Дэниел Деннет

редактировать
Американский философ

Дэниел Деннетт
Dennett в рубашке с пуговицами и куртке Деннет в 2006 году
РодилсяДэниел Клемент Деннет III. (1942-03-28) 28 марта 1942 (возраст 78). Бостон, Массачусетс, США
НациональностьСША
Образование
Известная работа
Супруг (ы)Сьюзан Белл ​(m.1962) ​
Награды
Эра20-е / Философия 21-го века
РегионЗападная философия
Школа
УчрежденияУниверситет Тафтса
Диссертация Разум и мозг (1965)
Докторский советник Гилберт Райл
Основные интересы
Известные идеиГетерофеноменология. Преднамеренная установка. Насос интуиции. Модель с множеством черновиков. Жадный редукционизм. Декартов театр. Вера в веру. Свободно плавающее обоснование. Дизайн сверху вниз или снизу вверх. Кассетная теория сновидений. Альтернативная нейрохирургия. Машина мозгового штурма. Глубина
Влияния
Под влиянием
Подпись
Daniel Dennett signature.svg

Дэниел Клемент Деннет III (родился 28 марта 1942 г.) - американский философ, писатель и ученый-когнитивист чьи исследования сосредоточены на философии разума, философии науки и философии биологии, особенно в связи с тем, что эти области относятся к эволюционной биологии и когнитивная наука.

С 2017 года он является содиректором Центра когнитивных исследований и профессором философии Остина Б. Флетчера в Университете Тафтса. Деннетт - атеист и секулярист, член консультативного совета Светской коалиции за Америку и член Комитета по скептическим расследованиям, а также ярым сторонником движения Brights. Деннета называют одним из «Четырех Всадников из Нового Атеизма », наряду с Ричардом Докинзом, Сэмом Харрисом и покойный Кристофер Хитченс.

Деннетт является членом редакционной коллегии журнала The Rutherford Journal.

Содержание

  • 1 Ранние годы, образование и карьера
  • 2 Философские взгляды
    • 2.1 Свобода воли
    • 2.2 Философия разума
    • 2.3 Эволюционные дебаты
    • 2.4 Анализ религии и морали
    • 2.5 Другие философские взгляды
    • 2.6 Искусственный интеллект
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Избранные произведения
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Ранние годы, образование и карьера

Деннет родился 28 марта, 1942, в Бостоне, Массачусетс, сын Рут Марджори (урожденная Лек) и Дэниела Клемента Деннета младшего. Деннет провел часть своего детства в Ливане, где во время Вторая мировая война, его отец был тайным агентом контрразведки в Управлении Стратегические службы выдавали себя за атташе по культуре посольства США в Бейруте. Когда ему было пять лет, мать отвезла его обратно в Массачусетс после того, как его отец погиб в авиакатастрофе по необъяснимым причинам. Когда Деннету было шесть лет, он получил серьезную травму из-за того, что мать уронила его на голову. Это привело к тяжелой травматической субдуральной гематоме, которая значительно снизила функциональность правого полушария мозга. Сестра Деннета - журналист-расследователь Шарлотта Деннетт. Деннет говорит, что впервые познакомился с философией во время посещения летнего лагеря в 11 лет, когда вожатый сказал ему: «Ты знаешь, что ты такое, Дэниел? Ты философ».

Деннет окончил Академию Филлипса в Эксетере в 1959 году и провел один год в Уэслианском университете, прежде чем получил степень бакалавра философии в Гарвардском университете в 1963 году. 92>Гарвардский университет он был студентом У. В. Куайн. В 1965 году он получил степень доктора философии по философии в Оксфордском университете, где он учился у Гилберта Райла и был членом Хертфордского колледжа. Его диссертация была озаглавлена ​​«Разум и мозг: интроспективное описание в свете результатов неврологии»; Преднамеренность.

Деннет в 2008 году

Деннет описывает себя как «самоучка - или, точнее, получателя сотен часов неформальных руководств по всем интересующим меня областям, от некоторых из ведущих ученых мира ».

Он получил стипендию Фулбрайта, две стипендии Гуггенхайма и стипендию в Центре перспективных исследований в Поведенческие науки. Он является членом Комитета по скептическим расследованиям и лауреатом Международной академии гуманизма. Американская ассоциация гуманистов назвала его гуманистом года 2004 года. В 2006 году Деннет получил награду «Золотая пластина» Американской академии достижений.

. В феврале 2010 года он был включен в почетный совет выдающихся деятелей Фонда свободы от религии.

В 2012 году он был награжден Премией Эразма, ежегодной наградой для человека, внесшего исключительный вклад в европейскую культуру, общество или общественные науки, "за его способность передавать культурное значение науки и технологий широкой аудитории ».

В 2018 году ему была присуждена почетная степень от Университета Радбауд, расположенного в Неймегене, Нидерланды, за его вклад и влияние на междисциплинарную науку.

Философские взгляды

Свобода воли

Пока он подтвержденный компатибилист по свободе воли в «О предоставлении либертарианцам того, что они говорят, что хотят» - главе 15 своей книги 1978 года Brainstorms - Деннетт сформулировал аргументы в пользу двухэтапной модель де принятие решений в отличие от либертарианских взглядов.

Предлагаемая мною модель принятия решений имеет следующую особенность: когда мы сталкиваемся с важным решением, генератор соображений, результат которого до некоторой степени не определен, производит ряд соображений, некоторые из которых, конечно, могут быть немедленно отвергается агентом как несущественное (сознательно или бессознательно). Те соображения, которые выбираются агентом как имеющие более чем незначительное влияние на решение, затем фигурируют в процессе обоснования, и если агент в основном является разумным, эти соображения в конечном итоге служат в качестве предикторов и объяснений окончательного решения агента. 418>В то время как другие философы разработали двухступенчатые модели, в том числе Уильям Джеймс, Анри Пуанкаре, Артур Комптон и Генри Мардженау, Деннетт защищает эту модель по следующим причинам:

  1. Во-первых... Разумный выбор, отклонение и взвешивание соображений, которые действительно возникают у объекта, - это вопрос интеллекта, который имеет значение.
  2. Во-вторых, Я думаю, что он устанавливает индетерминизм в нужное место для либертарианца, если вообще есть подходящее место.
  3. В-третьих... с точки зрения биологической инженерии, это просто более эффективно и, в конце концов, более рационально, чтобы принятие решений происходило именно таким образом.
  4. Четвертое наблюдение Преимущество этой модели состоит в том, что она позволяет моральному воспитанию иметь значение, но без всякой разницы.
  5. Пятое - и я думаю, что это, пожалуй, самое важное, что можно сказать в пользу этой модели. - это дает некоторое представление о нашей важной интуиции, что мы являемся авторами наших моральных решений.
  6. Наконец, модель, которую я предлагаю, указывает на множество решений, которые окружают наши моральные решения, и предполагает, что во многих случаях наши окончательные решение о том, каким образом действовать, феноменологически менее важно как фактор, способствующий нашему чувству свободы воли, чем предыдущие решения, влияющие на сам процесс обсуждения: решение, например, не рассматривать дальше, прекратить обсуждение; или решение игнорировать определенные направления расследования.

Эти предварительные и второстепенные решения способствуют, как мне кажется, нашему восприятию себя как ответственных свободных агентов примерно следующим образом: мне нужно принять важное решение, и После некоторого размышления я говорю себе: «Достаточно. Я достаточно обдумал этот вопрос, и теперь я собираюсь действовать», при полном знании того, что я мог бы подумать дальше, при полном знании того, что случайности могут доказать, что я принял ошибочное решение, но в любом случае с принятием на себя ответственности.

Ведущие философы-либертарианцы, такие как Роберт Кейн, отвергли модель Деннета, в частности, что случайный случай непосредственно участвует в принятии решения., на основании того, что они считают, что это устраняет мотивы и причины агента, персонаж и ценности, а также чувства и желания. Они утверждают, что если случай является основной причиной решений, то агенты не могут нести ответственности за результирующие действия. Кейн говорит:

[Как признает Деннет], причинно-индетерминистский взгляд на размышления не дает нам всего, чего либертарианцы хотели от свободной воли. Ибо [агент] не имеет полного контроля над тем, какие случайные образы и другие мысли приходят ему в голову или влияют на его размышления. Они просто приходят, когда хотят. [Агент] действительно имеет некоторый контроль после того, как произошли случайные соображения.

Но тогда шанса больше нет. Что происходит с этого момента, как он реагирует, определяется уже имеющимися у него желаниями и убеждениями. Таким образом, похоже, что он не может контролировать в либертарианском смысле то, что происходит после того, как возникнут случайные соображения. Либертарианцам для полной ответственности и свободы воли требуется нечто большее.

Философия разума

Деннетт отмечал в нескольких местах (например, в «Автопортрете» в Brainchildren), что его общий философский проект остался в основном то же самое со времени его учебы в Оксфорде. Он в первую очередь озабочен предоставлением философии разума, основанной на эмпирических исследованиях. В своей первоначальной диссертации «Содержание и сознание» он разделил проблему объяснения разума на необходимость теории содержания и теории сознания. Его подход к этому проекту также остался верным этому отличию. Подобно тому, как Содержание и Сознание имеют двоякую структуру, он разделил мозговой штурм на две части. Позже он соберет несколько эссе о содержании в Преднамеренная позиция и синтезирует свои взгляды на сознание в единую теорию в Объяснение сознания. Эти тома, соответственно, составляют наиболее обширное развитие его взглядов.

В главе 5 «Объяснения сознания» Деннетт описывает свою модель сознания с множеством черновиков. Он утверждает, что «все разновидности восприятия - в действительности все разновидности мысли или умственной деятельности - осуществляются в мозгу посредством параллельных, многодорожечных процессов интерпретации и обработки сенсорных входных данных. Информация, поступающая в нервную систему, постоянно подвергается« редакционной проверке ». "(стр. 111). Позже он утверждает: «Со временем они образуют нечто вроде повествовательного потока или последовательности, которые можно рассматривать как подлежащие постоянному редактированию многими процессами, распределенными в мозгу,...» (стр. 135, курсив в оригинале).

В этой работе уже очевиден интерес Деннета к способности эволюции объяснять некоторые производящие содержание особенности сознания, и с тех пор это стало неотъемлемой частью его программы. Он защищает теорию, известную некоторыми как нейронный дарвинизм. Он также представляет аргумент против qualia ; он утверждает, что концепция настолько запутана, что не может быть использована или понята каким-либо непротиворечивым образом, и поэтому не представляет собой действительного опровержения физикализма. Его стратегия отражает подход его учителя Райла к переопределению феноменов от первого лица в терминах третьего лица и отрицанию согласованности концепций, с которыми этот подход борется.

Деннетт идентифицирует себя с помощью нескольких терминов:

[Другие] отмечают, что мое «избегание стандартной философской терминологии при обсуждении таких вопросов» часто создает для меня проблемы; философам трудно понять, что я говорю, а что отрицаю. Мой отказ играть в мяч с моими коллегами, конечно, преднамеренный, так как я считаю стандартную философскую терминологию хуже, чем бесполезной - серьезным препятствием на пути прогресса, поскольку она состоит из множества ошибок.

В «Объяснении сознания» он утверждает: «Я я своего рода «телеофункционалист », конечно, возможно, изначальный телеофункционалист ». Он продолжает: «Я готов выйти из укрытия как какой-то специалист по верификации ». (Стр. 460-461)

Эволюционные дебаты

Многое Работы Деннета с 1990-х годов были связаны с конкретизацией его предыдущих идей, обращаясь к тем же темам с эволюционной точки зрения, от того, что отличает человеческий разум от разума животных (Виды умов), до того, насколько свободная воля совместима с натуралистическим взглядом на мир (Свобода эволюционирует ).

Деннетт рассматривает эволюцию путем естественного отбора как алгоритмический процесс (хотя он разъясняет, что такие простые алгоритмы, как деление в столбик, часто включают значительную степень случайности ). Эта идея находится в противоречии с эволюционной философией палеонтолога Стивена Джея Гулда, который предпочитал подчеркивать «плюрализм» эволюции (т. Е. Его зависимость от многих решающих факторов, из которых естественные выбор только один).

Взгляды Деннета на эволюцию определены как строго адаптационистские, что соответствует его теории намеренной позиции и эволюционным взглядам биолога Ричард Докинз. В «Опасной идее Дарвина» Деннет проявил еще большую готовность, чем Докинз, защищать адаптационизм в печати, посвятив целую главу критике идей Гулда. Это связано с давними публичными дебатами Гулда с Э. О. Уилсон и другие биологи-эволюционисты в отношении человеческой социобиологии и ее потомка эволюционной психологии, против которой выступали Гулд и Ричард Левонтин, но которую Деннетт защищал вместе с Докинзом и Стивеном Пинкером. Гулд утверждал, что Деннетт преувеличивал свои утверждения и искажал утверждения Гулда, чтобы усилить то, что Гулд описывает как «дарвиновский фундаментализм» Деннета.

Теории Деннета оказали значительное влияние на работу психолога-эволюциониста Джеффри Миллера.

Отчет о религии и морали

Файл: сообщение солидарности для бывшие мусульмане - Daniel Dennett.webm Play media Деннет направляет послание солидарности бывшим мусульманам, собравшимся в Лондоне в июле 2017 года

В Опасная идея Дарвина, Деннетт пишет, что эволюция может объяснить происхождение морали. Однако он отвергает идею о том, что нравственность, являющаяся естественной для нас, подразумевает, что мы должны занять скептическую позицию в отношении этики, отмечая, что ошибочность натуралистического заблуждения заключается не в поддержке ценностей как таковых, а в том, чтобы спешите от фактов к ценностям.

В своей книге 2006 года Нарушение чар: Религия как естественный феномен Деннет пытается объяснить религиозные убеждения натуралистически, объясняя возможные эволюционные причины феномена религиозной приверженности. В этой книге он объявляет себя «ярким » и защищает этот термин.

Он проводил исследования духовных лиц, которые втайне являются атеистами, и того, как они рационализируют свои работы. Он обнаружил то, что он назвал заговором «не спрашивай, не говори», потому что верующие не хотели слышать об утрате веры. Из-за этого неверующие проповедники чувствовали себя изолированными, но они не хотели терять свою работу, а иногда и жилье, обеспечиваемое церковью, и в целом утешали себя тем, что они хорошо справляются со своей пастырской ролью, обеспечивая комфорт и требуемые ритуалы. Исследование, проведенное с Линдой ЛаСкола, было расширено за счет включения других деноминаций и нехристианских священнослужителей. Исследования и истории, накопленные Деннетом и ЛаСколой в ходе этого проекта, были опубликованы в их книге, в соавторстве с 2013 г., Caught in the Pulpit: Leaving Belief Behind.

Другие философские взгляды

Он также писал о и отстаивал идею меметики как полезного с философской точки зрения инструмента, совсем недавно в его «Мозге, компьютерах и умах», трехчастной презентации в серии выдающихся лекций MBB 2009 года в Гарварде.

Деннет подверг критике постмодернизм, сказав:

Постмодернизм, школа «мысли», которая провозгласила: «Истин нет, есть только интерпретации», в значительной степени разыгралась в абсурд, но он оставил после себя поколение ученых-гуманитариев, недовольных своим недоверием к самой идее истины и неуважением к свидетельствам, довольствуясь «разговорами», в которых никто не ошибается и ничто не может быть подтверждено, а только утверждаться с чем угодно. стиль, который вы можете собрать.

Деннетт принял и несколько переопределил термин «глубина», первоначально введенный Мириам Вайценбаум. Деннет использовал термин «глубина» для утверждения, которое очевидно глубоко, но на самом деле тривиально на одном уровне и бессмысленно на другом. Как правило, глубина имеет два (или более) значения: одно истинно, но тривиально, а другое звучит глубоко и важно, если оно истинно, но на самом деле является ложным или бессмысленным. Примеры: «Que sera sera!», «Красота - это только кожа!», «Сила намерения может изменить вашу жизнь». Термин цитировался много раз.

Искусственный интеллект

Одобряя повышение эффективности, которое люди получают за счет использования таких ресурсов, как экспертные системы в медицине или GPS в навигации, Деннетт видит опасность в машинах, выполняющих все возрастающую долю основных задач восприятия, памяти и алгоритмических вычислений, потому что люди могут иметь тенденцию антропоморфизировать такие системы и приписывать им интеллектуальные способности, которыми они не обладают. Он считает, что соответствующая опасность со стороны искусственного интеллекта (ИИ) заключается в том, что люди неправильно поймут природу в основном «паразитических» систем ИИ вместо того, чтобы конструктивно использовать их, чтобы бросить вызов и развить способности понимания-человека-пользователя.

Как указано в его последней книге От бактерий до Баха и обратно, взгляды Деннета противоречат взглядам Ника Бострома. Признавая, что создание ИИ «в принципе возможно» с человеческим пониманием и свободой действий, Деннетт утверждает, что трудности любого такого «сильного ИИ » проекта будут на порядок больше, чем те, которые вызывают озабоченность поняли. По словам Деннета, перспектива суперинтеллекта (ИИ значительно превосходит когнитивные способности людей во всех областях) по крайней мере через 50 лет и имеет гораздо меньшее значение, чем другие проблемы, с которыми сталкивается мир.

Личная жизнь

Деннетт женился на Сьюзан Белл в 1962 году. Они живут в Северном Андовере, Массачусетс, и у них есть дочь, сын и пятеро внуков.

Деннетт - заядлый моряк.

Избранные произведения

См. Также

  • icon Религиозный портал
  • Биографический портал
  • Философский портал

Ссылки

Дополнительная литература

  • Джон Брокман (1995). Третья культура. Нью-Йорк: Simon Schuster. ISBN 0-684-80359-3 (обсуждает Деннета и др. ее).
  • Эндрю Брук и Дон Росс (редакторы) (2000). Дэниел Деннет. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-00864-6
  • Дэниел С. Деннет (1997), «Глава 3. Истинно верующие: умышленная стратегия и почему она работает», в Джон Хогеланд, Дизайн разума II: философия, психология, искусственный интеллект. Массачусетс: Массачусетский технологический институт. ISBN 0-262-08259-4 (перепечатка публикации 1981 г.)
  • Мэтью Элтон (2003). Деннет: Примирение науки и нашей самооценки. Кембридж, Великобритания: Polity Press. ISBN 0-7456-2117-1
  • P.M.S. Хакер и М.Р.Беннетт (2003) Философские основы нейробиологии. Oxford, and Malden, Mass: Blackwell ISBN 1-4051-0855-X (Есть приложение, посвященное решительной критике философии разума Деннета)
  • Дон Росс, Эндрю Брук и Дэвид Томпсон (редакторы) (2000) Философия Деннета: комплексная оценка Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 0-262-18200-9
  • Джон Саймонс (2000) О Деннете. Белмонт, Калифорния: Издательская компания Wadsworth. ISBN 0-534-57632-X

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-16 12:04:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте