Тудор Аргези

редактировать

Тудор Аргези
Тудор Аргези.jpg
Родился Ион Наэ Теодореску, 21 мая 1880 г., Бухарест, Объединенные княжества Молдавии и Валахии ( 1880-05-21)
Умер 14 июля 1967 г. (1967-07-14)(87 лет) Бухарест, Социалистическая Республика Румыния
Псевдоним Ион Тео
Занятие Поэт, прозаик, новеллист, журналист, публицист.
Национальность румынский
Жанр Лирическая поэзия, художественная литература, сатира, детская литература
Литературное движение Символизм Попоранизм
Активные годы 1896–1967
Подпись

Тудор Аргези ( румынское произношение:  [ˈtudor arˈɡezi] ; 21 мая 1880 - 14 июля 1967) был румынским писателем, наиболее известным своим уникальным вкладом в поэзию и детскую литературу. Уроженец Иона Н. Теодореску в Бухаресте, он объяснил, что его псевдоним был связан с Аргезисом, латинским названием реки Аргей.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Начало 1910-х годов
    • 1.3 Немецкая оккупация и тюрьма Вакэрешть
    • 1.4 Межвоенная литература
    • 1.5 Межвоенная полемика
    • 1.6 Вторая мировая война
    • 1.7 Аргези и коммунистический режим
  • 2 работы Аргези
  • 3 В культурной справке
  • 4 Присутствие в англоязычных антологиях
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
биография

Ранние годы

Он окончил среднюю школу Святого Саввы в октябре 1896 года, начал работать, чтобы оплачивать учебу, и дебютировал в 1896 году, опубликовав стихи в журнале Александра Македонского Liga Ortodoxă под именем Ион Тео. Вскоре после этого Македонский, вестник румынского символизма, публично похвалил молодого поэта:

"Этот молодой человек, в возрасте, когда я все еще болтал стихи, с дерзостью, не знающей границ, но еще не увенчанной самым блестящим успехом, расстается со всей старой техникой стихосложения, со всеми банальностями в образах в идеях, которые имеют долгое время здесь и повсюду считали вершиной поэзии и искусства ».

Он начал с указанием своего восхищения символизма и других направлений, относящихся к нему (например, Венского Сецессиона ) в своих статьях того времени, в то время как полемизируя с Junimea ' s Джордж Panu над последней Критике модернистской литературы. В 1904 году он и Василий Деметриус издали собственный журнал Linia Dreaptă, который прекратил свое существование всего после пяти выпусков. Аргези, Гала Галактион и Деметриус поддерживали тесную дружбу, о чем свидетельствует дочь последнего, актриса и писательница Люсия Деметриус.

После четырехлетнего пребывания в качестве православного монаха в монастыре Черница он уехал за границу в 1905 году. Он посетил Париж, а затем переехал во Фрибург, где писал стихи и посещал курсы в местном университете ; Недовольный римско-католической ориентацией, поощряемой последним, он переехал в Женеву, где работал в ювелирной мастерской. Во время восстания румынских крестьян 1907 года поэт, известный своими левыми рассуждениями и громкой критикой насильственных репрессий крестьянского движения, находился под наблюдением швейцарских властей; местная газета утверждала, что почта Аргези была подделана, что вызвало скандал, который привел к отставке нескольких чиновников. Собранные им новости о восстании произвели неизгладимое впечатление на Аргези: много позже он посвятил событиям целый том (его 1907-Пейзажи, «Пейзажи 1907 года», которые он описал как «имеющие дело с [... ] контраст между нацией и жестоким, уединенным классом »).

Начало 1910-х годов

Он вернулся в Румынию в 1910 году и опубликовал работы в Viata Românească, Teatru, Рампа и Н. Д. Коча «s Facla и Viata socială, а также редактирование журнала Crónica в сотрудничестве с Галактион; его творчество было плодотворным, а поток текстов, политических брошюр и полемических статей принес ему хорошую известность в театральных, политических и литературных кругах того времени. Коча способствовал его ранней известности, опубликовав одно из первых влиятельных стихотворений Аргези, Rugă de Seară («Вечерняя молитва»).

В течение этого периода Аргези также стал известным искусствоведом и участвовал в защите Штефана Лучяна, художника, который страдал от рассеянного склероза и обвинялся в мошенничестве (на основании подозрения, что он больше не может рисовать и позволил его имя будет подписано на чужих работах).

Он стал регулярно появляться в бухарестском кафе Kübler, где формировался чешский круг художников и интеллектуалов, в который входили писатели Ион Минулеску, Ливиу Ребреану, Евгений Ловинеску, Виктор Эфтимиу, Михаил Сорбул и Корнелиу Молдовану, а также художники. Иосиф Исер, Александру Сатмари, Жан Александру Стериади, композитор Альфонс Кастальди и коллекционер Крикор Замбакчян. По словам Замбакчана, Аргези реже можно было увидеть в другом крупном литературном заведении Бухареста, Casa Capșa. К тому времени он также был сподвижником скандального политического деятеля и мецената Александру Богдан-Питешти, и вместе с Galaction, Cocea, Minulescu, Адрианом Маниу и различными художниками изобразительного искусства он регулярно посещал кружок, организованный Богданом-Питешти на Штирбее. -Vodă, недалеко от садов Чишмиджиу. Он написал небольшое стихотворение в честь Богдан-Питешти.

После начала Первой мировой войны Аргези написал против политического лагеря, возглавляемого национал-либералами, и группы вокруг Такэ Ионеску, оба из которых стремились вовлечь Румынию в конфликт на стороне Антанты (как попытка завоевать Трансильванию из Австро-Венгрия ); вместо этого он был сторонником союза Бессарабии с Румынским Старым Королевством и возмущался скрытым союзом с Имперской Россией. В 1915 году он писал:

«Варварская война. Когда-то давно мы взяли на себя обязательство бороться против вооружения цивилизованных государств. С каждым новорожденным ребенком также создавалось количество взрывоопасной материи, предназначенное для его подавления. По мере прогресса и« рационального мировоззрения » рассматривались как бедствия, заводы по производству оружия и боеприпасов увеличивали склады снарядов, производили артиллерию, используемую для истребления ".

Немецкая оккупация и тюрьма Вэцэрешть

В конце концов, он сотрудничал с немецкими властями, которые оккупировали большую часть Румынии в конце 1916 г. ( см. « Румынская кампания» ), и писал статьи для поддерживаемой немцами Gazeta Bucureștilor ; он был одним из разнообразных интеллектуалов, которые поступали таким образом - в него также входили Богдан-Питешти, Галактион, Константин Стере, Димитри Д. Патрашкану, Александру Маргиломан, Иоан Славич, Григоре Антипа и Симион Мехединци.

Арестованный вместе с одиннадцатью другими газетчиками и писателями, в том числе Славичем, он был обвинен в «сотрудничестве с врагом» за его антиантантскую деятельность. По словам самого Аргези, королевский комиссар, которому поручено расследование, первоначально держал группу в уединении в отеле Бухареста, утверждая, что они представляют постоянную опасность для союзных войск в Бухаресте.

Приговоренный и заключенный в тюрьму в Вакэрешти, Аргези отстаивал свою причину в письмах и петициях, адресованных «г-ну Генералу», которого предварительно отождествляют с премьер-министром Артуром Вэйтояну, с просьбой об условном освобождении после того, как его незаконнорожденный сын, Эли Лотар, с Констанцей Зиссу, 1905 года рождения, ушел из дома и пропал без вести. Несмотря на их политическое соперничество, Николае Йорга, который полностью поддержал Антанту во время войны, неоднократно призывал власти освободить Аргези; в конце концов его просьба была удовлетворена, и Аргези был освобожден в конце 1919 года. Выражая свою благодарность Йорге за его вмешательство, он, тем не менее, продолжал выступать против него по нескольким вопросам, и полемика, ставшая саркастической, продолжалась в течение следующих двух десятилетий.

Межвоенная литература

В 1927 году он опубликовал свой первый том собрания стихов под названием Cuvinte Potrivite ( «примерка слова» или «Приемлемые Слова»), который сделал Poporanist бумаги Viaţa Românească» s Михай Ralea града Arghezi как„наш величайший поэт, так как Эминеску “( в то время как сравнивая его «смесь возвышенного и неуклюжего» с « нигилизмом »). Авангардный журнал Integral отпраздновал Arghezi с спецвыпуск в 1925 году - в нем, Бенжамен Фондан писал: «Arghezi против всех вещей: в его поэзии, против красноречия, в пользу восстановив скромность, порядочность [...] [я в его прозе - против трусости в выражении, в пользу насилия и непристойности ».

Аргези руководил сатирической газетой Bilete de Papagal и опубликовал свое первое прозаическое произведение Icoane de Lemn («Деревянные иконы») в 1928 году. В 1932 году он опубликовал « Flori de Mucigai» («Цветы плесени ») и Poarta Neagră ( «Черные ворота») - сборники стихов, вдохновленные годами, которые он провел в заключении (сама по себе тема, никогда ранее не использовавшаяся в румынской поэзии), и под влиянием произведений Шарля Бодлера и других символистов. Он также начал писать произведения, которые сделали его наиболее знакомым публике, его стихи и короткую прозу для детей. Среди наиболее известных - Cartea cu Jucării («Книга с игрушками»), Cântec de Adormit Mitzura («Песня, заставляющая Мицуру уснуть»), Buruieni («Сорняки») и, самое популярное, Zdreanță ( «Тряпка»), про милую дворнягу.

В 1933–1934 годах он завершил две сатирические пьесы: роман- антиутопию Tablete din Țara de Kuty, povestiri swiftiene («Скрижали из страны Куты. Свифтские рассказы») и Cimitirul Buna-Vestire («Кладбище Буна-Вестире» - большое масштабная брошюра, описанная как «очевидный роман» Джорджа Кэлинеску ), а также длинный роман на тему материнской любви и сыновней преданности Ochii Maicii Domnului («Глаза матери нашего Господа»).

Он регулярно посещал художественные выставки в течение 1920-х годов (в сопровождении Василе и Люсии Деметриус ), помогая установить художественную репутацию таких художников, как Оскар Хан, Николае Дэрэску, Камил Рессу, Франциск Ширато и Николае Вермонт. Он также является автором предисловия к первому художественному каталогу Николае Тоница и приветствует Arta Română, группу модернизма, созданную Тоницей и Георге Петрашку в 1920 году. К середине 1930-х годов Аргези разместил художественную хронику в газете Mișcarea - рупоре Национал-либеральная партия-Брэтиану.

Межвоенная полемика

В 1934 году его лирические произведения подверглись яростной атаке со стороны Николае Йорга, который увидел в них «все самое отталкивающее по замыслу и все самое тривиальное по форме»; такие обвинения Arghezi и группы писателей вокруг него стали обычным явлением в Iron Guard нажмите «s - запись в Sfarmă-PIATRA, Винтили Хория обвинила Arghezi из„согласной адгезии к порнографии “и„предательство“. Последнее заявление было сосредоточено на более раннем сотрудничестве Аргези с Gândirea - газетой, издаваемой Никифором Крайником, интеллектуальной фигурой крайне правых, разделявшей первоначальный религиозный традиционализм Аргези. Gândirea и связанные с ней журналы утверждали, что влияние мысли Крейника ( гандиризм) сыграло важную роль в ранних работах Аргези, при этом нападая на его еврейских редакторов с антисемитскими оскорблениями (и подразумевая, что качество его работ снизилось бы из-за их влияния.). На это Аргези ответил с долей иронии: «[...] Я никогда не читал Гандирею, даже когда я писал для нее статьи».

Незадолго до смерти Аргези размышлял о своем статусе в межвоенный период, создав драматическую картину:

«[...] какое-то время все культурные учреждения были связаны против моего письма: университет, академия, поэты, пресса, полиция, суды, цензура, жандармерия и даже самые близкие коллеги».

Его политические взгляды в то время были более сложными, и он продолжал сотрудничать с левыми журналами, такими как Dimineaa и Adevărul, выражая при этом стойкие монархические взгляды и поддержку короля Кароля II. Согласно некоторым взглядам, Аргези проявил симпатию к Железной гвардии к концу 1930 года (его стихотворение « Фат-Фрумос» считалось данью уважения лидеру движения Корнелиу Зелеа Кодряну, убитому в конце 1938 года). Эта точка зрения, которую особенно поддерживает эссеист Алекс Михай Стоэнеску, была оспорена литературным критиком Ионом Симуудем, который утверждал, что доказательства в ее поддержку носили спорадический и противоречивый характер.

Вторая Мировая Война

В 1939 году Аргези внезапно и тяжело заболел из-за радикулита. Сильная боль и загадочные причины вызвали большой интерес, и ходили слухи, что это беспрецедентная болезнь. После обследования (осложненного ятрофобией Аргези) некоторые ведущие врачи Румынии, в том числе Николае Г. Лупу, Джордж Эмиль Паладе и Константин Ион Пархон решили, что на седалищный нерв Аргези давило неизвестное тело. Думитру Багдасар назвал причину раковой опухолью, а Аргези прошел лучевую терапию - приговор и страдания заставили поэта сохранять растущую враждебность к Багдасару, которую он позже выразил в письменной форме. После периода ухудшения здоровья он неожиданно выздоровел.

Во время Второй мировой войны газета Informația Zilei занялась публикацией комментариев Аргези в качестве рубрики, названной в честь его бывшего журнала Bilete de Papagal. В 1943 году он опубликовал яростные фельетоны о румынском правительстве, его военном лидере Ионе Антонеску и о преданности Румынии нацистской Германии ( см. Румынию во время Второй мировой войны ). 30 сентября 1943 года Arghezi вызвало возмущение и политический скандал второстепенную, после получения бумаги, чтобы опубликовать его наиболее радикальной атаки, направленной на один посол Германии Манфред фон Freiherr Killinger - Baroane ( «Барон!» Или «Ты барон»). В центре сюжета - обвинения в политическом и экономическом доминировании:

«В моем саду распустился цветок, похожий на пухлую красную птицу с золотым ядром. Вы испортили его. Вы положили на него лапы, и теперь он засох. Моя кукуруза попала в колосья размером с берберские голуби. и ты сорвал их. Ты взял плоды из моего сада на телеге и ушел, ты был с ними. Ты положил перо с его десятками тысяч ноздрей на утесы моих источников воды, и ты выпил их из их глубин и ты их осушил. Болота и слюни - вот что ты оставляешь после себя в горах и желтую засуху на равнинах - и из всех птиц с поющими языками ты оставляешь меня с стаями грачей ».

Власти конфисковали все выпуски, а автор был заключен без суда в тюрьму в пенитенциарном лагере недалеко от Тыргу-Жиу, где также были заключены коммунистические политические лидеры Георге Георгиу-Деж, Николае Чаушеску и Ион Георге Маурер. Он был освобожден в 1944 году, всего через несколько дней после августовского переворота, который привел к падению режима Антонеску.

Аргези и коммунистический режим

Спорный интеллектуал, Аргези имел нестабильные отношения с недавно установленным коммунистическим режимом. Хотя он был удостоен нескольких литературных премий в период советского перехода к народной республике, он стал резким критиком цензуры и государственного контроля в СМИ, подобного агитпропу, и вскоре после коммунистического режима стал мишенью как декадентский поэт. к власти пришли республиканские институты с преобладанием республиканских институтов (1948). В серии статей, написанных Мироном Раду Параскивеску и Сорином Тома (сыном сталинского литературного деятеля Александру Тома ) официальным голосом Коммунистической партии Румынии, Scînteia, его работы описывались как происходящие из «жестокого безумия» Аргези, названного его стиль «патологическое явление» и изображал автора как «главного поэта румынской буржуазии »; статьи были хэдлайнерами Poezia Putrefacţiei Сау Putrefacţia Poeziei ( «Поэзия Decay или Decay поэзии», ссылаясь на Карла Маркса «S Нищета философии - название которого в свою очередь, издевались Прудон » s Философия Misery).

Почтовая марка Аргези (1980 г.)

Писателю пришлось уйти от общественной жизни, проведя большую часть этих лет в доме, который он владел в Вакэрешти, Бухарест, который он называл Мэрцишор (имя, которое он носит до сих пор); его главный источник дохода был обеспечен продажей урожая вишни, возвращенного окружающим участком.

Однако, когда Георге Георгиу-Деж, который также был заключенным в пенитенциарном лагере недалеко от Тыргу-Жиу, укрепил свою власть над государством и партией после 1952 года, Аргези был обнаружен как актив нового, более «национального» тона режима. - как и несколько других подвергшихся цензуре деятелей культуры, его посетил Мирон Константинеску, коммунистический активист, курировавший процесс реабилитации.

После реабилитации он стал получать многочисленные титулы и призы. Аргези был избран членом Румынской академии в 1955 году и отмечался как национальный поэт в свои 80 и 85 лет со дня рождения. Хотя он никогда не становился социалистическим реалистом, он адаптировал свои темы к требованиям - например, в Cântare Omului («Ода человечеству») и 1907 году. В 1965 году Аргези получил признание и за рубежом, получив Премию Гердера.

Таинственная болезнь Аргези вновь обострилась с теми же симптомами в 1955 году, и он был быстро интернирован на попечение Иона Фэгэрэцану. У него была диагностирована хроническая инфекция, которая возникла в результате операции, перенесенной в 1934 году, в результате чего образовался абсцесс в области поясничных позвонков ; он был освобожден вскоре после завершения курса лечения, включающего инъекции стрептомицина.

Он умер и был похоронен в саду своего дома рядом со своей женой Парашивой в 1967 году (она умерла в предыдущем году) с грандиозной помпой и похоронами, организованными представителями коммунистической партии. В его доме сейчас музей. Им управляла его дочь Мицура до ее смерти в 2015 году. У Аргези и Параскивы также был сын, известный как Барушу, но на самом деле его звали Иосиф.

Работа Аргези

Аргези, пожалуй, самая яркая фигура румынской литературы межвоенного периода и один из крупнейших поэтов 20 века. Свежесть его словарного запаса представляет собой наиболее оригинальный синтез традиционных стилей и модернизма. Он оставил после себя обширное творчество, которое включает стихи, романы, эссе, публицистику, переводы и письма.

Влияние его произведений на румынский поэтический язык было революционным, поскольку он создал необычные лирические структуры, новые поджанры в прозе, такие как поэтический роман, «таблетка» ( tableta) и «билет» ( biletul). Он преуспел в мощных и лаконичных формулировках, шокирующее значение которых он использовал, чтобы поразить ленивое или конформистское мышление, и его сочинения изобилуют парадоксами, а также метафизическими или религиозными аргументами. Доказывая ведущую роль сатирического жанра на протяжении всей литературной карьеры Аргези, Джордж Кэлинеску утверждал, что он стал фактором, способствующим большей части его поэзии и прозы.

Arghezi вновь созданы эстетические из гротеска, и экспериментов по длине с просодией. В большей части своей поэзии (особенно в своих Flori de mucigai и Hore) Аргези также основывался на традиции использования сленга и арго, создавая атмосферу, которая, по словам Кэлинеску, напоминала вселенную Антона Панна, а также Сальваторе. Ди Джакомо и Чезаре Паскарелла. Он ввел словарь преднамеренного уродства и упадка с явной целью расширить границы поэтического языка, главной темы в его Cuvinte Potrivite ; тем не менее, другая половина поэтической вселенной Аргези была сферой семейной жизни, детства и небольших знакомых пространств, представленных в мельчайших подробных стихах. В эпоху, когда идея невозможности общения была в моде, он противостоял своим современникам, твердо веря в способность письменного слова передавать идеи и чувства - Тудор Виану описал его как «борющегося поэта, подчиняющегося нападений, а также их возвращения ".

Несмотря на его связь с коммунистическим режимом, Аргези широко известен как крупный литературный деятель. Его работы на протяжении десятилетий традиционно были в учебниках румынской литературы.

В культурной ссылке

Помимо различных эскизов, которые Аргези нарисовал самого себя, его портрет был нарисован разными художниками, с которыми он встречался или с которыми подружился. Примерно в 1910 году он был включен в групповые портреты Ари Мурну и Камила Рессу, оба из которых изображали литературное общество, сформировавшееся вокруг кафе Kübler в Бухаресте. Абстрактное изображение Arghezi, показывая ему, как фигуру с охотником случае -образной головой, и сидят на электрическом стуле, было опубликовано MH Maxy. Незадолго до смерти Аргези и его жена были изображены маслом на картине Корнелиу Бабы.

Тудор Аргези несколько раз изображался в румынских фильмах : в 1958 году Григоре Василиу Бирлич сыграл главную роль в « Дои Вечини» Аргези (персонаж, в основе которого лежит автор); Одноименный фильм, основанный на жизни Штефана Лучяна, был выпущен в 1981 году с Флорином Кэлинеску в главной роли в роли Аргези.

Присутствие в англоязычных антологиях
  • Завет - Антология современных румынских стихов / Завет - Antologie de Poezie Română Modernă - Двуязычное издание на английском и румынском языках - Даниэль Ионицэ (редактор и переводчик) с Евой Фостер и Даниэлем Рейно - Издательство Minerva 2012 и 2015 (второе издание) - ISBN   978-973 -21-1006-5
  • Завет - Антология румынских стихов - Американское издание - одноязычное издание на английском языке - Даниэль Ионицэ (редактор и главный переводчик) с Евой Фостер, Даниэлем Рейно и Рошель Бьюс - Австралийско-румынская академия культуры - 2017 - ISBN   978-0-9953502-0 -5
  • Родился в Утопии - антология современной румынской поэзии - Кармен Фиран и Пол Дору Мугур (редакторы) с Эдвардом Фостером - издатели Talisman House - 2006 - ISBN   1-58498-050-8
Примечания
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-19 08:58:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте