Айн Рэнд | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Алиса Зиновьевна Розенбаум |
Род. | Розенбаум Алиса Зиновьевна. (1905-02-02) 2 февраля 1905 г.. г. Петербург, Российская Империя |
Умер | 6 марта 1982 г. (1982-03-06) (77 лет). Манхэттен, Новый Йорк, США |
Место отдыха | Кладбище Кенсико, Валгалла, Нью-Йорк, США |
Имя под псевдонимом | Айн Рэнд |
Профессия | Писатель |
Язык | Английский |
Гражданство |
|
Alma mater | Петроградский государственный университет (диплом по истории, 1924 г.) |
Период | 1934–1982 |
Предмет | Философия |
Известные работы | |
Известные награды | Премия Прометея Член Зала славы в 1987 году (за Гимн ) и со-инаугурант в 1983 году (за Атлас пожал плечами) |
Супруг | Фрэнк О'Коннор (m.1929; умер в 1979 г.) |
Подпись | ![]() |
Айн Рэнд (; род. Алиса Зиновьевна Розенбаум ; 2 февраля [OS 20 января ] 1905 - 6 марта 1982) был русско-американским писателем и философом. Она известна своими двумя бестселлерами: Источник и Атлас расправил плечи, а также разработкой философской системы, которую она назвала Объективизм. Родившись и получив образование в России, она переехала в Соединенные Штаты в 1926 году. В 1935 и 1936 годах на Бродвее поставили пьесу. После двух первых романов, которые поначалу не увенчались успехом, она прославилась своим романом 1943 года. Источник. В 1957 году Рэнд опубликовала свою самую известную работу - роман «Атлас расправил плечи». После этого она обратилась к научно-популярной литературе, чтобы продвигать свою философию, опубликовав свои собственные периодические издания и выпустив несколько сборников эссе до самой своей смерти в 1982 году.
Рэнд защищала причину как единственное средство познания отверг и веру и религию. Она поддерживала рациональный и этический эгоизм и отвергала альтруизм. В политике она осудила применение силы как аморальное и выступила против коллективизма и этатизма, а также анархизма, вместо этого поддержав laissez-faire капитализм, который она определила как систему, основанную на признании индивидуальных прав, включая права собственности. В искусстве Рэнд пропагандировал романтический реализм. Она резко критиковала большинство известных ей философов и философских традиций, за исключением Аристотеля, Фомы Аквинского и классических либералов.
Литературные критики встретили художественную литературу Рэнд неоднозначно. академические круги обычно игнорировали или отвергали ее философию, хотя академический интерес в последние десятилетия возрос. Объективистское движение пытается распространить ее идеи как среди общественности, так и в академической среде. Она оказала значительное влияние на либертарианцев и американских консерваторов.
Рэнд родился Алиса Зиновьевна Розенбаум (русская : Алиса Зиновьевна Розенбаум) 2 февраля 1905 года в русско-еврейской буржуазной семье, проживавшей в Санкт-Петербурге. Она была старшей из трех дочерей Зиновия Захаровича Розенбаума и Анны Борисовны (урожденной Каплан). Ее отец был подвижным фармацевтом, а мать была амбициозной и религиозной. Позже Рэнд сказала, что учеба в школе для нее не вызывала проблем, и она начала писать сценарии в восемь лет и романы в десять. На престижном [ru ] ее ближайшей подругой была младшая сестра Владимира Набокова Ольга. Обе девушки интересовались политикой и участвовали в дебатах в особняке Набокова : пока Ольга защищала конституционную монархию, Алиса поддерживала республиканские идеалы.
. Ей было двенадцать. во время Февральской революции 1917 года, во время которой она предпочла Александра Керенского, а не Царя Николая II. Последующая Октябрьская революция и правление большевиков при Владимире Ленине разрушили прежнюю жизнь семьи. Бизнес ее отца был конфискован, и семья бежала на Крымский полуостров, который первоначально находился под контролем Белой армии во время Гражданской войны в России. В старшей школе она пришла к выводу, что была атеисткой и ценила разум выше любых других человеческих добродетелей. После окончания средней школы в Крыму в июне 1921 года она вернулась с семьей в Петроград (так в то время был переименован Санкт-Петербург), где они оказались в отчаянных условиях, иногда чуть не голодая.
После русской революции университеты были открыты для женщин, что позволило ей войти в первую группу женщин, поступивших в Петроградский государственный университет. В 16 лет она начала обучение на кафедре социальной педагогики по специальности история. В университете она познакомилась с трудами Аристотеля и Платона, которые оказали на нее наибольшее влияние и противодействовали соответственно. Она также изучала философские работы Фридриха Ницше. Умея читать по-французски, по-немецки и по-русски, она также открыла для себя писателей Федор Достоевский, Виктор Гюго, Эдмон Ростан и Фридрих Шиллер, который стал ее постоянным фаворитом.
Наряду со многими другими буржуазными студентами она была исключена из университета незадолго до его окончания. Однако после жалоб от группы приезжих иностранных ученых многим из очищенных студентов было разрешено завершить свою работу и получить диплом, что она и сделала в октябре 1924 года. Затем она проучилась год в Государственном Техникуме для Экранное искусство в Ленинграде. По заданию она написала эссе о польской актрисе Пола Негри, которое стало ее первой опубликованной работой.
К этому времени она решила, что ее профессиональная фамилия для писателя будет Рэнд, возможно потому, что графически оно похоже на безгласный отрывок Рзнб ее фамилии при рождении, написанный кириллическим почерком, и она взяла имя Айн, либо из финского имени Айно или от еврейского слова עין (айин, что означает «глаз»).
В конце 1925 г. Рэнд получила визу для посещения родственников в Чикаго. Она улетела 17 января 1926 года. Когда она прибыла в Нью-Йорк 19 февраля 1926 года, она была настолько впечатлена горизонтом Манхэттена, что заплакала, что позже назвала «слезами великолепия». Намереваясь остаться в США, чтобы стать сценаристом, она несколько месяцев жила со своими родственниками, один из которых владел кинотеатром и позволял ей бесплатно смотреть десятки фильмов. Затем она уехала в Голливуд, Калифорния.
В Голливуде случайная встреча со знаменитым режиссером Сесил Б. ДеМилль привела к работе статистом в его фильме Король королей и последующая работа младшим сценаристом. Во время работы над «Королем королей» она познакомилась с начинающим молодым актером Фрэнком О'Коннором; они поженились 15 апреля 1929 года. Она стала постоянным жителем США в июле 1929 года и американским гражданином 3 марта 1931 года. В 1930-е годы она перешла на различные должности, чтобы поддерживать себя. сочиняя, она какое-то время работала начальником костюмерного отдела в RKO Studios. Она предприняла несколько попыток перевезти своих родителей и сестер в Соединенные Штаты, но им не удалось получить разрешение на эмиграцию.
Первый литературный успех Рэнд пришел с продажей ее сценария Red Pawn - Universal Studios в 1932 году, хотя никогда не производился. Затем последовала драма зала суда Ночь 16 января, впервые поставленная Э. Э. Клайв в Голливуде в 1934 году, а затем успешно вновь открылся на Бродвее в 1935 году. Каждую ночь из зрителей выбиралось жюри; на основании голосования жюри будет исполнено одно из двух разных окончаний. В 1941 году Paramount Pictures сняли фильм , вольно основанный на пьесе. Рэнд не участвовала в постановке и очень критически оценила результат. «Идеал» - это роман и пьеса, написанные в 1934 году и впервые опубликованные в 2015 году ее поместьем. Героиня - актриса, олицетворяющая рандианские идеалы.
Первый опубликованный роман Рэнд, полуавтобиографический Мы, живые, был опубликован в 1936 году. Действие происходит в Советской России, он сосредоточился на борьбе между личностью и государством. В предисловии к роману 1959 года Рэнд заявил, что «Мы, живые» «настолько близки к автобиографии, которую я когда-либо напишу. Это не автобиография в буквальном смысле, а только в интеллектуальном смысле. Сюжет придуман, предыстория это не... ». Первоначальные продажи были медленными, и американский издатель разрешил ему уйти из печати, хотя европейские издания продолжали продавать. После успеха ее более поздних романов в 1959 году Рэнд смогла выпустить исправленную версию, которая с тех пор была продана тиражом более трех миллионов экземпляров. В 1942 году без ведома и разрешения Рэнда по роману была снята пара итальянских фильмов «Ной виви» и «Аддио, Кира». Открытые заново в 1960-х годах, эти фильмы были отредактированы в новую версию, которая была одобрена Рэнд и переиздана под названием We the Living в 1986 году.
Ее новелла Anthem была написана во время перерыва в написании ее следующего большого романа «Источник». Он представляет собой видение антиутопического будущего мира, в котором тоталитарный коллективизм восторжествовал до такой степени, что даже слово «я» было забыто и заменено словом «мы». Он был опубликован в Англии в 1938 году, но сначала Рэнд не смог найти американского издателя. Как и в случае с «Мы, живые», более поздний успех Рэнд позволил ей опубликовать в 1946 году исправленную версию, которая была продана тиражом более 3,5 миллионов копий.
В 1940-х годах Рэнд стал политически активным. Она и ее муж работали волонтерами на полную ставку в президентской кампании 1940 года республиканца Венделла Уилки. Эта работа привела к первым публичным выступлениям Рэнд; ей нравилось отвечать на иногда враждебные вопросы публики Нью-Йорка, которая смотрела про-Уилки кинохронику. Эта деятельность привела ее к контактам с другими интеллектуалами, сочувствующими рыночному капитализму. Она подружилась с журналистом Генри Хэзлиттом и его женой, и Хэзлитт познакомил ее с австрийским школьным экономистом Людвигом фон Мизесом. Несмотря на ее философские разногласия с ними, Рэнд решительно поддерживала сочинения обоих мужчин на протяжении всей своей карьеры, и оба они выражали ей восхищение. Мизес однажды назвал Рэнда «самым смелым мужчиной в Америке», и это ей особенно понравилось, потому что он сказал «мужчина» вместо «женщина». Рэнд также подружился с либертарианской писательницей Изабель Патерсон. Рэнд до поздней ночи расспрашивал Патерсон об американской истории и политике во время их многочисленных встреч и давал Патерсон идеи для ее единственной научно-популярной книги Бог машины.
Первый крупный успех Рэнд как писателя пришелся на 1943 год, когда она написала романтический и философский роман «Источник» на протяжении семи лет. В центре романа - бескомпромиссный молодой архитектор по имени Говард Рорк и его борьба с тем, что Рэнд назвал «второсортными людьми» - теми, кто пытается жить через других, ставя других выше себя. Он был отклонен двенадцатью издателями, прежде чем был окончательно принят компанией Bobbs-Merrill по настоянию редактора Арчибальда Огдена, который пригрозил уйти, если его работодатель не опубликует его. Во время завершения романа Рэнд прописали амфетамин бензедрин для борьбы с усталостью. Препарат помог ей работать долгие часы, чтобы успеть к сроку доставки романа, но после этого она была настолько истощена, что ее врач назначил двухнедельный отдых. Использование ею препарата в течение примерно трех десятилетий могло способствовать тому, что некоторые из ее более поздних соратников описали как неустойчивые перепады настроения.
Источник стал всемирно успешным, принесшим Рэнд славу и финансовую безопасность. В 1943 году Рэнд продала права на версию фильма компании Warner Bros., и она вернулась в Голливуд, чтобы написать сценарий. Закончив работу над этим сценарием, она была нанята продюсером Хэлом Б. Уоллисом в качестве сценариста и сценариста. Ее работа для Уоллис включала сценарии для номинированных на Оскар Любовные письма и Вы пришли вместе. Рэнд также работала над другими проектами, включая запланированную научно-популярную трактовку ее философии под названием «Моральные основы индивидуализма». Хотя запланированная книга так и не была завершена, сокращенная версия была опубликована в виде эссе под названием «Единственный путь к завтрашнему дню» в выпуске журнала Reader's Digest за январь 1944 года.
![]() | Wikisource содержит оригинальный текст относящиеся к этой статье: Свидетельские показания Айн Рэнд перед Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности |
Рэнд расширила свое участие в деятельности свободного рынка и антикоммунистической деятельности, работая в Голливуде. Она стала участником Кинематографического альянса за сохранение американских идеалов, голливудской антикоммунистической группы, и писала статьи от имени группы. Она также вступила в антикоммунистическую Ассоциацию американских писателей. Визит Изабель Патерсон для встречи с коллегами Рэнда из Калифорнии привел к окончательной ссоре между ними, когда Патерсон сделал комментарии, которые Рэнд посчитал грубыми, ценным политическим союзникам. В 1947 году, во время Второй красной паники, Рэнд выступил в качестве «дружественного свидетеля» перед Комитетом Палаты представителей США по антиамериканской деятельности. В ее показаниях описывается несоответствие между ее личным опытом в Советском Союзе и его изображением в фильме 1944 года Песня о России. Рэнд утверждал, что фильм сильно искажает условия в Советском Союзе, изображая жизнь там намного лучше и счастливее, чем она была на самом деле. Она хотела также раскритиковать хваленый фильм 1946 года Лучшие годы нашей жизни за то, что она интерпретировала как негативное представление о мире бизнеса, но ей не разрешили свидетельствовать об этом. Когда после слушаний ее спросили о ее чувстве эффективности расследований, Рэнд назвала этот процесс «бесполезным».
После нескольких задержек в 1949 году была выпущена киноверсия «Источника». Хотя в ней использовался сценарий Рэнда. с минимальными изменениями, она «не любила фильм от начала до конца» и жаловалась на его редактирование, игру и другие элементы.
За годы, прошедшие после публикации «Источника», Рэнд получил множество писем от читателей, на некоторых из которых книга оказала огромное влияние. В 1951 году Рэнд переехала из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где собрала вокруг себя группу этих поклонников. В эту группу (в шутку названную «Коллектив») входил будущий председатель Федерального резерва Алан Гринспен, молодой студент-психолог по имени Натан Блюменталь (позже Натаниэль Бранден ) и его жена Барбара, и двоюродный брат Барбары Леонард Пейкофф. Первоначально группа представляла собой неформальное собрание друзей, которые встречались с Рэнд по выходным в ее квартире, чтобы обсудить философию. Позже она начала разрешать им читать черновики своего нового романа «Атлас расправил плечи», когда были написаны страницы рукописи. В 1954 году близкие отношения Рэнда с младшим Натаниэлем Бранденом превратились в романтические отношения с «неохотного согласия» их супругов.
«Атлас расправил плечи», опубликованный в 1957 году, считался magnum opus. Рэнд описал тему романа как «роль разума в существовании человека и, как следствие, демонстрацию новой моральной философии: морали рационального личного интереса». Он отстаивает основные принципы философии Рэнд объективизма и выражает ее концепцию человеческих достижений. Сюжет включает антиутопию США, в которой наиболее творческие промышленники, ученые и художники отвечают на правительство государства всеобщего благосостояния, устраивая забастовку и отступая к горное убежище, где они строят независимую свободную экономику. Герой романа и лидер забастовки, Джон Голт, описывает забастовку как «остановку двигателя мира», отвлекая умы людей, внесших наибольший вклад в благосостояние и достижения нации. Этой вымышленной забастовкой Рэнд намеревался проиллюстрировать, что без усилий рациональных и производительных людей экономика рухнет, а общество развалится. Роман включает в себя элементы мистерии, романа и научной фантастики, а также содержит расширенное изложение объективизма в форме длинного монолога, произнесенного Галтом.
Несмотря на множество негативных отзывов, «Атлас расправил плечи» стал международным бестселлером. В интервью Майку Уоллесу Рэнд объявила себя «самым творческим мыслителем из ныне живущих». Однако Рэнд был разочарован и подавлен реакцией интеллектуалов на роман. «Атлас расправил плечи» был последним законченным произведением Рэнда; это ознаменовало конец ее карьеры писательницы и начало роли популярного философа. В 1958 году Натаниэль Бранден основал Nathaniel Branden Lectures, позже включенный в Институт Натаниэля Брандена (NBI), для продвижения философии Рэнда. Члены коллектива читали лекции для NBI и писали статьи для объективистских журналов, которые она редактировала. Позже Рэнд опубликовал некоторые из этих статей в виде книги.
Критики, включая некоторых бывших студентов NBI и самого Брандена, позже описали культуру NBI как культуру интеллектуального соответствия и чрезмерногопочтения к Рэнду, а некоторые описали NBI или движение объективистов как культ или религия. Рэнд высказывала мнения по широкому кругу тем, от литературы и музыки до сексуальности и растительности на лице, некоторые из ее последователей подражали ее предпочтениям, нося одежду, персонажам из ее романов, и покупая мебель, подобную ее. Однако некоторые бывшие студенты NBI полагают, что показатели такого поведения были преувеличены, и проблема определена среди ближайших последователей Рэнда в Нью-Йорке. Рэнд не впечатлили многие студенты NBI, и она требовала от них строгих стандартов, холодно или злобно реагируя на тех, кто с ней иногда не соглашался.
На протяжении 1960-х и 1970-х годов Рэнд разработал и продвигала свою объективистскую философию через свои научно-популярные работы и беседы со студентами таких учебных заведений, как Йель, Принстон, Колумбия, Гарвард, и Массачусетский технологический институт. 2 октября 1963 года она получила почетную степень доктора гуманитарных наук в колледже Льюиса и Кларка. Она также начала читать ежегодные лекции на форуме Форум Форд Холл., отвечая потом на вопросы аудитории. Во время этих выступлений и сессий ответов она часто занимает противоречивые позиции по политическим и социальным вопросам дня. Они включают поддержку прав на аборт, противодействие войне во Вьетнаме и военный призыв (но осуждение многих уклонистов как «бездельников»), поддержку Израиля в войне Судного дня 1973 года против коалиции арабских наций как «цивилизованных людей, связанных с дикарями», заявив, что европейские колонисты имели право осваивать земли, взятые у американских Индейцев и называют гомосексуализм «аморальным» и «отвратительным», а также выступают за отмену всех, вызывает этого. Она также поддержала несколько республиканцев кандидатов в президенты Соединенных Штатов, в первую очередь Барри Голдуотера в 1964, чью кандидатуру она продвигала в нескольких статьях для Бюллетеня объективистов.
В 1964 году Натаниэль Бранден завязал роман с молодой актрисой Патресией Скотт, на которой он позже женился. Натаниэль и Барбара Бранден скрывали роман от Рэнда. Когда она узнала об этом в 1968 году, хотя ее романтические отношения с Бранденом уже закончились, Рэнд разорвала отношения с обоими Бранденами, что привело к закрытию NBI. Рэнд опубликовал в «Объективистской статье», отвергающую Натаниэля Брандена за нечестность и другое «иррациональное поведение в его личной жизни». В последующие годы Рэнд и еще несколько ее ближайших сотрудников расстались.
Рэнд перенесла операцию по поводу рака легких в 1974 году после десятилетий тяжелого курения. В 1976 году она отказалась от написанного информационного бюллетеня и после своих медицинских выступлений разрешила социальному работнику Евве Прайор, зарегистрировать ее в Социальное обеспечение и Medicare. В конце 1970-х ее деятельность в движении объективистов пошла на убыль, особенно после смерти ее мужа 9 ноября 1979 года. Одними из ее последних проектов была работа над так и не законченной телеадаптацией «Атлас расправил плечи».
Рэнд умерла от сердечной недостаточности 6 марта 1982 года в своем в Нью-Йорке и была похоронена на кладбище Кенсико, Валгалла, Нью-Йорк. На похоронах Рэнд присутствовали некоторые из ее последовательных последователей, в том числе Алан Гринспен. Возле ее гроба была размещена цветочная композиция длиной 1,8 м в форме знака доллара. В своем завещании Рэнд назвала Леонарда Пейкоффа унаследовать ее состояние.
Рэнд назвал свою философию «объективизмом», описывая ее сущность как «представление о человеке как о героическом существе с его собственным счастьем, как моральная цель его жизни, с продуктивными достижениями, как его благороднейшей деятельности и разумом как» Она считала объективизм систематической философией и излагала позиции по метафизике, эпистемологии, этике, политической философии, и эстетика.
В метафизике Рэнд поддерживала философский реализм и выступала против всего, что она считала мистицизмом или сверхъестественностью, включая все религии.
В эпистемологии, она считала, что все основаны на чувственном восприятии, достоверность которого она считала аксиоматикой, и разумом, который она описывает как «способность, которая идентифицирует и интегрирует материал обеспечивается человеческими чувствами ". Она отвергла все утверждение о неперцептуальном или априорном знании, включая «инстинкт», «интуицию», «откровение» или любую «просто знания». В своей Введение в объективистскую эпистемологию Рэнд представила теорию формирования понятий и отвергла аналитико-синтетическую дихотомию.
В этике Рэнд приводила доводы в пользу рационального и этический эгоизм (рациональный эгоизм) как руководящий моральный принцип. Она сказала, что человек должен «существовать самого себя, не приносить себя в жертву другим и не приносить других в жертву себе». Она назвала эгоизм «добродетелью эгоизма» в своей книге с тем именем, в которой она представила свое решение проблемы «должно быть», описав мета- этическая теория, в основе которой лежит на потребностях «выживания человека как человека». Она осудила этический альтруизм как несовместимый с языком жизни и счастья и заявила, что было инициирование силы, написав в Атлас пожал плечами, что «Сила и разум противоположны».
Политическая философия Рэнд подчеркивала права личности (включая права собственности ), и она считала laissez-faire капитализм единственной моральная система, по ее мнению, это была единственная система, основанная на этой системе защиты. Она выступала против этатизма, который, как она понимает, включает теократию, абсолютную монархию, нацизм, фашизм, коммунизм, демократический социализм и диктатура. Рэнд считал, что естественные права должны охраняться конституционно ограниченным правительством. Хотя ее политические взгляды часто классифицируются как консервативные или либертарианские, она предпочитает термин «радикальный для капитализма». Она работала с консерваторами над политическими проектами, но не соглашалась с ними по таким, как религия и этика. Она осудила либертарианство, которое ассоциировала с анархизмом. Она отвергла анархизм как наивную теорию, основанную на субъективизме, который на практике мог привести только к коллективизму.
В эстетике Рэнд определяла искусство как «выборочное воссоздание реальности в соответствии с представлениями художника. Метафизические оценочные суждения ". По ее словам, искусство позволяет представить в виде формы, которую легко понять, тем самым удовлетворяя потребности человеческого сознания. Как писатель, форма искусства, на которой Рэнд наибольшее внимание, была литература, где она считала романтизм подход, наиболее точно отражающий существование свободной воли. Она описала свой подход к литературе как «романтический реализм ".
Рэнд признала Аристотеля своим самым большим большим. и отметила, что в истории философии она могла бы рекомендовать только три А »- Аристотель, Аквинский и Айн Рэнд. В интервью 1959 года с Майком Уоллесом, когда ее спросили, откуда пришла ее философия, она ответила: «Не в своем уме, с единственным признанием долга перед Аристотелем, единственным философом, когда-либо оказавшим на меня влияние.» Я сам разработал остальную часть своей философии ». Раннее вдохновение в Фридрихе Ницше, и появились новые признаки в ранних заметках из дневников Рэнда, в отрывках из первого издания We «Жизнь» (которую Рэнд позже посмотрел) и в ее общем стиле письма. Когда она написала «Источника», Рэнд отвернулся от идей Ницше, степень его влияния на нее даже в первые ее годы жизни оспаривается. 73>
Рэндал своей философской противоположностью Иммануила Канта, которого она называла «самым злым человеком в истории человечества», в первую очередь из-за его философии, касающейся ограниченности разума.
Рэнд сказала, что ее наиболее важным вкладом в философию была ее «теория концепций, этика и открытие в политике того, что зло - нарушение прав - включает в применение силы». Она считала, эпистемология была основополагающая отрасль философии и считается отстаивание разума как наиболее важных аспектов ее философии, заявившего: «Я в первую очередь сторонник не капитализма, но эгоизма; и я в первую очередь сторонник не эгоизма, а разума. Если верховенство разума и выполнить его последовательное, то последует и все остальное ».
При жизни Рэнд ее работа вызвала как крайности хвала и осуждение. Первый роман Рэнд, Мы, живые, вызвал восхищение у литературного критика Х.Л. Менкена, ее бродвейская пьеса «Ночь 16 января» успех как у критиков, так и у публики, а «Источник» был воспринят The New York Times рецензент Лорин Пуетт как «Мастерская». Некоторые критики высмеивали романы Рэнд, когда они были опубликованы, как длинные и мелодраматические. Однако они стали бестселлерами в основном из уст в уста.
Первые отзывы Рэнд были о фильме «Ночь 16 января». Отзывы о постановке были в основном положительными, но Рэнд сочла даже положительные отзывы смущающие из-за значительных изменений, внесенных в ее сценарий. продюсера. Рэнд считала, что ее первый роман, Мы, Ли винг, широко не рецензировалась, но исследователь Рэнд Майкл С. Берлинер пишет, что «это была самая рецензируемая из всех ее работ»: около 125 различных обзоров были опубликованы в более чем 200 публикациях. В целом эти отзывы были более положительными, чем отзывы о ее более поздних работах. Ее новелла 1938 года «Гимн» получила мало внимания со стороны рецензентов как в связи с ее первой публикацией в Англии, так и в связи с последующими переизданиями.
Первый бестселлер Рэнд, «Источник», получил гораздо меньше рецензий, чем «Мы, живые», и мнения рецензентов. были смешаны. Рэнд высоко оценил положительный отзыв Лорин Пруэтт в The New York Times. Пруэтт назвала Рэнд «писателем великой силы», который писал «блестяще, красиво и горько», и заявлено, что «вы не сможете прочитать эту мастерскую книгу, не продумав некоторые из основных концепций нашего времени». Были и другие положительные отзывы, но Рэндила из них либо как непонимание ее послания, либо как из неважных публикаций. Некоторые негативные отзывы были сосредоточены на длине романа, например, в одном он был назван «китом книги», а в другом говорилось, что «любой, кто увлечен им, заслуживает строгой лекции о нормировании бумаги». В других отрицательных рецензиях персонажи назывались несимпатичными, а стиль Рэнда «оскорбительно пешеходным».
Роман Рэнда 1957 года «Атлас расправил плечи» получил широкое признание, и многие из них были резко отрицательными. В National Review консервативный автор Уиттакер Чемберс назвал книгу «наивной» и «в высшей степени глупой». Он охарактеризовал тон книги как «пронзительность без отсрочки» и обвинил Рэнда в поддержке безбожной системы (которую он связал с системой Советов ), заявив: «Почти с любой страницы« Атласа расправил плечи »голос можно услышать, от мучительной необходимости, команду: «В газовую камеру - вперед!» ». Atlas Shrugged получил положительные отзывы от нескольких публикаций, в том числе похвалу от известного рецензента Джона Чемберлена, но ученый Рэнд Мими Райзел Гладштейн позже написала, что «рецензенты, казалось, соперничали друг с другом в состязание по придумыванию самых умных уловок », назвав его« отвратительной чепухой »и« кошмаром »- они также сказали, что оно« написано из ненависти »и показало« безжалостное раздражение и многословие ».
Rand's Документальная литература получила гораздо меньше отзывов, чем ее романы. Тон критики ее первой научно-популярной книги, Для нового интеллектуала, был аналогичен критике Атлас расправил плечи, а философ Сидни Хук сравнил ее уверенность с тем, «как пишется философия. в Советском Союзе », а автор Гор Видал называет ее точку зрения« почти идеальной в своей аморальности ». Ее последующие книги получали все меньше внимания со стороны рецензентов.
В 2005 году, к 100-летию со дня рождения Рэнда, Эдвард Ротштейн, писавший для The New York Times, упомянул к ее художественным произведениям как причудливому утопическому «ретро-фэнтези» и программному неоромантизму непонятого художника, критикующего «изолированное неприятие демократического общества» ее героев. В 2007 году книжный критик Лесли Кларк охарактеризовал ее произведения как «любовные романы с налетом псевдофилософии ». В 2009 году критик-обозреватель GQ Том Карсон описал ее книги как «капиталистическую версию религиозных романов обывателей», например, Бен-Гур и серию Оставленные.. Рассматривая посмертно опубликованный роман Идеал, The New York Times главный книжный критик Мичико Какутани оценил «дидактическую, идеологическую работу» Рэнда как стилистически имеющую большое значение »в общего с ориентированным на послание социалистическим реализмом, созданным в Советском Союзе, который она оставила в середине 1920-х и громогласно осудила ".
В 1991 году опрос, проведенный для Библиотеки Конгресса и Клуб "Книга месяца" спросил членов клуба, какая книга наиболее влиятельная в жизни респондента. «Атлас расправленных плеч» был вторым по популярности после Библии. Книги Рэнда по-прежнему широко продаются и читаются: по состоянию на 2013 год было продано более 29 миллионов копий (из которых около 10% было куплено для бесплатного распространения в школах Институтом Айн Рэнд ). В 1998 году читатели Modern Library проголосовали за «Атлас расправил плечи» за лучшее художественное произведение 20-го века, за которым следовали «Источник» на втором месте, гимн на седьмом и мы, живые, на восьмом; ни один из четырех не значился в списке критиков. Хотя влияние Рэнд было наибольшим в Соединенных Штатах, ее работа вызвала международный интерес.
Среди современных поклонников Рэнд были коллеги-романисты, такие как Ира Левин, Кей Нолти Смит и Л. Нил Смит ; и более поздние писатели, такие как Эрика Хольцер и Терри Гудканд, находились под ее влиянием. Среди других художников, оказавших влияние на их жизнь и мышление Рэнд, были художник комиксов художник Стив Дитко и музыкант Нил Пирт из Rush. Рэнд дал положительный взгляд на бизнес, и впоследствии многие руководители предприятий и представители представились и продвигали ее работы. Джон Эллисон из BBT и Эд Снайдер из Comcast Spectacor финансировали продвижение идей Рэнд, в то время как Марк Кьюбан (владелец Dallas Mavericks ), а также Джон П. Макки (генеральный директор Whole Foods ) среди других заявили, что считают Рэнд решающим фактором своего успеха.
Рэнд и ее работы включаются в различных СМИ: в телевизионных шоу, включая мультсериалы, комедии с живыми боевиками, драмы и игровые шоу, а также в фильмах и видеоиграх. Она или персонаж, основанный на ней, занимает видное место (в положительном и отрицательном свете) в литературных и научно-фантастических романах известных авторов. Одно из таких изображений можно найти в образе Анны Гранит с ее философией определенности в романе Мэри Гейтскилл 1991 года «Две девушки, толстая и худенькая». Ник Гиллеспи, главный редактор Причина, заметил, что «Рэнд - это замученное бессмертие, в котором она, скорее всего, будет изюминкой, как и главный герой...» и это « насмехается над Рэндом как с холодным и бесчеловечным, пронизывающим массовую культуру ». О жизни Рэнда снято два фильма. Документальный фильм 1997 года Айн Рэнд: чувство жизни был номинирован на премию Оскар за лучший документальный фильм. Страсть Айн Рэнд, 1999 год. телеадаптация одноименной книги получила несколько наград. Изображение Рэнда также появляется на 1999 США. почтовая марка с иллюстрацией художника Ника Гаэтано. Сатирический фильм художника и ученого Зака Бласа под названием «Юбилей 2033», демонстрируемый в основном в художественных галереях и музеях, рассказывает о молодых Айн Рэнд и Алане Гринспенах, путешествующих во времени, чтобы посетить антиутопию Кремниевую долину, чей успех и разорение приписывают технологическим последователям Рэнд, таким как Питер Тиль.
Хотя она отвергла ярлыки «консерватор » и «либертарианец ", Рэнд продолжал оказывать влияние на правую политику и либертарианство. Джим Пауэлл, старший научный сотрудник Институтта Катона, считает Рэнд одним из самых трех самых научных сотрудников важных женщин (наряду с Роуз Уайлдер Лейн и Изабель Патерсон ) современного американского либертарианства, и Дэвидом Ноланом, одним из основателей Либертарианской партии заявили, что «без Айн Рэнд либертарианское движение не существовало бы». ории либертарианского движения журналист Брайан Доэрти ал ее как «самого влиятельного либертарианца двадцатого века для широкой публики», биограф Дженнифер Бернс назвала ее «окончательным наркотиком, ведущим в жизни. Экономист и студент Айн Рэнд Джордж Рейсман писал: «Айн Рэнд... в частности, должна быть названа как обеспечивающая философское обоснование капитализма и, вероятно, больше, чем кто-либо другой, ответственна за нынешнюю распространение прокапиталистических идей ».
Она столкнулась с сильным сопротивлением со стороны Уильяма Ф. Бакли Младший и другие авторы журнала National Review. Они опубликовали множество критических замечаний в 1950-х и 1960-хилл от Уиттакера Чемберса, Гарри Уса и М. Стэнтон Эванс. Тем не менее, ее влияние среди консерваторов вынудило Бакли и других авторов National Review пересмотреть, как традиционные представления о добродетели и христианстве могут быть интегрированы с поддержкой капитализма.
Политические фигуры, которые ссылаются на Рэ нд как на влияние, обычно являются консерваторами (часто члены Республиканской партии), несмотря на то, что Рэнд занимал некоторые позиции, нетипичные для консерваторов, например, был сторонником выбора и атеистом. В статье 1987 года в газете The New York Times она упоминается как «лауреат романа администрации администрации Рейгана. Республиканские конгрессмены и консервативные эксперты признали ее влияние на их жизнь и рекомендовали ее романы.
Финансовый кризис 2007–2008 гг. подстегнул возобновился интерес к ее работам, особенно «Атлас расправил плечи», что некоторые считали предвестником кризиса. В авторских статьях события реального мира сравнивались с сюжетом романа. В это время на протестах чаепития появились таблички с упоминанием Рэнд и ее вымышленного героя Джона Голта. Также усилилась критика ее идей, особенно со стороны политических левых, причем критики обвиняли экономический кризис в ее поддержке эгоизма и свободных рынков, в частности, через ее влияние на Алана Гринспена. Например, Мать Джонс отметила, что «особый гений Рэнд всегда заключался в ее способности переворачивать традиционные иерархии и превращать богатых, талантливых и сильных в угнетенных», приравнивая при этом индивидуальное благополучие Рэнди. с народом по Геббельсу. Кори Робин из The Nation заявил о сходстве между «моральным синтаксисом рандианизма» и фашизмом.
В течение При жизни Рэнд ее работы не привлекали большого внимания ученых. Когда в 1971 году появилась первая академическая книга о философии Рэнд, ее автор заявил, что писать о Рэнд «предательское предприятие», которое может привести к «вине по ассоциации» за то, что он серьезно к ней относится. Несколько статей об идеях Рэнд появилось в академических журналах перед ее смертью в 1982 году, многие из них в The Personalist. Одним из них был «О рандианском аргументе» философа-либертарианца Роберта Нозика, который утверждал, что ее метаэтический аргумент необоснован и не решает проблему должно быть. поставил Дэвид Хьюм. Другие философы, писавшие в той же публикации, утверждали, что Нозик неверно изложил случай Рэнда. Академическое рассмотрение Рэнд как литературной фигуры при ее жизни было еще более ограниченным. Академик Мими Гладштейн не смогла найти никаких научных статей о романах Рэнд, когда она начала исследовать ее в 1973 году, и только три такие статьи появились в течение оставшейся части 1970-х.
С тех пор После смерти Рэнд интерес к ее творчеству постепенно возрастал. В 2009 году историк Дженнифер Бернс определила «три перекрывающиеся волны» научного интереса к Рэнду, включая «взрыв стипендий» с 2000 года. Однако по состоянию на тот же год немногие университеты включали Рэнд или объективизм как философская специальность или область исследования, и многие кафедры литературы и философии отвергают ее как феномен поп-культуры, а не как предмет для серьезного изучения.
Написание в 1998 году издания Энциклопедии философии Рутледжа, политический теоретик Чандран Кукатас резюмирует общепринятый философский подход к своей работе в двух частях. По его словам, ее этический аргумент рассматривается большинством комментаторов как неубедительный вариант этики Аристотеля. По его словам, ее политическая теория «не представляет особого интереса», поскольку она омрачена «непродуманной и бессистемной» попыткой примирить ее враждебность к государству с ее отрицанием анархизма. Философ-либертариан Майкл Хьюмер утверждает, что очень немногие люди находят идеи Рэнд убедительными, особенно ее этику, которую, по его мнению, трудно интерпретировать и которой может не хватать логической последовательности. Он приписывает внимание, которое она получает, тому, что она «увлекательный писатель», особенно как писательница, отмечая, что «Атлас расправил плечи» превосходит по продажам научно-популярные произведения Рэнд, а также работы других философов классического либерализма, таких как Людвиг фон Мизес, Фридрих Хайек или Фредерик Бастиа.
Некоторые критики утверждают, что роман 1863 года «Что делать? » русского автор Николай Чернышевский - воплощение рационального эгоизма и один из источников вдохновения мысли Рэнда. Например, главный герой книги Лопухов говорит: «Я не человек, чтобы приносить жертвы. Да и вообще нет таких вещей. Действуют так, как кажутся наиболее приятными».
Относительно особого пренебрежения Рэнд к философия Иммануила Канта, философы Джордж Уолш и Фред Седдон утверждали, что она неверно истолковала Канта и преувеличила их различия.
Политолог Чарльз Мюррей, восхваляя литературные достижения Рэнд, критикует ее утверждение о том, что ее единственный «философский долг» - это Аристотель, вместо этого утверждая, что ее идеи были производными от предыдущих мыслителей, таких как Джон Локк и Фридрих Ницше. Хотя Рэнд утверждал, что объективизм был интегрированной философской системой, философ Роберт Х. Басс утверждает, что ее центральные этические идеи непоследовательны и противоречат ее центральным политическим идеям.
В Литературной энциклопедии статья для Рэнд написал в 2001 году: Джон Дэвид Льюис заявил, что «Рэнд написала самую интеллектуально сложную художественную литературу своего поколения».
Некоторые ученые сосредотачиваются именно на Работа Ранда. В 1987 году Аллан Готтхельф, Джордж Уолш и Дэвид Келли стали соучредителями Общества Айн Рэнд, группы, связанной с Американской философской ассоциацией. Гладштейн, Гарри Бинсвангер, Аллан Готтхельф, Джон Хосперс, Эдвин А. Локк, Уоллес Мэтсон, Леонард Пейкофф, Крис Мэтью Скиабарра и Тара Смит преподавали свою работу в академических учреждениях. Скиабарра является соредактором Journal of Ayn Rand Studies, беспристрастного рецензируемого журнала, посвященного изучению философских и литературных работ Рэнда. В интервью 1999 года для Chronicle of Higher Education Скиабарра прокомментировала: «Я знаю, что они смеются над Рэнд», прогнозируя рост интереса к ее работе в академическом сообществе.
В В 2012 году University of Pittsburgh Press запустил серию «Философских исследований Общества Айн Рэнд», основанную на трудах Общества. Смит написал несколько академических книг и статей по идеям Рэнд, в том числе «Нормативная этика» Айн Рэнд: добродетельный эгоист, том по этической теории Рэнда, опубликованный Cambridge University Press. Идеи Рэнда также стали предметом изучения в университетах Клемсона и Дьюка. Исследователи английской и американской литературы в основном игнорировали ее работы, хотя внимание к ее литературным работам возросло с 1990-х.
Ученые Rand Дуглас Ден Уил и Дуглас Б. Расмуссен, подчеркивая при этом важность и оригинальность ее мысли, характеризуют ее стиль как «литературный, гиперболический и эмоциональный». Политический писатель и исследователь Рэнда Джек Уиллер пишет, что, несмотря на «непрекращающуюся напыщенность и непрерывное излияние рэндианской ярости», этика Рэнда - «величайшее достижение, изучение которого гораздо более плодотворно, чем любое другое в современной мысли».
В 1985 году интеллектуальный наследник Рэнда, Леонард Пейкофф, основал Институт Айн Рэнд, некоммерческую организацию, занимающуюся продвижением идей и работ Рэнда. В 1990 году, после идеологического разногласия с Пейкоффом, философ Дэвид Келли основал Институт объективистских исследований, ныне известный как Общество Атласа. В 2001 году историк Джон Маккаски организовал фонд Anthem для стипендий объективистов, который предоставляет гранты на научные работы по объективизму в академических кругах. Благотворительный фонд BBT Corporation также выделил гранты на обучение идеям и работам Рэнда. Техасский университет в Остине, Университет Питтсбурга и Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл входят в число школ, получивших гранты. В некоторых случаях эти гранты вызывали споры из-за того, что они требовали исследований или преподавания, связанных с Рэнд.
Романы:
Другая художественная литература:
Нехудожественная литература :