Тудор Аргези | |
---|---|
Родился | Ион Наэ Теодореску, 21 мая 1880 г., Бухарест, Объединенные княжества Молдавии и Валахии ( 1880-05-21) |
Умер | 14 июля 1967 г. (1967-07-14)(87 лет) Бухарест, Социалистическая Республика Румыния |
Псевдоним | Ион Тео |
Занятие | Поэт, прозаик, новеллист, журналист, публицист. |
Национальность | румынский |
Жанр | Лирическая поэзия, художественная литература, сатира, детская литература |
Литературное движение | Символизм Попоранизм |
Активные годы | 1896–1967 |
Подпись |
Тудор Аргези ( румынское произношение: [ˈtudor arˈɡezi] ; 21 мая 1880 - 14 июля 1967) был румынским писателем, наиболее известным своим уникальным вкладом в поэзию и детскую литературу. Уроженец Иона Н. Теодореску в Бухаресте, он объяснил, что его псевдоним был связан с Аргезисом, латинским названием реки Аргей.
Он окончил среднюю школу Святого Саввы в октябре 1896 года, начал работать, чтобы оплачивать учебу, и дебютировал в 1896 году, опубликовав стихи в журнале Александра Македонского Liga Ortodoxă под именем Ион Тео. Вскоре после этого Македонский, вестник румынского символизма, публично похвалил молодого поэта:
"Этот молодой человек, в возрасте, когда я все еще болтал стихи, с дерзостью, не знающей границ, но еще не увенчанной самым блестящим успехом, расстается со всей старой техникой стихосложения, со всеми банальностями в образах в идеях, которые имеют долгое время здесь и повсюду считали вершиной поэзии и искусства ».
Он начал с указанием своего восхищения символизма и других направлений, относящихся к нему (например, Венского Сецессиона ) в своих статьях того времени, в то время как полемизируя с Junimea ' s Джордж Panu над последней Критике модернистской литературы. В 1904 году он и Василий Деметриус издали собственный журнал Linia Dreaptă, который прекратил свое существование всего после пяти выпусков. Аргези, Гала Галактион и Деметриус поддерживали тесную дружбу, о чем свидетельствует дочь последнего, актриса и писательница Люсия Деметриус.
После четырехлетнего пребывания в качестве православного монаха в монастыре Черница он уехал за границу в 1905 году. Он посетил Париж, а затем переехал во Фрибург, где писал стихи и посещал курсы в местном университете ; Недовольный римско-католической ориентацией, поощряемой последним, он переехал в Женеву, где работал в ювелирной мастерской. Во время восстания румынских крестьян 1907 года поэт, известный своими левыми рассуждениями и громкой критикой насильственных репрессий крестьянского движения, находился под наблюдением швейцарских властей; местная газета утверждала, что почта Аргези была подделана, что вызвало скандал, который привел к отставке нескольких чиновников. Собранные им новости о восстании произвели неизгладимое впечатление на Аргези: много позже он посвятил событиям целый том (его 1907-Пейзажи, «Пейзажи 1907 года», которые он описал как «имеющие дело с [... ] контраст между нацией и жестоким, уединенным классом »).
Он вернулся в Румынию в 1910 году и опубликовал работы в Viata Românească, Teatru, Рампа и Н. Д. Коча «s Facla и Viata socială, а также редактирование журнала Crónica в сотрудничестве с Галактион; его творчество было плодотворным, а поток текстов, политических брошюр и полемических статей принес ему хорошую известность в театральных, политических и литературных кругах того времени. Коча способствовал его ранней известности, опубликовав одно из первых влиятельных стихотворений Аргези, Rugă de Seară («Вечерняя молитва»).
В течение этого периода Аргези также стал известным искусствоведом и участвовал в защите Штефана Лучяна, художника, который страдал от рассеянного склероза и обвинялся в мошенничестве (на основании подозрения, что он больше не может рисовать и позволил его имя будет подписано на чужих работах).
Он стал регулярно появляться в бухарестском кафе Kübler, где формировался чешский круг художников и интеллектуалов, в который входили писатели Ион Минулеску, Ливиу Ребреану, Евгений Ловинеску, Виктор Эфтимиу, Михаил Сорбул и Корнелиу Молдовану, а также художники. Иосиф Исер, Александру Сатмари, Жан Александру Стериади, композитор Альфонс Кастальди и коллекционер Крикор Замбакчян. По словам Замбакчана, Аргези реже можно было увидеть в другом крупном литературном заведении Бухареста, Casa Capșa. К тому времени он также был сподвижником скандального политического деятеля и мецената Александру Богдан-Питешти, и вместе с Galaction, Cocea, Minulescu, Адрианом Маниу и различными художниками изобразительного искусства он регулярно посещал кружок, организованный Богданом-Питешти на Штирбее. -Vodă, недалеко от садов Чишмиджиу. Он написал небольшое стихотворение в честь Богдан-Питешти.
После начала Первой мировой войны Аргези написал против политического лагеря, возглавляемого национал-либералами, и группы вокруг Такэ Ионеску, оба из которых стремились вовлечь Румынию в конфликт на стороне Антанты (как попытка завоевать Трансильванию из Австро-Венгрия ); вместо этого он был сторонником союза Бессарабии с Румынским Старым Королевством и возмущался скрытым союзом с Имперской Россией. В 1915 году он писал:
«Варварская война. Когда-то давно мы взяли на себя обязательство бороться против вооружения цивилизованных государств. С каждым новорожденным ребенком также создавалось количество взрывоопасной материи, предназначенное для его подавления. По мере прогресса и« рационального мировоззрения » рассматривались как бедствия, заводы по производству оружия и боеприпасов увеличивали склады снарядов, производили артиллерию, используемую для истребления ".
В конце концов, он сотрудничал с немецкими властями, которые оккупировали большую часть Румынии в конце 1916 г. ( см. « Румынская кампания» ), и писал статьи для поддерживаемой немцами Gazeta Bucureștilor ; он был одним из разнообразных интеллектуалов, которые поступали таким образом - в него также входили Богдан-Питешти, Галактион, Константин Стере, Димитри Д. Патрашкану, Александру Маргиломан, Иоан Славич, Григоре Антипа и Симион Мехединци.
Арестованный вместе с одиннадцатью другими газетчиками и писателями, в том числе Славичем, он был обвинен в «сотрудничестве с врагом» за его антиантантскую деятельность. По словам самого Аргези, королевский комиссар, которому поручено расследование, первоначально держал группу в уединении в отеле Бухареста, утверждая, что они представляют постоянную опасность для союзных войск в Бухаресте.
Приговоренный и заключенный в тюрьму в Вакэрешти, Аргези отстаивал свою причину в письмах и петициях, адресованных «г-ну Генералу», которого предварительно отождествляют с премьер-министром Артуром Вэйтояну, с просьбой об условном освобождении после того, как его незаконнорожденный сын, Эли Лотар, с Констанцей Зиссу, 1905 года рождения, ушел из дома и пропал без вести. Несмотря на их политическое соперничество, Николае Йорга, который полностью поддержал Антанту во время войны, неоднократно призывал власти освободить Аргези; в конце концов его просьба была удовлетворена, и Аргези был освобожден в конце 1919 года. Выражая свою благодарность Йорге за его вмешательство, он, тем не менее, продолжал выступать против него по нескольким вопросам, и полемика, ставшая саркастической, продолжалась в течение следующих двух десятилетий.
В 1927 году он опубликовал свой первый том собрания стихов под названием Cuvinte Potrivite ( «примерка слова» или «Приемлемые Слова»), который сделал Poporanist бумаги Viaţa Românească» s Михай Ralea града Arghezi как„наш величайший поэт, так как Эминеску “( в то время как сравнивая его «смесь возвышенного и неуклюжего» с « нигилизмом »). Авангардный журнал Integral отпраздновал Arghezi с спецвыпуск в 1925 году - в нем, Бенжамен Фондан писал: «Arghezi против всех вещей: в его поэзии, против красноречия, в пользу восстановив скромность, порядочность [...] [я в его прозе - против трусости в выражении, в пользу насилия и непристойности ».
Аргези руководил сатирической газетой Bilete de Papagal и опубликовал свое первое прозаическое произведение Icoane de Lemn («Деревянные иконы») в 1928 году. В 1932 году он опубликовал « Flori de Mucigai» («Цветы плесени ») и Poarta Neagră ( «Черные ворота») - сборники стихов, вдохновленные годами, которые он провел в заключении (сама по себе тема, никогда ранее не использовавшаяся в румынской поэзии), и под влиянием произведений Шарля Бодлера и других символистов. Он также начал писать произведения, которые сделали его наиболее знакомым публике, его стихи и короткую прозу для детей. Среди наиболее известных - Cartea cu Jucării («Книга с игрушками»), Cântec de Adormit Mitzura («Песня, заставляющая Мицуру уснуть»), Buruieni («Сорняки») и, самое популярное, Zdreanță ( «Тряпка»), про милую дворнягу.
В 1933–1934 годах он завершил две сатирические пьесы: роман- антиутопию Tablete din Țara de Kuty, povestiri swiftiene («Скрижали из страны Куты. Свифтские рассказы») и Cimitirul Buna-Vestire («Кладбище Буна-Вестире» - большое масштабная брошюра, описанная как «очевидный роман» Джорджа Кэлинеску ), а также длинный роман на тему материнской любви и сыновней преданности Ochii Maicii Domnului («Глаза матери нашего Господа»).
Он регулярно посещал художественные выставки в течение 1920-х годов (в сопровождении Василе и Люсии Деметриус ), помогая установить художественную репутацию таких художников, как Оскар Хан, Николае Дэрэску, Камил Рессу, Франциск Ширато и Николае Вермонт. Он также является автором предисловия к первому художественному каталогу Николае Тоница и приветствует Arta Română, группу модернизма, созданную Тоницей и Георге Петрашку в 1920 году. К середине 1930-х годов Аргези разместил художественную хронику в газете Mișcarea - рупоре Национал-либеральная партия-Брэтиану.
В 1934 году его лирические произведения подверглись яростной атаке со стороны Николае Йорга, который увидел в них «все самое отталкивающее по замыслу и все самое тривиальное по форме»; такие обвинения Arghezi и группы писателей вокруг него стали обычным явлением в Iron Guard нажмите «s - запись в Sfarmă-PIATRA, Винтили Хория обвинила Arghezi из„согласной адгезии к порнографии “и„предательство“. Последнее заявление было сосредоточено на более раннем сотрудничестве Аргези с Gândirea - газетой, издаваемой Никифором Крайником, интеллектуальной фигурой крайне правых, разделявшей первоначальный религиозный традиционализм Аргези. Gândirea и связанные с ней журналы утверждали, что влияние мысли Крейника ( гандиризм) сыграло важную роль в ранних работах Аргези, при этом нападая на его еврейских редакторов с антисемитскими оскорблениями (и подразумевая, что качество его работ снизилось бы из-за их влияния.). На это Аргези ответил с долей иронии: «[...] Я никогда не читал Гандирею, даже когда я писал для нее статьи».
Незадолго до смерти Аргези размышлял о своем статусе в межвоенный период, создав драматическую картину:
«[...] какое-то время все культурные учреждения были связаны против моего письма: университет, академия, поэты, пресса, полиция, суды, цензура, жандармерия и даже самые близкие коллеги».
Его политические взгляды в то время были более сложными, и он продолжал сотрудничать с левыми журналами, такими как Dimineaa и Adevărul, выражая при этом стойкие монархические взгляды и поддержку короля Кароля II. Согласно некоторым взглядам, Аргези проявил симпатию к Железной гвардии к концу 1930 года (его стихотворение « Фат-Фрумос» считалось данью уважения лидеру движения Корнелиу Зелеа Кодряну, убитому в конце 1938 года). Эта точка зрения, которую особенно поддерживает эссеист Алекс Михай Стоэнеску, была оспорена литературным критиком Ионом Симуудем, который утверждал, что доказательства в ее поддержку носили спорадический и противоречивый характер.
В 1939 году Аргези внезапно и тяжело заболел из-за радикулита. Сильная боль и загадочные причины вызвали большой интерес, и ходили слухи, что это беспрецедентная болезнь. После обследования (осложненного ятрофобией Аргези) некоторые ведущие врачи Румынии, в том числе Николае Г. Лупу, Джордж Эмиль Паладе и Константин Ион Пархон решили, что на седалищный нерв Аргези давило неизвестное тело. Думитру Багдасар назвал причину раковой опухолью, а Аргези прошел лучевую терапию - приговор и страдания заставили поэта сохранять растущую враждебность к Багдасару, которую он позже выразил в письменной форме. После периода ухудшения здоровья он неожиданно выздоровел.
Во время Второй мировой войны газета Informația Zilei занялась публикацией комментариев Аргези в качестве рубрики, названной в честь его бывшего журнала Bilete de Papagal. В 1943 году он опубликовал яростные фельетоны о румынском правительстве, его военном лидере Ионе Антонеску и о преданности Румынии нацистской Германии ( см. Румынию во время Второй мировой войны ). 30 сентября 1943 года Arghezi вызвало возмущение и политический скандал второстепенную, после получения бумаги, чтобы опубликовать его наиболее радикальной атаки, направленной на один посол Германии Манфред фон Freiherr Killinger - Baroane ( «Барон!» Или «Ты барон»). В центре сюжета - обвинения в политическом и экономическом доминировании:
«В моем саду распустился цветок, похожий на пухлую красную птицу с золотым ядром. Вы испортили его. Вы положили на него лапы, и теперь он засох. Моя кукуруза попала в колосья размером с берберские голуби. и ты сорвал их. Ты взял плоды из моего сада на телеге и ушел, ты был с ними. Ты положил перо с его десятками тысяч ноздрей на утесы моих источников воды, и ты выпил их из их глубин и ты их осушил. Болота и слюни - вот что ты оставляешь после себя в горах и желтую засуху на равнинах - и из всех птиц с поющими языками ты оставляешь меня с стаями грачей ».
Власти конфисковали все выпуски, а автор был заключен без суда в тюрьму в пенитенциарном лагере недалеко от Тыргу-Жиу, где также были заключены коммунистические политические лидеры Георге Георгиу-Деж, Николае Чаушеску и Ион Георге Маурер. Он был освобожден в 1944 году, всего через несколько дней после августовского переворота, который привел к падению режима Антонеску.
Спорный интеллектуал, Аргези имел нестабильные отношения с недавно установленным коммунистическим режимом. Хотя он был удостоен нескольких литературных премий в период советского перехода к народной республике, он стал резким критиком цензуры и государственного контроля в СМИ, подобного агитпропу, и вскоре после коммунистического режима стал мишенью как декадентский поэт. к власти пришли республиканские институты с преобладанием республиканских институтов (1948). В серии статей, написанных Мироном Раду Параскивеску и Сорином Тома (сыном сталинского литературного деятеля Александру Тома ) официальным голосом Коммунистической партии Румынии, Scînteia, его работы описывались как происходящие из «жестокого безумия» Аргези, названного его стиль «патологическое явление» и изображал автора как «главного поэта румынской буржуазии »; статьи были хэдлайнерами Poezia Putrefacţiei Сау Putrefacţia Poeziei ( «Поэзия Decay или Decay поэзии», ссылаясь на Карла Маркса «S Нищета философии - название которого в свою очередь, издевались Прудон » s Философия Misery).
Почтовая марка Аргези (1980 г.)Писателю пришлось уйти от общественной жизни, проведя большую часть этих лет в доме, который он владел в Вакэрешти, Бухарест, который он называл Мэрцишор (имя, которое он носит до сих пор); его главный источник дохода был обеспечен продажей урожая вишни, возвращенного окружающим участком.
Однако, когда Георге Георгиу-Деж, который также был заключенным в пенитенциарном лагере недалеко от Тыргу-Жиу, укрепил свою власть над государством и партией после 1952 года, Аргези был обнаружен как актив нового, более «национального» тона режима. - как и несколько других подвергшихся цензуре деятелей культуры, его посетил Мирон Константинеску, коммунистический активист, курировавший процесс реабилитации.
После реабилитации он стал получать многочисленные титулы и призы. Аргези был избран членом Румынской академии в 1955 году и отмечался как национальный поэт в свои 80 и 85 лет со дня рождения. Хотя он никогда не становился социалистическим реалистом, он адаптировал свои темы к требованиям - например, в Cântare Omului («Ода человечеству») и 1907 году. В 1965 году Аргези получил признание и за рубежом, получив Премию Гердера.
Таинственная болезнь Аргези вновь обострилась с теми же симптомами в 1955 году, и он был быстро интернирован на попечение Иона Фэгэрэцану. У него была диагностирована хроническая инфекция, которая возникла в результате операции, перенесенной в 1934 году, в результате чего образовался абсцесс в области поясничных позвонков ; он был освобожден вскоре после завершения курса лечения, включающего инъекции стрептомицина.
Он умер и был похоронен в саду своего дома рядом со своей женой Парашивой в 1967 году (она умерла в предыдущем году) с грандиозной помпой и похоронами, организованными представителями коммунистической партии. В его доме сейчас музей. Им управляла его дочь Мицура до ее смерти в 2015 году. У Аргези и Параскивы также был сын, известный как Барушу, но на самом деле его звали Иосиф.
Аргези, пожалуй, самая яркая фигура румынской литературы межвоенного периода и один из крупнейших поэтов 20 века. Свежесть его словарного запаса представляет собой наиболее оригинальный синтез традиционных стилей и модернизма. Он оставил после себя обширное творчество, которое включает стихи, романы, эссе, публицистику, переводы и письма.
Влияние его произведений на румынский поэтический язык было революционным, поскольку он создал необычные лирические структуры, новые поджанры в прозе, такие как поэтический роман, «таблетка» ( tableta) и «билет» ( biletul). Он преуспел в мощных и лаконичных формулировках, шокирующее значение которых он использовал, чтобы поразить ленивое или конформистское мышление, и его сочинения изобилуют парадоксами, а также метафизическими или религиозными аргументами. Доказывая ведущую роль сатирического жанра на протяжении всей литературной карьеры Аргези, Джордж Кэлинеску утверждал, что он стал фактором, способствующим большей части его поэзии и прозы.
Arghezi вновь созданы эстетические из гротеска, и экспериментов по длине с просодией. В большей части своей поэзии (особенно в своих Flori de mucigai и Hore) Аргези также основывался на традиции использования сленга и арго, создавая атмосферу, которая, по словам Кэлинеску, напоминала вселенную Антона Панна, а также Сальваторе. Ди Джакомо и Чезаре Паскарелла. Он ввел словарь преднамеренного уродства и упадка с явной целью расширить границы поэтического языка, главной темы в его Cuvinte Potrivite ; тем не менее, другая половина поэтической вселенной Аргези была сферой семейной жизни, детства и небольших знакомых пространств, представленных в мельчайших подробных стихах. В эпоху, когда идея невозможности общения была в моде, он противостоял своим современникам, твердо веря в способность письменного слова передавать идеи и чувства - Тудор Виану описал его как «борющегося поэта, подчиняющегося нападений, а также их возвращения ".
Несмотря на его связь с коммунистическим режимом, Аргези широко известен как крупный литературный деятель. Его работы на протяжении десятилетий традиционно были в учебниках румынской литературы.
Помимо различных эскизов, которые Аргези нарисовал самого себя, его портрет был нарисован разными художниками, с которыми он встречался или с которыми подружился. Примерно в 1910 году он был включен в групповые портреты Ари Мурну и Камила Рессу, оба из которых изображали литературное общество, сформировавшееся вокруг кафе Kübler в Бухаресте. Абстрактное изображение Arghezi, показывая ему, как фигуру с охотником случае -образной головой, и сидят на электрическом стуле, было опубликовано MH Maxy. Незадолго до смерти Аргези и его жена были изображены маслом на картине Корнелиу Бабы.
Тудор Аргези несколько раз изображался в румынских фильмах : в 1958 году Григоре Василиу Бирлич сыграл главную роль в « Дои Вечини» Аргези (персонаж, в основе которого лежит автор); Одноименный фильм, основанный на жизни Штефана Лучяна, был выпущен в 1981 году с Флорином Кэлинеску в главной роли в роли Аргези.