История евреев в Балтиморе

редактировать
Конгрегация Тиферес Исроэль Синагога на Ллойд-Стрит Синагога Шаарей Тфилох Синайская больница, основанный в 1866 году как еврейская больница и приют Иешивас Нер Исроэль Здание еврейской ассоциации молодых мужчин и молодых женщин

Немногие евреи прибыли в Балтимор, Мэриленд, в первые годы своего существования. Как порт въезда для иммигрантов и приграничный город между Севером и Югом и как самостоятельный производственный центр, Балтимор имеет хорошие возможности для отражения событий в американских евреях. жизнь. Тем не менее, еврейская община Балтимора также сохранила свой особый характер.

Содержание

  • 1 Древнейшие евреи Балтимора
  • 2 Еврейское кладбище в 1786 году
  • 3 Семья Эттинг
  • 4 еврея избраны в городской совет
  • 5 Организация религиозного культа
  • 6 Конгрегация «Охеб Шалом»
  • 7 Благотворительные общества
  • 8 Образовательные учреждения
  • 9 Газеты
  • 10 Общественная и профессиональная жизнь
  • 11 Военная служба
  • 12 Статистика
  • 13 Известные евреи из Балтимора
    • 13.1 Умершие
      • 13.1.1 Факультет Университета Джона Хопкинса
      • 13.1.2 Раввины
        • 13.1.2.1 Консерваторы
        • 13.1.2.2 Ортодокс
        • 13.1.2.3 Реформа
    • 13.2 Жизнь
      • 13.2.1 Раввины
        • 13.2.1.1 Еврейское обновление
        • 13.2.1.2 Ортодокс
  • 14 Вымышленные евреи из Балтимора
  • 15 Известные еврейские здания и сооружения в Балтиморе
    • 15.1 Известные синагоги в Балтиморе
      • 15.1.1 Консервативные
      • 15.1.2 Ортодоксальные
      • 15.1.3 Реформа
      • 15.1.4 Больше не синагоги
  • 16 Дополнительная литература
  • 17 Внешние ссылки
  • 18 Источники

Первые евреи в Балтиморе

В 1906 Еврейской энциклопедии говорится:

Невозможно определить, когда евреи впервые поселились в Балтиморе. Когда в 1729–1730 годах был заложен Балтимор, среди покупателей лотов не было; но поскольку известно, что евреи жили в Мэриленде в середине семнадцатого века, нетрудно предположить, что быстро растущий город привлекал некоторых из их потомков в начале своей истории. Семейные традиции, еще не проверенные, похоже, указывают на присутствие евреев в Балтиморе в середине восемнадцатого века. В своей «Евреи в Америке» (стр. 93) Исаак Маркенс упоминает Джейкоба Майерса как самого раннего еврея в Балтиморе, вероятно, основываясь на следующем отрывке из «Анналов Балтимора» Гриффита (1824)., п. 37:

«В 1758 году г-н Джейкоб Майерс занял юго-восточный угол улиц Гей и Балтимор-стрит и построил гостиницу.

Однако есть основания полагать, что что Майерс не был евреем. «The Maryland Journal and Baltimore Advertiser» - самая ранняя газета, опубликованная в Балтиморе - первый номер которой вышел в 1773 году, в рекламе этого года показывает, что евреи тогда поселились в Балтиморе в качестве торговцев, особенно продуктами из Вест-Индии. Наиболее значительным из этих торговцев, по-видимому, был Бенджамин Леви, вероятно, тот же, что упоминается в «Публикациях Американского еврейского исторического общества » (I. 21).

В 1781 году Джейкоб Харт, тесть Хайм Саломон, возглавил подписку в размере 2000 фунтов стерлингов (10000 долларов), предоставленную Лафайету для помощи отряду под его командованием.

Еврейское кладбище в 1786 году

Существование еврейского кладбища в 1786 году указывает на еврейскую общину некоторого размера. Сколько времени до этого года было заложено кладбище, неизвестно. Самое раннее упоминание об этом встречается в документе (этот документ принадлежал мистеру Мендесу Коэну из Балтимора) от 12 июля 1786 года, озаглавленному «Заявления мистера Кэрролла [Чарльз Кэрролл из Кэрроллтона ]».. Это «список имен людей, которые занимают землю (предположительно около 2 акров) на восточной стороне водопада Джонса,... с описанием улучшений». Один из экспонатов - «Могильник евреев, 1 небольшой огороженный участок», расположенный в Энсорс Таун, недалеко от ул. Восточного монумента. В документе от 26 декабря 1801 г. это кладбище передается от Чарльза Кэрролла Леви Соломону и Соломону Эттингу за вознаграждение в пять шиллингов; а другой, датированный 29 декабря 1801 г., за 80 долларов передает его тем же сторонам от Wm. МакМечен и Джон Леггетт. Погребение было совершено в 1832 году, в том же году, когда было основано старейшее еврейское кладбище, которое сейчас используется. Никаких указаний на удаление останков, захороненных в нем, когда кладбище было заброшено, обнаружено не было.

Согласно Еврейской энциклопедии 1906 года:

По показаниям соседнего жителя, последнее надгробие было удалено, тайком, предположительно для строительных целей, совсем недавно, от сорока до пятидесяти лет назад.

Семья Эттинг

С появлением семьи Эттинг история еврейской общины в Балтиморе стала лучше документироваться. Неизвестно, когда братья Эттинг, Рувим и Соломон, вместе с Леви Соломоном, их дядей, прибыли в Балтимор из Йорка, штат Пенсильвания. 4 января 1796 г., имя Соломона Эттинга фигурирует в «Рекламодателе» как одно из пяти лиц, уполномоченных «получать предложения в письменной форме о доме или подходящем участке» для банка, который будет учрежден в Балтиморе. Но есть косвенные указания на то, что семья обосновалась в Балтиморе до 1787 года. В списке акционеров того же банка, опубликованном в конце 1796 года, значатся следующие имена: Соломон, Китти, Рувим, Шина и Хетти Эттинг; Джейкоб Ф., Филадельфия, Бенджамин и Хетти Леви; и Леви и Майер Соломон. В первом справочнике "Baltimore Town and Fell's Point ", также опубликованном в 1796 году - году, когда Балтимор стал городом, - в дополнение к вышеупомянутому, есть два Harts, трое Якобс, Филип Ицчкин, - Кан, Бенджамин Лион, Соломон Рафаэль и Исаак Соломон; а в списках писем, оставшихся в почтовом отделении, встречаются имена Хим Левенстен и Бенджамин Майерс. Соответственно, Еврейская энциклопедия оценивает еврейское население Балтимора в 1796 году в пятнадцать семей.

Евреи, избранные в городской совет

В 1798 году семья Коллмус прибыла из Богемии ; а в 1808 году шесть сыновей Израиля Дж. Коэн со своей матерью приехали из Ричмонда, штат Вирджиния. Коэны и Эттинги сыграли выдающуюся роль в истории еврейства Балтимора и в истории города. также. Обе семьи приобрели завидную репутацию порядочных и деловых людей; и их члены были удостоены должностей в корпорациях и в правительстве города. Их имена наиболее заметно фигурируют в борьбе за освобождение 1818–1826 годов, когда закон «Еврей » обсуждался в законодательном органе штата Мэриленд. В этом законопроекте предлагалось «рассмотреть справедливость и целесообразность предоставления лицам, исповедующим иудейскую религию, тех же привилегий, которыми пользуются христиане ». Сразу после его принятия и ратификации на законодательной сессии 1825–1826 годов он был применен на практике при избрании Соломона Эттинга и Джейкоба И. Коэна младшего на места. в городском совете Балтимора.

В последнее время 5-й округ был представлен двумя евреями, сначала Рошель "Рикки" Спектор с 1997 по 2016 год, а затем Исааком "Йитци" Шлейфер с 2016 года. который является вторым открыто ортодоксальным евреем, занимающим офис в Балтиморе.

Организация религиозного поклонения

После 1826 года записанная история евреев Балтимора перестает быть историей выдающихся личностей и становится историей общины. Практически одновременно с устранением инвалидности происходит первое из серии регулярных собраний религиозных служб, непрерывность которых не прерывалась. По воспоминаниям одного из участников, эта встреча произошла на улице Холлидей, недалеко от Плезант-стрит, в доме Залмы Рехине, бывшей жительницы Ричмонда, штат Вирджиния, и дяди Исаака Лизера. Согласно «Еврейской энциклопедии», это могло быть началом конгрегации Нидче Исраэль, позже известной как «Балтиморская еврейская конгрегация » или как «Штадт-Шуль», вероятно, потому что почти одновременно с ее происхождение другое поселение евреев, в Феллс-Пойнт - отдаленном и сначала отдельном районе - начало кристаллизоваться в конгрегацию, названную "Конгрегация еврейской дружбы Феллз-Пойнт", и регулярно организовывалось с 1838 года. Вскоре Нидче Исраэль сочла необходимым арендовать номера на улице Норт-Эксетер, недалеко от нынешней улицы Лексингтон. Оттуда община переехала в одноэтажный дом на Хай-стрит, недалеко от поворота между улицами Файетт и Гей-стрит, или около того, что сейчас является улицей Лексингтон, вход через узкий переулок. В 1837 году было куплено трехэтажное кирпичное здание на юго-западном углу Харрисон-стрит и tna lane. В 1845 году община переехала на улицы Ллойда и Ватсона, а новую синагогу освятили преподобный С. М. Айзекс из Нью-Йорка и преподобный Исаак Лизер из Филадельфии вместе со служителями общины А. Райс и А. Анселл (Аншель). Здесь ему поклонялись до 6 апреля 1889 г., когда было построено новое здание на Мэдисон-авеню и Роберт-стрит. Дата конгрегационного устава - 29 января 1830 г. (дополнительный акт 1851 г.). Учредителями были Моисей Миллем (Мюльхейм), Джозеф Остерман, Джон М. Дайер, Луи Сильвер и Леви Бенджамин.

Первым раввином общины был вышеупомянутый Авраам Райс (Рейсс), чье благочестие и благочестие Персонаж оставил неизгладимое впечатление в обществе, особенно благодаря своему влиянию на молодых людей, которых он обучал, некоторые из которых позже стали его лидерами. Райс основал школу для обучения ивриту в 1845 году, и он исполнял обязанности раввина конгрегации с 1840 по 1849 год и снова с весны 1862 года по 29 октября того же года, т.е. его смерть. Другими раввинами общины были: Юлиус Спиро вместе с г-ном Райсом (1846–1847); Генри Хоххаймер (1849–1859); Б. Иллоуэй (1859–61); Авраам Хофман (1868–73); Морис Флюгель (1881–1884); А. С. Беттельхейм (1886–90); и Адольф Гутмахер (1891). Кладбище, принадлежащее общине, было куплено в 1832 году, и тогда оно занимало три акра.

Раввинами конгрегации Феллс-Пойнт, позже поклонявшимися на улице Иден, были: Аарон Гюнцбург (1848–56) ; Генри Хоххаймер (1859–1892); У. Виллнер (1892–94); Клифтон Х. Леви (1894–96) и М. Розенштейн (1896). Это собрание, а также один или два хеброта, записи о которых сохранились до 1842 г., отделились от материнского собрания Нидче Исраэль или организовались независимо от него только для удобства из-за большого пространства.

В 1842 г. стремление к радикальному изменению литургии привело к формированию Har Sinai Verein, раввинами которого были: Макс Сутро (около 1842 г.)); Мориц Браун (ок. 1849–1855); Дэвид Эйнхорн (1855–61); С. Дойч (1862–73); Джейкоб Майер (1874–76); Эмиль Г. Хирш (1877–78); С. Сейл (1878–83); Дэвид Филипсон (1884–88); Тобиас Шанфарбер (1888–98); и Чарльз А. Рубинштейн (1898 г.). Позднее община построила новый молитвенный дом на улицах Bolton и Wilson. В 1873 году был предоставлен новый устав, и название было изменено с Хар Синай Верейн на Конгрегация Хар Синай.

Конгрегация «Охеб Шалом»

Подобное желание пересмотренной литургии, но более консервативное Это привело к формированию Конгрегации Охеб Шалом в сентябре 1853 года со стороны ряда диссидентов из первоначального состава. Раввинами этой общины, чья новая синагога на Eutaw place и улице Ланвале считалась одним из самых красивых строений в городе, были следующие: - Саломон (1854 г.); С. М. Ландсберг (1856–57); Бенджамин Сольд ; и Уильям Розенау (1892). Алоис Кайзер, известный как композитор музыки для синагоги, был кантором этой общины с 1866 года.

За этим последовало образование трех Ортодоксальные общины, самой ранней из которых была Конгрегация Бикур Чолим, учрежденная в 1865 году. Конгрегация Чизук Эмуна была сформирована в 1871 году диссидентами из Балтиморской еврейской конгрегации, которые начали вводить новшества в синагогальная служба. Раввином Чизук Эмуна был Генри В. Шнебергер, занимавший раввинат с 1876 года. Позднее прихожане построили новую синагогу на улицах МакКаллох и Мошер. В 1878 году конгрегация Шеарит Исраэль была образована путем объединения двух небольших общин. С. Шаффер был его раввином с 1893 года.

С тех пор при организации двадцати других общин в Балтиморе, только восемь из которых имели собственные молитвенные дома - определяющий фактор в некоторых случаях, было удобством местности, но чаще узы национальной принадлежности, привнесенные из европейских стран и усиленные консерватизмом в религиозных чувствах.

В 1856–1859 гг. была предпринята попытка проводить службы в соответствии с литургией Испанские и португальские сефарды, из которых Соломон Нунес Карвалью был главным покровителем. Конгрегация регулярно организовывалась в 1857 году под названием «Бет Исраэль» с Якобом М. Де Солла в качестве министра.

Из восьми крупных кладбищ в городе одно, названное «Роуздейл», использовалось семь собраний и три общества; другой, на Филадельфийской дороге, восемью общинами и двумя обществами; и третий, на Вашингтонской дороге, тремя общинами и одним обществом. У каждой из пяти общин - балтиморской еврейской, Феллс-Пойнт, Хар-Синай, Охеб Шалом и Бнай Исраэль - было собственное кладбище. Кроме того, на Филадельфийской дороге было небольшое, ныне заброшенное кладбище, которое раньше по неизвестным причинам называлось «Die Irische ebra». Семья Коэн и семья Эттинг владели частными кладбищами.

Благотворительные общества

Первой благотворительной ассоциацией было Еврейское общество помощи (1843?), Основанное в 1856 году как «Еврейское благотворительное общество Балтимора». В последний год было основано также «Еврейское женское швейное общество» , которое, хотя и являлось независимым органом, всегда адаптировало свою деятельность к деятельности общей организации. Здание Еврейской больницы и ассоциации приютов - общества ухода за больными и приюта для престарелых - было освящено в 1868 году, и были сделаны первые шаги в этом направлении. взят в 1859 г.; а в 1872 г. был основан еврейский сиротский приют. Оба эти учреждения имели действующие вспомогательные организации. Другими благотворительными учреждениями с постоянными домами были Hebrew Friendly Inn and Aged Home, основанная в 1891 году, и Дом рабочих девочек, основанный в 1899 году дочерьми в Израиле и поддерживаемый этой ассоциацией.

кроме того, два свободных от иврита погребальных общества, еврейское бесплатное ссудное товарищество, Дочери в Израиле из города Балтимор (братство личного служения с различными видами деятельности) и ряд взаимных льготы и ассоциации помощи. Фонд барона де Хирша с самого начала учредил местный комитет в Балтиморе, делами которого руководил доктор А. Фриденвальд.

Образовательные учреждения

Конгрегация школы, в которых ежедневное обучение велось на иврите и немецком, а позже и на английском, процветали до 1870 года. Наиболее успешными из них были Джозеф Сакс и Йонас Голдсмит. Общество по обучению еврейских детей из бедных и сирот (позднее названное "Общество еврейского образования Балтимора") было основано в 1852 году и зарегистрировано в 1860 году. В 1901 году у него было две школы: ежедневная еврейская школа и еженедельная миссионерская школа религиозного обучения, работа которой дополнялась работой Свободной субботней школы Фрэнка, основанной и поддерживаемой миссис С.Л. Франк. Первая воскресная школа, созданная по образцу школы, основанной мисс Ребеккой Грац в Филадельфии, была открыта в 1856 году. В ней обучалось большое количество детей в годы, предшествовавшие созданию общинных религиозных школ. Школа Талмуд Тора со своим собственным зданием была открыта в 1889 году, а Школа без иврита Детский сад и Ясли - в 1895 году. «Маккавеи» содержали вечерний класс и библиотеку для мальчиков и юношей; в какой-то мере продолжая работу, начатую Ночной школой, существовавшей с 1889 по 1899 год под эгидой Исаака бар Левисона Еврейского литературного общества и частично поддержанной Фондом барона де Хирша, с целью обучение английскому языку иммигрантов.

Трижды предпринимались непродолжительные попытки сохранить еврейские ассоциации молодых людей, первая из которых существовала с 1854 по 1860 годы.

Было три сионистских общества; филиал Союза Исраэлит Вселенная ; секция и младшая секция Совета еврейских женщин; шесть лож Независимого ордена Б'най Брит ; трое из Независимого Ордена Б'рит Абрахам; один из Свободных Сынов Независимого Порядка Израиля; трое из Независимых Свободных Сынов Иудеи; четверо Сыновей Независимого Ордена Вениамина; пять из Ордена Ахава Исраэль; семеро из Ордена Б'рит Авраам; и один из Ордена Кешер Шел Барзель.

Хабад продолжает наследие еврейского образования в Балтиморе.

Газеты

Еврейские газеты были опубликованы в Балтиморе: «Синай» (немецкое периодическое издание, посвященное интересам радикальных реформ, под редакцией доктора Дэвида Эйнхорна, 1856–61, один год в Филадельфии); «Еврейские хроники» (1875–77); "Der Fortschritt" (идиш, июнь – июль 1890 г.); «Балтимор Исралит» (идиш, 1891–93); «Ха-Фасга» (иврит, 1891–93, продолжение в Чикаго ); «Еврейский комментарий» (1895 г.); «Der Wegweiser» (идиш, 1896 г.); и Baltimore Jewish Times.

Общественная и профессиональная жизнь

Евреи Балтимора в полной мере участвовали в общественной жизни города и штата, а также принимали некоторое участие в национальных делах. В городе евреи заняли множество мелких должностей, в частности, членов совета, мировых судей, наблюдателей на выборах, а в городе закон отдела, а также на коллегиях и специальных комиссиях. Майер Блок был судьей Суда по делам сирот в Балтиморе; Джейкоб Х. Холландер был секретарем Международной биметаллической комиссии и первым казначеем в Порто-Рико под американской юрисдикцией. Исидор Рейнер служил в качестве представителя в пятидесятой, пятьдесят второй и пятьдесят третьей съезды после заседаний в Палате делегатов и Сенате штата ; позже он был генеральным прокурором штата. Среди сенаторов штата были Джейкоб М. Мозес и Льюис Путцель; и среди делегатов: Мендес И. Коэн, Мартин Эмерих, Гарри А. Фулд, М. С. Хесс, Эмануэль Х. Якоби, Мартин Лемайер, Льюис Путцель и Чарльз Дж. Винер. В деловом мире евреи Балтимора заняли важное положение. В значительной степени они контролировали производство мужской одежды. Некоторые из крупнейших универмагов принадлежали евреям; и как финансисты они имели завидную репутацию честных и дальновидных и осторожных предпринимателей.

Евреи Балтимора имели видных представителей во всех профессиях. Еврейские врачи, мужчины и женщины, занимали должности профессоров в медицинских колледжах, в том числе: А.Б. Арнольд, Джошуа И. Коэн, Аарон Фриденвальд, Гарри Фриденвальд, и Юлиус Фриденвальд. Евреи посвятили себя написанию медицинских и юридических работ. В редакциях нескольких ежедневных газет было еврейских журналистов. Следующие евреи были связаны с Университетом Джона Хопкинса в качестве профессоров и преподавателей : Дж. Дж. Сильвестр, Фабиан Франклин, Абрахам Коэн, Морис Блумфилд, Сайрус Адлер, Дж. Х. Холландер, Саймон Флекснер, Каспар Левиас и Уильям Розенау. В государственных школах было занято более шестидесяти еврейских учителей. Эфраим Кейзер заслужил репутацию скульптора, а Мендес Коэн инженер-строитель.

Более широкая образовательная жизнь нашла покровителей среди евреев. Джейкоб И. Коэн-младший принимал активное участие в создании системы государственных школ Балтимора; и его племянники сыграли важную роль в размещении в Университете Джонса Хопкинса «Коэновской коллекции египетских древностей», собранной его братом, полковником Мендесом И. Коэном, в Египте. В том же университете Леопольд Страус основал раввинскую библиотеку, к которой он ежегодно пополнялся; Г-жа С. Л. Франк и Альберт В. Рейнер основали семитское сообщество в память об их отце Уильяме С. Рейнере; Генри и миссис Соннеборн подарили университету коллекцию еврейских церемониальных предметов. В резиденции Коэнов находилась ценная для библейских изучающих Библию библиотека, собранная доктором Джошуа И. Коэном (каталог этой библиотеки, составленный Сайрусом Адлером, был напечатан в частном порядке в 1887 году).

Военная служба

Евреи поступали из Балтимора для службы в каждой из национальных войн. Натаниэль Леви сражался под командованием Лафайета в кампании 1781 ; и Рубен Эттинг (не упомянутый выше) был взят в плен британцами в Чарлстауне. Среди защитников форта МакГенри, близ Балтимора, во время войны 1812 года были братья Мендес I. и Филип I. Коэн. В мексиканской войне Мориц Генри Вейл служил рядовым в роте A, Третьем полку, артиллерии США и Louis Hamburger в качестве рядового в роте С батальона Балтимор. Согласно «Еврейской энциклопедии», «была сформирована [группа] ополченцев, полностью состоящая из евреев, с Леви Бенджамином в качестве первого лейтенанта ; но маловероятно, что она участвовала в действующей службе». В Гражданской войне в Конфедерации было столько же евреев Балтимора, сколько в Федеральной армии. Леопольд Блюменберг служил в звании brevet бригадного генерала, добровольцев Соединенных Штатов в пятой пехоте штата Мэриленд (см. С. Вольф, Американский еврей как Патриот, солдат и гражданин, с. 199, 200, 412). На испанско-американскую войну балтиморские евреи отправили положенную норму солдат (см. American Jewish Year Book 5661, стр. 563–565).

Несколько Названия улиц указывают на раннее присутствие евреев: согласно «Еврейской энциклопедии», было две аллеи, каждая из которых называлась «Еврейской аллеей», одна в восточной части города, на которой расположены старые могильники; а другой в западной части, вероятно, получив свое название от резиденций евреев на улице Евтау ; Улица Авраама, в непосредственной близости от старого могильника; Коэн-аллея, названная так в честь резиденции одного из братьев Коэн на Малберри-стрит ; и Эттинг-стрит, очевидное происхождение.

Статистика

В 1825 году, когда обсуждался «Еврейский законопроект», Соломон Эттинг подсчитал, что количество евреев в Мэриленде равно 150. Справочник В 1835 году указаны имена 40 домовладельцев в Балтиморе, идентифицированных как евреи еврейским жителем, память которого восходит к тому году. К ним можно добавить еще как минимум 15 имен, взятых из записей Балтиморской еврейской конгрегации, что составляет около 300 душ еврейского населения, носящего такие имена, как Коэн, Дайер, Фриденвальд, Хорвиц, Кейтон, Кейзер, Прейсс и Розенсток, чьи потомки продолжали занимать видное место в Балтиморе и других городах. В статье «Запад » от декабря 1856 года анонимный корреспондент назвал количество евреев, проживавших в то время в городе, равным 8000 - по данным «Еврейской энциклопедии», это преувеличенная оценка. В 1901 году численность еврейского населения варьировалась от 35 000 до 40 000 при общей численности населения 508 957 человек.

Известные евреи из Балтимора

Умершие

Факультет Университета Джона Хопкинса

Раввины

Консерватор
Ортодокс
Реформа

Жизнь

Раввины

Еврейское обновление
Ортодокс

Вымышленные евреи из Балтимора

  • Джей Ландсман, вымышленный персонаж драмы HBO «The Wire», которого играет актер Делани Уильямс.
  • Морис Леви, вымышленный персонаж драмы HBO «The Wire», играет актер Майкл Костров.
  • Джон Мунк, вымышленный персонаж, которого играет актер Ричард Белзер впервые появился в криминальном сериале NBC «Убийство: жизнь на улице».

Известные еврейские здания и сооружения в Балтиморе

Известные синагоги в Балтиморе

Консервативные

Ортодокс

Реформа

Храм Охеб Шалом

как синагоги

Дополнительная литература

  • Фейн, Исаак М. Становление американской еврейской общины; история балтиморского еврейства с 1773 по 1920 год, Филадельфия, Еврейское издательское общество Америки, 1971.

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с иудаизмом в Балтиморе.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте