Густав Климт

редактировать
Австрийский художник-символист
Густав Климт
Klimt.jpg Фотографический портрет 1914 года
Родился(1862 г. -07-14) 14 июля 1862 г.. Баумгартен, Австрийская империя
Умер6 февраля 1918 (1918-02-06) (55 лет). Вена, Австро-Венгрия
НациональностьИмператорский австриец
ИзвестенХудожник
Известные работыЮдифь и голова Олоферна, Портрет Адели Блох-Бауэр I, Поцелуй, Даная
ДвижениеСимволизм, Ар-нуво, Венский сецессион

Густав Климт (14 июля 1862 г. - 6 февраля 1918 г.) был австрийским художником-символистом и одним из самых выдающихся членов движения Венского сецессиона. Климт известен своими картинами, фресками, зарисовками и другими предметами искусства. Основным предметом Климта было женское тело, а его работы отмечены откровенной эротикой. Помимо фигуративных работ, в том числе аллегорий и портретов, он писал пейзажи. Среди художников Венского Сецессиона на Климта больше всего повлияло японское искусство и его методы.

В начале своей творческой карьеры он успешно рисовал архитектурные декорации в традиционной манере. Когда он начал развивать более личный стиль, его работа была предметом споров, кульминацией, когда картины он закончил в 1900 году на потолке Большого зала Венский университет были подвергнуты критике, как порнографический. Впоследствии он больше не принимал общественных заказов, но добился нового успеха с картинами своей «золотой фазы», ​​многие из которых включают сусальное золото. Работа Климта оказала большое влияние на его младшего сверстника Эгон Шиле.

Содержание

  • 1 Жизнь и работа
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Годы венского отделения
    • 1.3 Золотая фаза и успех критиков
    • 1.4 Дальнейшая жизнь и посмертный успех
  • 2 Folios
    • 2.1 Густав Климт: Das Werk
    • 2.2 Fünfundzwanzig Handzeichnungen
    • 2.3 Густав Климт: Последствия
  • 3 картины
  • 4 рисунка
  • 5 выбранных Работы
  • 6 Наследие
    • 6.1 Визуальное искусство
    • 6.2 Культурное влияние
    • 6.3 Празднование 150-летия со дня рождения
    • 6.4 Фонд Густава Климта
    • 6.5 Битва за владение
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Жизнь и работа

Ранние годы

Густав Климт в 1887 году Климт в голубом халате. Эгон Шиле, 1913

Густав Климт родился в Баумгартене, недалеко от Вены в Австро-Венгрии, он был вторым из семи детей - трех мальчиков и четырех девочек.. Его мать, Анна Климт (урожденная Финстер), мечтала стать музыкальной исполнительницей. Его отец, Эрнст Климт Старший, ранее из Богемии, был гравером по золоту. Все трое их сыновей рано проявили артистический талант. Младшими братьями Климта были Эрнст Климт и Георг Климт.

Климт жил в бедности, посещая Венскую Kunstgewerbeschule, школу прикладного искусства и ремесел, ныне Венский университет прикладных искусств, где он учился архитектурная живопись с 1876 по 1883 год. Почитал выдающегося венского живописца-историка того времени, Ганса Макарта. Климт с готовностью принял принципы консервативного обучения; его ранние работы можно отнести к академическим. В 1877 году его брат Эрнст, который, как и его отец, стал гравером, также поступил в школу. Два брата и их друг, Франц Матч, начали работать вместе, и к 1880 году они получили многочисленные заказы как команда, которую они назвали «Компания художников». Они также помогали своему учителю рисовать фрески в Художественно-историческом музее в Вене. Климт начал свою профессиональную карьеру с росписи интерьеров и потолков в больших общественных зданиях на Ringstraße, включая успешную серию «Аллегорий и эмблем».

В 1888 году Климт получил Золотой орден за заслуги перед императором Австрии Францем Иосифом I за его вклад в росписи в Бургтеатре в Вене. Он также стал почетным членом Мюнхенского университета и Венского университета. В 1892 году умерли отец и брат Климта Эрнст, и ему пришлось взять на себя финансовую ответственность за семьи своего отца и брата. Трагедии также повлияли на его художественное видение, и вскоре он перешел к новому личному стилю. Характерной чертой его стиля конца XIX века является включение Nuda Veritas (голая правда) как символической фигуры в некоторые из его работ, в том числе «Древняя Греция и Египет» (1891 г.), «Афина Паллада» (1898 г.).) и Nuda Veritas (1899). Историки считают, что Климт с помощью nuda veritas осудил как политику Габсбургов, так и австрийское общество, игнорировавшее все политические и социальные проблемы того времени. В начале 1890-х Климт встретил австрийского модельера Эмили Луизу Флёге (родную сестру его невестки), которая должна была быть его спутницей до конца его жизни. Считается, что его картина Поцелуй (1907–08) изображает их как влюбленных. Он разработал множество костюмов, которые она создала и смоделировала для его работ.

За это время у Климта было по крайней мере четырнадцать детей.

Венские годы сецессии

Секция Бетховенского фриза, Дом сецессиона, Вена (1902)

Климт стал одним из основателей и президентом Венского Сецессиона (Венского Сецессиона ) в 1897 году и периодического издания группы Ver Sacrum («Священный источник»). Он оставался в Сецессионе до 1908 года. Целями группы было обеспечение выставок нетрадиционных молодых художников, привлечение работ лучших зарубежных художников в Вену и издание собственного журнала для демонстрации работ членов. Группа объявила об отсутствии манифеста и не намеревалась поощрять какой-либо конкретный стиль - сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты. Правительство поддержало их усилия и предоставило им в аренду общественную землю для строительства выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, греческая богиня справедливости, мудрости и искусства, радикальную версию которой Климт написал в 1898 году.

Юдифь II (1909)

В 1894 году Климту было поручено создать три картины для украшения потолка Большого зала Венского университета. Не завершено до рубежа веков, три его картины, философия, медицина и юриспруденция не были подвергнуты критике за их радикальные темы и материала, и назывались «порнографический ». Климт преобразовал традиционную аллегорию и символизм в новый язык, который был более откровенно сексуальным и, следовательно, более тревожным для некоторых. Общественный резонанс исходил со всех сторон - политических, эстетических и религиозных. В результате картины (показанные в галерее ниже) не выставлялись на потолке Большого зала. Это будет последняя публичная комиссия, принятая художником.

Все три картины были уничтожены, когда отступающие немецкие войска сожгли замок Иммендорф в мае 1945 года.

Его Nuda Veritas (1899) определила его стремление к дальнейшему «встряхиванию» учреждение. Совершенно обнаженная рыжеволосая женщина держит зеркало истины, а над ней - цитата Фридриха Шиллера стилизованными буквами: «Если вы не можете угодить всем своими делами и своим искусством, то порадуйте лишь немногих. Угодить многим - плохо ».

В 1902 году Климт закончил Бетховенский фриз для Четырнадцатой выставки венских сецессионистов, которая была задумана как чествование композитора и показала монументальный полихромная скульптура Max Klinger. Предназначенный только для выставки, фриз был расписан прямо на стенах легкими материалами. После выставки картина была сохранена, хотя повторно не выставлялась до 1986 года. Лицо на портрете Бетховена напоминало композитора и директора Венской придворной оперы Густав Малер.

В этот период Климт не ограничивался общественными заказами. Начиная с конца 1890-х годов он ежегодно проводил летние каникулы с семьей Флёге на берегах Аттерзее и писал там многие из своих пейзажей. Эти пейзажи составляют единственный жанр, помимо фигурной живописи, который серьезно интересовал Климта. В знак признания его силы местные жители прозвали его Waldschrat («лесной демон»).

Картины Аттерзее Климта имеют достаточное количество и качество, чтобы заслужить отдельную оценку. Формально пейзажи характеризуются такой же изысканностью дизайна и выразительной узорчатостью, что и фигурки. Глубокое пространство в работах Аттерзее настолько эффективно сплющено до единой плоскости, что считается, что Климт нарисовал их с помощью телескопа.

Золотая фаза и успех критиков

Поцелуй 1907–08, холст, масло, Österreichische Galerie Belvedere, Вена

«Золотая фаза» Климта была отмечена положительной критической реакцией и финансовым успехом. Многие из его картин этого периода включают сусальное золото. Климт ранее использовал золото в своих работах «Афина Паллада» (1898 г.) и Юдифь I (1901 г.), хотя работы, наиболее часто связанные с этим периодом, - Портрет Адели Блох-Бауэр I ( 1907) и Поцелуй (1907-08).

Климт мало путешествовал, но поездки в Венецию и Равенну, известные своими прекрасными мозаиками, скорее всего, вдохновили его золотую технику и его византийские образы. В 1904 году он сотрудничал с другими художниками в роскошном Дворце Стокле, доме богатого бельгийского промышленника, который был одним из величайших памятников эпохи ар-нуво. Вклад Климта в столовую, включая как исполнение, так и ожидание, был одним из его лучших декоративных работ и, как он публично заявил, «вероятно, окончательный этап моего развития орнамента».

1905 г., Климт нарисовал Три возраста женщины, изображающие цикл жизни. Он написал портрет Маргарет Витгенштейн, сестры Людвига Витгенштейна, по случаю ее замужества. Затем, между 1907 и 1909 годами, Климт написал пять полотен светских женщин, закутанных в мех. Его явная любовь к костюму выражена на многочисленных фотографиях созданной Флёге модельной одежды.

Работая и отдыхая в своем доме, Климт обычно носил сандалии и длинную мантию без нижнего белья. Его простая жизнь была несколько замкнутой, посвященной искусству, семье и многому другому, кроме сепаратистского движения. Он избегал кафе и редко общался с другими художниками. Слава Климта обычно привлекала к нему посетителей, и он мог позволить себе быть очень разборчивым. Его метод рисования был очень обдуманным и порой кропотливым, и ему требовались длительные сеансы от его субъектов. Хотя он был очень активен в сексуальном плане, он держал свои дела в тайне и избегал личных скандалов.

Климт мало писал о своем видении или своих методах. В основном он писал Флёге открытки и не вел дневников. В редком сочинении под названием «Комментарий к несуществующему автопортрету» он заявляет: «Я никогда не писал автопортреты. Я меньше интересуюсь собой как объектом картины, чем другие люди, прежде всего женщины... Во мне нет ничего особенного. Я художник, который рисует день за днем ​​с утра до ночи... Кто хочет что-то узнать обо мне... должен внимательно посмотреть на мои картины ».

<1901>В 1901 Герман Бар писал в своей речи о Климте: «Подобно тому, как только любовник может открыть человеку, что для него значит жизнь, и развить ее сокровенное значение, я чувствую то же самое в отношении этих картин. «

Дальнейшая жизнь и посмертный успех

Адель Блох-Бауэр I (1907), проданная за рекордные 135 миллионов долларов в 2006 году, Neue Galerie, Нью-Йорк

В 1911 году его картина Смерть и жизнь получила первую премию на всемирной выставке в Риме. В 1915 году умерла его мать Анна. Климт умер три года спустя в Вене, 6 февраля 1918 года, от инсульта и пневмонии из-за всемирной эпидемии гриппа того года. Похоронен на кладбище Хитцингеров в Хитцинг, Вена. Многочисленные его картины остались незаконченными.

Картины Климта принесли одни из самых высоких цен, зафиксированных на отдельные произведения искусства. В ноябре 2003 года Landhaus am Attersee Климта был продан за $ 29 128 000, но вскоре эту продажу затмили цены, уплаченные за «Женщину III» Виллема де Кунинга, а затем и за Адель Блох-Бауэр II, принадлежащую Климту. последняя из которых была продана в 2016 году за 150 миллионов долларов. Однако чаще, чем картины, работы художника на бумаге можно встретить на арт-рынке. В базе данных арт-рынка Artprice указано 67 выставленных на аукцион картин картин, а рисунков и акварелей - 1564. Самым дорогим из проданных рисунков был «Лежащая обнаженная женщина, смотрящая влево», сделанный между 1914 и 1915 годами и проданный в Лондоне в 2008 году за 505 250 фунтов стерлингов. Однако большая часть торговли произведениями искусства традиционно осуществляется в частном порядке через галереи, такие как Wienerroither Kohlbacher, которые специализируются на торговле оригинальными работами Густава Климта и Эгона Шиле и регулярно представляют их на монографических выставках и международных художественных выставках.

В 2006 году портрет 1907 года, Адель Блох-Бауэр I, был куплен для Neue Galerie New York Рональдом Лаудером как сообщается, за 135 миллионов долларов США, что превосходит картину Пикассо 1905 Мальчик с трубкой (продано 5 мая 2004 г. за 104 миллиона долларов), что является самой высокой заявленной ценой, когда-либо уплаченной за картину до этот момент.

7 августа 2006 года аукционный дом Christie's объявил, что занимается продажей оставшихся четырех работ Климта, которые были возвращены Марией Альтманн и ее коллегой. наследники после долгой судебной тяжбы против Австрии (см. Австрийская Республика против Альтманна ). Борьба Альтманн за то, чтобы вернуть себе картины ее семьи, была предметом ряда документальных фильмов, в том числе «Желание Адель». Ее борьба также стала предметом драматического фильма Женщина в золоте, фильма, вдохновленного «Похищением Климта», документального фильма с участием самой Марии Альтманн. Портрет Адели Блох-Бауэр II был продан на аукционе в ноябре 2006 года за 88 миллионов долларов, что на то время было третьим по цене произведением искусства на аукционе. Яблоня I (около 1912 года) была продана за 33 миллиона долларов, Березовый лес (1903 год) - за 40,3 миллиона долларов, а «Дома в Унтерахе на озере Аттер» (1916 год) - за 31 миллион долларов. В совокупности пять возвращенных картин выручили более 327 миллионов долларов.

Картина Litzlberg am Attersee была продана с аукциона за 40,4 миллиона долларов в ноябре 2011 года.

Город Вена, Австрия. множество специальных выставок, посвященных 150-летию со дня рождения Климта в 2012 году.

Folios

Фермерский сад с подсолнухами, 1907, Österreichische Galerie Belvedere

Густав Климт: Das Werk

Декоративные узоры были часто используется Густавом Климтом в своих картинах. Die Umarmung («Объятия») - фрагмент из Palais Stoclet в Брюсселе.

Единственный набор фолио, созданный при жизни Климта, Das Werk Gustav Klimts, был первоначально опубликован HO Miethke (из Gallerie Miethke, эксклюзивная галерея Климта в Вене) с 1908 по 1914 год тиражом 300 экземпляров под личным контролем художника. Первые тридцать пять изданий (I-XXXV) каждое включали в себя оригинальный рисунок Климта, а следующие тридцать пять изданий (XXXVI-LXX) каждое с факсимильной подписью на титульном листе. Пятьдесят изображений, изображающих самые важные картины Климта (1893–1913), были воспроизведены с использованием литографии коллотипа и закреплены на плотной плетеной бумаге кремового цвета с декорированными краями. Тридцать одно изображение (десять из которых разноцветные) напечатано на Chine-collé. Остальные девятнадцать - это высококачественные полутоновые отпечатки. Каждое изделие было помечено уникальной печаткой, разработанной Климтом, которая была отпечатана на тканой бумаге золотыми металлическими чернилами. Отпечатки выдавались подписчикам группами по десять штук в несвязанных папках из черной бумаги с тиснением с именем Климта. Из-за деликатного характера коллотипной литографии, а также необходимости разноцветных отпечатков (что трудно воспроизвести с помощью коллотипов) и стремления Климта к совершенству, серия, опубликованная в середине 1908 года, не была завершена до 1914 года.

Каждый из пятидесяти гравюр был разделен на пять тем:

  1. Аллегорический (который включал разноцветные гравюры Золотого рыцаря, 1903 г. и Богородицы, ок. 1912 г.)
  2. Эротический символист (Водяные змеи I и, оба c. 1907–08, и «Поцелуй», c. 1908)
  3. Пейзажи (Фермерский сад с подсолнухами, 1907)
  4. Мифический или библейский (Афина Паллада, 1898 г.) ; Юдифь и голова Олоферна, 1901; и Даная, ок. 1908)
  5. Портреты (Эмили Флёге, 1902)

Монохромные коллотипы, а также полутоновые изображения были напечатаны различными цветными чернилами. от сепии до синего и зеленого. Император Австрийский Франц Иосиф I был первым, кто приобрел набор фолиантов Das Werk Gustav Klimts в 1908 году.

Fünfundzwanzig Handzeichnungen

Fünfundzwanzig Handzeichnungen («Двадцать пять рисунков» ") был освобожден через год после смерти Климта. Многие рисунки в коллекции носили эротический характер и столь же противоречивы, как и его живописные работы. Изданный в Вене в 1919 году издательством Gilhofer Ranschburg тираж 500 экземпляров включает двадцать пять монохромных и двухцветных коллотипных репродукций, почти неотличимых от оригинальных работ. Хотя набор был выпущен через год после смерти Климта, некоторые историки искусства подозревают, что он участвовал в планировании производства из-за тщательного характера печати (Климт руководил производством пластин для Das Werk Gustav Klimts, следя за тем, чтобы каждая из них была его точные спецификации, уровень качества, аналогичный тому, который представлен в Fünfundzwanzig Handzeichnungen). Первые десять изданий также содержали оригинальный рисунок Климта.

Многие из работ, содержащихся в этом томе, изображают эротические сцены с обнаженными женщинами, некоторые из которых мастурбируют в одиночестве или соединены в сапфическом объятия. Когда ряд оригинальных рисунков был представлен публике в Gallerie Miethke в 1910 году и на Международной выставке эстампов и рисунков в Вене в 1913 году, они были встречены критиками и зрителями, враждебно относившимися к современной перспективе Климта. Тем не менее, эротические рисунки Климта нашли аудиторию, и пятнадцать из его рисунков были отобраны венским поэтом Францем Блеем для его перевода «Диалогов куртизанок» эллинистического сатирика Люциана. Книга, выпущенная ограниченным тиражом 450 экземпляров, предоставила Климту возможность показать эти более зловещие изображения женщин и избежала цензуры благодаря аудитории, состоящей из небольшой группы (в основном мужчин) состоятельных покровителей.

Густав Климт. Последствия

Написанный в 1931 году редактором Максом Эйслером и напечатанный Государственной типографией Австрии, Густав Климт «Последствия» должен был завершить прижизненный фолио «Das Werk» Густав Климтс. Фолио содержит тридцать цветных коллотипов (четырнадцать из которых - разноцветные) и соответствует аналогичному формату, найденному в Das Werk Gustav Klimts, заменяя уникальные печатки, разработанные Климтом, на номера с тиснением золотом. Сто пятьдесят наборов были выпущены на английском языке, двадцать из них (№№ I – XX) представлены как «торжественное издание» в переплете из позолоченной кожи. Набор содержит подробные изображения из ранее выпущенных работ (Гигея из Университетской настенной медицины, 1901; раздел третьей Университетской настенной юриспруденции, 1903), а также неоконченные картины (Адам и Ева, Bridal Progress).

Живопись

Рисунки

В 1963 году музей Альбертины в Вене начал исследования рисунков Густав Климт. Исследовательский проект Густав Климт. Die Zeichnungen с тех пор ассоциируется с интенсивной выставочной и публикационной деятельностью.

Между 1980 и 1984 годами был опубликован трехтомный каталог raisonné, в котором записаны и описаны все известные на тот момент рисунки Густава Климта в хронологическом порядке. Дополнительный дополнительный том был опубликован в 1989 году. В следующем году Штробль передала свою работу искусствоведу и куратору, который помогал ей с 1975 года в определении и классификации произведений и продолжает исследовательский проект по сей день. С 1990 года Мариан Бизанц-Праккен пересмотрел, задокументировал и научно обработал около 400 дополнительных рисунков.

Это делает Венскую Альбертину единственным учреждением в мире, которое изучает и научно классифицирует работы художника на протяжении половины век. Сейчас в исследовательский проект включена информация о более чем 4300 работах Густава Климта.

Избранные работы

Розовые кусты под деревьями Oberösterreichisches Bauernhaus Соня Книпс

Наследие

Визуальное искусство

Густав Климт - Буковая роща I, 1902

По словам писателя Фрэнка Уитфорда: «Климт, конечно, важный художник, он очень популярный художник, но с точки зрения истории искусства он очень незначительный художник. Хотя он так много подводит итоги в своей работе об обществе, в котором он оказался, с точки зрения истории искусства его влияние было незначительным. Так что он художник действительно в тупике ». Работы Климта оказали сильное влияние на картины Эгона Шиле, с которым он сотрудничал, чтобы основать Кунстхалле (Зал искусств) в 1917 году. чтобы попытаться помешать местным художникам уехать за границу. Художники, которые переосмыслили работы Климта, включают словацкий художник Рудольф Фила.

Культурное влияние

Некоторые из самых известных работ Климта из его золотого периода вдохновил последовательность заголовков для анимационной адаптации серии манги, Elfen Lied, в которой искусство воссоздано в соответствии с собственными персонажами серии и оформлено как монтаж с песня "Lilium". Начало аниме Sound of the Sky также во многом вдохновлено работами Климта, режиссером которого был тот же режиссер, что и Elfen Lied. Дизайн страны Centopia на телевидении серия Mia and Me вдохновлена ​​работами Климта. Искусство видеоигры Transistor также использует узоры и украшения, вдохновляющие красный от Климта.

Кутюрье Джон Гальяно нашел вдохновение для коллекции Christian Dior Весна-Лето 2008 haute couture в работах Климта.

Густав Климт и его работы были предметом многих коллекционных монет и медалей, таких как Золотая монета 100 евро с рисунком, выпущенная 5 ноября 2003 г. австрийским агентством Монетный двор. На аверсе: Климт в своей мастерской с двумя неоконченными картинами на мольбертах.

Празднование 150-летия со дня рождения

Помимо постоянных выставок, выставленных на обозрение, Вена, Австрия отметила 150-летие со дня рождения Климта специальными выставками по всему городу. Экскурсии с гидом по городу позволили людям увидеть некоторые здания, в которых работал Климт.

Google почтил память Густава Климта дудлом Google, посвященным картине Климта Поцелуй в день его 150-летия, 14 июля 2012 года.

В 2012 году Австрийский монетный двор начал выпуск золотой серии из пяти монет, приуроченной к 150-летию со дня рождения Климта. Первая золотая монета номиналом 50 евро была выпущена 25 января 2012 года и изображала портрет Климта на аверсе и часть его картины Адели Блох-Бауэр. Климт также был упомянут в пятом эпизоде ​​третьего сезона оригинального сериала Netflix Конь Боджек.

Фонд Густава Климта

В 2013 году Фонд Густава Климта был основан Урсулой Учицки, вдовой незаконнорожденного сына Климта Густавом Учицки, с миссией «сохранить и распространять наследие Густава Климта ". Управляющий директор Музея Леопольда Петер Вайнхойпль был назначен председателем фонда. В качестве реакции директор музея Тобиас Г. Наттер подал в отставку в знак протеста, сославшись на прошлое Учики как нацистского пропагандиста кинорежиссера.

Битва за право собственности

National Общественное радио сообщило 17 января 2006 года, что «Австрийская национальная галерея требует от национального арбитража вернуть пять картин Густава Климта жительнице Лос-Анджелеса., наследник еврейской семьи, произведения искусства которой украли нацисты. Стоимость картин оценивается как минимум в 150 миллионов долларов ». Этот инцидент, связанный с Марией Альтманн, впоследствии был показан в голливудском фильме Женщина в золоте с Хелен Миррен в главной роли.

Картины были проданы аукционным домом Christie's за 325 долларов. миллионов в 2006 году.

См. также

Ссылки

Библиография

  • Флидл, Готфрид (1994), Густав Климт 1862–1918 Мир в женской форме, Бенедикт Ташен.
  • Кинселла, Эйлин (январь 2007 г.), «Золотая лихорадка», Artnews.
  • О'Коннор, Энн-Мари (2012). Дама в золоте, Чрезвычайная история шедевра Густава Климта, Портрет Адели Блох-Бауэр, Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк, ISBN 0-307-26564-1.
  • Sabarsky, Serge (1983), Gustav Klimt: Drawings, et al, Moyer Bell, ISBN 0-918825-19-9.
  • Salfellner, Harald (2018), Klimt. An Illustrated Life. Vitalis Verlag. ISBN 978-3-89919-548-4.
  • Whitford, Frank (1990), Klimt, Thames and Hudson.

Further reading

External links

Wikimedia Commons has media related to Gustav Klimt.
External video
video iconGustav Klimt's Beethoven Frieze
video iconGustav Klimt's The Kiss
video iconKlimt's Death and Life
video iconThe Magic of Line: Gustav Klimt's Artistic Process on YouTube, Getty Museum
  1. ^Friedrich Wilhelm Nietzsche, Adrian Del Caro, and Robert B. Pippin, Thus Spoke Zarathustra: A Book for All and None (Cambridge: Cambridge University Press, 2006)
  2. ^Alessandra Comini, Gustav Klimt. G. Braziller (New York, NY, 2001)
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:00:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте