История евреев в Пуэрто-Рико

редактировать
Еврейская иммиграция в Пуэрто-Рико История

Пуэрто-риканские евреи
Языки
Испанский, английский, иврит, ладино
религия
иудаизм

еврейская иммиграция в Пуэрто-Рико началось в 15 веке с прибытием анусим (иначе называемых конверсос, криптоевреев, тайных евреев или марранов ), сопровождавших Кристофера Колумб в своем втором путешествии. Открытая еврейская община не процветала в колонии, потому что иудаизм был запрещен испанской инквизицией. Однако многие мигрировали в горные части острова, вдали от центральной власти Сан-Хуан, и продолжали идентифицировать себя как евреи и практиковать крипто-иудаизм.

Пройдут сотни лет, прежде чем на острове будет создана открытая еврейская община. Очень немногие американские евреи поселились в Пуэрто-Рико после того, как Испания уступила его Соединенным Штатам по условиям Парижского договора 1898 года, положившего конец испано-американской войне..

Первой большой группой евреев, поселившихся в Пуэрто-Рико, были беженцы, бежавшие из оккупированной немцами Европы в 1930-х и 1940-х годах. Второй приток произошел в 1950-х годах, когда тысячи кубинских евреев (большинство выходцев из Восточной Европы) бежали после того, как Фидель Кастро пришел к власти. Большинство иммигрировало в Майами, Флорида, но значительная часть решила обосноваться и интегрироваться на соседнем острове из-за культурных, языковых, расовых и исторических сходств Пуэрто-Рико с Кубой.

Пуэрто-риканские евреи внесли большой вклад в разные области, включая бизнес, торговлю, образование и развлечения. В Пуэрто-Рико проживает самая большая еврейская община в Карибском бассейне с более чем 3000 евреев. Это также единственный остров в Карибском бассейне, на котором представлены все три основных еврейских конфессии - ортодоксальных, консервативных и реформистских.

Содержание
  • 1 Первые евреи, прибывшие в Пуэрто-Рико
  • 2 XIX век
  • 3 XX век
    • 3,1 1930-х годов
    • 3,2 1940-х годов
    • 3,3 1950-1960-х годов
  • 4 Создание еврейская община
  • 5 Еврейское влияние в Пуэрто-Рико и популярная культура
  • 6 Резолюция 1480
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Первые евреи, прибывшие в Пуэрто-Рико

Согласно историкам, первыми евреями, прибывшими в Пуэрто-Рико, были конверсос, евреи, которые были вынуждены принять католицизм и были членами команды Христофора Колумба во время его правления. второе путешествие в так называемый «Новый Свет », прибытие в Пуэрто-Рико 19 ноября 1493 года. Историки считают, что Луис де Торрес, говоривший на иврите среди других языков и сопровождавший Колумба в качестве его переводчика, был первым евреем-«обращенным», ступившим в Пуэрто-Рико. Евреи, прибывшие и обосновавшиеся в Пуэрто-Рико, назывались «криптоевреями » или «тайными евреями».

В 1478 году католические монархи Испании Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская учредили церковный трибунал, известный как Испанская инквизиция. Он был предназначен для сохранения католической ортодоксии в их королевствах. Сотни евреев были убиты, а их синагоги разрушены. Одним из последствий этих беспорядков стало массовое принудительное обращение евреев.

Когда криптоевреи прибыли на остров Пуэрто-Рико, они надеялись избежать религиозного контроля, но инквизиция последовали за колонистами. Инквизиция не содержала в Пуэрто-Рико судебных заседаний или религиозных судов. Однако еретики записывались и, при необходимости, передавались в региональные инквизиционные трибуналы в Испании или в другом месте Западного полушария. В результате многие тайные евреи поселились в отдаленных горных районах острова вдали от сосредоточенных центров силы в Сан-Хуане и жили тихой жизнью. Они практиковали крипто-иудаизм, что означало, что они тайно практиковали иудаизм, публично заявляя, что они католики. Тем не менее, поскольку евреям не разрешалось поклоняться, криптоевреи в конечном итоге вступили в брак с католиками, и поэтому в Пуэрто-Рико практически не было еврейской истории, о которой можно было бы говорить.

19 век
Матиас Бругман

Автор В 19 веке испанская корона потеряла большую часть своих владений в Америке. Двумя его оставшимися владениями были Пуэрто-Рико и Куба, оба из которых требовали большей автономии и поддерживали движения за независимость. Испанская корона издала Королевский указ о благодати (Real Cédula de Gracias), который был издан 10 августа 1815 года с намерением привлечь на острова европейских поселенцев не испанского происхождения.

Испанское правительство, полагая, что движения за независимость потеряют свою популярность, даровало землю и первоначально дало поселенцам «Письма о домициле». Однако европейцы, исповедующие иудейскую и протестантскую веру, были исключены из прямого приобретения государственной земли, поскольку от поселенцев требовалось присягать на верность испанской короне и в верности Римско-католической церкви. Открытие новых земель для католиков привело к продаже некоторых существующих возделываемых земель другим. Это, однако, не помешало людям еврейского происхождения поселиться в Пуэрто-Рико. Среди пуэрториканских евреев, живших в Пуэрто-Рико в XIX веке, был Матиас Бругман.

Матиас Бругман (1811–1868) был сыном Пьера Бругмана из Кюрасао из голландцев - Еврейское происхождение и Изабель Дулиебре из Пуэрто-Рико. Его родители познакомились и поженились в Новом Орлеане, штат Луизиана, где Бругман родился, вырос и получил образование. Семья Бругман переехала в Пуэрто-Рико и поселилась в городе Маягуэс, где Бругман познакомился и женился на Ане Марии Лаборде. Он открыл колмадо (продуктовый магазин) и стал довольно успешным, только чтобы потерять большую часть своего состояния, пытаясь выращивать кофе. Как и многие другие жители Пуэрто-Рико в то время, он возмущался политической несправедливостью, практикуемой Испанией на острове. Это привело его к тому, что он стал сторонником движения за независимость Пуэрто-Рико.

Бругман восхищался защитниками независимости Рамоном Эметерио Бетансес и Сегундо Руисом Белвисом. Вместе со своим сыном Гектором он присоединился к ним в заговоре с целью восстания против Испании и сформировал революционный комитет под кодовым названием «Капа Прието» (дерево, известное как испанский вяз, эквадорская лавра, кипр или лосось, из которого строили древесину. корабли, среди прочего). 23 сентября 1868 года Бругман и его сын участвовали в недолговечном восстании против испанского владычества, известном как Эль "Грито де Ларес " (английский: Cry of Lares). Бругман и его сын отказались сдаться испанским властям и в конце концов были казнены.

После неудавшейся революции испанские суды в 1870 году приняли «Acta de Culto Condicionado» (Закон об условном культе). попытаться привлечь больше поселенцев, которые были бы верны испанской короне, предоставив право религиозной свободы всем, кто хотел исповедовать религию, отличную от католицизма. Несмотря на это, первая синагога не была основана до тех пор, пока Испания не уступила Пуэрто-Рико США в конце испано-американской войны в 1898 году. во время испано-американской войны многие американские военнослужащие-евреи собрались вместе с местными пуэрториканскими евреями в здании Old Telegraph в Понсе для проведения религиозных служб.

20-й век

1930-е годы

евреи - Американских солдат направили на военные базы в Пуэрто-Рико, и многие предпочитают остаться и жить на острове. Большое количество еврейских иммигрантов начали прибывать в Пуэрто-Рико в 1930-х годах как беженцы из нацистской оккупированной Европы. Большинство поселились в столице острова Сан-Хуан, где в 1942 году они основали первый еврейский общинный центр Пуэрто-Рико.

1940-е

Президент Сенат Пуэрто-Рико, Луис Муньос Марин вместе с губернатором Рексфордом Тагвеллом, последним непуэрто-риканским губернатором Пуэрто-Рико, назначенным американским президентом, способствовали продвижению законодательства, направленного на реформа сельского хозяйства, восстановление экономики и индустриализация. Эта программа стала известна как Operation Bootstrap. В результате программы многие евреи мигрировали в город Понсе, расположенный в южной части острова, и работали в сельском хозяйстве. Операция Bootstrap также привлекла производителей одежды из Нью-Йорка, и многие из тех, кто приехал на остров, были евреями.

В 1942 году президент Франклин Д. Рузвельт назначил Аарона Сесила Снайдера (1907–1959), родившегося в Балтиморе, штат Мэриленд, помощником судьи. Верховного суда Пуэрто-Рико. Снайдер стал первым евреем и последним непуэрториканцем, назначенным в этот суд. В 1953 году губернатор Луис Муньос Марин назначил его главным судьей Верховного суда Пуэрто-Рико, что было первым назначением, которое губернатор Пуэрто-Рико сделал в суде, адресовав кандидатуру «А. Сесилио Снайдеру». Снайдер на самом деле использовал имя «Сесилио», когда приносил присягу в качестве главного судьи. После ухода из суда Снайдер занимался юридической практикой в ​​Сан-Хуане до своей смерти в 1959 году.

1950-е-1960-е годы

В 1952 году Пуэрто-Рико получил статус Содружества США и официально стал Содружеством Пуэрто. Рико (испанский: «Estado Libre Asociado de Puerto Rico»). В том же году горстка американских евреев основала первую на острове синагогу в бывшей резиденции Уильяма Корбера, богатого пуэрториканца немецкого происхождения, которая была спроектирована и построена Чешский архитектор Антонин Нечодома. Синагога, получившая название Sha'are Zedeck, наняла своего первого раввина в 1954 году.

После успеха кубинской революции, возглавляемой Фиделем Кастро в 1959 году, почти все 15 000 евреев Кубы ушли в изгнание. Большинство из них бежало в Майами, Флорида ; однако Пуэрто-Рико также получил большой приток еврейских эмигрантов с Кубы.

Абэ Фортас, который был помощником судьи Верховного суда США и был сыном ортодоксальных евреев. был другом Луиса Муньоса Марина и часто бывал в Пуэрто-Рико во время правления Рузвельта, Кеннеди и Линдона Б. Джонсона. Он участвовал в разработке Конституции Пуэрто-Рико и давал Луису Муньосу Марину и его администраторам юридические консультации по мере необходимости. По словам биографа Абэ Фортаса Лауры Калман, «Пуэрто-Рико нанял Фортаса. Это стало единственной причиной, которой он был безоговорочно привержен».

Создание еврейской общины
Внутри Шааре Цедек

Пуэрто Рико является домом для самой большой и богатой еврейской общины на Карибах, насчитывающей почти 3000 евреев. Некоторые пуэрториканцы обратились в иудаизм не только по отдельности, но и целыми семьями. Пуэрто-Рико - единственный остров в Карибском бассейне, на котором представлены движения Консерватив, Реформа и ортодоксальных евреев. Sha'are Zedeck, основанная в 1953 году, представляет консервативный иудаизм; Бет Шалом, основанная в 1967 году, представляет реформистский иудаизм; и Центр Хабад, основанный в 1997 году, представляет ортодоксальный иудаизм.

Конгрегация реформаторов использует английский и иврит в своих учениях, в то время как консервативная конгрегация использует английский, иврит и испанский. 30 ноября 2005 года еврейская община Пуэрто-Рико открыла свою первую синагогу за пределами столичного района Сан-Хуан. Синагога, которая находится в городе Маягуэс на западном побережье острова, называется «Centro Hasidico Puertorriqueno Toiras Jesed». Шааре Цедек, который был объявлен правительством Пуэрто-Рико национальным историческим памятником. Конгрегации реформаторов расположены в Сан-Хуане, а Центр Хабад расположен на Исла-Верде, в городе Каролина. В 1950-х годах пуэрториканский музыкант Аугусто Родригес, основатель хора Университета Пуэрто-Рико, основал хор фестиваля иврита еврейской общины Сан-Хуана.

Еврейское влияние в Пуэрто-Рико. и популярная культура

В муниципалитете Яуко есть улица со словом «Джудио» (еврейское). Это Calle Cuesta de los Judios, что на английском языке означает «Еврейская улица Слоуп».

Пуэрто-риканские евреи внесли большой вклад в образ жизни пуэрториканцев. Их вклад можно найти, но не ограничиваясь ими, в сферах образования, торговли и развлечений. Среди множества успешных предприятий, которые они создали, - Supermercados Pueblo (Pueblo Supermarkets ), основанная Джорджем и Гарольдом Топпелами, Almacenes Kress (магазин одежды), основанная Хорхе Артиме, Doral Bank, Pitusa and Me Salve, основанный Израилем Копелем.

Они также оказали влияние на музыкальную индустрию Пуэрто-Рико. В 1970 году Raphy Leavitt организовал группу с оригинальным звуком и стилем, которая стала одним из величайших сальсовых оркестров Пуэрто-Рико, «La Selecta ». Он выбрал репертуар группы из песен с особым, позитивным социальным посланием и философией, и сделал звучание своей новой группы столь же грубым и мощным, как типичное звучание все- тромбона сальсы, модной в то время. Этот жанр стал популярен благодаря Вилли Колону, но в La Selecta были добавлены трубы, чтобы сделать звук более мелодичным. Бренда К. Старр - певица сальсы который в 2002 году получил две награды Latin Grammy: одну в категории «Лучший сальса-альбом», «Temptation» и другую в категории «Лучший сальса-сингл» за «Por Ese Hombre». В 2006 году Billboard Latin Music Awards номинировал ее на премию "Лучший сальса-сингл" за песню "Tu Eres".

Пуэрто-риканская литература также пополнилась произведениями Киара Алегрия Худес кто написал книгу для Бродвея музыкального В горах. Ее пьеса «Эллиот, солдатская фуга» стала финалистом Пулитцеровской премии 2007 г.; автор (писатель-фантаст) эфиоп Йосеф Альфредо Антонио Бен-Джоханнан, два наиболее известных произведения которого - «Черный человек Нила» и «Его семья и Африка: Мать основных западных религий»; автор и поэт Аврора Левинс Моралес со своим произведением «Ремедиос: Истории Земли и Железа из истории Пуэрторрикенья» и Миколь Остоу, автор книги «Эмили Голдберг учится сальсе»; и рассказ автора Стивена Эрли Джордана II «Еврей из Кондадо» (2014). В июле 2003 года члены и друзья Temple Beth Shalom опубликовали "What's Cooking / Que se Cocina en Puerto Rico", испанско-английскую кулинарную книгу, которая включает еврейские рецепты и еврейские праздники.

Среди известных людей с пуэрториканцами и еврейские корни: Джеральдо Ривера, Фредди Принц-младший, Дэвид Блейн, Бруно Марс, Бенджамин Агосто, Хила Леви, Ян Гомес, Лесли Критцер, Хулио Каплан, Хоакин Феникс и Дженна Вулф.

В американском телевизионном ситкоме «С возвращением, Коттер », который первоначально транслировался по сети ABC с 9 сентября 1975 года по 8 июня 1979 года, был персонаж по имени Хуан. Эпштейн, которого играет Роберт Хегес. По сценарию Эпштейн был очень гордым пуэрториканским евреем. В фильме 2008 года «Ничего подобного праздникам » актер Джон Легуизамо играет роль Маурисио Родригеса, пуэрториканца, чья жена Сара (играет актриса Дебра Мессинг ) Иудейской веры. В одной из сцен фильма семья обсуждает тот факт, что есть много еврейских пуэрториканцев и что в Сан-Хуане проживает большая еврейская община.

Resolution 1480

31 октября 2005 г. Сенат Пуэрто-Рико одобрил резолюцию 1480 Сената, в которой признается вклад еврейской общины в образ жизни Пуэрто-Рико и дружба, существующая между народами Пуэрто-Рико и Израиля.

См. также
  • flag Портал Пуэрто-Рико
  • Портал иудаизма
  • Пуэрто-Рико / Знаете ли вы - Пуэрто-Рико? портал
Ссылки
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте