История евреев в Швеции

редактировать
Шведские евреи. Свенска Иудар. יהודים שוודים
Marstrand Fredriksborg 2013 (2).jpg Дверь в верх лестницы форта Фредриксборг в Марстранде ведет к тому месту, где была основана первая в Швеции синагога.
Общее население
20,000
Регионы со значительным населением
Стокгольм, Гётеборг, Мальмё, Хельсингборг, Норрчёпинг
Языки
шведский, идиш, Иврит
Религия
Иудаизм
Родственные этнические группы
другие евреи-ашкенази

История евреев в Швеции можно проследить с 17 века, когда их присутствие появляется типми о крещении Стокгольмского собора. Несколько еврейских семей крестились в лютеранской церкви, что является требованием для разрешения поселиться в Швеции. В 1681 году, например, 28 членов семей Исраэля Манделя и Моисея Иакова крестились в Стокгольме Немецкой церкви в короле Швеции Карла XI, вдовствующей королевы Хедвиг Элеонора Гольштейн-Готторпская и несколько других высокопоставленных государственных чиновников.

Король Карл XII (1697–1718) провел пять лет в лагере в турецком городе Бендеры и накопил большое количество есть долги за его окружение. Еврейские и мусульманские кредиторы проводили религиозные службы и обрезать своих детей мужского пола.

Содержание

  • 1 Ранняя история
  • 2 Разрешение на поселение
  • 3 Только три города
  • 4 Реакция на указ 1838 года
  • 5 ХХ век
    • 5.1 Холокост
    • 5.2 Современные евреи население Швеции
    • 5.3. Обвинения в усилении антисемитизма
      • 5.3.1 Ситуация в Мальмё
        • 5.3.1.1 Споры вокруг Ильмара Рипалу
          • 5.3.1.1.1 «Охота на Рипалу» от Aftonbladet
  • 6 Статус идиш в Швеции
  • 7 Известные люди
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Ранняя история

В 1680 г. евреи Стокгольма обратились к королю с просьбой разрешить им жить там, не отказываясь от своей веры, но ходатайство было отклонено, поскольку местная консистория отказалась его одобрить. 3 декабря 1685 года Карл XI приказал генерал-губернаторуицы проследить за тем, чтобы евреям разрешили селиться в Стокгольме или в любую другую часть страны «из-за опасности возможного влияния властей. Еврейская религия основана на чистой евангельской вере ». В случае обнаружения евреев в какой-либо шведской общине, они должны быть уведомлены об отъезде в течение четырнадцати дней.

Разрешение на поселение

Через покровительство суда еврейские купцы иногда назначались королевскими поставщиками. Король Карл XII (по-шведски Карл XII) обычно имел с собой одного или нескольких богатых евреев в качестве казначея своей армии за границей. В 1718 году евреи получили разрешение поселиться в королевстве без необходимости отказываться от своей религии.

Карл XII провел пять лет в Бендерах, Бессарабии, в то время являвшейся частью Османской империи, со своей армией и понес основным долги еврейским и мусульманским купцам, снабжавшим армию снаряжением и провизией. В шведском законодательстве были внесены изменения, позволяющие им проводить религиозные и обрезать своих сыновей.

После смерти Карла XII в 1718 году шведское правительство испытывало финансовые затруднения, королевский дом часто избавлялся от материальных трудностей еврейскими купцами Стокгольма, которые в обмен настаивали на предоставлении дополнительных гражданских прав. себе и своим единоверцам. Как следствие, концессия 1718 года была возобновлена ​​и дополнена королевскими указами 1727, 1746 и 1748, но разрешение было ограничено поселениями в небольших городах и городских общинах. Одним из самых выдающихся евреев Швеции в то время был обращенный Ловиса Августи, который стал одним из самых популярных певцов на сцене Стокгольма.

В 1782 году было издано постановление (judereglementet) - в частности, благодаря усилиям известного либерала Андерса Чидениуса - по которым евреям было проживать в одном из трех городов: Стокгольме, Гётеборг, Норрчёпинг. К ним был добавлен город Карлскруна, так как еврей основал здесь фабрику по производству парусов и военно-морской форме. Им не разрешалось торговать на других рынках или владеть собственностью. Евреи не имели права занимать занимаемую должность и избираться в партии. Им было запрещено обращать лютеран в иудейскую религию.

Еврейское кладбище в Карлскруне

Ограничено тремя городами

Еврейское кладбище 1782 года

Правительство стремилось привлечь в страну богатых евреев, но в равной степени старалось не допускать странствующих дверей прямых продавцов безделушек, некоторые из которых в предыдущие годы приехали в Швецию из Германии. Соответственно, от любого еврея-иностранца, который приземлился в Швеции, требуется заявление в течение восьми дней после прибытия к местным властям и предъявить свой паспорт и свидетельство о личности, а также заявление о цели приезда в страну. Эти справки были выданы старейшинами конгрегации, к которой иммигрант принадлежит в его родной стране, и должны быть проверены муниципальными властями места, где иммигрант проживал последний раз. Если сертификаты были неудовлетворительными, власти могли выслать владельца; но в случае, если его допустили, его направили в Стокгольм, Гётеборг или Норрчёпинг. Евреи, которые были гражданами страны обнародования этого постановления, были заявлены предъявить свои свидетельства о личном государстве вместе с заявлением, в котором они хотели бы поселиться и зарабатывать на жизнь. В постановлении перечислялись различные профессии, которыми евреям разрешалось, а также предусматривалось, что они должны отдавать своих сыновей в ученики шведским торговцам в одном из трех городов, упомянутых выше. Чтобы предотвратить распространение торговой сферы, предписано, что ни одному еврею иностранного происхождения не разрешается начинать свой бизнес, если он не владеет по крайней мере 2 000 шведских риксдалеров наличными или оборотными ценными бумагами; местному еврею нужно иметь только 1000 риксдалеров. Раввины были освобождены от уплаты налогов, и согласно предыдущим постановлениям бедные евреи должны быть депортированы из страны.

продавать продукты питания, спиртные напитки и наркотики, и им разрешено продавать продукты питания, вино, кошерное мясо, мацот и т.п. только между собой. Кроме того, розничному розничному рынку разрешено предлагать свои товары для продажи на рынках за пределами города, в котором он находился (разрешение было дано только для проживания в Стокгольме, Гетеборге, Карлскруне и Норрчёпинге), и он был вынужден вести свой бизнес в открытых магазинах, запрещалось передвигаться из дома в дом или на улицу.

Якоб Маркус из Норрчёпинга.

Евреям было разрешено основывать синагоги в трех вышеупомянутых городах и содержать раввинов и других служащих духовенства. Смешанные браки между евреями и христианами были запрещены. За каждый еврейский брак, заключенный в приют королевской гвардии, должен был выплачиваться в размере шести риксдалеров, причем это условие предназначалось в качестве компенсации службы за освобождение евреев от военной службы. В целях защиты интересов евреев-иммигрантов государство распорядилось, чтобы в случае смерти евреев старейшины общины провели инвентаризацию его состояния и представили отчет либо в сиротский суд, либо в муниципальные органы власти. Евреи, однако, имели право назначать опекунов над несовершеннолетними; и раввинский суд имеет юрисдикцию в делах о наследовании. В судебных процессах между евреями и христианами, где евреи не могли быть иначе, как под присягой, могли быть казано принести обычную иудейскую присягу в синагоге в современных судьи. Еврей, уличенный в лжесвидетельстве, подлежал высылке из страны.

Постановление 1782 г. содержит отдельную статью, относящуюся к «особенно богатым евреям или евреям, обладающим навыками в какой-либо торговле, почти или совершенно неизвестной в стране». Такие люди могли через министерство торговли ходатайствовать перед королем о привилегиях и уступках, помимо тех, которые предоставлены общим постановлением. Якоб Маркус в Норрчёпинге получил такие привилегии и построил первую в этом городе синагогу, которая открылась в 1796 году.

Реакция на указатель 1838 года

Литография 1860 года синагоги Гетеборга

После 1782 г. Евреи постепенно избавлялись от правительственных сокращений ограничений, но многие евреи, особенно живущие в Стокгольме, желали еще больших возможностей и не хотели быть ущемленными из-за своей религии. Среди возникло чувство негодования против амбициозных евреев Стокгольма, многие из которых были преуспевающими финансистами; население было свидетелем того, как другая, небольшая и находящаяся в благоприятном положении община евреев в большей степени, чем население в целом. Гнев рос из-за разрыва в богатстве между евреями и другими; такое возмущение достигло апогея в 1838 году. После того, как был обнародован новый указ, отменивший почти все ограничения на гражданские права евреев (в этом постановлении евреи были впервые назначены Моисейтерами, то есть приверженцами Моисеевы веры ) в столице произошло серьезное восстание; в правительстве были поданы многочисленные жалобы, осуждающие якобы «чрезмерное предпочтение» евреев. 21 сентября того же года правительство было вынуждено отменить новое постановление.

В последующие годы книжный рынок наводнили брошюры в пользу и против Мосайтера. Этот спор между сторонниками и противниками евреев продолжался до 1840 года, когда некоторые члены крестьянских и бюргерских сословий внутри риксдага обратились к правительству с просьбой восстановить постановление 1782 года в его первоначальной форме. Друзья евреев пытались показать, что петиционеры руководствовались религиозной нетерпимостью, но их противники открыто заявили, что речь идет не о религии, а о расе. «Антисемиты в риксдаге делали пользоваться услугами привилегированных клиентов». Используя дополнительные привилегии, вызвать антиеврейские настроения в риксдаге оказались безуспешными, и на более позднем уровне этого органа (1853 г.). В 1852 году Амалия Ассур (1803–1889) стала первой женщиной-дантистом в Швеции.

Во второй половине 19 века несколько оставшихся инвалидностей евреев были устранены. По закону от 26 октября 1860 г. им было предоставлено право приобретать недвижимость в сельской местности, тогда как ранее им было разрешено владеть недвижимостью в городах. 20 января 1863 года другим постановлением был отменен запрет на смешанные браки между евреями и христианами, которые были объявлены при условии их использования в соответствующих церемониях. Более позднее постановление (31 октября 1873 г.) означает, что вопрос о браках между шведской церковью и новой церковью вере. Если договор между их будущими детьми был заключен в письменной форме родителями до их брака и передан священнослужителю или другому органу, проводившему церемонию бракосочетания, такое соглашение остается в силе.

Существовали, конечно, привилегии, предоставляемые евреям, как и любые другие нелютеране, не могли получить до тех пор, пока действующая конституция Шведского королевства оставалась в силе. Таким образом они не могли стать членами кабинета министров; они также не могли участвовать в заседаниях по религиозным вопросам. В остальном они пользовались теми же правами и несли те же обязанности, что и шведские граждане лютеранской веры.

Во время правления Густава III (1771–1792) евреи Стокгольма пригласили Леви Хирша из Мекленбурга в своем раввина. Первая шведская синагога была размещена на Köpmantorget (Торговая площадь) в Стокгольме, в доме Сьеберг. Через несколько лет это оказалось слишком маленьким, и евреи в столице выбрали старую аукционную палату в (Немецком колодце), где они поклонялись до 1870 года, когда они были торжественно открыта большая Стокгольмская синагога. Варендорфсгатан (улица Варендорф). В 1905 г. Еврейская энциклопедия сообщала, что синагоги есть во всех шведских городах, которых евреи поселились в значительном количестве.

По статистике 1890 г. во всем Шведском королевстве проживало 3 402 еврея. С тех пор, однако, их число значительно увеличилось, и в 1905 году Еврейская энциклопедия поместила еврейское население, по «консервативным оценкам», в 4000 человек.

ХХ век

Стокгольмская синагога.

Закон о равенстве евреев перед законом, принятым в шведском риксдаге в 1910 году.

Между 1850 и 1920 годами была большая волна иммиграции ашкеназов в Швеции из России и Польши, и к 1920 году еврейское население Швеции выросло до 6500 человек. После Первой мировой войны иммиграция евреев была урегулирована, хотя небольшие группам немецкого, чешского и австрийского было разрешено приехать в Швецию.

Холокост

В предвоенные годы правления Гитрирование (с 1933 по 1939 год) около 3000 евреев эмигали в Швецию, спасаясь от нацистов преследование. В 1942 году 900 норвежских евреев получили убежище от нацистских преследований у себя дома. страна, и, что самое главное, почти вся датская еврейская община, около 8000 человек, была перевезена в Швецию в октябре 1943 г. (см. Спасение датских евреев ). Шведский дипломат Рауль Валленберг также тысячи венгерских евреев в Будапеште, предоставив им «защитные паспорта». Он также арендовал тридцать два здания, финансируемых Соединенными Штатами, и объявил их шведскими дипломатическими объектами, тем самым поставив их под защиту дипломатического иммунитета.

С другой стороны, немецким компаниям разрешили увольнять еврейских служащих в Швеции. Кроме того, шведская иммиграционная политика в 1930-х годах была ограничивающей в отношении приема еврейских грузов, пытающихся спастись от нацистского террора и массовых убийств, в Швецию до того, как в 1942 году началась депортация норвежских евреев. Еврейские беженцы могли подвергнуться дискриминации со стороны иммиграционных властей по сравнению с другими беженцами. В конце войны и во время дебатов после Холокоста шведские политики и официальные лица защищали свою ограниченную политику в еврейской иммиграции, официальную еврейскую политику в стране, утверждая, что Стокгольмская еврейская община или «еврейские круги» даже были более строгие, чем в. шведском государстве.

Фильм 2011 года (выпущенный в США в 2012 году) «Саймон и дубы» по роману показал некоторые элементы еврейской семейной жизни в Швеции в 1939–1952 годах..

В течение последних нескольких недель войны и после освобождения Шведский Красный Крест предпринял программу, известную как Белые автобусы, направленную на спасение заключенных в скандинавских концлагерях.. После отказа под управлением графа Фольке Бернадотта около 15 000 заключенных были эвакуированы в последние месяцы войны. Половина из них скандинавы, в том числе 423 датских еврея. В дополнение к «Белым автобусам» 2 мая в Падборг, Дания, прибыл поезд с примерно 2000 заключенными-женщинами, 960 из которых были евреями, а его переправили в Копенгаген и Мальмё, Швеция.

В годы после Второй мировой войны многие еврейские беженцы из стран Балтии, Румынии и Польши перебрались в Швецию. После войны еврейское только население Стокгольма составляло 7000 человек, включая детей. Например, карикатурист Арт Шпигельман родился в Стокгольме, куда переехал его отец Владек Шпигельман после выживания в концентрационном лагере. В последующие десятилетия в 1956 и 1968 годах из Венгрии больше еврейских беженцев, бежавших от коммунистического правительства. В период с 1968 по 1970 годы из Польши прибыло больше грузов. Между 1945 и 1970 годами еврейское население Швеции увеличилось вдвое.

Современное еврейское население Швеции

В Швеции нет этнической регистрации, поэтому численность еврейского населения может только оценена. По оценке Официального совета шведских еврейских общин, около 20 000 человек соответствуют галахическим критериям. Из них около 7000 - члены собрания. В Швеции пять еврейских общин: Стокгольм (около 4500 членов), Гётеборг (около 1000 членов), Мальмё (около 500 членов), Хельсингборг (около 100 членов) и Норрчёпинг (формально независимый, но управляемый как часть Стокгольмской общины из-за своего небольшого размера). Менее организованные еврейские общины также находятся в Уппсале, Лунд, Борос и Вестерос. Синагоги можно найти в Стокгольме (в котором есть 2 православных и 1 консервативная синагоги), Гетеборге (православная и консервативная синагоги), Мальмё (православная и эгалитарная синагога), Хельсингборге. и в Норрчёпинге (консервативная синагога, хотя община Норрчёпинга слишком мала, чтобы проводить регулярные службы). Стокгольмская община также может похвастаться начальной школой, детским садом, библиотекой, выходящим два раза в месяц изданием (Judisk Krönika ) и еженедельной еврейской радиопрограммой.

Обвинения в росте антисемитизма

В 2014 году глобальное исследование ADL антисемитизма помещает Швецию в число наименее антисемитских стран в мире, на долю которой приходится всего 4% антисемитские настроения населения. В том же исследовании за 2019 год Швеция признана наименее антисемитской страной в мире.

В октябре 2010 года The Forward сообщал о нынешнем положении евреев и уровне антисемитизма в Швеция. Хенрик Бахнер, писатель и профессор истории в Лундском университете, заявил, что члены шведского риксдага присутствовали на антиизраильских митингах, на которых был сожжен израильский флаг, а флаги Хамаса и Хезболлы размахивали. и риторика часто была антисемитской, а не только антиизраильской. Чарльз Смолл, бывший директор Инициативы Йельского университета по изучению антисемитизма, заявил, что «Швеция - это микрокосм современного антисемитизма. Это форма согласия с радикальным исламом, который диаметрально противоположен всему, за что выступает Швеция ». Пер Гудмундсон, главный редактор Svenska Dagbladet и известный своей произраильской позицией на протяжении десятилетий, резко критиковал политиков, которые, по его словам, предлагают «слабые оправдания» мусульманам, обвиняемым в антисемитских преступлениях. «Политики говорят, что эти дети бедны и угнетены, и мы заставили их ненавидеть. По сути, они говорят, что поведение этих детей в некотором роде наша вина ». Большая часть антисемитизма в стране объясняется ростом мусульманских иммигрантов.

По данным Шведского национального совета по предупреждению преступности, в 2012 году в Мальмё было зарегистрировано 66 преступлений на почве ненависти к евреям по сравнению с 31 в Стокгольме. На сегодняшний день в Мальмё было зарегистрировано 35 таких преступлений на почве ненависти. Эти цифры показывают рост числа антисемитских инцидентов за последние годы: всего за 2010 и 2011 годы вместе взятые составили 44 сообщения.

В январе 2015 года полиция Сконе, самого южного округа Швеции, опубликовала отчет, касающийся антисемитизма. Согласно ему, в 2013–2014 годах было совершено 137 преступлений на почве антисемитской ненависти, причем половина преступлений на почве ненависти в крупнейшем городе Сконе, Мальмё, была направлена ​​против отдельных евреев. В феврале после перестрелок, в результате которых в Копенгагене погибли режиссер и еврейский охранник, шведская общественная телекомпания Sveriges Radio спросила израильского посла,

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте