Бундизм

редактировать

Бундизм был светским еврейским социалистическое движение, организационным проявлением которого был Всеобщий еврейский трудовой союз в Литве, Польше и России (идиш : אַלגעמײַנער ײדישער אַרבעטער בּונד אין ליטע פוילין און רוסלאַנד, романизированный : Algemeyner Yidisher Arbeter Bund in Liteh, Poyln un Rusland), основанный в Российской империи в 1897 году.

Еврейский трудовой союз был важным компонентом социал-демократического движения в Российской империи до 1917 года русской революции ; бундовцы изначально выступали против Октябрьской революции, но в итоге поддержали ее из-за погромов, совершенных Добровольческой армией антикоммунистического Белого движения во время Гражданской войны в России. Расколотая по коммунистическим и социал-демократическим линиям на протяжении Гражданской войны, фракция поддерживала большевиков и в конечном итоге была поглощена Коммунистической партией.

Антикоммунистическое социалистическое бундовское движение продолжало существовать как политическое движение. партия в независимой Польше в межвоенный период в качестве Всеобщего еврейского трудового союза в Польше, став главной, если не главной политической силой в польском еврействе. Бундовцы были активны в антинацистской борьбе, и многие из ее членов были убиты во время Холокоста.

После войны Международный еврейский трудовой союз, точнее «Всемирный координационный совет Еврейского трудового союза» был основан в Нью-Йорке с дочерними группами в Аргентине, Австралии, Канаде, Франции, Израиле, Мексике, Великобритании, США и других странах.

Содержание

  • 1 Идеология
    • 1.1 Марксизм
    • 1.2 Секуляризм
    • 1.3 Идишизм
    • 1.4 Дойкайт
    • 1.5 Национально-культурный автономизм
    • 1.6 Противостояние сионизму
      • 1.6.1 До создания Государства Израиль
      • 1.6.2 После 1947 года
  • 2 Бундовских члена парламентов или правительств
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
    • 4.1 На английском языке
    • 4.2 На французском
    • 4.3 В немецком языке

Идеология

Марксизм

Хотя Еврейский лейбористский союз был не только политической партией, но и профсоюзом, его первоначальной целью была организация еврейского пролетариата в России, Польша и Литва.

Секуляризм

Верная светская партия, Еврейский лейбористский союз, приняла участие в выборах в кехиллот в Польше.

Идишизм

Еврейский лейбористский союз, первоначально не интересовавшийся идиш как таковым как нечто большее, чем средство увещевания еврейских рабочих в Восточной Европе, вскоре увидел язык и более широкие возможности. Культура идиша как ценность и способствовала использованию идиш как самостоятельного еврейского национального языка; до некоторой степени продвижение идиша было неотъемлемой частью оппозиции Бунда сионистскому движению и его проекта возрождения иврита.

Дойкайта

концепции Дойкайта (букв. «наследственность»), Идиш = do-ikayt, do'ikayt; немецкий = Da-keit; французский = «ici-té») занимал центральное место в идеологии бунда, выражая свое внимание к решению проблем, с которыми сталкиваются евреи в стране, в которой они жили, а не "присутствие" сионистского движения, которое постулировало необходимость независимого еврейского государства на его исконной родине, то есть в Земле Израиля, для обеспечения еврейской жизни.

Национально-культурный автономизм

Еврейский лейбористский союз не пропагандировал этнический или религиозный сепаратизм, а сосредоточился на культуре, а не на государстве или месте, как на связующем элементе еврейской государственности в контексте мира мультикультурных и многоэтнических стран. В этом бундовцы широко заимствовали австро-марксистскую концепцию национальной личной автономии ; такой подход оттолкнул большевиков и Ленина, которые насмехались над бундизмом и были политически настроены против него.

В тексте 1904 года «Социал-демократия и национальный вопрос» Владимир Медем изложил свою версию этой концепции:

«Давайте рассмотрим случай страны, состоящей из нескольких национальных групп., например поляки, литовцы и евреи. Каждая национальная группа создаст отдельное движение. Все граждане, принадлежащие к данной национальной группе, присоединятся к специальной организации, которая будет проводить культурные собрания в каждом регионе и общие культурные собрания для всей страны. будут наделены собственными финансовыми полномочиями: либо каждая национальная группа будет иметь право повышать налоги для своих членов, либо государство будет выделять часть своего общего бюджета каждому из них. Каждый гражданин государства будет принадлежать к одному из национальные группы, но вопрос о том, к какому национальному движению присоединиться, будет вопросом личного выбора, и никакая власть не будет иметь никакого контроля над его решением. Национальные движения будут подчиняться общему законодательству государства, но в своих сферах ответственности они будут автономными, и никто из них не будет иметь права вмешиваться в дела других ".

Оппозиция сионизму

До создания Государства Израиль

Еврейский лейбористский союз, как организация, был образован одновременно с Всемирной сионистской организацией. В конце концов Бунд стал решительно выступать против сионизма, утверждая, что эмиграция в Палестину была формой бегства от действительности. После выборов 1936 года Варшава кехилла, Хенрик Эрлих устроил инцидент, обвинив сионистских лидеров Ицхака Грюнбаума и Зеев Жаботинский виновен в недавней антисемитской агитации в Польше своей кампанией по призыву еврейской эмиграции.

После 1947 года

Бунд был против голосования Генеральной Ассамблеи ООН по раздел Палестины и подтвердил свою поддержку страны, находящейся под контролем сверхдержав и ООН. Вторая всемирная конференция Международного еврейского трудового союза в Нью-Йорке в 1948 году осудила провозглашение сионистского государства. Конференция выступила за создание государства двух народов, построенного на основе национального равенства и демократического федерализма.

В 1951 году в Израиле было создано отделение Еврейского лейбористского союза Арбетер-ринг в Исроэле - Брит Хаавода, которое даже приняло участие в выборах в Кнессет 1959 года с очень низким рейтингом. результат выборов. Его публикация, Lebns Fregyn, по состоянию на 2014 год все еще выходит. Это одна из относительно немногих существующих левых публикаций на языке идиш.

На 3-й Всемирной конференции в Монреале 1955 года Международного еврейского трудового союза было решено, что создание еврейского государства было важным событием в еврейской истории, которое могло бы сыграть положительную роль в еврейской жизни, но чувствовал, что необходимо внести несколько необходимых изменений. Участники конференции потребовали, чтобы:

  • а) власти Израиля относились к государству как к собственности евреев всего мира;
  • б) но это означало бы, что дела еврейской общины в Израиле должны подчиняться мировому еврейству.
  • в) политика государства Израиль будет одинаковой по отношению ко всем гражданам, независимо от их национальности.
  • г) Израиль должен укреплять мир с арабами.. Это потребовало прекращения территориальной экспансии и решения проблемы палестинских беженцев.
  • д) Идиш должен преподаваться во всех учебных заведениях, и его следует продвигать в общественной жизни.

Всемирный координационный совет Еврейского трудового союза тихо работал. распущен рядом бундовцев и представителями родственных организаций, включая Рабочий кружок и Конгресс еврейской культуры в начале 2000-х.

Базирующаяся в Лондоне Группа еврейских социалистов, издающая журнал Jewish Socialist, считает себя наследницей исторического еврейского лейбористского союза. Более того, в начале 21-го века произошло возрождение идей Бунда (иногда называемых «нео-бундизмом»).

Бундовские члены парламентов или правительств

Примечания

Ссылки

На английском языке

  • Йосеф Горни, Конвергентные альтернативы: Бунд и сионистское рабочее движение, 1897-1985 гг., SUNY Press, 2006, ISBN 978-0-7914-6659-9
  • Джонатан Франкель, Еврейская политика и русская революция 1905 года, Тель-Авив, Тель-Авивский университет, 1982 (21 страница)
  • Джонатан Франкель, Пророчество и политика: социализм, национализм и русские евреи, 1862-1917, Cambridge University Press, 1984, ISBN 978-0 -521-26919-3
  • Джек Лестер Джейкобс (редактор), Еврейская политика в Восточной Европе: Бунд на 100, Zydowski Instytut Historyczny — Instytut Naukowo-Badawczy, Нью-Йорк, New York University Press, май 2001 г., ISBN 0-8147-4258-0
  • Джек Лестер Джейкобс, Бундовская контркультура в межвоенной Польше, Syracuse University Press, 2009, ISBN 0-8156-3226-6
  • Бернард К. Джонполл, Политика тщетности. Всеобщий еврейский рабочий союз Польши, 1917–1943, Итака, Нью-Йорк, Cornell University Press, 1967
  • N. Левин, Пока Мессия ждал: еврейские социалистические движения, 1871–1917, Нью-Йорк, Schocken Books, 1977, ISBN 978-0-8052-0616-6
  • N. Левин, Еврейские социалистические движения, 1871–1917: пока Мессия оставался, Лондон, Routledge K. Paul (Распространяется Oxford University Press), 1978, ISBN 978-0-7100- 8913-7
  • Ю. Пелед, Класс и этническая принадлежность в тени: политическая экономия еврейского рабочего национализма в поздней имперской России, Нью-Йорк, St. Martin's Press, 1989, ISBN 978-0-333 -41255-8
  • Энтони Полонский, «Бунд в польской политической жизни, 1935-1939», в: Эзра Мендельсон (ред.), Основные статьи о евреях и левых, Нью-Йорк, New York University Press, 1997
  • С. Белазель Шерман, Бунд, Галутский национализм, идишизм, Брошюра Института Герцля № 6, Нью-Йорк, 1958, ASIN B0006AVR6U
  • Генри Тобиас, Истоки и эволюция еврейского Бунда до 1901 года, Анн-Арбор (Мичиган), Университетские микрофильмы, 1958
  • Генри Тобиас, Еврейский Бунд в России от его истоков до 1905 года, Стэнфорд, Stanford University Press, 1972
  • Энцо Траверсо, От Моисея до Маркса - Марксисты и евреи вопрос: История дебатов 1843-1943, Нью-Джерси, Humanities Press, 1996 (обзор )
  • AK Wildman, Русская и еврейская социал-демократия, Блумингтон, Indiana University Press, 1973
Документы

На французском

  • Даниэль Блатман, Notre liberté et La Vôtre - Le Mouvement ouvrier juif Bund en Pologne, 1939-1949, 2002, ISBN 2-204-06981-7 (Французский обзор )
  • Ален Бросса, Le Yiddishland révolutionnaire, Paris, Balland, 1983 ISBN 2-7158-0433-4
  • Эли Эберлин, Русские Жюфы: le Bund et le sionisme. Un voyage d'étude., Париж, Cahiers de la quinzaine (6e cahier de la 6e série), 1904, 155 страниц ASIN B001C9XEME
  • Владимир Медем, Ma vie, Париж, Чемпион, 1969 (Воспоминания о Бунде лидер)
  • Анри Минцелес, "La résistance du Bund en France pendant l'occupation", Le Monde juif 51: 154 (1995): 138-53
  • Анри Минцелес, Histoire générale du Bund, Un mouvement révolutionnaire juif, Éditions Denoël, Paris, 1999, ISBN 2-207-24820-8
  • Claudie Weill, Les cosmopolites - Socialisme et judéité en Russie (1897–1917), Париж, Éditions Syllpse, Сборник «Утопическая критика», févr. 2004, ISBN 2-84797-080-0 (презентация )
  • Энцо Траверсо, De Moïse à Marx - Les marxistes et la question juive, Париж, Kimé, 1997
  • Union progressiste des Juifs de Belgique, 100-летие Бунда. Actes du Colloque, Minorités, Démocratie, Diasporas, Bruxelles, UPJB, 1997, ISSN 0770-5476
  • Натан Вайншток, Le Pain de misère, Histoire du mouvement ouvrier juif en Europe - L'empire russe jusqu'en 1914, Paris, La Découverte, 2002, (Vol. I) ISBN 2-7071-3810-X
  • Натан Вайншток, Le Pain de misère, Histoire du mouvement ouvrier juif en Europe - L'Europe centrale et occidentale jusqu'en 1945, Paris, La Découverte, (Vol. II) ISBN 2-7071-3811-8
  • фильм: Нат Лиленштейн (реж.), Les Révolutionnaires du Yiddishland, 1983, Kuiv productions A2 (Французский обзор )

На немецком языке

  • Арье Гельбард, Der jüdische Arbeiter-Bund Russlands im Revolutionsjahr 1917, Вена: Europaverlag, 1982 (Materialien zur Arbeiterbeweg ung; № 26), ISBN 978-3-203-50824-5
  • Гертруда Пикхан, "Gegen den Strom". Der Allgemeine Jüdische Arbeiterbund, "Бунд" в Польше, 1918-1939, Штутгарт / Мюнхен, DVA, 2001, 445 с. (Schriftenreihe des Simon-Dubnow-Instituts, Лейпциг), ISBN 3-421-05477-0 (Французский обзор )
Последняя правка сделана 2021-05-13 05:20:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте