История евреев в Литве

редактировать
Местоположение Литвы (темно-зеленый) в Европе
Литовский Евреи
Регионы со значительным населением
Литва 3,050
Языки
идиш, иврит, русский, польский и литовский
религия
иудаизм
родственные этнические группы
евреи, евреи ашкенази, белорусские евреи, Русские евреи, латвийские евреи, украинские евреи, эстонские евреи, польские евреи

История Евреи в Литве охватывает период с 14 века до наших дней. В стране все еще существует небольшая община, а также обширная литовская еврейская диаспора в Израиле, США и других странах. Подробнее см. Литовские евреи.

Содержание

  • 1 Ранняя история
    • 1.1 Устав 1388 года
  • 2 Правление Ягеллона
    • 2.1 Изгнание евреев в 1495 году и возвращение в 1503 году
    • 2.2 Акт 1566 г.
  • 3 В Речи Посполитой
    • 3.1 Последствия восстания казаков в Литве
  • 4 Еврейская культура в Литве
    • 4.1 Предметы Респонсы
    • 4.2 Виленский Гаон
  • 5 литовских евреев в составе Российской империи
  • 6 Литовская Республика (1918–1940)
  • 7 Вторая мировая война и Холокост
  • 8 Советская эпоха (1944–1990)
  • 9 евреев в современная Литва
  • 10 См. также
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Ранняя история

Происхождение евреев Литвы было предметом многочисленных спекуляций. Первым достоверным документом, подтверждающим присутствие евреев в Великом княжестве Литовском, является хартия 1388 г., дающая евреям привилегии в Тракае. Собрание рассредоточенных еврейских поселенцев в достаточном количестве и с достаточной властью для создания общин и получения привилегий от своих литовских правителей означает, что с первых миграций прошло много времени. Поэтому разные историки пытались утверждать, что евреи мигрировали в Литву раньше. Например, Авраам Харкави (1835–1919) утверждал, что первые евреи мигрировали в 10 веке из Хазарского каганата (см. Также Хазарская гипотеза происхождения ашкеназов ). Другие историки утверждают, что евреи мигрировали из Германии в 12 веке. немецких евреев преследовали в эпоху крестовых походов. Традиционный язык подавляющего большинства евреев Литвы, идиш, основан в основном на средневековом немецком языке, на котором говорили западные германские еврейские иммигранты. Другая теория состоит в том, что евреи мигрировали во время правления великого князя Гедиминаса (правил 1316–1341), привлеченные его приглашением торговцев и ремесленников в 1323–1324 годах и экономическими возможностями - в то время В Литве не было городов в западном понимании этого слова, никаких Магдебургских прав или закрытых гильдий. В XIV веке Великое княжество Литовское расширилось до Галицко-Волынской (см. Галицко-Волынские войны ) и Киевского княжества (см. Битва на реке Ирпень и Битва на Синих Водах ), территорий, уже заселенных евреями. После смерти Казимира III (1370 г.) положение польских евреев изменилось к худшему. Влияние римско-католического духовенства при польском дворе росло; Людовик Анжуйский был безразличен к благополучию своих подданных, и его стремление обратить евреев в христианство вместе с возросшей еврейской иммиграцией из Германии вызвали опасения у польских евреев. для своего будущего.

Хартией 1388 года

князь Витаутас 24 июня 1388 года предоставил евреям Тракай привилегии. Евреи Бреста (1 июля 1388 г.), Гродно (1389), Луцка, Владимира и других крупных городов. Хартия была создана по образцу аналогичных документов, предоставленных Казимиром III, а ранее Болеславом Калишским евреям в Польше в 1264 году. Поэтому более чем вероятно, что влиятельные польские евреи сотрудничал с ведущими литовскими общинами в обеспечении хартии от Витаутаса.

Согласно хартии, литовские евреи составляли класс свободных людей, которые во всех уголовных делах непосредственно подчинялись юрисдикции великого князя и его официальных представителей, а в мелких исках - юрисдикции местных чиновников на равных условиях. с мелкими дворянами (шляхта ), боярами и другими свободными гражданами. Официальными представителями польского короля и великого князя были воевода (палатин ) в Польше и староста (староста) в Литве, которых называли «еврейскими судьями» ( judex Judæorum) и их заместители. Еврейский судья разрешал все дела между христианами и евреями и все уголовные дела, в которых участвовали евреи; Однако в гражданских исках он действовал только по заявлению заинтересованных сторон. Любая из сторон, не повиновавшаяся вызову судьи, должна была выплатить ему штраф. Ему также принадлежали все штрафы, взимаемые с евреев за мелкие правонарушения. Его обязанности включали опеку над людьми, имуществом и свободой вероисповедания евреев. Он не имел права вызывать кого-либо в свой суд, кроме как по жалобе заинтересованной стороны. В вопросах религии евреям была предоставлена ​​обширная автономия.

Согласно этим справедливым законам евреи Литвы достигли уровня процветания, неизвестного их польским и немецким единоверцам в то время. Общины Бреста, Гродно, Тракая, Луцка и Минска быстро росли в богатстве и влиянии. Во главе каждой общины стоял еврейский старейшина. Эти старейшины представляли общины во всех внешних отношениях, в обеспечении новых привилегий и в регулировании налогов. Однако до конца XVI века таких чиновников не называли «старейшинами». До этого времени в документах просто говорилось, например, что «евреи Бреста смиренно обращаются» и т. Д. При вступлении в должность старейшины заявили под присягой, что они будут добросовестно выполнять свои обязанности и откажутся от должности в истечение назначенного срока. Старейшина действовал совместно с раввином, юрисдикция которого включала все еврейские дела, за исключением судебных дел, переданных суду наместника, а последний - царю. В религиозных делах, однако, апелляция на решение раввина и старейшины разрешалась только совету, состоящему из главных раввинов королевских городов. Кантор, пономарь и шохет подчинялись приказам раввина и старейшины.

Добрая воля и терпимость Витаутаса вызывали у него расположение к его еврейским подданным, и долгое время среди них были распространены традиции его щедрости и благородства характера. Его двоюродный брат, король Польши Ягайла, не вмешивался в его управление при жизни Витовта.

Правление Ягеллонов

В 1569 году Польша и Литва объединились (Люблинская уния ). В целом это было время процветания и относительной безопасности для евреев обеих стран (за исключением восстания Хмельницкого в 17 веке). Однако некоторые события, такие как изгнание евреев из Великого княжества Литовского между 1495 и 1503 годами, произошли именно в Литве.

Изгнание евреев в 1495 году и возвращение в 1503 году

Казимира сменил королем Польши его сын Иоанн Альберт, а на литовском троне - его младший сын Александр Ягеллон. Последний подтвердил хартию привилегий, предоставленных евреям его предшественниками, и даже дал им дополнительные права. Еврейские кредиторы его отца получили часть причитающихся им сумм, остальная часть удерживалась под разными предлогами. Благоприятное отношение к евреям, которое характеризовало литовских правителей на протяжении поколений, было неожиданно и радикально изменено декретом, изданным Александром в апреле 1495 года. Этим декретом всем евреям, проживавшим в самой Литве и на прилегающих территориях, было приказано покинуть страну.

Изгнание, очевидно, не сопровождалось обычными жестокостями; поскольку народ не испытывал враждебности к литовским евреям, и этот указ рассматривался как акт простого волеизъявления со стороны абсолютного правителя. Однако часть знати одобрила указ Александра, рассчитывая извлечь выгоду из ухода своих еврейских кредиторов, о чем свидетельствуют многочисленные судебные процессы по возвращению изгнанников в Литву в 1503 году. Из еврейских источников известно, что некоторые из них ссыльные переселились в Крым, причем гораздо большее их количество обосновалось в Польше, где с разрешения короля Иоанна Альберта они обосновались в городах, расположенных недалеко от литовской границы. Это разрешение, данное сначала сроком на два года, было продлено «из-за крайней бедности евреев из-за больших потерь, понесенных ими». Расширение, которое относилось ко всем городам королевства, дало возможность пользоваться всеми свободами, предоставленными их польским братьям (Краков, 29 июня 1498 г.). Изгнанные караимы поселились в польском городке Ратно, ныне известном как Ратне, Украина.

Причин неожиданного изгнания, вероятно, было множество, в том числе по религиозным причинам, необходимость пополнить истощенную казну путем конфискации денег евреев, личная неприязнь и другие причины.

Вскоре после вступления Александра на престол Польши он разрешил еврейским ссыльным вернуться в Литву. Начиная с марта 1503 г., как показывают дошедшие до нас документы, их дома, земли, синагоги и кладбища были возвращены им, и им было дано разрешение на взыскание своих старых долгов. Новая хартия привилегий позволила им по-прежнему жить по всей Литве. Возвращение евреев и их попытка вернуть свои старые владения привели к множеству трудностей и судебных процессов. Александр счел необходимым издать дополнительный указ (апрель 1503 г.), предписывающий своему вице-регенту обеспечить соблюдение закона. Несмотря на это, евреи годами не возвращали некоторую собственность.

Акт 1566 г.

В то же время в середине 16 века наблюдался растущий антагонизм между мелкой знатью и евреями. Их отношения обострились, и неприязнь христиан стала нарушать жизнь литовских евреев. Антиеврейские настроения, вызванные сначала экономическими причинами, порожденными конкуренцией, были поддержаны духовенством, которое затем участвовало в крестовом походе против еретиков, особенно лютеран, Кальвинисты и евреи. Реформация, распространившаяся из Германии, имела тенденцию ослаблять приверженность Римско-католической церкви. Нередки случаи брака католичок с евреями, турками или татарами. Вильнюсский епископ пожаловался Сигизмунду Августу (декабрь 1548 г.) на частоту таких смешанных браков и на воспитание потомства в вере их отцов. шляхта также увидела в евреях опасных конкурентов в коммерческих и финансовых делах. В своих отношениях с земледельческими сословиями лорды предпочитали евреев в качестве посредников, создавая таким образом чувство обиды со стороны шляхты. Освобождение евреев от военной службы, а также власть и богатство еврейских налоговых фермеров усилили возмущение шляхты. Представители знати, как и другие, пытались конкурировать с евреями в качестве арендаторов таможенных доходов, но безуспешно. Поскольку евреи жили в городах и на землях царя, знать не могла иметь над ними никакой власти или извлекать из них прибыль. У них не было даже права поселять евреев в своих поместьях без разрешения царя; но, с другой стороны, их часто раздражало возведение на их поместьях сборов еврейских налогов.

Следовательно, когда наступил благоприятный момент, литовское дворянство попыталось закрепить большую власть над евреями. В 1551 году дворянство настаивало на введении особого подушного налога в размере одного дуката с человека, а волынская знать потребовала запретить еврейским сборщикам налогов возводить мыльные дома или ставить охрану в тавернах на их территории. поместья.

Оппозиция евреям окончательно оформилась и нашла определенное выражение в репрессивном литовском статуте 1566 года, когда литовской знати было впервые разрешено участвовать в национальном законодательстве. Параграф двенадцатый этого статута содержит следующие статьи:

«Евреи не должны носить дорогую одежду и золотые цепи, и их жены не должны носить золотые или серебряные украшения. Евреи не должны иметь серебряных оправ на своих саблях и кинжалах; должны отличаться характерной одеждой; они должны носить желтые чепцы, а их жены - косынки из желтого льна, чтобы все могли отличать евреев от христиан ».

Другие ограничения аналогичного характера содержатся в том же параграфе.. Однако король сдержал желание знати существенно изменить старые уставы евреев.

В Речи Посполитой

Последствия казачьего восстания в Литве

Ярость этого восстания разрушила организацию литовских еврейских общин. Выжившие, вернувшиеся в свои старые дома во второй половине XVII века, практически остались без средств к существованию. Войны, которые постоянно бушевали на территории Литвы, разоряли всю страну и лишили евреев возможности зарабатывать больше, чем просто средства к существованию. Интенсивность их борьбы за существование не оставила им времени восстановить условия, существовавшие до 1648 года. Джон Казимир (1648–1668) стремился улучшить их положение, предоставляя различные уступки еврейским общинам Литвы.. Попытки вернуться к старому порядку в общинной организации не прошли бесследно, как это видно из современных документов. Так, в 1672 году еврейские старейшины из разных городов и деревень Великого княжества Литовского получили грамоту от короля Михаила Вишневецкого (1669–1673), постановив, «что в связи с растущим числом евреев, виновных в преступлениях, против Шляхты и других христиан, что приводит к вражде христиан к евреям, и из-за неспособности еврейских старейшин наказать таких преступников, находящихся под защитой лордов, царь разрешает кагалы вызывать преступников в еврейские суды для наказания и исключения из общины, когда это необходимо ». Попытки воскресить старую власть кагалов не увенчались успехом. Обнищавшие еврейские купцы, не имевшие собственного капитала, были вынуждены занимать деньги у знати, у церквей, конгрегаций, монастырей и различных религиозных орденов. Ссуды у последних обычно предоставлялись на неограниченный срок и обеспечивались закладными на недвижимое имущество кагала. Таким образом, кахалы оказались в безнадежном долгу перед духовенством и дворянством.

В 1792 году еврейское население Литвы оценивалось в 250 000 человек (против 120 000 в 1569 году). Вся торговля и промышленность Литвы, которая теперь быстро приходила в упадок, находилась в руках евреев. Знать жила большей частью в своих поместьях и фермах, часть которых находилась в ведении еврейских арендаторов. Городские владения были сосредоточены во владении монастырей, церквей и мелкой знати. Христианские купцы были бедны. Таково было положение дел в Литве во время второго раздела Польши (1793 г.), когда евреи стали подданными России.

Еврейская культура в Литве

Основание ешивы в Литве произошло благодаря литовско-польским евреям, которые учились на западе, и немецким евреям, которые мигрировали примерно в то время в Литву и Польша. Об этих ранних ешивах известно очень мало. Ни о них, ни о выдающихся литовских раввинах в еврейских писаниях до 16 века не упоминается. Первым известным раввинским авторитетом и главой ешивы был Владимир, Волынь, который был уже старым человеком, когда Соломон Лурия отправился в Острог в четвертом десятилетии XVI века. Другой раввинский авторитет, раввин Острога и предшественник Лурии, умер в 1559 году. Время от времени упоминания о ешиве Бреста встречаются в трудах современных раввинов Соломона Лурии (умер в 1585 году), Моисея Иссерлеса (умер в 1572 году).) и Дэвид Ганс (умер в 1589 г.), которые говорят о его деятельности. О йешивах Острога и Владимира на Волыни известно, что они находились в процветающем состоянии в середине XVI века и что их главы соперничали друг с другом в талмудической стипендии. Ганс также упоминает главу Кременец ешивы, о которой мало что известно.

Во время Люблинской унии Соломон Лурия был раввином Острога и считался одним из величайших талмудических авторитетов в Польше и Литве. В 1568 году король Сигизмунд приказал передать иски между Исааком Бородавкой и Менделем Исаковичем, которые были партнерами по взиманию определенных таможенных налогов в Литве, на рассмотрение раввину Соломону Лурия и двум вспомогательным раввинам из Пинска и Тиктина.

Широкий авторитет ведущих раввинов Польши и Литвы и их обширные познания в практической жизни очевидны из многочисленных решений, цитируемых в респонса. В «Эйтан ха-Эзрахи» (Острог, 1796 г.) Авраама Рапопорта (известного также как Авраам Шренцель; умер в 1650 г.) раввин цитируется следующим образом: «Я решительно протестую против обычаев наших общинных лидеров покупать свобода еврейских преступников. Такая политика поощряет преступность среди нашего народа. Меня особенно беспокоит тот факт, что благодаря духовенству такие преступники могут избежать наказания, приняв христианство. Ошибочное благочестие побуждает наших лидеров подкупать чиновников, чтобы чтобы предотвратить такие обращения. Мы должны стремиться лишить преступников возможности избежать правосудия ". То же самое чувство было выражено в 16 веке Махарамом Люблином (Responsa, § 138). Другой пример, приведенный Кацем из той же респонсы, также показывает, что еврейские преступники прибегали к помощи священников против власти иудейских судов, обещая обратиться в христианство.

Решения польско-литовских раввинов также часто отличаются широтой взглядов, как это видно из решения Джоэля Сиркеса (Bayis Hadash, § 127) о том, что евреи могут использовать в своих религиозных службах мелодии, используемые в христианских церквях, «поскольку музыка не является ни еврейской, ни христианской и регулируется универсальными законами».

Решения Лурии и Мордехая Яффе показывают, что раввины были знакомы с русским языком и его филологией. Яффе, например, в деле о разводе, когда речь шла о написании имени женщины как Лупка или Любка, решил, что это слово правильно написано с «б», а не с «р», поскольку происхождение имя было русским глаголом lubit = "любить", а не lupit = "бить" (Levush ha-Butz we-Argaman, § 129). Мейр Кац (Гебурат Анашим, § 1) объясняет, что название Брест-Литовск пишется в бракоразводных делах «Брест», а не «Бодрый», «потому что большинство литовских евреев используют русский язык. " Это не так с Бриск, в районе Куджава, название этого города всегда пишется «Бриск». Кац (немец) в заключение своего ответа выражает надежду, что, когда Литва станет более просвещенной, люди будут говорить только на одном языке - немецком - и что в Брест-Литовске также будет написано «Бриск». "

Предметы из Респонса

Респонсы также пролили интересный свет на жизнь литовских евреев и на их отношения со своими христианскими соседями. В своем «Мас'ат Биньямин» (конец 16 - начало 17 века) заявляет, что «христиане берут одежду и украшения у евреев, когда те ходят в церковь». Сиркес (l.c. § 79) рассказывает, что к раввину пришла христианка и выразила сожаление по поводу того, что не смогла спасти еврея Шлиому от утопления. Некоторые христиане равнодушно наблюдали, как тонущий еврей боролся в воде. Священник, появившийся через несколько минут, упрекнул их и жестоко избил за то, что не смог спасти еврея.

Лурия приводит отчет (Responsa, § 20) о ссоре, произошедшей в литовской общине по поводу кантора, которого некоторые члены хотели уволить. Синагога была закрыта, чтобы помешать ему выполнять свои функции, и поэтому религиозные службы были прекращены на несколько дней. После этого дело было передано местному лорду, который приказал открыть здание заново, сказав, что дом Божий не может быть закрыт и что претензии кантора должны быть рассмотрены учеными раввинами Литвы. упоминает (She'erit Yosef, § 70) еврейскую общину, которой местные власти запретили убивать скот и продавать мясо - занятие, которое давало средства к существованию значительной части литовских евреев. В течение года, следующего за этим запретом, еврейская община несколько раз подвергалась оценке по ставке три на одну голову скота, чтобы предоставить средства, которые побудили бы чиновников разрешить слушание дела. В конце концов евреи пришли к соглашению с городскими властями, согласно которому они должны были ежегодно платить сорок гульденов за право забоя скота. Согласно (Bet Hillel, Yoreh De'ah, § 157), Неффалим говорит, что евреи Вильно были вынуждены открывать свои головы, когда приносили присягу в суде, но позже выкупили у трибунала право клясться с покрытой головой, впоследствии практика стала ненужной из-за решения одного из их раввинов о том, что клятва может быть принесена с непокрытой головой.

Респонсы Мейра Люблина показывают (§ 40), что литовские общины часто помогали немецким и австрийским евреям. После изгнания евреев из Силезии, когда еврейские жители Зильца имели привилегию остаться при условии, что они заплатят сумму в 2 000 гульденов, литовские общины внесли пятую часть этой суммы.

Виленский Гаон

Раввин Илия бен Соломон, известный как Виленский Гаон, считается величайшим из всех литвийских евреев

Религиозные обряды в значительной степени обязаны Илии бен Соломон (1720–1797), Виленский гаон, живший в крупнейшем городе Литвы Вильнюсе. Его стиль изучения Торы и Талмуда сформировал аналитическую форму обучения «литовского стиля», которая до сих пор практикуется в большинстве ешив. Само движение ешивы является типичным литовским развитием, инициированным главным учеником Виленского Гаона, раввином Хаимом Воложиным.

. Миснагдим были ранними противниками хасидского иудаизма во главе с Виленского Гаона, резко осудившего нововведения хасидов.

литовские евреи в составе Российской империи

В 1795 году окончательный третий раздел положил конец существованию Речи Посполитой и бывших земель Великого княжества Литовского вошло в состав русского раздела.

К концу XIX века многие евреи Литвы бежали из Восточной Европы, спасаясь от антиеврейских погромов в Российская Империя и антисемитизм. Десятки тысяч литовских евреев эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Южную Африку. Небольшая часть также эмигрировала в Британский мандат в Палестине.

Литовскую Республику (1918–1940)

Историческое еврейское население Литвы
ГодНаселение.±%
13896000
1569120,000+ 1900,0%
176476,474-36,3%
1792250,000+ 226,9%
1939263,000+ 5,2%
195924,683- 90,6%
197023,566-4,5%
197914,703-37,6%
198912,398−15,7%
20023700−70,2%
20113050- 17,6%
Источник:

литовские евреи принимали активное участие в войнах за свободу Литвы. 29 декабря 1918 г. правительство Литвы вызвало добровольцев на защиту Литовского государства; из 10 000 добровольцев более 500 евреев. В период с 1918 по 1923 год более 3000 евреев служили в литовской армии. Первоначально еврейская община получила широкую автономию в образовании и налогообложении через общинные советы или кехиллот.

К 1934 году в рамках националистической тенденции это отразилось на всей Европе, правительство сократило большую часть этой автономии, и случаи антисемитизма увеличились.

После советской оккупации в июне 1941 некоторые еврейские коммунисты взяли на себя значительную роль в НКВД и местная коммунистическая номенклатура. Другие евреи, особенно религиозные евреи и сионисты, подвергались суровому обращению со стороны навязанного Советским Союзом коммунистического правительства в Литве до вторжения Германии.

Некоторые литовцы, подстрекаемые ультраправыми группами, такими как Железный Волк и нацисты пропаганда, обвиняла евреев в коммунистическом режиме и участвовала в массовых убийствах литовских евреев во время Холокоста.

Вторая мировая война и Холокост

Литовская Республика была оккупирована советскими властями. Союз в июне 1940 г., а годом позже, в июне 1941 г., оккупирован немцами. Во время Второй мировой войны было убито 91–95% литовского еврейского населения литовских евреев - почти все евреи, которым не удалось покинуть Литву и ее окрестности. Это был самый высокий уровень потерь среди евреев во время Холокоста.

Хоральная синагога Вильно, единственная синагога в городе, пережившая нацистский холокост и послевоенное советское угнетение.

Единственной европейской ешивой, пережившей Холокост, была Мирская ешива. С помощью японского консула в Каунасе Чиуне Сугихара его лидерам и ученикам удалось бежать в Шанхайское гетто.

Советское время (1944–1990)

После После изгнания нацистских немецких войск в 1944 году Советский Союз вновь объявил Литву советской республикой и преследовал ряд литовцев за сотрудничество с нацистами. Места массовых убийств в военное время, такие как Девятый форт около Каунаса, стали памятниками. Чтобы избежать националистической тематики, мемориалы были объявлены от имени всех жертв, хотя явное большинство из них - евреи. Большинство выживших так и не вернулись, вместо этого перебравшись в Израиль. На протяжении всего советского периода между еврейской общиной и властями существовала напряженность по поводу права эмигрировать в Израиль и того, как должным образом отметить память о Холокосте. Большинство евреев в Советскую Литву прибыли после войны, используя русский и идиш в качестве основного языка.

Евреи в современной Литве

Интерес потомков литовских евреев стимулировал туризм и обновление исследований и сохранения исторических ресурсов и имущества общины. Все большее число литовских евреев заинтересованы в изучении и практике использования идиша. В 2000 году еврейское население страны составляло 3600 человек.

Начало 21 века ознаменовалось конфликтами между членами Хабад-Любавич и светскими лидерами. В 2005 году главный раввин Шолом Бер Крински был физически удален из синагоги двумя мужчинами, нанятыми светским лидером общины г-ном Альперовичем, который затем объявил нового главным раввином. Подробнее см. споры, связанные с Хабадом-Любавичем: Литва.

Среди известных современных литовских евреев братья Эмануэлис Зингерис (член литовского Сейма ) и ( писатель), Эфраим Ошри (один из немногих раввинов, переживших Холокост), Анатолиюс Шендеровас (всемирно известный композитор, лауреат Национальной премии Литвы и лауреат Европейской композиторской премии), Артурас Бумштейнас (композитор, звукооператор), (актер, публицист), Геркас Чакас (футбольный арбитр), -Билас (поп-певец из АС ), (музыкальный продюсер), Леонидас Донскис (философ, эссеист), Ичокас Мерас (писатель), Беньяминас Горбульскис (композитор), (поэт ), Григорий Кановичюс (писатель), Рафаилас Карпис (опера певец (тенор ), Давид Герингас (всемирно известный виолончелист и дирижер ), Лиора Гродникайте (опера певец (меццо-сопрано ), (джазовый перкуссионист), Илья Березницкас (аниматор, иллюстратор, сценарист и карикатурист ), Мариус Яковскис, Александра Яковскис (художники), Адаса Склютаускайте (живописец) и др.

В 2019 году Хоральная синагога, единственная сохранившаяся синагога Вильнюса, была временно закрыта из-за угроз вместе со штаб-квартирой еврейской общины. Решение совпало с ростом антисемитской риторики, связанной с публичными дебатами о чествовании литовских пособников нацистов.

См. Также

Ссылки

  1. ^«Rodiklių duomenų bazė ". Db1.stat.gov.lt. Архивировано из оригинала 14.10.2013. Проверено 16 апреля 2013 г.
  2. ^ "Žydai". Visuotinė lietuvių enciklopedija (на литовском языке). Mokslo ir enciklopedijų leidybos centras. 2018-11-14.
  3. ^ Гринбаум, Маша (1995). Евреи Литвы: история замечательной общины 1316–1945 (8-е изд.). Израиль: Gefen Books. С. 2–5. ISBN 965-229-132-3.
  4. ^Сирутавичюс, Владас; Сталюнас, Дариус; Шяучюнайте-Вербицкене, Юргита (2012). Lietuvos žydai. Istorinė studija (на литовском языке). Baltos lankos. С. 38–39. ISBN 9789955236344.
  5. ^История евреев в России и Польше с древнейших времен до наших дней »С. М. Дубнов, перевод с русского И. Фридлендера, «Еврейское издательское общество Америки», Филадельфия, 1916, с.65
  6. ^Мартин Гилберт, Евреи в двадцатом веке, (Нью-Йорк: Schocken Books, 2001).
  7. ^"YIVO | Литва". Yivoencyclopedia.org. Проверено 16 апреля 2013 г.
  8. ^"Приложение Демоскопа Weekly". Demoscope.ru. 2013-01-15. Архивировано с оригинального 12.10.2013. Проверено 14 апреля 2013 г.
  9. ^http://www.ajcarchives.org/AJC_DATA/Files/2002_13_WJP.pdf
  10. ^"Rodiklių duomenų bazė". Db1.stat.gov.lt. Архивировано из оригинала 14.10.2013. Проверено 14 апреля 2013 г.
  11. ^YIVO | Население и миграция: население после Первой мировой войны. Yivoencyclopedia.org. Проверено 14 апреля 2013.
  12. ^Брук, Дэниел (26 июля 2015 г.). «Двойной геноцид». Проверено 15 августа 2018 г. - через Slate.
  13. ^«Литовские евреи возрождают идиш». 15 августа 2018 г. Получено 15 августа 2018 г. - через news.bbc.co.uk
  14. ^«Евреи Литвы». Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Проверено 27 июня 2018 г.
  15. ^Международный отчет о свободе вероисповедания Архивировано 22 сентября 2006 г. на Wayback Machine
  16. ^«Литовская община вновь открывает Вильнюсский шул через несколько дней после оспариваемого закрытия». Времена Израиля. 11 августа 2019.

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Эта статья включает текст из публикация теперь в общественном достоянии : Singer, Isidore ; и др., ред. (1901–1906). «Литва». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте