСредневековье развило свои собственные традиции. Авраам Медитативная система экстатико-пророческой каббалы Абулафии, его маймонидский альтернативный конкурент теософской каббале, воплощает незогарический экстатический поток в испанской каббале:.. Авраам Абулафия . Абулафийская пророческая каббала:. Авраам Абулафия Средиземноморье конец 13 века. Иерусалим 15–16 века.. Другие методы медитации:. Исаак Акко 14 век. Иосиф Цаях Дамаск и Иерусалим 16 век
Пост- 1492 и Сафед Каббала16 векПереход от эзотерической средневековой каббалы к каббале как национальной мессианское учение после 1492 г. изгнание из Испании изгнание. Еврейское возрождение Палестины :. Подпись Соломона Молхо . Джозеф Тайтазак Салоника. Соломон Молчо Еврейский претендент на Мессию. Меир ибн Габбай ранний систематизатор 16 века.. Цфат, Галилея . Цфат -Галилей каббалисты:. Джозеф Каро законник и мистик. Шломо Алкабец. Моисей Кордоверо (Рамак) - Пардес Римоним. Кордоверская систематизация средневековой каббалы до 1570 года. Исаак Лурия (Ари) - новая постсредневековая лурианская систематизация преподавалась 1570–1572 гг.. Хайим Витал главный компилятор лурианизма и другие сочинения. Цфат: Витал - Шаарей Кедуша (Врата Святости), Лурия - Ичудим метод
Мистическое богословие Махарала 16 векСредневековая каббала, выраженная в некаббалистической философской теологии:. Могила Махарала . Иуда Лёв (Махарал) Прага
Ранний лурианский и постсредневековый каббализм16-е - середина 18 векаЭзотерический Лурианизм, вторая из двух теософских систем Каббалы после Средневековья - Кордовер, включающая динамический миф об изгнании и искупление в божественности учил Исаак Лурия 1570–72. Другая постсредневековая популяризаторская / этическая Каббала основывалась на более экзотерической системе Моисея Кордоверо :.. Могила Лурии, Цфат . Ученики компилируют Китвей Ари Лурианскую мысль:. Хаим Витал - Эц Хаим (Древо Жизни). Израиль Саруг распространил лурианство в Европе. Лурианская экзегезия и медитативные методы доминировали над другими постсредневековыми каббалистическими течениями.. Популяризация каббалы Мусар и гомилетическая литература 1550–1750-х годов:. Моисей Кордоверо - Томер Девора (Пальма Деборы). Элиягу де Видас - Решит Хохма (Начало мудрости). Кав ха-Яшар. Исайя Горовиц (Шелах) - Шней Лучот аБрит (Скрижали Завета) Центральная Европа.. Моше Хаим Луццатто (Рамхал) . Каббалистическое обновление и стипендия:. Авраам Азулай. Хаим ибн Аттар (Ор ха-Хаим) Комментарий Торы. Моше Хаим Луццатто (Рамхал) Итальянский в начале 18-го вековой мистико-мессианский круг, новое публичное распространение и откровение Каббалы.
Субботние движения 1665 - ок. 19 векКаббалистические мессианско-мистические ереси развивающие антиномические новые богословия из Зогарической и Лурианской каббалы. Богословский спектр от умеренного до сильного:. Саббатай Зеви на престоле 1666 . саббатианцы :. саббатай цеви мессианские претенденты исламские новообращенные. Натан из Газы саббатейский пророк. умеренно-крипто и радикально-антиномистические фракции. полемика между Эмденом и Эйбешуцем и раввинское отлучение саббатеев.. Франкизм :. Джейкоб Франк мессианские претенденты псевдохристианские новообращенные, конец 18 века нигилизм
Ранний и формирующий хасидский иудаизм 1730-е – 1850-е годыВосточноевропейское движение мистического возрождения, популяризирующее и психологизирующее Каббалу через панентеизм и цадик мистический лидер. Нейтрализованная мессианская опасность, выраженная в саббатианстве:. Могила Баал Шем Това и его последователей, Украина . Дохасидское происхождение:. Баал-Шем Восточная Европа Практические каббалисты. Цадиким Нистарим мифология.. Ранний хасидизм :. Исраэль бен Элиэзер (Баал Шем Тов, Бешт) основатель хасидизма. Дов Бер из Мезерича (Магид), систематизатор и архитектор хасидизма. Яков Иосиф из Полонны. Леви Ицхак из Бердичева.. Магид Кожницкий . Основные хасидские школы мысли (мистики после 1850-х годов показаны позже):.. господствующее течение хасидов цадикизм :. Элимелех из Лиженска - Ноам Элимелех (Удовольствие Элимелеха). Яаков Ицхак Люблинский (Чозе).. Хабад интеллектуальный хасидизм - Россия:. Шнеур Залман Ляди - Таня (Ликутей Амарим-Собрание слов) теоретик хасидизма. Аарон Старосельский.. Бреславский образный хасидизм - Украина:. Нахман Бреславский - Ликутей Мохаран (Собрание учений). Натан из Бреслав.. Пешища - Коцк интроспективный хасидизм - Польша, мистическое ответвление от:. Мордехай Йосеф Лейнер из Избицы - Мей Хашилоах (Воды Шилоаха), личное озарение.. Шивчей ха-Бешт . Хасидское повествование :. Шивчей ха-Бешт (Восхваление Бешта ) опубликовано 1814 г.. Сиппурей Маасиет (Рассказанные истории) Нахман из Бреслава 13 мистических сказок 1816
Поздняя традиционная лурианская каббала 18 век - сегодняТрадиционалистские эзотерические интерпретации и практика лурианской каббалы с 18 века до наших дней, за исключением Хасидские адаптации :.. Броды Клоиз и дохасидские интроверты Хасиды каббалистические круги в Восточной Европе. Возобновленный эзотеризм в ответ на саббатейскую ересь.. Виленский Гаон . Митнагдик - Литовский нехасидская каббала:. Элайджа бен Шломо Залман (Виленский Гаон, Гра), номинальный глава Митнагдима 18-го века. век. Хаим Воложинский - Нефеш ха-Хаим (Душа Жизни), теоретик митнагдизма, основатель движения ешива. Шломо Эльяшив. Влияние хасидизма на поздний литовский Мусар-этика из Элиягу Десслер.. Могила Шалома Шараби, Иерусалим . Мизрахи - Сефарды Восточная Каббала:. Шалом Шараби 18 век (из Йемена) и Синагога Бейт Эль (Иерусалим) интровертный эзотерический ответ саббатианству. Лурианская экспозиция и элитный круг. Хаим Йосеф Давид Азулай (Хида) 18 век. Йосеф Хайим (Бен Иш Чай) XIX век Хахам Багдад. Абухатзейра Марокканская каббалистическая династия. Мордехай Шараби. Ицхак Кадури.. 20 век Ашкенази Европейская каббала (помимо хасидской мысли):. Шаар Хашамаим Иешива (Иерусалим). Иегуда Ашлаг Израиль ХХ века - Сулам (Лестница) Лурианский Зохар
Позднее Хасидский иудаизм 1850-е годы - сегодняДинастическая преемственность и модернизация общества повернули хасидизм от мистического возрождения до 1810-х годов к консолидации после 1850-х и раввинскому консерватизму. Мистическая направленность продолжалась в некоторых школах:. Хачмей Люблинская хасидская ешива . Ицхак Эйсик Сафрин из Комарно, визионер-мистик. Хабад-Любавич - интеллектуальное хасидское общение. Задок ХаКохен конец XIX века. Школа Избица. Аарон Рот Иерусалимское благочестие начала 20 века. Калонимус Калман Шапира реакция на Холокост. Менахем Мендель Шнеерсон (Любавичский Ребе) ​​Хасид пропаганда и мессианизм 1990-х годов. Бреслав современное мистическое возрождение
Неохасидизм и неокаббалаc. 20 век - сегоднянеправославные еврейские конфессии 'адаптировали духовное учение каббалистической и хасидской теологии к модернистской мысли и интерпретациям:. Изображение каббалистического Древа . Начало 20 века:. Мартин Бубер экзистенциальный неохасидизм.. Послевоенный и современный:. Авраам Джошуа Хешель Нео-традиционный агадический иудаизм. Залман Шахтер-Шаломи Еврейское обновление. Артур Грин академик и теолог. Лоуренс Кушнер Реформа неокаббалы.. Влияние на современный и постмодернистский еврейская философия :. Еврей экзистенциализм. Постмодерн Еврейская философия.. Независимая стипендия:. Сэнфорд Дроб - Новая каббала. Зеви Славин - Искатели единства
Сионист мистицизмc. 1910-е - сегодняУчения и влияние Рэва Кука поэтического мистика. Единство религии и секуляризма, галаха и аггада, активизм и квиетизм:. Работы Авраама Исаака Кука . Авраам Исаак Кук Главный раввин Мандат Палестины. Атчалта Де'Геула религиозный сионизм
Академическое изучение еврейского мистицизмаc. 1920-е годы - сегодняКритически-историческое изучение еврейских мистических текстов началось в 19 веке, но школа Гершома Шолема в середине 20 века основала методологического ученика в академических кругах, вернув мистицизм в занимал центральное место на кафедрах еврейской историографии и иудаики. Выберите примеры историков:. Коллекция Шолема, Национальная библиотека Израиля .. Первое поколение:. Гершом Шолем основатель дисциплины Еврейский университет. Александр Альтманн Американский инициатор.. Современное поколение, многопрофильный подходы:. Моше Идель Ревизионизм Еврейского университета. Эллиот Р. Вольфсон вклад феминисток
См. также
Примечания
Ссылки
  • Хешель, Авраам Джошуа Небесная Тора: Отражение сквозь поколения, под редакцией и перевод Гордона Такера, Bloomsbury Academic 2006
  • Джейкобс, Луи Еврейские мистические свидетельства, Шокен
  • Каплан, Арье Медитация и Библия, Red Wheel / Weiser 1978
  • Шолем, Гершом Основные тенденции в еврейском мистицизме, Шоккен, первая публикация, 1941
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с еврейским мистицизмом.
Последняя правка сделана 2021-05-24 09:21:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте