Символизм был конец 19-го века искусство движение по - французски, русского и бельгийского происхождения в поэзии и других видов искусства, стремящихся представить абсолютные истины символически через язык и метафорические образы, главным образом, как реакция против натурализма и реализма.
В литературе этот стиль берет свое начало с публикации в 1857 году « Les Fleurs du mal» Шарля Бодлера. Работы Эдгара Аллана По, который Бодлер восхищались и переведены на французский язык, были значительное влияние и источником многих фондовых тропов и образов. Эстетика была разработана Стефаном Малларме и Полем Верленом в 1860-х и 1870-х годах. В 1880-х годах эстетика была сформулирована серией манифестов и привлекла поколение писателей. Термин «символист» был впервые применен критиком Жаном Мореасом, который изобрел термин, чтобы отличить символистов от связанных декадентов литературы и искусства.
В отличие от литературного стиля, но связанный с ним, символизм в искусстве связан с готическим компонентом романтизма и импрессионизма.
Термин символизм происходит от слова «символ», который происходит от латинского Symbolum, символ веры и symbolus, знак признания, в свою очередь, от классического греческого σύμβολον Symbolon, объект разрезать пополам, составляющих знак распознаванию авианосцы смогли собрать две половины. В Древней Греции символом был черепок глиняной посуды, на который наносили надписи, а затем разбивали на две части, которые были переданы послам двух союзных городов-государств в качестве свидетельства союза.
Символизм был в значительной степени реакцией на натурализм и реализм, антиидеалистические стили, которые были попытками представить реальность в ее суровой особенности и возвысить скромное и обычное над идеальным. Символизм был реакцией в пользу духовности, воображения и мечтаний. Некоторые писатели, такие как Йорис-Карл Гюисманс, начинали как натуралисты, прежде чем стать символистами; для Гюисманса это изменение представляло его растущий интерес к религии и духовности. Некоторые характерные для декадентов предметы представляют натуралистический интерес к сексуальности и табуированным темам, но в их случае это было смешано с байроническим романтизмом и усталостью от мира, характерной для периода fin de siècle.
Поэты-символисты имеют более сложные отношения с парнасианством, французским литературным стилем, который ему непосредственно предшествовал. Находясь под влиянием герметизма, позволяя более свободное стихосложение и отвергая парнасскую ясность и объективность, он сохранил любовь парнаса к игре слов и заботу о музыкальных качествах стихов. Символисты продолжали восхищаться девизом Теофиля Готье « искусство ради искусства » и сохранили - и изменили - парнасское настроение иронической отстраненности. Многие поэты-символисты, в том числе Стефан Малларме и Поль Верлен, опубликовали ранние работы в Le Parnasse contemporain, поэтических антологиях, давших название парнасианству. Но Артур Рембо публично высмеивал известных парнасцев и публиковал копрологические пародии на некоторых из их главных авторов, включая Франсуа Коппе, которого ошибочно приписывают самому Коппе, в L'Album zutique.
Одним из самых ярких покровителей символизма в Париже был искусствовед и литературный критик (и оккультист ) Жозефин Пеладан, основавший Salon de la Rose + Croix. Салон провел серию из шести презентаций авангардного искусства, письма и музыки в течение 1890-х годов, чтобы предоставить пространство для презентаций художникам, использующим в своей работе спиритизм, мистицизм и идеализм. С Салоном был связан ряд символистов.
Жан Мореас опубликовал Манифест символизма («Символизм») в «Фигаро» 18 сентября 1886 года (см. Стихи 1886 года ). В символист Манифест имена Чарльз Бодлер, Стефан Малларм, и Поль Верлен, как три ведущих поэты движения. Мореас объявил, что символизм враждебен «простым значениям, декламациям, ложной сентиментальности и прозаическим описаниям», и что его целью вместо этого было «облечь идеал в ощутимую форму», «цель которого была не сама по себе, а чья единственной целью было выразить Идеал ».
Короче говоря, как Малларме пишет в письме своему другу Анри Казалису, «изобразить не вещь, а эффект, который она производит».
Поэты-символисты хотели освободить техники стихосложения, чтобы дать больше места для «текучести», и поэтому сочувствовали тенденции к свободному стиху, что очевидно в стихах Гюстава Кана и Эзры Паунда. Стихи символистов были попытками вызвать, а не описать; символические образы использовались для обозначения состояния души поэта. Т. С. Элиот находился под влиянием поэтов Жюля Лафорга, Пола Валери и Артура Рембо, которые использовали методы школы символистов, хотя также было сказано, что « имажинизм » был стилем, к которому подписались и Паунд, и Элиот (см. Des Imagistes Паунда). Синестезия была ценным опытом; поэты стремились идентифицировать и смешивать отдельные чувства запаха, звука и цвета. В стихотворении Бодлера « Соответствия» (которое упоминает forêts de symbols («леса символов») и считается пробным камнем французского символизма):
и стихотворение Рембо Voyelles :
- оба поэта стремятся отождествить одно чувственное переживание с другим. Ранний романтизм поэзии использовал символы, но эти символы были уникальными и привилегированными объектами. Символисты были более радикальными, придавая всем вещам, даже гласным и ароматам, потенциальную символическую ценность. «Таким образом, физическая вселенная - это своего рода язык, который приглашает привилегированного зрителя расшифровать его, хотя это не дает ни единого сообщения, а лишь превосходной сети ассоциаций». Символические символы - это не аллегории, предназначенные для изображения; вместо этого они предназначены для вызова определенных состояний ума. Номинальный сюжет "Le cygne" (" Лебедь ") Малларме - лебедь, пойманный в ловушку в замерзшем озере. Примечательно, что на французском языке cygne является омофоном signe, знака. Общий эффект впечатляющей белизны; а изложение повествовательных элементов описания довольно косвенное:
Из нескольких попыток определить сущность символизма, возможно, ни одна из них не была более влиятельной, чем публикация Полом Верленом в 1884 году серии эссе о Тристане Корбьере, Артуре Рембо, Стефане Малларме, Марселин Десборд-Вальмор, Жераре де Нервале и «Повре». Лелиан »(« Бедный Лелиан », анаграмма собственного имени Поля Верлена), каждого из которых Верлен причислял к poètes maudits,« проклятым поэтам ».
Верлен утверждал, что каждый из этих до сих пор забытых поэтов по-своему и по-своему считал гений проклятием; он изолировал их от современников, и в результате эти поэты совершенно не заботились об избежании герметизма и идиосинкразических стилей письма. Их также изображали враждующими с обществом, с трагической жизнью и часто склонными к саморазрушению. Эти черты были не помехой, а следствием их литературных способностей. Верленовская концепция poète maudit, в свою очередь, заимствована у Бодлера, который открыл свой сборник Les fleurs du mal стихотворением « Бенедиктион», в котором описывается поэт, чье внутреннее спокойствие не нарушается презрением окружающих его людей.
В этой концепции гения и роли поэта, Верлена косвенно ссылается на эстетику от Артура Шопенгауэра, философа пессимизма, который утверждал, что цель искусства заключается в предоставлении временного убежища от мира распри воли.
Эстетика Шопенгауэра представляла общие интересы символистской программы; они оба были склонны рассматривать искусство как созерцательное убежище от мира раздоров и воли. В результате этого стремления к художественному убежищу символисты использовали характерные темы мистицизма и потустороннего, острого ощущения смертности и зловещей силы сексуальности, которую Альберт Самейн назвал «плодом смерти на дереве». жизнь." Поэма Малларме Les fenêtres ясно выражает все эти темы. Умирающий на больничной койке, пытаясь спастись от боли и уныния своего физического окружения, поворачивается к своему окну, но затем с отвращением отворачивается от него.
напротив, он «отворачивается от жизни» ( tourne l'épaule à la vie) и восклицает:
Символистский стиль часто путают с декадентским движением, названием, полученным от французских литературных критиков в 1880-х годах, предполагая, что писатели были самолюбивы и были одержимы запретными темами. Некоторые авторы приняли этот термин, в то время как большинство избегали его. Мореас Манифест был в значительной степени ответом на эту полемику. К концу 1880-х годов термины «символизм» и «декаданс» стали восприниматься как почти синонимы. Хотя эстетику стилей можно считать в некотором роде схожей, эти два стиля остаются разными. Символистами были те художники, которые подчеркивали мечты и идеалы; декаденты культивировали пресьё, орнаментированные или герметические стили и болезненные предметы. Тема упадка Римской империи была частым источником литературных образов и появляется в произведениях многих поэтов того периода, независимо от того, какое имя они выбрали для своего стиля, например, в « Langueur » Верлена:
Ряд важных литературных публикаций был основан символистами или стал ассоциироваться с этим стилем. Первой из них была La Vogue, созданная в апреле 1886 года. В октябре того же года Жан Мореас, Гюстав Кан и Поль Адам открыли периодическое издание Le Symboliste. Одним из наиболее важных журналов-символистов был Mercure de France, редактируемый Альфредом Валлеттом, сменивший La Pléiade ; основанный в 1890 году, этот журнал просуществовал до 1965 г. Пирр Луиса инициировал La conque, периодическое издание которого символист влияние были намекал на которую Хорхе Луис Борхес в своем рассказе Пьера Менара. Среди других символических литературных журналов были La Revue Blanche, La Revue wagnérienne, La Plume и La Wallonie.
Реми де Гурмон и Феликс Фенеон были литературными критиками, связанными с символизмом. Символистский и декадентский литературные стили высмеивал сборник стихов Les Déliquescences d ' Adoré Floupette, опубликованный в 1885 году Анри Боклером и Габриэлем Викером.
Символизм в литературе отличается от символизма в искусстве, хотя во многих аспектах они были схожи. В живописи символизм можно рассматривать как возрождение некоторых мистических тенденций в романтической традиции, и он был близок к сознательно болезненному и частному декадентскому движению.
Были несколько довольно разнородные группы символистов художников и художников, среди которых были Поль Гоген, Гюстав Моро, Густав Климт, Чюрлёнис, Яцек Мальчевский, Одилон Редон, Пюви де Шаванн, Фантен-Латур, Гастон Bussiere, Эдварда Мунка, Фернан Кнопф, Фелисьен Ропс и Ян Тороп. Символизм в живописи был даже более распространен географически, чем символизм в поэзии, затрагивая Михаила Врубеля, Николая Рериха, Виктора Борисова-Мусатова, Мартироса Сарьяна, Михаила Нестерова, Леона Бакста, Елену Горохову в России, а также Фриду Кало в Мексике, Элиху Веддера, Ремедиос Варо, Моррис Грейвс и Дэвид Четлахе Паладин в США. Огюста Родена иногда считают скульптором-символистом.
Художники-символисты использовали мифологические образы и образы сновидений. Символы, используемые в символизме, не являются знакомыми символами основной иконографии, а являются очень личными, частными, неясными и двусмысленными отсылками. Скорее философия, чем актуальный стиль искусства, символизм в живописи повлиял на современный стиль ар-нуво и Les Nabis.
Символизм также оказал влияние на музыку. Многие писатели-символисты и критики были ранними энтузиастами музыки Рихарда Вагнера, страстного читателя Шопенгауэра.
Эстетика символизма повлияла на творчество Клода Дебюсси. Его выбор либретти, текстов и тем почти полностью основан на символистском каноне. Композиции, такие как его настройки Cinq стихотворений Шарля Бодлера, различные художественные песни на стихи Верлена, опера « Пеллеас и Мелизанда» с либретто Мориса Метерлинка и его незаконченные эскизы, иллюстрирующие два рассказа Поэ, Дьявол на колокольне и Падение. Дома Ашеров, все указывает на то, что Дебюсси находился под сильным влиянием символистских тем и вкусов. Его самая известная работа, Prélude à l'après-midi d'un faune, была вдохновлена стихотворением Малларме « L'après-midi d'un faune».
Эстетика символизма повлияла и на композиции Александра Скрябина. « Пьеро Лунайр» Арнольда Шенберга заимствует свой текст из немецких переводов символистских стихотворений Альберта Жиро, демонстрируя связь между немецким экспрессионизмом и символизмом. Опера Рихарда Штрауса 1905 года « Саломея», основанная на пьесе Оскара Уайльда, использует сюжет, часто изображаемый художниками-символистами.
Стиль статики и иератики символизма меньше приспособился к повествовательной литературе, чем к поэзии. В романе Джориса -Карла Гюисмана 1884 года « À rebours» (английское название: Against Nature или Against the Grain) исследуются многие темы, которые стали ассоциироваться с эстетикой символизма. Этот роман, в котором мало что происходит, каталогизирует психологию Дез Эссента, эксцентричного, затворнического антигероя. Оскар Уайльд находился под влиянием романа, когда он писал Саломею, а книга Хьюисмана появляется в «Портрете Дориана Грея» : главный герой искажается после прочтения книги.
Пол Адам был самым плодовитым и представительным автором романов-символистов. Les Demoiselles Goubert (1886), написанная в соавторстве с Жаном Мореасом, представляет собой важный переходный труд между натурализмом и символизмом. Немногие символисты использовали эту форму. Единственным исключением был Гюстав Кан, опубликовавший Le Roi fou в 1896 году. В 1892 году Жорж Роденбах написал короткий роман Bruges-la-morte, действие которого происходит во фламандском городе Брюгге, который Роденбах описал как умирающий средневековый город скорби и покоя. Созерцание: в типично символистском сопоставлении мертвый город контрастирует с дьявольским пробуждением сексуального желания. Циничный, человеконенавистнический, женоненавистнический вымысел Жюля Барби д'Оревийи также иногда считается символистским. Габриэле д'Аннунцио свои первые романы писал символистски.
Характерный акцент на внутренней жизни снов и фантазий затрудняет совместимость театра-символизма с более поздними тенденциями. Драма Огюста Вилье де л'Иль-Адама « Аксель» (редакция 1890 г.) является окончательной символистской пьесой. В нем два розенкрейцерских аристократа влюбляются друг в друга, пытаясь убить друг друга, но соглашаются совершить самоубийство вместе, потому что ничто в жизни не могло сравниться с их фантазиями. Из этой пьесы Эдмунд Уилсон получил название «Замок Акселя» за свое влиятельное исследование символистских литературных последствий.
Морис Метерлинк, также драматург-символист, написал «Слепых» (1890), «Злоумышленник» (1890), « Интерьер» (1891), « Пеллеас и Мелизанда» (1892) и «Синяя птица» (1908). Эудженио де Кастро считается одним из распространителей символизма на Пиренейском полуострове. Он написал Белкисс, «драматическую поэму в прозе», как он это назвал, об обреченной страсти Белкисс, царицы Савской, к Соломону, изобразив в авангардном и жестоком стиле психологическое напряжение и очень точно воссоздав X век до нашей эры. Израиль. Он также написал « Царь Галаор» и «Кольцо Поликрата», будучи одним из самых плодовитых теоретиков-символистов.
Люнье-По (1869–1940) был актером, режиссером и театральным продюсером конца XIX века. Лунье-По «стремился создать единый нереалистичный театр поэзии и снов посредством атмосферной постановки и стилизованной игры». Узнав о театре символистов, он никогда не хотел заниматься какой-либо другой формой. Начав как актер в Театре Либр и Театре д'Арт, Лунье-По ухватился за движение символистов и основал Театр де л'увр, где он был менеджером с 1892 по 1929 год. Среди его самых больших успехов - открытие собственного театра. театр-символист, поставивший первую постановку « Ubu Roi» Альфреда Жарри (1896) и знакомящий французских театралов с драматургами, такими как Ибсен и Стриндберг.
Более поздние произведения русского драматурга Антона Чехова были определены эссеистом Полом Шмидтом как находящиеся под сильным влиянием символистского пессимизма. И Константин Станиславский, и Всеволод Мейерхольд экспериментировали с символистскими постановками в своих театральных начинаниях.
Драма авторов-символистов составляла важную часть репертуара Театра де l'Œuvre и Théâtre d'Art.
Черная ночь. Белый снег. Ветер, ветер! Это не отпустит тебя. Ветер, ветер! Он дует через весь Божий мир . Ветер ткет Белый снег. Брат ледяной выглядывает снизу Спотыкаясь и кувыркаясь Народ поскользнулся и упал. Боже пощады всех!
Из «Двенадцати» (1918) Пер. Бабетта Дойч и Аврам Ярмолинский
Ночь, улица и уличный фонарь, аптека, Бесцельный, полутемный, тусклый свет. За все проживут четверть века - Ничего не изменится. Выхода нет. Ты умрешь - и начнешь все сначала, живи дважды. Все повторяется, как было: ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица и уличный фонарь.
«Ночь, улица и уличный фонарь, аптека...» (1912) Пер. от Alex Cigale
Среди англоязычных художников ближайшим аналогом символизма был эстетизм. Прерафаэлитов были современниками ранних символистов, и имеют много общего с ними. Символизм оказал значительное влияние на модернизм ( Гурмон рассмотрел имажинистов были его потомками), и его следы могут быть обнаружены в работе многих поэтов - модернистов, в том числе Т. С. Элиот, Уоллес Стивенс, Конрад Эйкен, Харт Крейн, и Йейтса в англоязычная традиция и Рубен Дарио в латиноамериканской литературе. Ранние стихи Гийома Аполлинера имеют сильное родство с символизмом. Ранний португальский модернизм находился под сильным влиянием поэтов-символистов, особенно Камило Пессанья ; Фернандо Пессоа имел много общих черт с символизмом, такими как мистицизм, музыкальное стихосложение, субъективизм и трансцендентализм.
Исследование Эдмунда Уилсона 1931 года «Замок Акселя» фокусируется на преемственности с символизмом и несколькими важными писателями начала двадцатого века, с особым акцентом на Йейтса, Элиота, Поля Валери, Марселя Пруста, Джеймса Джойса и Гертруды Стайн. Уилсон пришел к выводу, что символисты представляют собой мечтательное отступление в
вещи, которые умирают - возможно, вся беллетристическая традиция культуры Возрождения, вынужденная все больше и больше специализироваться, все больше и больше погружается в себя, поскольку индустриализм и демократическое образование все теснее и теснее прижимают ее.
После начала 20 века символизм оказал большое влияние на русскую поэзию, хотя во Франции она стала менее популярной. Русский символизм, пропитанный доктринами восточного православия и духовными идеями Владимира Соловьева, имел мало общего с одноименным французским стилем. С него началась карьера нескольких крупных поэтов, таких как Александр Блок, Андрей Белый и Марина Цветаева. Роман Белого « Петербург» (1912) считается величайшим образцом русской символистской прозы.
Основное влияние на стиль русского символизма оказали иррационалистическая и мистическая поэзия и философия Федора Тютчева и Соловьева, романы Федора Достоевского, оперы Рихарда Вагнера, философия Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше, французских поэтов-символистов и декадентов (например, как Стефан Малларме, Поль Верлен и Шарль Бодлер ), а также драмы Генрика Ибсена.
Основным открытием стиля стала статья Николая Минского « Древний спор» (1884) и книга Дмитрия Мережковского « О причинах упадка и новых тенденциях в современной русской литературе» (1892). Оба писателя пропагандировали крайний индивидуализм и акт творчества. Мережковский был известен своими стихами, а также серией романов о богочеловеках, среди которых он считал Христа, Жанну д'Арк, Данте, Леонардо да Винчи, Наполеон и (позже) Гитлер. Его жена Зинаида Гиппиус, также известная поэтесса раннего символизма, открыла салон в Санкт-Петербурге, который стал известен как «штаб-квартира русского декаданса». « Петербург» Андрея Белого - портрет социальных слоев российской столицы - часто упоминается как поздний образец символизма в русской литературе ХХ века.
В Румынии символисты, находящиеся под непосредственным влиянием французской поэзии, впервые приобрели влияние в 1880-х годах, когда Александру Македонский воссоединил группу молодых поэтов, связанных с его журналом Literatorul. Полемизируя с установившейся Junimea и омраченный влиянием Михая Эминеску, румынский символизм был восстановлен как источник вдохновения в течение и после 1910-х годов, когда его примером стали работы Тудора Аргези, Иона Минулеску, Джорджа Баковиа, Матею Караджале, Тристана Цара и Тудор Виану и похвалил модернистский журнал Sburătorul.
Художники-символисты оказали большое влияние на экспрессионизм и сюрреализм в живописи, два движения, которые происходят непосредственно от собственно символизма. В Harlequins, нищие, и клоуны Пабло Пикассо «s„ Голубой период “показывают влияние символизма, и особенно Пюви де Шаван. В Бельгии символизм стал настолько популярен, что стал известен как национальный стиль, особенно в пейзажной живописи: статичная странность художников, таких как Рене Магритт, может рассматриваться как прямое продолжение символизма. Работа некоторых художников-символистов, таких как Ян Тороп, напрямую повлияла на криволинейные формы модерна.
Во многих ранних фильмах также используются символические визуальные образы и темы в постановках, декорациях и образах. Фильмы немецкого экспрессионизма во многом обязаны символистской образности. Девственные «хорошие девочки», увиденные в кино Д. В. Гриффита, и немой фильм «Плохие девочки», изображаемый Тедой Бара, демонстрируют продолжающееся влияние символизма, как и вавилонские сцены из « Нетерпимости» Гриффита. Символистские образы жили дольше всего в фильмах ужасов : еще в 1932 году « Вампир» Карла Теодора Дрейера продемонстрировал очевидное влияние символистских образов; Части фильма напоминают живые репродукции ранних картин Эдварда Мунка.
французкий язык
Французский уругвайский
бельгийский
Немецкий и австрийский
португальский
русский
сербский
Армянский
Грузинский
Польский См. Также: Движение молодой Польши
английский
Другие
К англоязычным авторам, оказавшим влияние или находившимся под влиянием символизма, относятся:
французкий язык
Русский См. Также: Русский символизм и группа Голубая роза.
бельгийский
румынский
Смотрите также: символистское движение в РумынииНемецкий
Швейцарский
Австрийский
Другие
|
|
Густав Климт, Аллегория Скульптура, 1889 г.
Ян Тороп, Три невесты, 1893 г.
Фернан Кнопф, Благовония, 1898 г.
Михаил Врубель, Царевна-лебедь, 1900 г.
Франц фон Штук, Susanna und die beiden Alten, 1913 г.
Обложка книги Александра Блока 1909 года « Театр. Иллюстрации Константина Сомова к русскому поэту- символисту демонстрируют преемственность между символизмом и художниками модерна, такими как Обри Бердсли.
Альфред Кубин, Последний король, 1902 г.
Франц фон Штук, Die Sünde, 1893 г.
Саша Шнайдер Чувство зависимости, 1920
Гюстав Моро, Юпитер и Семела, 1894–1885 гг.
Фердинанд Ходлер, Ночь, 1889–1890 гг.
Арнольд Бёклин - Die Toteninsel I, 1880 г.
Яцек Мальчевский, Отравленный химерой, 1905
Михаил Нестеров, Видение отроку Варфоломею, 1890 г.
Чезаре Саккаджи [ оно ], Ла Ветта, (1898)